ТЕМА 1 «УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ОРГАНИЗАЦИИ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система управления персоналом органиизации
Advertisements

Управление персоналом – это целенаправленная и совместная деятельность состава руководства организации. К нему относятся руководители предприятия, а также.
ДВГУПС ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ». ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КВАЛИФИКАЦИЯ:
Основные подходы к организации службы управления персоналом Структура персонала организации – это совокупность отдельных групп работников, объединенных.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ СПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И.Г. Орлова Челябинский.
УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ МАОК Преподаватель: Грабовский А.Е.
ГРУППА КОМПАНИЙ «ТРАЙПЛ» Руслан Тарусин Заместитель генерального директора по управлению персоналом и организационному развитию.
Построение системы внутрикорпоративного обучения Докладчик: Токарева Галина Анатольевна.
Управление персоналом как система Тема 2. Основные вопросы 2.1. Основы системного подхода к управлению персоналом Механизм управления персоналом.
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
УПРАВЛЕНИЕ КАРЬЕРОЙ В ОРГАНИЗАЦИИ. это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и.
Эффективность взаимодействия между бизнес - структурами внутри холдинга HR в крупных холдинговых производственных структурах Предоставлено Владиславой.
УПРАВЛЕНИЕ КАРЬЕРОЙ В ОРГАНИЗАЦИИ. это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и.
Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Управление персоналом»
Основные направления перестрои ̆ ки работы кадровых служб в современных условиях.
Маркетинг персонала. «Маркетинг персонала – вид управленческой деятельности, направленной на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами.
. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
1 Основы управления персоналом Факультет бизнеса и экономики Автор-составитель: О.П. Ходенкова ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет»
ООО «Асстрал». Адаптация персонала Адаптация происходит от лат. adaptatio- приспособление, это процесс приспособления сотрудника к изменяющимся условиям.
«Управление процессом введения ФГОС ДО в дошкольном учреждении в рамках реализации управленческого проекта»
Транксрипт:

ТЕМА 1 «УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ОРГАНИЗАЦИИ»

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ПЕРСОНАЛ КАДРЫ

ПОНЯТИЕ «ПЕРСОНАЛ» Основные признаки: – наличие трудовых взаимоотношений с работодателем – обладание определенными качественными характеристиками – целевая направленность деятельности

ПОНЯТИЕ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ» Специфические черты: – эмоционально-осмысленная реакция на управление – способность к постоянному совершенствованию и развитию – сознательный выбор определенного вида деятельности

КАТЕГОРИИ ПЕРСОНАЛА РУКОВОДИТЕЛИ (высшего, среднего, нижнего уровня) СПЕЦИАЛИСТЫ (функциональные, инженеры) СЛУЖАЩИЕ РАБОЧИЕ (основные, вспомогательные)

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИИ УЧР В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Давление рынка («война за таланты») Государственное регулирование Деятельность профсоюзов Развитие транснациональных корпораций Рост жизненного уровня и самосознания работников

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИИ УЧР В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Рост численности персонала Возрастающая сложность организационных структур Развитие корпоративной культуры

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ Управление человеческими ресурсами (обеспечение решения задач активной адаптации компании во внешней среде и производственно- коммерческой деятельности) Управление производственно- коммерческой деятельностью (решение задач, вытекающих из требований потребителей и внешней среды) Управление ориентацией компании во внешней среде и рынке (стратегия, маркетинг, инвестиции)

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Стратегическая цель (увеличение доли рынка) Финансы (рост продаж, реализации) Клиенты (лояльность клиентов) Внутренние бизнес-процессы (скорость и качество выполнения заказов) Человеческие ресурсы (высокая квалификация и производительность труда персонала)

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ УЧР ОРГАНИЗАЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕЕ БИЗНЕСА ПЕРСОНАЛОМ, СООТВЕТСТВУЮЩИМ СТРАТЕГИИ И РЕШАЕМЫМ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ТАКТИЧЕСКИМ ЗАДАЧАМ, КАК ПО СОВОКУПНОСТИ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ И УМЕНИЙ, ТАК И ПО ЧИСЛЕННОСТИ

МЕНЕДЖЕР ДЛЯ ПЕРСОНАЛА Старается, как может, ибо «все для людей» Условия труда для эффективности работы необходимо обеспечить самые благие – уют, комфорт, обеды, транспорт, бесплатный кофе- чай Сплочение коллектива для повышения эффективности внутрифирменных коммуникаций - корпоративные праздники, дни рождения, юбилеи Активный отдых за счет компании – путевки, спортзалы, походы в кино Становится лучшим другом персонала – ему рассказывают все проблемы, сомнения, идеи Ходатайствует перед руководством о выделении все новых ресурсов. Со временем принимает сторону коллектива во всех взаимных требованиях персонала и руководства Жизнь в компании становится все комфортнее и комфортнее и напоминает загородный клуб

МЕНЕДЖЕР ПО ПЕРСОНАЛУ Цель – обеспечить эффективное использование сотрудников Эффективное использование предполагает, что ничего не дается и не пропадает даром Менеджер по персоналу, в отличие от менеджера для персонала, всегда стоит на стороне эффективности, а это, как правило, позиция руководства Всегда поддерживает руководство, а не противостоит ему в отстаивании коллектива своего права на безделье К хорошему менеджеру по персоналу обращаются заискивающе и не любят за то, что он не дает напрасно тратить время и деньги компании для удовольствия работников

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ 1. Подбор и формирование квалификационной структуры и численности персонала 2. Стимулирование персонала на эффективную деятельность 3. Развитие персонала в соответствии со стратегией развития организации

ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ Human Resource Management (HRM) – комплексная деятельность, увязывающая все аспекты работы с персоналом с основными целями и задачами компании

СТРУКТУРА ФУНКЦИЙ УЧР 2. Формир ование кадрового состава 3. Орган изаци я труда 4. Обучение и развит ие 5. Мотива ция и стимулирование 6. Услов ия и охрана труда 7. Социаль но- бытовое обеспечение 8. Коммуника ции и корпоративная культура 9.Информационно-аналитическая работа по персоналу 10. Методическое и организационное обеспечение работы с персоналом 1. Разработка политики управления человеческими ресурсами

БЛОК 1. РАЗРАБОТКА ПОЛИТИКИ УЧР Участие в разработке корпоративной стратегии и организационной структуры Определение общих принципов работы с персоналом Построение организационной структуры управления человеческими ресурсами Анализ кадровой ситуации в организации Планирование работы с персоналом Взаимодействие с внешними организациями (аутсорсинг) Анализ и оптимизация затрат на персонал Формирование и ведение бюджета функции УЧР (в т.ч. фондов оплаты труда и социальных компенсаций)

БЛОК 2. ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО СОСТАВА Определение потребности организации в персонале Профилирование позиций (разработка требований к должности, моделей компетенций) Выбор источников привлечения персонала Использование гибких форм занятости Найм и отбор персонала (процедуры, методы) Работа с компаниями, специализирующимися на подборе различных категорий персонала Трудовые контракты (порядок заключения, содержание, процедура расторжения) Введение в должность, работа с вновь принятыми (адаптация персонала) Внутренние переводы и перемещения персонала Увольнения и сокращения

ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО СОСТАВА (актуальные задачи) Подбор персонала, соответствующего стратегическим целям и задачам организации Подбор персонала, соответствующего стратегическим целям и задачам организации «Война за таланты» «Война за таланты» Удержание персонала (разработка системы адаптации и продвижения персонала в организации) Удержание персонала (разработка системы адаптации и продвижения персонала в организации) Организация прямого поиска специалистов редких профессий или управленцев высшего звена (Executive Search, Headhunting) Организация прямого поиска специалистов редких профессий или управленцев высшего звена (Executive Search, Headhunting) Организация системы подбора и найма специалистов в сеть региональных филиалов / отделений организации Организация системы подбора и найма специалистов в сеть региональных филиалов / отделений организации Ориентация на привлечение временного персонала («лизинг», аутстаффинг) Ориентация на привлечение временного персонала («лизинг», аутстаффинг) Оптимизация численности персонала (сокращения работников) Оптимизация численности персонала (сокращения работников) Многоэтапная процедура отбора персонала Многоэтапная процедура отбора персонала Испытательный срок при приеме на работу Испытательный срок при приеме на работу

БЛОК 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА Разработка положений о подразделениях Определение функциональных обязанностей работников (разработка должностных инструкций) Формирование команд (рабочих групп) Обеспечение текущего контроля работы персонала, контроль соблюдения трудовой и исполнительской дисциплины Определение и поддержание распорядка и режима работы (разработка ПВТР)

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (актуальные задачи) Оптимизация организационной структуры, уточнение и изменение статуса структурных подразделений Оптимизация организационной структуры, уточнение и изменение статуса структурных подразделений Профилирование позиций, аттестация рабочих мест/должностей Профилирование позиций, аттестация рабочих мест/должностей Использования новых гибких методов и технологий работы Использования новых гибких методов и технологий работы Разработка системы экономической ответственности сотрудников за результаты работы (индивидуальные и коллективные) Разработка системы экономической ответственности сотрудников за результаты работы (индивидуальные и коллективные) Периодическая комплексная оценка (аттестация) персонала по показателям результатов работы Периодическая комплексная оценка (аттестация) персонала по показателям результатов работы

БЛОК 4. ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ Периодическая оценка значимости различных квалификаций / компетенций для организации Организация системы обучения (вводного обучения, переобучения, повышения квалификации, стажировок) Организация самообразования и развития работников Управление карьерой Проведение оценки и аттестации персонала (в т.ч. оценка потенциала)

ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (актуальные задачи) Приведение человеческих ресурсов в соответствие со стратегическими планами развития организации Приведение человеческих ресурсов в соответствие со стратегическими планами развития организации Разработка программы развития персонала Разработка программы развития персонала Формирование кадрового резерва Формирование кадрового резерва Оценка эффективности системы и затрат на обучение персонала Оценка эффективности системы и затрат на обучение персонала Развитие системы наставничества, менторинга и коучинга в организации Развитие системы наставничества, менторинга и коучинга в организации Создание корпоративного университета Создание корпоративного университета

БЛОК 5. МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ Определение и анализ структуры трудовой мотивации работников Разработка системы стимулирования персонала Создание конкурентоспособного компенсационного пакета Оплата труда (принципы, формы, уровень, пропорции, показатели, критерии) Социальные трансферты (социальный пакет) Другие (неденежные) формы стимулирования Управление фондом оплаты труда и социальных компенсаций

МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ (актуальные задачи) Разработка и внедрение общей компенсационной политики компании Разработка и внедрение общей компенсационной политики компании Разработка системы стимулирования: использование различных видов стимулов, стимулирование различных видов трудового поведения Разработка системы стимулирования: использование различных видов стимулов, стимулирование различных видов трудового поведения Разработка системы оплаты труда: определение принципов; определение величины ФОТ и размера оплаты конкретных профессиональных групп; определение структуры заработка; построение шкал оплаты Разработка системы оплаты труда: определение принципов; определение величины ФОТ и размера оплаты конкретных профессиональных групп; определение структуры заработка; построение шкал оплаты Оплата по результатам: с учетом производительности и качества работы Оплата по результатам: с учетом производительности и качества работы Особенности оплаты труда отдельных категорий работников: топ-менеджеров; сотрудников офисных подразделений; работников службы продаж; рабочих и др. Особенности оплаты труда отдельных категорий работников: топ-менеджеров; сотрудников офисных подразделений; работников службы продаж; рабочих и др. Разработка и мониторинг социального пакета Разработка и мониторинг социального пакета

БЛОК 6. УСЛОВИЯ И ОХРАНА ТРУДА Обеспечение условий труда на рабочих местах Обеспечение условий для отдыха Организация питания Обеспечение доставки персонала на работу и с работы Обеспечение техники безопасности (организация работы, обеспечение спецодеждой и униформой, индивидуальными средствами защиты) Организация страхования работников (включая медицинское)

БЛОК 7. СОЦИАЛЬНО- БЫТОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Управление системой отпусков Управление пенсионным обеспечением. Определение перечня социально-бытовых потребностей работников, в удовлетворении которых будет участвовать организация: - детские учреждения - жилье - физкультура и спорт, клубная деятельность, другие формы организации досуга - другие Предоставление ссуды (кредита) на льготных условиях

БЛОК 8. КОММУНИКАЦИИ И КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА Информирование работников Обеспечение обратной связи – оценка работниками политики и действий руководства Сбор и внедрение предложений работников Предупреждение и разрешение конфликтов Подготовка и проведение праздников, корпоративных мероприятий Взаимодействие с органами, представляющими интересы работников Социально-психологическая диагностика

БЛОК 9. ИНФОРМАЦИОННО- АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПЕРСОНАЛУ Ведение документации по персоналу: - осуществление процедур кадрового учета и делопроизводства - ведение, учет и хранение личных дел и трудовых книжек сотрудников - документальное оформление и учет командировок, отпусков, больничных листов, поощрений и взысканий сотрудников - ведение статистики внутренних и внешних кадровых изменений, состава и использования персонала - ведение табельного учета - ведение воинского учета Сбор, систематизация и анализ информации по рынку труда Подготовка аналитических записок, отчетов Статистика персонала Информирование руководителей организации

БЛОК 10. МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ Сбор и систематизация нормативно-законодательной документации Доработка и обновление внутрифирменных методических и организационных документов Формирование пакета стандартных форм для кадрового документооборота Ведение базы данных по организационной структуре компании и сопровождение структурных изменений Приобретение и освоение методик, тестов, персонал- технологий, баз данных, программ Обучение сотрудников службы УЧР Организация работы службы УЧР

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РОЛЬ И МЕСТО КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНИЗАЦИИ Стратегические цели организации Специфика деятельности (направления бизнеса) Стадия развития (этап жизненного цикла) организации Участие руководителя кадровой службы в управлении организацией (статус руководителя) Степень доверия руководства организации к руководителю кадровой службы

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РОЛЬ И МЕСТО КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНИЗАЦИИ (2) Численность персонала организации Приоритетные направления работы с персоналом Накопленный финансовый, кадровый и интеллектуальный капитал Уровень специальных знаний сотрудников кадровой службы

РОЛИ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ КАК ПАРТНЕРА БИЗНЕСА Стратегический партнер Агент изменений Администратор Защитник интересов сотрудников

СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ КАК ШТАБНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ СТРУКТУРНО ПОДЧИНЕНА ОБЩЕМУ РУКОВОДСТВУ КОМПАНИИ

СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ СТРУКТУРНО ПОДЧИНЕНА ВЫСШЕМУ РУКОВОДСТВУ КОМПАНИИ

СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ВКЛЮЧЕНА В РУКОВОДСТВО КОМПАНИЕЙ

КТО РЕАЛИЗУЕТ ФУНКЦИИ УЧР В ОРГАНИЗАЦИИ? Конкретный специалист (менеджер по персоналу) Специализированное структурное подразделение (кадровая служба) Внешние исполнители (консультанты, кадровые агентства, оценочные центры, тренинговые компании)

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЧИСЛЕННОСТЬ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ Размер организации Специфика деятельности Специфика решаемых задач Существующие традиции Финансовые ресурсы Стадия развития организации

ПРЕМИИ «HR-БРЕНД 2006 ГОДА» Производство (Объединенная металлургическая компания) Маркетинг, реклама и PR (Vector Market Research) Информационные технологии, Интернет (Microsoft Corporation) Услуги, бизнес-услуги (PricewaterhouseCoopers) Добыча, обработка сырья (Шелл Эксплорейшн энд Продакшн Сервисиз (Россия)) Розничные сети (LOreal) Медицина, фармацевтика (Глаксо СмитКляйн) Туристический и ресторанный бизнес (АРПИКОМ) Финансы и страхование (Тройка Диалог) Телекоммуникации, связь (Вымпелком) СМИ, медиа (Gameland) Строительство и недвижимость (Паркет Холл) Автомобильный бизнес (Атлант-М)