Научно-исследовательская деятельность учителя
Деятельность учителя : педагогическая саморазвитие методическая управленческая научно-исследовательская
Инновации- нововведение, новшество, изменение Классификация инноваций: По определению сферы деятельности : структура и содержание образования, технологии и методы, формы организации обучения и воспитания, система управления По способу возникновения и протекания: систематические (по плану) и стихийные По глубине и ширине осуществления инноваций: массовые и частичные По характеру происхождения: внешние и внутренние По признакам масштабности: локальные, модульные, системные
Источники зарождения инновационных процессов в ОУ Интуиция творческого педагога или руководителя Опыт, рожденный в данной школе Педагогический опыт.других школ Директивы и нормативные документы Социальный заказ Потребности педагогического коллектива работать по-новому Потребности региона, страны
Основные направления современного образования Изменения в содержании образования Изменения в организации образовательного процесса Изменения в технологиях образования и воспитания, методах, приемах, средствах УВП Изменения в управлении ОУ
Педагогический словарь для управление процессом обучения и воспитания Педагогический мониторинг - непрерывное научно обоснованное диагностика-прогностическое наблюдение за состоянием и развитием УВП (оценка состояния УВП) Педагогическая технология- организация деятельности педагога, где все его действия и приемы направлены на достижение прогнозируемого результата Проектировочная деятельность - определение целей, задач, содержания педагогического процесса до его организации Педагогическое прогнозирование - предвидение будущих изменений в развитии, образовании и формировании личности
Структура научно- исследовательской работы в ОУ Проблемная творческая группа Творческая лаборатория Мастер-классы Индивидуальная опытно-экспериментальная работа педагога Опытно-экспериментальная работа в ОУ всех уровней
Типы экспериментов Локальный- частные эксперименты, не связанные между собой, н-р: новая программа по предмету Модульный- комплекс частных, связанных между собой нововведений, н-р: блок новых программ, разработка новых технологий обучения, создание нового творческого коллектива или объединения Системный- нововведения, охватывающие всю школу. Разрабатывается Программа развития школы, н-р: перестройка всей школы под какую-либо идею, концепцию, либо создание нового образовательного учреждения на базе прежнего (гимназии, лицея)
Виды эксперимента Констатирующий констатация уровня сформированности той или иной деятельности Обучающий (формирующий) развитие новых видов деятельности Контролирующий уровень изменений по результатам формирующего эксперимента Диагностирующий сравнение результатов экспериментальной деятельности и выдвинутых гипотез
Уровни эксперимента Внутришкольный Школьный Муниципальный Региональный Федеральный
ОЭР в Белгородской области на федеральном уровне Эксперимент по структуре и содержанию образования Эксперимент по реструктуризации сельских школ Эксперимент по профильному образованию Эксперимент по ЕГЭ
Критерии инновационных процессов Актуальность ( соответствие инновации социальному заказу) Новизна ( степень оригинальности) Образовательная значимость (влияние инновации на развитие, образование и воспитание) Общественная значимость (влияние инновации на развитие системы образования) Полезность (практическая значимость инновации) Реализуемость (управляемость инновационных процессов)
Программа эксперимента 1. Обоснование темы. Актуальна ли идея? 2. Формулирование темы. 3. Объект исследования – это то педагогическое пространство, в рамках которого и находится то, что будет изучаться, н-р: педагогический коллектив, ученический коллектив, система воспитательной работы в школе, преподавание к-л предмета. 4. Предмет исследования. Предмет исследования в большей степени совпадает с темой эксперимента.
5. Формулировка цели эксперимента. Что ты хочешь создать в итоге эксперимента (новая методика, новая программа, новый учебный план)? Выяснить… Выявить… Сформировать… Обосновать… Провести… Определить… Создать… Построить… 6. Определение задач эксперимента Что нужно сделать для достижения указанной цели? (Это конкретизированные или более частные цели)
гипотеза Гипотеза эксперимента- это развернутое предположение, где максимально подробно изложены модель, будущая методика, система мер, т. е. технология, механизм того нововведения, благодаря которому ожидается получить высокую результативность учебно-воспитательного процесса. Гипотез может быть несколько, и какие-то из них подтверждаются, а какие-то нет. В ходе эксперимента гипотеза может уточняться, дополняться, развиваться, отвергаться. Без гипотезы нет и не может быть никакого эксперимента, никакого рождения новшества вообще.
гипотеза Гипотеза в общем виде выглядит так: «Если мы реализуем такие-то идеи, заложенные в концепции новой школы(перечисляются все новшества в миссии, структуре школы, содержании, технологиях обучения, организации учебно- воспитательного процесса и т. д.),то получим такие- то прогнозируемые результаты к такому-то сроку (перечисляются операционально заданные цели- результаты)»
гипотеза Гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения: «Если …, то…» или «Чем…, тем…».
Разработка и выбор конкретных методик и методов эксперимента: Эмпирические ( основанные на опыте: нормативно-правовая документация, наблюдение, тестирование, обобщение передового педагогического опыта Теоретические (сравнение, обобщение, анализ, классификация, систематизация) )
Сроки и этапы Сроки эксперимента ( минимальные сроки –1 год) Этапы эксперимента. Определение этапов эксперимента необходимо для лучшей организации и для определения промежуточных показателей выполнения задач, гипотезы эксперимента. Резервное время. На случай отрицательных результатов, н-р: I, II, III четверти- этапы эксперимента, а IV четверть- резервное время. Если результаты положительные, то это время идет на углубление, творческую работу учащихся.
База эксперимента Обязательно указать экспериментальные и контрольные объекты для сравнения ( экспериментальные и контрольные классы)
Критерии оценки ожидаемых результатов эксперимента : Критерий результативности 1) Быть выше прежних результатов того же учителя 2) Быть выше результатов типичных для школ региона 3) Быть оптимальными, т. е. максимально возможными для конкретных детей Критерий затрат времени Должно быть сокращение затрат времени
Прогнозирование при подготовке эксперимента « Предвидение», «ожидание» учителем 1) Ожидаемых положительных результатов 2) Возможных потерь, негативных последствий и их компенсации. Абсолютно успешных нововведений не бывает, все равно м. б. издержки
Этапы эксперимента Диагностический – выявление проблемы и обоснование ее актуальности Прогностический разработка Программы и Концепции эксперимента Организационный создание материальных, кадровых, научно-методических, финансовых, мотивационных и организационных условий Практический констатирующие срезы, мониторинговые исследования Обобщающий обработка и оформление данных
Логика эксперимента Проблема Противоречие Объект, предмет Цель, задача Гипотеза Диагностический инструментарий, критерии Сроки, этапы Прогнозируемые результаты, последствия эксперимента
Диагностирующий инструментарий Тесты Анкеты Контрольные и тестовые работы Интервью Беседы Опросники
Результаты педагогического эксперимента Научный отчет Реферат Методическое пособие Диссертация Публикация Педагогические технологии, приемы и техники Управленческие модели Сценарии уроков и воспитательных мероприятий
Научный отчет Титульный лист Список исполнителей Оглавление Основная часть работы Список литературы Приложения (выкладки, расчеты, таблицы диагностический инструментарий, анкеты, тесты, КР, графики, диаграммы, иллюстрации)
Обработка результатов ОЭР Дневник экспериментатора Рефлексивный отчет Статья по итогам эксперимента Доклад на конференции, педсовете Педагогические разработки Видеозаписи Рефераты
Схема подготовки реферата I.Выбор темы II.Составление календарного плана III.Подбор соответствующей литературы IV.Изучение литературы V.Составление плана реферата VI.Соотнесение изученной литературы с планом реферата VII.Систематизация материала VIII.Письменное оформление реферата
Структура реферата (12-15 л.) Введение ( тема, цель, задачи, объект и предмет исследования) Основная часть ( содержание изученных документов) Заключение (подводят итоги и делают вывод) Список литературы