Политическая система общества. Политическая жизнь общества. Блок С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
закреплены во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Европейской социальной.
Advertisements

Викторина по обществознанию. Палата Федерального Собрания РФ 1. Совет Федерации 2. Государственный Совет 3. Конституционное Собрание 4. Совет национальностей.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
Проверка домашнего задания Охарактеризуйте три правильные и три неправильные формы правления. Опишите республиканский тип устройства государства. Какую.
Избирательное право 9 класс урок 3. «Демократия – это «народное правление, осуществляемое народом ради народа» Авраам Линкольн.
Правовое государство Гражданское общество Местное самоуправл. и СМИ Права человека Термины
Самоуправление: основные понятия. 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Мотивация учащихся на усвоение темы, путем создания проблемной ситуации на уроке.
Презентация к уроку на тему: "Конституция РФ от г."
А 1. Что из указанного связано с понятием «власть»? 1) самопознание 2) авторитет 3) социализация 4) урбанизация: Правильный ответ.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВО. ПЛАН: 1.Теории происхождения государства. 2.Понятие «государство». 3.Признаки государства 4.Функции государства 5.Формы государства. 6. Гражданство.
Выполнили: Захарова Анна Эмирасанова Эльзара. Демократическое государство По форме государственного (политического) режима Украина является демократическим.
Государство в политической системе Подготовила студентка 3- курса Ф-п группы Стецко Алина.
Тема урока: «Политическая сфера. Повторение.». Политическая сфера включает: - Президента и его аппарат; - Правительство и парламент ( Федеральное собрание);
КОНСТИТУЦИЯ - ОСНОВНОЙ ЗАКОН. 12 декабря 1993 года на референдуме (всенародном голосовании) была принята Конституция РФ В этом году ей исполняется 20.
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО. СОДЕРЖАНИЕ 1. Понятие выборов и избирательной системы. 2.Избирательное право. 3.Избирательный процесс. 4.Избирательная система.
Правовое просвещение учащихся в области избирательного права Формирование у учащихся представления об основах избирательной системы РФ Продолжить выработку.
Тема: Основы теории государства П Л А Н: 1.Понятие, признаки и функции государства; 2.Органы государственной власти; 3.Форма правления; 4.Форма государственного.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Вторые Тербуны Тербунского района Липецкой области Урок обществознания.
Транксрипт:

Политическая система общества. Политическая жизнь общества. Блок С

С3 Статья 47 Основных государственных законов Российской империи (1906 г.) гласила: «Российская империя управляется на твердом основании законов, уставов и учреждений, от самодержавной власти исходящих». Какая форма правления закреплена в приведенном фрагменте законов? Приведите два характерных признака этой формы правления. Вопрос:

С3 Правильный ответ может содержать следующие позиции: 1) указана форма правления: абсолютная монархия; 2) приведены признаки, характеризующие данную форму правления, например: - верховная власть не ограничена законом; - верховная власть не ограничена законом; - верховная власть сама является источником закона; - верховная власть сама является источником закона; - монарх обладает всей полнотой как законодательной так и распорядительной судебной власти. - монарх обладает всей полнотой как законодательной так и распорядительной судебной власти. Ответ:

С4-7 Прочитайте текст и выполните задание: С4-7 Прочитайте текст и выполните задание: Проблема централизации и децентрализации государственного управления и законодательной власти в разных Проблема централизации и децентрализации государственного управления и законодательной власти в разных государствах и обществах проявляется по-разному в зависимости от обстоятельств потребностей и ситуации народа и государства. Решающими тут являются состав населения, географические условия, условия экономические, а сегодня зачастую и культурные условия. Смотря по обстоятельствам, эта проблема предстает в некоторых государствах как федерализация в других как автономизация, в-третьих как простая местная децентрализация и целесообразное разделение компетенций между исполнительными и законодательными органами, центральными и местными. Кое-где к этому вынуждает вопрос разнородного состава населения. в других случаях чересчур большая территория, в- третьих культурная или экономическая зрелость МЛИ незрелость тех или иных областей. На европейском континенте очень частым доводом децентрализации являются исторические традиции и пережитки прошлого в государственном управлении, обусловленные тем, как государства образовались или расширялись за счет разных провинций и новых территорий. провинций и новых территорий. Жесткая централизация это первое в основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою Жесткая централизация это первое в основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою наибольшую силу черпает из нравственного осознания и свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому. Локальное свободное самоуправление, коммунальное и городское, достаточная децентрализация управления и законодательной власти в провинциальных или земских единицах является и всегда будет условием правильного функционирования по-настоящему демократического режима. Это относится ко всем государствам, большим и малым насколько это отвечает их географическому, экономическому и культурному положению. культурному положению. Однако ни одно государство, в том числе и демократическое не приступит к осуществлению широкой Однако ни одно государство, в том числе и демократическое не приступит к осуществлению широкой децентрализации, если оно находится под угрозой сепаратистских движений и устремлений. Если оно находится под угрозой потери Части своей территории в результате добровольной децентрализации в пользу тех, кто к ней стремится, то никто на свете его к добровольной децентрализации не принудит. Если децентрализаторские движения возникают лишь из-за соперничества в личных амбиций, из стремления к власти или установлению партийного правления, то тем самым совершается великий грех и преступление против собственного государства и народа.

С4 Какие четыре решающих фактора, по мнению автора влияют на централизацию или децентрализацию государств единого управления? Вопрос:

С4 В ответе могут быть указаны следующие факторы: -состав населения; -географические условия; -экономические условия; -культурные условия. Ответ:

С5 В каких формах предстает в различных государствах проблема централизации и децентрализации государственного управления? Укажите три формы, названные автором. Вопрос:

С5 В ответе должны быть указаны формы: -федерализация; -автономизация; -местная децентрализация и разделение компетенции между органами власти. Ответ:

С6 Какие три отличительные черты демократии и демократического государственного управления указывает автор? Вопрос:

С6 В правильном ответе должны быть указаны черты: -демократия черпает силы из нравственного осознания и свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому; -развивается свободное самоуправление: коммунальное и городское; -существует достаточная децентрализация управления и законодательной власти. Ответ:

С7 Автор пишет об опасности сепаратизма для демократического общества. Укажите три способа преодоления сепаратизма в условиях демократии, которые вам представляются наиболее важными. Вопрос:

С7 Могут быть названы способы: -подъем уровня населения; -успешное решение социальных проблем региона; -обеспечение реального равноправия жителей разных регионов; -отсутствие дискриминации в различных сферах общественной жизни; -развитие национальных языков, культуры, традиций; -приверженность гуманизму и толерантности в законотворческой деятельности. Ответ:

С1 Назовите любые три критерия общественного прогресса. Вопрос:

С1 Могут быть названы следующие критерии: 1)уровень развития науки и техники; 2)уровень развития материального производства; 3)степень свободы человека в обществе. Ответ:

С3 В государстве Н. президент является главой исполнительной власти и обладает широкими полномочиями. Он избирается всенародным голосованием. Какая форма правления существует в государстве Н.? Укажите любые два признака этой формы правления, не указанные в условиях задачи. Вопрос:

С3 В ответе могут присутствовать следующие позиции: 1) Форма правления – президентская республика; 2) Указаны признаки: -президент формирует правительство, которое ответственно перед ним; -президент является верховным главнокомандующим, может подписывать от имени государства международные договоры; -президент обладает правом отлагательного вето; -президент избирается внепарламентским способом. Ответ:

С4-7 Прочитайте текст и выполните задание: Причины формирования социального государства Причины формирования социального государства Гиперболизация индивидуальных потребностей и пристрастий и неизменно приводит к Гиперболизация индивидуальных потребностей и пристрастий и неизменно приводит к нравственным и социальным деформациям общества, резкой противоположности и противоборству интересов различных его слоев и групп. Исчезает чувство их взаимосвязанности, ответственности и солидарности. Чутко улавливая эти процессы неолиберальные теоретики выдвинули, новое «позитивное» понимание свободы, означающей обязанность государства обеспечивать социально ориентированную политику, выравнивать «социальные неравенства». «Новое ориентированную политику, выравнивать «социальные неравенства». «Новое понимание свободы по словам П. Новгородцева, «знаменует новую стадию в развитии правового государства». Установка на социально-ориентированную политику означала: возрастание роли государства в воздействии на экономические свободы; означала: возрастание роли государства в воздействии на экономические свободы; обязанность, правителей «обеспечить обучение и гарантировать труд». Принцип социального государства неразрывно связан с социальными, экономическими и культурными правами. Ключевым принципом социальных и экономических прав, вокруг которого выстраивается вся система, является положение, сформулированное в ст. 25 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу одежду, Жилище, медицинский уход и необходимое социальное Обслуживание который необходим для поддержания Здоровья и благополучия его самого и его семьи, и права на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам». иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам». Социальное реформирование это новая стадия развития правового государства. Как бы ни была сложна роль социального государства в современном обществе, без нее невозможно осуществление не только прав экономических, социальных и культурных, но и прав первого поколения политических и личных.

С4 Назовите два новых элемента, которые, по мнению автора, внесли неолиберальные теоретики в понимание свободы. Вопрос:

С4 В ответе должны быть названы элементы: -обязанность государства обеспечивать социально-ориентированную политику; -обязанность государства выравнивать «социальные неравенства». Ответ:

С5 Укажите три элемента установки социально-ориентированной политики государства, названные автором. Вопрос:

С5 в ответе должны быть названы элементы: -возрастание роли государства в воздействии на экономические свободы; -обязанность правителя обеспечить обучение; -обязанность правителя гарантировать труд. Ответ:

С6 Автор утверждает, что ключевым принципом социальных и экономических прав является ст.25 Всеобщей декларации прав человека. Опираясь на знание курса, укажите любые четыре права, записанных в Конституции РФ, которые направлены на обеспечение прав перечисленных в ст.25 Всеобщей декларации прав человека. Вопрос:

С6 В ответе могут быть приведены права, например: -право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессии; -право на труд в условиях безопасности и гигиены; -право на вознаграждение за труд не ниже минимального размера оплаты труда; -право на защиту от безработицы; -бесплатное или за малую плату предоставление жилища малоимущим гражданам; -общедоступность и бесплатность основного общего и среднего образования; -право на отдых; -право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей. Ответ:

С7 Автор утверждает, что без осуществления государством социальной роли невозможно осуществление социальных прав. Опираясь на знание курса и собственный опыт, приведите три аргумента, подтверждающие точку зрения автора. Вопрос:

С7 В ответе могут быть приведены аргументы, например: -если законыгосударства не устанавливают гарантированный минимум оплаты труда, предприниматели могут платить зарплату, не обеспечивающую жизненные потребности граждан; -если государство законом не устанавливает ответственность за неуплату налогов, то в этом случае не обеспечивается право граждан на социальное обеспечение по возрасту, болезни и тому подобное; -если государство законом не устанавливает продолжительность рабочего времени, то не защищается право граждан от безудержной эксплуатации. Ответ:

С4-7 Прочитайте текст и выполните задание: С4-7 Прочитайте текст и выполните задание: «Демократия» туманный термин. Он имеет множество значений и используется в самых «Демократия» туманный термин. Он имеет множество значений и используется в самых разнообразных контекстах и с самыми разнообразными целями. Тем не менее, существует расхожее мнение, что демократия это особый тип социальной организации или система принятия решений. Согласно такому подходу, решение считается принятым демократически в той мере, в какой оно воплощает в себе артикулированные предпочтения большинства и является результатом процесса, в рамках которого были в равной степени задействованы, обнародованы, обсуждены, сопоставлены и учтены волеизъявления всех. Демократия, таким образом, есть одновременно и состязательная система, обеспечивающая Демократия, таким образом, есть одновременно и состязательная система, обеспечивающая честную конкуренцию конфликтующих интерёсов и противостоящих целей и система организации общественного обсуждения, призванная вырабатывать и продвигать общие интересы и коллективные цели. Исходя из подобных представлений известный теоретик политики Р. Даль выделил следующие критерии совершенного демократического процесса: всеобщее избирательное право совершеннолетних; равенство при голосовании; равное и основанное на информации понимание существа стоящих проблем эффективное участие в процессе принятия решений на всех его этапах; действенный контроль как за выработкой повестки дня, так и за делегированием власти. Именно по этим параметрам демократия часто противопоставляется другим системам принятия решений, таким как монархия, олигархия, теократия, анархия и тоталитаризм. На тех же основаниях обычно проводятся и различия между особыми типами демократии, в частности между прямой и представительной. Разумеется демократия (подобно всем остальным социальным формам принятия решений) Разумеется демократия (подобно всем остальным социальным формам принятия решений) это не просто некое обобщение или абстракция. Реальное демократическое принятие это не просто некое обобщение или абстракция. Реальное демократическое принятие решений (как впрочем недемократическое) всегда происходит в каком-то конкретном контексте в определенное время и в определенном месте, по поводу определенных вопросов и для определенных людей. Таким контекстом могут быть, например, семья, школа, исследовательская лаборатория, спортивная команда, религиозное сообщество, округ или квартал, профсоюз либо фирма. В той мере, в какой любая из этих организаций, практик или структур включает в себя элементы демократического принятия решений, она представляет собой демократию.

С4 Какие два признака, по мнению автора, характеризуют решение, принятое демократическим путем? Вопрос:

С4 В ответе должны быть указаны признаки: 1)решения, принятые демократическим путем, воплощают в себе предпочтения большинства; 2)Решения, принятые демократическим путем, формируется в процессе всестороннего широкого гласного обсуждения с учетом различных мнений, высказанных в ходе дискуссий («являются результатом процесса, в рамках которого были в равной степени задействованы, обнародованы, обсуждены, сопоставлены и учтены волеизъявления всех») Ответ:

С5 Какие два противоположных по смыслу аспекта понятия «демократия» отмечает автор? Вопрос:

С5 В ответе должны быть указаны аспекты: 1)Демократия есть состязательная система, где конкурируют различные силы и интересы; 2)Демократия призвана вырабатывать консолидированные решения, устраивающие всех членов общества. Ответ:

С6 Назовите любые два из приведенных в тексте критериев «совершенного демократического процесса», закрепленных в современных правовых документах. Укажите любые два таких документа. Вопрос:

С6 Правильный ответ должен содержать следующие позиции: 1) Названы критерии, например: -всеобщее избирательное право совершеннолетних; -равенство при голосовании; -равное и основанное на информации понимание существа стоящих проблем; 2) Указаны документы, например: -Всеобщая декларация прав человека ООН 1948 года; -Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года; -Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года; -Конвенция Содружества Независимых государств о правах и основных свободах человека 26 мая 1955 года; -Конституция 1993 года. Ответ:

С7 Опираясь на текст, проиллюстрируйте тремя конкретными примерами процесс принятия демократических решений в семье, школе, на предприятии, в общественных организациях. Вопрос:

С7 Правильный ответ может содержать следующие примеры: 1)пример принятия демократического решения в семье: обсуждение на семейном совете, как провести летний отдых или на что потратить крупную сумму денег; 2)пример принятия демократического решения в школе: решение Совета школы о проведении трудового лагеря, принятие Устава школы, деятельность школьного самоуправления; 3)пример принятия демократического решения на предприятии: решение о выпуске новой продукции, принятое с участием представителей коллектива. Ответ:

С3 Вопреки прогнозам аналитиков, на президентских выборах в стране Н. одержал победу не действующий президент, баллотирующийся на второй срок, а его оппонент, хотя предвыборные опросы общественного мнения показывали обратную картину. Приведите три возможные причины подобного исхода голосования. Вопрос:

С3 В ответе могут быть приведены причины, например: 1)в последний момент президент мог совершить действия, принять решения, пришедшие к снижению его популярности; 2)президентский предвыборный штаб мог недооценить соперника и снизить на завершающем этапе предвыборной кампании свою активность, чем и воспользовался оппонент; 3)на предвыборных теледебатах президент мог проиграть своему оппоненту; 4)оппонент и его предвыборный штаб смогли найти предложения и лозунги, способные заинтересовать колеблющийся электорат; 5)предвыборные опросы могли проводится на представительной выборке. Ответ:

С2 Раскройте сущность представительной демократии и приведите три примера ее проявления в политической жизни современных государств. Вопрос:

С2 В ответе должна быть: 1) раскрыта сущность представительной демократии: - осуществление народом властных полномочий через избранные им государственные органы, через своих представителей (парламентариев); - осуществление народом властных полномочий через избранные им государственные органы, через своих представителей (парламентариев); 2) приведены примеры, допустим: - граждане участвуют в парламентских выборах (избирают состав высшего законодательного органа страны - парламента); - граждане участвуют в парламентских выборах (избирают состав высшего законодательного органа страны - парламента); - граждане участвуют в выборах депутатов местного законодательного собрания; - граждане участвуют в выборах депутатов местного законодательного собрания; - граждане участвуют в выборах президента страны, который также представляет их интересы; - граждане участвуют в выборах президента страны, который также представляет их интересы; - граждане участвуют в выборах органов местного самоуправления. - граждане участвуют в выборах органов местного самоуправления. Ответ: