Цель проекта: раскрыть понятие мотива и мотивной структуры, проиллюстрировать мотивную структуру на примере повести А.П. Чехова «Дуэль». Задачи: Проанализировать.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Урок-исследование с учеником в роли учителя
Advertisements

Споры в критике вокруг романа И. С. Тургенева « Отцы и дети »
ИНЬСКИЙ ПРАЗДНИК 8 МАРТА ИЕРАРХИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК ЯВЛЕНИЯ ИЗНАЧАЛЬНО ВЫШЕСТОЯЩЕГО ОТЦА ЖЕНСКИМ ОСОБЫМ ВЫРАЖЕНИЕМ Цивилизация ИДИВО.
Выполнила Н. А. Голунова, учитель русского языка и литературы МОУ « Онуфриевская СОШ »
Лев Николаевич Толстой Автобиографическая трилогия «Детство. Отрочество.Юность»
Тема: Образ Катерины в пьесе «Гроза». Цель: Показать образ Катерины и раскрыть черты её характера.
Р АЗМЫШЛЕНИЕ. А КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ … Где начинается любовь, там логика уходит в подполье. Иногда бывает такой парадокс: нередко любовь и дружба находят.
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Образ Запорожской Сечи в повести. Урок 2.
Анализ эпизода литературного произведения. Эпизод (от греч. букв. вставка), относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе.
Первая встречаЖенитьба на Элен Дуэль с Долоховым Вступление в масонство Любовь к Наташе Бородинское поле Встреча с Платоном КаратаевымСчастливая семейная.
СИСТЕМА ОБРАЗОВ РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» НАШИ ЗАДАЧИ : 1.ПОНЯТЬ СИСТЕМУ ОБРАЗОВ В РОМАНЕ. 2.ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ОСБЕННОСТЯМИ СЮЖЕТА. 3.УЧИТЬСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ.
Анализ лирического произведения. А.С.Пушкин «К морю»
«Мой дом – моя семья» Психологическая поддержка ребенка родителями.
«Тропа Фёдора Абрамова и его героев» (по повести "Пелагея") Задачи: учиться сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения; выявить идейный.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Тип «тургеневской девушки» в прозе И.С. Тургенева. Выполнила: Васильева А. 10б СОШ 50 Преподаватель: Николаева Е. В.
Не забудьте,что жизнь коротка,а минуты- бесценны, что в песочных часах золотой убегает песок, не забудьте,что даже кумиры уходят со сцены, и родным, и.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста БЕЛАЯ Л.Н. Подготовка к написанию части С По материалам пособия Г.Т. Егораевой «ЕГЭ. Комментарий.
Москва 2012 ГБОУ Гимназия 1505 «Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория» Автор: ученица 9 класса «А» Васильченко Елена Руководитель:
Тема проекта: Художественное своеобразие повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Транксрипт:

Цель проекта: раскрыть понятие мотива и мотивной структуры, проиллюстрировать мотивную структуру на примере повести А.П. Чехова «Дуэль». Задачи: Проанализировать различные точки зрения на понятие мотива в литературе Провести мотивный анализ произведения А.П. Чехова «Дуэль» Сделать выводы.

МОТИВ (от латинского moveo «двигаю») термин, перенесенный в литературоведение из музыки, где он обозначает группу из нескольких нот, ритмически оформленную. По аналогии с этим в литературоведении термин «М.» начинает применяться для обозначения минимального компонента художественного произведения неразложимого далее элемента содержания (Шерер). В этом значении понятие М. играет особенно большую, пожалуй центральную роль в сравнительном изучении сюжетов преимущественно устной литературы. (

Впервые термин "мотив" в русскую литературу был введен А.Н. Веселовским. По Веселовскому, мотив - «простейшая повествовательная единица», элементарная и далее неразложимая «клетка» сюжета, которая является семантически целостной. Например: борьба братьев за наследство, бой за невесту, похищение солнца. Силантьев И.В. поясняет это так: «мотив подобен слову, произвольному распаду которого на морфемы также препятствует семантическое единство его значения» (Силантьев И.В. Поэтика мотива, М., 2004., с.17)

Существует множество определений "мотива". Хализев дает следующую трактовку мотива - компонент произведения, обладающий повышенной значимостью (семантической насыщенностью). Мотив локализован в художественном тексте, но может выражаться в самых разных формах. Он может быть выражен одним словом или словосочетанием, предстающим оформленным различными лексическими единицами или выступать в роли заглавия, эпиграфа, а может оставаться ушедшим в подтекст.

В.Я.Пропп обращается к мотиву с иной позиции. Его также интересует инвариантная модель мотива, но не с точки зрения семантического анализа, а с позиции функционирования элементов мотива. Так, мотив змей похищает дочь царя, по Проппу, разлагается «на 4 элемента, из которых каждый в отдельности может варьировать. Змей может быть заменен Кащеем, вихрем, чертом, соколом, колдуном.

Похищение может быть заменено вампиризмом и различными поступками, которыми в сказке достигается исчезновение. Дочь может быть заменена сестрой, невестой, женой, матерью. Царь может быть заменен царским сыном, крестьянином, попом.» (Пропп В.Я. Морфология сказки. Л., 1928,с ). Таким образом, Пропп обращается к инвариантной модели мотива, которая напрямую связывается им с функцией действующего лица В современном литературоведении существует понятие о мотиве как "вне структурном" начале, т.е. "как о достоянии не текста и его создателя, а ничем не ограниченной мысли толкователя произведения.

Традиционные способы речевой выраженности мотивов в сюжете – опорные, ключевые словообразы, слова- лейтмотивы, устойчивые метафоры. Это своего рода опознавательные, часто бессознательно проступающие в сюжете сигналы авторского художественного мироотношения. Есть, к примеру, в мировой (в том числе и словесно- художественной) культуре древний мотив Дома и Дороги. Точнее сказать, мотив жизнеощущения Дома и Пути. Распознавание мотивов позволяет объяснять художественный текст изнутри, оставаясь в его суверенных сюжетно-фабульных пределах и одновременно непредумышленно, как бы ненароком выглядывая из текста в мир вокруг него.

Существуют самые разнообразные классификации мотивов, отметим лишь некоторые из «типов» мотивов: мифологический (Веселовский, Мелетинский); мотив-ситуация (Путилов, Frenzel); мотив-действие (Путилов, Trousson); мотив-образ (квази-мотив) (Неклюдов); мотив-характеристика (Путилов, Trousson, Thompson); мотив-тип (Frenzel); мотив-пейзаж (Frenzel); пространственный мотив (Frenzel, Бахтин); психологический мотив (Frenzel) и др.

Путилов Б.Н. отмечает: «мотив есть не только элемент, слагаемое, конструирующее сюжет. В известном смысле эпический мотив программирует и обусловливает сюжетное развитие. В мотиве так или иначе задано это развитие. Мотив обладает моделирующими качествами». Таким образом, мотивы, часто выступающие в связках друг с другом, «программируют» интригу, сюжетное развитие, становятся сюжетогенными. Таким образом, особо выделяется предикативность мотива – способность двигать сюжет (первоначально, мотив от ит. moveo - двигать). «…как предикат, развертывая сообщение, «продвигает» речь в целом, так и мотив «продвигает» повествование, определяя перспективу событийного развития действия.» (Силантьев И.В., с.79).

Лейтмотив – повторяемая в пределах текста группа слов (или слово), объединенная в некий ряд. Именно повторяемость мотива в тексте литературном или музыкальном становится его ключевым свойством. Но что значит повтор мотива? Какую функцию он несет? Суггестивная (орнаментальная, музыкальная) функция мотива. Ряд повторяемых лексических блоков, который служит созданию определенного настроения и ритма, часто несет, так сказать, функцию аранжировки. Конечно, здесь мотив рассматривается как элемент речевой организации текста, сам по себе не несущий отдельной смыслообразующей роли. Суггестивная функция лейтмотивов, однако, может выступать как важный знак подтекста, который вводится настойчивыми повторами (вспомним знаменитый Бетховенский «стук судьбы») Лейтмотивная суггестивность призвана привлечь внимание читателя к значимым элементам авторского художественного мира.

Тематическая функция мотива. Как справедливо отмечает И.В.Силантьев, «наряду с фабулой и сюжетом, тема – ближайшая к мотиву категория»(59). Отечественный литературовед Г.В. Краснов по этому поводу пишет: «Сюжет выявляется и своеобразно олицетворяется в мотиве произведения, в опосредованной от конкретных образов ведущей теме» Зарубежные ученые считают, что мотив также соотносится с темой как простое со сложным, частное с целым, «клетка» с «организмом», «слово» с «предложением». Отличительной чертой темы является более высокая степень обобщенности, мотивы же, как правило, связываются с конкретными формами манифестации темы.

Главный герой – Иван Андреевич Лаевский. Уже два года он живет на Кавказе со своей женой, которую совершенно разлюбил. Он говорит своему другу Самойленко о том, что больше не может с ней жить. В ходе повествования мы узнаем, что он Надеждой Федоровной, своей женой, приехали из Петербурга с мечтами о трудовой жизни, в сущности, скрываясь от настоящего мужа Надежды Федоровны. Важный персонаж в произведении – зоолог фон Корен, он ненавидит Лаевского за то, тот разлагает общество пьянками и игрой в винт, но главное, за то, что Лаевский видит в этом не свою вину, а общества, цивилизации. Фон Корен считает его микробом, которое нужно истребить во благо обществу.

Надежда Федоровна не подозревает, что творится в душе ее мужа, она ведет беззаботную жизнь, старается нравится мужчинам и даже изменяет мужу. В какой-то момент Лаевский хочет бежать от своей нелюбви к жене, у него много долгов, и денег на дорогу нет. Он пытается их занять у Самойленко, тот хочет помочь, но фон Корен мешает, видя в отъезде ненавистного ему Лаевского бегство от проблем. Их ненависть к друг другу выливается в назначение дуэли. В ночь перед дуэлью Лаевский переосмысливает свою жизнь, понимает, что в ней была одна ложь и никакой пользы людям. Изменил отношение к жене, так как увидел в ней жертву своих собственных поступков, прощает измену. Дуэль заканчивается ничем, все живы, но сознание обоих соперников поменялось. После дуэли Лаевский не уезжает, он работает, чтобы рассчитаться с долгами. Через два месяца уезжает фон Корен, они простились, оставшись друзьями.

Повесть насыщена различными мотивами, но главный из них – мотив перерождения перед ожидающейся смертью. Герой осмысливает прожитую жизнь и начинает видеть ее в другом свете, при этом духовно совершенствуясь. Подобный мотив был у Л.Н. Толстого в повести «Смерть Ивана Ильича», у Стендаля в романе «Красное и черное».

Мотив крушения надежд «Полюбил я замужнюю женщину; она меня тоже… Вначале у нас были и поцелуи, и тихие вечера, и клятвы, и Спенсер, и идеалы, и общие интересы… Какая ложь! Мы бежали, в сущности, от мужа, но лгали себе, что бежим от пустоты нашей интеллигентной жизни…» Мотив стремления к свободе Герой хочет вырваться из опутавших его сомнений и противоречий: «Туда, на север. К соснам, к грибам, к людям, к идеям… Я бы отдал полжизни, чтобы теперь где-нибудь в Московской губернии, или в Тульской, выкупаться в речке, озябнуть, знаешь, потом бродить часа три хоть с самым плохеньким студентом и болтать, болтать…»

Герой разочаровывается и не знает что теперь ему делать, отсюда вытекает Мотив слабости перед жизненными обстоятельствами: Фон Корен: «…В качестве друга я журил его, зачем он много пьет, зачем живет не по средствам и делает долги, зачем ничего не делает и не читает, зачем он так мало культурен и мало знает – и в ответ на все мои вопросы он горько улыбался, вздыхая и говорил: «Я неудачник, лишний человек», или: «Что вы хотите, батенька, от нас, осколков крепостничества?», или: «Мы вырождаемся…»… Причина крайней распущенности и безобразия, видите ли, лежит не в нем самом, а где-то вне, в пространстве». Мотив грозы. Бушующая сила природы просыпается именно во время духовного перерождения героя

Мотив обмана В сложившейся ситуации, Лаевский вынужден обманывать, чтобы добиться своего. Он обманывает жену, стараясь обходиться с ней как прежде: «…он делал над собой усилия, чтобы казаться приветливым…» В ней самой он видит ложь: «…Прежде, когда Лаевский любил, болезнь Надежды Федоровны возбуждала в нем жалость и страх, теперь же и в болезни он видел ложь…» А фон Корен самого Лаевского считал лживым человеком: «На первых порах он поразил меня своею необыкновенной лживостью, от которой меня просто тошнило».

Мотив одиночества Лаевский не находит ни в ком понимание, он видит только неодобрение. Своими переживаниями он делится только с Самойленко, но тот его осуждает. Мотив дуэли связан с мотивом страха перед смертью. Лаевский испытывает этот страх в тот момент, когда на него смотрит пистолет противника. Сюда вплетается мотив воспоминаний о детстве. Когда Лаевский осмысливает свою жизнь, он невольно возвращается в детство: «Он вспомнил, как в детстве во время грозы он с непокрытой головой выбегал в сад, а за ним гнались две беловолосые девочки с голубыми глазами, и их мочил дождь; они хохотали от восторга, но когда раздавался сильный удар грома, девочки доверчиво прижимались к мальчику, он крестился и спешил читать: «Свят, свят, свят…»

Все эти мотивы сливаются в единый мотив перерождения. Таким образом мы можем сказать, что мотив перерождения перед ожидающейся смертью в повести А.П. Чехова «Дуэль» включает следующие подмотивы: мотив крушения надежд мотив стремления к свободе мотив слабости мотив обмана мотив одиночества мотив грозы мотив дуэли мотив страха перед смертью мотив воспоминаний о детстве

Он тоже вбирает в себя несколько подмотивов, некоторые из которых уже слагали мотив перерождения: мотив стремления к свободе мотив крушения надежд мотив обмана мотив одиночества мотив дома

Важное место в произведении занимает МОТИВ МОРЯ. Здесь его назначение подобно назначению мотива в музыке – ритмизирующее, в течении повествования мотив моря часто повторяется, меняя свою форму.

В самом начале произведения автор посвящает читателя, что действие происходит на море: «Было восемь часов утра – время, когда офицеры, чиновники и приезжие обыкновенно после жаркой, душной ночи купались в море и потом шли в павильон пить кофе». Море присутствует во время разговора Лаевского и Самойленко, когда Лаевский говорит о своей ушедшей любви: «Самойленоко хотел что-то ответить, но в это время большая волна накрыла их обоих, потом ударилась о берег и с шумом покатилась назад по мелким камням».

«Пустынный берег моря, неутолимый зной и однообразие дымчатых, лиловатых гор, вечно одинаковых и молчаливых, вечно одиноких, нагоняли на него тоску». Здесь море описано в серых тонах, с «пустынным берегом». Мотив моря снова повторяется и переплетается с мотивом одиночества героя. «Надежда Федоровна надела свою соломенную шляпу и бросилась наружу в море. Она отплыла сажени на четыре и легла на спину. Ей были видны море до горизонта, пароходы, люди на берегу, город, и все это вместе со зноем и прозрачными нежными волнами раздражало ее и шептало ей, что надо жить, жить…» Мотив моря повторяется, но здесь он связан с другим героем и сопутствует другому мотиву, наоборот, становясь фоном для душевного подъема героя.

«Дьякон шел по высокому каменистому берегу и не видел моря; оно засыпало внизу, и невидимые волны его лениво и тяжело ударялись о берег и точно вздыхали: уф! И как медленно! Ударялась одна волна, дьякон успел сосчитать восемь шагов, тогда ударилась другая, через шесть шагов третья. Так же точно не было ничего видно, и в потемках слышался ленивый, сонный шум моря, слышалось бесконечно далекое, невообразимое время, когда Бог носился над хаосом». Это описание море предшествует дуэли. Море здесь показано огромным, ленивым, живым…

Мотив моря присутствует как в начале, так и в конце повести. Фон Корен уезжает, плывет на лодке к пароходу по неспокойному морю под дождем. «Лодку бросает назад, - думал он (Лаевский), - делает она два шага вперед и шаг назад, но гребцы упрямы, машут неутомимо веслами и не боятся высоких волн. Лодка идет все вперед и вперед, вот уж ее и не видно, а пройдет с полчаса, и гребцы ясно увидят пароходные огни, а через час будут уже у пароходного трапа. Так и в жизнь… В поисках за правдой люди делают два шага вперед, шаг назад. Страдания, ошибки и скука жизни бросают их назад, но жажда правды и упрямая воля гонит вперед и вперед…»

1. Мотив – это простейшая повествовательная единица, которая в отдельном художественном тексте имеет различные способы выражения, различные варианты и способы функционирования. 2. Мотивы в произведении переплетаются друг с другом, разлагаются на подмотивы, образуя мотивную структуру произведения и сюжет. 3. В повести А.П. Чехова «Дуэль» главным мотивом является мотив перерождения человека перед ожидающейся смертью, он включает в себя другие мотивы – мотив дуэли, крушения надежд, стремления к свободе, воспоминаний о детстве, обмана, одиночества и т.д. 4. С главным мотивом переплетается любовные мотив – мотив ушедшей любви. 5. Лейтмотивом в произведении является мотив моря, который ритмизирует и обрамляет повесть.

В.Е Хализев Теория литературы\учебник для студентов высших учебных заведений. «Высшая школа» М html А.П.Чехов Избранное\ «Правда» М.1988