Новые образовательные результаты учащихся в ФГОС Кудинов Владимир Валерьевич, доцент кафедры педагогики и психологии ГОУ ДПО ЧИППКРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Advertisements

Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Психологические особенности подросткового возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
личностные, метапредметные, предметные. 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
МОУ «Конёвская СОШ 25» г.Балахна. Выступление на педсовете. (по ФГОС второго поколения). Учитель начальных классов: Пахомова Надежда Николаевна, учитель.
Фундаментальное ядро содержания общего образования как содержательно- методологическая основа стандартов общего образования.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО. 2 Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны.
Кандидат исторических наук Татьяна Владимировна Мжельская Мжельская.
МОБУ «Янинская СОШ» Педагогический совет Тема: Из опыта работы педагогов по проектной деятельности 15 апреля года.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Тест-опросник к ФГОС НОО 1. Сайт МБОУ ДПОС ЦОРО educoroang.ru 2.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Транксрипт:

Новые образовательные результаты учащихся в ФГОС Кудинов Владимир Валерьевич, доцент кафедры педагогики и психологии ГОУ ДПО ЧИППКРО

Новые образовательные результаты учащихся в ФГОС 1. Назначение и функции ФГОС. 2. Новые образовательные результаты учащихся. 3. Понятие деятельности 4.Системно-деятельностный подход и новая образовательная парадигма 5. Требования к результатам освоения основных образовательных программ. 6. Учет индивидуально-психологических особенностей учащихся в проектировании деятельности учителя

Назначение и функции ФГОС Информация по ФГОС и его введению Введение ФГОС на территории Челябинской области

Апробация ФГОС НОО в учебном году Количество муниципаллитетов школ классов (педагогов) Учащихся 2 классы классы Итого: Из выступления Т. В. Абрамовой

Введение ФГОС НОО с 1 сентября 2010 года Из выступления Т. В. Абрамовой Количество муниципаллитетов школ классов (педагогов) Учащихся 1 классы

Доля школьников, обучающихся по стандартам второго поколения Из выступления Т. В. Абрамовой в режиме апробации – 1,76 % второклассников и третьеклассников в режиме функционирования – 10 % первоклассников

Не приняли участие в апробации и введении ФГОС НОО Из выступления Т. В. Абрамовой Локомотивный городской округ; Аргаяшский муниципалльный район; Чебаркульский муниципалльный район

Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в том, что суть его идеологии составляет переход от минимизированного подхода к конструированию образовательного процесса на основе принципа фундаментальности образования, что и фиксируется термином «Фундаментальное ядро содержания образования». Подобный переход изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса.

Теоретическая основа Фундаментального ядра общего образования идеи «ядра» и «оболочки» школьных курсов (А. И. Макушевич); выделение «объема знаний» по предмету (А. Н. Колмогоров); культурологического подхода к формированию содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский); системно-деятельностный подход (Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов).

10 Основная цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Проблемы России Стратегия 2020 Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

11 Основы школьного стандарта Научная основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания общего образования. Системно-деятельностный подход Стратегия Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Общественный договор – социальный запрос семьи, общества и государства Общественный договор – социальный запрос семьи, общества и государства Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

Портрет выпускника любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные ценности; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе России; креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни; владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность; осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни; подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, ее нравственные основы. Педагогика, 5, 2010, с

Портрет учителя патриот, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России; носитель традиционных ценностей России и гражданского общества, пример образцового поведения в обществе; личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций; профессионал, владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать его в образовательной деятельности; педагог, способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективной коммуникации в поликультурной среде; личность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями; квалифицированный пользователь ИКТ. Педагогика, 5, 2010, с

Стандарты должны выступить: инструментом организации и координации системы образования; средством обеспечения единства и преемственности; фактором регулирования взаимоотношений субъектов системы образования и государства и общества; одним из ориентиров создания современной инфраструктуры образования

Основные функции стандарта обеспечение права на полноценное образование; обеспечение единства образовательного пространства страны; обеспечение преемственности; критериально-оценочная; повышение объективности оценивания.

Задание 1 Определить взаимосвязь между Концепцией ФГОС и основными документами в образовательной политике: Концепцией социально-экономического долгосрочного развития РФ Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» Проектом Системы гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Общественный договор

Стандарты – социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством 17 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность

Согласование запросов участников образовательного процесса в начальном общем образовании как основание общественного договора Готовность делегировать школе организацию досуга во второй половине дня 2007 год Родители первоклассников Родители четвероклассников

Согласование запросов участников образовательного процесса в начальном общем образовании как основание общественного договора Готовность делегировать школе организацию досуга во второй половине дня 2008 год Родители первоклассников Родители четвероклассников

Основные приоритеты В группе родителей 1. Потребность в сохранении и укреплении здоровья детей. 2. Потребность в физической и психологической безопасности ребенка. 3. Потребность в мотивирующем обучении (ориентированном не на трансляцию знаний и не на формирование навыков, а на поощрение и стимулирование интереса). 4. Потребность в эффективном взаимодействии со школой. В группе учителей 1. Потребность в сохранении и укреплении здоровья детей. 2. Потребность в мотивирующем обучении. 3. Информационные потребности (запрос на развитие способности работать с информацией, потребность научить учиться). 4. Потребность в гуманитаризации образования, в усилении блока гуманитарного, социального и эстетического компонента в начальной школе. 5. Потребность в более тесном сотрудничестве с родителями.

Задание 2 Разработка Договора о предоставлении общего образования муниципалльными и государственными общеобразовательными учреждениями А.М. Кондаков об общественном договоре (Утро с В. Соловьевым)

Новые образовательные результаты учащихся Предметные результаты – усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам

Достижение образовательных результатов происходит в различных видах деятельности и при овладении универсальными учебными действиями

Деятельность Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности (Педагогический энциклопедический словарь под редакцией Б.М. Бим-Бада, с 68)

Варианты В настоящее время в научной литературе наиболее представлены три варианта деятельностного подхода: методологический (Л. П. Буева, М. В. Демин, В. Н. Сагатовский, В. С. Швырев, Э. Г. Юдин и др.), психологический (К. А. Абульханова-Славская, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др.), педагогический (К. М. Дурай-Новакова, В. А. Канн-Калик, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин и др.).

Деятельностный подход в педагогике: дает возможность рассмотреть основные компоненты деятельности педагога и его воспитанника с единых методологических позиций и тем самым раскрыть природу их взаимодействия; позволяет изучить специфические особенности деятельности всех участников педагогического процесса через проекцию общих концептуальных положений теории деятельности на педагогическую область; обязывает признать важнейшим фактором развития личности воспитанника специальным образом подобранную деятельность; определяет процесс образования как непрерывную смену различных видов деятельности; выстраивает педагогический процесс в соответствии с компонентами деятельности педагога

Теория деятельности Структура деятельности – это совокупность и взаимосвязь действий, осуществяемых с момента принятия цели до ее достижения. Действие – это относительно законченный элемент деятельности, выступающий ее структурным элементом в процессуальном понимании

Теория деятельности Учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий (Д.Б. Эльконин, Избранные психологические труды)

Системно-деятельностный подход 1985 год Системно-деятельностный подход является попыткой объединения системного и деятельностного подходов А. Г. Асмолов

Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов Подход к построению стандартов второго поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Глоссарий сайта ФГОС

Парадигмы образования Когнитивная Цель образования – знания, умения, навыки Источник знаний – учитель Формирование познавательной мотивации и познавательной способности Учебный предмет – «проекция» науки Учебный материал – дидактически интерпретированные научные знания Основная категория – учебная деятельность Критерий эффективности – знания, умения, навыки Когнитивный (cognitio – «знание») – относящийся к познанию только на основе мышления

Парадигмы образования Личностно- ориентированная Развитие активности и самостоятельности Системообразующий фактор – уникальная и неповторимая личность учащегося Отношения – субъект-субъектные Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить Ф. А. В. Дистервег

Парадигмы образования Функционалистская Образование – социокультурная технология (должно готовить нужные кадры) Личность принимает часть некоторых функций общества Цель – подготовка личности к профессиональному труду

Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма Основы парадигмы: Развивающее обучение (Л. С. Выгодский и др.) Теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина) Личностно-ориентированное образование (И. С. Якиманская) Школа диалога культур (В. С. Библер)

Основные задачи образования как института социализации Приобщение нового поколения детей, подростков и молодежи к ведущим ценностям отечественной культуры Овладение универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности Уменьшение вероятности рисков социальной дезадаптации и нарушений здоровья подрастающего поколения

Универсальные учебные действия «Умение учиться» Универсальные учебные действия – совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

ФУНКЦИИ: обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Универсальные учебные действия

ВИДЫ : личностные регулятивные познавательные коммуникативные

Личностные УУД Самоопределение Смыслообразование Нравственно-эстетическая ориентация

Регулятивные УУД Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Оценка Саморегуляция

Познавательные УУД Общеучебные Логические Постановки и решения проблемы

Коммуникативные УУД Планирование сотрудничества Постановка вопросов Разрешение конфликтов Управление поведением партнеров Выражать свои мысли Владение монологической и диалогической формами речи

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ 1. Представляют собой описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, семейными, общественными и государственными потребностями. 2. Задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждой ступени школьного образования.

ЗНАЧЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НОРМАТИВНАЯ БАЗА для организации и осуществления образовательного процесса в школе; ОРИЕНТИР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ программ, учебно- методических и дидактических материалов; ОСНОВА ДЛЯ НОРМИРОВАНИЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ условий осуществления образовательного процесса.

ЗНАЧЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (продолжение) ОСНОВА ДЛЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ выпускников ВАЖНЫЙ ФАКТОР АТТЕСТАЦИИ работников системы общего образования; ОСНОВА ДЛЯ АККРЕДИТАЦИИ учреждений общего образования; КРИТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ОЦЕНКИ состояния и тенденций развития системы общего образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОЦЕНКЕ В ХОДЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ способности к решению учебно-практических задач на основании: – системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; – умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенных способов деятельности; – коммуникативных и информационных умений.

РЕЗУЛЬТАТЫ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ ОЦЕНКЕ В ХОДЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ценностные ориентации выпускника характеристика социальных чувств индивидуальные психологические характеристики личности

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. универсальные учебные действия овладение ключевыми компетенциями умения учиться метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (на примере ФГОС начального образования)

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ООП НОО ДОЛЖНЫ ОТРАЖАТЬ: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ООП НОО ДОЛЖНЫ ОТРАЖАТЬ: 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ООП НОО ДОЛЖНЫ ОТРАЖАТЬ:

использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ООП НОО ДОЛЖНЫ ОТРАЖАТЬ:

ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ ФИЛОЛОГИЯ Русский язык. Родной язык Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке Иностранный язык МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР) ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ ИССКУСТВО Изобразительное искусство Музыка ТЕХНОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ООП НОО

Должна учитываться готовность к решению учебно- практических и учебно-познавательных задач на основе: системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии; обобщенных способов деятельности, умений в учебно- познавательной и практической деятельности; коммуникативных и информационных умений; системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни. При итоговой оценке качества усвоения ООП НОО

Задание 3 Проектное задание Работа с образовательными результатами учащихся

Задание 4 Посмотрите программу «Судите сами» (Школа. Большие перемены) О каких образовательных результатах идет речь? Каковы основные идеи ФГОС среднего (полного) общего образования? С чем Вы согласны (не согласны)? Почему?

Учет индивидуально-психологических особенностей учащихся в проектировании деятельности учителя Гендер Тип темперамента Полушарие Каналы восприятия Ведущая деятельность

Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. дангл.лат.пол

Темперамент Темперамент - врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде

Меланхолик Холерик Флегматик Сангвиник

Латерализация головного мозга

Периодизация Д.Б. Эльконина Возрастной период Ведущая деятельность Направление ведущей деятельности Какая сфера психики преимущественно развивается Новообразования возраста Младший школьный возраст (7-11 лет) Учение На начало познания наук Интеллектуально- познавательная сфера Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия Подростков ый возраст (11-15 лет) Интимно- личностное общение в процессе обучения организационно -трудовой деятельности На познание системы отношений в различных ситуациях Личностная (потребностно- мотивационная) Стремление к «взрослости». Самооценка. Подчинение нормам коллективной жизни Старший школьный возраст (15-17 лет) Учебно- профессиональ ная На познание профессии Познавательная Мировоззрение. Профессиональн ые интересы