Социально-бытовая подготовка воспитанников СКОУ VIII вида Зикратов Виктор, доцент кафедры коррекционно- развивающего и специального образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебный комплект по предмету «Социально – бытовая ориентировка» для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Advertisements

ГОУ РМЭ « специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа города Йошкар – Олы 1 для воспитанников обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Prezentacii.com. Социальное воспитание умственно отсталого ребёнка является единственно состоятельным научным путём его воспитания. Л.С.Выготский.
МАСТЕР- КЛАСС представляет воспитатель Постовалова Н.А. МБДОУ д/с24 «Берёзка»
Длительность работы над опытом Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику с 2010 по 2013 гг. Работа над опытом проходила поэтапно: 1 этап ( )
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 11 «Пчелка» г.Нурлат Республики Татарстан»
МБДОУ «Детский сад 45» КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Требования к условиям реализации образовательного процесса при введении ФГОС ДО» Составитель: Ольхова.
Учитель МКСКОУ «Целинная СКОШИ 8 вида» ШТЕФАН ЭЛЬВИРА ИВАНОВНА учительСБО, 1 квалификационная категория.
Выпускник начальной школы должен : 1. Освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования.
«Взаимосвязь и преемственность начальной школы и детского сада в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Автор: доцент кафедры педагогических инноваций КОИРО к. б.н. Козловская.
обеспечение условий для обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в целях его успешной социализации, путем обновления содержания.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 53 муниципального образования Люберецкий муниципальный район МО.
Условия: - Готовность педагогов к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, - Гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с.
1. Сущность понятия «самостоятельная работа» и её значение в процессе обучения студентов. 2. Виды самостоятельной работы студентов. Содержание:
Конвенцией ООН о правах ребенка, законами РК «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями,
Социально- коммуникативное развитие. Огромное влияние на процесс социализации дошкольников оказывают аспекты социализации:
Воспитывающая функция урока Одна из проблем, стоящая перед современной школой – соединение обучения и воспитания в единый целенаправленный воспитательный.
Транксрипт:

Социально-бытовая подготовка воспитанников СКОУ VIII вида Зикратов Виктор, доцент кафедры коррекционно- развивающего и специального образования

План занятия Цель и задачи СБП воспитанников СКОШ Идеальный «портрет» воспитанника СКОШ Основные подходы к определению содержания СБП. Трудовой процесс Педагогические условия эффективности процесса СБП Система педагогической работы по СБП Методы и приемы обучения на занятиях по СБП.

Конечной целью специального образования лиц с особыми образовательными потребностями является их успешная интеграция в социум. Конечной целью специального образования лиц с особыми образовательными потребностями является их успешная интеграция в социум. Успех интеграции лиц с особыми образовательными потребностями в социум зависит от человека, его способности самостоятельно организовывать свой быт. Успех интеграции лиц с особыми образовательными потребностями в социум зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовывать свой быт.

Показатели социально-бытовой адаптации социально-бытовые навыки в условиях дома; социально-бытовые навыки в условиях дома; социально-бытовые навыки вне дома; социально-бытовые навыки вне дома; развитие учебных навыков и навыков трудовой деятельности. развитие учебных навыков и навыков трудовой деятельности.

Социально-бытовые навыки в условиях дома навыки личной гигиены; навыки личной гигиены; навыки самообслуживания за столом; навыки самообслуживания за столом; представление об одежде (сезонная, для отдыха, для спорта); представление об одежде (сезонная, для отдыха, для спорта); выполнение элементарных обязанностей по дому; выполнение элементарных обязанностей по дому; осведомленность о правилах техники безопасности дома; осведомленность о правилах техники безопасности дома; умение пользоваться телефоном. умение пользоваться телефоном.

Социально-бытовые навыки вне дома ориентировка в магазине, аптеке, кинотеатре; ориентировка в магазине, аптеке, кинотеатре; правила дорожного движения; правила дорожного движения; поведение на улице и общественном транспорте; поведение на улице и общественном транспорте; поведение в ситуации «Если ты заблудился».. поведение в ситуации «Если ты заблудился»..

Развитие учебных навыков и навыков трудовой деятельности владение навыками чтения, письма, счета; владение навыками чтения, письма, счета; выполнение несложных трудовых операций; выполнение несложных трудовых операций; представление о профессиях. представление о профессиях.

Цель СБП воспитанников СКОШ Целью СБП воспитанников СКОШ является создание условия для формирования у каждого ребенка необходимого запаса ЗУНов, который позволит ему уверенно начать самостоятельную жизнь после окончания СКОУ, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в ней. Целью СБП воспитанников СКОШ является создание условия для формирования у каждого ребенка необходимого запаса ЗУНов, который позволит ему уверенно начать самостоятельную жизнь после окончания СКОУ, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в ней.

Задачи СБП воспитанников СКОШ Для успешного достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи : Для успешного достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи по формированию у воспитанников: знаний и умений бытового труда (основы личной гигиены, организация питания и т.д.); знаний и умений бытового труда (основы личной гигиены, организация питания и т.д.); умений пользоваться услугами различных предприятий и учреждений (н-р, магазин, поликлиника, кинотеатр и т.д.), транспорта; умений пользоваться услугами различных предприятий и учреждений (н-р, магазин, поликлиника, кинотеатр и т.д.), транспорта; экономико-бытовых умений (представление о наличных деньгах, планирование расходов); экономико-бытовых умений (представление о наличных деньгах, планирование расходов); умений организовывать свой досуг; умений организовывать свой досуг;

умений общаться; умений общаться; представлений и знаний о нормах культуры взаимоотношений с различными людьми (родителями, педагогами, знакомыми, незнакомыми и т.д.), накопление соответствующего опыта; представлений и знаний о нормах культуры взаимоотношений с различными людьми (родителями, педагогами, знакомыми, незнакомыми и т.д.), накопление соответствующего опыта; эмоционально положительного отношения к окружающим, высших нравственных чувств; эмоционально положительного отношения к окружающим, высших нравственных чувств; волевых качеств, веры в свои силы и возможности; волевых качеств, веры в свои силы и возможности; познавательной деятельности. познавательной деятельности.

Задание Объединитесь в группы и составьте идеальный «портрет» выпускника СКОУ с учетом цели и задач СБП Объединитесь в группы и составьте идеальный «портрет» выпускника СКОУ с учетом цели и задач СБП

Идеальный «портрет» выпускника СКОУ Выпускник СКОУ должен уметь: обслуживать себя и своих близких в условиях домашней обстановки, что предполагает владение ЗУНами в областях личной гигиены, организации питания, уход за жилищем и т.д., что обеспечивает человеку самостоятельность, уверенность и независимость от окружающих и их помощи в повседневной жизни; обслуживать себя и своих близких в условиях домашней обстановки, что предполагает владение ЗУНами в областях личной гигиены, организации питания, уход за жилищем и т.д., что обеспечивает человеку самостоятельность, уверенность и независимость от окружающих и их помощи в повседневной жизни; пользоваться услугами учреждение культуры, службы быта, торговли и общественного транспорта, что обеспечивает социально-бытовое ориентирование в окружающем мире; пользоваться услугами учреждение культуры, службы быта, торговли и общественного транспорта, что обеспечивает социально-бытовое ориентирование в окружающем мире;

Идеальный «портрет» выпускника СКОУ ориентироваться в экономико-бытовых вопросах (иметь представление о деньгах, бюджете, расходовании бюджета), что ; ориентироваться в экономико-бытовых вопросах (иметь представление о деньгах, бюджете, расходовании бюджета), что обеспечивает некоторую благополучную независимость образа жизни ; разумно организовать свой досуг; разумно организовать свой досуг; общаться (связно и логично выражать свои мысли, правильно формулировать вопросы, просьбы, предложения помощи; внимательно выслушивать ответы, владеть речевыми клише), общаться (связно и логично выражать свои мысли, правильно формулировать вопросы, просьбы, предложения помощи; внимательно выслушивать ответы, владеть речевыми клише), что является важным условием социальной адаптации ; знать медицинские учреждения и их специфику работы, а также уметь оказывать первую медицинскую помощь; знать медицинские учреждения и их специфику работы, а также уметь оказывать первую медицинскую помощь;

Идеальный «портрет» выпускника СКОУ У воспитанника СКОУ должно быть воспитано положительно эмоциональное отношение к окружающим, что является залогом успешной интеграции ребенка в социум. Также должны быть сформированы такие волевые качества, как самостоятельность, активность, ответственность, инициативность, решительность, умение преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца.

Основные подходы к определению содержания СБП По мнению В.В. Гладкой, существует 2 подхода к определению содержания СБП. Первый подход связан с разработкой практического материала СБП с учетом: преемственности между СКОУ и ОУ; преемственности между СКОУ и ОУ; необходимости и практической значимости выделяемых ЗУНов для дальнейшей социализации воспитанников; необходимости и практической значимости выделяемых ЗУНов для дальнейшей социализации воспитанников; доступности знаний, умений, трудовых процессов воспитанникам; доступности знаний, умений, трудовых процессов воспитанникам;

Основные подходы к определению содержания СБП возможности систематического выполнения рекомендуемого вида деятельности в повседневной жизни к усвоению. возможности систематического выполнения рекомендуемого вида деятельности в повседневной жизни к усвоению. В рамках каждого раздела выделяются основные темы. Первая тема предполагает знакомство детей с объектами, окружающими человека, вторая – изучение и освоение детьми видов трудовой деятельности по уходу за объектами либо по овладению пользоваться услугами. Отработка умений производится в повседневной деятельности. ЭТО НОРМАТИВНЫЙ ПОДХОД.

Основные подходы к определению содержания СБП Второй подход связан с анализом бытового процесса с точки зрения составляющих его операций, приемов, действий, их необходимой последовательности, критериев выполнения каждого действия, приема. В основе подхода лежит тот факт, что демонстрация детьми с УО неправильности выполнения бытовых процессов имеет в своей основе незнание ими составляющих трудового процесса, их последовательности и критериев правильности их выполнения.

Трудовой процесс и его составляющие С.Л. Мирский трудовой процесс определяет следующим образом: « Трудовой процесс – это совокупность действий, которые совершает человек при выполнении непосредственной работы». Составляющие трудового процесса по С.Л. Мирскому: операция; операция; прием; прием; действие; действие; движение. движение.

Трудовой процесс и его составляющие Операция Операция – часть трудового процесса, выполняемого на одном рабочем месте при помощи одинаковых средств и сочетаний трудовых приемов. Прием – комплекс практических действий, направленный на получение промежуточного, элементарного и законченного результата трудового процесса. Действие – законченная совокупность движений. Движение – это однократное и однородное непрерывное перемещение человека или его корпуса, ног, рук, пальцев с целью передвижения или поддержания какого-либо предмета.

Педагогические условия эффективности процесса СПБ Полноценная СПБ детей носит характер целенаправленной педагогической работы; Полноценная СПБ детей носит характер целенаправленной педагогической работы; Полноценная СПБ детей - целенаправленная педагогическая система; Полноценная СПБ детей - целенаправленная педагогическая система; Конечная цель педагогической работы заключается в достижении каждым умственно отсталым ребенком максимально возможного для его уровня развития социально-бытовой умелости; Конечная цель педагогической работы заключается в достижении каждым умственно отсталым ребенком максимально возможного для его уровня развития социально-бытовой умелости; Четкое планирование педагогической работы по СПБ и дифференцированный индивидуальный подход к каждому воспитаннику; Четкое планирование педагогической работы по СПБ и дифференцированный индивидуальный подход к каждому воспитаннику;

Развернутый анализ содержания формируемых у детей умений с учетом результатов педагогической диагностики; Развернутый анализ содержания формируемых у детей умений с учетом результатов педагогической диагностики; Максимальная наглядность изучаемого материала; Максимальная наглядность изучаемого материала; Активность детей при изучении материала (максимальное включение различных анализаторов в деятельность); Активность детей при изучении материала (максимальное включение различных анализаторов в деятельность); Четкость и доступность изложения материала, обеспечивающие понимание и осмысление ими его; Четкость и доступность изложения материала, обеспечивающие понимание и осмысление ими его; Коррекция и компенсация недостатков развития; Коррекция и компенсация недостатков развития; Положительная мотивация деятельности; Положительная мотивация деятельности; Ведущие методы и приемы обучения – игровые; Ведущие методы и приемы обучения – игровые; Взаимодействие учителя СБО и воспитателя Взаимодействие учителя СБО и воспитателя