Тема опыта « Формирование регулятивных универсальных учебных действий через различные формы творческой работы учащихся на уроках литературного чтения и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Борисова Марина Владимировна учитель начальных классов МОУ «Гимназия 23» г.о. Саранск Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия 23» г.о. Саранск.
Advertisements

Отбор и систематизация средств формирования УУД. УУД - УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность,
Семинар для педагогических работников МБОУ «СОШ 5» г.Усинска.
Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
Подготовила Индолова Л. В. Учитель английского языка МБОУ СОШ ст. Терской.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер МКОУ «Березовская основная общеобразовательная школа» 30 марта 2012 года.
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ Ы РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Методические рекомендации
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Формирование универсальных учебных действий как фактор реализации требований ФГОС Заместитель директора по УВР Васильева З.А.
Формирование регулятивных умений. Формирование регулятивных УУД положительно отражается на качестве освоения предметного содержания.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Формирование функционального содержания деятельности методического объединения школы в условиях перехода на новые стандарты образования Разработчик проекта:
Сущность и виды универсальных учебных действий Учитель математики МБОУ «Дус-Дагская СОШ» Донгак М.А.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
Требования к результатам освоения образовательных программ.
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей.
Транксрипт:

Тема опыта « Формирование регулятивных универсальных учебных действий через различные формы творческой работы учащихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности. (система Л.В. Занкова)"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 28 с углублённым изучением отдельных предметов имени А. А. Угарова » Адрес: микрорайон «Макаренко» дом 36 а Телефон: 8(4725)324637

Условия возникновения опыта. Педагогический опыт формировался в рамках муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 28 с углубленным изучением отдельных предметов имени А. А. Угарова» города Старый Оскол. На протяжении последних лет учреждение является призёром социально-экономического соревнования школ города, имеет высокий рейтинг среди других учебных заведений. Школа расположена в микрорайоне Макаренко, для социальной структуры которого характерна непосредственная близость Дворца культуры «Молодежный», физкультурно-оздоровительного комплекса, комнаты школьников, филиала городской детской библиотеки. В МБОУ «СОШ 28 с УИОП им. А.А. Угарова» обучается 1208 детей, в том числе на первой ступени-438.

С сентября 2010 года в школе реализуется основная образовательная программа начального общего образования по новому стандарту в четырёх первых классах школы. В связи с этим с начала учебного года школа является региональной базовой площадкой. В классе, на базе которого обобщался опыт, 25 человек, из них девочек – 15, мальчиков – 10. Обучение ведётся по программе развивающего обучения Л.В.Занкова. В полных семьях проживают 22 человека, в неполных - 3 человека, из них разведенные родители – 2 человека, матери – одиночки - 1 человек. Среди данных семей нет неблагополучных и проблемных семей. Социальная среда сравнительно однообразна: служащие - 70 %, рабочие – 29 %, безработные - 1 %. Преобладают семьи, где родители имеют высшее образование - 73 % (средне-специальное - 18 %, среднее - 9 %). Родители в большинстве случаев заинтересованы в развитии способностей своих детей.

I. Предварительная диагностика по теме опыта. Для изучения состояния сформированности регулятивных универсальных учебных действий была использована методика М.Р. Битяновой «Уровень готовности детей к обучению в школе» По результатам исходной диагностики были выявлены следующие группы: с высоким уровнем сформированности регулятивных универсальных учебных действий -28%, со средним – 53%, низким – 19%. Результаты диагностики привели к выводу о необходимости введения в учебно-воспитательный процесс технологий, способствующих развитию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.

Актуальность опыта. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Происходит переход от обучения как преподнесение системы знаний к активной деятельности над заданиями (проблемами) с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к метро предметному изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.

Ведущей педагогической идеей опыта является создание условий для формирования регулятивных универсальных учебных действий, которые составляют ключевую компетентность личности, выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса через различные формы творческой работы учащихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности. Длительность работы над опытом. Работа по разрешению выявленных противоречий велась в течение трёх лет (предшкольное образование 1-2 класс, период работы по программе развивающего обучения Л.В.Занкова, «Литературное чтение»- авторы В.Ю.Свиридова, Н.А.Чуракова; авторская дополнительная программа по внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов «Юные музееведы»). I этап – начальный (констатирующий) учебный год. II этап – основной (формирующий) –2011 учебный год. III этап – заключительный (контрольный) учебный год.

В ходе исследования были выявлены следующие противоречия: Между потребностью общества в личности, обладающей высоким уровнем жизненной активности, и недостаточной сформированностью данного качества у младших школьников; Между учебными целями, поставленными программой, и недостаточной мотивацией обучающихся к процессу обучения; Между традиционной методикой вербального преподавания и необходимостью приобретения учениками опыта самостоятельного осуществления деятельности учения.

В основе педагогического опыта лежат идеи культурно-исторического системно- деятельностного подхода (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина и др.), раскрывающие основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся. Культурно- историческая системно-деятельностная парадигма образования находит свое выражение в таких различных направлениях психолого-педагогической науки и практики, как развивающее обучение (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов), планомерно-поэтапное формирование умственных действий и понятий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина), педагогика развития (Л. В. Занков), культурно-историческая смысловая педагогика вариативного развивающего образования (А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов, В. В. Клочко, Е. А. Ямбург), личностно ориентированное образование (В. Д. Шадриков, В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская). П. Я. Гальперин обосновал роль и функции ориентировки в успешности любой человеческой деятельности, показал, что качество развивающего обучения зависит от типа ориентировочной основы формируемых действий. Выявленные противоречия и затруднения успешно решаются в данном опыте и говорят об актуальности проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников. Разработка этой проблемы соответствует основной задаче современной школы - для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации и успешно находить из них выход.

Формирование у каждого ребенка умения учить СЯ – учить СЕБЯ. Учащийся «архитектор и строитель» образовательного процесса Как достичь эту цель? Благодаря системе формирования регулятивных универсальных учебных действий. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Целеполагание Постановка учебной задачи Планирование Составление плана и последовательности действий по достижению поставленной цели Контроль Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном Прогнозирование Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик Коррекция Внесение необходимых дополнений и изменений в план Волевая Саморегуляция Способность к мобилизации сил и энергии,к волевому усилию и преодолению препятствий Оценка Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить

Регуляция – это не что иное, как управление действиями, это основа основ успешности любой деятельности, это умение управлять своей деятельностью, способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. А. Г. Асмолов в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли» отмечает, что «в начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста: умение учиться и способность к организации своей учебной деятельности. Для решения обсуждаемой проблемы автором опыта используются различные формы творческой работы учащихся: групповая работа над проблемной ситуацией (в парах, микрогруппах); регулятивно - направленные задания (учебный диалог); дискуссия; исследовательская работа; проектная деятельность; игровые технологии; коллективные рисунки, задания на моделирование.

Условия реализации опыта. Автором опыта разработаны и апробированы на практике: Авторская дополнительная программа по внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов «Юные музееведы. Система творческих уроков по учебному курсу «Литературное чтение». Внеклассное видео занятие «Формирование регулятивных универсальных учебных действий через мультфильм «Винни - Пух». Урок-проект: «Сказки для малышей». Интегрированный урок «Твори добро». Дидактический материал по формированию РУУД. Тайм-менеджмент для младших школьников. «Мечтой тоже надо управлять». Урок-игра с элементами соревнования. Материалы опыта могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями групп продлённого дня, молодыми специалистами в различных общеобразовательных учреждениях с обучающимися разных возрастных групп, при организации классно-урочных занятий и внеурочной работы, независимо от определённого учебно-методического комплекта.

Новизна опыта заключается: в комбинировании элементов известных концепций и технологий: личностно-ориентированной технологии И.С.Якиманской, технологии регулятивного обучения М.Р.Битяновой, технологией развивающего обучения Л.В.Занкова, созданием системного подхода к формированию и развитию регулятивных универсальных учебных действий посредством использования различных педагогических приёмов вовлечения обучающихся в творческую деятельность.

Условия реализации опыта. Автором опыта разработаны и апробированы на практике: Авторская дополнительная программа по внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов «Юные музееведы. Система творческих уроков по учебному курсу «Литературное чтение». Внеклассное видео занятие «Формирование регулятивных универсальных учебных действий через мультфильм «Винни - Пух». Урок-проект: «Сказки для малышей». Интегрированный урок «Твори добро». Дидактический материал по формированию РУУД. Тайм-менеджмент для младших школьников. «Мечтой тоже надо управлять». Урок-игра с элементами соревнования. Материалы опыта могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями групп продлённого дня, молодыми специалистами в различных общеобразовательных учреждениях с обучающимися разных возрастных групп, при организации классно-урочных занятий и внеурочной работы, независимо от определённого учебно-методического комплекта.

Технология опыта Основная цель опыта – обеспечение положительной динамики формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в учебно- познавательной деятельности через организацию различных форм творческой работы учащихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности. Задачи: -развитие умения самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. -создание условий, при которых в процессе обучения ребёнок становится её субъектом, т.е. обучение ради самоизменения. -формирование мотивированного обучения на основе развития интереса обучающихся через организацию различных форм учебных занятий.

На уроке Вне урока урок – проект урок - экскурсия урок - творческий отчёт урок – презентация интегрированный урок урок – путешествие урок-исследование Урок-игра с элементами соревнования кружок «Юные музееведы» цикл классных часов «На земле хороших людей не мало...» олимпиады, конкурсы интеллектуальные марафоны экскурсии исследовательские домашние задания Организация учебно-воспитательного процесса Организация творческой деятельности младших школьников осуществляется автором в различных формах: Автор опыта рассматривает организацию работы по формированию исследовательской позиции на примерах урочной и внеурочной деятельности.

Урочная деятельность В умении учиться учителем выделяются две составляющие: Рефлексивные действия, необходимые для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой человеку не хватает его знаний и умений, и для того, чтобы получить ответ на вопрос чему учиться? Поисковые действия, которые необходимы для приобретения недостающих знаний, умений для ответа на второй вопрос: как научиться? На уроках литературного чтения учитель формирует у школьников представление об организации своей учебной деятельности. Вместе с ним учащиеся находят ответ на вопрос: Что значит уметь учиться? Знакомятся с двумя основными шагами учебной деятельности - «Что я не знаю?» и «Сам найду способ!». С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности. -Каким бы вы хотели видеть наш урок? - Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок? При решении учебной задачи возможны следующие виды заданий: - «преднамеренные ошибки»; - поиск информации в предложенных источниках; - взаимоконтроль; - КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему). Первичное закрепление и самостоятельную работу учитель проводит в групповой форме, которая имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать и в роли руководителя и в роли консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечивает гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. Работу в группах Ирина Борисовна начала с выработки основных правил: - полное внимание к однокласснику; - серьезное отношение к мыслям, чувствам других; - терпимость, дружелюбие: -никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет право на ошибку.

Учитель использует возможности уроков, адаптируя игры и упражнения, для формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников конструирование (построение предложений, словесное рисование, составление планов, слов и предложений по схемам); составление таблиц, схем; «открытие» способов словообразования; анализ литературных произведений, с целью доказательства какого-либо предположения; распространение предложений; придумывание окончаний к рассказам; издание газет, журналов, где используются результаты творчества детей (заметки, интервью, рецензии, сочинения, стихотворения, сказки, рисунки, ребусы, головоломки, кроссворды и другие); инсценирование, драматизация, «оживление» картинок; подбор характеристик (какой может быть улыбка, походка и так далее); Уроки отвечают требованиям нового стандарта и строятся по следующей структуре. 1. Самоопределение к деятельности (организационный момент) 2. Актуализация знаний (воспроизведение учащимися необходимых и достаточных знаний для введения нового, завершается проблемой) 3. Постановка учебной задачи. 4. Решение учебной задачи. 5. Первичное закрепление. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой. 7. Включение знаний в систему. 8. Контроль. 9. Оценка (рефлексия).

Внеурочная деятельность Автором разработана авторская дополнительная программа по внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов «Юные музееведы», которая также успешно реализует поставленные задачи данного опыта. Программа предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико - экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно- исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности. Занятия по тайм менеджменту (технология организации времени и повышения эффективности его использования) учат ставить цели, планировать, расставлять приоритеты, составлять план реализации, контролировать достижение цели с учётом правильно спланированного алгоритма действий. Для проведения занятий по внеурочной деятельности учитель использует следующие формы: Тайм-менеджмент Экскурсия Видеозанятие Цикл классных часов «На земле хороших людей не мало...» Занятия «Воспитай себя сам». Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, даёт только рекомендации. На уроках Ирины Борисовны детям кажется, что они ведут его сами.

Наименования показателей регулятивных УУД Уровни сформированности регулятивных УУДДиагностический инструментарий Класс ГодНизкий СреднийВысокий 1. Целеполагание предшкола %44%16%М.Н. Лукьянова «Изучение мотивации учения» %44%20% %48%32% 2. Планирование предшкола %44%16%Диагностика Л.Е.Журова %40%28% %44%40% 3. Прогнозирование предшкола %36%20%Наблюдение, анализ контрольных работ %40%28% %44%36% 4. Контроль предшкола %44%16%Индивидуальная работа (методика М.Р. Битяновой) %48%20% %48%28% 5. коррекция предшкола % 20% скрининг Л.А.Венгер %44%24% %48%28% 6. оценка и саморегуляция предшкола %48%20%Индивидуальная и групповая работа по методике А.В.Запорожец %48%28% %48%36% Результативность опыта Подтверждением результативности педагогической деятельности учителя может служить положительная динамика сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников. Избрав определенный диагностический инструментарий, автор провёл мониторинговое исследование.

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень предшкола 39%43%18% 1 класс 33% (-6%)42% (-1%)25% (+7%) 2 класс 20% (-13%)47% (+5%)33% (+8%) Динамика- 19%+4%+15% Результаты сравнительной диагностики сформированности регулятивных универсальных учебных действий Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей. Так, из 25 учащихся 2-го класса высокий уровень сформированности регулятивных УУД показали 33% обучающихся, что на 15% выше, чем обучающиеся предшколы. Низкий уровень уменьшился на 19% по сравнению с предшколой.

Национальная образовательная программа «Интеллектуально- творческий потенциал России» Российский заочный конкурс «Познание и творчество» Ф.И. учащихся Уч. год Номинация УровеньРезультат 1. Сотова Дарья Я знаю русский язык Российский 8 место 2. Дурнева Кристина Я знаю русский язык РоссийскийЛауреат 3. Булгакова Полина Я знаю русский язык РоссийскийЛауреат 4. Попова Влада Я знаю русский язык РоссийскийЛауреат 5. Дурнева Настя Я знаю русский язык РоссийскийЛауреат Международный математический конкурс «Кенгуру» «Математика для всех». 6. Сотова Дарья Математика МеждународныйЛауреат 7. Босакова Полина Математика МеждународныйЛауреат 8. Попова Влада Математика МеждународныйЛауреат 9. Дурнева Кристина Математика МеждународныйЛауреат 10. Кузнецов Михаил Математика МеждународныйЛауреат 11.Горбачёв Даниил Математика МеждународныйЛауреат 12. Моисеева Полина Математика МеждународныйЛауреат 13. Чеканова Диана Математика МеждународныйЛауреат 14. Малахова Наталия Математика МеждународныйЛауреат Заочный конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» 16. Сотова Дарья Русский язык РоссийскийЛауреат 17. Попова Влада Русский язык РоссийскийЛауреат 18. Булгакова Полина Русский язык РоссийскийЛауреат Результаты участия обучающихся в конференциях и творческих конкурсах: Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! УСПЕХОВ В РАБОТЕ!