Литература XIV-XVI века: «Литература времени национального подъема» (Д.С. Лихачев)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методическая разработка по теме: Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI веках
Advertisements

Древнерусская литература. Возникновение письменной литературы в Древней Руси связано с принятием христианства. С христианством на Руси появились книги,
Просвещение, устное народное творчество,литерат ура в XIV- XVI веках.
Великий князь Владимир Красно Солнышко ( ) Ярослав Владимирович (Мудрый) - великий киевский князь ( , Владимир Мономах ( )
Литература Публицистика «Домострой», - «Домострой», - переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского Летописание «Никоновская летопись» (составлена на основе.
Тема: Культура России XVI века В XVI веке развиваются жанры исторической песни и исторических преданий. Песни и предания посвящались выдающимся.
Тема: Русская культура XIII-XV веков Жанры исторической песни и сказания. Например, песня о Щелкане Цикл новгородских былин - о Садко и Василии.
Prezentacii.com. XIII – 80-е годы XIV века – падение конец XIV - XV века - возрождение.
XIII – 80-е годы XIV века – падение конец XIV - XV века - возрождение.
Культура Русских земель веков.. I. Особенности культуры Возвышение Москвы, объединение страны; Освобождение от монголо – татарского ига; Развитие.
Что такое древнерусская литература? Древнерусская литература- это русская литература первых веков её существования Древнерусская литература- это русская.
Вопросы по культуре XIV-XV вв. ВАРИАНТ 1 1.Какое событие можно выделить в качестве переломного рубежа в развитии русской культуры XIII-XV вв.? 2.Кто написал.
Урок литературы в 9 классе Общая характеристика древнерусской литературы Автор: учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная.
ЛИТЕРАТУРА ВЕКОВ Работу выполнил : Ученик 10 класса Качурин Сергей Владимирович Руководитель: Тауланова Галина Викторовна.
«Храм Покрова на Нерли – жемчужина архитектуры Владимиро- Суздальской Руси (XII в.)»
Задание на урок: заполните таблицу «Литература XIV – XVI вв» ДатаНазвание, Автор, жанр Идея произведения Вывод:
Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ СОШ 17 Щербаковой Елены Александровны.
Русская культура конца XV – XVI вв.. Особенности культуры конца XV – XVI вв. Постепенное слияние традиций местных художественных школ и формирование общерусской.
©Михайлова Наталья Алексеевна. Истоки Древнерусской литературы Летописец Нестор Летописец Нестор Повесть временных лет Повесть временных лет Содержание:
Русская культура в XIV-XVI вв. Урок истории в 6 классе.
Транксрипт:

Литература XIV-XVI века: «Литература времени национального подъема» (Д.С. Лихачев)

Фольклор главная тема устного народного творчества- борьба за независимость; складывались былины о богатырях Русской земли: в них отразились как ранние периоды героической борьбы народа, так и поздние боевые свершения; в XVIв. наиболее распространенным жанром фольклора стали исторические песни, откликавшиеся на важнейшие события, оставившие глубокий след в народном сознании; слагались в народе и лирические, и свадебные песни, остроумные пословицы и поговорки, веселые частушки;

«Слово о погибели земли русской» «О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!» Героическая тема

«Повесть о разорении Рязани Батыем» Героическая тема

«Задонщина» «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его Владимире Андреевиче. Писание Софония Рязанца» или «Задонщина» создано в конце XIV века. Написано в радостном, мажорном стиле К славному городу Москве съехались все князья русские и говорили таково слово: «У Дона стоят татары поганые, Мамай- царь у реки Мечи, между Чуровым и Михайловым, хотят реку перейти и с жизнью своей расстаться нам во славу». И сказал князь великий Дмитрий Иванович: «Брат, князь Владимир Андреевич, пойдем туда, прославим жизнь свою, удивим земли, чтобы старые рассказывали, а молодые помнили! Испытаем храбрецов своих и реку Дон кровью наполним за землю Русскую и за веру христианскую!» Героическая тема

«Сказание о Мамаевом побоище» «И сошлись грозно обе силы великие, твердо сражаясь, жестоко друг друга уничтожая, не только от оружия, но и от ужасной тесноты под конскими копытами испускали дух, ибо невозможно было вместиться всем на том поле Куликове …» Героическая тема

«Житие святого Александра Невского» Рассказывало о подвигах князя в борьбе со шведскими и немецкими завоевателями, о его дипломатической деятельности и отношениях с Ордой, о его загадочной смерти на пути из Сарая. Русские люди, читая «Житие..», проникались высшими идеями служения Родине Биографическая тема

«Житие святого Сергия Радонежского» Со страниц жития встает образ высоконравственного, трудолюбивого, глубоко религиозного человека, для которого высшее счастье вершить благие дела и трудиться во имя благополучия родной земли. Со страниц жития встает образ высоконравственного, трудолюбивого, глубоко религиозного человека, для которого высшее счастье вершить благие дела и трудиться во имя благополучия родной земли. Составлено Епифанием Премудрым (XIV в). Составлено Епифанием Премудрым (XIV в). Биографическая тема

«Великие Четьи-Минеи» «Чтения ежемесячные» (XVI в) - календарные сборники житий святых, расположенные по месяцам в соответствии с днями их памяти. Сборник вобрал в себя все книги, читавшиеся на Руси, стал своего рода церковно- литературной энциклопедией русского средневекового общества. Поучения

«Домострой» Священник Сильвестр (XVI в), истовый поборник патриархальных порядков, составил руководство по поведению православного человека в семье и обществе. Одной из главных идей «Домостроя» - подчинение в государстве царской власти, а в семье ее главе. «Чада… любите отца своего и мать свою и послушайте их, и повинуйтесь им по Боге во всем. И старость их чтите.» «…Не красти…, не солгать, не оклеветали, не завидует, не обидеть, не клепати,…не бражничать, …не помнить зла, не гневаться ни на кого, к большим быть послушной и покорна, к средним – любовно, к меньшим и убогим – привет ну и милостиву» Поучения

«Повесть о Петре и Февронии» Произведение древнерусской литературы (XVI в.), написанное Ермолаем-Еразмом, рассказывает о любви крестьянки и князя. Муромский князь Петр, излеченный Февронией от тяжелой болезни, нарушает обещание жениться на ней. Бог вновь насылает на него болезнь. Только вернувшись к Февронии, князь окончательно выздоравливает. Бояре, недовольные тем, что княгиней стала незнатная девушка, требуют от нее уйти из Мурома. Князь уходит вместе с ней. В конце концов бояре и жители Мурома просят Петра и Февронию вернуться. Петр и Феврония правят до смерти и умирают в один день, причем тела их чудесным образом соединяются в одном гробу. Поучения

Публицистика важнейшие вопросы жизни общества становятся предметом широкого обсуждения важнейшие вопросы жизни общества становятся предметом широкого обсуждения обосновывались важнейшие идеи официальной доктрины самодержавия обосновывались важнейшие идеи официальной доктрины самодержавия «Сказание о князьях Владимирских», созданное в начале XIV века, выводило родословную русской царской династии от римского императора Августа «Сказание о князьях Владимирских», созданное в начале XIV века, выводило родословную русской царской династии от римского императора Августа Теория «Москва- третий Рим» (старец Филофей, XV век) - истинный хранитель христианства Москва, которая будет существовать вечно. Теория «Москва- третий Рим» (старец Филофей, XV век) - истинный хранитель христианства Москва, которая будет существовать вечно. В произведениях Ивана Пересветова развивается идея о необходимости создания сильной самодержавной власти, опирающейся на дворянство. В произведениях Ивана Пересветова развивается идея о необходимости создания сильной самодержавной власти, опирающейся на дворянство. замечательными публицистами XVI века являются А.М. Курбский и Иван IV Грозный замечательными публицистами XVI века являются А.М. Курбский и Иван IV Грозный Публицистика

«Хождение за три моря» Записки тверского купца Афанасия Никитина содержат описание Персии, Индии, Китая, Цейлона. «А Русь (Бог да сохранит! Боже, сохрани ее! Господи, храни ее! На этом свете нет страны, подобной ей, хотя эмиры Русской земли несправедливы. Да устроится Русская земля и да будет в ней справедливость! Боже, Боже, Боже, Боже!)» Хождения

Летописи Конец XIII в. – возрождение местного летописания Конец XIII в. – возрождение местного летописания XIV – XV вв. – общерусское летописание: XIV – XV вв. – общерусское летописание: «Русский хронограф» (1512) – сборник занимательных и нравоучительных сочинений по русской и всемирной истории «Русский хронограф» (1512) – сборник занимательных и нравоучительных сочинений по русской и всемирной истории «Лицевой свод» (Никоновская летопись) – создана в 70-е гг. XVI в., содержит 16 тысяч цветных миниатюр – своеобразная историческая энциклопедия XVI века. «Лицевой свод» (Никоновская летопись) – создана в 70-е гг. XVI в., содержит 16 тысяч цветных миниатюр – своеобразная историческая энциклопедия XVI века. Летописание

Письменность стало больше рукописных книг, хотя «книжное писание» оставалось нелегким трудом стало больше рукописных книг, хотя «книжное писание» оставалось нелегким трудом широкое распространение письменности привело к вытеснению пергамента, основным материалом стала бумага широкое распространение письменности привело к вытеснению пергамента, основным материалом стала бумага была сделана попытка завести бумажное дело и в России была сделана попытка завести бумажное дело и в России писание велось чернилами, а так же растворенным золотом и серебром для украшения текстов писание велось чернилами, а так же растворенным золотом и серебром для украшения текстов стала господствовать скоропись стала господствовать скоропись распространение тайнописи распространение тайнописи к середине XVI века изготовление рукописных книг не удовлетворяло возрастающие потребности в книгах, что стало основной причиной необходимости книгопечатания на Руси к середине XVI века изготовление рукописных книг не удовлетворяло возрастающие потребности в книгах, что стало основной причиной необходимости книгопечатания на Руси

Книгопечатание Первая типография в Москве была открыта в 1553 году Первым печатником был Иван Федоров и ( его помощник Петр Мстиславец) Первая датированная печатная книга – «Апостол» - вышла в свет 1 марта 1564 года В XVI веке в России типографским способом было издано всего 20 книг, все церковно- религиозного содержания

Литература XIV-XVI вв. отражала события и идеологию времени объединения княжеств, формирование централизованного государства отражала события и идеологию времени объединения княжеств, формирование централизованного государства усиливается официальный характер литературы, ее отличительной чертой становится пышность и торжественность усиливается официальный характер литературы, ее отличительной чертой становится пышность и торжественность заметнее проявляется литературный стиль автора заметнее проявляется литературный стиль автора Рост личностного начала, обращение к отображению внутренней жизни человека Рост личностного начала, обращение к отображению внутренней жизни человека в исторические произведения все сильнее проникает вымысел, придающий повествованию большую сюжетную занимательность в исторические произведения все сильнее проникает вымысел, придающий повествованию большую сюжетную занимательность

Школы книгопечатание способствовало распространению грамотности книгопечатание способствовало распространению грамотности 1574 г. во Львове был напечатан первый «Букварь», ставший первым светским учебником 1574 г. во Львове был напечатан первый «Букварь», ставший первым светским учебником часто учебными пособиями являлись богослужебные книги часто учебными пособиями являлись богослужебные книги обучали чтению, грамматике с правилами склонений и спряжений обучали чтению, грамматике с правилами склонений и спряжений обучение на Руси велось буквослагательным методом: нараспев повторяя прочитанное обучение на Руси велось буквослагательным методом: нараспев повторяя прочитанное