Типы рыночных структур: совершенная конкуренция чистая монополия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА 9. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ. 1. Недостатки совершенной конкуренции и их преодоление в условиях различных типов рыночных структур. 2.
Advertisements

1. Cущность рынка чистой монополии. 2. Показатели монопольной власти 3. Ценовая дискриминация.
Тема 9: Типы рыночных структур. Доцент Ковальская Марика Ивановна.
ТЕМА 8. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ Главная прелесть монополии в том, что она дарует безмятежную жизнь. Дж. Р. Хикс, английский экономист.
{ Чистая монополия Чистая монополия В условиях максимизации прибыли.
ТЕМА 8 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. МОНОПОЛИЯ. 1. Источники и измерение монопольной власти 2. Монополия : виды, специфика, принципы ценообразования 3. Ценовая.
ТЕМА 8. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
Типы рыночных структур: Монополистическая конкуренция.
Максимизация прибыли монополистом. Сравнение монополии и совершенной конкуренции Уроки 3-4.
Тема 6. НЕСОВЕРШЕННО КОНКУРЕНТНЫЕ РЫНКИ: МОНОПОЛИЯ, МОНОПОЛ. КОНКУРЕНЦИЯ, ОЛИГОПОЛИЯ ПЛАН: 1. Рынок несовершенной конкуренции. Основные признаки. 2. Монополия.
Выпуск, цена и прибыль монополиста в краткосрочном периоде DМDМ MR MСMС АTСАTС Q P PМPМ АVСАVС D1D1 MR 1 QMQM Q M1.
Альтернативные издержки монополизации. X-неэффективность и X-эффективность монополии. Выполнила Редок Полина, студентка 1 курса экономического факультета,
Экономика (10 класс) Монополия. Структура рынка – это число и возможности продавцов и покупателей на рынке.
МИКРОЭКОНОМИКА Преподаватель: Грабовский Александр Евгеньевич.
Существование единственного продавца ( производителя ) товара и множества его покупателей Отсутствие близких заменителей у товара, поставляемого монополистом.
Типы рыночных структур Айтуар Асель УиА 15/2. 1. Понятие и типы рыночных структур 1. Понятие и типы рыночных структур 2.рынок совершенной конкуренции.
Тема 2. Фирма в условиях совершенной конкуренции 2.1 Конкуренция: понятие, виды, методы конкурентной борьбы 2.2 Совершенная конкуренция: понятие, условия.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ – это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве.
Управленческая экономика Рыночные структуры несовершенной конкуренции.
Монополия Студент Фомин Максим Группа 294. Структура рынка – это число и возможности продавцов и покупателей на рынке.
Транксрипт:

Типы рыночных структур: совершенная конкуренция чистая монополия

Условия совершенной конкуренции большое число покупателей и продавцов; доля каждой фирмы на рынке отрасли незначительна; отсутствие ценовой дискриминации (производители и покупатели выступают как ценополучатели); кривая спроса на продукцию фирмы всегда горизонтальна (абсолютно эластична) полная мобильность всех ресурсов; свобода вступления в отрасль и выхода из нее; однородность товаров и услуг (стандартная продукция); абсолютная информированность производителей и потребителей.

Преимущества совершенной конкуренции Эффективное распределение ресурсов MR = MC = AC = P 2. Максимальное удовлетворение потребностей покупателей MC = P

Недостатки совершенной конкуренции не учитываются положительные и отрицательные экстерналии; не предусматривает производство общественных благ (противопожарная безопасность, национальная оборона); не способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения НТП; не учитывает диапазон потребительского выбора.

Классификация основных рыночных структур Мелкие фирмы Крупные фирмы Размеры фирмы Виды рыночных структур 1 Число фирм Совершенная конкуренция Олигополия Монополистическая конкуренция Чистая монополия

Типы рыночных структур Монопсония - наличие на рынке одного покупателя. Фирма, использующая ценовую дискриминацию - фирма, которой удается разным категориям потребителей продавать товар по разной цене. Двусторонняя монополия - столкновение монопсониста-покупателя с монополистом- продавцом. Дуополия - функционирование двух фирм в отрасли (частный случай олигополии).

Барьеры для вступления в отрасль экономия от масштаба (автомобильная, сталелитейная промышленность); естественная монополия (фирмы в сфере почты, связи, газо- и водоснабжения закрепляют свое монопольное положение, получая привилегии от правительства).

Цена и объем производства В условиях совершенной конкуренции: Р = MR На монополизированном рынке: Р > MR

Цена и предельный доход в условиях чистой монополии Пример: монополист решает снизить цену со 110 д.ед. до 100 д.ед. При этом спрос растет с 4 единиц до 6 единиц. Убытки: (P1- Р2) Q1 = ( )х 4 = 40 д.ед. Прибыль: (Q2 – Q1) P2 = (6 - 4) х 100 = 200 д.ед. Чистое приращение прибыли равно 160 д.ед. P P1P1 Q Q1Q1 Q2Q2 P2P2 Убыток Прибыль

Спрос, MR и TR в условиях чистой монополии Эластичный Неэластичный Q Q Доход фирмы 0 0 TR MR D

Цена и объема производства в условиях чистой монополии MR Q P 0 D B MC E A На конкурентном рынке равновесие в точке Е (Рс = МС). На монополистическом рынке перемещаемся к монопольной цене Рm и количеству Qm. Поскольку Рm > МС, то величина излишка потребителей и излишка производителей меняются. Площадь треугольника ABE соответствует величине чистых убытков от монопольной власти, или так называемой величине мертвого груза монополии. Pc Pm QmQc

Мифы монополии Монополист стремится к максимизации совокупной прибыли, а не прибыли на единицу продукции. Рост цен ограничивается ценовой эластичностью спроса на продукцию данной фирмы. Монополист всегда стремится ограничивать выпуск продукции.

Определение Х- неэффективности A B C D X - неэффективность Q ATC QcQm ATCm ATCc ATC Х-неэффективность возникает, когда фактические издержки при любом объеме производства выше ATC. При конкуренции фирма увеличивает производство до точки, где пересекутся предельные и средние издержки, в нашем случае до минимума АТС (точка А)

Монопольная власть Монопольная власть является величиной обратной эластичности спроса на продукцию (1 / Е).

Индекс Лернера (1934 г.) I L = (Pm - MC) / Pm В условиях совершенной конкуренции МС = Р. Следовательно, I L = 0. Если I L > 0, то фирма обладает монопольной властью.

Индекс Лернера На практике предельные издержки заменяют средними издержками. I L = (Pm - AC) / Pm

Индекс Лернера IL = (Pm - AC)Q / PmQ = = Прибыль / TR !!! Показатель Лернера рассматривает высокие прибыли как признак монополии.

Индекс Херфиндаля Хиршмана (I НН ) I НН = S S S S n 2 I НН индекс Херфиндаля Хиршмана; S 1 2 удельный вес самой крупной фирмы; S 2 2 удельный вес следующей по величине фирмы; S n 2 удельный вес наименьшей фирмы. Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (чистая монополия), то S 1 = 100%, а I НН = В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой I НН > 1800.