Золотая хохлома. Посуда расписная, да еще с золотом для крестьянина была недоступна, ведь при ежедневном использовании, даже окрашенная, она долго служить.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Посуда у тебя дома Урок 3 Урок изобразительного искусства в 3 классе по программе Неменского Б.М.
Advertisements

Хохлома́ старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Искусство Хохломы Золотая Хохлома Савцова И.И.. Один из народных промыслов России.
Х ОХЛОМА С ОДЕРЖАНИЕ Легенда о том, как пришла на волжскую землю хохлома. Что такое хохлома? Виды хохломской росписи. «Верховое» письмо. «Фоновая» роспись.
Презентация для урока по изобразительному искусству в 6 классе ГБОУ С(К)О школы-интерната 8 YIII вида на тему «Золотые узоры хохломской росписи» Учитель.
Хохлома Хохлома старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. деревянной Хохлома представляет собой декоративную.
Народные промыслы России Хохлома Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго.
Хохломская роспись. История возникновения хохломской росписи Хохломская роспись по дереву, русский народный художественный промысел. Возник во 2-й половине.
Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго мастера доброго.
Учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ 1 с углубленным изучением отдельных предметов им. Ю. Н. Янова г. Вязьмы Смоленской области Александров Николай.
Хохломская роспись, русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Название происходит от села Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях.
Хохлома старинный русский на родный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.русскийна родный промыселXVII векеНижнего Новгорода.
Изобразительное искусство и декоративно- прикладное творчество. Золотая хохлома.
Удивляя, прорастая, Как то празднично жива Молодая, непростая, Черно – красная трава. Листья рдеют, не редея От дыхания зимы. Входим в царство Берендея-
Удивляя, прорастая, Как то празднично жива Молодая, непростая, Черно – красная трава. Листья рдеют, не редея От дыхания зимы. Входим в царство Берендея-
У красы точёной Сарафан парчовый, По волнам узоров Яхонты горят. Что за чародеи Хохлому одели В этот несказанный Праздничный наряд.
История промысла Золотая хохлома - яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел.
Золотая Хохлома. Жемчужины русских промыслов Народные промыслы России.
Удивляя, прорастая, Как то празднично жива Молодая, непростая, Черно – красная трава. Листья рдеют, не редея От дыхания зимы. Входим в царство Берендея-
... У красы точёной - сарафан парчёвый По волнам узоров яхонты горят. Что за чародеи Хохлому одели В этот несказанный праздничный наряд? Роспись хохломская.
Транксрипт:

Золотая хохлома

Посуда расписная, да еще с золотом для крестьянина была недоступна, ведь при ежедневном использовании, даже окрашенная, она долго служить не могла. Вот и встала перед мастерами задача сделать посуду такой, чтобы она была не хуже боярской – золотой, но чтобы пользоваться ей могли и крестьяне. Народная смекалка и изобретательность эту задачу решили. Так появилась посуда с хохломской росписью. Листья реют, не редея От дыхания зимы: Входим в царство Берендея – В мир волшебной Хохломы.

Отличительная особенность хохломской посуды в том, что все изделия вытачивались из дерева - липы или осины. Но прежде чем нанести рисунок, посуду покрывают серебристым по цвету оловянным порошком, пишут по нему красками, потом покрывают все слоем специально сваренной олифы и ставят в протопленную вычищенную печь калить. И еще несколько раз покрывали и калили, что серебристое казалось уже золотым и светилось. Посмотри, какой декор! Здесь посуда знатная Складная да ладная Она повсюду славится, Она и вам понравится!

Так, по раскопкам Древнего Новгорода видно, что уже в XI-XII веках те же миски блюда служили нашим предкам обыденной посудой. Наибольшим спросом пользовались ложки, т.к. они индивидуальны и быстро изнашивались.

Для "травного" орнамента характерно сочетание рисунка, выполненного красным и черным цветом с золотой поверхностью фона. Его мотивы исполняются легкими удлиненными мазками, напоминающими стебли трав. У каждой травинки есть свое название. Существует три основных вида хохломского орнамента: а) верховое "травное" письмо; б) роспись «под фон»; в) «кудрина».

Разновидностью "травного" письма является роспись "под листок" Здесь уже вводится зеленый и желтый цвета, при рисовании листочков, и красный традиционный при рисовании ягод (малины, рябины и т.д.)

Все элементы орнамента располагаются на основном "завитке" (или стебле, веточке). Плавной линией начинаем вести "усик" слева направо, закругляем, второй "усик" ведем так же неотрывно, и кончик снова закругляем, и т.д. В орнаменте ритмично чередуются "травинки", "завитки" и "кустики". "Травинки" разной формы располагаются на "завитке"-стебле так же ритмично. На последнем этапе прописываются "носочки" и "капельки". Посмотрите, как элементы "усик" и "завиток" придают мягкость и пышность травному орнаменту.

Росписи "под фон" свойственно сочетание золотистых силуэтов орнамента с закрашенной поверхностью фона. При ее исполнении сначала наносят контурные очертания рисунка, а затем закрашивается окружающий фон. Заканчивая роспись, мастер разживляет штрихами силуэтные формы листьев, цветов, плодов, в конце выполняет вокруг стеблей легкие "травные прописки".

Рисунок "кудрина" является разновидностью росписи "под фон". Для него также характерны золотые силуэты, окруженные цветным фоном, в основном красным или черным. Этот орнамент отличается своеобразным узором, в котором рисунок листьев, цветов, плодов отличается и составлен из округлых кудреватых завитков.

. Промысел берет свое начало в XVII веке. И знания, умения, опыт передавались из поколения в поколение. И, пожалуй, самым известным и прославленным потомственным мастером является Степан Павлович Веселов – мастер "травного" орнамента.

Внимательно смотрите и слушайте, какие напутствия давал мастер Степану Веселову, когда тот только начинал постигать секреты Хохломы: "Только ты, Степанка, пиши травку пузастенькую, нажим в середине делай! Худая осочка не басков смотрится" и т.д. Сам Веселов говорил: "Учись у стариков, да у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество!"