Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка МОУ «Общеобразовательная Октябрьская средняя школа 2» Работа учителя русского языка и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
Advertisements

Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
Презентация Веременко Н.П. к выступлению на методическом совете учителей Тема: Формирование ключевых компетенций на уроках.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения по блоку С.
Урок развития речи Подготовка к сочинению - описанию « Краски осени » ( по картине И. И. Левитана « Золотая осень »)
Тема: «Развитие культуры речи как одной из составляющих коммуникативной компетентности учащихся». Презентацию подготовила учитель русского языка Частоступова.
Содержание и структура коммуникативных учебных действий во ФГОС НОО Лекция Н.М. Горленко.
Элективный курс «Секреты текста» Преподаватель русского языка и литературы МОУ СОШ 32 Т.Н.Тарабара.
Муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа 3 г.Аткарска г.Аткарска 2010 год.
Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся Учитель русского языка и литературы: Аксенова.
Программа курса по выбору для 9 класса по русскому языку « Культура речи – зеркало души»
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ 9 КЛАСС. ГИА-9.
Потребность ребёнка в общении со взрослыми и со сверстниками Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения Приемлемое отношение.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ) УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя.
В системе Л.В. Занкова Подготовила учитель высшей категории МОУ гимназии 9 Шеверда Л.А.
ГЛУХАЯ ПОРА ЛИСТОПАДА МОУ « СОШ 2 г. Калининска Саратовской области» Урок чтения в 3 классе УМК «Школа 2100» 2011г. Учитель: Кучеренко О. А.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Зеленцова Е.О.. Умение адекватно Умение раскрывать тему Умение собирать и воспринимать и основную мысль текста систематизировать устную и письменную материал.
Презентация к уроку русского языка (3 класс) по теме: Сочинение Краски осеннего леса
Урок русского языка в 5 классе Учитель Т.Л.Балыкина.
Транксрипт:

Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка МОУ «Общеобразовательная Октябрьская средняя школа 2» Работа учителя русского языка и литературы Молчановой К. А. п. Октябрьский, 2010 г.

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности… Д. С. Лихачев

формирование навыков речевого общения на двух уровнях: на репродуктивном: адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, воспроизводить текст с заданной степенью свернутости, владеть разными видами чтения; на продуктивном: создавать тексты различных стилей и жанров, владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение), и диалога… Коммуникативная компетенция

Коммуникативная компетенция: знание основных понятий лингвистики, стили, типы речи, строение описания, рассуждения, повествования; способы связи предложений в тексте; умения и навыки анализа текста собственно коммуникативные умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учетом адресата, стиля.

4 вида коммуникативных умений: слушать, аудировать (понимать речь в ее звуковом выражении); читать (воспринимать речь в ее графическом выражении); говорить и писать (излагать мысли в устной и письменной форме).

Упражнения, направленные на формирование коммуникативной компетентности учащихся.

Упражнения Упражнения, рассчитанные на усвоение норм литературного языка Упражнения, предусматривающие обогащение речи учащихся

Анализ готового материала Преобразование данного языкового материала: Создание высказывания (или его частей):

Исправь ошибки Моя сестра учится играть на пианине. В комнату вошла незнакомая модема. Стало холодно, все ходят в пультах. ПТУ объявила набор учащихся. Часто я бегаю на улице без пульта. Найдите грамматические и речевые ошибки в речи дикторов радио и телевидения, в речи друзей

Редактирование текста Она маленькая, худенькая. Светлые, кудрявые волосы. Глаза задумчивые, голубые. На ней белые гольфы, голубые босоножки, платье в красную ленточку. Она любит долго спать, есть мороженое «Эскимо». Увлекается коллекционированием марок. Любит петь веселые песни. Над левой бровью шрам. Дружит с девочкой Машей. У нее есть кошка Мурка.

На картине Айвазовского изображено раннее утро после ……………………………ночи. Первые лучи солнца осветили океан,………………………………, и людей,…………………… Зритель,……………………………,понимает, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел,…………………, экипаж корабля, как гибли,………………………………, моряки. Распространите текст причастными и деепричастными оборотами

Нашим северным деревенским летом неизвестно чего бывает больше-дождей или солнца. Но солнце, если его полно, то изо дня в день оно одинаковое, а дожди- разные. Бывает дождь нудный, долгий, студеный, который так и называют мокрым или еще более сердито- сеногноем. Бывает дождь нудный, долгий, студеный, который так и называют мокрым или еще более сердито- сеногноем. И есть дожди грозовые, есть ливни- косохлесты, грозовым близкая родня. Порой же вдруг посыплется дождик такой легкий, прозрачный, будто он перемешался с небесным светом; и так он ласков, что земля под ним шепчется, ответно вздыхает, от земли навстречу дождику восходит теплый пар. Порой же вдруг посыплется дождик такой легкий, прозрачный, будто он перемешался с небесным светом; и так он ласков, что земля под ним шепчется, ответно вздыхает, от земли навстречу дождику восходит теплый пар. Этот дождик кто величает ситничком, кто грибным. Такой дождик я люблю всегда, и любит его моя деревенская соседка бабка Дарья. Этот дождик кто величает ситничком, кто грибным. Такой дождик я люблю всегда, и любит его моя деревенская соседка бабка Дарья. (по П. Ивченкову.) (по П. Ивченкову.)

Составьте предложения к пейзажу, используя определения

«Утро в сосновом лесу»

Упражнения на составление разного рода текстов по заданной теме, продолжив строку, статью в газете, используя ключевые слова… ( (Каким ты представляешь себе будущее русского языка. Для того чтобы стать грамотным не обязательно изучать фонетику.) Упражнения на развитие воссоздающего воображения (изложения: представить картину того, о чем услышали, подобрать иллюстрации, доказать свой выбор). Упражнения на понимание текста (развитие умения отстаивать свою точку зрения)

Осенний пейзаж (подготовка к сочинению- описанию осенней природы)

В. Поленов «Золотая осень» Ю. Обуховский «Октябрь» Ю. Обуховский «Поздняя осень» И. Левитан «Золотая осень»

лиловый багряный лазурный золотой

«Осень, в шубу жёлтую одета, по лесам с метёлкою прошлась». Д. Кедрин

Осенью деревья дарят зеленой елочке подарки. Осина подарила….. Клен роняет….. Ива засыпает елочку…. Нарядилась елочка, стоит в золоте, багрянце и бронзе.

Составьте и запишите предложения, используя слова. Ковер, пестрый, листьев, из, землю, укрыл. Вся, окрестность, в лучах, утонула, ласкового, солнца. Стройные, замерли, березки, в, чарующем, под, радостную, танце, музыку, осени.

Ярко-желтый наряд стройная березка чудесная пора радостное настроение разноцветный ковер из листьев

Данные упражнения способствуют развитию коммуникативных умений: дети активно и творчески участвуют в овладении знаниями; развивается речевое чутье школьника, самостоятельное критическое мышление, учатся преодолевать трудности в построении устных и письменных высказываний; Умеют редактировать, оценивать свои работы и работы одноклассников.

Ребята осознанно отбирают материал, систематизируют его, анализируют, выражают свои мысли; умеют ориентироваться в тексте (определять тему, идею, проблему, распространяют текст и, наоборот, сжимают его…).

Ребята занимаются исследовательской деятельностью, участвуют в конкурсах сочинений как районного, так и областного уровня, занимают призовые места.

На уроках русского языка мы работаем не только над письменной речью, но и над устной, поэтому выступления, сообщения, доклады детей стали содержательнее, выразительнее, образнее.

Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка