Иван Александрович Гончаров Иван Александрович Гончаров (6 [18] июня 1812, Симбирск, Российская империя 15 [27] сентября 1891, Санкт-Петербург) русский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
Advertisements

И.А. Гончаров. Роман «Обломов» Работа ученицы 6(10)А класса Светлодарского УВК Антоненко Дарьи.
Разбирать женские образы, созданные И. А. Гончаровым, значит предъявлять претензию быть великим знатоком женского сердцаН.А.Добролюбов.
Иван Александрович Гончаров. Судьба и «объективный талант» ( )
Детство Ивана Александровича Гончарова
Тест по роману И.А.Гончарова «Обломов». Сколько времени длятся события в 1 части романа Гончарова «Обломов»? А) один месяц Б) два дня В) один день Г)
Иван Александрович Гончаров ( 1812 – 1891 ) Роман « Обломов »
Один день из жизни Обломова (киносценарий) «Один день – и вся жизнь» Н.А.Добролюбов.
Жизнь и творчество Ивана Александровича Гончарова ( ) «Я писал как будто по диктовке. И право, многое явилось бессознательно; подле меня кто-то.
портрет Человек, с неприметной внешностью. «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности… Цвет лица у Ильи Ильича.
Презентацию разработала учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с УИОП г.Кирс Мировская Н.А.
В одном из больших каменных домов, ближе к центру, жила семья Гончаровых. Отец вел торговлю хлебом. Семья была зажиточная, окруженная родственниками,
Иван Александрович Гончаров (1812 – 1891) В таланте Гончарова главную роль играет «изящность и тонкость кисти», «верность рисунка», преобладание художественного.
Жизнь и творчество Ивана Александровича Гончарова Презентацию подготовил ученик 10 «Б» класса Презентацию подготовил ученик 10 «Б» класса Фомичев Илья.
История создания романа Замысел романа «Обломов» возник у И.А.Гончарова в конце 40-х годов XIX века. В 1849 году была написана первая часть романа. Вторая.
В РОМАНЕ И.А.ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ» Андрей Штольц. Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет. …Он весь составлен из костей, мускулов и нервов,
Р АЗМЫШЛЕНИЕ. А КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ … Где начинается любовь, там логика уходит в подполье. Иногда бывает такой парадокс: нередко любовь и дружба находят.
Замысел романа « Обломов » возник у И. А. Гончарова в конце 40- х годов XIX века. В 1849 году была написана первая часть романа. Вторая и третья часть.
ЛУЧШИЙ ДРУГ ОБЛОМОВА АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ ШТОЛЬЦ, СЫН РУССКОЙ ДВОРЯНКИ И НЕМЦА; ПРЯМАЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ОБЛОМОВУ.
Андрей Иванович Штольц. Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет. …Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь.
Транксрипт:

Иван Александрович Гончаров Иван Александрович Гончаров (6 [18] июня 1812, Симбирск, Российская империя 15 [27] сентября 1891, Санкт-Петербург) русский писатель; член-корреспондент Петербургской академии наук по разряду русского языка и словесности. Отец и мать Гончарова Александр Иванович ( ) и Авдотья Матвеевна ( ) принадлежали к купеческому сословию. Первоначальное образование Гончаров получил дома, под началом Трегубова, затем в частном пансионе. В десять лет был отправлен в Москву для обучения в коммерческом училище. Выбор учебного заведения был сделан по настоянию матери. Ещё в детстве возникшая страсть к сочинительству, интерес к гуманитарным наукам, особенно к художественной словесности, всё это укрепило в нём мысль завершить своё образование на словесном факультете Московского университета. Через год, в августе 1831 года, после успешной сдачи экзаменов он был туда зачислен. Гончаров знакомится с Белинским, часто бывает у него на Невском проспекте, в доме Литераторов. Здесь в 1846 году Гончаров читает критику к своему роману Обыкновенная история. Общение с великим критиком имело важное значение для духовного становления молодого писателя. Гончаров знакомится с Белинским, часто бывает у него на Невском проспекте, в доме Литераторов. Здесь в 1846 году Гончаров читает критику к своему роману Обыкновенная история. Общение с великим критиком имело важное значение для духовного становления молодого писателя. В октябре 1852 года Иван Гончаров, служивший переводчиком в департаменте внешней торговли министерства финансов, был назначен секретарём адмирала Путянина - путешествие на фрегате «Паллада» (публикация рассказа – 1858,май). После путешествия Гончаров вернулся в департамент министерства финансов, но оставался здесь недолго. Вскоре ему удалось получить место цензора – Роман «Обломов» в четырех номерах «Отечественных записок» – Публикации в журналах отрывков из романа «Обрыв» Роман «Обрыв» печатается в журнале «Вестник Евпропы» – «Мильон терзаний», критический этюд о комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» – Очерк «Лучше поздно, чем никогда» – Первое Собрание сочинений в 8 томах выходит в Петербурге – Умер И.А. Гончаров (похоронен на Новом Никольском кладбище Александро- Невской лавры).

История создания романа Роман был задуман в 1847 году и писался в течение 10 лет. В 1849 году в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» при «Современнике» была опубликована глава «Сон Обломова» как самостоятельное произведение. Полностью роман «Обломов» был впервые опубликован только в 1859 году в первых четырех номерах журнала «Отечественные записки». Гончаров признавался, что на замысле «Обломова» сказалось влияние идей Белинского. Важнейшим обстоятельством, повлиявшим на замысел произведения, считается выступление Белинского по поводу первого романа Гончарова «Обыкновенная история». В образе Обломова присутствуют также автобиографические черты. По собственному признанию Гончарова, он и сам любил безмятежный покой, рождающий творчество.

Описание героев Обломов: Человек лет тридцати двух-трех, среднего роста, приятной наружности, темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, сосредоточенности в чертах лица, на котором в момент отсутствия мысли теплился ровный свет беспечности. Дома всегда ходил без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье, поэтому чаще всего был в халате. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие. Лежание было у него ни наслаждением, ни необходимостью – это было нормальное его состояние: «Когда он был дома – а он был почти всегда дома, - он все лежал..» Из трех комнат находился постоянно в одной, где на первый взгляд казалось все чистым, но можно было заметить паутину, пятна и забытые тарелки: «Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, - так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия...»

Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге… все собирался и готовился начать жизнь. Воспитанный в недрах провинции в заботливой семье. Служба ему не угождала: «Все это навевало на него страх и скуку великую. Когда же жить? Когда жить?» - твердил он». Учебу считал утомительной, но «поэты задели его за живое». Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире. «…в нем дороже всякого ума: честное, верное сердце!... Узнав раз, его разлюбить нельзя».

Захар Слуга Обломова. «Пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды». «Захар нянчил маленького Обломова на руках, а Обломов помнит его молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем». «Захару было за пятьдесят лет. Он словно принадлежал двум эпохам: от одной у него осталась безграничная преданность семейству Обломовых, а другая эпоха отразилась в нем утонченностью и развращением нравов. Захар лгал, сплетничал, старался утаить сдачу, однако делал он все это не из злости, а по привычке, доставшейся от деда и отца» Захар неопрятен, неловок, робок, но преданный человек.

Волков Приятель Обломова, поведавший тому о светских развлечениях, от которых Илья Ильич был далек: «Когда визитер ушел, Илья Ильич с грустью подумал: «В десять мест в один день – несчастный!.. И это жизнь!.. Где же тут человек?» Волков - «молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами. Зависть брала смотреть на него».

Судьбинский «Господин в темно-зеленом фраке с гербовыми пуговицами», бывший сослуживец Обломова. Он своим рассказом о канцелярии вызвал недоумение у Ильи Ильича: «И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает…»

Пенкин Литератор, «очень худощавый, черненький господин, заросший весь бакенбардами, усами и эспаньолкой». Советует почитать произведение неизвестного пока автора «Любовь взяточника к падшей женщине», на что Обломов отвечает: «Человека, человека давайте мне! Любите его…»

Алексеев Человек «неопределенных лет, с неопределенной физиономией… не красив и не дурен, не высок и не низок ростом, не блондин и не брюнет…». Человек, которого едва ли кто замечает, что особо подчеркнуто тем, что толком никто не помнил, как его зовут. Довольно частный гость у Обломова.

Михей Андреевич Тарантьев Земляк Обломова. Мастер говорить, но не делать. «Вошел человек лет сорока, принадлежащий к крупной породе, высокий, объемистый в плечах и во всем туловище, с крупными чертами лица, с большой головой, с крепкой, коротенькой шеей, с большими навыкате глазами, толстогубый. Беглый взгляд на этого человека рождал идею о чем-то грубом и неопрятном. Видно было, что он не гонялся за изяществом костюма. Не всегда его удавалось видеть чисто обритым. Но ему, по-видимому, это было все равно; он не смущался от своего костюма и носил его с каким-то циническим достоинством». «Тарантьев делал много шума, выводил Обломова из неподвижности и скуки…». К тому же, Илья «имел простодушие верить, что Тарантьев в самом деле способен посоветовать ему что-нибудь путное». Но именно он и обманул с братом Пшеницыной, Мухояровым Филлипом, Обломова.

Андрей Иванович Штольц Любимый друг Обломова. Его ровесник «Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская; веру он исповедовал православную; природная речь его была русская… Немецкий же язык он наследовал от отца да из книг. В селе Верхлёве, где отец его был управляющим, Штольц вырос и воспитывался». Получил «трудовое, практическое воспитание». Отец запрещал матери мешать сыну в проявлении своих желаний. «Он худощав… цвет лица ровный, смугловатый, и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было… Простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь – вот что было его постоянною задачею… Мечте не было места в его душе. У него не было идолов, зато он сохранил силу души, крепость тела, зато он был целомудренно-горд… Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей». Убежден, что жизнь – это труд, «труд – это образ, содержание, стихия и цель жизни». Он же развивает в Обломове любовь к поэзии, но самое главное – знакомит его с Ольгой Ильинской, на которой впоследствии сам же и женится, и будет воспитывать сына Обломова от Агафьи Матвеевны.

Ольга Ильинская «Шла простым, природным путем жизни… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, ни умысла!... Одни считали ее простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с языка ее ни мудреные сентенции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке, литературе…» Появление ее в жизни Обломова меняет его образ жизни: «Он весел, напевает…». Он признается ей в своих чувствах как будто бы по случайности: «…взгляд этот был неподвижный, почти безумный; им глядел не Обломов, а страсть…». С тех пор Ольга «жила и чувствовала жизнь только с Обломовым». Но, увы, их чувства развивались, пока однажды Илья не проснулся опустошенным. «В нем что-то сильно работает, но не любовь». И, решив, что это все ошибка, он написал ей прощальное письмо. Эту проверку чувств Ольга вынесла с достоинством, но она не хотела расставаться с ним, хотя и пришлось. Она осознала, что все потеряно: «Ты добр, умен, нежен, благодарен… и… гибнешь? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…» Обломов чуть слышно сказал: «Есть… Обломовщина!» Она его все равно любила, но вышла замуж за Штольца, который был более близок ее идеалам.

Обломов и Ольга Их отношения раскрывают характер Ильи Обломова. В начале болезненная неспособность его к действию зажигает в ней желание помочь хорошему, но слабовольному человеку. Она ценит в Обломове ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые также чужды и ей. «У тебя были крылья, да ты их отвязал». Она чувствует, что в ней есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. Ольга мечтает, что «она укажет ему цель, заставит полюбить всё то, что он разлюбил…. Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и её». Однако им не суждено быть счастливыми. Обломов предчувствует, что их отношения не могут всегда быть только их личным делом, они непременно обернутся множеством условностей, обязанностей. Ольга постоянно размышляет о своем чувстве, о влиянии на Обломова, о своей «миссии»; любовь становится для неё долгом, постоянно повторяет, что «жизнь-обязанность, любовь – тоже долг», а потому любовь уже не может быть стихийной. Ольга не готова пожертвовать всем ради любви. «Тебя хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебя своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому пути?... Никогда, ни за что!» - решительно отвечает она Обломову. Они ждут друг от друга невозможного. Она от него – деятельности, воли, энергии; в её представлении, он должен стать похожим на Штольца, но только сохранить при этом лучшее, что есть в его душе. Он от неё – безоглядной, самоотверженной любви. Ольга любит того Обломова, которого создала в своём воображении, которого она искренне хотела видеть в жизни…. «Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь ещё жить для меня, - а ты умер уже очень давно», - с трудом выговаривает Ольга и задаёт горький вопрос: «Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…». – «Есть, - отвечает Илья. – Обломовщина!»

Агафья Матвеевна Пшеницына Хозяйка квартиры, где поселился Обломов. «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил». Агафья Матвеевна – идеальная хозяйка. Она ни минуты не сидит без дела. Все у неё спорится, в доме чистота и порядок. Духовных запросов у неё нет. Когда Обломов спросил её: «А читаете что-нибудь?», она в ответ только «тупо посмотрела на него». Своей заботой и «обломовским» укладом жизни завоевала любовь Ильи, к которому сама питала чувства. Их женитьба была по большей части формальной. Судьбу их сына, Андрея (названного в честь Штольца), она никогда не равняла с судьбой ее племянников, поэтому отдала его на воспитание по просьбе Штольца, «полагая, что там его настоящее место, а не тут, «в черноте», с грязными ее племянниками…»

Обломов и Пшеницына Их отношения были совершенно отличны от отношений Ильи Ильича с Ольгой, т.к. и сами они были различны. Агафья Матвеевна избавила Обломова от объяснений в любви и выяснений отношений, которыми была наполнена его жизнь в период общения с Ольгой. Пшеницына стала для него внимательной, заботливой нянькой. Обломов был спокоен и счастлив. Агафья бескорыстно и самоотверженно любила Обломова. Но своей любовью и заботой она вновь заглушила проснувшиеся в Обломове человеческие чувства. Она совершила процесс духовной гибели Обломова. Обломова любили две женщины, совершенно разные по интеллекту, образованию и общественному положению. Однако Ольга стремилась спасти Обломова, а Агафья своей любовью погубила его. Но своей любовью и заботой она вновь заглушила проснувшиеся в Обломове человеческие чувства. Она совершила процесс духовной гибели Обломова. Обломова любили две женщины, совершенно разные по интеллекту, образованию и общественному положению. Однако Ольга стремилась спасти Обломова, а Агафья своей любовью погубила его. Агафья не стремиться к любви как к какой-то сверх цели, не добивается её любыми способами, она ждёт, когда любовь сама придёт. Любовь пришла, она вышла замуж, стала счастливой женой и матерью. Любовь сыграла большую роль в жизни Обломова. Любовь двух женщин: одной – умной, утонченной, нежной, требовательной, другой – хозяйственной, простодушной, принимающей героя таким, какой он есть. Любовь сыграла большую роль в жизни Обломова. Любовь двух женщин: одной – умной, утонченной, нежной, требовательной, другой – хозяйственной, простодушной, принимающей героя таким, какой он есть. Агафья Пшеницына – хозяйка дома, полная противоположность Ильинской. Если Ольгу мы видели через душу, глаза, то Агафью – через тело, что видно из частого упоминания о ямочках на локтях и белой шеи женщины. Он любил жену, сына, семейный быт, олицетворявший для него главное – физический и душевный покой

Жанр романа « Обломов» - реалистический социально-бытовой роман, где ярко отражены черты реализма: объективность и достоверность изображения действительности, создание типичных конкретно- исторических характеров, воплощающих черты определенной социальной среды. На характер и образ жизни Обломова определяющее воздействие оказал патриархально-поместный уклад. Это влияние выразилось в ленивом и пустом существовании, являвшимся подобием жизни. Беспомощность Ильи Ильича, тщетные попытки к возрождению под влиянием Ольги и Штольца, женитьба на Пшеницыной и сама смерть определены как «обломовщина».

Авторское отношение Авторская позиция по отношению к образу Обломова противоречива. Показывая пустоту и инертность уже изжившей себя патриархально- помещичьей среды, писатель вместе с тем противопоставляет нравственную цельность Обломова и «обломовцев» бездушию дворянско- чиновничьего общества в лице Алексеева, Тарантьева, Мухоярова, Затертого и др. Гончаров обнаруживает черты Обломова не только в эпохе, среде, но и в недрах русского национального характера. Раскрытие личности происходит на фоне исторического развития нации.

«Сон Обломова» как идейно- художественный центр романа Роман берет начало из «Сна Обломова», т.к. именно в этом «эпизоде из неоконченного романа» сосредоточены основные художественные нити произведения. Этот отрывок сравнивают со стихом А.С. Пушкина «Сон». Т.к. оба героя предаются упоительному сну. Обломовке, в далекие детские годы, сложилась его одна из основных черт характера Ильи – поэтическая мечтательность. Обломовке, в далекие детские годы, сложилась его одна из основных черт характера Ильи – поэтическая мечтательность. Также Гончаров подчеркивает, что дворянская культура неразрывно связана с народной почвой: «И поныне русский человек среди окружающей его строгой, лишенной вымысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины, и долго, может быть, еще не отрешиться ему от этой веры».

Именно эти сословные традиции превратятся в черты обломовщины, но они же позволят сохранить Обломову естественность и свободное состояние души, что окажется выше житейского практицизма Штольца. Таким образом, сон дает разгадки действий Ильи Ильича, т.к. в нем показана «сказочно-мифологическая природа его характера». Ю. Лощиц напишет: «Там есть добрая волшебница, являющая у нас иногда в виде щуки, которая изберет себе какого-нибудь любимца, тихого, безобидного – другими словами, какого-нибудь лентяя, которого все обижают, - да и осыпает его ни с того ни с сего разным добром, а он знай кушает себе да наряжается в готовое платье, а потом женится на какой-нибудь неслыханной красавице Милитрисе Кирбитьевне». И именно эта фраза отразит всю судьбу Обломова.

Критика Известный критик Николай Александрович Добролюбов написал об этом романе свою знаменитую статью «Что такое обломовщина?», в которой описал основные идеи романа со своей точки зрения. Статья Добролюбова во времена СССР часто публиковалась в одной книге вместе с романом. Добролюбов называл «Обломова» «знамением времени». Более разносторонне роман рассмотрен в статье «Обломов».Роман И. А. Гончарова» другого известного критика Александра Васильевича Дружинина.