Скандинавская и Германская мифология. Северная мифология (точнее скандинавская) представляет самостоятельную и богато развившуюся ветвь германской мифологии,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Скандинавская мифология. Содержание: Понятие скандинавской мифологии Поэтические особенности Эдды Представления об устройстве мира Боги и богини Мифические.
Advertisements

Англия в раннее Средневековье. План урока 1.Средневековая Англия 2. Норманны 3. Набеги норманнов 4. Борьба англосаксов с норманнами 5. Государства норманнов.
На развалинах империи Распад державы Новые опасности Ненасытные мореплаватели Норманны развиваются Презентацию составил Ученик 6б класса Маликов Данил.
Самоназвание - викинги В Европе - норманны На Руси - варяги.
Скандинавские боги Материал к уроку литературы в 5 классе Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г.Белгорода Захарова Л.Н.
ВИКИНГИ ПЛАН УРОКА 1.Скандинавия в IX – XI веках. 2.Походы викингов. 3.Походы в Исландию, Гренландию и Америку.
Мифы древней Скандинавии. Сначала не было ничего: ни земли, ни неба, ни песка, ни холодных волн. Была лишь одна огромная черная бездна. К северу от нее.
Англия в раннее Средневековье. Походы норманнов..
План урока 1. Понятие эпоса 2. Англосаксонский эпос 3. Скандинавский эпос 4. Германский эпос 5. Французский эпос 6. Испанский эпос.
Знакомство со скандинавской мифологией Урок литературы в 6 классе.
Мифы древней Скандинавии
План урока 1. Карл Великий 2. Войны в Италии и Испании, покорение саксов 3. Империя Карла Великого 4. Каролингское возрождение 5. Распад империи Карла.
Лонгфелло в 1887 году Генри Лонгфелло - американский поэт, потомок первых переселенцев в Новый Свет. В 18 лет он окончил колледж, в котором потом преподавал.
Традиционные общества Востока Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени.
Расселение франков к началу 5 века Расселение франков к началу 5 века.
Англия в 11 веке 6 класс. Перед завоеванием. В начале X в. на севере Франции появилось новое герцогство. Название «Нормандия» ясно говорило о происхождении.
Князь Рюрик (?-879). Рюрик – легендарный норманнский (варяжский) конунг (предводитель дружины), по преданию, призванный на Русь древними славянскими (новгородскими.
РЮРИК Подготовили: Пуляшкин Илья и Тохиров Элёр 10 Б класс Рюрик в композиции «Тысячелетие России» 862 – 879 гг.
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках. История средних веков 6 класс Урок 5.
Числовые суеверия Презентация Ученицы 6Г класса Лицея 179 Маловой Александры.
Транксрипт:

Скандинавская и Германская мифология. Северная мифология (точнее скандинавская) представляет самостоятельную и богато развившуюся ветвь германской мифологии, которая, в свою очередь, в основных чертах восходит к древнейшей праиндоевропейской истории. Еще недавно в науке господствовал взгляд, что почти вся скандинавская мифологическая система, выразившаяся, например, в песнях Старшей и рассказах Младшей Эдды, может и должна считаться общегерманской. Такого взгляда держался основатель германской мифологии как науки Яков Гримм; за ним пошли Вольф, Зимрок и другие, искавшие в немецких народных сказках, суевериях и т. п. подтверждения своим выводам. В настоящее время, однако, эта точка зрения может считаться опровергнутой. Сильно поколеблено также доверие к выводам так называемой сравнительной мифологии (А. Кун, Макс Мюллер), которая, пользуясь методом, выработанным на почве сравнительного языкознания, видела почти во всех германских мифологических образах отражение праиндоевропейского мифа, в наиболее чистой форме сохранившегося в мифах ведических. Выводы этой школы, не оставляя почти никакого простора мифологическому творчеству обособленных народов, предполагают для индоевропейского пранарода такую высокую степень культурного развития, какой он не имел и иметь не мог.

Воздействию между прочим и христианскому, шедшему, с одной стороны, из Северной Германии, с другой, и притом главным образом, из Англии и Ирландии. Под сильным влиянием этих воздействий языческая Скандинавия находилась до самого введения христианства (ΧΙ в.); целый ряд мифологических образов и рассказов например, мифы о Рагнарёке, т. е. гибели богов возник именно в эту пору, когда придворные певцы-скальды, к которым перешла первенствующая роль в поэзии Севера, свободно распоряжались унаследованным мифическим материалом, как материалом литературным; они внесли в него новое освещение и понимание мифа, под влиянием изменившихся культурных условий создавая новые образы богов, видоизменяя их взаимоотношения, произвольно комбинируя их между собою. Такое свободное отношение к мифическому преданию было тем более возможно, что вера в древних богов в это время была уже сильно подорвана. Литературная обработка мифологического материала продолжалась и после принятия христианства, по крайней мере в Исландии, где своеобразные культурные условия охраняли древние предания от преследований со стороны христианской церкви; но предания эти подверглись здесь еще большим искажениям, пока наконец не были приведены в систему христианским ученым Снорри Стурлусоном ( ), автором так называемой Младшей Эдды, первая часть которой представляет не что иное, как учебник мифологии для скальдов. Насколько сильно здесь было влияние чуждых начал, явствует, например, из того, что устанавливаются 12 высших божеств в параллель к 12 олимпийским богам. Сохранившись почти только в подобных поздних пересказах и обработках, скандинавский мифологический материал подлежит тщательной критической разработке; лишь по очистке его от поздних наслоений его можно привлекать к разъяснению вопросов общегерманской мифологии. В критике северной мифологии некоторые ученые (Банг, Бугге, Мейер) зашли слишком далеко, усматривая во многих скандинавских мифах лишь своеобразные обработки мотивов средневековых христианских легенд, отчасти греческих и римских мифов, проникших в Скандинавию в позднюю языческую и раннюю христианскую пору, главным образом из Англии и Ирландии, отчасти из Франции и Италии.

Пантеон германцев и скандинавов. Согласно древнегерманским представлениям, в начале мироздания лежало взаимодействие двух противоположных начал: первое из них – Муспельгейм, абсолютный верх, источник огня, света, мужское начало; второе – Нифльгейм, абсолютный низ, источник холода, женское начало. От их взаимодействия появились великан Имир и мировая корова Аудумла. Корова лизала соляные камни и создала таким образом первого бога – Бури; от него пошел род небесных богов – асов, главным из которых почитался Один, бог Солнца. Кроме него выделялись Тор, бог грома и молнии, небесный кузнец, вооруженный волшебным молотом Мьёлльниром, Тюр, бог войны, Видар, бог ремесленников-башмачников, Хед, слепой бог судьбы, Локи, бог огня. Асы во главе с Одином напали на великана Имира, убили его и из его тела создали Землю: кости стали горами, жилы – реками, живот – морем, волосы – лесом, череп – небесным сводом, мозг – облаками. Затем боги создали первых людей: из ясеня – мужчину по имени Аск, а из ивы – женщину, назвав ее Эбла. Они построили для людей город – Мидгард, чтобы защитить их от духов дикой природы, от великанов – Етунов и от карликов – цвергов, гномов и пр. Локи научил людей счету, рунам, изготавливать оружие, плести сети. На небесах боги решили построить город для себя – Асгард, для чего они вступили в договор с одним великаном; было решено вознаградить великана, если он построит Асгард за 1 год; ему были обещаны Солнце, Луна и жена Одина – Фрейя. Великан строил город с необыкновенной быстротой, перевозя огромные камни на волшебном коне. Но самая мрачная роль в будущем отводилась мировому волку Фенриру. Прорицательницы предсказали богам, что придет день, когда волк поглотит их всех. Боги устрашились и решили защититься от этого бедствия. Тор выковал прочную цепь, и боги пришли к волку, заявляя, что хотят испытать его силу и просят надеть на него цепь. Волк согласился, цепь была наброшена на него, но волк с легкостью разорвал ее. Боги пришли в еще больший страх.

Тор выковал еще более толстую и прочную цепь. Но во втором испытании Фенрир снова порвал ее. Боги были в панике, и им помогла Фрейя (по другой версии - Фригг), жена Одина. Она сплела веревку из всего, что есть на земле – из волос, жил, древесного лыка и пр. С этой веревкой боги в третий раз пришли к волку, раззадоривали его, уговаривая подвергнуться третьему испытанию. Волк отказывался, но потом согласился на условии, что Тюр в качестве гарантии положит ему в пасть правую руку. Веревка была надета на шею Фенрира, он пытался ее порвать, но тщетно, и тогда Фенрир откусил руку Тюра. Волк был привязан к скале, и боги на какое-то время обезопасили себя. У Одина и Фрейи (по иной версии - Фригг) был сын по имени Бальдр. Еще при рождении мать взяла клятвы у всего живого на земле, чтобы ничто не причинило вреда ее ребенку. Правда, Фрейя не взяла клятвы у слабого растения омелы, паразитирующего на дубе. Бальдр отличался статью, умом, рассудительностью. Однажды боги собрались на площади и до начала собрания развлекались метанием копий, стрельбой из луков в Бальдра, стоявшего по пояс раздетым и демонстрирующего неуязвимость. И здесь обо всем ведающий Локи сделал почти невесомое копье из омелы и вложил его в руку слепого бога Хеда. Тот наугад метнул копье, оно пронзило насквозь Бальдра, и сын Одина умер. Боги набросились на Локи, после долгой погони поймали его и привязали к скале; над головой Локи прикрепили ядовитых змей, от которых он должен был умереть медленной, мучительной смертью. Жена Локи пыталась облегчить страдания супруга, она собирала яд в чашу, но когда она отворачивалась, чтобы вылить из полной чаши яд, ядовитые капли падали на лицо Локи, он содрогался, и вместе с ним содрогалась земля. Однажды Локи содрогнулся так сильно, что земля раскололась, выполз мировой змей Ермунганд, который стал все сжигать огнем своего дыхания и отравлять ядом. Спали путы с мирового волка Фенрира, он открыл свою гигантскую пасть и стал проглатывать одного бога за другим. Фенрир не смог проглотить лишь Видара, бога-башмачника. Видар наступил башмаком с толстой подошвой на нижнюю челюсть волка, а руками уперся в верхнюю и порвал пасть. Были исторгнуты назад проглоченные волком Один, Тор, Тюр и другие боги.

К 800 году, когда Карл Великий был провозглашён королём франков, викинги уже накопили достаточную мощь, чтобы вскоре стать грозой Европейского континента. В 810 году они нанесли первый удар, напав на северную прибрежную область – Фризию; в 841 году они начали массированные атаки на Францию, поднимаясь на своих кораблях в долины Сены и Лауры и не получая должного отпора со стороны наследников Карла Великого. Викинги взяли Руан, а в 845 году настала очередь Парижа. Примерно в тоже время флот викингов отплыл из опорных пунктов на побережье Франции, на Юг, где викинги совершили набеги на испанские города, включая знаменитую твердыню мавров – Севилью. Набеги, особенно на Францию, продолжались на протяжении 70 годов IX века, и наконец, в 911 году король Карл Простак уступил неукротимым скандинавам провинцию, которая была названа в их честь Нормандией. Поход на Восток годы до н.э. Возможно уже в 550 году датские и шведские купцы открыли путь на восток через Балтийское море, торгуя народами, населяющими территории будущей Латвии и России, пушниной, моржовой костью и рабами. С годами они начали привозить домой из своих походов вниз по русским рекам к Чёрному морю даже в Азиювсё более экзотичные товары. По следам купцов в IX веке отправились викинги – войны, которые плыли по Днепру и Волги к югу, по дороге вступая в сражения и захватывая добычу. В 860 году мощная армия викингов на 200 кораблях приблизилась к Константинополю и штурмовала город. Отряды викингов возвращались сюда ещё не раз – в 907, 941 и 944 годах. Ещё раньше, в 862 году, погрязшие а междоусобицах славянские племена Северной Руси призвали вождя викингов Рюрика и его братьев прийти на царство и принести мир. Рюрик стал основателем скандинавской династии, представители которой, вплоть до сына Ивана Грозного, будут правиться Русью до 14 века. К концу 10 века русы, как называли скандинавов, господствовали на всей территории от Ладожского Озера до Босфора.

Британские острова 800 – 1100 годы н.э. Первые документально подтверждённые набеги викингов на Англию произошли в 793 году. Потом настала очередь Ирландии: первое из многочисленных нападений на Ирландские монастыри викинги предприняли в 795 году. Молниеносные атаки на английские и ирландские города и религиозные общины продолжались до 40-х годов IX века. К 880 году, викинги контролировали большую часть Англии,лишь юга - западное королевство Уэссекс оставалось свободным от их влияния. Средоточием мощи викингов был Йорк, где они чеканили собственную монету.В 10 веке ирландские короли вели борьбу с захватчиками, и к концу 11 века остров практически освободился от господства викингов. В Англии однако влияние скандинавов попрежнему ощущалось. Датский король Свейн Вилобородый вновь высадился здесь в 994 году, а в 1015 году сюда вернулся сын Свейна Кнут, который разгромил английскую армию и стал королем Англии.На конец, в 1066 году произошло великое вторжение норманнов (они тоже вели свой род от викингов), которые нанесли поражение королю Харольду. Атлантические аванпосты годы н.э. Мореплавателе – викинги, возможно, видели берега Исландии раньше, чем это принято думать, однако 1 экспедицию на остров с целью его колонизации возглавил норвежец Равен Флоки в 860 году н.э. по всей видимости, колония Флоки просуществовала не долго, и первое поселение было основано примерно в 880 году. Колонисты не только выжили, но и преуспели, в 930 году учредили альтинг, первый западноевропейский парламент. В 1000 году Исландия приняла христианство.

Общественное устройство в эпоху викингов отнюдь не предоставляла всех равных возможностей. Рабы, или сервы, составляли низший слой общества, хотя он вовсе не обязательно были таковыми от рождения. Банкроты, пленники, сыновья и дочери рабов, они выполняли самую грязную ручную работу на фермах своих хозяев. Их продавали и покупали, как любое движимое имущество. На следующей ступеньки общественной лестницы находились карлы или свободные крестьяне, которые нанимались на работу к землевладельцам или другим хозяевам, а иногда владели собственными клочками земли. К этому же классу принадлежали ремесленники, рыбаки, корабелы, мелкие торговцы и наёмные солдаты, предлагавшие свои услуги предводителям имевшим наибольшие шансы на успех. Владельцы больших угодий принадлежали верхушке общества, аристократий. Их называли ярлами, или князьями. Самый амбициозный из этих владетельных вождей мечтали о королевской короне. Поэтому именно аристократы и их младшие отпрыски были настоящими викингами. "Быть викингом" означало в сопровождении своих сподвижников отправиться в далёкие страны, совершить там героические деяния и вернуться домой с триумфом и богатыми трофеями. Это был своего рода трамплин, позволяющий совершить прыжок в вожди, а может быть, даже и на трон не большого королевства. С незапамятных времён землевладельцы всех категорий - от освобождённых рабов, владевших крохотными клочками земли, до ярлов, имевших огромное угодья, и даже королей, распоряжавшихся собственными наделами, - собирались на местные ассамблеи, известные под названием "дело". Там избирали местных вождей, принимали законы и установления, касающиеся собственности, кражи овец или кровной мести. Это был руководящий орган северян. Однако в моральном кодексе викингов "dergeskapur". Это понятие включает целый ряд качеств, которые считались обязательными как для общества в целом, так и - в особенности - для тех, кто мог прослыть героем в глазах своих соотечественников. Самоуважения, честь, безупречная репутация ставились пре выше всего, а строиться они могли лишь на прочном основании беззаветной верности семье и товарищам. Все стороны жизни определялись обычаем; гостеприимства и подношений, клятву и мщение, добрых дел на благо общества, таких, как строительство мостов или храмов. Вожди были обязаны демонстрировать мужество, стойкость, верность друзьям, правдивость, красноречие и тягу к жизни наряду с готовностью бесстрашно и без колебаний встретить смерть. Все эти качества и бесчисленное множество других, нашли отражение в древней скандинавской поэме "Havamal", что в дословном переводе означает "Слово Высшего". В поэме изложен весь кодекс поведения эпохи викингов, от простых нравоучений до рассуждений о подлинном смысле вечной славы.

1. В данной презентации рассмотрены основополагающие аспекты существования древнескандинавской цивилизации. 2. В общих чертах рассмотрены войны, которые вели народы Скандинавского полуострова. 3. Дано и рассмотрено такое понятие, как христианизация стан северной Европы. 4. Рассмотрены мифы народов северной Европы на примере древних германцев и скандинавов. 5. В общих чертах дана основная классификация древнескандинавского общества времен средних веков.

1. А. М. Стриннгольм Походы викингов 2. Коа И.Викинги, короли морей 3. Питер Сойер Эпоха викингов 4. Исторические интернет порталы. 5. Петрухин В. Я.Мифы Древней Скандинавии