МОНИТОРИНГ Специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза.
ТИПОЛОГИЯ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ШКОЛЕ ПО СОДЕРЖАНИЮ: Успешность обучения Социологический Психологический Валеологический ПО ОРГАНИЗАЦИИ: Входной Текущий Выходной Пролонгированный
Мониторинг строится на четких основаниях для измерения и сравнения. Основанием для измерения является соответствие какому-либо эталону: стандарту, норме, требованию. Данные мониторинга должны обеспечивать возможность сравнения двух или нескольких сходных по характеристикам систем (например, школ, находящихся в сходных условиях) и возможность (например, сравнение образовательных результатов, полученных в одной и той же школе, в течение ряда лет).
Как возникает мониторинг? По спирали: 1) используются простые показатели и соответствующие им методики, позволяющие решать первостепенные задачи, 2) постепенно перечень показателей расширяется и одновременно усложняется, 3) возвращение к первоначально использованным показателям, но уже с более тонкими индикаторами.
Информация, полученная в ходе мониторинга, ценна достаточно ограниченное время Создаваемая программа мониторинга должна органично «вписываться» в систему связей и отношений Поэтому
Внедрение мониторинга в жизнедеятельность школы оптимизация объектов сбора информации и, соответственно, определение видов мониторингов, реализуемых в школе; поиск разумных временных интервалов сбора информации, определяемых исходя из скорости изменения состояния объекта; разработка плана мониторинговых мероприятий, предусматривающего не только временной разброс в сборе информации, но и субъектный – расширение круга респондентов.
Нужно ли разрабатывать методики мониторинговых исследований в школе или лучше взять готовые? Какие методики отобрать?
Что влияет на результаты мониторинга? качество инструментария; профессионализм и подготовленность людей; изменение людей в процессе измерения; цикличность; значимость индикатора и его смещение; нарушение в информационных потоках; различная мотивация участников в естественных условиях.
Что влияет на результаты мониторинга? эффект повторного измерения; изменения группы под влиянием отношений окружающих, вызванных экспериментальным воздействием; групповая фальсификация результатов; изменение группы в процессе проведения мониторинга; естественное развитие; социально-территориальные особенности групп.
Анализ проведенного исследования Выявление проблемы Поиск способа решения проблемы Решение проблем ы Выявление новой проблем ы
СТАТИСТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
ОБЩИЙ ЗАМЫСЕЛ ГЛАВЫ показать, какую пользу может извлечь директор школы из обычных форм статистической отчетности научить использовать статистику в интересах своей школы
СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ краткое описание российской системы статистического учета в сфере образования представление отдельных международных систем индикаторов образования демонстрация различий между статистическим показателем и индикатором освоение процедур создания индикаторов представление отдельных готовых индикаторов для мониторинга качества образования знакомство с анализом статистических данных
ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ Статистические показатели – количественные характеристики свойств изучаемого объекта (явления, процесса), доступных непосредственному наблюдению и измерению Статистические индикаторы – количественные характеристики отдельных свойств изучаемого объекта (явления, процесса), в совокупности отражающие качественное состояние объекта, не доступное непосредственному наблюдению и измерению
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ Контингент: состав учащихся, прием, выпуск, участие в образовательном процессе (обучение по предметам, углубленное изучение и т.п.), выбытие по причинам … Кадровый потенциал: состав персонала (уровень образования, возраст и др.), структура кадров, укомплектованность штатов, движение персонала, повышение квалификации … Материально-техническая база: состояние и использование материальных ресурсов учреждений, эффективность их использования, пополнение и обновление …
ПРИМЕР ПОКАЗАТЕЛЕЙ количество государственных дневных общеобразовательных учреждений, ед. численность учащихся государственных дневных общеобразовательных учреждений, чел. численность учителей общеобразовательных учреждений, чел. и др.
ПРИМЕР ИНДИКАТОРОВ соотношение «ученик – учитель» соотношение «ученик – компьютер» удельный вес выпускников, получивших более 70 баллов на ЕГЭ удельный вес выпускников, получивших менее 30 баллов на ЕГЭ удельный вес выпускников 11 (12) классов не получивших аттестата
СОЗДАНИЕ ИНДИКАТОРОВ ПОКАЗАТЕЛИ: численность получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, награжденные золотой медалью (п. 2, строка 15) численность получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, награжденные серебряной медалью» (п. 2, строка 16) численность выпускников, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании (п. 2 строка 13 а + строка 14) ИНДИКАТОР: численность золотых медалистов + численность серебряных медалистов численность получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании I 1 =
ТРЕБОВАНИЯ К ИНДИКАТОРУ отвечать целям анализа соответствовать потребностям пользователя (управленца) обеспечивать комплексное описание объекта исследования обобщать информацию, не искажая ее быть: структурно связанным с другими индикаторами обеспечивающим сопоставимость точным и сравнимым достоверным и надежным оценивать уровень достижения с поставленной целью или нормативом выявлять критические области
ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА СОЗДАНИЯ ИНДИКАТОРА Цель и предмет анализа Индикатор Показатели (данные) для расчета Источник получения данных что измерять? чем измерять? как рассчитать? откуда взять?
ОБЪЕКТЫ АНАЛИЗА С ПОМОЩЬЮ ИНДИКАТОРОВ Контингент учащихся половозрастная структура качественный состав образовательные установки и пр. Ресурсы образовательного учреждения кадровый потенциал учебно-материальная база финансовый баланс школы и пр. Качество и эффективность образования содержание образования уровень знаний учащихся эффективность образовательного процесса и пр.
ДЛЯ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА (показатель или индикатор?) Воронежская область, 2010 г. Аннинский БобровскийБогучарский Всего обучающихся в общеобр, школах чел Стоимость содержания одного уч, руб Углубленное изучение предметов в % от общего числа учащихся 15,940,831,7 Выпуск учащихся из 11 кл., чел Количество учителей, чел Доля учителей с высшим образованием, %86,484,776,4 Подали док. в педвузы (целевой набор), чел Выдержали экзамены (целевой набор), чел Медалисты (всего), чел.1921 Медалисты (подтвердили «5»), чел.1511
Наименование показателя Ед. изм.Школа 1Школа 2 Общая численность обучающихсячел Численность выпускниковчел.8460 Количество золотых и серебряных медалистовчел.86 Количество обучающихся выпускного класса, не получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании чел.10 Количество преподавателейчел.3826 Общая площадь классных комнат, включая учебные кабинеты и лаборатории кв.м Количество рабочих мест с ЭВМ в кабинете информатики и вычислительной техники ед.3218 Текущее бюджетное финансирование из бюджетов всех уровней – всеготыс. руб Внебюджетные источники финансирования – всеготыс. руб в том числе: доходы от реализации платных дополнительных образовательных услуг тыс. руб из них средства родителей (законных представителей)тыс. руб доходы от производственной деятельноститыс. руб.100 доходы от сдачи в арендутыс. руб благотворительные средстватыс. руб средства по федеральным, региональным и муниципальным программам тыс. руб.50 другие внебюджетные источники тыс. руб.100 Средний балл ЕГЭбалл
СОЦИОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Изучив материалы раздела «Социология», вы сможете четко представлять, какие возможности дает социология директору школы ставить задачи на исследование и определять содержание программы исследования выбирать методы проведения опроса, отвечающие задачам исследования оценивать правильность составленной анкеты для проведения социологического исследования рассчитывать необходимую выборку опроса анализировать и правильно интерпретировать результаты проведенного исследования
В чем может помочь социология в понимании причин, влияющих на качество образования, факторов, определяющих величину того или иного индикатора в правильной интерпретации результатов оценки качества образования, понимании самой категории «качество образования» в выявлении путей, механизмов повышения качества образования в оптимизации, совершенствовании самой методики оценки качества образования
А кроме проблемы качества образования? стратегическое и оперативное планирование оценка перспективности платных услуг (финансовое планирование) формирование положительного имиджа школы в глазах социальных партнеров, органов власти и др. выявление факторов неудовлетворенности коллектива состояние дел в школе и т.д.
На какие вопросы ищем ответ Кто и как будет организовывать социологическое исследование Как разрабатывать программу исследования и что она должна включать в себя Кого надо опрашивать, кто и как это будет делать Как обработать результаты исследования и как их интерпретировать
Что должно быть в Программе исследования Формулировка проблемы (выбор темы исследования) Постановка целей и задач исследования Выбор объекта и предмета исследования Определение (интерпретация) понятий Формулировка рабочих гипотез исследования Разработка исследовательского проекта (выбор методов исследования, расчет выборки, разработка анкет) Проведение исследования (сбор и кодировка полученных данных) Обработка данных и интерпретация полученных результатов Подготовка отчета по результатам исследования Представление и обсуждение результатов с заинтересованными сторонами
Анкета: как грамотно с ней работать три составные части анкеты: преамбула, вопросы, «паспортичка» в чем чаще всего ошибаются составители анкет как правильно должны быть составлены вопросы анкеты что нужно сделать, чтобы получить от респондентов правдивые ответы как обрабатывать анкеты и анализировать результаты
Примерные содержательные блоки анкеты для анализа факторов влияния на качество образования блок оценки содержания преподаваемых предметов глубина изложения, широта охвата проблем, связь с другими предметами, используемые учебники и методические пособия, потребность в репетиторах и пр. блок оценки методики преподавания использование интерактивных методов обучения, самостоятельная работа учащихся на уроках и дома, использование приемов модерации, развивающих методик, объем домашних заданий и пр. блок оценки психологического климата в классе и на уроках сплоченность класса, неформальное лидерство учащихся, отношения между мальчиками и девочками, стиль общения учителей с учениками и пр. блок оценки общей школьной корпоративной культуры имидж школы, образ и поведение директора и административного персонала, роль органов государственно-общественного управления школой, роль советов учащихся и пр. блок оценки внеклассной работы с учащимися личность и стиль поведения классного руководителя, работа родительского комитета, организация праздников и экскурсий и пр.