Технология «Критическое мышление» Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Современные педагогические технологии на уроках географии» Современные образовательные технологии. Технология критического мышления Гладкова Л.Т.- учитель.
Advertisements

Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Технология «Развитие критического мышления». Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил,
Инновационные технологии Примеры методических приемов технологии развития критического мышления.
1 Критическое мышление. 2 Что дает применение технологии? вырабатываются общеучебные умения: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый.
«Зачем приспосабливать ребёнка к системе образования, не лучше ли приспособить эту систему к нему?» Жан Жак Руссо.
Развитие критического мышления на уроке. Критическое мышление Направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью, использование.
Гусева Е. И., учитель химии и биологии МКОУ « Боровская СОШ »
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Авторы технологии развития критического мышления через чтение и письмо Чарльз Темпл Курт Мередит Джинн Стил Джинн Стил.
В методическую палитру тьютора ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, используя приемы технологии, превращает обучение.
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
МОУ «Новоалександровская СОШ» Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) Подготовила учитель географии I категории Несговорова.
Педагогическая технология Кафедра открытых образовательных технологий МИОО.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Технология развития критического мышления «…Всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе.
Выполнила Мальцева Екатерина Владимировна. способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять.
Транксрипт:

Технология «Критическое мышление» Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения

«Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню» Жан Жак Руссо

Технология «Критическое мышление» - Самостоятельное и носит индивидуальный характер; - Информация – отправной, а не конечный путь мышления; - Убедительная аргументация утверждений; - Существует в ситуации полилога или дискуссии; - Осуществляется в реально значимой для человека ситуации Признаки

Стадии Технологии «Критическое мышление» Стадия вызова Стадия осмысления Стадия рефлексии

Функции стадии вызова Мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе) Информационная (актуализация (вызов «на поверхность») уже имеющихся знаний) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Приём 1 «Свободное письмо» 1) Озвучивание темы; 2) В течение 3 минут записывать на листке всё, что приходит в голову по данной теме в любой форме (связный текст, опорные словосочетания, рисунки); 3) Обсуждение с партнёром или с группой в течение 2-3 минут, фиксация идей и выделение предположений, в которых не совсем уверены; 4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана; 5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения

Приём 2 «Ассоциация» 1) Озвучивание темы; 2) Ответы на вопросы: - О чём может пойти речь на уроке? - Какая ассоциация у вас возникает когда вы слышите словосочетание: «---»?; 3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана

Приём 3 «Ключевые слова» 1) Озвучивание темы; 2) Предложение нескольких терминов, которым необходимо дать определения; 3) Составление предложения или мини-рассказа из предлагаемых терминов. Учащиеся должны использовать свои знания, чтобы определить цель своей работы и спрогнозировать её результаты

Приём 4 «Верно – не верно» 1) На доске написаны верные и не правильные утверждения по новой теме; 2) Учащиеся ставят знак «+» там где они считают утверждение правильным и знак «-» там где по их мнению оно не верно

Верно – не верно Урок 7 класс «Особенности внешнего строения пресмыкающихся» Тритоны и саламандры – типичные представители класса пресмыкающихся Второе название пресмыкающихся рептилии Кожа пресмыкающихся голая и влажная У некоторых пресмыкающихся отсутствуют конечности Даже те пресмыкающиеся, что обитают в воде, откладывать яйца выходят на сушу Ящерицы как и змеи заглатывают добычу целиком

Приём 5 «Перепутанные логические цепочки» 1) На доске или карточках написаны термины или последовательность явлений и процессов и некоторые из них с ошибками; 2) Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи

Приём 6 «Кластер» Предлагается самостоятельно составить свою логическую схему изучения данной темы и защитить её (целесообразно использовать перед стадией осмысления)

Приём 6«Кластер» Строение корня Виды корней Типы корневых систем Функции корня Видоизменения корней

Функции стадии осмысления Информационная (получение новой информации) Систематизационная (классификация, ранжирование информации)

Приём 1 «Пометки на полях» Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях: «+» - если считают, что это им известно; «-» - если считают, что это противоречит тем знаниям которые у них есть; «v» - если то, что прочитали является новым; «?» - если то, что прочитали оказалось непонятным и требует разъяснений

Приём 2 «Маркировочная таблица» Составляется индивидуально по результатам работы с текстом Знаю «+» Хочу узнать «-» Узнал новое «V» Вопросы «?» Материал обсуждается в парах и сообщается учителю, который её фиксирует. Обсуждение позволяет систематизировать информацию и выделить главные вопросы

Приём 3 «Взаимоопрос» Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала

Приём 4 «Взаимообучение» В группах из 4-8 человек по очереди ученики играют роль учителя: Суммируют содержание абзаца; Придумывают вопрос и предлагают других ответить на него; Разъясняют, что непонятно; Дают задания для чтения следующего абзаца. (Процесс взаимообучения желательно начинать с включения в роль учителя сильных учеников)

Приём 5 «Двойной дневник» Во время объяснения материала экспертом все остальные члены группы ведут двойной (двухчастный) дневник (Урок 7 класс «Внутреннее строение млекопитающих») пометки вопросы Зубы млекопитающих дифференцированы по выполняемым функциям Какие функции выполняют резцы, клыки и коренные зубы зверей? Лёгкие млекопитающих альвеолярные Какие мышцы участвуют в акте вдоха и выдоха? У млекопитающих четырёхкамерное сердце Какой круг кровообращения называется лёгочным?

Приём 6 «Инструкции» 1) Учащимся предлагается текст и инструкция по работе с ним; 2) Класс разбивается на группы по количеству частей в тексте, в каждой группе назначается эксперт; 3) Необходимо изучить вопрос так, чтобы суметь его объяснить другим и выполнить это наиболее эффективным способом ( группы могут быть: поддержки, выравнивания и развития. Важно подобрать текст разного уровня сложности)

Инструкции Урок 7 класс «Особенности внутреннего строения млекопитающих» 1 группа. Пищеварительная система 2 группа. Дыхательная система 3 группа. Кровеносная система 4 группа. Выделительная система 5 группа. Нервная система 6 группа. Органы чувств

Приём 7«Таблица аргументов» Учитель даёт аргументы, а учащиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами из лекции учителя Аргумент Почему «да»Почему «нет» Простейшие – очень полезные в природе животные Некоторые из них способны к фотосинтезу Некоторые из них являются паразитами и вызывают заболевания

Функции стадии рефлексии Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (выработка собственной позиции) Информационная (приобретение новых знаний) Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

Приём 1 «Кластер» 1. Выписывается ключевое слово; 2. Записываются слова и предложения по теме; 3. Происходит разделение материала на отдельные блоки; 4. Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками (используется как средство для подведения итогов, как стимул для возникновения новых ассоциаций и графических изображений новых знаний)

Приём 1 «Кластер» 1. Строение корня 2. Виды корней 3. Типы корневых систем 4. Функции корня 5. Видоизменения корней главный, боковые, придаточные стержневая, мочковатая почвенное питание укрепление в почве запасание веществ корнеплоды, дыхательные корни корни подпорки корни прицепки

Приём 2 «Синквейн» Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях Правила написания: 1. Первая строчка – название темы в одном слове (существительное) 2. Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия) 3. Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия) 4.Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме 5. Синоним из одного слова, который повторяет суть темы

Синквейн Корень Главный, боковой. придаточный Питает, удерживает, запасает Очень важный и нужный Орган растения Птицы Беззубые, пернатые Бегают, плавают, летают У них забавные птенчики Теплокровные животные Лягушки Зелёные, глазастые Прыгают, плавают, мечут икру Очень полезные животные Класс Земноводные

Приём 3 «Эссе» Эссе рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия, подытожить свои знания. Предлагается ответить на вопросы: Что узнал и чему научился на уроке? Что хотел бы узнать?

Эссе Урок 7 класс «Класс Брюхоногие моллюски» - На уроке я познакомился с брюхоногими моллюсками; узнал, что в отличие от других животных они асимметричные; научился отличать некоторые виды брюхоногих моллюсков по внешнему виду. - Может ли прудовик избежать заражения личинками печёночного сосальщика?

Приём 4 «Самоанализ» Содержание урока Знаю уверенно Надо повторить Самоанализ позволяет учащемуся более детально повторить всё пройденное на уроке и оценить свои успехи

Домашнее задание Идеальное задание Учащимся предлагается выполнить дома работу по своему усмотрению, выбрать любую форму и способ выполнения. Дается перечень заданий, выбрать можно любое; Предлагается выполнить задание определённого уровня сложности на выбор учащегося. В результате учащимися заранее оцениваются собственные возможности, а затем проверяется уровень самооценки

Технология КМ учит Осуществлять рефлексию своей деятельности Выслушивать чужое мнение Работать самостоятельно Задавать вопросы Анализировать и классифицировать Иметь своё мнение и защищать его Критически относится к мнению оппонентов