Задание А 2 Правописание безударной гласной в корне слова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Правописание гласной в корне» чтобы не ошибиться необходимо: 1)определить, какой это безударный гласный: проверяемый ударением, непроверяемый, чередующийся;
Advertisements

Корни с чередованием Задание А 5. Корни, в которых правописание гласной зависит от ударения 1)ГАР-ГОР (под ударением пи­шется А, без ударения О) ЗАГАР.
Дистанционное обучение Трудные вопросы орфографии Занятие 3 Безударные гласные.
Правописание слов с чередующимися гласными в корнях.
Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Презентацию подготовила обучающаяся 10 А класса муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 289 с углублённым изучением.
Гласные в корне. Гласные в корне. проверяемыенепроверяемые чередующиеся.
Орфограммы корня: Очарование – чары Питание – подпитывать Портфель директор Собирать - соберу.
Чередование гласных в корнях слов 5 класс. Корни с безударными гласными 1. Если безударные гласные в корне проверяются ударением, то следует: - определить.
Русский язык в таблицах и схемах Гласные -а-о, -е-и в корнях с чередованием Часть 1.
1. Видеть чередующиеся гласные А13 Проверяемая безударная гласная 1. Видеть чередующиеся гласные Бер//бира Пер//пира Дер//дира Тер//тира Чет//чита Мер//мира.
Корни с чередованием Материал для уроков в 5-6 классах.
Чередование гласных в корнях слов Бер-бир, пер-пир, мер-мир, стел-стил, дер-дир тер-тир,блест-блист и др. И Если после корня есть суффикса а Выбирать.
Презентация по теме: «Чередующиеся гласные в корне».
Чередование гласных в корне. Вставьте пропущенные буквы Аб_туриент, ад_оптация, инв_юстиции, асс_цитация, в_кансия, к_нт_агент, ут_эпический, ан_логия,
Урок русского языка 6 класс. И где бы ни был я далёко, В минуты грусти вижу я Любимые места родные – Всё это – Родина моя… Заварзина Н., 13 лет.
Чередование согласных и гласных в корнях. Чередование звуков в корнях Гласные Согласные Сочетание звуков.
Безударная гласная в корне проверяемая непроверяемая чередующаяся проверочное слово проверочное слово слово +значение словарь.
Безударные гласные в корне слова Интерактивный плакат Пермский край, Куединский район, с. Большой Талмаз, МОУ «Большеталмазская ООШ», учитель русского.
Транксрипт:

Задание А2 Правописание безударной гласной в корне слова

Проверяемая ударением Непроверяемая ударением чередующаяся носить – н Оша уплотнение – пл Отно глотать - гл Отка п Алисадник б АтАльон Асфальт зам Ирать – зам Ер р Астение – зар Осли пол Ожение – пол Агаться и т. д. Орфограммы-гласные корне О-Ё после шипящих в корне И-Ы после Ц чЁрточка – ч Ерта шЁл – шедший ш Орох ш Ов капюш Он ц Ирк ц Итата Исключения: ц Ыган на ц Ыпочках ц Ыплёнку ц Ыкнул: «ЦЫц!»

Корни с чередованием надо выучить! Условия выбора гласных Корень 1. Выбор зависит от ударения -гар – гор- : без ударения О клон –клан: без ударения О зар – зор-: без ударения А твор – твар: без ударения О угар, подгореть, загоревший Исключение: изгарь кланяется, поклон, наклонился зарево, зорька Исключение: зоревать творец 2. От согласной, стоящей после корня - лаг – лож- - скак – скоч- - раст- ращ- рос- слагаемое, сложение скакать, выскочить Исключение: скачок, скачу растение, выращенный, росли Исключение: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль 3. От лексического значения -мак – мок- мак- ( погружать в жидкость) мок-(пропускать жидкость) -ровн-равн- -ровн- одинаковый -равн- прямой, гладкий Обмакнуть перо непромокаемый плащ уравнение заровнять Исключение: уровень, ровесник

Корни с чередованием надо выучить! Условия выбора гласных Корень 4. От суффикса -А- после корня -бер – бир- - дер – дир- -мер – мир- -пер – пир- -тер – тир-- -блест – блист- -жег – жиг- -стел – стил- -чет – чит-- -кос – кас- -а(я) – ин- -а(я) – им- выберешь – выбираешь выдернуть – выдираешь замер – замирать запер – запирать вытер – вытирать блестящий – блистательный выжег – выжигать постелить – постилать вычет – вычитать Исключения: сочетать, сочетание, чета коснуться – касание поднять-поднимать начать-начинать

Из предложений 1819 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне? (18)Теперь она не будет ни спать, ни есть. (19)Я должен немедленно доказать ей, что «предполагаемый диагноз» предположили напрасно, что всё будет хорошо, сказал приезжий. предпо ЛАГаемый, предпо ЛОЖили

Из предложений 10 – 11 выпишите слово с чередующейся гласной в корне? (10)Кинтель, конечно, не собирался выступать, талантов у него не было. (11)И этот «детский праздник на лужайке» его мало интересовал. со БИРался

Из предложения 9 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне? (9)А кругом пар вырывается клубами из отворяемых поминутно дверей лавок и трактиров и сливается в общий туман, конечно, более свежий и ясный, чем внутри трактиров и ночлежных домов, дезинфицируемых только махорочным дымом, слегка уничтожающим запах прелых портянок, человеческих испарений и перегорелой водки. пере ГОРелой

Из предложений 1013 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения корня? (10)Скоро они наберут силу, зашумят на ветру... (11)А вот буль­дозеры наворотили кучу земли: ровняют площадку. (12)Пока вал не убрали, здесь удобно прятаться. (13)А потом, наверное, поса­дят кусты, поставят спортивные снаряды... РОВНяют

Из предложений 20 – 28 выпишите слово с непроверяемой безударной гласной Е в корне? (20)Ещё минута сомнений – и послышалось знакомое щебетание: мать была рядом. (21)Картина, которую я увидела через минуту, ошеломила меня: мать присела рядом с вымокшим испуганным птенцом и прикрыла его крылом. (22)Так, почти неподвижно, они просидели в траве, пока не закончился дождь. (23)Потом выглянуло солнышко. (24)Снова уроки передвижения, кормёжка... (25)А к вечеру, когда птенец совсем уже распрыгался, его сообразительная мать присела на низкие перила крыльца и стала, как мне показалось, призывать своё чадо забраться туда же. (26)Но как? (27)Он ведь не летал. (28)Прыжок, ещё прыжок... п Ерила

Из предложений 1 – 15 выпишите слово с чередующейся гласной в корне? (9)Единственное, что раздражало композитора, – это скрипучие половицы. (10)Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. (11)Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами. (12)Если удавалось пройти так, чтобы ни одна из них не скрипнула, Чайковский садился за рояль и усмехался. (13)Неприятное осталось позади, а сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля. (14)На любую клавишу отзовутся тончайшим резонансом сухие стропила, запоют двери и старушка люстра, потерявшая половину своих хрусталей, похожих на дубовые листья. про БИРался

Из предложений 9 – 14 выпишите слова с чередующейся гласной в корне? (9)Он давал крупные пожертвования на инвалидов, на голодающих в России, посылал старым друзьям в Москву и в Петербург множество посылок, устраивал ежегодный концерт в Париже в пользу русских студентов. (10)И при этом Рахманинов, делавший всегда рекордные сборы, во всем мире собиравший переполненные аудитории, страшно волновался и перед каждым благотворительным концертом просил: (11)– Надо что-то в газете написать... (12)А вдруг зал будет не полный? (13)– Что вы, Сергей Васильевич? (14)– Нет, все может быть, все может быть... со БИРавший, благо ТВОРительным

Из предложений 12 – 18 выпишите слова с чередующейся гласной в корне? (12)Один говорил: (13)– Кто смеет приказывать мне? (14)Перед кем склоню я голову и на кого не выпущу когтей? (15)Я сломаю все запоры, я пробегу неизмеримые пространства и достигну моей далекой родины – тихой пустыни. (16)Там, где газели, которыми я полакомлюсь, пьют у ручья, где и я утолю свою жажду, меня ждут, нежась на раскаленном песке, прекрасные молодые львицы с шелковистой шерстью, с глазами, горящими зеленым огнем. (17) Я испущу радостный крик любви, и на мой зов откликнется та, которая любит меня. (18)Мы пойдем с ней вдвоем по обширной пустыне, опаляемые солнцем, счастливые, свободные. с КЛОНю, ГОРящими

Из предложений 8 – 11 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне? (8)Условия, в которых приходилось держать оборону, были невыносимые, и о том, как тяжело приходилось нашим бойцам, я узнал много позже из рассказов отца и его сослуживцев по медсанбату. (9)Тяжелораненых бойцов с «пятачка» необходимо было переправлять в ленинградские госпитали. (10)Единственной возможностью сделать это был путь по льду через Финский залив и только длинной зимней ночью, чтобы гитлеровцы, находившиеся по берегам залива, не смогли заметить тех, кто в темноте пробирался в блокированный город. (11)Они знали, что этот опасный путь был единственной ниточкой, связывавшей плацдарм с Ленинградом, и постоянно простреливали возможную трассу. про БИРался

Из предложений 23 – 27 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне? (23)Во многом способствовала моему увлечению книгами и жена моего дяди Пети, Любовь Федоровна, которую в семье все звали Люсей. (24)Тетю Люсю я запомнил всегда читающей. (25)Мне казалось, что она знает о литературе все. (26)Видимо, это у нее было наследственное: ее отец когда-то был владельцем букинистического магазина. (26)На меня ее знания о книгах производили большое впечатление: о чем бы я ее ни спрашивал, какую бы книгу ни называл, оказывалось, что она ее или прочитала, или знает о ней, и я брал много книг у нее. (27)При этом она строго следила за тем, что я выбираю в ее домашней библиотеке, и говорила назидательно: «Нет, это тебе еще рано читать, возьми лучше эту книгу». вы БИРаю

Из предложений 25 – 28 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне? (25)Начало быстро светать. (26)Звезды бледнели, как бы уходили от земли в глубину неба, и неожиданно над головой, на огромной высоте, загорелось нежным розовым светом одинокое облачко, похожее на пух. (27)Там, в вышине, уже светило летнее солнце, а на земле еще стоял сумрак, и роса капала с белых зонтичных цветов дягиля в темную, настоявшуюся за ночь воду.(28)Мерин опустил голову к самой земле, из его глаз выкатилась одинокая старческая слеза, и он уснул. за ГОРелось

Из предложений 4 – 9 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне? (4)В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали елку. (5)По этому случаю взрослые отправили меня на улицу, чтобы я раньше времени не радовался елке.(6)Я никак не мог понять, почему нельзя радоваться раньше какого-то твердого срока. (7)По-моему, радость была не такая частая гостья в нашей семье, чтобы заставлять нас, детей, томиться, дожидаясь ее прихода.(8)Но как бы там ни было, меня услали на улицу. (9)Наступило то время сумерек, когда фонари еще не горели, но могли вот-вот зажечься, и от этого «вот-вот», от ожидания внезапно вспыхивающих фонарей у меня замирало сердце. ГОРели, за МИРало

Из предложений 1 – 3 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне? (1)В детские годы мои мне часто приходилось в ранних зимних сумерках возвращаться домой, и на некрутом углу двух этих улиц я оказывался как раз в момент зажигания вечерних фонарей. (2)Сначала на окраине улицы редко, на больших расстояниях друг от друга, стояли некрасивые, по-моему даже еще не металлические, а деревянные столбы, увенчанные наверху простодушными, вовсе архаического и провинциального вида, стеклянными домиками, в виде поставленных на меньшее основание четырехгранных усеченных пирамид, сверху прикрытых такими же четырехгранными железными крышами. (3)В каждом таком «скворечнике» была неприглядная керосиновая лампочка с узким стеклом- фонарем; точно такие же лампы продавались в керосиновых и посудных лавках на общую обывательскую потребу. за ЖИГания

Из предложений 78 выпишите слово(-а) с чередующейся гласной в корне? (7)Там, где недавно, ещё на моей памяти, были болота, теперь асфальтированные улицы, прямые, широкие. (8)Исчезают нестройные ряды устарелых домишек, на их месте растут новые, огромные дворцы. РАСТут

Из предложений 13 выпишите слово(-а) с чередующейся гласной в корне? (1)Я шёл лесом, затоптанным, побитым, обшарпанным, в петлях троп и дорог (2)Всюду по лесу чадили костры и возле них валялись наехавшие из города труженики. (3)Разгоняя гиподинамию, горожане рубили, пилили, ломали, поджигали лес, притомились уже и загорали под солнцем. под ЖИГали, за ГОРали

Из предложений 1-6 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.? (1)Существуют неписаные и писаные правила поведения людей, хорошего тона. (2)Соблюдение или несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру человека. (3)Придерживаясь их, человек ведёт себя соответствующим образом на работе, в школе, театре, на улице и дома. (4)Но с теми же людьми происходит странная вещь, когда они попадают в лес, на природу. (5)Почему-то считается, что здесь не нужны никакие правила (6)Лес очень ранимое существо, и правила поведения в нём должны быть строгими. с ЧИТается

Из предложений 1213 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне? (12)Возникает крамольная мысль, что вначале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы. (13)И только переняв у природы звук, человек сложил из него слово. с ЛОЖил

Из предложений 14 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне? (1)Наверное, оскомину набила фраза, что любовь к большой Родине начинается с любви к родине малой: своему городу, улице, переулку двору, дому. (2)Но это святая правда, которую все знают умом, но далеко не все ощущают жаром и болью сердца. на ЧИНается

Из предложений 13 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне? (1)Он наклонился и взял с земли забрызганный грязью купол, перебросил его через плечо. (2) Этот жест означал, что не всё ещё потеряно, что парашют, сделанный из наволочки, может ещё пригодиться. (3) – Пока, - сказал он и быстро зашагал обратно. на КЛОНился

Из предложений 4-7 выпишите слово с непроверяемой безударной гласной в корне? (4)Баба Настя спросила: (5) – Чего надо-то? (6) Стоявший впереди других скуластый мальчишка тут же отозвался: (7) – Реликвии войны есть? (8) Мы собираем музей Великой Отечественной войны, у вас, может быть, фотографии, награды есть? реликвии

Из предложений 811 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне? (8) Что открылось их глазам. Я так и не узнал и до сих пор не знаю, потому что я потерял в лесу свою книжку. (9) Я заметил потерю в тот момент, когда мы взбирались на железнодорожное полотно. Чтобы идти обратно к станции. (10) – Эх, теря-растеря, - сказал Васька, усаживаясь на холодный рельс. (11) – Ты посмотри, может. Она под грибами лежит? вз БИРались