Основные способы словообразования в русском языке Подготовили : С. Аксёнова, Д. Паболкова, Д. Ерофеев.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Способы словообразования. Цель урока: изучить способы словообразования. Цель урока: изучить способы словообразования. Задачи урока: изучить основные способы.
Advertisements

Морфемика Словообразование. Приставочный способ Приставочный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову приставок.
Словообразование. Словообразование - это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка, то есть от чего и с помощью чего образовалось.
В 1. Словообразование. Порядок работы: 1) Разобрать слово по составу: окончание (нет окончания у наречий, деепричастий), корень суффиксы и приставки *(можно.
РУССКИЙ ЯЗЫК © Вишнякова Ольга Викторовна, 2010 РУССКИЙ ЯЗЫК Морфемика и словообразование Лексика и фразеология Морфология.
Как образуются слова в русском языке. Способы словообразования 1ПРИСТАВОЧНЫЙ. 2.СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 3.ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 4СЛОЖЕНИЕ БЕЗ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ.
В1. Определение способа словообразования При выполнении данного задания вам необходимо указать способ образования слова или из указанного предложения выписать.
ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ Автор – Садовникова Л.М., учитель школы 29 г. Смоленска.
Словообразование Презентацию подготовила Карлина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 37 г. Краснодара Материалы для подготовки.
Морфемный состав слова. Морфемный состав слова. Слова состоят ( или могут состоять ) из приставки, корня, суффикса, окончания. приставки корня суффикса.
Способы словообразования. Способ словообразования – Способ словообразования – более крупная, чем словообразовательный тип, единица классификации, объединяющая.
Словообразование как процесс создания новых слов Проект по русскому языку в 10 классе Каменский район МОУ СОШ с.Кобылкино Выполнила: Тинчурина Венера.

Состав слова и словообразование. Памятка по составу слова При разборе слова по составу следует определить часть речи, к которой относится слово Нужно.
Русский язык. Содержание Морфемика Морфемика Морфемика Приставка Приставка Приставка Корень Корень Корень Суффикс Суффикс Суффикс Основа Основа Основа.
Тема: Способы словообразования Цель: формирование навыков производить словообразовательный анализ слова, умения определять способ образования новых слов.
В1 ЕГЭ. Ещё раз о словообразовании. В1 Словообразование Обобщение.
Морфемика – наука, изучающая морфемный состав слова. Морфема – минимальная значимая единица языка. 1. Приставка. 2. Корень. 3. Суффикс. 4. Окончание. 5.
Является основным способом словообразования в русском языке. состоит преимущественно в добавлении к известным корням различных аффиксов, придающих словам.
{ Наречие. Словообразование наречий. Дыба В.С. ©.
Транксрипт:

Основные способы словообразования в русском языке Подготовили : С. Аксёнова, Д. Паболкова, Д. Ерофеев

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ это раздел науки о языке, который изучает, от чего и с помощью чего образованы или могут быть образованы слова. Новые производные слова в русском языке образуются тремя основными способами: А) морфологический способ; Б) сращение словосочетания в одно слово; В) переход из одной часты речи в другую; Г) сложение основ или слов.

морфологический способ суффиксальный префиксальный префиксально- суффиксальный бессуффиксный

1. Префиксальный способ словообразования выражается в прибавлении приставки(префикса) к слову, которое выступает в роли производящей основы. Примеры: писать Вписать внук ПРАвнук, общественый АНТИобщественыЙ модный СВЕРХмодный всегда НАвсегда

2. Суффиксальный способ словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе суффикса. Примеры: желтый желтОК, мечтать мечтаТЕЛЬ, глаз глаз Ной, красный краснЕТЬ, красивый красивО два двоЕ

3. Приставочно-суффиксальный способ словообразования заключается в одновременом присоединении к производящей основе приставки и суффикса. Примеры: город ПРИгород Ный, звук ОзвучИТЬ, пятеро ВпятерОМ, плотный ВплотнУЮ, свеча ПОДсвечНИК мечтать РАЗмечтатьСЯ

4. Бессуффиксный способ применяется только при образовании имен существительных от некоторых глаголов и имен прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется. Примеры: синий синь входить вход переходить переход

5. Сложение: 1. Путем сложения слов, например: школа- интернат, диван-кровать; 2. Путем сложения слов с помощью соединительных гласных о и е, например: пар + возить = паровоз, лес + степь = лесостепь; 3. Путем сложения сокращеных слов, например: медицинская сестра - медсестра, половина дыни - полдыни; 4. Путем сложения начальных букв слов, например: Российская Федерация - РФ;

6. Переход из одной часты речи в другую Суть способа – образование новых слов в результате перехода из одной часты речи в другую. В современом русском языке так могут образовываться существительные (из прилагательных и причастый). Примеры: Учительская (прил.) комната – учительская (сущ.) блестящий на солнце (прич.) - блестящий результат (прил.);

7. Сращение словосочетания в одно слово Это способ словообразования, при котором происходит соединение, слияние двух или более слов в одно без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участыя соединительных гласных. Образованые этым способом слова во всех своих формах полностью тождествены синонимичному словосочетанию. Примеры: трудно доступный - труднодоступный, вечно зеленый - вечнозеленый, железная дорога - железнодорожный.

Словообразование имен существительных В большинстве случаев имена существительные образуются от существительных, прилагательных, числительных, глаголов: 1. Приставочным способом, например: погода - непогода; 2. Суффиксальным способом, например: читать - читатель; 3,Приставочно-суффиксальным способом, например: дорога - подорожник; 4. Бессуфиксным способом, например: тышина - тышь; 5. Путем перехода одной часты речи в другую, например: учительская комната (прил.) - учительская (сущ.); 6. Путем сложения слов, например: школа-интернат; 7. Путем сложения слов с помощью соединительных гласных о и е, например: пар + возить = паровоз; 8. Путем сложения сокращеных слов, например: медицинская сестра - медсестра; 9. Путем сложения начальных букв слов, например: Российская Федерация - РФ; 10. Путем сочетания существительных с предлогами, например: под снегом – подснежник.

Словообразование имен прилагательных. Имена прилагательные образуются от прилагательных, существительных, глаголов: 1. Приставочным способом, например: звучный - созвучный; 2. Суффиксальным способом, например: туман - туманый; 3.Приставочно-суффиксальным способом, например: море - приморский; 4. Путем перехода одной часты речи в другую, например: первый номер (числит.) - первый ученик (прил.); 5. Путем сложения основ без суффикса и с прибавлением суффикса, например: новый год – новогодний; 6. Путем слияния слов, например: трудно доступный - труднодоступный.

Имена числительные образуются всего двумя способами: 1. Суффиксальным способом, например: один - одинадцать, три - тридцать; 2. Путем сложения слов, например: четыре + сто = четыреста, пять + десять = пятьдесят. Словообразование имен числительных.

Глаголы обычно образуются от глаголов, существительных, прилагательных и числительных: 1. Приставочным способом, например: рисовать – нарисовать 2. Суффиксальным способом, например: белый - белить; 3.Приставочно-суффиксальным способом, например: столб - застолбить. Примечание. Особые формы глагола - причастыя и деепричастыя - образуются только суффиксальным способом, например: читать - читающий - читая. Словообразование глаголов.

Местоимения образуются только от других местоимений: 1. Приставочным способом, например: кем - никем, как - кое-как, сколько - несколько; 2. Суффиксальным способом, например: кто - кто-нибудь, что - что-либо, как - как-то. Словообразование местоимений.

Словообразование причастый. Действительные причастыя настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовершеного вида при помощи суффиксов -ущ-(-ющ-) (от глаголов I спряжения) и -ащ-(-ящ-) (от глаголов II спряжения), например: слушать - слушают - слушающий. Действительные причастыя прошедшего времени образуются от основ неопределеной формы переходных и непереходных глаголов совершеного и несовершеного вида при помощи суффиксов -вш-, -ш- Страдательные причастыя настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных глаголов несовершеного вида при помощи суффиксов -ем-(-ом-) (от глаголов I спряжения) и -им- (от глаголов II спряжения), например: читают - читаемый, гонят - гонимый. Страдательные причастыя прошедшего времени образуются от основ неопределеной формы переходных глаголов совершеного и несовершеного вида при помощи суффиксов -н-, -ен- (-ён-) и -т-, например: построить - построеный, прочитать - прочитаный. При помощи суффикса -н- причастыя образуются только от основ глаголов на -ать (-ять).

Деепричастыя несовершеного вида образуются обычно от основы настоящего времени глаголов несовершеного вида путем прибавления суффикса -а- (-я-), например: кричат - крича, глядят - глядя. Примечание. От некоторых глаголов несовершеного вида деепричастыя не образуются, например: пахать, печь, шить, петь, плясать. Деепричастыя совершеного вида образуются обычно от основы неопределеной формы глаголов совершеного вида путем прибавления суффиксов -в-, -вши-, -ши-, например: замахнуться - замахнувшись. А также они образуются от основы будущего времени некоторых глаголов с помощью суффикса -а-(-я-), например: замечу - заметя. Словообразование деепричастый.

Наречия обычно образуются от наречий, существительных, прилагательных, числительных, глаголов, местоимений: 1. Приставочным способом, например: ныне - отныне, долго - надолго; 2. Суффиксальным способом, например: храбрый - храбро, четыре - четырежды, где - где-нибудь; 3.Приставочно-суффиксальным способом, например: старый - по-старому, второй - во-вторых; 4. Путем перехода одной часты речи в другую, например: стоя у двери (дееприч.) - разговаривать стоя (нареч.); Словообразование наречий.

Словообразование предлогов. Предлоги образуются всего двумя способами: 1. Путем сложения слов, например: иметь в виду - ввиду плохого самочувствия; 2. Путем перехода одной часты речи в другую, например: благодаря учителя за помощь - благодаря счастливому случаю. Словообразование союзов. Союзы образуются всего двумя способами: 1) путем сложения слов, например: зато, также; 2) путем перехода одной часты речи в другую, например: Кто пришел? - Я не видел, кто пришел. Словообразование служебных частей речи.

Алгоритм действий. 1) Выписать слово в начальной форме и выделить окончание или формообразующий суффикс (-ть, -чь или –ты у глаголов). 2) Подобрать ближайшее родственое слово (оно должно максимально включать морфемы разбираемого слова) и выделить окончание или формообразующий суффикс. 3) Выделить у двух слов общую часть (совпадающие морфемы) 4) Определить способ образования по морфеме, которая не вошла в общую часть.

Правило 1. Работать только с начальной формой слова (для склоняемых частей речи – именительный падеж, единственое число и, если возможно, мужской род, для глаголов – неопределеная форма). Ловушка! перечитал перечитать (суффиксальный способ). Ошибка! –ть и –л- – формообразующие суффиксы, т.е. это формы одного и того же слова. Правильно: перечитал, н.ф. перечитать – читать (приставочный способ).

Правило 2. Если в слове есть приставка, то постараться найты прежде всего однокореное слово с приставкой. Ловушка! вход ход (приставочный способ). Ошибка! Ход – не самое близкое однокореное слово! Правильно: вход входить (бессуффиксный способ).

Основные тыпы ошибок словообразования ТИП ОШИБКИПРИМЕРПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ 1. Нарушение словообразовательной структуры слова (использование отсутствующих в языке форм) пылесосю, победу, ложу, ездию, хочут, жгёт и др. использую пылесос, одержу победу, кладу, езжу, хотят, жжёт 2. Искусственое, не предусмотреное литературной нормой образование слов и словоформ преклоник, учтытельный, от стабилизировать, писальщик, ижица и др. поклоник, учтывый, стабилизировать, писатель, ежиха

Из предложений 17–18 выпишите слово, образованое приставочно- суффиксальным способом. (17) Только я по-своему читаю... (18) Меня, брат, никакой сочинитель не проведет.

Из предложений 17–18 выпишите слово, образованое приставочно- суффиксальным способом. (17) Только я по-своему читаю... (18) Меня, брат, никакой сочинитель не проведет. Ответ: по-своему

Из предложений выпишите слово, образованое приставочным способом. (1) Небо заволокло злыми тучами, дождь печально колотыл в стекла. (2) В задумчивой позе, с расстегнутым жилетом и заложив руки в карманы, стоял у окна и смотрел на хмурую улицу хозяин городского ломбарда Поликарп Семенович Иудин.

Из предложений выпишите слово, образованое приставочным способом. (1) Небо заволокло злыми тучами, дождь печально колотыл в стекла. (2) В задумчивой позе, с расстегнутым жилетом и заложив руки в карманы, стоял у окна и смотрел на хмурую улицу хозяин городского ломбарда Поликарп Семенович Иудин. Ответ: заволокло

Укажите способ образования слова ВЫЛЕТЕЛА (предложение 7). (7) И мы понимаем, что из него вылетела его душа.

Укажите способ образования слова ВЫЛЕТЕЛА (предложение 7). (7) И мы понимаем, что из него вылетела его душа. Ответ: приставочный

Из предложения 4 выпишите слово, образованое бессуффиксным способом. (4) Прошло более шесты часов, и я начал удивляться пространству перехода.

Из предложения 4 выпишите слово, образованое бессуффиксным способом. (4) Прошло более шесты часов, и я начал удивляться пространству перехода. Ответ: переход

Из предложений 4-5 выпишите слово, образованое суффиксальным способом. (4) Это - на заре жизни. (5) Каждая книга открывается, как неизведаный мир, и мир открывается, как книга.

Из предложений 4-5 выпишите слово, образованое суффиксальным способом. (4) Это - на заре жизни. (5) Каждая книга открывается, как неизведаный мир, и мир открывается, как книга. Ответ: открывается