Лекция 7. Международная торговля товарами и услугами. 7.1. Современная мировая торговля и ее показатели. Анализ изменений в международной торговле, в том.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВТО: оценка роли в регулировании мирового хозяйства.
Advertisements

Нетарифные ограничения международной торговли. Выполнила: Кузьмина Наталия гр.6071.
1 Тема 3. Национальное и международное регулирование торговли.
ВВЕДЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ РЫНКОВ.
Всемирная торговая организация: принципы и направления деятельности Турбан Галина Владимировна зав. кафедрой международного бизнеса Белорусский государственный.
Мировая экономика. Что такое мировая экономика Совокупность экономик отдельных стран, связанных между собой системой международных экономических отношений.
Мировая торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами. Регулирование с помощью государства с помощью международных.
Внешнеэкономическая деятельность Компенсационные пошлины. Экспортные субсидии.
Презентация По дисциплине: «Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности» На тему: «ГАТТ/ВТО как законодательная и институциональная основа.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности ГБОУ СПО Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Преподаватель.
Основы государственного регулирования ВЭД в РФ. План: Классификация видов и форм ВЭД Методы и приемы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности ГБОУ СПО Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Преподаватель.
1 Развитие торговли и торговая политика Кыргызской Республики.
Мировая экономика Основные задачи подтемы: раскрыть значение интеграции отдельного государства в мировую экономику как фактора его экономического развития;
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЕС 1951 Г. – СОЗДАНИЕ ЕОУС ГГ. – СОЗДАНИЕ ТАМОЖЕННОГО.
1 Республика Казахстан, 2009 г. О процессе формирования Таможенного союза.
Глава 5. Экономика мира 31. Международная торговля.
ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ ФИНУНИВЕРСИТЕТА ПРИЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ «Причины создания Всемирного торговой организации» Выполнила студентка: Бондаренко Полина Форма обучения:
Особенности правового регулирования внешнеэкономической деятельности в ВТО. Механизмы разрешения споров. Т. Сидорова, к.ю.н, зав.кафедрой международного.
Сущность и виды торговой политики Интересам любой страны отвечает политика свободной торговли. Правительства всех стран вводят различные ограничения на.
Транксрипт:

Лекция 7. Международная торговля товарами и услугами Современная мировая торговля и ее показатели. Анализ изменений в международной торговле, в том числе и на современном этапе, предполагает рассмотрение двух аспектов: 1. Темпы роста международной торговли в целом (экспорта и импорта) и относительно роста производства; 2. Сдвиги в структуре товарной (соотношение основных групп товаров и услуг) и географической (доли регионов, групп стран и отдельных стран).

Особенности современной мировой торговли. 1. Наблюдается стабильный и постоянный рост мирового внешнеторгового оборота, превышающий темпы роста ВВП. Мировая торговля и ВВП, гг.

ВВП и торговля товарами по регионам, , % изменения за год

Это убедительно свидетельствует о том, что все страны все сильнее втягиваются в систему международного разделения труда. Мировой экспорт вырос более чем втрое, увеличившись с 2 трлн долл. в 1980 г. до 9123,5 трлн долл. в 2004 г. Это означает увеличение объема экспорта более чем на 70% за 1980-е годы и более чем на 33% - за первую половину 1990-х годов. Близки к этим цифрам и показатели импорта. Показатель (млрд. долл.) Товарооборот ,8 Экспорт ,5 Импорт ,3

В 2005 г. темпы роста ВВП замедлились (практически по всем регионам мира). Особенно низки в ЕС (половина от США). Япония при этом сумела сохранить высокую деловую активность. 2. Рост цен на нефть и другие сырьевые товары оказывает значительное влияние на мировой экономический рост, на мировые потоки экспорта и импорта, на распределение долей отдельных отраслей в торговле. Однако в отличие от предыдущих нефтяных кризисов, подорожание нефти в гг. не вызвало сильного роста цен на другие, прежде всего промышленные, товары.

Импортные цены на основные группы товаров в отдельных странах, 2005 г., %-е изменение за год.

Доля топливно-энергетических товаров и других полезных ископаемых в мировом экспорте товаров, г., %

3. Секторальное распределение мировой торговли товарами: - основная доля приходится на торговлю готовыми промышленными изделиями (65-75%), - продукция добывающей промышленности (16-17%), - сельскохозяйственная продукция (9-17%). Характерными стали и опережающие, достаточно высокие темпы расширения торговли готовыми промышленными изделиями, а в них - машинами и оборудованием, еще более высокие темпы роста торговли продукцией средств связи, электро- и электронной техники, компьютерами и т.п. Еще быстрее расширялся обмен комплектующими, узлами к агрегатам, поставляемыми в порядке производственной кооперации, в рамках ТНК. И еще один феномен динамики - ускоренный рост международной торговли услугами.

Доля сельскохозяйственной продукции в мировом товарном экспорте, 1950 – 2005 г., %, средний за период.

Мировой экспорт товаров (merchandise) и коммерческих услуг (commercial services), стоимость в млрд. долл. и ежегодное изменение в %.

Т.о., в товарном обмене мировой внешней торговли вырисовывается очевидная тенденция роста доли готовых изделий, на которые приходится более 70% мировой торговли. Оставшаяся доля делится приблизительно поровну между сельскохозяйственным экспортом и добывающими отраслями. 4. Географическая структура мирового внешнеторгового обмена остается практически неизменной за последние лет: сохраняется доля основных групп развитых, развивающихся и бывших социалистических стран. В первом случае она составляет около 70-76%, во втором % и для последней группы этот показатель не превышает 6-8%. 4. Географическая структура мирового внешнеторгового обмена остается практически неизменной за последние лет: сохраняется доля основных групп развитых, развивающихся и бывших социалистических стран. В первом случае она составляет около 70-76%, во втором % и для последней группы этот показатель не превышает 6-8%.

Доли регионов мира в мировой торговле товарами, %.

Доли регионов мира в мировой торговле услугами, %.

Мировая торговля товарами по регионам и отдельным странам, 2005 г., (млрд. долл. и % ежегодного изменения).

Наряду с товарами большой сектор мировой торговли охватывает рынок услуг. В него входят самые различные виды деятельности, в том числе: услуги, связанные с внешней торговлей, которые включают дополнительные издержки по товарам, морскому и другому транспорту и страхование; услуги, связанные с внешней торговлей, которые включают дополнительные издержки по товарам, морскому и другому транспорту и страхование; услуги, связанные с обменом технологией, в число которых можно включить капитальное строительство, техническое сотрудничество, управленческие услуги; услуги, связанные с обменом технологией, в число которых можно включить капитальное строительство, техническое сотрудничество, управленческие услуги; путешествия, в которые входят поступления и доходы по туризму и деловым поездкам; путешествия, в которые входят поступления и доходы по туризму и деловым поездкам; банковские расходы, лизинг, платежи, связанные с доходами на капитал; банковские расходы, лизинг, платежи, связанные с доходами на капитал; заработная плата и другие трудовые доходы (сюда относятся заработная плата, выплачиваемая иностранным рабочим, а также вознаграждения и социальные пособия). заработная плата и другие трудовые доходы (сюда относятся заработная плата, выплачиваемая иностранным рабочим, а также вознаграждения и социальные пособия).

По оценкам некоторых специалистов, к концу 1980-х годов услуги достигли 70% объема мирового ВВП, однако лишь малая часть их была вовлечена в мировую торговлю. В последнее время их доля и роль в международном обмене существенно возросли, прежде всего за счет новых видов, а число их видов во внешней торговле превышает 600. Согласно Международной стандартизованной промышленной классификации ООН услуги относятся к так называемым неторгуемым товарам, т.е. к таким, которые потребляются в той же стране, где произведены, и не перемещаются между странами.

Услуги составляют шесть групп (49 категории официальной классификации товаров международной торговли): коммунальные услуги и строительство; коммунальные услуги и строительство; оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы, туристские базы и кемпинги; оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы, туристские базы и кемпинги; транспортировка (поездки), хранение и связь, финансовое посредничество; транспортировка (поездки), хранение и связь, финансовое посредничество; оборона и обязательные социальные услуги; оборона и обязательные социальные услуги; образование, здравоохранение и общественные работы; образование, здравоохранение и общественные работы; прочие коммунальные, социальные и личные. прочие коммунальные, социальные и личные. В особый вид услуг, вовлекаемых в международный обмен, все больше выделяются информационные и консалтинговые услуги.

В силу особенностей услуг как объекта торговли, в том числе международной (нематериальность, отсутствие до момента сделки, невидимость перемещения и т.д.), они почти не пересекают таможенную границу, а значит, не могут фиксироваться таможенными службами. Предоставление услуги иностранному партнеру во многих случаях предполагает территориальную близость поставщика к потребителю и обычно осуществляется через учреждения коммерческого присутствия (дочерние компании, филиалы, представительства и т.д.) в той стране, где существует (или возможен) спрос на данную услугу. Другой вариант - перемещение потребителя услуги (покупателя) в страну размещения учреждения или предприятия, ее предоставляющего (к примеру, туризм, лечение, образование за рубежом и т.д.).

С учетом этого ГАТС классифицирует международную торговлю услугами по способам их поставки (предоставления) на: трансграничную торговлю; трансграничную торговлю; перемещение потребителя в страну предоставления услуги (потребление за рубежом); перемещение потребителя в страну предоставления услуги (потребление за рубежом); учреждения коммерческого присутствия в стране оказания услуги («коммерческое присутствие»); учреждения коммерческого присутствия в стране оказания услуги («коммерческое присутствие»); временное перемещение поставщика услуги физического лица в другую страну для оказания услуги (перемещение физических лиц). временное перемещение поставщика услуги физического лица в другую страну для оказания услуги (перемещение физических лиц). По данным статистики, в 2003 г. из всего объема международной торговли услугами в 1,79 трлн. долл. на первый из названных способов приходился 41%, на третий – 38%, а второй и четвертый соответственно 20% и чуть более 1%.

Международная статистика свидетельствует о том, что торговля услугами - один из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства. Как показывают данные МВФ, общий объем услуг составил в 2003 г. 19,5% общего мирового экспорта, причем этот объем имеет тенденцию роста. Услуги растут более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста потребовалось всего лишь 7-8 лет по сравнению с 15 годами, которые были необходимы для аналогичного увеличения объема экспорта товаров. Особенно быстро растет доля услуг, предоставляемых частными фирмами; за этот период она выросла в 2,5 раза. По мнению ряда ученых, официальная статистика платежного баланса, в которой указывается ежегодный оборот по статье «услуги», не может дать точного представления о масштабах международной торговли услугами, и они оказываются заниженными на 4050%.

Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых стран. На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. Доля первой пятерки составляет более 50% экспорта. При этом на четыре страны: США, Великобританию, ФРГ, Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг. Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами; сказанное выше, однако, не исключает, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма.

Россия, другие страны СНГ обладают потенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг (организуют морские перевозки), но их широкому экспорту мешает слабая материально-техническая база и недостатки хозяйственного механизма. Западноевропейские страны высокое качество своих услуг дополняют применением широкого спектра ограничений на использование иностранных услуг, в том числе и из стран СНГ. Наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, за ней следуют Великобритания, ФРГ и Норвегия. Судоходство составляет 50% экспорта услуг этих стран. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США, за ними идут Великобритания, Франция. Они же лидируют и в сфере иностранного туризма. Большой объем туристических услуг оказывают Франция, Италия, Канада, Швейцария, где туризм приносит 4050% экспортной выручки.

Для Турции, Испании и ряда средиземноморских государств большое значение имеет экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на заработки.

Мировая торговля коммерческими услугами по регионам и отдельным странам, 2005 г., (млрд. долл. и % ежегодного изменения).

7.2. Внешнеторговая политика. Инструменты регулирования внешней торговли. Современная торговая политика государств отличается развитием и противоборством двух тенденций - протекционизма и либерализации е годы - преобладали тенденции к либерализации (уменьшение величины таможенных пошлин, сокращение использования валютных и количественных ограничений) е годы - волна «нового» протекционизма. Протекционизм – это экономическая политика, проявляющаяся в целенаправленном ограждении внутреннего рынка страны от проникновения на него иностранных товаров, путем установления высоких пошлин на ввозимые в страну товары или запрещения ввоза товаров. Протекционизм – совокупность мер по защите внутренней экономики с помощью тарифов, квот и других ограничений.

По сути, под протекционизмом понимают политику, направленную на защиту национальной экономики от иностранной конкуренции. Действует по двум аспектам: - ограничение доступа на внутренний рынок иностранных конкурентов; - оказание помощи внутренним производителям Это определяет многообразие причин и инструментов протекционизма. Это определяет многообразие причин и инструментов протекционизма. Неопротекционизм – это ограничения на международную торговлю, вводимые государством в дополнение к традиционным формам ограничений нежелательного импорта товаров. Неопротекционизм – это административные, финансовые, кредитные, технические и прочие барьеры, серьезно затрудняющие свободное передвижение товаров через границы государства.

Основные черты современного протекционизма 1. Внешнеэкономическая политика развитых и относительно благополучных развивающихся стран направлена не только на ограждение от конкурирующего импорта, но, прежде всего, на укрепление позиций национальных производителей за рубежом и масштабную экспортную экспансию. 2. Современный протекционизм выражается в стремлении воздействовать на условия производства за рубежом. 3. Повышается значение таких международных регулирующих организаций, как ВТО, МВФ и Всемирный банк, и национальное государство постепенно утрачивает возможность полного контроля и управления на собственном экономическом пространстве.

4. Протекционизм получает специфический региональный характер. Политика протекционизма выходит на более высокий уровень интеграционных образований, тарифные и нетарифные ограничения во внутренней торговле регионального блока устраняются, а по отношению к третьим странам дискриминационное воздействие торговых барьеров сохраняется, и даже становиться более эффективным. 5. Протекционизм реализуется преимущественно с помощью нетарифных ограничений. Но, несмотря на то, что роль таможенного тарифа значительно снизилась, на практике современные ограничительные барьеры эффективно сочетаются с инструментами традиционного протекционизма - таможенными пошлинами и количественными ограничениями.

Основные инструменты реализации политики протекционизма. Таможенная пошлина - денежный сбор, или инструмент административно-количественного регулирования импорта, взимаемый государством через сеть таможенных учреждений с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими таможенной границы страны. Таможенный тариф - перечень товаров и система ставок, по которым они облагаются пошлинами; классическое средство общегосударственного экономического управления импортными и экспортными потоками. Таможенный тариф - установленный на законодательном уровне систематизированный свод таможенных пошлин на товары, пропускаемые через границу данного государства.

Виды ставок таможенных пошлин: А. По способу взимания - адвалорная (от лат. ad valorem – со стоимости) – взимается с таможенной стоимости товара Обувь - «20 % от таможенной стоимости» Обувь - «20 % от таможенной стоимости» - специфическая – фиксированная ставка по физическому показателю (за кг., тонну, другое количество) - специфическая – фиксированная ставка по физическому показателю (за кг., тонну, другое количество) Обувь - «3 евро за 1 пару» Обувь - «3 евро за 1 пару» - Смешанная – включает в себя «вилку» из адвалорной и специфической пошлины, при этом рассчитываются обе пошлины и взимается наибольшая из них Обувь - «20% от таможенной стоимости, но не менее 3 евро за 1 пару». Обувь - «20% от таможенной стоимости, но не менее 3 евро за 1 пару». Чаще всего в мировой практике используются адвалорные пошлины Чаще всего в мировой практике используются адвалорные пошлины

Б. По экономическому содержанию - Преференциальные - ввозные для некоторых товаров из определенных стран; - Льготные - вводимые для отдельных стран с целью поощрения импорта каких-либо товаров; - Специальные защитные - дополняющие основные ввозные пошлины при резком росте импорта и существенной угрозе позициям национальных производителей; - Компенсационные - используемые в случае, если на импортируемые товары давались государственные субсидии при их производстве или экспорте страной- экспортером; - Антидемпинговые - применяемые для противодействия импорту из тех стран, чьи производители «демпингуют» - поставляют товар на наш рынок по цене, более низкой, чем на рынки третьих стран. «По экономическому содержанию» выделяют еще ряд видов пошлин, но на них не стоит обращать внимание!

Преференциальные пошлины развитых стран для товаров развивающихся государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) Общую систему преференций. В аналитических целях используют также: Среднеарифметическую ставку таможенного тарифа (simple average tariff) Среднеарифметическую ставку таможенного тарифа (simple average tariff) Средневзвешенную ставку таможенного тарифа (weighted average tariff) Средневзвешенную ставку таможенного тарифа (weighted average tariff) Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС) международные правила классификации и статистической информации по товарам, поступающим во внешнюю торговлю. Включает подробный многоцелевой перечень ввозимых и вывозимых товаров, распределенных по специальной классификационной схеме.

Уровни таможенных пошлин в развитых и развивающихся странах

Федеральная таможенная служба РФ планирует в период с 2008 по 2010 год осуществить последовательное снижение средневзвешенной ставки таможенного тарифа с нынешних 12,9% до 11,5%. Таможенный тариф по товарам сельскохозяйственной группы планируется снизить в этот период с 18,6% до 18%, а по товарам промышленной группы – с 10% до 7,6%. ФТС также будет осуществлять дальнейшее снижение или обнуление импортных пошлин на прогрессивно- технологическое оборудование, не имеющее отечественных аналогов. В годах снижение или отмена ставок импортных пошлин на оборудование будет продолжена, прежде всего, в привязке к реализации федеральных целевых программ и национальных проектов.

Тарифные пики – при общем снижении таможенных пошлин на ряд товаров они остаются чрезмерно высокими (резко выше среднего уровня). Примерно 10% тарифных ставок развитых стран превышают 12% стоимости товаров. В США, Канаде, ЕС, Японии есть тарифные пики, достигающие % стоимости товаров (основные пищевые продукты, обувь). 1/5 тарифных пиков в США, около 30% в ЕС и Японии, 1/7 в Канаде превышают 30% (касаются следующих товаров: основных пищевых продуктов (сахар, рис, молочные продукты и мясо; фрукты, овощи, рыба и др.; текстильных изделий и одежды; обуви, изделий из кожи; продукции автомобильной промышленности и других транспортных средств; высокотехнологичных товаров (бытовая электроника, часы). В развивающихся странах и странах с переходной экономикой сохраняется уровень таможенного обложения, сопоставимый с максимальными ставками развитых стран. Средний уровень пошлин в конце 1990-х г.: Индия - 32%, Бразилия – 17%, Аргентина – 15%, Польша – 15%, Китай – около 22%.

Эскалация тарифов - ситуация, при которой тарифные ставки возрастают по мере повышения степени переработки товара. Дополнительная защита обрабатывающей промышленности + трудности для стран-экспортеров в экспортировании продукции с более высокой добавленной стоимостью. Тарифные барьеры ослабляются выборочно: менее всего защищаются внутренние рынки сырья и топлива, в 3-4 раза сильнее защищены рынки промежуточной продукции и в 5-8 раз - рынки готовых товаров. Эта же закономерность прослеживается и внутри группы готовых изделий (транспортные средства, автомобили, авиационная и космическая техника). При общем понижении абсолютного уровня всех тарифов разрыв между средним уровнем защиты рынков топливно-сырьевых ресурсов и остальных товарных групп не сужается, а расширяется.

Нетарифные методы регулирования - все меры, отличные от традиционного таможенного тарифа, с помощью которых можно влиять на международные торговые потоки. Нетарифные методы удорожают стоимость импорта и создают преимущества местным товаропроизводителям над иностранным поставщиком, вынуждая импортеров и иностранных экспортеров повышать цены или ограничивать объем импорта. Нетарифные методы удорожают стоимость импорта и создают преимущества местным товаропроизводителям над иностранным поставщиком, вынуждая импортеров и иностранных экспортеров повышать цены или ограничивать объем импорта.

Меры нетарифного регулирования по классификации ЮНКТАД Категория НТБ Тип НТБ Паратарифные барьеры (Para-tariff measures) Дополнительные таможенные сборы Дополнительные импортные сборы Внутренние налоги и сборы, взимаемые с импортируемых товаров Установленная таможенная оценка Меры, воздействующие на цену импортного товара (Price control measures) Административные фиксированные цены Добровольные экспортные ограничения цены Варьируемые импортные сборы Антидемпинговые меры Антидемпинговые расследования Антидемпинговые пошлины

Категория НТБ Тип НТБ Меры, воздействующие на цену импортного товара (Price control measures) Антидемпинговые обязательства по контролю за экспортными ценами Компенсационные меры Компенсационные расследования Компенсационные пошлины Компенсационные обязательства по контролю за экспортными ценами Финансовые меры (Financial measures) Требования внесения предварительных платежей Предварительные импортные депозиты Ограничения на использование прибыли в наличных деньгах Требование предварительной оплаты таможенных пошлин Возвращаемые депозиты по категориям чувствительных товаров Множественность валютного курса Ограничение мест официального обмена валюты Регулирование сроков платежей за импортные товары Задержка / установление очередности переводов денежных сумм

Категория НТБ Тип НТБ Автоматическое лицензирование (automatic licensing measures) Автоматическое лицензирование Мониторинг импорта Количественные ограничения импорта (quantity control measures) Неавтоматическое лицензирование Лицензирование по критерию предварительной оплаты Лицензирование отдельных закупок Лицензирование товаров для определенного использования Лицензирование, связанное с внутренним производством Закупка товаров внутреннего производства Требования обязательного содержания местных компонентов Бартер или встречная торговля Лицензирование, связанное с неофициальным валютным курсом Лицензирование, связанное с получением специального разрешения на импорт

Категория НТБ Тип НТБ Количественные ограничения импорта (quantity control measures) Получение предварительного разрешения по категориям чувствительных товаров Лицензирование по политическим причинам Квотирование Глобальные квоты Двусторонние квоты Сезонные квоты Квоты, связанные с состоянием экспорта Квоты, связанные с закупкой товаров внутреннего производства Квоты по категориям чувствительных товаров Квотирование по политическим причинам Импортные запреты Полный запрет импорта товара Временное приостановление выпуска товара в обращение или действия лицензии Сезонный запрет импорта товара Временный запрет импорта товаров

Категория НТБ Тип НТБ Количественные ограничения импорта (quantity control measures) Меры по диверсификации импорта Запрет по принципу страны происхождения товара (эмбарго) Запрет по категориям чувствительных товаров Меры по ограничению экспорта Ограничения против продукции определенного предприятия Монополистичес- кие меры (Monopolistic measures) Установление единственного (ограничение числа) канала импорта Оказание принудительных (обязательных) национальных услуг Меры технического регулирования (Technical measures) Техническое регулирование Требования обязательной характеристики продукта Требования к маркировке товара Требования к этикетированию товара Требования к упаковке товара Требования по тестированию, экспертизе товара и карантинные правила Требования предоставления определенной информации о товаре

Категория НТБ Тип НТБ Меры технического регулирования (Technical measures) Предотгрузочная инспекция Специальные таможенные формальности Обязанность по возврату использованных товаров Обязанность по переработке и повторному использованию товара Меры смешанного регулирования (miscellaneous measures) Установление правил регулирования рынка Открытые закупки (поставки) Добровольные инструменты Технические стандарты Добровольные соглашения или обязательства по сделке Ответственность за качество выпускаемой продукции Субсидирование

Отраслевое распределение мер нетарифного регулирования Наукоемкие отрасли (фармацевтическая, авиакосмическая промышленность, отрасли, разрабатывающие новые технологии и НИОКР) Олигополистические отрасли (1. автомобилестроение (1. автомобилестроение 2. авиационная промышленность) 2. авиационная промышленность) Традиционные «зрелые» отрасли (металлургичес- кая и текстиль- ная промыш- ленность) Сельскохозяйст- венное производство - государственная поддержка (создание системы приоритетных закупок продукции внут- реннего производства и внедрения национальных разработок, государственное финансирование) - льготный налоговый режим - облегченный доступ к кредитам - законодательство по защите прав интеллектуальной собст- венности) 1. – высокие таможенные пошлины - жесткие требования по безопасности дорожного движения и экологии - повышение издержек приобретения и обслуживания импортных транспортных средств -инвестиционные меры, связанные с торговлей - добровольные экспортные ограничения 2. – субсидирование производства и потребления - государственные закупки - экологические нормы и требования - внешнеполитические средства давления - количественные - количественные ограничения (квотирование, добровольные экспортные ограничения) - антидемпинговые и компенсационные меры - государственное субсидирование и программы финансовой поддержки - высокие таможенные пошлины - тарифное квотирование - меры финансовой поддержки (прямое и косвенное субсидиро- вание производства и экспорта) - жесткие нормы по безопасности сельско- хозяйственных товаров для жизни и здоровья людей - требования ветеринарного и фитосанитарного контроля

Современные тенденции применения НТБ 1. Набор инструментов нетарифного регулирования постоянно расширяется за счет появления новых форм НТБ и распространения их на новые области мировой торговли, возрастает использование наиболее сложных и "неоспоримых", с точки зрения ВТО, барьеров. 2. Характер и эффективность, и, собственно, сама возможность применения НТБ напрямую, зависят от уровня развития и экономической мощи страны. Лидирующие страны задействуют полный спектр НТБ, крупные развивающиеся страны способны применять защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, ставшие одними из наиболее доступных и широко применяемых НТБ в современной международной торговле, практически в тех же объемах, что и развитые государства. Применение НТБ другими развивающимися странами сильно ограничено и сводится к применению мер традиционного протекционизма (таможенного тарифа и количественных ограничений).

3. Высокий уровень нетарифной защиты, специфичность причин введения, форм нетарифного регулирования существуют для четко ограниченного круга отраслей. 4. Развитые страны в значительно большей степени используют НТБ к экспортным товарам всех групп стран, чем развивающиеся. Во взаимной торговле лидирующих индустриальных держав происходит наибольшее число масштабных и длительных торговых конфликтов, Наибольшее число НТБ зафиксировано в отношении взаимного экспорта ЕС, США, Японии и Канады. Основная тенденция - введение НТБ преимущественно уже не на сельскохозяйственную и текстильную продукцию, как было ранее, а на высокотехнологичные товары. 5. Применение НТБ развитыми странами возрастает по мере развития промышленного производства в ряде развивающихся стран. 6. В развитых странах сохраняется высокий уровень НТБ для экспорта сельскохозяйственной продукции развивающихся стран.

7. Экспорт развитых стран сталкивается с нетарифными барьерами на рынках развивающихся стран в значительно меньшей степени, прежде всего, по товарам сельского хозяйства и рыбной промышленности, лекарственным препаратам, средствам транспорта таким, как легковые автомобили и автобусы, нефть и нефтепродукты. 8. Во взаимной торговле развивающихся стран применение мер нетарифного регулирования зависит от уровня их социально-экономического развития и степени интеграции в международное разделение труда по производству отдельных видов продукции. 9. Самый высокий уровень нетарифных ограничений приходится преодолевать экспортерам наименее развитых стран по экспорту товаров, представляющих для них наибольший интерес (рыба, ракообразные, фрукты, орехи, кофе, масличные и зерновые, другие сельскохозяйственные товары, текстильная продукция, древесина), практически во всех регионах, прежде всего, на рынках развитых стран, особенно ЕС, США, Японии, Канады, стран Северной Африки и Центральной Азии. При этом сами наименее развитые страны задействуют меры нетарифного регулирования очень незначительно.

Пример. Глобальная система квотирования торговли (импорта) текстильной продукцией. MFA (Multy Fiber Agreement) – Соглашение по изделиям из различных видов волокон и торговле текстильной продукцией. MFA (Multy Fiber Agreement) – Соглашение по изделиям из различных видов волокон и торговле текстильной продукцией. отменена с отменена с происходит интенсивное изменение мирового рынка текстильной продукции, вместо глобальных квот стали применяться протекционистские меры на уровне отдельных государств, прежде всего, США и ЕС. происходит интенсивное изменение мирового рынка текстильной продукции, вместо глобальных квот стали применяться протекционистские меры на уровне отдельных государств, прежде всего, США и ЕС.

Импортеры текстиля и одежды в США (страны и регионы), 2005 г.

Региональная структура импорта текстильной продукции в США, 2000 – 2005 г., доля в %.

Региональная структура импорта одежды в США, 2000 – 2005 г., доля в %.

Производство текстиля и одежды в США, г., изменения в %.

Импортеры текстиля и одежды в ЕС (25) (страны и регионы), январь-октябрь 2005 г.

Производство текстиля и одежды в ЕС, г., изменения в %.

7.3. Многостороннее регулирование внешней торговли г. (Женева) - создание Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) как глобальной организации, регулирующей таможенно-тарифные вопросы мировой торговли. Место открытия и проведения переговоров Год Название раунда Женева (Швейцария) 1947 Аннеси (Франция) Торки (Англия) Женева Женева Диллон-раунд Женева Кеннеди-раунд Токио (Япония), работа проходила в Женеве Токио-раунд Пунта дель Эсте (Уругвай), работа проходила в Женеве Уругвайский раунд Доха (Катар), работа проходит в Женеве 1995 – по н/в Дохинский раунд

Вплоть до начала 1973 г. основной переговорный процесс касался снижения таможенных пошлин, которые уменьшились с 40-60% (в гг.) до 35% в начале 1990-х. Механизм снижения заключался в том, что основные страны - производители и потребители товаров договаривались о величине снижения, после чего сокращения автоматически распространялись на все страны - участницы соглашения. Вплоть до начала 1973 г. основной переговорный процесс касался снижения таможенных пошлин, которые уменьшились с 40-60% (в гг.) до 35% в начале 1990-х. Механизм снижения заключался в том, что основные страны - производители и потребители товаров договаривались о величине снижения, после чего сокращения автоматически распространялись на все страны - участницы соглашения. В 1970-е годы, когда на повестку дня была поставлена задача регулирования нетарифных мер. В 1970-е годы, когда на повестку дня была поставлена задача регулирования нетарифных мер. С этого времени происходит значительное расширение круга обсуждаемых вопросов (и так по нарастающей до сих пор). Развитые, развивающиеся и наименее развитые страны по- разному исполняют достигнутые договоренности. Создание ВТО было провозглашено в апреле 1994 г. после интенсивных переговоров заключительной стадии Уругвайского раунда. Создание ВТО было провозглашено в апреле 1994 г. после интенсивных переговоров заключительной стадии Уругвайского раунда.

Пакет документов ВТО можно разбить на несколько блоков: 1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле – ГАТТ (The General Agreement on Tariffs and Trade – GATT) - (50 соглашений в редакции 1994 г.), а также Генеральное соглашение по торговле услугами - ГАТС (The General Agreement on Trade in Services - GATS); Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности ТРИПС (An Agreement on Trade Related Aspects of Intellectual Property Rights - TRIPS) многосторонних торговых соглашений (МТС), в том числе: по сельскому хозяйству; по применению санитарных и фитосанитарных мер; по текстильным изделиям и одежде; по техническим барьерам в торговле; по применению Статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговая и компенсационная пошлины ); по применению Статьи VII ГАТТ-94 ( Оценка товара для таможенных целей ); по субсидиям и компенсационным мерам ) и др., а также

Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей – ТРИМС (An Agreement on Trade Related Investment Measures – TRIMS). 3. Cоглашения с ограниченным участием, т.е. необязательные для всех участников ВТО: по торговле гражданской авиатехникой и правительственным закупкам, и так называемые секторальные тарифные инициативы, в которых на добровольной основе может участвовать часть стран - членов ВТО. Всемирная торговая организация в настоящее время насчитывает в своих рядах 150 стран-участниц и 30 стран- наблюдателей и имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН. На страны - участницы ВТО приходится около 96% мировой торговли. Всемирная торговая организация в настоящее время насчитывает в своих рядах 150 стран-участниц и 30 стран- наблюдателей и имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН. На страны - участницы ВТО приходится около 96% мировой торговли.

Из стран СНГ в ВТО входят: Армения (2003 г.), Грузия (2000 г.), Киргизия (1998 г.), Молдавия (2001 г.). Наблюдатели (из стран СНГ): Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Россия, Таджикистан, Украина, Узбекистан. недискриминация, режим наибольшего благоприятствования, основанные на взаимном обеспечении равного подхода к товарам и услугам, происходящим из всех стран, и национального режима, или равного подхода к товарам и услугам импортного и отечественного происхождения в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих торговлю; недискриминация, режим наибольшего благоприятствования, основанные на взаимном обеспечении равного подхода к товарам и услугам, происходящим из всех стран, и национального режима, или равного подхода к товарам и услугам импортного и отечественного происхождения в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих торговлю; неприменение количественных ограничений или аналогичных им мер в целях защиты национального рынка (приоритет отдается таможенным пошлинам); неприменение количественных ограничений или аналогичных им мер в целях защиты национального рынка (приоритет отдается таможенным пошлинам);

взаимность в предоставлении торговых уступок, связанных с расширением доступа товаров и услуг на рынки стран- членов; взаимность в предоставлении торговых уступок, связанных с расширением доступа товаров и услуг на рынки стран- членов; разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров с использованием специально созданного для этого в ВТО механизма; разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров с использованием специально созданного для этого в ВТО механизма; ведение внешнеторговых операций на частно-правовой основе. ведение внешнеторговых операций на частно-правовой основе. Режим наибольшего благоприятствования - обязательство стран-участниц устанавливать на взаимно поставляемые товары пошлины не выше тех, которые были установлены по отношению к любой третьей стороне. Режим наибольшего благоприятствования - обязательство стран-участниц устанавливать на взаимно поставляемые товары пошлины не выше тех, которые были установлены по отношению к любой третьей стороне. Национальный режим – предоставление для нерезидентов таких же условий (торговли, инвестирования, др.), какие мы предоставляем нашим резидентам. Национальный режим – предоставление для нерезидентов таких же условий (торговли, инвестирования, др.), какие мы предоставляем нашим резидентам.

7.4. Вступление России в ВТО. В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ. В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г. ВТО в Рабочую группу по присоединению РФ к ВТО. Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. За это время состоялось (в Женеве) 30 заседаний Рабочей группы по присоединению России к ВТО. На современном этапе в состав РГ входят 58 стран-членов (25 стран-членов ЕС - как один член). В переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг – около 30. По итогам этих переговоров подписываются соответствующие двусторонние протоколы об их завершении.

Двусторонние протоколы о вступлении в ВТО были подписаны практически со всеми заинтересованными странами. Осталось достичь соглашения с 2-мя странами.

Спасибо за внимание !!!