Нормы ПРАВА Нормы ПРАВА Источники ПРАВА Источники ПРАВА Нормативные акты, Законы Нормативные акты, Законы Правовое обеспечение ИД.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА. Право реально существует и функционирует в определенных формах. Внешнее выражение права в юридической литературе называют по-разному:
Advertisements

Система права. Право – система общеобязательных норм (правил) поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной.
Презентация урока для интерактивной доски (обществознание , 10 класс) по теме: Презентация к уроку "Источники права" 10 класс
Государство Признаки государства Публичная власть Административно- территориальная организация населения Государственный суверенитет Сбор налогов и пошлин.
«Формы (источники) права» 1. ПЛАН 1. Понятие формы (источника) права. 2. Нормативный правовой акт: понятие и виды. 3. Понятие, признаки, виды законов.
Источники права. План 1.Что такое источники права.Что такое источники права. 2.Основные источники права:Основные источники права: правовой обычай; судебный.
Административно-правовые нормы
Обществознание. Норма ( лат.) – правило, образец. Норма права – идеальная юридическая модель ( программа ) поведения людей в определенной ситуации. Признаки.
Тема 7_Формы (источники) права ГУ ВШЭ - Москва
Тема: Формы (источники) права Основные понятия: 1.Делопроизводство – отрасль деятельности, обеспечивающая документирование, организацию работы с официальными.
Урок 1,2. Тема: «Роль права в жизни человека, общества и государства». Домой: §29 + записи в тетрадях.
Чупров Л.А. МОУ СОШ 3 с. Камень_Рыболов Ханкайского района Приморского края.
Урок 1,2. Тема: «Роль права в жизни человека, общества и государства». Домой: §29 + записи в тетрадях.
Источники (формы) права.. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА – ЭТО СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ ВОВНЕ ГОСУДАРСТВКННОЙ ВОЛИ, ЮРИДИЧЕСКИХ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ. НОРМАТИВНЫЙ АКТ ( КОНСТИТУЦИЯ,
{ Аюпова Ф.Ф.. - это внутренняя структура права, которая представляет собой совокупность норм, институтов, подотраслей и отраслей права, объединяемых.
Административно-правовые нормы Лекция 3. План 1. Понятие и характеристика административно-правовых норм 2. Особенности структуры административно-правовых.
Тема: «ИСТОЧНИКИ ПРАВА» Цель: сформировать научное представление об основных источниках права; раскрыть соотношение различных видов нормативных актов;
Тема: Правовая норма Основные понятия: 1.Источник повышенной опасности – деятельность или материальный объект, создающий повышенную опасность для окружающих;
Общие положения о праве Автор: к.ю.н., Ильницкая Л.И.
Сущность права Право – система общеобязательных норм(правил) поведения, установленных или санкционированных Государством и обеспеченных его принудительной.
Транксрипт:

Нормы ПРАВА Нормы ПРАВА Источники ПРАВА Источники ПРАВА Нормативные акты, Законы Нормативные акты, Законы Правовое обеспечение ИД

Н О Р М Ы П Р А В А ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, ГАРАНТИРОВАННЫЕ СИЛОЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ. признаки : Общеобязательный характер ; Закрепление в официальных документах Гарантированность силой государственного принуждения ; Ясность, определенность и однозначность толкования ; Системность и непротиворечивость.

КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ ПРАВА: по роли в регулировании : по роли в регулировании : ТИПИЧНЫЕ Регулятивные Охранительные НЕТИПИЧНЫЕ Нормы - принципы Нормы - определения по способу воздействия на поведение : по способу воздействия на поведение : Управомачивающие Запрещающие Обязывающие по степени обязательности : по степени обязательности : Императивные Диспозитивные по характеру регулируемых отношений по характеру регулируемых отношений : Материальные Процессуальные по роли в регулировании отношений по роли в регулировании отношений по времени по месту действия по кругу лиц

Юридический анализ предполагает уяснение деталей, тонкостей каждой нормы права. Для этого нужно знать логическую структуру п/н, т.е. такую структуру, когда бы она независимо от своего словесного изложения выступила в качестве общеобязательного правила поведения. В этой логической структуре выделяются 3 элемента: Гипотеза – указание на условия, при которых возникают права и обяз-ти; Диспозиция – указание на сами права и обязанности, их содержание; Санкция – указание на неблагоприятные последствия, возникающие при нарушении нормы. Разделение н/права на 3 элемента м. наглядно проиллюстрировать на основе формулы: «Если … То … Иначе …». - Н- ст.1358 ГК «Патентообладателю принадлежит исключительное право использования изобретения, полезной модели, пром.образца. Патентообладателем. Распоряжаться исключительным правом на И., ПМ, ПО.» Санкция в УК. При анализе логической структуры нормы нужно учитывать специализацию права – то обстоятельство, что между РЕГУЛЯТИВНЫМИ и ОХРАНИТЕЛЬНЫМИ нормами произошло как бы распределение элементов: в РЕГУЛЯТИВНЫХ – реально имеются Гипотеза и Диспозиция (указание на условия и права и обязанности; в ОХРАНИТЕЛЬНЫХ – Гипотеза и Санкция – указание на меры государственно- принудительного воздействия.

Источники права Исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения. Источникам права характерны те же особенности, что и для правовых норм, в т. ч.: - точность понятий ; официальный публичный характер ; - признаются и поддерживаются силой гос. принуждения. Публичный характер придается 2 путями : 1) путем ПРАВОТВОРЧЕСТВА, когда нормативные документы принимаются компетентными гос. органами ( прямо исходят от государства ); 2) путем САНКЦИОНИРОВАНИЯ, когда госорганы (- Н - Суды ) в том или ином виде одобряют соц. Нормы ( обычаи ). 3 ВИДА ИП : НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЙ АКТ - выраженные в письменной форме решения компетентных органов, в которых содержатся нормы права. НОРМАТИВНЫЙ ДОГОВОР – соглашения 2- х или более субъектов, содержащее общеобязательные юр. нормы (- Н - Федеративный договор ОБЫЧАЙ ( САНКЦИОНИРОВАННЫЙ ) СУДЕБНЫЙ ИЛИ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ

закон НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЙ АКТ ВЫСШЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА ИЛИ НЕПОСРЕДСТВЕННО НАРОДА, ОБЛАДАЮЩИЙ ВЫСШЕЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛОЙ И СОДЕРЖАЩИЙ ПЕРВИЧНЫЕ ПРАВОВЫЕ НОРМЫ СТРАНЫ : письменный документ ; документ строго определенных высших органов власти в государстве ; нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, отличается юридической всеобщностью ; нормативный акт, содержащий юридические нормы, которых раньше в правовой системе не было, нормы по ключевым вопросам жизни государства ;

КОНСТИТУЦИЯ - Принята на Референдуме 12 декабря 1993 года. основополагающий учредительный юридический акт государства, определяющий его правовую основу, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия и др. основные устои государственной жизни общества. ВИДЫ ЗАКОНОВ 1) Конституция

ВИДЫ ЗАКОНОВ : 2 ) Конституционные законы КонституционныеЗаконы Принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией принимаются в развитие статей Конституции для регулирования правовых основ государственного строя Например : Закон о чрезвычайном положении, Закон о порядке деятельности Правительства

ВИДЫ ЗАКОНОВ : 3 ) обыкновенные законы 1 Федеральные ЗАКОНЫ 2 ЗАКОНЫ субъектов Федерации 3 Отраслевые ЗАКОНЫ 4КОДЕКСЫ

Нормативные акты, призванные обеспечивать на основании законов конкретизированное нормативное регулирование всего комплекса общественных отношений. Нормативные акты, призванные обеспечивать на основании законов конкретизированное нормативное регулирование всего комплекса общественных отношений. Нормативные АКТЫ Президента РФ Указы Президента Распоряжения Президента Нормативные АКТЫ Правительства РФ Постановления Правительства Распоряжения Правительства АКТЫ Управленческих региональных и местных муниципальных органов Постановление Главы Администрации Распоряжение Главы Администрации, …… Мэра Ведомственные АКТЫ, в т. ч. Локальные Инструкции, Положения, Уставы Уставы, Положения, Правила внутреннего распорядка

К О Л Л И З И Я правовых норм противоречие двух или более формально действующих нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу. Если имеется расхождение между актами, изданными одним и тем же нормотворческим органом, то применяется акт, изданный позднее. При расхождении между общим и специальным законом преимущество отдается специальному, если он не отменен изданным позднее общим актом. Если расходящиеся акты приняты разными органами, то применяется норма, принятая высшим органом. При коллизии федерального и регионального актов применяется принцип федерального приоритета. Коллизия законов разрешается путем выбора того нормативного акта, который должен быть применен к рассматриваемому случаю.