Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 1 МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ Краткий конспект лекций.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнил ученик 4 а класса Авлиходжаев Шохруххон.
Advertisements

родина джаза © Shevaldina S.A
5.Прокофьев, Шостакович, 4. Мелодия, ритм, 3. Фокстрот, чарльстон, 1.Песня, танец, 2. Полька, вальс, марш танго регтайм темп Хачатурян.
Мюзикл. Урок музыки 8 класса для общеобразовательной школы. По программе Д. Кабалевского.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОБЛАСТЕЙ МУЗЫКИ тема полугодия. Городская бытовая музыка XIII-XIVв. (Европа) Возникновение областей музыки Этническая музыка (фольклор)
М УЗЫКА КАК ОДИН ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ ВИДОВ ИСКУССТВА. В ОЗНИКНОВЕНИЕ. И СТОРИЯ РАЗВИТИЯ. С ОВРЕМЕННОСТЬ. В ИДЫ И ЖАНРЫ. Выполнили: Галина Кокорина, Оксана Хошева,
Дж.Гершвин ( ) – создатель американской национальной классики XX века.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ "ДЖАЗ" ПО МУЗЫКЕ
Free Powerpoint TemplatesPage 1 Повторение пройденного: 1.В чем ценность авторской песни? 2.Кто такие ваганты? 3.О чем пели ваганты? 4.Исполните гимн студентов.
Джаз. Направление: Джаз Направление: Джаз Истоки: Блюз и другая афроамериканская народная музыка Истоки: Блюз и другая афроамериканская народная музыкаБлюз.
ДЖАЗ – ИСКУССТВО XX ВЕКА Что такое джаз? Что такое джаз? Луи Армстронг, один из самых популярных музыкантов прошлого столетия, говорил: «Если вы, слушая.
Джаз
Тема занятия: «Истоки джазовой музыки». Дюк Эллингтон Знаменитый джазовый музыкант Дюк Эллингтон сказал: «Жизнь слишком коротка, чтоб я мог рассказать.
ДЖАЗ – ИСКУССТВО ХХ ВЕКА! Федорова Галина Владимировна, учитель музыки МОУ «Мордвесская СОШ»
родина джаза Музыкальная культура африканцев Европейская музыкальная культура.
Цель урока: Проследить историю возникновения джаза. Выявить отличительные черты джаза.
Транксрипт:

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 1 МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ Краткий конспект лекций

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 2 Музыкальное направление разговорное выражение, обозначающее любую музыкальную классификацию. Применяется, преимущественно, для обозначения совокупности музыкальных произведений, схожих по жанровым, либо стилистическим, либо формальным, либо функциональным, либо каким-либо ещё признакам. разговорное выражение, обозначающее любую музыкальную классификацию. Применяется, преимущественно, для обозначения совокупности музыкальных произведений, схожих по жанровым, либо стилистическим, либо формальным, либо функциональным, либо каким-либо ещё признакам.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 3 Жанры и стили Музыкальный жанр – совокупность музыкальных произведений, основанных на общей функциональной принадлежности. (Музыка для…) Музыкальный жанр – совокупность музыкальных произведений, основанных на общей функциональной принадлежности. (Музыка для…) Музыкальный стиль – совокупность музыкальных средств, отражающих оригинальную манеру написания или исполнения музыки. Иногда используется для классификации музыкальных произведений со схожим музыкальным языком внутри одного жанра. Музыкальный стиль – совокупность музыкальных средств, отражающих оригинальную манеру написания или исполнения музыки. Иногда используется для классификации музыкальных произведений со схожим музыкальным языком внутри одного жанра. Все три понятия не являются устоявшимися в науке и бытовом языке, а потому весьма расплывчаты. Зачастую подменяются друг другом или даже используются в качестве синонимов.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 4 Пример иерархии понятий НАПРАВЕНИЕ: Академическая музыка ЖАНР: симфония СТИЛЬ: Венский классический СТИЛЬ: Вагнеровская симфония ЖАНР: Вокальная музыка СТИЛЬ: Немецкий романс СТИЛЬ: Русская опера ЖАНР: Религиозная музыка СТИЛЬ: Баховские пассионы СТИЛЬ: Православное песнопение

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 5 Музыка лёгкого поведения Генезис музыки «третьего пласта»

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 6 Музыка «первого пласта» «Первый пласт» - фольклор. Социальный заказчик – сельский житель. Сопровождает календарно- обрядовый цикл жизни. Время возникновения – начало истории человечества. «Первый пласт» - фольклор. Социальный заказчик – сельский житель. Сопровождает календарно- обрядовый цикл жизни. Время возникновения – начало истории человечества.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 7 Музыка «второго пласта» «Второй пласт» - музыка профессиональных композиторов, имеющая, преимущественно, духовно- эстетическое, нравственное, просветительские, религиозное значение (позже т.н. академическая музыка). Выступает в качестве альтернативы фольклора как профессиональная, изысканно-сложная, не массовая. Социальный заказчик – церковь, высшее сословие, элита. Время возникновения – Средние века. «Второй пласт» - музыка профессиональных композиторов, имеющая, преимущественно, духовно- эстетическое, нравственное, просветительские, религиозное значение (позже т.н. академическая музыка). Выступает в качестве альтернативы фольклора как профессиональная, изысканно-сложная, не массовая. Социальный заказчик – церковь, высшее сословие, элита. Время возникновения – Средние века.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 8 Музыка «третьего пласта» «Третий пласт» - развлекательная музыка для отдыха. Социальный заказчик – городской житель. Время возникновения – Средние века. С развитием урбанизации приобретает основополагающее значение в музыкальной культуре, приобретает ярко выраженный коммерческий окрас. К XX веку центрами музыки третьего пласта становится США (джаз) и Англия (рок). «Третий пласт» - развлекательная музыка для отдыха. Социальный заказчик – городской житель. Время возникновения – Средние века. С развитием урбанизации приобретает основополагающее значение в музыкальной культуре, приобретает ярко выраженный коммерческий окрас. К XX веку центрами музыки третьего пласта становится США (джаз) и Англия (рок).

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 9 Музыка «третьего пласта» Изначально носителями музыки третьего пласта были бродячие музыканты, трубадуры, менестрели, труверы, скоморохи. С конца XVII в. в Англии формируются жанры: Изначально носителями музыки третьего пласта были бродячие музыканты, трубадуры, менестрели, труверы, скоморохи. С конца XVII в. в Англии формируются жанры: - английская баллада – песенка-однодневка лирико-бытового, любовного, либо сатирического содержания; - английская баллада – песенка-однодневка лирико-бытового, любовного, либо сатирического содержания; - балладная опера – совокупность популярных английских баллад с измененным текстом. Текст носил злободневный характер, либо в форме фарса пересказывал известные литературные произведения или легенды; - балладная опера – совокупность популярных английских баллад с измененным текстом. Текст носил злободневный характер, либо в форме фарса пересказывал известные литературные произведения или легенды; - мюзик-холл – представление, основанное на череде развлекательных номеров различного жанра. Начиная с XIX века особенно популярен в США (специфика – соединение европейской музыки с африканской). - мюзик-холл – представление, основанное на череде развлекательных номеров различного жанра. Начиная с XIX века особенно популярен в США (специфика – соединение европейской музыки с африканской).

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 10 Джаз / Jazz Возникновение и основные жанры

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 11 Предджазовые жанры Спиричуэл (spiritual, духовный) – молитвенная песни негров-рабов, обращенных американцами в протестантизм. Возник в конце XVII века. Спиричуэл (spiritual, духовный) – молитвенная песни негров-рабов, обращенных американцами в протестантизм. Возник в конце XVII века.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 12 Предджазовые жанры Блюз (blues, сокращенное от blue song, печальная песня) – песня отчаяния и безысходности африканских рабов. Характеризуется специфическим 12- тактовым периодом, характерной последовательностью гармоний с пониженными III, VII, а иногда и V ступенями. Блюз (blues, сокращенное от blue song, печальная песня) – песня отчаяния и безысходности африканских рабов. Характеризуется специфическим 12- тактовым периодом, характерной последовательностью гармоний с пониженными III, VII, а иногда и V ступенями. Наиболее известные исполнители классического блюза – Бесси Смит, Хадди Летбеттер, «Блайнд Лемон» Джефферсона.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 13 Предджазовые жанры Регтайм (rag-time, рваное время рваный ритм) - быстрое фортепианное произведение, исполняемое на расстроенном пианино. Характера иллюзия полиритмии между партиями правой и левой рук. С гармонической т. зр. – абсолютно «белая музыка», т.к. строится на на последовательности T-S-D-T. Предшественником рэгтайма является кейквок (cake work, шествие на кухню) – танец голодных рабов для увеселения господ. Регтайм (rag-time, рваное время рваный ритм) - быстрое фортепианное произведение, исполняемое на расстроенном пианино. Характера иллюзия полиритмии между партиями правой и левой рук. С гармонической т. зр. – абсолютно «белая музыка», т.к. строится на на последовательности T-S-D-T. Предшественником рэгтайма является кейквок (cake work, шествие на кухню) – танец голодных рабов для увеселения господ. Безусловный лидер в написании регтаймов – Скотт Джоплин.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 14 Предджазовые жанры Кантри (country, село деревня) – деревенская песня, исполняемая фермером или ковбоем. Жанр «белой музыки». От негритянской музыки воспринял мелодичность и элементы гармонии (D- S-T). Ударные либо слабо выражены, либо отсутствуют. Изначально исполнялся под банджо. Позже к банджо присоединяется скрипка, губная гармонь, гавайская гитара. Зародился в начале ХХ века. В 70-х годах получил второе дыхание в качестве country-rock, AOP. В 80-х - в качестве cow- punk. В 90-е и начале XXI века - alternative country, частично влившись в мейнстрим. Кантри (country, село деревня) – деревенская песня, исполняемая фермером или ковбоем. Жанр «белой музыки». От негритянской музыки воспринял мелодичность и элементы гармонии (D- S-T). Ударные либо слабо выражены, либо отсутствуют. Изначально исполнялся под банджо. Позже к банджо присоединяется скрипка, губная гармонь, гавайская гитара. Зародился в начале ХХ века. В 70-х годах получил второе дыхание в качестве country-rock, AOP. В 80-х - в качестве cow- punk. В 90-е и начале XXI века - alternative country, частично влившись в мейнстрим. Примеры классического кантри – Сайман и Гарфункель, модернизированное кантри - группа Eagles.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 15 Стили традиционного джаза Для всех традиционных стилей джаза начало ХХ века) характерны танцевальность, развлекательность, коммерческая направленность. Классический состав инструментов джаз- банда: 1. Труба (корнет, кларнет, тромбон); 2.Банджо, бас (контрабас или туба), фортепиано; 3.Ударные.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 16 Стили традиционного джаза Новоорлеанский стиль – джаз «чёрных». Характеризуется высшей степенью синкопирования, использованием офф-битов, драйва, дери-тонов, брейков и т.д. Новоорлеанский стиль – джаз «чёрных». Характеризуется высшей степенью синкопирования, использованием офф-битов, драйва, дери-тонов, брейков и т.д. Ведущие представители: Луи Армстронг, Сидней Бише, Джони Доллс, Джелли Ролл Мортон, Джими Нун, Джозеф «Кинг» Оливер. Диксиленд – джаз «белых». Акценты на сильную долю в сочетании с быстрым темпом музыки. Также характерна коллективная импровизация полифонического типа. Диксиленд – джаз «белых». Акценты на сильную долю в сочетании с быстрым темпом музыки. Также характерна коллективная импровизация полифонического типа. Ведущие представители: Эдди Кондон, Эллсуорт «Пи Ви» Рассел, Джек Тигарден.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 17 Стили традиционного джаза Свинг (покачиваться) – «черно-белый» джаз. Синтез новоорлеанского стиля и диксиленда. Классическое исполнение свинга в составе биг- банда (оркестр в количестве музыкантов, разбитый на секции). Реже – в режиме «комбо». Впервые музыка исполняется по нотам. Свинг (покачиваться) – «черно-белый» джаз. Синтез новоорлеанского стиля и диксиленда. Классическое исполнение свинга в составе биг- банда (оркестр в количестве музыкантов, разбитый на секции). Реже – в режиме «комбо». Впервые музыка исполняется по нотам. Свинг – безусловный лидер в 30-х и 40-х годах. Популярен до сих пор. В 40-е годы становится популярным также вокальный свинг. Мэтры свинга: Бенни Гудмэн, Гленн Миллер, Дюк Эллингтон, братья Доллс.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 18 Основные стили современного джаза Би-боп (боп, рипаб) – стиль, зародившийся в 40-х годах, как не танцевальный, не развлекательный и некоммерческий джаз, музыка для размышления и слушания. Характерны очень быстрые или медленные темпы, неудобные для танца. Би-боп (боп, рипаб) – стиль, зародившийся в 40-х годах, как не танцевальный, не развлекательный и некоммерческий джаз, музыка для размышления и слушания. Характерны очень быстрые или медленные темпы, неудобные для танца. Классики би-бопа: Диззи Гиллеспи, Кенни Кларк, Телониус Монк, Чарли Паркер. Кул (пост-боп) – джазовый стиль 50-х годов, для которого характерен ввод европейских инструментов: виолончели, арфы, флейты, скрипки. Характерна политональность или даже додекафония. Кул (пост-боп) – джазовый стиль 50-х годов, для которого характерен ввод европейских инструментов: виолончели, арфы, флейты, скрипки. Характерна политональность или даже додекафония. Представители: джаз-бэнд Джерри Маллигена, квартет Дэйва Брубека (вест-коуст). Фри-джаз – зародился в 60-х годах. Фактически, музыка постмодерна. Характерна коллективная импровизация на основе полной мелодической, ритмической и гармонической свободы. Ладовая система - додекафония или даже атональность. Фри-джаз – зародился в 60-х годах. Фактически, музыка постмодерна. Характерна коллективная импровизация на основе полной мелодической, ритмической и гармонической свободы. Ладовая система - додекафония или даже атональность. Представители: Сесил Тейлор, Орнетт Коулмен, Дон Черри, Арчи Шепп, Джон Колтрейн

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 19 В пятидесятые годы в Америке и Европе (Англии) начинается эпоха рок- музыки. В связи с чем, массовая популярность и коммерческая привлекательность джаза резко падает.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 20 Мюзикл Мюзикл – жанр ХХ-XXI вв., изначально направленный на развлекательность и массовость. Мюзикл – жанр ХХ-XXI вв., изначально направленный на развлекательность и массовость. Основные черты мюзикла: 1. Тщательно прописанное либретто, основанное, как правило, на литературном бестселлере (либреттист – соавтор мюзикла). 2. Широкий диапазон сюжетной основы – от увеселительного до трагического и социально злободневного. 3.Синтетичность. В мюзикле в равной мере необходимы музыка, хореография, актерское мастерство, драматургия, вокал, декламация.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 21 Жанровые истоки мюзикла Балладная опера - совокупность популярных английских баллад с измененным текстом. Текст носил злободневный характер, либо в форме фарса пересказывал известные литературные произведения или легенды. Время возникновения – XVIII в. Балладная опера - совокупность популярных английских баллад с измененным текстом. Текст носил злободневный характер, либо в форме фарса пересказывал известные литературные произведения или легенды. Время возникновения – XVIII в. Экстраваганца – в Америке возник в середине XIX века (импортирован из Франции). Характерно насыщенность спецэффектами. Экстраваганца – в Америке возник в середине XIX века (импортирован из Франции). Характерно насыщенность спецэффектами. Бурлеск - жанр-пародия на известную трагическую пьесу (например «Отелло», «Король Лир» У. Шекспира), был популярен в Англии в XVII-XVIII веках, а с середины XIX столетия стал известен и в США. Музыка бурлеска популярные песни, комические куплеты стала его неотъемлемой частью. Все роли в этом жанре исполнялись женщинами. Для спектакля были характерны использование приема прямого обращения к «усталым джентльменам», занимавшим первые ряды, стриптиз. Бурлеск - жанр-пародия на известную трагическую пьесу (например «Отелло», «Король Лир» У. Шекспира), был популярен в Англии в XVII-XVIII веках, а с середины XIX столетия стал известен и в США. Музыка бурлеска популярные песни, комические куплеты стала его неотъемлемой частью. Все роли в этом жанре исполнялись женщинами. Для спектакля были характерны использование приема прямого обращения к «усталым джентльменам», занимавшим первые ряды, стриптиз.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 22 Жанровые истоки мюзикла Водевиль (варьете) жанр английского происхождения, популярный в США на рубеже XIX-XX веков. Это своеобразное эстрадное обозрение, состоящее из комических куплетов, песен и танцев, выступлений акробатов и дрессировщиков пуделей, чревовещателей и шпагоглотателей. Жанр наследник традиций мюзик-холла Водевиль (варьете) жанр английского происхождения, популярный в США на рубеже XIX-XX веков. Это своеобразное эстрадное обозрение, состоящее из комических куплетов, песен и танцев, выступлений акробатов и дрессировщиков пуделей, чревовещателей и шпагоглотателей. Жанр наследник традиций мюзик-холла Театр менестрелей жанр американского происхождения, появился, по мнению исследователей, на рубеже XVIII-XIX веков. Все роли в «минстрел-шоу» исполнялись мужчинами, первоначально белыми, затем возникли труппы из негритянских артистов. Основой сюжета были комические представления на тему жизни негров и их хозяев. Театр менестрелей жанр американского происхождения, появился, по мнению исследователей, на рубеже XVIII-XIX веков. Все роли в «минстрел-шоу» исполнялись мужчинами, первоначально белыми, затем возникли труппы из негритянских артистов. Основой сюжета были комические представления на тему жизни негров и их хозяев.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 23 Жанровые истоки мюзикла Ревю жанр французского происхождения, по своей специфике похож на водевиль. Это эстрадное обозрение, состоящее из пародий, комических номеров, песен, танцев, но, в отличие от водевиля, для ревю характерно единство тематического замысла и музыки. Оперетта. Жанр зародился в Европе в середине XIX века. Однако оперетты популярных европейских композиторов (И. Штрауса, Ж. Оффенбаха, И. Кальмана, Ш. Лекока и др.), как ни странно, в Америке не пользовались большим успехом. Кроме того, характерной чертой бытования европейской оперетты в Америке становится изменение названия оперетт; например оперетта «Летучая мышь» И. Штрауса шла под названием «Веселая графиня» (1912), а в 1929 годупод названием «Удивительная ночь» и т. д. Характерной чертой бытования жанра в США становится популярность второстепенных европейских оперетт, к примеру «Нанон» Р. Жеже.