Мировая художественная культура Урок 21 « Романский стиль »

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Романский стиль Романский стиль (от лат. romanus римский) художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны.
Advertisements

Романский стиль Зубцов Никита. Ведущим видом романского искусства была архитектура. Ее развитие было связано с монументальным строительством, начавшимся.
Романский стиль художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XXII веках (в ряде.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА Романский стиль Прокофьева Мария Семенова Алёна.
В средневековой архитектуре различают два стиля: романский (VI XII вв.) готический (XIII XV вв.).
Общая характеристика Западноевропейского Средневековья. Презентация к уроку по МХК (10 класс).
Русские привычки. Неспроста говорят: «Привычка – вторая натура». Многое она может рассказать о характере. Какие привычки свойственны нам, русским, и чего.
Фотоальбом «Моя дружная семья!» Ученицы первого класса Лукьяновой Анастасии.
Прозвенел звонок. Начинается урок. Пусть согреют наши души Слова: мир, культура, Бог!
Рынок, ратуша, собор. 1.Рынок. 2.Ратуша. 3.Собор. 4.Романский и готический стили в архитектуре. Париж,15 век Домашнее задание: § 17, составь рассказ о.
Урок 2 «Культура и религия. Православие и культура»
Архитектура средневековья. Романский стиль Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает все романское искусство.
Романский стиль (от лат. romanus - римский) - самое старое стилевое направление в западноевропейском искусстве Х-ХIII вв., проявившееся прежде всего в.
Цивилизация эпохи Средневековья. Крестьянство Если представить себе феодальное общество в виде пирамиды, то место крестьянства будет в самом ее основании.
Дусанова Алтынай Муртазина Лейсан Сайдивалиева Зульфия.
На сороковой день рождения Иисуса Христа Святая Мария вместе с Младенцем Иисусом отправилась в храм помолиться.
Западная цивилизация. Средние века (Средневековье) исторический период, следующий после Античности и предшествующий Новому времени. Принято так же выделять.
НЕ ЗАБЫВАЙ ТЫ НИКОГДА КАК ЗА СТОЛОМ ВЕСТИ СЕБЯ! Николаева Л.Н.
Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 30 января 1998 года учрежден российский праздник – День Матери. Этот праздник отмечается в последнее воскресенье.
Имя моего Ангела – Мама.. За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога: Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать? Бог ответил: Я подарю.
Транксрипт:

Мировая художественная культура Урок 21 « Романский стиль »

Историческая обстановка В Х веке заканчивается Великое Переселение Народов, начавшееся во II веке от Р. Х. Последние племена переселяются в центр Европы и в Европе наступают времена новых государств. К Х в. уже формируются Франция, Италия и Германия как самостоятельные государства.

Средневековый быт Легкой жизнь в то время назвать было нельзя. Холодный климат, низкие урожаи, тяжелый труд, болезни. Что делаем мы, современные люди, приходя домой ? Входим в теплую квартиру, согретую центральным отоплением, зажигаем свет, кипятим воду в чайнике, разогреваем на плите ужин и это занимает не более получаса. При этом нам комфортно, светло ( а солнце зашло еще в четыре часа пополудни ) и тепло. Мы снимаем уличную одежду ( скажем, на дворе зима ) и можем находиться дома даже в шортах и майке, хотя на улице валит снег. А теперь представьте средневекового человека, вернувшегося домой зимним вечером. Вот он вошел в дом, а в доме почти так же холодно, как и на улице. И ему надо сначала растопить очаг, а это требует немалых усилий ! Раздеться он не может, то есть шубу он, может быть и снимет ( если у него шуба вообще есть ), но тут же оденет на себя не менее теплую домашнюю накидку на меху. Но это богатый. Бедный человек, скорее всего, утеплится как сможет не снимая уличной одежды.

Средневековый быт При этом света в доме совсем мало, ведь он может зажечь только одну свечу. Да даже и несколько свечей не дадут того света, к которому мы с вами привыкли. А крестьянин так и вовсе обойдется лучинкой. А от лучинки только еще мрачнее на душе. Теперь надо вскипятить воду над очагом, а после приготовить ужин. А это займет много времени, может быть час, а может и все два. Это в том случае, если есть что готовить. Если год был урожайный и удалось запастись зерном, солониной и прочим. При этом рацион крайне скуден. Нет ни овощей, ни фруктов, ни чая, ни кофе, ни сахара. Но есть пиво, или вино, или вода, что тоже неплохо. При этом человек не живет один. Он всегда в обществе : либо своей семьи, либо той общины, в которой он проживает. И вокруг всегда те, с кем он знаком с младенчества. И родители его сверстников знают друг друга с младенчества и так далее до начала времен ( как был уверен средневековый человек ), ведь чужак, пришелец ( пусть даже и из соседней деревни ) может легко оказаться врагом, колдуном или оборотнем. Чужак всегда враг, это непреложная истина. Да и для чего покидать родное селение, где все давно известно и устремляться куда - то ? Только нечистая совесть может толкнуть на такое бегство. Вот и понимайте сами, что да как …

Средневековый быт Живут все в одной комнате, и взрослые и дети. Средневековый человек не знает и не понимает, что может уединиться. Ему это не нужно и странно. Зачем уединяться, когда один человек слаб, а много людей имеют все шансы выстоять перед коварством окружающего мира и стихиями природы. В доме средневекового человека нету уюта, потому что опять непонятно как создать уют, когда все вместе и в доме есть только то, что необходимо и ничего лишнего или « для красоты », как говорят теперь. Что уж там говорить об уюте, когда даже в замках богатых феодов, в рыцарской среде хозяин, хозяйка, их дети и прислуга, а подчас даже и домашние животные ( в холодные зимы, для тепла ) живут в одном огромном зале с очагом в полстены ? Да и гостей не грех разместить тут же – больше почета. Гости да прислуга – на полу, на тюфяках и соломе спят, а хозяева и их дети – вместе на огромной кровати. Тесновато, конечно, зато тепло !

Средневековый быт И что же остается делать человеку, когда жизнь так тяжела ? Надеяться на то, что на том свете будет легче. Ни о чем не придется заботиться в райских кущах, там всё будет уже готово, а также там будет тепло и светло. И человек усердно молится. Тяжелая жизнь естественно устремляет человека к христианской аскетичности. В эпоху, когда время отмеряется церковным колоколом и жизнь идет от заутрене к обедне, а от обедни к вечерне, а потом снова к заутрене нет ничего более естественного и насущного, чем вера.

Религия в жизни средневекового человека Но и здесь не все так просто. Бог обладает десницей карающей и грешников ждет страшная кара ! Ну а кто без греха ? Все грешны и все, стало быть, попадут в ад. Однако … Однако, немного подумав, католическая ветвь христианства приходит к выводу, что должно же быть чистилище ? Несомненно, должно ! Чистилище – место, где после смерти обитает душа и ждет решения собственной судьбы. И пока душа в чистилище ее можно отмолить, даже если это душа большого грешника ! При мысли о чистилище, думаю, немало людей вздохнули с искренней радостью и облегчением. А уж сколько раз идея чистилища использовалась в живописи и литературе. Вы никогда не задумывались, почему католики своим любимым праздником считают Рождество ? Вы заметили, наверное, что Пасха, хотя и празднуется, но не проводится с таким размахом на Западе и в Америке, как Рождество. Это неспроста. Такая традиция пришла из эпохи средневековья, из того времени, о котором мы сейчас с вами говорим. Что такое Рождество ? Это рождение Бога в человеческом облике, а значит, приближение Бога к человеку настолько, насколько это только возможно. А приблизившись к человеку, Бог яснее ( как думал средневековый человек ) поймет и его нужды, и страхи, и потребности и сделается милосерднее и будет не так карающ и страшен. Нам теперь сложно представить такие рассуждения, но было это, скорее всего, именно так.

Религия в жизни средневекового человека А у православных христиан – славян - все было немножко наоборот. Пасха на Руси по праздничному настроению все - таки превосходила и превосходит Рождество. Из этого можно сделать вывод, что жизнь славянина в средние века и в эпоху принятия христианства не была так тяжела, как у его европейского собрата. Или не была так беспросветна и полна страхами. Да, тяжело жилось человеку в средние века. К тому же средняя продолжительность жизни его составляла лет. А у женщин и того меньше : лет. А уж какая - нибудь эпидемия могла выкосить до трети населения Европы. В Западной Европе в средние века считалось, что вода является причиной многих заболеваний, в том числе и кожных. Хотя нам с вами совершенно ясно, что если не мыться, то можно заболеть.

Особенности быта А вот тогда люди порой думали иначе. Не все и не везде, но многие считали, что моются только колдуны, а нормальный человек, если хочет жить, мыться не станет. Известно, что некая французская королева хвалилась, что мылась всего два раза в жизни : при рождении и перед свадьбой. А Людовик XIV, хотя это было уже в просвещенном XVII веке, предпочитал мытью - обрызгивание духами ! Представляю, как от него пахло … А про то, что младенцев как можно туже запеленывали утром ( в очень красивые кружевные пеленки, надо сказать ), а потом разворачивали и перепеленывали только на другой день вообще страшно упоминать. И это в богатых и королевских семьях ! Что же удивляться такой сильной детской смертности. У славян дело обстояло иначе и баня по субботам была почти священным и необходимым ритуалом. Поэтому на Востоке и жили дольше ( кстати, арабы тоже регулярно мылись ). Неудивительно, что когда Анна Ярославна, дочь могущественного киевского правителя князя Ярослава Мудрого, умевшая читать, писать и знавшая Евангелие, греческий, латынь и азы врачевания, в XI веке выходила замуж за французского короля Генриха I Капета, и уезжала из просвещенной, богатой и чистой страны множества городов Киевской Руси в варварскую, захудалую и довольно грязную Францию, современники писали, что немалая твердость требовалась от княжны для такого поступка. « В какую варварскую страну ты меня послал, – писала Анна отцу в родной Киев. – Здесь жилища мрачны, церкви безобразны, а нравы ужасны ».

Особенности быта И в те времена люди умели радоваться, наслаждаться жизнью и ценить жизнь и создавать такие произведения, от которых по сию пору дух захватывает и в толк невозможно взять : ну как можно было такой собор построить ? Как можно было такое сочинить ? Превосходство духовного начала и отказ от земных благ и радостей создали ни с чем не сравнимый особый стиль, ознакомиться с которым вкратце можно посетив Музей Изобразительных Искусств им. Пушкина в Москве. В этом музее два зала посвящены скульптурному и архитектурному искусству средневековья. В тот же период создается и культ Прекрасной дамы ( а идеалом женщины была Дева Мария ) и культ рыцарства. Устраиваются грандиозные, хотя и страшноватые, ристалища. Французские рыцари, во главе с Годфруа Буйонским и князем Бодуэном, отправляются в Первый Крестовый поход и завоевывают себе Иерусалимское королевство.

Романский стиль Этот стиль развивался в западноевропейском искусстве X-XII веков и наиболее полно выразился в архитектуре. Для этого стиля характерна лаконичность наружной отделки, ясность архитектурного силуэта, массивные гладкие стены, узкие проемы окон. Основными постройками стали храм - крепость и замок - крепость, а главный элемент композиции такой крепости стала башня - донжон. Остальные постройки располагались вокруг нее, составленные из простых геометрических форм – кубов, призм, цилиндров.

Замок Каркассон ( Франция )

Пизанский собор

Капелла кающихся грешников