Человек. Общество. Познание. (философский компонент содержания интегрированного курса «Обществознание»)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Advertisements

« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
1 Человек современного физического типа тыс. лет назад. Часть природы, биологическое, телесно-чувственное существо (Л. Фейербах) Творец духовной.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. Урок 1 ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО. План урока. Понятие общество. Взаимосвязь общества и природы. Сферы общественной жизни и их взаимодействие.
Мировоззрение – система или совокупность представлений, знаний, взглядов о мире, природе, обществе и человеке, об отношениях между ними. Мировоззрение.
Общество Общество Общество – это сложная динамическая система, которая может существовать, постоянно изменяясь, но сохранять при этом основные черты и.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Домашнее задание: §5 до с. 51 © Ковалькова Н.Н 1. Характеристика деятельности 2. Структура деятельности 3. Многообразие деятельности.
Тема 1.3. Виды знаний.. Проверка домашнего задания (темы 1.1 и 1.2)
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ. Человек как биологический вид является предметом исследования физической антропологии. Природа и сущность человека.
1. Понятие « личность » 2. Понятие « индивид » 3. Понятие « индивидуальность » 4. Закрепление изученного : - определения понятий - схемы понятий - тестовые.
Общественное сознание 11 класс. Сознание – высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
Духовная жизнь человека. Урок по обществознанию в 10 классе
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
ТЕМА 10. ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ, ВООБРАЖЕНИЕ. ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной,
Транксрипт:

Человек. Общество. Познание. (философский компонент содержания интегрированного курса «Обществознание»)

В чем заключается характерная особенность человеческой природы? В чем заключается характерная особенность человеческой природы? 1) В выработке осознанной программы поведения; 2) В активном приспособлении к окружающей среде обитания; 3) В следовании жесткой программе поведения, обусловленной инстинктами; 4) 4) в стремлении к самосохранению.

Ответ: 1

Верны ли следующие суждения о человеке? Верны ли следующие суждения о человеке? А. Человек есть природный, биологический факт Б. Человек есть продукт социальной и культурной эволюции 1) Верно только А 3) Верно и А, и Б 2) Верно только Б 4) Оба суждения не верны 2) Верно только Б 4) Оба суждения не верны

Ответ: 4

Из нижеперечисленного списка выберете основные составляющие культурной жизни человека. Цифры в ответе запишите в порядке возрастания. Из нижеперечисленного списка выберете основные составляющие культурной жизни человека. Цифры в ответе запишите в порядке возрастания. 1) Система норм и правил жизнедеятельности; 2) Мир «второй природы»; 3) Природная среда обитания; 4) Индивидуальные особенности организма; 5) Духовные ценности

Ответ: 1, 2, 5

Назовите три фактора, формирующих образ человека в культуре. Назовите три фактора, формирующих образ человека в культуре.

В ответе могут быть названы: В ответе могут быть названы: 1) регламентация жизнедеятельности с помощью правил, норм, принципов; 1) регламентация жизнедеятельности с помощью правил, норм, принципов; 2) обновление культурных норм; 2) обновление культурных норм; 3) целенаправленная деятельность 3) целенаправленная деятельность

Проблемная задача. Проблемная задача. Философ И. Кант писал: «Человеческий род должен своими усилиями постепенно, из самого себя вырабатывать все свойства, присущие человеческой природе. Одно поколение воспитывает другое. При этом самое первое начало можно искать как в диком, так и во вполне развитом состоянии». Какие отличительные особенности человеческой природы имеет в виду философ? Приведите примеры. Приведите примеры.

В ответе может быть указано на то, что: 1) Человек вырабатывает сознательную программу поведения; 2) Человек преобразует свою природу под культурные стандарты; 3) Человек создает и воспроизводит благоприятную для себя культурную среду обитания.

Что можно считать главным признаком общества? 1) Сумму инвалидов; 2) Национальную принадлежность; 3) Социальные отношения; 4) Общий язык

Ответ: 3

Философ - экономист А. Смит видел преимущество общественной жизни и источник богатства народа: 1) В накоплении капитала; 2) В укреплении сферы торговли; 3) В общественном разделении труда; 4) Во ввозе капитала из-за границы.

Ответ: 3

Проблемная задача. Философ Н. Макиавелли высказал тезис: «Государь, чтобы удержать власть, должен соединять в себе природу человека и зверя». В политическом трактате Н. Макиавелли «Государь» фигурируют аллегорические образы этих зверей – льва и лисицы. Объясните тезис Макиавелли и его аллегории. Аргументируйте свой ответ. Философ Н. Макиавелли высказал тезис: «Государь, чтобы удержать власть, должен соединять в себе природу человека и зверя». В политическом трактате Н. Макиавелли «Государь» фигурируют аллегорические образы этих зверей – льва и лисицы. Объясните тезис Макиавелли и его аллегории. Аргументируйте свой ответ.

В ответе должно быть указано на то, что политик, чтобы удержать власть, должен уметь сочетать в своей деятельности следование добродетелям и нарушение моральных принципов. В ответе должно быть указано на то, что политик, чтобы удержать власть, должен уметь сочетать в своей деятельности следование добродетелям и нарушение моральных принципов. Должны быть приведены аргументы для объяснения аллегорий: Должны быть приведены аргументы для объяснения аллегорий: - Лев – олицетворение силы и доблести; - Лисица – олицетворение хитрости.

Текст 1. Единство и общность в общественной жизни. Единство и общность в общественной жизни возникает совсем не в результате умышленного соглашения, а суть никем не предвидимый и сознательно не осуществляемый итог стихийного скрещивания воль и стремлений отдельных людей. Дело в том, что человеческие стремления и действия имеют, кроме сознательно выдвигаемой цели, еще и другие. Не предвидимые их участниками последствия. И в особенности это имеет место, когда они скрещиваются между собой; по большей части люди вообще достигают на деле не того, к чему они сами стремились, а чего-то совсем иного, часто даже им самим нежелательного. Вожди французской революции хотели осуществить свободу, равенство, братство, царство правды и разума, а фактически осуществили буржуазный строй, и так по большей части бывает в истории. Единство и общность в общественной жизни возникает совсем не в результате умышленного соглашения, а суть никем не предвидимый и сознательно не осуществляемый итог стихийного скрещивания воль и стремлений отдельных людей. Дело в том, что человеческие стремления и действия имеют, кроме сознательно выдвигаемой цели, еще и другие. Не предвидимые их участниками последствия. И в особенности это имеет место, когда они скрещиваются между собой; по большей части люди вообще достигают на деле не того, к чему они сами стремились, а чего-то совсем иного, часто даже им самим нежелательного. Вожди французской революции хотели осуществить свободу, равенство, братство, царство правды и разума, а фактически осуществили буржуазный строй, и так по большей части бывает в истории.

По этому же образцу можно объяснить никем не предвидимые общие по следствия скрещивания стремлений, ставящих себе совершенно иные, частые цели. Тропинки в лесу и поле возникают не потому, что многие сговорились сообща проложить их, а потому, что каждый в отдельности, один за другим, для себя самого, и не сговариваясь с другими, идет в определенном направлении, следы от этой ходьбы множества людей сами собой складываются в общую тропу. Каждый человек, покупая и продавая товар, не думает о введении общей цены; но в результате стремлений множества людей, думающих только о своей собственной выгоде, о том, чтобы купить дешевле и продать дороже, складывается как равнодействующая спроса и предложения общая цена товара По этому же образцу можно объяснить никем не предвидимые общие по следствия скрещивания стремлений, ставящих себе совершенно иные, частые цели. Тропинки в лесу и поле возникают не потому, что многие сговорились сообща проложить их, а потому, что каждый в отдельности, один за другим, для себя самого, и не сговариваясь с другими, идет в определенном направлении, следы от этой ходьбы множества людей сами собой складываются в общую тропу. Каждый человек, покупая и продавая товар, не думает о введении общей цены; но в результате стремлений множества людей, думающих только о своей собственной выгоде, о том, чтобы купить дешевле и продать дороже, складывается как равнодействующая спроса и предложения общая цена товара

Именно таким образом складываются нравы, обычаи. Мода, укрепляются общественные понятия. Утверждается власть и т.п. Так первые князья, «собиратели земли», думая только о своей личной выгоде, расширяют и обогащают государство; так массы земледельцев в поисках новой земли и более свободной жизни о своем переселении совместно, невместно, неведомо для себя колонизируют новые страны и т.п. Именно таким образом складываются нравы, обычаи. Мода, укрепляются общественные понятия. Утверждается власть и т.п. Так первые князья, «собиратели земли», думая только о своей личной выгоде, расширяют и обогащают государство; так массы земледельцев в поисках новой земли и более свободной жизни о своем переселении совместно, невместно, неведомо для себя колонизируют новые страны и т.п. Коротко говоря, единство и общность в общественной жизни, будучи независимы от сознательной воли отдельных участников и в этом смысле возникая «сами собой», все же не действие каких-либо высших, сверхиндивидуальных сил, а лишь итог стихийного, неумышленного скрещивания тех же единичных воль и сил – комплекс, слагающийся и состоящий только из реальности отдельных. Единичных людей. Коротко говоря, единство и общность в общественной жизни, будучи независимы от сознательной воли отдельных участников и в этом смысле возникая «сами собой», все же не действие каких-либо высших, сверхиндивидуальных сил, а лишь итог стихийного, неумышленного скрещивания тех же единичных воль и сил – комплекс, слагающийся и состоящий только из реальности отдельных. Единичных людей. Франк С.Л. Духовные основы общества: Введение в социальную философию// Русское зарубежье: Из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991.

Сформулируйте общий вывод автора о единстве и общности общественной жизни Сформулируйте общий вывод автора о единстве и общности общественной жизни

В ответе должно быть указано на то, что: В ответе должно быть указано на то, что: 1) Единство и общность в общественной жизни независимы от сознательной воли отдельных участников 2) Они – итог стихийного, неумышленного скрещивания единичных воль и сил

Как вы понимаете мысль автора о том, что «по большей части люди вообще достигают на деле не того, к чему они сами стремились, а чего-то совсем иного, часто даже им самим нежелательного»? Как вы понимаете мысль автора о том, что «по большей части люди вообще достигают на деле не того, к чему они сами стремились, а чего-то совсем иного, часто даже им самим нежелательного»?

Ответ должен содержать указание на то, что: 1) Конечные последствия событий людям неизвестны; 2) Частные стремления людей совершенно различны; 3) Достигаемые результаты зачастую не соответствуют поставленным целям.

приведите примеры из текста, иллюстрирующие и поясняющие вывод автора приведите примеры из текста, иллюстрирующие и поясняющие вывод автора

В ответе могут быть приведены следующие примеры: 1) Исторические (соотношение между целями Великой французской революции, «собирания русских земель» в XIV-XVвв.); 2) Бытовые (тропинки в лесу); 3) Экономические (складывание спроса, предложения и общей цены на товар)

Автор, формулируя вывод, упоминает об иных подходах к объяснению единства и общности в общественной жизни. Назовите два таких подхода, и объясните, в чем заключается их специфика.

В ответе могут быть названы следующие подходы: В ответе могут быть названы следующие подходы: Провиденциализм (действие высших, божественных сл); Провиденциализм (действие высших, божественных сл); Теория общественного договора (согласование интересов членов общества посредством договора). Теория общественного договора (согласование интересов членов общества посредством договора).

Философ Сократ говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю». В чем смысл этого высказывания? Философ Сократ говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю». В чем смысл этого высказывания? 1) Я знаю о своем незнании; 2) Я ничего не знаю; 3) Я знаю мало; 4) Я хочу все знать.

Ответ: 1

Что такое логическое суждение? 1) Простое предложение; 2) Простое предложение, в котором содержится утверждение или отрицание; 3) Простое предложение, содержащее вопрос; 4) Простое предложение повелительного наклонения

Ответ: 2

Верны ли следующие суждения о приемах познания? А. Дедукция – это логический вывод, умозаключение в процессе познания от частного к общему. Б. Индукция – это логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным выводам 1)Верно только А; 3) Верно и А, и Б; 2) Верно только Б; 4) Оба суждения не верны

Ответ: 4

Назовите формы рационального познания и приведите примеры каждой из них. Назовите формы рационального познания и приведите примеры каждой из них.

В ответе должны быть названы следующие формы: 1) Понятие (например, «дом», «человек», «животное» и т.п.) 2) Суждение (например, «все люди смертны» и т.п.); 3) Умозаключение дедуктивное или индуктивное (например, «все люди смертны, Сократ – человек, следовательно, Сократ смертен» и т.п.)

Проблемная задача. Решите интеллектуальную задачу «Где находится мое Я?», критически проанализировав три суждения: «Я – это мое тело», «Я – это мое положение в обществе». «Я – это мои мысли». Можем ли мы согласиться с этими суждениями? Аргументируйте свой ответ.

В ответе должны содержаться следующие элементы: В ответе должны содержаться следующие элементы: 1) С этими суждениями можно согласиться лишь частично; 2) Наше Я далеко не исчерпывается внешним обликом и социальным положением, это внутренний мир чувств, эмоций, мыслей; 3) Наше Я нельзя назвать целиком сознательным, т.к. его специфику составляют также биологические и психические факторы.

Текст 1. Мировоззрение личности. Мировоззрение человека находится в постоянном развитии. Оно может существенно меняться под влиянием открытий в области естественных и гуманитарных наук. Однако при всех его самых глубоких изменениях в мировоззрении сохраняется некоторая его постоянная составляющая. Она в конечном счете и представляет мировоззренческую позицию личности религиозную или атеистическую, базирующуюся на научном или научном знании и т.п. Мировоззрение человека находится в постоянном развитии. Оно может существенно меняться под влиянием открытий в области естественных и гуманитарных наук. Однако при всех его самых глубоких изменениях в мировоззрении сохраняется некоторая его постоянная составляющая. Она в конечном счете и представляет мировоззренческую позицию личности религиозную или атеистическую, базирующуюся на научном или научном знании и т.п. Структурно мировоззрение включает в себя две относительно самостоятельные части: мировосприятие (мироощущение) и миропонимание. Структурно мировоззрение включает в себя две относительно самостоятельные части: мировосприятие (мироощущение) и миропонимание.

Мировосприятие связаны со способностью человека познавать мир на чувственно- наглядном уровне, т.е.на уровне образов, в том числе и художественных. И в этом смысле оно определяет эмоциональный настрой человека: восторженность или уныние, оптимистическое отношение к жизни или пессимистическое, дружелюбие или враждебность по отношению к другим и др. Мировосприятие связаны со способностью человека познавать мир на чувственно- наглядном уровне, т.е.на уровне образов, в том числе и художественных. И в этом смысле оно определяет эмоциональный настрой человека: восторженность или уныние, оптимистическое отношение к жизни или пессимистическое, дружелюбие или враждебность по отношению к другим и др. В отличии от мировосприятия миропонимание формируется на основе процесса и результатов познавательной и практической деятельности человека. В связи с этим основными его элементами оказываются истинные знания и заблуждения, практика самого человека и общества. В отличии от мировосприятия миропонимание формируется на основе процесса и результатов познавательной и практической деятельности человека. В связи с этим основными его элементами оказываются истинные знания и заблуждения, практика самого человека и общества.

Значение миропонимания состоит в том, что оно является основой формирования интересов и потребностей человека, системы его ценностных ориентаций, а значит, и мотивов деятельности. Значение миропонимания состоит в том, что оно является основой формирования интересов и потребностей человека, системы его ценностных ориентаций, а значит, и мотивов деятельности. Добрынина В.И. Мировоззрение, его роль в современном мире Основы философских знаний. М. 1991

Какие две части (два структурных элемента) включает в себя структура мировоззрения? Какие две части (два структурных элемента) включает в себя структура мировоззрения?

В ответе должны быть названы: 1) Мировосприятие (мироощущение) 2) Миропонимание

Как вы понимаете мысль автора о том, что «при всех самых глубоких изменениях в мировоззрении сохраняется некоторая его постоянная составляющая»? Как вы понимаете мысль автора о том, что «при всех самых глубоких изменениях в мировоззрении сохраняется некоторая его постоянная составляющая»?

Ответ должен содержать указание на то, что: 1) Мировоззрение индивидуально; 2) Мировосприятие определяет эмоциональный настрой человека; 3) Миропонимание формулирует интересы человека, систему ценностей и мотивов деятельности.

Соотнесите известные вам типы мировоззрения со структурными элементами мировоззрения.

В ответе могут быть, например, представлены следующие позиции: В ответе могут быть, например, представлены следующие позиции: 1) Для религиозного мировоззрения характерно мировосприятие (мироощущение) 2) Для естественнонаучного мировоззрения характерно миропонимание.

Как правило, мировоззрение человека можно определить по тем понятиям, терминам и устойчивым выражениям, которые он употребляет. Например, для мироощущения может быть характерен такой понятийный набор: вера, одиночество, жизненный порыв и т.д. Для миропонимания такой набор: закономерность, доказательство, социальная система и т.д. Приведите по два примера понятий и терминов, характеризующих два структурных элемента мировоззрения, выделенных в тексте автором. Как правило, мировоззрение человека можно определить по тем понятиям, терминам и устойчивым выражениям, которые он употребляет. Например, для мироощущения может быть характерен такой понятийный набор: вера, одиночество, жизненный порыв и т.д. Для миропонимания такой набор: закономерность, доказательство, социальная система и т.д. Приведите по два примера понятий и терминов, характеризующих два структурных элемента мировоззрения, выделенных в тексте автором.

В ответе могут быть, например, названы: 1) Мироощущение (страх, заброшенность, бегство от свободы, любовь, воля к жизни, интуиция, творчество и т.п.) 2) Миропонимание (процесс, наука, исторический процесс, информация, научная революция, гипотеза, интеллект и т.п.)