Людвиг фон Мизес «Либерализм в классической традиции»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку обществознания (10 класс) по теме: Презентации к урокам обществознания в 10 классе
Advertisements

Большие социальные группы К большим социальным группам относятся: 1)социальные классы 2)общественные страты, 3)социальные группы и слои населения.
Выполнила студентка первого курса группы э-2 Медведева Анна.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Г. Новомосковск 2012 год. 1) Экономика - это наука, которая изучает как люди используют имеющиеся ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей.
Огюст Конт ( ) - основатель позитивизма и позитивной социологии. г. Абдуллаев Амид 2 курс МО.
Гражданское общество. Что такое гражданское общество? Гражданское общество – это относительно независимая от государства сфера жизнедеятельности людей,
Развитие обществознания в Новое время.. Теория общественного договора Часть прав государство, чтобы остальные сох- ранить за собой Общественный договор.
Сравнительный анализ политических режимов. Тема 3 Лекция.
Воспитание как педагогический процесс.
ЭКОНОМИКА – это любая деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий жизни. Слово «экономика» происходит от греческого «oikonomia»
Предмет, методы и функции экономической теории Предмет, методы и функции экономической теории.
Либерализм и консерватизм – две главные идеологии современности Выполнил(а).
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Тема 5 Структура управления организацией 1. Управленческие решения и их виды 2. Эффективность решения 3. Принципы принятия решения 4. Особенности методов.
Центральный Комитет Партии Региональный комитет Ревизионная комиссия Первичные партийные организации Региональные отделения.
Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Адам Смит Теория трудового общества Смита
Тема 2.5. Становление социалистической экономической доктрины.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Транксрипт:

Людвиг фон Мизес «Либерализм в классической традиции»

Биография Людвиг фон Мизес (29 сентября 1881, Львов 10 октября 1973, Нью-Йорк) экономист, основатель ново австрийской школы в экономической науке и наряду с Ф. А. фон Хайеком один из виднейших её представителей. Людвиг фон Мизес (29 сентября 1881, Львов 10 октября 1973, Нью-Йорк) экономист, основатель ново австрийской школы в экономической науке и наряду с Ф. А. фон Хайеком один из виднейших её представителей. Окончил Венский университет (1906). Профессор (приват-доцент (мл. лектор)) этого университета (191338). Служил в Венской Торговой палате, преподавал в Венской коммерческой женской академии и родном университете. Брат Рихарда Эдлер фон Мизеса. Уже в возрасте двенадцати лет разговаривал на немецком, польском и французском языках, читал по латыни, понимал украинский язык. У него было два младших брата: известный физик Рихард фон Мизес и Карл фон Мизес, который умер в младенчестве от скарлатины. Окончил Венский университет (1906). Профессор (приват-доцент (мл. лектор)) этого университета (191338). Служил в Венской Торговой палате, преподавал в Венской коммерческой женской академии и родном университете. Брат Рихарда Эдлер фон Мизеса. Уже в возрасте двенадцати лет разговаривал на немецком, польском и французском языках, читал по латыни, понимал украинский язык. У него было два младших брата: известный физик Рихард фон Мизес и Карл фон Мизес, который умер в младенчестве от скарлатины. Продолжатель традиций К. Менгера и Э. Бём-Баверка. Следовал в своей методологии таким принципам классической австрийской школы в экономике как субъективизм и рационализм, отрицание применимости методов естественных наук к анализу экономических явлений. Новаторство Мизеса в методологии метод априоризма построение на базе каузального генетического метода своеобразных логических конструкций, которые не могут быть опровергнуты опытным путём. Продолжатель традиций К. Менгера и Э. Бём-Баверка. Следовал в своей методологии таким принципам классической австрийской школы в экономике как субъективизм и рационализм, отрицание применимости методов естественных наук к анализу экономических явлений. Новаторство Мизеса в методологии метод априоризма построение на базе каузального генетического метода своеобразных логических конструкций, которые не могут быть опровергнуты опытным путём. Яркий представитель либерализма сторонник невмешательства государства в экономику. В 1922 году в книге «Социализм: Экономический и социологический анализ» подверг критике идеи социализма и аргументировал невозможность социализма по многим причинам в том числе и по причине невозможности корректного экономического расчёта. Яркий представитель либерализма сторонник невмешательства государства в экономику. В 1922 году в книге «Социализм: Экономический и социологический анализ» подверг критике идеи социализма и аргументировал невозможность социализма по многим причинам в том числе и по причине невозможности корректного экономического расчёта. Автор работ в сфере циклов и денежного обращения, человеческого поведения, философии и теории познания (эпистемологии). Автор работ в сфере циклов и денежного обращения, человеческого поведения, философии и теории познания (эпистемологии). В гг. организовал частный семинар при Торговой палате Австрии. Среди учеников Мизеса экономисты Ф. фон Хайек, Г. фон Хаберлер, Ф. Махлуп, Мюррей Ротбард, математик К. Менгер-младший, социолог А. Шюц. В 1926 г. основал Австрийский институт исследования бизнес-циклов. С 1945 по 1968 г. профессор Нью-Йоркского университета. В гг. организовал частный семинар при Торговой палате Австрии. Среди учеников Мизеса экономисты Ф. фон Хайек, Г. фон Хаберлер, Ф. Махлуп, Мюррей Ротбард, математик К. Менгер-младший, социолог А. Шюц. В 1926 г. основал Австрийский институт исследования бизнес-циклов. С 1945 по 1968 г. профессор Нью-Йоркского университета. Публикации Мизеса в целом представляет собой исследование классических микроэкономических проблем (ценности, процента, заработной платы, капитала и т. д.) в сочетании с убеждённым отстаиванием принципов свободной рыночной экономики. Публикации Мизеса в целом представляет собой исследование классических микроэкономических проблем (ценности, процента, заработной платы, капитала и т. д.) в сочетании с убеждённым отстаиванием принципов свободной рыночной экономики. Вдовой учёного в 1982 г. был основан научный Институт Людвига фон Мизеса. Вдовой учёного в 1982 г. был основан научный Институт Людвига фон Мизеса.

«Либерализм в классической традиции» 1927 г. Фундаментальный труд, описывающий основы либертарианского (в европейской традиции - классического либерального) мировоззрения. Демонстрирует тесную связь между международным миром, частной собственностью, гражданскими правами, свободным рынком и экономическим процветанием. Людвигу фон Мизесу удалось развеять множество сомнений и недоразумений, возникавших при обсуждении социальных и политических проблем, касающихся либеральной доктрины. Фундаментальный труд, описывающий основы либертарианского (в европейской традиции - классического либерального) мировоззрения. Демонстрирует тесную связь между международным миром, частной собственностью, гражданскими правами, свободным рынком и экономическим процветанием. Людвигу фон Мизесу удалось развеять множество сомнений и недоразумений, возникавших при обсуждении социальных и политических проблем, касающихся либеральной доктрины.

Структура книги Введение Либерализм Материальное благополучие Рационализм Цель либерализма Либерализм и капитализм Психологические корни анти либерализма Глава 1. Основы либеральной политики Собственность Свобода Мир Равенство Неравенство богатства и доходов Частная собственность и этика Государство и политика Демократия Критика доктрины силы Аргументы фашизма Границы деятельности правительства Веротерпимость Государство и антиобщественное поведение Глава 2. Либеральная экономическая политика Организация экономики Частная собственность и ее критики Частная собственность и правительство Неосуществимость социализма Интервенционизм Капитализм: единственно возможная система общественной организации Картели, монополии и либерализм Бюрократизация Глава 3. Либеральная внешняя политика Границы государства Право на самоопределение Политические основы мира Национализация Империализм Колониальная политика Свободная торговля Свобода передвижения Соединенные Штаты Европы Лига наций Россия Глава 4. Либерализм и политические партии Доктринерство либералов Политические партии Кризис парламентаризма и идея Конгресса, представляющего особые интересы Либерализм и партии особых интересов Партийная пропаганда и партийная организация Либерализм как партия капитала Глава 5. Будущее либерализма Приложения 1. Литература о либерализме 2. О Термине "либерализм"

Введение Либерализм - система взглядов на поведение людей в этом мире. В конечном счете либерализм не имеет никакой иной цели, кроме как повышение материального благосостояния людей, и не касается их внутренних, духовных и метафизических потребностей. Он не обещает людям счастья и умиротворения, а лишь максимально полное удовлетворение тех желаний, которые могут быть осуществлены за счет взаимодействия с предметами материального мира. Либерализм часто упрекали в чисто внешнем и материалистическом отношении к земному и преходящему. Жизнь человека, как говорится, состоит не только из еды и питья. Существуют более высокие и важные потребности, чем пища и вода, кров и одежда. Даже величайшие земные богатства не могут дать человеку счастья: они не затрагивают его внутреннего "я", оставляя душу неудовлетворенной и пустой. Самая серьезная ошибка либерализма состояла в том, что он ничего не мог предложить более глубоким и благородным чаяниям человека. Задача этой книги -- обсуждение проблемы социальной кооперации с помощью разумных доводов. Но корень оппозиции либерализму не может быть найден исходя из здравого смысла. Эта оппозиция берет начало не от разума, а от патологического умственного склада -- от негодования и от невротического состояния, которое может быть названо комплексом Фурье -- по имени французского социалиста.

Глава 1. Основы либеральной политики Рассматривая все аспекты человеческой деятельности, не можешь найти иного основания для свободного объединения людей, как частная собственность. Она является основой ведения домашнего хозяйства, и существования высокоэффективного производства. Активность и ответственность людей без частной собственности носит искусственный характер. Кооперация выступает естественной формой объединения частных интересов в производстве конкретной сложной продукции, обмене полуфабрикатами или готовой продукцией. Война парализует и ликвидирует свободу обеих сторон независимо от того, кем стороны являются в ней, а также направлена на ликвидацию самой жизни. В ходе войны свертывается структура производственной деятельности, масса частных интересов заменяется главной целью жизни – выжить. Современные виды вооружений, их накопление служит фактически лишь одной цели: осознанию войны и приготовлений к ней, как причины ликвидации всяких частных интересов и свободы. К сожалению, в современном мире продолжает проявляться парадокс: хочешь мира – готовься к войне. И по прежнему, получается что мир не может обойтись без расходов на «войну». Применение силы при захвате и использовании власти многократно снижает возможность эффективного управления. При такой власти из управления полностью исключается часть населения, экономическая активность всего населения снижается. Деятельность в более значительной части строится на идеологическом и экономическом принуждении. Основная цель общества может быть подменена целью силовой властной группировки. Политические группировки такого плана могут своеобразно использовать трудовые ресурсы: в ход всегда могут пойти силовое принуждение, используя угрозу здоровью и жизни, а также ликвидация граждан как носителей иной идеологии и взглядов. Им легко начать вооруженные конфликты и войны, выводя таким образом из жизни большие массы населения. К ним относятся режимы нацизма, фашизма и др. Мизес указывает на то, что «Подавление поведения, опасного для общественного порядка, -- самая суть государственной деятельности» и то, что «либерализм стремится смягчать остроту отношений правительственного чиновника и гражданина». Мне очень понравилась формулировка сущности наказания: «цель наказания состоит единственно в том, чтобы исключить, насколько это возможно, опасное для общества поведение. Наказание не должно быть карательным или репрессивным». Мизес указывает на то, что «Подавление поведения, опасного для общественного порядка, -- самая суть государственной деятельности» и то, что «либерализм стремится смягчать остроту отношений правительственного чиновника и гражданина». Мне очень понравилась формулировка сущности наказания: «цель наказания состоит единственно в том, чтобы исключить, насколько это возможно, опасное для общества поведение. Наказание не должно быть карательным или репрессивным».

Глава 2. Либеральная экономическая политика Сколько не рассуждай об устройстве экономики, раньше или позже придется выйти на основополагающие принципы: Свобода - основное условие появление частной собственности, частная собственность - основа свободы. Логически - все крайне просто, исторически - чрезвычайно сложно. Меняется время, изменяется экономическая обстановка, в которой достижение адекватного соответствия основных принципов устройству жизнедеятельности населения требует правильного понимания и реагирования. Всякая среда, в которой пренебрегают этим требованием, обречена на замедление темпов экономического развития, потерю экономического пространства и уменьшение населения. Расширение сферы действия свобод и углубление понимания частной собственности, а также применение его в устройстве социального взаимодействия - требование любого времени. Трансформация принципов в конкретное обеспечение дает ряд принципиально-отличных общественных состояний.

Глава 3. Либеральная внешняя политика Цель внутренней политики либерализма та же, что и внешней, -- мир. Она направлена на мирное сотрудничество как между народами, так и в рамках каждой нации. Отправным моментом либеральной теории является признание ценности и важности человеческого сотрудничества, и вся политика и программа либерализма служит поддержанию и дальнейшему расширению существующего состояния взаимного сотрудничества между членами человеческого сообщества. Конечным идеалом либерализма является совершенное сотрудничество всего человечества, осуществляемое мирно и без трений. Либеральное мышление всегда имело в виду все человечество, а не просто его части. Либерализм не останавливается на ограниченных группах, он не заканчивается на границе деревни, провинции, страны или континента. Его мышление космополитично и имеет вселенский характер: оно включает всех людей и весь мир. Либерализм в этом смысле является гуманистическим учением, а либерал -- гражданином мира или космополитом. В стране может царить внутренний мир только при условии, что демократическая конституция гарантирует бесконфликтное приспосабливание правительства к воле граждан. Ничего другого, кроме последовательного применения этого же принципа, не требуется также и для обеспечения мира между народами. Имея опыт мировой войны можно было бы подумать, что осознание необходимости вечного мира станет всеобщим. Однако все еще не признается тот факт, что длительный мир можно достигнуть, только осуществляя повсюду либеральную программу и следуя ей постоянно и последовательно, и что мировая война была не чем иным, как естественным и неизбежным следствием антилиберальной политики последних десятилетий.

Глава 4. Либерализм и политические партии «Доктринство» Мизеса хочется показывает, что либеральность не может быть застывшим состоянием. Вчерашняя, вполне понятная либеральность в намерениях или практике, может сегодня или завтра превратится в неосознанную антилиберальность. Пожалуй, что поведенческая линия либерала является достаточно сложной, свое отношение к состоянию социального взаимодействия, оценке политики различных партий ему приходится соизмерять как с либеральными принципами, так и со своим прогнозом общественного состояния при их проявлении в конкретных делах, чтобы не попасть в "либеральную яму". При этом либералу приходится ориентироваться на успех частных дел вообще, а не своих групповых интересов. Декларационный характер политических программ и целей отдельных групп, ориентированных на граждан, в большей степени, как слушателей и зрителей, видимо, и создает основу для существования многих партий. Порой требуется не действительный результат, а эффект и волнующее впечатление. Оно и захватывает воображение и держит до выборов. А потом новое представление. Действительно, захватывает дух. А иначе может получиться: 1-я либеральная партия, 2-я либеральная партия, 3-я.... Кризис парламента не заставит себя ждать и при существовании лидерских партий, фруктово-аграрных, партий всей страны, всегда единственных в некотором роде, а также партий глобальной мечты. Что делать партии с искренне либеральными намерениями? Пойти крайне рациональным путем - сократить свою деятельность до сферы влияния на первых руководителей в стране или регионе. Или же попробовать увидеть массу частных интересов у населения. Может при такой деятельности пропадет декларационное влияние? Конечно, лучшей пропагандой либерализма является пример стран, давно вставших на путь либерального устройства жизнедеятельности населения на своих территориях. Это существенный ресурс для пропаганды лучших возможностей для жизни. Оказывается, что эти примеры нужны для того, чтобы понять замечательные слова Мизеса: " Нельзя рассматривать либерализм как партию особых интересов, привилегий и полномочий, потому что частная собственность на средства производства -это не привилегия, благоприятствующая только капиталистам, а институт, существующий в интересах всего общества, и, следовательно, институт, который приносит пользу всем".

Глава 5. Будущее либерализма Либерализм -это не религия, не мировоззрение, не партия особых интересов. Либерализм -- не религия, потому что не требует веры, в нем нет ничего мистического и у него нет догм. Это не мировоззрение, потому что он не пытается объяснить природу Вселенной и ничего не говорит и не стремится сказать о значении и цели человеческого бытия. Либерализм -это не партия особых интересов, потому что он не предоставляет и не стремится предоставить какие-либо особые преимущества человеку или группе. Это нечто совсем другое. Это идеология, учение о взаимосвязях членов общества и в то же время применение этого учения к поведению человека в данном обществе. Он не обещает ничего, что превышает возможности общества и не может быть сделано без помощи общества. Либерализм стремится дать людям лишь одно -- мирное, спокойное развитие материального благосостояния для всех, чтобы тем самым защитить их от внешних причин боли и страданий, коль скоро эта задача вообще входит в компетенцию социальных институтов. Уменьшение страданий и увеличение счастья -- вот цели либерализма. Ни одна секта и ни одна политическая партия не думали, что они могли бы отказаться от продолжения своего дела путем обращения к разуму человека. Риторическая напыщенность, гром музыки и песен, развевающиеся флаги, цветы и знамена служат в качестве символов, а лидеры стремятся расположить публику к своей собственной персоне. Либерализм не имеет с этим ничего общего. У него нет ни партийного цветка, ни партийного знамени, ни партийной песни, ни партийных идолов, ни символов, ни лозунгов. У него есть суть и доводы. Они и должны привести его к победе.