21 марта 2011 г. 21 марта 2011 г. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Юрченко В.М. Юрченко В.М.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Advertisements

Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
Структура УМК дисциплин, реализуемых по ФГОС 3 поколения.
РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ УНИВЕРСИТЕТА, РЕАЛИЗУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯ.
Учебно - методическое управление Март 2012 г. ФГБОУ ВПО « Марийский государственный университет »
ПРОЕКТИРОВАНИЕ компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в в составе ООП, реализующих ФГОС ВПО.
Документы, регламентирующие практику Докл. Матына Л.И.
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
Использование компетентностного подхода при разработке рабочей программы учебной дисциплины.
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
Государственный контракт на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд от«07» ноября 2011 г. 12.Р «Создание и внедрение системы.
Консультация для преподавателей Муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский профессиональный.
организованная преподавателем активная деятельность студентов, направленная на выполнение поставленной цели, осуществляемая без непосредственного руководства.
Методический семинар Разработка учебно- методического комплекса дисциплины (УМК) в НОУ ВПО «ИнЭУ» (г. Пятигорск) Учебно-методический отдел г.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
Транксрипт:

21 марта 2011 г. 21 марта 2011 г. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Юрченко В.М. Юрченко В.М.

Разработчики идеологии ФГОС и содержания ООП Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов (МИСиС) Координационный совет учебно- методических объединений и научно-методических советов высшей школы

ФГОСВПО ФГОС ВПО компетентностный подход трудоемкость обучения бально-рейтинговая оценка знаний качество образования Изменения в системе образования компетентностный подход бально-рейтинговая оценка знаний трудоемкость обучения

Информационный (традиционный тип обучения), центрированный на предмете Педагог- передатчик информации Студент- восприни- матель информации Объем передаваемой информации Результат образования – ЗУН

Результат образования – компетенции/компетентности Педагог- Менеджер Педагог-консультант Педагог-модератор Педагог-тьютор Студент- партнер Формы активного обучения и взаимодействия Деятельностный, (инновационный тип обучения) центрированный на студенте

Изменение роли преподавателя преподаватель Сопроводитель при формировании определенных компетенций Педагог- менеджер, а не транслятор учебной информации Руководитель и куратор работы обучающихся Определитель цели, Устанавливае мой для ОП Организатор различных видов деятельности обучающихся Консультант и мотиватор обучающихся

Законодательная и нормативная основа разработки ООП вуза Образовательные законы ФГОС ВПО ООП вуза П рООП Перечень направлений и специальностей

Структура ООП 1. Общие положения( миссия вуза, требования к абитуриенту). 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки 3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО. 4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки 4.1. Годовой календарный учебный график Учебный план подготовки бакалавра Рабочие программы учебных дисциплин (модулей) Программы учебной и производственной практик. 5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП бакалавриата по направлению подготовки __________в вузе. 6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников. 7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата по направлению подготовки 7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата. 8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся. Приложения

Структура рабочей программы уч. дисциплины 1. Цели освоения дисциплины. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) 4.1. Лекционные занятия 4.2. Лабораторные занятия 4.3. Практические (семинарские) занятия 4.4. Самостоятельная работа студента 4.5. Курсовое проектирование 5. Образовательные технологии 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно- методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) 7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата. 8.Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кузбасский государственный технический университет » _________________________________ Кафедра Начальник управления реализации ООП В.М.Юрченко "_____"__________________2011 г. Рабочая программа дисциплины (модуля) ______________________________ Наименование дисциплины (модуля) ____________________________________________________________ Код и наименование направления подготовки бакалавра (магистра) или специальности _________________________________________________________ Наименование профиля подготовки (магистерской программы) или специализации ___________________________ Шифр внутривузовской регистрации Трудоемкость дисциплины Х ЗЕ Форма обученияОчнаяЗаочнаяЗаочная с сокращенными сроками обучения Курс/ Семестр4/75/103/6 Всего Лекции, ч Лабораторные занятия, ч Практические занятия, ч2 Самостоятельная работа, ч Курсовая работа, семестр8106 Форма промежуточной аттестацииЭкз./8Зачет/10Зачет/6 Кемерово, 2011

компетентностная ориентация рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик разработка результатов образования проектирование средств и процедур оценки проектирование содержания и технологий образования

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЦЕЛЯМ ОСВОЕНИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН, МОДУЛЕЙ, ПРАКТИК конкрентны Правильная формулировка целей начинается с глагола неопределенной формы: анализировать, преобразовывать, применять, варьировать, модифицировать, систематизировать, принимать решения, владеть («уметь», «обладать», (способностью), знать, (стремиться «использовать», «учитывать», «обосновывать», «стремиться» (к совершенствованию), выражать и т.д. измеримыдостижимы определены во времени 1

Цели должны удовлетворять следующим принципам образовывать многоуровневую иерархическую систему в соответствии с выделенными уровнями освоения материала; иметь помимо профессиональной направленности и мировоззренческую направленность; охватывать теоретическую, познавательную и практическую компоненты деятельности подготавливаемого специалиста; удовлетворять запросам студента; подготавливать будущего специалиста к самообучению и саморазвитию.

1 Цели первого уровня

Цели второго уровня Цели второго уровня объекты, предметы, задачи; понятия, определения, термины (понятийный аппарат дисциплины); даты, факты, события, явления (фактологический материал дисциплины); признаки, параметры, характеристики, свойства изучаемых в дисциплине объектов; системы, их элементы, связи между ними, внешнюю среду, процессы, функции и состояния системы; принципы, теории, законы, правила; методы, методики, средства, приемы, алгоритмы, способы решения задач дисциплины; модели, схемы, структуры, описывающие объекты дисциплины и их функционирование; классификацию по различным признакам и критериям объектов дисциплины, задач и способов их решения

Цели третьего уровня. деятельность предмет деятельности Выбирать способы, методы, методики, приемы, алгоритмы, модели, средства, законы, критерии Рассчитывать, определять, оценивать, признаки, параметры, характеристики, величины, методы, средства, алгоритмы, приемы, закономерности Использовать средства, методики, методы, прикладные программы

Разрабатывать мероприятия, алгоритмы, средства, методики Прогнозировать, моделировать процессы, изменение состояния, результаты экспериментов, испытаний Формулировать,высказывать проблемы, вопросы и задачи, гипотезы Оформлять, представлять, описывать, характеризовать данные, сведения, факты, Классифицировать, систематизировать, дифференцировать факты, явления, объекты, системы, методы Обобщать, интерпретировать результаты по заданным или отбираемым критериям

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП Цикл (раздел) ООП, к которому относится данная дисциплина (модуль) логическая и содержательно- методическая взаимосвязь с другими частями ООП (дисциплинами, модулями, практиками) требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее 2

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: 1)Знать: _____________________________ (номер/индекс компетенции[1]) [1] 2)Уметь: _____________________________ (номер/индекс компетенции) 3) Владеть: _____________________________ (номер/индекс компетенции) [Примечание: В данном пункте рабочей программы дисциплины (модуля) рекомендуется раскрыть ожидаемые результаты освоения дисциплины во взаимосвязи с компетентностной моделью выпускника. Для каждого ожидаемого результата образования должно быть установлено соответствие с конкретной компетенцией (или несколькими компетенциями) (на уровне знания, умения, владения). [1][1] Номер/индекс компетенции берется из компетентностной модели выпускника, представленной в ФГОС (ООП) [1] 3

КОМПЕТЕНЦИЯ (от лат. competere соответствовать, подходить) это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач. Американский подход – достижение эффективности.. Компетенция - это основная характеристика сотрудника, при обладании которой он способен показывать правильное поведение и, как следствие, добиться высоких результатов в работе. Европейский подход - достижение соответствия стандарту. Компетенция - способность сотрудника действовать в соответствии со стандартами, принятыми в организации. Российский подход – стремление к желаемому результату !!! Компетенция - это способность применить полученные знания, умения и личностные качества в конкретной ситуации и при данных обстоятельствах

4.1. Лекционные занятия Неделя семестра Раздел дисциплины (модуля), темы лекций и их содержание Объем в часах Очн.ЗФЗФу 1, 21.(номер раздела) 1.2( вторая цифра – сквозная нумерация лекций) Лабораторные занятия Неделя семестра раздела Наименование работы Объем в часахОчнЗФЗФу Структура и содержание дисциплины (модуля) 4

4.3. Практические (семинарские) занятия Неделя семестра ……………… Тема занятия ………………… Объем в часах Очн. ЗФЗФу 1, 21 3, 4 2

4.5.Самостоятельная работа студента раздела дисциплины неделиВид СРС Трудо- емкость, ЗЕ Раздел 1 1Вид СРС 2 Раздел 2 3Вид СРС … 16Вид СРС Итого:0,5 Х ЗЕ

4.6. Распределение трудоемкости изучения дисциплин по видамучебной аудиторной и самостоятельной работы студента (Трудоемкость освоения дисциплины - Х ЗЕ)

Виды аудиторной учебной работы: Лк – лекции, Кс – консультации, См – семинары, Пз – практические занятия, Лз – лабораторные занятия, Виды самостоятельной учебной работы (СРС): КП – курсовой проект или КР – курсовая работ, РГР – расчетно-графическая работа, Реф – написание реферата, Тр – выполнение типового расчета,.Дз – домашнее задание(решение задач, перевод текста, конспектирование, составление обзора), Лзп – подготовка к лабораторным работам и оформление отчетов, Нр – научно-исследовательская работа. Формы текущего контроля (ТК): Кол - устный опрос в виде коллоквиума; Т - письменный опрос в виде тестирования; КТ – компьютерное тестирование; Кр - контрольная работа, ПКР - проверка курсовой работы или ПКП - проекта; От - отчет по лабораторной работе Форма промежуточной аттестации (ПА): Зач - зачет, Экз - экзамен. В соответствии с Типовым положением о вузе

Примерные нормативы трудоемкости СРС (в часах) Виды самостоятельной работы студентов Циклы дисциплин ГСЭ (история, философия, социология, экономика и т.д.) Математический (лин. алгебра, мат. анализ, высшая математика, информатика) Физико-химический (физика, химия, физические основы получения информации, теор. механика) ОПД и СД (сопромат, ТММ, детали машин, электротехника, электроника, конструирование, технология и т.д.) Инженерной графики (инженерная графика, начертательная геометрия) Проработка конспекта лекций, 1 ч. 0,40,50,50,50,55 Проработка учебников (учебных пособий), 1 п.л. 1,0 1,5 – 2,0 0,7 – 1,0 Проработка учебно-методических пособий при подготовке к лабораторным, практическим занятиям, семинарам и т.д., 1 п.л. 0,71,0 1 – 1,5 1,01,0 Выполнение домашнего задания, домашней контрольной работы, 1 задача 0,2 – 0,5 0,5 – 1,0 Подготовка и оформление лабораторной работы 1,01,0 Выполнение расчетного задания к лабораторной работе 1,01,0 Написание реферата 1616 Перевод с иностранного языка на русский, технический текст, знаков (1, 2 курсы) 6,0 – 10,0 Перевод с иностранного языка на русский, технический текст, знаков (3-ий курс) 5,0 – 6,0 Перевод с иностранного языка на русский, общественно-политический текст, знаков (1, 2, 3 курсы) 2,5 – 4,0 Выполнение расчетно-графической работы Выполнение курсовой работы 4040 Выполнение курсового проекта 80 Самостоятельное изучение темы 1 час ауд. занятий заменяется 2 час. СРС 2,02,02,02,02,0

Темы, разделы дисциплины Количество часов Компетенции n…n…n…n…Σ общее количество компетенций Раздел 1 Тема 1 Тема 2 и т.д. Итого Матрица соотнесения тем/разделов учебной дисциплины/модуля и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций Сумма компетенций и их элементов, предлагаемых к формированию по каждой теме/разделу, и соотнесенная с часами на изучение данной темы/раздела, позволяет оценить реальность формирования компетенций и скорректировать распределение часов

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ В СОЧЕТАНИИ С ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТОЙ «Мозговой штурм» (атака) Мини-лекция Работа в группах Деловая игра Контрольный лист или тест Выступление в роли обучающего Разработка проекта Решение ситуационных задач ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗА ИМЕЮТ ПРАВО «ВЫБИРАТЬ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, НАИБОЛЕЕ ПОЛНО ОТВЕЧАЮЩИЕ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА» ВСТРЕЧИ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПАНИЙ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, МАСТЕР-КЛАССЫ ЭКСПЕРТОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ 5

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕ­МОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Указываются темы эссе, рефератов, курсовых работ и др. Приводятся контрольные вопросы и тестовые задания, примеры домашних заданий и контрольных работ для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины 6

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ И ПР. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 7 В качестве материально-технического обеспечения дисциплины (модуля) могут быть использованы мультимедийные средства; наборы слайдов или кинофильмов; описание деловых игр; демонстрационные приборы; лабораторное оборудование 8 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Спасибо за внимание ! Успехов в нашем общем деле!

Решение методического совета 1. Утвердить предложенные структуры ООП университета и рабочей программы учебной дисциплины. 2. Кафедрам, обеспечивающим учебный процесс на 1 и 2 курсах, разработать рабочие программы дисциплин в срок до 10 июня 2011 г. 3. Кафедрам, обеспечивающим учебный процесс на 3, 4, 5 и 6 курсах, разработать рабочие программы дисциплин в срок до 26 ноября 2011 г. 4. Заведующим выпускающими кафедрами и деканам соответствующих факультетов завершить разработку основных образовательных программ университета в срок до 25 января 2012 г. основных образовательных программ университета в срок до 25 января 2012 г.