С.В. Цакунов Тема 5 Рынки капитала в условиях современного экономического кризиса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
Advertisements

Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
Финансовые рынки и экономический рост: Россия и международная практика ХIII Международный банковский форум «БАНКИ РОССИИ – XXI ВЕК» А.Г.Аксаков Президент.
Новые особенности после кризиса М. Ершов. 2 Процентные ставки ФРС (federal funds rate) до конца 2014 года останутся на нынешнем уровне - в диапазоне от.
«Монетарная политика Европейского центрального банка» подготовила студентка Эссе на тему:
Выполнено Наумовым Михаилом. Причины Основной и единственной причиной обвального кризиса мировой экономики является перепроизводство основной мировой.
Управление проблемной задолженностью в банках 2 декабря 2009 года О.М. Иванов, Вице-президент Ассоциации региональных банков России Эксперт Комитета Госдумы.
Экономика и финансы. Финансы Совокупность экономических отношений в процессе использования денежных средств -кредит в банке, оплата труда работника, платежи.
Международное движение капитала. Международная миграция капитала это движение капитала между странами, включающее экспорт, импорт капитала и его функционирование.
Как найти в России «длинные деньги» для кредитования инвестиционных проектов? Олег Солнцев, руководитель направления анализа денежно-кредитной.
Об итогах работы банковских систем государств-участников ЕврАзЭС в 2009 году и перспективах развития банковского сектора государств Сообщества Презентация.
Денежно-кредитная политика: основные направления, инструменты, проблемы.
Международное движение капитала.
Презентация по предмету- экономика по теме: «Инфляция и дефляция их основные причины и последствия Выполнил: ученик 9 «а» класса МОУ СОШ 175 Ленинского.
ДЕЙСТВИЯ ПО ВЫХОДУ ИЗ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА.
Макроэкономическая ситуация и стратегия Группы Алексей Савченко, CTF Holdings Limited Совет ИТ Альфа Групп, 14 Марта 2009 г.
Анализ влияния повышения ставки ндс на экономику страны
1 Тема 4. Международное движение капитала. 2 2-е занятие Вопросы: 4.Рынок международного кредита: понятие, классификация международных ссуд, экономические.
Функции Центрального Банка России Автор : студентка III курса специальности « Налоги и налогообложение » Домаховская Анастасия Викторовна Руководител ь:
Транксрипт:

С.В. Цакунов Тема 5 Рынки капитала в условиях современного экономического кризиса.

Содержание 1. Финансовый кризис гг. и текущее состояние рынков капитала. 2. Антикризисные меры правительств по спасению финансовых рынков и стимулированию экономики 2

3 Глобальная финансовая пирамида Золотые резервы Центральных банков С тех пор, как центральные банки прекратили искусственно поддерживать национальные валюты по отношению к золоту, деньги стали непонятным предметом: скорее обещанием заплатить по чеку центрального банка, чем стабильным хранителем богатства Тем ни менее большинство центральных банков хранят существенные резервы золота и иностранной валюты, как буфер против финансовых кризисов. Размер золотовалютных резервов (всего $845 млрд. в хранилищах центробанков) напоминает какова цена денег, внушая уверенность или ложную уверенность Центральным банкам не нужно хранить золото в больших масштабах, потому что их единственный ответ суровому кризису – это напечатать деньги. Именно этот процесс набирает ход в Великобритании и США через денежную интервенцию, которую называют - «quantitative easing» «количественное облегчение». $0,845 трлн.

4 Глобальная финансовая пирамида Наличность в обращении Самое узкое определение денег – М0, учитывает купюры и монеты в обращении плюс обязательные резервы в коммерческих банках, в размере, установленном центральными банками. В результате кредитных операций, агрегат изменяется, но такие деньги производят гораздо меньшее количество теоретической наличности в электронном виде. Глобальный агрегат М0 составлял $3.9 триллиона в октябре Он также рос, в основном благодаря предложению денег в Китае и США. Попытка избежать экономическую рецессию после того, как последний инвестиционный пузырь лопнул на рубеже веков, также привела к тому, что центральные банки урезали ставку до исторически низких уровней. Т.к. процентная ставка измеряет стоимость денег, эти действия направлены на то, чтобы не повторить историю последних банкротств. $3.9 трлн.

5 Глобальная финансовая пирамида Традиционная банковская система С тех пор, как появились очереди у Northern Rock, люди постепенно начали осознавать, что все банки по существу нестабильны. В системе частичного банковского резервирования, банки могут занимать много раз из денег на депозитах – в предположении, что одновременно все вкладчики не захотят снять все свои деньги. В то же время, они выполняют требование, держать небольшой резерв в центральном банке, например, $1 в резерве на каждый $4, который они одалживают. Из 100 вложенных они могут одолжить $80 кому-то на покупку машины. Компания, продающие машины, кладет эти $80 обратно в банк, и банк получает возможность дать кредит еще на $64 и т.д. Коммерческие банки находили и более сложные способы побудить нас занимать деньги, а процентная ставка держалась на исторически низких уровнях. Этот процесс раздул активы (или кредиты, которые необходимо вернуть банку) крупнейших коммерческих банков до $39 триллионов, по данным Банка Международных Расчетов $39 трлн.

6 Глобальная финансовая пирамида Теневая банковская система Банковское регулирование сильно критиковалось во время краха системы, но правила кредитования, которым следовали коммерческие банки были строгими, по сравнению с «теневой банковской системой». Трейдеры инвестиционных банков и хедж-фондов, находили более экзотичные способы избежать лимитов, по которым они могли занимать, чтобы увеличивать доходы. Один финансовый инструмент, в особенности, кредитный дериватив, растущий на маленьком кредите дорос до $62 триллионов по данным Международной Ассоциации Свопов и Деривативов. Такие инструменты, как свопы на кредит по дефолту (credit default swaps) и обеспеченные кредитом обязательства (collateralized debt obligations, CDOs) позволили кредиторам обезопасить себя от рисков, если один заемщик банкротится и таким образом одалживать большее количество более безопасно. Но трейдеры потеряли связи между тем кто и что занял, и такие продукты как CDO создали фантастический мир для финансового инжиниринга. Условная цена всех деривативов достигла $ 863 триллиона – во много раз больше цены всей деловой активности на планете $62 трлн.

7 Глобальная финансовая пирамида Большой пузырь активов На легких деньгах возникла серия гигантских пузырей в цене ключевых активов, таких как недвижимость. Эти пузыри сейчас лопаются с серьезными последствиями. Понять какая ценность этих активов в мире сейчас очень сложно, но The economist сделал попытку. Цена активов развитых экономик в 2002 составила $115 триллионов – включая недвижимость, акции и облигации. В последующий бум деловой активности, акции взлетели в цене до $51 триллиона. Применяя тот же мультипликатор к другим активам пузырей, предполагается, что активы развитых экономик в целом оцениваются в $290 триллионов, в то время, как глобальный ВВП составляет около $55 триллионов С тех пор, жилая недвижимость упала примерно 20% в Великобритании, а глобальные рынки акций на 81%. До этого, цена на активы была более значительной, чем обычно из-за условий кредитов, когда покупатели могли брать под залог дома или портфеля акций, чтобы еще больше тратить денег. Все чувствовали себя богаче и тратили еще больше $290 трлн.

Глобальность мирового кризиса …. Страны в состоянии рецессии (официально, два последовательных квартала) Страны в состоянии рецессии (неофициально, один квартал) Страны с экономическим замедлением (>1%) Страны с экономическим замедлением (>0.5%) Страны с экономическим замедлением (>0.1%) Страны с ускорением роста экономики

Начавшийся кризис в секторе недвижимости, банковском и кредитном сектора США имел глобальные последствия и оказал воздействие на широкий спектр финансовой и экономической активности и на деятельность институтов финансового рынка, в том числе: Глобальное ужесточение кредитной политики финансовых институтов, что усложнило получение кредитов корпорациям и потребителям; Финансовые рынки (фондовые рынки и рынки производных бумаг) испытали сильные снижения и падения; Проблемы с ликвидностью возникли у фондов прямых инвестиций и хедж-фондов; Произошла большая девальвация активов, повлиявшая на стоимость страховых контрактов и активы пенсионных фондов, что привело также к сомнениям касательно возможностей этих финансовых институтов исполнять свои обязательства Существенно вырос государственный долг в связи с направлением государственных средств на спасение сектора финансовых услуг и других пострадавших отраслей Девальвация ряда валют (крона в Исландии, некоторые Восточно-Европейские и латиноамериканские валюты) и рост волатильности на валютных рынках. Масштабы и распространенность кризиса на сектора финансового рынка.

Мировой финансовый кризис : истоки и причины Возникновение кризиса связывают со следующими факторами: общая цикличность экономического развития высокие цены на сырьевые товары (в том числе, нефть) перегрев фондового рынка перегрев кредитного рынка и явившийся их следствием ипотечный кризис использование новых непроверенных финансовых методик и инструментов кредитных дефолтных свопов (credit default swap) и иных деривативов

Высокие цены на сырьевые товары В 2000-х годах наблюдался бум потребления, сопровождавшийся неуклонным ростом цен на сырьё после Большой депрессии товаров потребления в годах. Но в 2008 году цены многих товаров, особенно нефти и продуктов питания, достигли такого уровня, что стали наносить ощутимый экономический ущерб, угрожающий стагфляцией и аннулированием глобализации. В январе 2008 года цены на нефть превысили $100 за баррель. 11 июля 2008 года цена нефти марки WTI достигла рекордных за всю историю $147,27 за баррель; после чего началось снижение до $61 24 октября того же года и до $40 в феврале 2009 г.

Динамика цен на сырьевые товары

Ипотечный кризис в США 2007 года Вследствие 20%-го падения цен на недвижимость американские владельцы жилья обеднели почти на $5 триллионов За 50 лет после Второй мировой войны рынок жилья в США рост очень устойчиво и постоянно. После значительных потерь рынка жилья во времена Великой Депресии (больше, чем текущие) правительство создало несколько государственных агентств, которые должны были этот рынок развивать и поддерживать. среди них наиболее важные были The Federal National Mortgage Association (FNMA - Fannie Mae) (создано как госагентство в 1938 и стало частной корпорацией в 1968) и Freddie Mac (FHMC, FRE) (1970). Непосредственным предшественником общего финансового и банковского кризиса в США был кризис высокорисковых ипотечных кредитов (subprime) в 2007 году, то есть ипотечного кредитования лиц с низкими доходами и плохой кредитной историей.

Fannie Mae как и Freddie Mac работали в основном на вторичном рынке ипотеки в США и работали в основном с ипотечными банками, брокерами и другими агентами первичного ипотечного рынка в целях помощи им в получении средств для выдачи кредитов уже непосредственным потребителям. Первоначально они выпускала высоконадежные долговые обязательства как на внутреннем, так и на международном финансовом рынках. В 90-х годах при Администрации Билла Клинтона этим агентствам было разрешено принимать кредиты с более высокими рисками. За этим стояла идея обеспечить собственными домами 70% населения США. Агентства действовали при поддержке американского правительства. Кроме того, этому способствовали очень низкие ставки рефинансирования ФРС, которые держались в гг. Коммерческие структуры, банки, ипотечные брокеры и агентства вынуждены были также снижать стандарты предоставления займов, чтобы как-то конкурировать с Fannie и Freddie. Так появились займы, а потом и облигации «subprime» и «Alt-A loan», также известные как "Liar's Loan" (лживые займы) Ипотечный кризис в США 2007 года

Поскольку цены на жилье в США поднимались, то эта система работала и уровень расторжения ипотечных контрактов и отбора заложенной недвижимости был минимальным. Ипотечные брокеры и коммерческие банки получали большие прибыли от представления новых подобных «обманных» займов. Следующим шагом стало вывод на рынок новой долговой бумаги – MBS (Mortgage-Backed Securities), в основе которой лежали ипотечные займы и заложенная под них недвижимость. В классическом варианте такие бумаги уменьшали риски инвестирования и являлись надежным инструментом, имели высший рейтинг AAA. Но постепенно в портфель активов стали подмешиваться займы «subprime» и «Alt-A», что резко повышало риски. Их доля повысилась с 2004 по 2006 г. до 21% в общей суммы займов, а в декабре 2007 – уже была 43% Они уже не являлись облигациями ААА, но консервативные инвесторы по всему миру (зарубежные банки, суверенные фонды, инвестиционные банки) продолжали их покупать через огромный, ничем не регулируемый и закрытый рынок. Фактически вся эта гигантская спираль финансирования позволяла американскому правительству выполнять социальные цели. Ипотечный кризис в США 2007 года

Движение ипотечных денег и формирование MBS

Все работало более 10 лет до момента как цены на недвижимость в США стали снижаться, поскольку строительная отрасль стала перегреваться, а ставки по кредитам расти. Платежи по кредитам стали прекращаться. MBS стали «токсичными активами». Их перестали покупать. Так лопнул первый пузырь стоимостью почти 8 трлн. долл. Поскольку владельцы домов перестали платить по рискованным займам и начался отбор недвижимости по залогам облигации MBS потеряли главное – денежные потоки платежей по ипотеке, которые лежали в их основе, а значит и возможность получать с них доход. Облигации MBS, который очень многие инвесторы в мире держали как надежный и дорогой актив превратился фактически в ничто, потерял стоимость. В результате, стоимость активов крупнейших инвестиционных и коммерческих банков, суверенных фондов резко понизилась. Поскольку авторами этой финансовой системы являются правительства сначала Клинтона, а потом и Буша, именно поэтому именно правительство США и инициировало попытки спасти своими финансовыми ресурсами инвестиционное сообщество и в первую очередь американские финансовые институты. Ипотечный кризис в США 2007 года

Структурные продукты распространили долги по всей мировой финансовой системе. Развал финансовой системы был усилен широким распространением т.н. секьюритизации активов. Когда заемщики переводили свои займы на специально созданные компании и продавали выпущенные от их лица облигации крупным банкам и институциональным инвесторам. Эти бумаги структурировались по категории и получали кредитные рейтинги. Инвесторы оценивали риски и ожидали определенный доход по этим бумагам. Поскольку рейтинговые агентства (Standard & Poors, Fitch, and Moodys) были независимы от банков, то инвесторы верили в эти классификации и оценки. И несмотря на то, что в каждой категории (транше) бумаг были высокорисковые активы, общий риск портфеля снижался сильно за счет сильной диверсификации активов по размеру кредитов, по типам активов, по географии, по заемщикам.

Общая схема секьюритизации активов

История развития дефолтных свопов - CDS В декабре 1997 года сотрудники банка JP Morgan скомпоновали 300 разноплановых кредитов, предоставленных банком голубым фишкам фондового рынка (Ford, Wal-Mart, IBM и т. п.) на общую сумму в 9,7 миллиарда долларов, выделили самые рискованные и использовали их в качестве объекта страхования через дефолтный своп. По сути, было объявлено, что банк JP Morgan будет регулярно платить премию тому, кто возьмёт на себя риск невозврата по этим кредитам. Учитывая, что речь шла о лидерах фондового рынка, никому не могло прийти в голову, что IBM или Ford обанкротятся или откажутся выполнять долговые обязательства. Нашлось довольно много желающих принять на себя подобный «риск», то есть выступить гарантом оплаты. У банка появились дополнительные расходы на премию, но при этом он высвободил из резервного фонда сотни миллионов долларов, которые были направлены в оборот и принесли дополнительный доход. В 2000 году через дефолтные свопы гарантировалось кредитов на 100 миллиардов долларов. В 2004 году рынок дефолтных свопов гарантировал свыше 6 триллионов долларов, а ещё через год - 10 триллионов (больше суммы акций на Нью-Йоркской фондовой бирже. Качественный скачок объёма связан со включением в рынок всей совокупности ипотечных кредитов и деривативов. Цены на недвижимость много лет только росли. Выдавать гарантии под обеспечение недвижимостью не вызывало больших опасений, так как всегда можно было реализовать залог в случае невыплаты кредита. Дефолтные свопы продавали страховые компании, инвестиционные банки, паевые и пенсионные фонды, хеджеры и просто частные спекулянты. Рекордсменами стали AIG (около 440 миллиардов долларов гарантий) и Lehman Brothers (700 миллиардов долларов гарантий). В 2007 году Чикагская товарная биржа создала регулируемую федеральным законодательством площадку для торговли дефолтными свопами. Однако, она не заработала из-за бойкота банков, которые предпочитают продолжать свою торговлю внебиржевым образом.

Оценка надежности структурных продуктов основывалась на сложных математических расчетах. В основе этого перемешивания рисков лежала т.н. гауссова копулла, математический и статистический инструмент для генерации случайных чисел с выбранным законом распределения и желаемой корреляцией. Его впервые применил для расчёта "справедливой стоимости" деривативов (CDOs, CDSs) Дэвид Ли, квалифицированный актуарий и аналитик-математик, работавший в Барклейс Банке. Этот инструмент якобы позволял рассчитывать корреляцию между большим количеством никак не связанных и сложных облигаций, вероятность дефолтов по ним и определять некую «справедливую» цену. Эта разработка была подхвачена банками и стала очень широко применяться при определении цен новых финансовых инструментов. Эти расчеты были положены в основе высоких рейтингов и привлекательности деривативов - CDO и CDS Выпуском и продажей этих новых бумаг стали заниматься крупнейшие европейские банки (UBS, Deutsche Bank, Credit Suisse), которые черпали ипотечные облигации в США через свои дочерние структуры, а далее продавали новые бумаги по всему миру и продолжали финансировать таким образом ипотечный рынок в США..

Факторы, усугубившие финансовый кризис 2008 г. 1. Банковское дерегулирование Как я уже говорил по закону Гласса-Стигала 1933 г. коммерческая и инвестиционная активность банков была разделена и запрещена в США. Это означало, что банк не мог одновременно предоставлять займы и осуществлять инвестиционную деятельность. В 1999 г. этот закон был отменен. Банкам было разрешено работать с компаниями, которые занимались привлечением ипотечных займов и предоставлять займы тем, у кого были недостаточные залоги, а также продавать эти займы в упакованном виде инвесторам. Это ускорило раздувание рынка MBS и CDO. Банки (Ситигрупп) двадцать лет лоббировали отмену этого закона и истратили около 200 млн. долл. на это. 1. Неверная оценка рейтинговыми агентствами высокорисковых облигаций Кризис 2008 года выявил изъяны как в процедурах присвоения рейтингов, так и в модели стимулирования самих рейтинговых агентств. Эти агентства присваивают рейтинги облигациям и другим долговым инструментам, в том числе и MBS. Последние они продолжали оценивать как ААА, то есть как первоклассные инструменты, поскольку использовали математические модели, основанные на исторических данных и диверсификации рисков. Но по MBS исторических данных было очень мало и было сложно судить. в результате уже в июле 2008 г. агентства понизили рейтинги для облигаций на 1,9 трлн. долл. Второй причиной стал конфликт интересов с системой стимулирования. Эти агентства получали свои доходы в зависимости от объема выпусков облигаций, которым присвоен рейтинг, а не от качества рейтинга. Например, более 40% доходов агентства Moody's пришло именно от оценки секьюритизированного долга. 3 Появление и широкое распространение структурированных финансовых продуктов, которые распространились по всей финансовой системе.

Кредитный кризис и кризис ликвидности в сентябре 2008 года Ипотечный кризис в США (2007) спровоцировал в сентябре 2008 года острый кредитный кризис и кризис ликвидности. Из сферы недвижимости кризис перекинулся на реальную экономику, началась рецессия и спад производства. Хроника кризиса 2008 г. Январь - высокая волатильность фондового рынка. Февраль - национализация банка Northern Rock Март - крах банка Bear Stearns - переход под контроль федерального правительства США ипотечных корпораций Fannie Mae и Freddie Mac Июнь - переход к «медвежьему» тренду на фондовых рынках. Сентябрь - начало глобального финансового кризиса - банкротство инвестиционного банка Lehman Brothers - инвестиционный банк Merrill Lynch продан Bank of America Corporation - частичная национализация банковского холдинга Fortis Октябрь - огромные потери на финансовых рынках по всему миру в сентябре и октябре, сдувание финансовых «пузырей» - принятие антикризисного плана Полсона - EESA bill of национализация большинства банков Исландии. Ноябрь - Китай разрабатывает план стимулирования экономики - индекс Dow Jones Industrial Average (DJIA) дошел до минимального значения за последние годы - 7,507 пунктов (сер.2007 г. – 14,000) Декабрь - разоблачение аферы Мэддофа (Madoff Ponzi)

Крах крупнейших инвестиционных банков США Хроника банковского кризиса – Банковская улица FTБанковская улица FT См. -

События сентября–октября 2008 г. привели к практическому закрытию межбанковского рынка в четвертом квартале 2008 г., банки перестали доверять друг другу. Это привело к сильному кредитному кризису и кризису ликвидности в банковской системе. Правительства многих стран, в особенности ЕС и США приняло экстраординарные меры для восстановления ликвидности банковской системы в массовом масштабе. Государственным фондам и институтам разрешили оказывать поддержку проблемным банкам и активам. В США это было сделано через программу TARP (Troubled Asset Relief Program), затем с помощью экономического плана стимулирования экономики Б.Обамы. В Великобритании была принята программа слияний проблемных банков, а также в Азии и Латинской Америки. Правительство России также предприняло ряд мер по спасению банковской системы и преодолению кризиса ликвидности. Кредитный кризис и кризис ликвидности в сентябре 2008 года

В период между 2003 и 2007 гг. стоимость финансовых активов в мире росла значительно быстрее, чем ВНП и их доля в отношении к ВНП выросла с 45% до 490% в 2007 г. Эти финансовые активы включали в себя т.н. секьюритизированные финансовые инструменты MBS и CDOs. Но они не включали в себя CDS, выпуск которых еже многократно увеличил размер финансового рынка. По некоторым оценкам глобальная стоимость рынка деривативов достигала 1,300 трл. долл., что многократно превышает размер мирового ВНП. Разумеется, выпуск этих финансовых инструментов углублял финансовые рынки, но одновременно создавалась основа для надувания специфических финансовых «пузырей». Общие потери в стоимости финансовых активов по всему миру в результате финансового кризиса оцениваются на март 2009 г. в 50 трл. долл. Эти потери в стоимости капитала очень значительны – они примерно равны потерям в размере одного мирового ВНП. Кризис отражается на повсеместном снижении капитализации на фондовых рынках, потерями в стоимости облигаций, стоимости недвижимости и других активов, а также в обесценении многих валют мира в отношении к доллару США, что приводит к постепенному возврату доллара как надежной мировой валюты. Падение стоимости мировых финансовых активов

Капитализация крупнейших банков 2007 – 2009 гг.

Содержание 1. Финансовый кризис гг. и текущее состояние рынков капитала. 2. Антикризисные меры правительств по спасению финансовых рынков и стимулированию экономики 28

Совместные действия финансовых и политических властей Первые шаги по совместным действиям на уровне глобальных финансовых рынков начались в октябре 2008 г. 8 октября 2008 года все ведущие центробанки мира, исключая ЦБ Японии и России, приняли беспрецедентное решение об одновременном снижении процентных ставок. Ключевая ставка ФРС США была снижена с 2 % до 1,5 %; так же на 0,5 процентного пункта были снижены ставки Банка Канады, Банка Англии, Банка Швеции, Национального банка Швейцарии и Европейского центробанка (ЕЦБ) На следующий день примеру последовали Финансовые регуляторы Южной Кореи, Тайваня и Гонконга, также снизившие основные учётные ставки. 10 октября, собравшиеся на совещание в Вашингтоне министры финансов и главы центральных банков стран Клуба семи утвердили антикризисный план, План из 5-и пунктов предусматривал «использовать любые имеющиеся средства, чтобы поддерживать системно важные финансовые институты, не допуская их краха» и иные меры, уже осуществлявшиеся к тому времени правительствами стран-участниц. 12 октября 2008 года лидеры 15 стран Евросоюза на встрече, прошедшей в Париже, договорились ввести систему государственных гарантий для кредитов, привлекаемых банками, а также обеспечить поддержку финансовым институтам, которые столкнулись с проблемами: гарантии должны предоставляться по межбанковским кредитам на срок до 5 лет; правительства получат право поддерживать банки, покупая их привилегированные акции; системообразующие банки, столкнувшиеся с трудностями, будут рекапитализироваться за счёт бюджетных средств

Совместные действия финансовых и политических властей Первые шаги по совместным действиям на уровне глобальных финансовых рынков начались в октябре 2008 г. 14 октября 2008 года правительство США объявило «план спасения», предусматривающий выделение 250 млрд. долл. на стабилизацию финансовой системы, часть которых, а именно 125 миллиардов, пошла на покупку долей в девяти крупнейших американских банках, в частности: Bank of America, Wells Fargo, Citigroup, JPMorgan Chase & Co, Goldman Sachs, Morgan Stanley и Bank of New York Mellon Corp. Впервые за многие годы такой план предусматривал беспрецедентную в истории США частичную национализацию частных банков. Следующим важным шагом в глобальной борьбе с кризисом стал саммит 20-ти развитых стран мира 14 ноября 2008 г. 14 ноября 2008 года лидеры стран Группы двадцати (G20) собрались на антикризисный саммит. По итогам рабочего заседания участники саммита приняли декларацию, содержащую, в частности, общие принципы реформирования финансовых рынков, реорганизации международных финансовых институтов, обязательство воздерживаться от применения протекционистских мер в последующие 12 месяцев. Правительства задумались о вопросах управления развернувшимся кризисов и будущей рецессией. После этого проходили антикризисные саммиты стран членов АСЕАН, Евр АзЭс и других региональных организаций. На апрель 2009 г. намечена вторая встреча лидеров 20-ти стран.

Антикризисные меры правительств по спасению финансовых рынков и стимулированию экономики Меры правительства США 1. Пакет экономического стимулирования Конгресса (февраль 2008 г.) Этот пакет состоял в основном из мер налогового стимулирования для того, чтобы поддержать экономику США и не допустить рецессии. Этот пакет в основном включал налоговые возмещения для низко-средне-доходных слоев населения, налоговые стимулы для увеличения прямых инвестиций, расширение возможностей государственных ипотечных агентств выкупать ипотеку. Общая стоимость – 152 млрд. долл. на 2008 г. 2. План Полсона (сентябрь 2008) - "Emergency Economic Stabilization Act« (bail-out bill) План был разработан в ответ на серию банкротств крупных финансовых структур США, таких как ипотечные агентства Фанни Мэй, Фредди Мак, банки Леман Бразерс, Вашингтон Мьючел и пр. План предполагает предоставление Федеральной резервной системой США займов банкам в размере 700 млрд. долларов США. Разработчик плана Генри Полсон (Henry Merritt «Hank» Paulson Jr.) министр финансов США. Бывший глава инвестиционного банка Goldman Sachs

Антикризисные меры правительств по спасению финансовых рынков и стимулированию экономики 2. План Полсона (сентябрь 2008) - "Emergency Economic Stabilization Act« (bail-out bill) -Программа спасения проблемных активов. Выделялся фонд в размере 700 млрд. долл. для покупки активов, базирующихся на кредитах, большинство из которых было завязано на цены на недвижимость. Собирались нанять управляющих активами для принятия решения что и где покупать из таких активов. Начинать собирались с выкупа MBS, а затем переходить к более сложным бумагам и деривативам. -Ограничения по вознаграждениям высших руководителей. Первоначально этого не было в плане Полсона, но потом добавлено. Руководители тех компаний, которые продают свои активы правительству не должны были пользоваться т.н. золотыми парашютами, а те, кто продавал активов больше чем на 300 млн. не должны были создавать новых. -Пакеты акций. Минфин США получал опционы на продажу пакетов акций компаний, после того, как рынок начнет расти (т.н. варранты). Это было сделано в интересах налогоплательщиков США. -Также были предусмотрены меры по поддержке налогоплательщиков, владельцев домой, стимулирование бизнеса, улучшение бухучета, специальные меры по стимулированию в сфере энергетики.

Антикризисные меры правительств по спасению финансовых рынков и стимулированию экономики 3. План Обамы (февраль 2009) - American Recovery and Reinvestment Act of Все детали на официальном сайте - Этот акт нацелен на стимулирование американской экономики в условиях экономического кризиса, вызванного ипотечными и кредитным кризисом. Включает в себя снижения федеральных налогов, расширение пособий по безработице, других социальных льгот, включая плату на образование, здравоохранение, инвестиции в развитие инфраструктуры и энергетический сектор. Акт также содержит массу долгосрочных мер, направленных не только на преодоление кризиса (изучение эффективности медобслуживания или ограничение выплат высшим менеджерам).

Антикризисные меры правительств по спасению финансовых рынков и стимулированию экономики Меры правительств стран Европейского союза. 1. Правительство Великобритании в наибольше степени использовало меры национализации банковской отрасли. В феврале 2008 г. оно вынуждено было впервые с 70-х гг. национализировать первую жертву кризиса – банк Northern Rock. Все долги банка были оценены в 90 млрд. фунтов. И уже в октябре 2008 г. Правительство страны объявило о желании выкупить контрольные пакеты важнейших банков страны на сумму 55 млрд. фунтов. ( Royal Bank of Scotland, Lloyds Group, Heritage Financial Group (HBOS) для того, чтобы иметь возможность влиять на их политику и спасти от падения. Это – первая часть плана и она сработала. Вторая часть была объявлена в начале 2009 г. и касается внедрения системы государственных гарантий по облигациям, обеспеченным активами. Это должно укрепить ликвидность банков и восстановить доверие. Также будет создан специальный фонд размером в 50 млрд. фунтов, который будет выкупать корпоративные облигации и другие бумаги с целью улучшения ликвидности системы. 1. Меры Европейского центрального банка. Данный банк призван поддерживать устойчивость системы евро и поэтому сразу после краха американских инвестбанков он выделил около 180 млрд. евро для выдачи кредитов overnight при проведении операций между долларом, фунтом и евро и заполнения обмелевшей денежной системы. Также ЕЦБ использовал снижение учетных ставок для облегчения доступа к финансовым ресурсам. 1. Интервенции на финансовых рынках стран Европейского Союза, Довольно скоро и другие страны зоны евро стали опасаться, что падение одного банка потянет за собой и остальные и поэтому стали принимать собственные меры по спасению финансовых рынков. Так, правительства Бельгии, Голландии и Люксембурга частично национализировали банковскую группу Fortis. Аналогично за 68 млрд. долл. был спасен немецкий банк Hypo Real Estate. Однако Германия резко против создания единого фонда по выкупу европейских активов.

Разработка мер по стимулированию экономики и развитию финансовых рынков. Развернувшийся финансовый кризис в гг. привел, как мы видели, к массированному вмешательству государства в работу финансовых рынков и спасению финансовых институтов. По мере того, как острая фаза кризиса проходит и мир входит в фазу рецессии в большинстве стран, правительства многих стран начинают разрабатывать и принимать меры по стимулированию экономики. Цель этих мер – восстановить экономический рост. Программы по стимулированию экономик уже приняты в США, Китае, Европейском Союзе. До этого меры по выкупу падающих или опасных активов были применены в США, Европейском Союзе и Индии. Во время первой встречи 20-ти крупнейших стран мира упор был сделан на меры по управлению кризисными явлениями.

36 Меры поддержки российского банковского сектора Октябрь 2008 – Февраль 2009 Кто Нацелены на Величина (млрд. руб.) Как Ликвидность Временно свободные бюджетные средства Коммерческие банкидо 1500 Размещаются на банковских депозитах на срок до 3 месяцев, по ставке выше 8% Международные резервы Российские банки и компании 1300 Депозиты, размещенные Внешэкономбанком в для рефинансирования внешних долгов компаний и банков Центральный банк Российской Федерации (Банк России, ЦБР) 116 коммерческих банков (имеют оценку рейтинговых агентств) до 700 Необеспеченные кредиты. 1-ый транш 388 млрд. на 35 дней по ставке 9.89% ЦБР Поддержка Связь-банка и Банка «Глобекс» 4.5 Обеспечение ликвидности Внешэкономбанком ЦБРПоддержка Собинбанка 0.5 Обеспечение ликвидности Газэнергопромбанком Средства для поддержания государственных реформ в инфраструктуре Коммерческие банки 143 Размещение капитала на банковских депозитах Государственная инфраструктура Коммерческие банки 135 Размещение капитала на банковских депозитах ЦБРКоммерческие банки 370 (косвенно) Снижение уровня обязательных резервов

37 Меры поддержки российского банковского сектора Октябрь 2008 – Февраль 2009

Цифры таблицы дают представление о том, сколько средств будет использовано в 2008 и 2009 гг. Например, в Китае, программа будет длиться два года, а в США цифры включают и неиспользованную часть пакета октября 2008 г. Таблица также дает данные по размеру государственного долга, как общего, так и чистого от международных резервов. Если не брать во внимание Китай и Сингапур, то объявленные пакеты довольно скромные в сравнению с США, Японией (6% от ВВП), Германия (3% от ВВП). В этих странах даже при высоком соотношении дога в ВВП размеры и глубина финансовых рынков позволяет осуществлять такие масштабные меры.. В Китае и Сингапуре очень низкий уровень чистого долга (в валютным резервам) и большой размер резервов также позволяет осуществлять такие крупные программы. В Латинской Америке только две страны объявили о крупных программах – Чили и Перу. Обе страны имеют низкий уровень чистого долга и в случае с Чили власти создали очень хороший стабилизационный фонд. Как видно из таблицы, все остальные страны объявили о пакетах мер примерно в пропорции 1% к ВВП, что является максимум возможного в текущей ситуации или из-за высокого уровня государственного долга (Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия, Корея) или из-за размера финансового рынка (Индонезия). Меры по стимулированию экономик и развитию финансовых рынков.