МОНИТОРИНГ Специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система показателей статистики образования: направления модернизации Н.В. Ковалева 22 марта 2004 года Н.В. Ковалева 22 марта 2004 года.
Advertisements

1-3 марта 2006 г. Методические основы подготовки докладов: состав индикаторов, используемых для описания состояния и развития образовательных систем, некоторые.
ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ.
Company LOGO Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций Калиниченко Ольга Владимировна,
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОТСЛЕЖИВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ ШКОЛЫ,
Программа эксперимента «Мониторинг качества образования в современной школе»
О ходе реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы Краснодарского края, направленные на повышение эффективности.
Внутришкольная модель оценки качества образования МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009.
Экспертная деятельность органов ГОУО как ресурс повышения качества образования.
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных» Конкурс инновационных.
Совершенствование системы управления качеством образования в образовательном учреждении: ключевые понятия. Статистические показатели мониторинга качества.
1 Раздел Требования к результатам освоения ООП Направление… Направление… Раздел Требования к структуре ООП Направление… Направление… Раздел Требования.
Федеральная служба по надзору в сфере образования Межрегиональная Ассоциация мониторинга и статистики образования Рабочий семинар по проекту «Разработка.
Тематический модуль курса обучения школьных управляющих (2 (4)часа) Управляющий совет: оценка качества образования, публичный доклад.
ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВВЕДЕННОГО В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 4: Ресурсы и партнеры.
Реализация школьной программы мониторинга уровня сформированности учебных действий у школьников в условиях реализации ФГОС Гимадеева Е.Г. МОУ гимназия.
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Федерация развития Малого и среднего бизнеса.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Транксрипт:

МОНИТОРИНГ Специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза.

ТИПОЛОГИЯ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ШКОЛЕ ПО СОДЕРЖАНИЮ: Успешность обучения Социологический Психологический Валеологический ПО ОРГАНИЗАЦИИ: Входной Текущий Выходной Пролонгированный

Мониторинг строится на четких основаниях для измерения и сравнения. Основанием для измерения является соответствие какому-либо эталону: стандарту, норме, требованию. Данные мониторинга должны обеспечивать возможность сравнения двух или нескольких сходных по характеристикам систем (например, школ, находящихся в сходных условиях) и возможность (например, сравнение образовательных результатов, полученных в одной и той же школе, в течение ряда лет).

Как возникает мониторинг? По спирали: 1) используются простые показатели и соответствующие им методики, позволяющие решать первостепенные задачи, 2) постепенно перечень показателей расширяется и одновременно усложняется, 3) возвращение к первоначально использованным показателям, но уже с более тонкими индикаторами.

Информация, полученная в ходе мониторинга, ценна достаточно ограниченное время Создаваемая программа мониторинга должна органично «вписываться» в систему связей и отношений Поэтому

Внедрение мониторинга в жизнедеятельность школы оптимизация объектов сбора информации и, соответственно, определение видов мониторингов, реализуемых в школе; поиск разумных временных интервалов сбора информации, определяемых исходя из скорости изменения состояния объекта; разработка плана мониторинговых мероприятий, предусматривающего не только временной разброс в сборе информации, но и субъектный – расширение круга респондентов.

Нужно ли разрабатывать методики мониторинговых исследований в школе или лучше взять готовые? Какие методики отобрать?

Что влияет на результаты мониторинга? качество инструментария; профессионализм и подготовленность людей; изменение людей в процессе измерения; цикличность; значимость индикатора и его смещение; нарушение в информационных потоках; различная мотивация участников в естественных условиях.

Что влияет на результаты мониторинга? эффект повторного измерения; изменения группы под влиянием отношений окружающих, вызванных экспериментальным воздействием; групповая фальсификация результатов; изменение группы в процессе проведения мониторинга; естественное развитие; социально-территориальные особенности групп.

Анализ проведенного исследования Выявление проблемы Поиск способа решения проблемы Решение проблем ы Выявление новой проблем ы

СТАТИСТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

ОБЩИЙ ЗАМЫСЕЛ ГЛАВЫ показать, какую пользу может извлечь директор школы из обычных форм статистической отчетности научить использовать статистику в интересах своей школы

СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ краткое описание российской системы статистического учета в сфере образования представление отдельных международных систем индикаторов образования демонстрация различий между статистическим показателем и индикатором освоение процедур создания индикаторов представление отдельных готовых индикаторов для мониторинга качества образования знакомство с анализом статистических данных

ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ Статистические показатели – количественные характеристики свойств изучаемого объекта (явления, процесса), доступных непосредственному наблюдению и измерению Статистические индикаторы – количественные характеристики отдельных свойств изучаемого объекта (явления, процесса), в совокупности отражающие качественное состояние объекта, не доступное непосредственному наблюдению и измерению

СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ Контингент: состав учащихся, прием, выпуск, участие в образовательном процессе (обучение по предметам, углубленное изучение и т.п.), выбытие по причинам … Кадровый потенциал: состав персонала (уровень образования, возраст и др.), структура кадров, укомплектованность штатов, движение персонала, повышение квалификации … Материально-техническая база: состояние и использование материальных ресурсов учреждений, эффективность их использования, пополнение и обновление …

ПРИМЕР ПОКАЗАТЕЛЕЙ количество государственных дневных общеобразовательных учреждений, ед. численность учащихся государственных дневных общеобразовательных учреждений, чел. численность учителей общеобразовательных учреждений, чел. и др.

ПРИМЕР ИНДИКАТОРОВ соотношение «ученик – учитель» соотношение «ученик – компьютер» удельный вес выпускников, получивших более 70 баллов на ЕГЭ удельный вес выпускников, получивших менее 30 баллов на ЕГЭ удельный вес выпускников 11 (12) классов не получивших аттестата

СОЗДАНИЕ ИНДИКАТОРОВ ПОКАЗАТЕЛИ: численность получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, награжденные золотой медалью (п. 2, строка 15) численность получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, награжденные серебряной медалью» (п. 2, строка 16) численность выпускников, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании (п. 2 строка 13 а + строка 14) ИНДИКАТОР: численность золотых медалистов + численность серебряных медалистов численность получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании I 1 =

ТРЕБОВАНИЯ К ИНДИКАТОРУ отвечать целям анализа соответствовать потребностям пользователя (управленца) обеспечивать комплексное описание объекта исследования обобщать информацию, не искажая ее быть: структурно связанным с другими индикаторами обеспечивающим сопоставимость точным и сравнимым достоверным и надежным оценивать уровень достижения с поставленной целью или нормативом выявлять критические области

ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА СОЗДАНИЯ ИНДИКАТОРА Цель и предмет анализа Индикатор Показатели (данные) для расчета Источник получения данных что измерять? чем измерять? как рассчитать? откуда взять?

ОБЪЕКТЫ АНАЛИЗА С ПОМОЩЬЮ ИНДИКАТОРОВ Контингент учащихся половозрастная структура качественный состав образовательные установки и пр. Ресурсы образовательного учреждения кадровый потенциал учебно-материальная база финансовый баланс школы и пр. Качество и эффективность образования содержание образования уровень знаний учащихся эффективность образовательного процесса и пр.

ДЛЯ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА (показатель или индикатор?) Воронежская область, 2010 г. Аннинский БобровскийБогучарский Всего обучающихся в общеобр, школах чел Стоимость содержания одного уч, руб Углубленное изучение предметов в % от общего числа учащихся 15,940,831,7 Выпуск учащихся из 11 кл., чел Количество учителей, чел Доля учителей с высшим образованием, %86,484,776,4 Подали док. в педвузы (целевой набор), чел Выдержали экзамены (целевой набор), чел Медалисты (всего), чел.1921 Медалисты (подтвердили «5»), чел.1511

Наименование показателя Ед. изм.Школа 1Школа 2 Общая численность обучающихсячел Численность выпускниковчел.8460 Количество золотых и серебряных медалистовчел.86 Количество обучающихся выпускного класса, не получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании чел.10 Количество преподавателейчел.3826 Общая площадь классных комнат, включая учебные кабинеты и лаборатории кв.м Количество рабочих мест с ЭВМ в кабинете информатики и вычислительной техники ед.3218 Текущее бюджетное финансирование из бюджетов всех уровней – всеготыс. руб Внебюджетные источники финансирования – всеготыс. руб в том числе: доходы от реализации платных дополнительных образовательных услуг тыс. руб из них средства родителей (законных представителей)тыс. руб доходы от производственной деятельноститыс. руб.100 доходы от сдачи в арендутыс. руб благотворительные средстватыс. руб средства по федеральным, региональным и муниципальным программам тыс. руб.50 другие внебюджетные источники тыс. руб.100 Средний балл ЕГЭбалл

СОЦИОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

Изучив материалы раздела «Социология», вы сможете четко представлять, какие возможности дает социология директору школы ставить задачи на исследование и определять содержание программы исследования выбирать методы проведения опроса, отвечающие задачам исследования оценивать правильность составленной анкеты для проведения социологического исследования рассчитывать необходимую выборку опроса анализировать и правильно интерпретировать результаты проведенного исследования

В чем может помочь социология в понимании причин, влияющих на качество образования, факторов, определяющих величину того или иного индикатора в правильной интерпретации результатов оценки качества образования, понимании самой категории «качество образования» в выявлении путей, механизмов повышения качества образования в оптимизации, совершенствовании самой методики оценки качества образования

А кроме проблемы качества образования? стратегическое и оперативное планирование оценка перспективности платных услуг (финансовое планирование) формирование положительного имиджа школы в глазах социальных партнеров, органов власти и др. выявление факторов неудовлетворенности коллектива состояние дел в школе и т.д.

На какие вопросы ищем ответ Кто и как будет организовывать социологическое исследование Как разрабатывать программу исследования и что она должна включать в себя Кого надо опрашивать, кто и как это будет делать Как обработать результаты исследования и как их интерпретировать

Что должно быть в Программе исследования Формулировка проблемы (выбор темы исследования) Постановка целей и задач исследования Выбор объекта и предмета исследования Определение (интерпретация) понятий Формулировка рабочих гипотез исследования Разработка исследовательского проекта (выбор методов исследования, расчет выборки, разработка анкет) Проведение исследования (сбор и кодировка полученных данных) Обработка данных и интерпретация полученных результатов Подготовка отчета по результатам исследования Представление и обсуждение результатов с заинтересованными сторонами

Анкета: как грамотно с ней работать три составные части анкеты: преамбула, вопросы, «паспортичка» в чем чаще всего ошибаются составители анкет как правильно должны быть составлены вопросы анкеты что нужно сделать, чтобы получить от респондентов правдивые ответы как обрабатывать анкеты и анализировать результаты

Примерные содержательные блоки анкеты для анализа факторов влияния на качество образования блок оценки содержания преподаваемых предметов глубина изложения, широта охвата проблем, связь с другими предметами, используемые учебники и методические пособия, потребность в репетиторах и пр. блок оценки методики преподавания использование интерактивных методов обучения, самостоятельная работа учащихся на уроках и дома, использование приемов модерации, развивающих методик, объем домашних заданий и пр. блок оценки психологического климата в классе и на уроках сплоченность класса, неформальное лидерство учащихся, отношения между мальчиками и девочками, стиль общения учителей с учениками и пр. блок оценки общей школьной корпоративной культуры имидж школы, образ и поведение директора и административного персонала, роль органов государственно-общественного управления школой, роль советов учащихся и пр. блок оценки внеклассной работы с учащимися личность и стиль поведения классного руководителя, работа родительского комитета, организация праздников и экскурсий и пр.