Методическое пособие Нетрадиционные уроки математики в школе первой ступени (теория и практика)
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. Китайская пословица
Структура методического пособия 1 раздел - методические рекомендации для начинающих учителей начальных классов по проведению нетрадиционных уроков математики 2 раздел - подборка заданий к нетрадиционным урокам математики в школе первой ступени 3 раздел - примерные конспекты нетрадиционных уроков математики различных видов для учащихся 1-4 классов
Активные методы и приемы обучения опорные схемы мозговой штурм постановка проблемных вопросов интенсивный опрос коммуникативная атака игровые моменты
Творческие принципы построения нетрадиционного урока активная деятельность учащихся на уроке поддержка альтернативности и множественности мнений занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока скрытая дифференциация учащихся
Основания для разработки проекта нетрадиционного урока опора на фантазию состязательно-игровая имитационная оригинальная организация учебного материала
Начало урока в разных типах организации Традиционный урок 1. Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, внешнего вида учащихся, организация внимания). 2. Мобилизующее начало урока 3. Актуализация знаний учащихся Нетрадиционный урок 1. Рифмованное начало урока 2. Начало урока с элементами театрализации; с эпиграфа к уроку; с высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока. 3. Начало урока с постановки 3. Начало урока с постановки учебной задачи, проблемного вопроса, создания проблемной ситуации.
Основные периоды разработки и проведения нетрадиционного урока подготовительный урок анализ
Этапы урока Первый этап является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению.
Этапы урока Второй этап Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.
Этапы урока Третий этап посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.
Виды нетрадиционных уроков Урок КВН проводится в форме соревнований между командами этапами урока являются задания для команд: разминка, практическое задание, поединок капитанов, физкультминутки.
Виды нетрадиционных уроков Урок-викторина проводится в форме индивидуальных соревнований для закрепления изученного материала
Виды нетрадиционных уроков Урок-путешествие (основные особенности) определение транспорта для путешествия перемещение со станции на станцию в сопровождении музыкальных заставок, игровых конкурсов, стихов включение в путешествие элементов ролевой игры
Виды нетрадиционных уроков Урок-сказка (основные особенности) урок начинается своеобразной присказкой переходы от одной задачи к другой содержат традиционные этапы усложнения заданий обязательное наличие костюмов, декораций, музыкального сопровождения
Виды нетрадиционных уроков Урок-игра (педагогические условия) учебные задания предлагаются таким образом, чтобы дети воспринимали их именно как задания, но при выполнении их играли продолжительность каждой игры не более 8-12 минут решение воспитательных задач: развитие речи, активизация внимания детей, развитие интереса к предмету, формирование творческой фантазии, нравственное воспитание
Нетрадиционные уроки раскрепощают взаимоотношения учителя и учащихся активизируют познавательную деятельность интенсифицируют взаимный обмен учащихся интеллектуальными, нравственными и эстетическими ценностями стимулируют каждого ученика работать на максимуме своих возможностей способствуют использованию в процессе обучения элементов романтизации, игры и соревнования расширяет рамки социального опыта, обеспечивают каждому ученику позиции субъекта деятельности утверждают атмосферу доверия к возможностям учащихся радостного переживания, а также гуманистический стиль общения между учителем и учащимися
Глоссарий Активные методы совокупность средств, способов, приемов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности. Актуальный – ( от лат. actualis – деятельный) важный, существенный для настоящего времени. Классификация - распределение по разрядам (классам) Личностные качества – это индивидуально проявляемые каждым отдельным человеком, только ему свойственные отношения к общим ценностям, придающие им личностный характер: культуре, творчеству, свободе, патриотизму и т.д. Методология- наука о методах, ориентированная на внутренние механизмы, логику движения и организацию учебного процесса. Нетрадиционный урок – импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.
Парадигма - устоявшаяся совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих набор типичных заданий и образцов решения научных и практических задач. Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Психологический настрой - эмоциональное состояние класса, в котором отражаются личные и деловые взаимоотношения членов ученического коллектива, определяемые их ценностями, моральными нормами и интересами. Цель – заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания учащихся. Цель обучения – создание специальных педагогических условий для развития и саморазвития личности при творческом освоении ею знаний, выработки собственных смыслов их понимания.