Выработка каллиграфических навыков младших школьников в период обучения грамоте Презентация подготовлена учителем начальных классов МОУ «СОШ 3 г. Чебоксары»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте. Учитель начальной школы МОУ Жаворонковская СОШ Васильева И. А.
Advertisements

Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте Учитель начальной школы МОУ Жаворонковская СОШ Васильева И. А.
Методы и приемы формирования письма у младших школьников.
Психолого-педагогическая коррекция почерка у детей Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Каллиграфия письма, как основа орфографической зоркости Учитель начальной школы МБОУ СОШ 29 Переяслова О.В.
Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в школе V вида.
Сколько методов в чистописании? Система обучения письму.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе.
ТРАДИЦИОННАЯ ПРОГРАММА (под ред. А.Плешакова) «ШКОЛА РОССИИ»
Система развивающего обучения Эльконина - Давыдова Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная.
Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников (из опыта работы) Учитель-логопед МБДОУ – д\с 8 Ст. Старовеличковской Камерер Лариса Витальевна.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Выделяют следующие уровни письма (по Л.С. Цветковой): 1) Сенсомоторный уровень. Обеспечивает технику письма. Психофизиологической основой письма является.
Задачи уроков чтения Образователь ные задачи Воспитательные задачи Коррекционные задачи.
Особенности УМК «ГАРМОНИЯ» Учитель МОУ СОШ 8 г.Конаково Спиридонова Л.Н.
Анализ и самоанализ урока русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 26 Рыжков И.П.
Добукварный период Задачи добукварного периода: 1. первичное изучение детей; 2. развитие интереса к обучению; 3. воспитание навыков речевого общения;
Рабочие тетради для систематического списывания.(1,2,3,4 кл.) Цель: сформировать у младших школьников орфографический навык методом непроизвольного запоминания.
Из опыта работы учителя начальных классов КСОШ 3 Морозовой Ольги Борисовны.
ПРОГРАММА ОЭР МОУ СОШ 6 « Развитие познавательной активности обучащиюхся с трудностями в обучении на основе формирования общеучебных умений и навыков.»
Транксрипт:

Выработка каллиграфических навыков младших школьников в период обучения грамоте Презентация подготовлена учителем начальных классов МОУ «СОШ 3 г. Чебоксары» Соколовой Надеждой Анатольевной

В настоящее время проблема формирования каллиграфического навыка приобретает всё большую актуальность. Современному обществу требуется всесторонне развитая личность - это личность интеллектуально мыслящая, владеющая необходимыми видами и формами деятельности, направленной на решение насущных задач общества. Но это личность и грамотная, владеющая формами, как устной, так и письменной речи.

Ученые Харламов И.Ф., Подласый И.П. выделяют структурные компоненты всестороннего развития личности и указывают на важнейшие его составные части: умственное воспитание, техническое обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием творческих склонностей, задатков и способностей личности и включением её в производительный труд.

К.Д.Ушинский является основателем звукового аналитико- синтетического метода обучения грамоте в России. Из методической литературы хочется выделить такие труды как «Методика обучения русскому языку в начальных классах» группы авторов Рамзаевой Т.Г., Львова М.Р.; «Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения» под ред. Соловейчика.М.С.; «Методика преподавания русского языка в начальных классах» группы авторов Львова М.Р., Горецкого В.Г., Сосновской О.В. « В практике школьного обучения письмо занимает до сих пор слишком малое место по сравнению с той огромной ролью, какую оно играет в процессе… развития ребенка». Л.С.Выготский

Под письменной речью в научной литературе принято понимать самую многословную, точную и развёрнутую форму речи. Письменная речь появляется в результате специального обучения. На ранних этапах её формирования предметом является не столько мысль, которая подлежит выражению, сколько техническая сторона написания букв, а затем слов и предложений. На данном этапе происходит формирование двигательных навыков письма.

По отношению к школе задача формирования каллиграфического навыка выступает как одна из проблем в образовании. Данная проблема остаётся актуальной, как для учителей, так и для методистов, учёных. Её изучением занимались и занимаются многие учёные, рассматривая процесс формирования навыка с разных позиций, таких как: «письмо с секретом»; развитие мускульной и тактильной памяти; тактированное письмо; обучение первоначальному письму и формированию каллиграфического навыка через определённую систему принципов, методов и приемов.

Проблема актуальна и с точки зрения следующих позиций: небрежное письмо ведёт к орфографической неграмотности; плохое, не аккуратное письмо занимает много времени у проверяющего, и в то же время у проверяющего складывается впечатление о пишущем, как о не грамотном и небрежном ребёнке.

Теоретический анализ проблемы позволил выдвинуть следующую гипотезу: уровень сформированности каллиграфического навыка письма будет возрастать, если: организовать поэтапный процесс формирования каллиграфического навыка с учётом психофизиологических особенностей процесса, будут созданы необходимые условия и подобраны эффективные приемы, виды работ, соответствующие содержанию каждого из этапов формирования каллиграфического навыка.

Цели и задачи Цель: разработать методы, приёмы, упражнения для выработки автоматизированного навыка письма и каллиграфического почерка Задачи: 1) владение инструментом письма; 2) соблюдение правильного положения тетради и продвижение ее при письме; 3) соблюдение правильной позы, посадки при письме; 4) движение руки вдоль строки во время письма. -

Современные подходы к формированию каллиграфического навыка Письмо с секретом В. А. Илюхиной Технология обучения письму Е. Н. Потаповой Тактированное письмо М. М. Безруких Методика Н. Г. Агарковой

Методика В. А. Илюхиной очень эффективна. Она имеет много своих плюсов: во-первых, экономичность обучения, быстрота периода обучения; во-вторых, положительная мотивация в действиях детей; в-третьих, развитие внимания, памяти.

Технология обучения письму Е. Н. Потаповой Она основывается на трёх этапах: развитие мускульной памяти (система упражнений для укрепления моторики пальцев, штриховка, работа с трафаретами), над данной проблемой также работала Н.А.Федосова. развитие тактильной памяти (работа с карточками- образцами для обвода); закрепление знаний, умений, навыков (работа с кальками).

Тактированное письмо М. М. Безруких Издавна в методике обучения детей письму и чистописанию применялся ритмический (тактический) прием (метод тактирования), то есть письмо под счет. Обучение письму по системе Д. Б. Эльконина, автор М. М. Безруких, основано на приеме ритмизированного письма. Тактированное письмо позволяет добиться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа. Данный коррекционный прием предназначен для совершенствования графо-моторного компонента письма у учащихся, имеющих особенности двигательной сферы.

Методика Н. Г. Агарковой Н.Г. Агаркова отмечает, что технология обучения первоначальному письму и формирование каллиграфического навыка определяется системой принципов, методов и приемов, используемых на уроках письма, то есть русской графики, и занятий по выработке автоматизированности действия воспроизведения букв и их соединений на бумаге. Это, прежде всего, принципы: Это, прежде всего, принципы: 1. поэлементного изучения; 1. поэлементного изучения; 2. одновариантного (стабильного) начертания букв и их комплексов; 2. одновариантного (стабильного) начертания букв и их комплексов; 3. принцип логической группировки буквенных знаков. 3. принцип логической группировки буквенных знаков.

Изученные мною методики Н. Г. Агарковой, В. А. Илюхиной, Е. Н. Потаповой, М. М. Безруких, позволили сделать выводы: В основе каждой из методик находятся принципы, методы, зарекомендованные себя исторически. Методики, направлены на сознательное овладение учениками каллиграфическим навыком. Методики, направлены на сознательное овладение учениками каллиграфическим навыком. Имеющиеся современные технологии обучения письму детей носят развивающий характер. Имеющиеся современные технологии обучения письму детей носят развивающий характер. Предложенные авторами методик приёмы обучения связаны с психофизиологическими особенностями развития детей. Предложенные авторами методик приёмы обучения связаны с психофизиологическими особенностями развития детей.

Выработка каллиграфических навыков по прописи «Письмо по кальке» В букварный период на уроках письма первоклассники преодолевают большое количество трудностей. Недостаточное развитие пространственного восприятия, аналитико- синтетических способностей, а также мелкой мускулатуры руки. В своей разработке я использую: обводка образцов букв. обводка слова обводка предложений, стихов и текстов. На основании этих рекомендаций составлена рабочая тетрадь для формирования графо-моторного компонента письма, предназначенная для работы с учащимися начальных классов в период обучения грамоте в общеобразовательной школы.

Начиная с первого дня обучения, развиваю речь, память, внимание, наглядно-образное и логическое мышление, личностно-мотивационной сферы через работы с развитием движений кисти и пальцев рук. С первых дней обучения в первом классе, учащиеся заводят тетради, сделанные родителями из кальки. Ежедневно каждый ученик получает один лист из тетради-прописи для калькирования. На каждом листке отрабатывается написание какой-либо одной буквы алфавита. Снижается перегрузка учащихся на первом этапе обучения письму, способствует развитию графических навыков и интереса к урокам.

Прописи удобны в работе и очень нравятся детям. Д ля удобства ориентировки в прописи- тетради буквы расположены в порядке их изучения. В то время как дети выполняют самостоятельную работу, учитель имеет возможность обратить особое внимание на правильную посадку учеников, положение прописи на парте и ручки в руке, на порядок написания и каллиграфию изучаемой буквы и ее элементов.

Дети с увлечением прописывают несколько десятков одинаковых элементов и букв, практически усваивая не только силуэт, но и порядок написания изучаемой буквы, достигая определенной степени автоматизации письма уже в период ознакомления с новой буквой, При выработке навыков каллиграфического письма у младших школьников необходимо помнить, что этот процесс неразрывно связан со зрительным восприятием и развитием моторных навыков детей. На этом этапе необходимо заложить основы правильного написания букв и отдельных элементов, развить умения правильного воспроизведения и расположения их на строчке.

Критерии развития навыка письма: написание элементов; высота букв; наклон; верхнее(нижнее) соединение; расстояние между буквами (между словами). Чтобы сократить затраты физических, умственных, нервных сил, снизить психологическую нагрузку на ребенка, необходимо провести значительную подготовительную работу. Подготовительная работа: Гимнастика пальцев и кистей рук; Ориентирование на листе бумаги; Штриховка рисунка; Формирование элементарных графических навыков

Заключение Приемы и упражнения, помогающие формировать графические навыки : Показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений на доске или индивидуально в тетради учащегося. Списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в тетради. Обведение образца буквы (копировальный прием). Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе. Анализ формы буквы с выделением зрительных элементов. Письмо под счет. Прием показа ошибочного написания. Велико значение умения пользоваться письменным способом общения для каждого человека. Однако письмо может стать подлинным средством общения, если будет удобочитаемым, четким и по возможности красивым. В этом проявляется и культура самого пишущего, и уважения к тому, кто будет читать написанное.

Приемы письма : 1) умение сравнивать образец с результатом письма; 2) приемы перевода звука букву; 3) приемы написания букв; 4) приемы соединений букв; 5) приемы сопоставления букв по высоте ; 6) письмо букв между линиями и на линии; 7) начало письмо, запоминание строки; 8) приемы правильного наклонения письма. Таким образом, с самого начала формирования навыка письма перед обучающимися встает ряд задач по овладению разными приемами.

Доктор педагогических наук, профессор П.И. Пидкасистый, выделяет следующую систему принципов обучения в современной общеобразовательной школе: принцип развивающего и воспитывающего характера ; принцип научности содержания и методов учебного процесса; принцип систематичности и последовательности; принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности; принцип наглядности; принцип доступности обучения; принцип связи обучения с жизнью; принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

Таким образом, выработка каллиграфических навыков письма имеет большое педагогическое и общественно-воспитательное значение. Приучая школьников к аккуратному и четкому письму, заботясь об устойчивости их подчерка, учитель воспитывает у них аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы, не только письменной, уважительное отношение к людям, к их труду, наконец, способствует их эстетическому воспитанию. В результате работы: у детей хороший почерк; развитая речь, как устная, так и письменная; на уроках никто не скучает.

БИБЛИОГРАФИЯ 1.Агаркова, Н.Г. Русская графика: Книга для учителя, / Н.Г.Агаркова, –М.: Дрофа, Агаркова, Н.Г. Обучение первоначальному письму по прописям к Азбуке О.В.Джежелей / Н.Г.Агаркова, -М.: Дрофа, Агаркова, Н.Г. Чтение и письмо по системе Д.Б.Эльконина: Книга для учителя / Н.Г.Агаркова, Е.А.Бугрименко, П.С.Жедек, Г.А.Цукерман. –М.: Просвещение, Агаркова, Н.Г. Информационно-методическте письмо по каллиграфии в начальной школе / Н.Г.Агаркова // Начальная школа –с.9. 5.Безруких, М.М. Как писать буквы / М.М.Безруких, Т.Е.Хохлова, -М.: Безруких, М.М. Обучение первоначальному письму: Система Д.Б.Эльконина / М.М.Безруких. -М.: Просвещение, Горецкий, В.Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму / В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Н.А.Федосова. –М.: Просвещение, Гурова, Е.М. Подготовка руки ребёнка к письму / Е.М.Гурова // Начальная школа Желтовская, Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников / Л.Я.Желтовская, Е.Н.Соколова. –М.: Просвещение, Жедек, П.С. Методика обучения письму: Русский язык в начальных классах: Теория и практика / П.С.Жедек. Под ред. М.С.Соловейчик. –М.: Илюхина, В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В.А.Илюхина // Начальная школа –8. –с Илюхина, В.А. Новые подходы к формированию графических навыков: Письмо с секретом / В.А.Илюхина // Начальная школа –с Крутецкий, В.А. Психология / В.А.Крутецкий. –М.: Просвещение, Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма / А.Р.Лурия. –М.: Академия, 2002, переиздано с Потапова, Е.Н. Радость познания: Книга для учителя / Е.Н.Потапова. -М.: Просвещение, Прахт, Л.И. Развитие движений кисти и пальцев рук / Л.И.Прахт // Начальная школа – 4. –с Федосова, Н.А. Особенности обучения письму шестилетних первоклассников / 18.Н.А.Федосова // Начальная школа Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф.Харламов. –Минск: Университетское, 2002.