Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования www.spbtei.ru Saint-Petersburg State University.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Advertisements

Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ (в том числе и РАБОЧИХ) ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Требования ФГОС ВПО третьего поколения. Информация о совещании проректоров в МГМУ от г. Г. МОСКВА Проректор по УВ и СР, доцент З.З.Нажмудинов.
Содержание и структура раздела 6. Экспертиза материалов раздела 6 Р.У.Богданова, председатель научно-методического совета по развитию воспитательной деятельности.
Главный документ в университете – образовательная программа.
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ паспорта и программы формирования компетенций (на примере направления подготовки Документоведение и архивоведение)
Структура УМК дисциплин, реализуемых по ФГОС 3 поколения.
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Ильченко Людмила Ивановна Кузбасский региональный институт развития профессионального образования.
Методика проектирования учебных планов подготовки бакалавров и магистров по направлению «Менеджмент» в РГАУ-МСХА Методика проектирования учебных.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Компетенции как результат обучения и их учебно- методическое обеспечение Н.С. Сергиева, д.ф.н.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Практико-ориентированное обучение в условиях реализации ФГОС профессионального образования нового поколения круглый стол 28 марта 2012 года.
Основные образовательные программы Рекомендации по формированию.
Транксрипт:

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Saint-Petersburg State University of Trade and Economics. Проектирование основных образовательных программ высшего профессионального образования Начальник учебного отдела, кандидат экономических наук, доцент Панкова Л.В. Санкт-Петербург 2012

ЗАЧЕМ ЭТО НАДО? ФГОС ВПО представляет собой совокупность требований, обязательных для всех образовательных учреждений высшего профессионального образования на территории Российской Федерации. Одним из таких требования является разработка основной образовательной программы и программы рабочей.

Что такое основная образовательная программа (ООП)? совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик.

Что такое рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)? системно организованный комплекс документов, регламентирующий содержание, трудоемкость, технологии обучения, преподавания и оценивания в целях достижения заявленных вузом результатов обучения (компетенций выпускника).

СТРУКТУРА ООП: РАЗДЕЛЫ Характеристика ООП ВПО Общие положения Нормативно-правовая база для разработки ООП ВПО Цель (миссия) и задачи ООП Срок освоения ООП Трудоемкость ООП Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ООП. 2. Компетентностная модель выпускника Характеристика профессиональной деятельности выпускника Общекультурные компетенции Профессиональные компетенции.

СТРУКТУРА ООП: РАЗДЕЛЫ Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП Годовой календарный учебный график Учебный план Матрица соответствия компетенций, составных частей ООП и оценочных средств. 4. Ресурсное обеспечение ООП Образовательные технологии для реализации ООП Кадровое обеспечение Учебно-методическое и информационное обеспечение. (Рабочие программы, программы практик) 4.4. Материально-техническое обеспечение.

СТРУКТУРА ООП: РАЗДЕЛЫ Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников. П ФГОС бакалавра: При разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать собственную социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

СТРУКТУРА ООП: РАЗДЕЛЫ Нормативно-методическое обеспечение образовательных технологий и системы оценки качества освоения обучающимися ООП Нормативно-методическое обеспечение системы Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (тесты, вопросы и задания для контрольных работ и коллоквиумов, тематика докладов, эссе, рефератов, программы экзаменов и т.п.). Методические рекомендации для преподавателей по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Программы проведения практических, активных и интерактивных занятий по дисциплинам учебного плана Требования к итоговой государственной аттестации. 1. Требования к выпускной квалификационной работе. 2. Требования к итоговому государственному экзамену. 3. Примерный перечень тем ВКР. 4. Программа итогового государственного экзамена.

Структура рабочей программы учебной дисциплины 1. Цели и задачи освоения дисциплины; 2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО; 3. Структура и содержание дисциплины; 4. Формы контроля освоения дисциплины; 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины; 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Что необходимо знать, прежде чем начать разработку основной образовательной программы и программы рабочей? 1. Документы: ФГОС 3 поколения; Типовое положение о вузе. 2. Основные понятия: Компетентностный подход, Компетентность, Компетенции; Особенности проектирования; Компетентностная модель выпускника; Паспорт компетенций; Карта компетенции.

Подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях Уточним понятие: Компетентностный подход

Уточним понятие: Competencу – компетентность – то, что людям необходимо привнести в работу, чтобы выполнить необходимые аспекты деятельности в новой ситуации на требуемом уровне быстро, эффективно и качественно.

Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Профессиональные компетенции - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной профессиональной деятельности. Они описываются с учетом видов профессиональной деятельности выпускников.

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность». По мнению А.Г. Бермуса: «Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты». М.А. Чошанов считает, что компетентность - это «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях». А.М.Ароновым компетентность определяется, как "готовность специалиста включиться в определенную деятельность", П.Г.Щедровицким - как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности (П.Г.Щедровицкий). О.Е.Лебедев определяет компетентность как «способность действовать в ситуации неопределенности». И.А.Зимней «компетентность трактуется «как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека». А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения. Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Уточним понятия: Компетентностная модель выпускника – это описание того, к чему должен быть пригоден бакалавр (магистр), к выполнению каких функций он подготовлен и какими качествами должен обладать. Паспорт компетенции – развернутая характеристика требований к результатам образования в части конкретной компетенции. Включает карту компетенции, отличительные уровни (дескрипторы) ее сформированности. Карта компетенции – раскрывает компонентный состав компетенции, технологии ее формирования (какой набор учебных задач работает на формирование данной компетенции) и оценки

Опыт работы Наиболее тщательно нужно прописать результаты образования Предусмотреть систему оценки результатов Смещение акцента с содержания на результат вносит изменения в организацию образовательного процесса Основа проектирования рабочих программ – результаты образования

Проблемы при разработке ООП: 1. Выбор профиля (профилей) подготовки. Согласно ФГОС: п.6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре. п.7.1. Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО. Приказ Минобрнауки от 31 мая 2011 г «абзац второй пункта 7.1 исключить»

Проблемы при разработке ООП: 1. Не всегда разработчика ФГОС легко найти (в утвержденных текстах ФГОС эти данные сняты). 2. Не все ПООП опубликованы. 3. Разная степень подробности опубликованных ПООП: не везде указаны профили (но при этом не постулируется и многопрофильность). 4. Различные принципы выделения профилей, особенно новых, появившихся при разработке ФГОС. 5. Некорректные названия профилей.

Проблемы при разработке ООП: Сколько профилей из предложенных в ПООП вуз может открыть в рамках одного направления подготовки? Ограничений по количеству нет, но необходимо учитывать: 1. Наличие в вузе кадров, материально-технических и информационно-методических ресурсов, определяемых ФГОС и ПООП. 2. Количество бюджетных мест на данном направлении подготовки.

Проблемы при разработке ООП: 2. Составление графика учебного процесса: Корректный подсчет учебных недель, от которого зависит соотношение зачетных единиц и академических часов. 4 года обучения = 52 х 4 = 208 недель Каникулы (по ФГОС): 7-10 недель х 4 = недель 208 недель – недель = учебных недель недель х 54 часа = часов общей нагрузки часов : 240 з.е. всей ООП = 37,8-40,5 часов в 1 з.е. Если 1 зачетная единица = 36 академических часов: 36 х 240 = 8640 часов : 54 = 160 учебных недель (сокр. на нед.) 8640 : = 51,4-48 часов общей недельной нагрузки

3. Составление учебного плана: Правильный учет в зачетных единицах не только учебных курсов, но и практик и ИГА. 1 неделя практики и ИГА = 54 часа = 1,5 зачетных единиц Распределение по годам и семестрам предметов, з.е., аудиторных часов, количества экзаменов и зачетов. Общая трудоемкость одного учебного года 60 з.е.; Максимальный объем учебных занятий не может составлять более 54 академических часов в неделю; Количество аудиторной недельной нагрузки не более 27 ак. часов (цифра варьируется в разных ФГОС); Суммарное количество в учебном году: зачетов – не более 12, экзаменов не более 10 (из Типового положения о вузе); Общая трудоемкость дисциплины не может быть меньше 2 з.е. (за исключением дисциплин по выбору); По дисциплинам более 3 з.е. должна выставляться оценка; Трудоемкость экзамена в сессию - из расчета 9 ак. часов в день.

Кроме того: Не менее одной трети вариативной части суммарно по трем циклам должно быть дисциплины по выбору студента (ФГОС). В учебном процессе должно предусматриваться широкое использование активных (трениниги, деловые игры) и интерактивных (компьютерные симуляции и др.) форм обучения: 20% ауд. занятий у бакалавров, 40% - у магистров (цифры варьируются в разны ФГОС). Занятия лекционного типа не могут составлять более 40 % аудиторных занятий. В рамках учебных курсов должны предусматриваться встречи с российскими и зарубежными работодателями, мастер-классы экспертов.

Кроме того: Программой должны быть предусмотрены такие формы и методы работы со студентами, в которых усвоение учебного материала происходит в условиях, близких к условиям его применения на практике, например через стажировки, практики, полевые занятия, разработку и реализацию проектов, погружение студентов в предметную, в том числе языковую, среду и др. Образовательная программа должна быть ориентирована на повышение роли самостоятельной работы студентов. Она должна включать исследовательскую и проектировочную работу студентов в совместных с преподавателями группах, обеспечивая ее проблемно-ориентированный характер.

Прочие проблемы: Разработка вузовской нормативной документации: о расчете нагрузки преподавателей, об ИГА, о СРС, о социальной среде вуза. Перераспределение нагрузки преподавателей из-за увеличения СРС и уменьшения лекционных часов. Методики интерактивных форм обучения. Отсутствие финансирования перехода на ФГОС. Психологический настрой преподавателей: реформа до сих пор не вышла за пределы административно-методических вузовских структур.

Необходимо осмыслить: В чем требуется серьезная перестройка? В чем необходимо уточнение формулировок? Как соотнести результаты с содержанием обучения? ПЕРЕХОД ОТ ЛОГИКИ СОДЕРЖАНИЯ К ЛОГИКЕ РЕЗУЛЬТАТА Особенности проектирования программ нового поколения

Приступаем к разработке рабочей программы Шаг 1 – формулировка цели и задач ПРИМЕР: 1. Цели освоения дисциплины «Бухгалтерский учет в банках». Целями освоения 1 модуля «Особенности бухгалтерского учета в банках» дисциплины «Бухгалтерский учет в банках» являются: формирование комплексных знаний в области организации и ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях.

ЗАДАЧИ рабочей Программы Это, как правило, конкретная формулировка учебных намерений. Задачи относятся к одной из конкретных областей, которую преподаватель намерен охватить в разделе обучения. Задачи необходимо формулировать в терминах ожидаемого результата обучения НАПРИМЕР: - дать студентам теоретические знания по ведению бухгалтерского учета в кредитных организациях; - изучить правила ведения бухгалтерского учета банковских и хозяйственных операций на различных направлениях деятельности - Изучить основные формы и порядок отчетности кредитных организаций; - изучить документооборот кредитных организаций; - получить практические навыки учета банковских и хозяйственных операций в кредитных организациях.

Шаг 2: Описание места дисциплины в структуре ООП. ПРИМЕР: Дисциплина "Бухгалтерский учет в банках" одна из основных дисциплин профиля «Финансы и кредит» направления «Экономика», которая занимает ведущее место в системе профессиональной подготовки бакалавров в области финансов и кредита, является важнейшей дисциплиной для изучения студентами предметов "Банковский менеджмент", "Организация деятельности коммерческих банков". Изучение дисциплины является основанием для успешного освоения всей дисциплины как в части теоретической, так практической подготовки бакалавров для работы в кредитных организациях; приобретенные знания также могут помочь в научно-исследовательской работе.

Шаг 3 Прописываем компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Начинаем с разработки паспорта компетенций и карты компетенции Паспорт компетенций включает: 1.1. Название компетенции, содержание и основные сущностные характеристики компетенции 1.2. Место и значимость данной компетенции в совокупном ожидаемом результате образования выпускника 1.3. Карту компетенций

Уточним процедуру Для разработки паспорта и карты компетенций целесообразно составить таблицы: Таблица 1 «Паспорт компетенций» Паспорт компетенций Название компет./ Код комп. Содержание компетенции Основные сущностны е характерис тики компетенц ии Место и значимость данной компетенции в совокупном ожидаемом результате образования выпускника ОПК -1 Осознаёт социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению проф. д-ти Ценност ные основы проф. деятель ности в сфере образов ания Участвующие в формировании данной компетенции разделы ООП, учебные дисциплины, модули, практики

Таблица 2 «Карта компетенций» Компетентность: ОПК -1 Осознаёт социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению проф. д-ти ПЕРЕЧЕНЬ ПРИЗНАКОВ ПРОЯВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ Разрабатывается на основе требования ФГОС по ЗУНам Формы, методы, средства и технологии формирования компетенций МЕТОДЫ ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТИ Бакалавр должен: Знать - Уметь - Владеть - лекция, Семинар, практикум, деловая игра и т.д. Тесты (закрытые, открытые) Решения педагогических задач (проблем)

Карта компетенции - перспектива

Уточним процедуру Для разработки карты компетенций целесообразно составить таблицу 2 «Карта компетенций» Карта компетенции включает: 1.1. Уровни освоения компетенции (по Б.Блуму); 1.2. Перечень признаков проявления компетенции (использовать глаголы в 3-ем лице, ед.числе: «использует», «анализирует», «решает» и т.п.) 1.3. Формы, методы и средства формирования компетенций ( лекция, семинар, практические занятия. анализ и решение ситуаций, выполнение письменных, лабораторных работ, и т.п.); 1.4. Методы оценки компетенций (письменная работа на выявление, анализ, диагностику и решения проблем (эссе, рефераты, курсовые, дипломные; тестирование и т.д.).

Шаг 4 Перенастройка действующей программы под требования ФГОС ВПО. 1. Анализ действующей программы (по ГОС ВПО второго поколения) с точки зрения ее компетентностной ориентации. 2. Изучение и анализ компетентностной модели выпускника Изучение и анализ паспорта компетенций, выбор перечня компетенций, формируемых в рамках рабочей программы с указанием уровня их освоения 2.2. Выбор разделов, тем предмета, курса (формулирование, переформулирование) и разработка матрицы распределения компетенций по разделам и темам рабочей программы. 3. Оценка степени обеспеченности программ учебным материалом и заполнение соответствующих столбцов матрицы. 4. Описание ожидаемого результата обучения. 5. Описание технологий формирования компетенции.

Матрица соотнесения тем/разделов учебной дисциплины и формируемых в них компетенций с указанием дидактической обеспеченности, технологий формирования и оценки результатов

1. Прописываются все компетенции, задействованные в подготовке бакалавра по данной программе (т.е. по ФГОС + разработанные самостоятельно); 2. В ходе оценки имеющегося дидактического материала используйте следующую шкалу: 1 – имеется в полном объеме и не требует доработки; 2 – имеется, но требует доработки; 3 – отсутствует, но есть в наличии есть материал для разработки; 4 – отсутствует и нет материала для разработки, необходимо обеспечить. 3. Образовательные технологии могут быть самые разные, но акцент д.б. на интерактивных и активных (требования ФГОС 3) 4. Образовательная оценка прописывается согласно карте компетентности Уточним процедуру ЗАПОЛНЕНИЯ МАТРИЦЫ

Шаг 4: разрабатываем структуру дисциплины (тематическое планирование);

Уточним понятие РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ это формулировка того, что, как ожидается, будет знать, понимать и/или в состоянии продемонстрировать студент по окончании образовательного процесса (лекции, дисциплины, модуля или ООП в целом). Назначение: рассматривать обучение с точки зрения студентов, а не преподавателей, и тем самым обогатить качество учебного опыта, получаемого студентами – от ориентации на преподавателя к ориентации на студента Он характеризует конкретные измеряемые достижения Результаты определяют необходимую «обученность» для студента, освоившего РП. Результаты обучения представляют собой базовые строительные блоки для обеспечения прозрачности систем и квалификаций высшего образования

Результаты выражаются в простых и однозначных терминах, которые понятны студентам, преподавателям, коллегам, работодателям и внешним экспертам; результаты образования по разделу, теме должны быть соотнесены с результатами освоения всей программы в целом; при написании результатов образования для дисциплины следует определить минимальный приемлемый уровень, позволяющий студенту получить зачетный балл по дисциплине; Результаты образования должны быть видимыми и измеримыми; РО должны быть не просто "списком пожеланий" относительно того, что студент должен быть в состоянии делать по завершении учебной деятельности. Пример: применяет процедуры управления проектами в отдельных областях функционирования в процессе управления реализации проектов, направленных на усовершенствование процессов управления Вам понятно, как это оценить?

Уточним процедуру разработки структуры дисциплины в части описания ожидаемого результата обучения - Изучить общие правила написание результатов; - Оценить: реально ли достичь данных результатов образования с имеющимися ресурсами и временем. Критерии: необходимость и достаточность, возможность оценки Изучить уровни оценки ожидаемых результатов: Пороговый Стандартный Эталонный Прописать виды оценивания и оценочные задания

Каждый результат обучения должен начинаться с глагола действия, за которым следует фраза, описывающая контекст; Использовать только один глагол для каждого результата обучения. Избегать сложных предложений. Если необходимо, для большей ясности использовать более одного предложения. Избегать применения глаголов, допускающих разных толкований с точки зрения того, какие действия они определяют. Их следует заменять на более однозначные; выбрать небольшое число важных результатов, чем множество второстепенных (рекомендуется 5 – 10); Плохо написанный результат обучения : "В конце данного модуля, обучаемый должен будет знать правила безопасного проведения лабораторных работ. Как он это продемонстрирует?

42 При проектировании ожидаемых результатов следует предусмотреть различные уровни оценки ожидаемых результатов. Пороговый - предполагает отражение тех ожидаемых результатов, которые определяют минимальный и достаточный набор знаний и умений для решения профессиональных задач в соответствии с уровнем квалификации. Стандартный - предполагает отражение сформированных заданных компетенций, позволяющих выполнять профессиональные задачи и совершенствовать квалификационную подготовку на последующих уровнях. Эталонный - предполагает отражение приобретенных студентом компетенций, позволяющих креативно решать профессиональные задачи, самостоятельно использовать потенциал интегрированных знаний для освоения новых областей и совершенствования уровня своей квалификационной подготовки. Уточним понятие: уровни оценки ожидаемых результатов

Сочинение, эссе Экзамен-эссе Экзамен с использованием книг Задание, выполняемое дома Объективный тест Тест на множественный выбор Упорядоченный результат Оценивание деятельности Практикум Семинар, презентация Стендовые доклады Интервью Метод критических случаев Проект Рефлексивный журнал Проблемы, исследование конкретного случая Портфолио Быстрое оценивание Карты представлений Диаграммы Венна Письменная работа на 1-3 минуты Краткий ответ Письмо другу Тест восстановления (Клоуз-тест) ВИДЫ ОЦЕНИВАНИЯ

Шаг 4 продолжение Описание технологий формирования компетенции, используемых при преподавании дисциплины для достижение проектируемых результатов. СУТЬ: увеличение разнообразия используемых образовательных технологий – необходимое условие и одновременно следствие проектирования, оценивания и, главное, реализации компетентностно-ориентированных РП Компетенция Образовательная технология Мы говорим Подразумеваем

Важной становится триада : - компетенции как результат образования - образовательные технологии как способ их формирования -оценочные средства как инструмент доказательства достижения заявленных результатов образования

управленца, склонного к инновационной деятельности творческого преподавателя мотивированного студента В руках эффект от образовательной технологии может во много раз усиливаться

Деклан Кеннеди. Написание и использование результатов обучения: практическое руководство. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. – М., Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно- компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения. – М., МГУ, Проектирование ООП, реализующих ФГОСВПО. Методические рекомендации для руководителей и актива учебно- методических объединений вузов. – М.,Исследовательский центр., 2009.

«Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Позволь мне сделать и это станет моим навсегда.» « Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. сделать Позволь мне сделать и это станет моим навсегда » Древняя китайская мудрость

49 Спасибо за внимание!