Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 1 ROCK / РОК Возникновение и основные направления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектная деятельность в системе образования Проект Стили рок – музыки Проект создан группой учащихся 9-х классов.
Advertisements

МОУ «Москаленский лицей» Творческий проект по теме «МОЛОДЁЖНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА» Авторы работы: Воробьёв Н., Тебенко О., Коротина О., Баранов Е. (учащиеся.
Для тинейджера 50-х рок-н-ролл был переворотом буквально во всем: в манере одеваться, говорить, ходить, танцевать, во взглядах на мир, на власти, на родителей.
(англ. Pop-music от Popular music). Поп- музыка В широком значении, это любая массовая музыка (включая рок, электронику, джаз, блюз) В узком значении.
МОУ «Лицей школа «Сигма» Творческий проект по теме «МОЛОДЁЖНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА» Автор работы: Поцелуева Виктория 9а Руководитель: Ильиных М.В.
МОУ «Москаленский лицей» Творческий проект по теме «МОЛОДЁЖНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА» Авторы работы: Воробьёв Н., Тебенко О., Коротина О., Баранов Е. (учащиеся.
Эмо Эмо (англ. Emo, сокращение от «эмоциональный», распространена также транскрипция "имо") термин, обозначающий особый вид хардкор- музыки, основанный.
стили музыки
МОЛОДЁЖНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА Муниципальное образовательное учреждение cреднего общего образования «Москаленский лицей» Москаленского муниципального.
ДУША РОК-Н-РОЛЛА Исполнители: Киселева Клавдия Крылатых Мария Руководитель: Преподаватель I категории Мальцева Наталья Леонидовна.
Автор : ученик 6- го класса МБОУ СОШ п. Херпучи Мухин Макар Викторович.
Рок-музыка (англ. Rock music) обобщающее название многих направлений музыки. Слово «rock» качать в данном случае указывает на характерные для этих направлений.
Основные направления RAP а. BAND 2 Вопрос : Основные направления RAPa Цель : Выяснить какие существуют направления RAP а Полезные ресурсы : -Vk.com -rap.ru.
Рок Рок культура – молодежная культура. В 20-х годах прошлого века появились первые электрогитары. Со временем именно они и стали «первой скрипкой» рок-
Подзаголовок Кантри обобщённое название формы музицирования, возникшей среди белого населения сельских районов юга и запада США Кантри основано на песенных.
Современные жанры музыки. Джаз Джаз - род увеселительной музыки преимущественно танцевального характера. В основе джаза лежит импровизация.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МУЗЫКЕ Что такое Романс ? РОМАНС : Романс – это жанр вокально - инструментальной музыки. Романсом называют произведение, написанное для.
Джаз возник в США в результате синтеза многочисленных элементов переселенных музыкальных культур народов Европы, с одной стороны, и африканского фольклора.
Транксрипт:

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 1 ROCK / РОК Возникновение и основные направления

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 2 Жанровые истоки рок-музыки rock music (rock) / рок-музыка (рок) rock music (rock) / рок-музыка (рок) Главная «молодежная» ветвь поп-музыки. Появление рок-н-ролла впервые раздробило монолитный до тех пор клан исполнителей и потребителей поп-музыки на станы «отцов» и «детей». В 60-е годы рок-н-ролл вдохновил появление стилей биг-бит, уэст-коуст, «белый» блюз при этом творческий центр тяжести переместился из США в Европу, и, во многом благодаря талантам Леннона и Маккартни, Дилана, Джаггера и Ричарда, был окончательно «узаконен» новый для профессионального музыкального бизнеса принцип «автор-исполнитель». Одновременно укоренился формат небольшого вокально-инструментального ансамбля; подобные группы отныне стали основной (даже более распространенной, чем традиционные солисты) исполнительской единицей в «молодежной» поп-музыке. Термин «рок-музыка», в чем-то даже противопоставляемый «поп-музыке», утвердился только в конце 60-х годов, когда стала очевидной социальная роль и определенная альтернативная направленность молодежного музыкального движения. Главная «молодежная» ветвь поп-музыки. Появление рок-н-ролла впервые раздробило монолитный до тех пор клан исполнителей и потребителей поп-музыки на станы «отцов» и «детей». В 60-е годы рок-н-ролл вдохновил появление стилей биг-бит, уэст-коуст, «белый» блюз при этом творческий центр тяжести переместился из США в Европу, и, во многом благодаря талантам Леннона и Маккартни, Дилана, Джаггера и Ричарда, был окончательно «узаконен» новый для профессионального музыкального бизнеса принцип «автор-исполнитель». Одновременно укоренился формат небольшого вокально-инструментального ансамбля; подобные группы отныне стали основной (даже более распространенной, чем традиционные солисты) исполнительской единицей в «молодежной» поп-музыке. Термин «рок-музыка», в чем-то даже противопоставляемый «поп-музыке», утвердился только в конце 60-х годов, когда стала очевидной социальная роль и определенная альтернативная направленность молодежного музыкального движения.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 3 Жанровые истоки рок-музыки Ритм-энд-блюз (R&B). Характеристики: Ритм-энд-блюз (R&B). Характеристики: Ярко выраженный танцевальный ритм ударных инструментов, который приходит на смену тихой гитаре или банджо, Ярко выраженный танцевальный ритм ударных инструментов, который приходит на смену тихой гитаре или банджо, использование микрофонов и звукоусилителей, которые появляются уже к началу 1950-х годов; использование микрофонов и звукоусилителей, которые появляются уже к началу 1950-х годов; речитативно-декламационный стиль вокального исполнения, зачастую хрипловатым голосом; речитативно-декламационный стиль вокального исполнения, зачастую хрипловатым голосом; применение саксофона, двух акустических гитар (позже электронных); применение саксофона, двух акустических гитар (позже электронных); социально-злободневный, юмористическойй-бытовой, лирическо-любовный текст. социально-злободневный, юмористическойй-бытовой, лирическо-любовный текст. Однако на рок-н-ролл повлияли и другие жанры, как и в целом на рок-музыку.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 4 Жанровые истоки рок-музыки Белый блюз представлен отдельными солистами, соединяющими в своем творчестве дух «черного» блюза с элементами европейского фольклора шотландского, славянского, тирольского пения фальцетом. Яркий представитель Джимми Роджерс. Белый блюз представлен отдельными солистами, соединяющими в своем творчестве дух «черного» блюза с элементами европейского фольклора шотландского, славянского, тирольского пения фальцетом. Яркий представитель Джимми Роджерс. Вестерн появляется в 1930-е годы под влиянием стиля свинг. Возникает в штатах Техас, Оклахома, Луизиана. Представляют его не солисты, а ансамбли музыкантов (инструменты банджо, гитара, фортепьяно, электрогитара). Используются приемы джазовой импровизации, гавайской, мексиканской, кубинской музыки. Вестерн появляется в 1930-е годы под влиянием стиля свинг. Возникает в штатах Техас, Оклахома, Луизиана. Представляют его не солисты, а ансамбли музыкантов (инструменты банджо, гитара, фортепьяно, электрогитара). Используются приемы джазовой импровизации, гавайской, мексиканской, кубинской музыки. Блю-грасс консервативное крыло стиля кантри (гитара, банджо, скрипка, контрабас, мандолина и фальцетное пение). Представители братья Эверли, Билл Монро. Блю-грасс консервативное крыло стиля кантри (гитара, банджо, скрипка, контрабас, мандолина и фальцетное пение). Представители братья Эверли, Билл Монро.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 5 Жанровые истоки рок-музыки Хонкитонк жанр получил название от небольшого скромного заведения провинциальной Америки, где выступал певец, аккомпанируя себе на гитаре или расстроенном фортепьяно. Песни хонки-тонк песни неудачника без семьи, дома, денег. Представители жанра Хэнк Уильяме, Джимми Роджерс. Хонкитонк жанр получил название от небольшого скромного заведения провинциальной Америки, где выступал певец, аккомпанируя себе на гитаре или расстроенном фортепьяно. Песни хонки-тонк песни неудачника без семьи, дома, денег. Представители жанра Хэнк Уильяме, Джимми Роджерс. Госпел жанр негритянской религиозной песни на евангелическую тематику. Получил распространение в 30-е годы XX века. Текст и музыку создавали преимущественно профессиональные композиторы. В отличие от спиричуэла, исполняется сольно и имеет инструментальное сопровождение. Госпел жанр негритянской религиозной песни на евангелическую тематику. Получил распространение в 30-е годы XX века. Текст и музыку создавали преимущественно профессиональные композиторы. В отличие от спиричуэла, исполняется сольно и имеет инструментальное сопровождение. Эстрадная музыка музыка «Тин Пэн Элли», «Круинг» «сладкая», коммерчески выверенная музыка в сопровождении эстрадного оркестра. Эстрадная музыка музыка «Тин Пэн Элли», «Круинг» «сладкая», коммерчески выверенная музыка в сопровождении эстрадного оркестра. Эти жанровые истоки, как выявило исследование, стали основой музыкального языка и стилистики рок-музыки. Однако окончательно все составляющие в рок-направление сложились не в США, а в Англии.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 6 Направления рок-музыки (тезаурус) AOR/АОР AOR/АОР Термин появился в середине 70-х годов и вначале означал «album oriented rock» «рок, ориентированный на альбомное звучание». Позднее, сохранив свой главный смысл и даже аббревиатуру, он был уточнен: «adult oriented rock» «рок, ориентированный на взрослых». АОР нешумное, но исключительно популярное и коммерчески мощное течение. АОР можно подразделить на две части. Первая развлекательный поп-рок для взрослых, мастерски сыгранный, часто остроумный, сексуально-задиристый и вполне буржуазный (Rolling Stones, Элтон Джон, Карлос Сантана, Род Стюарт и т. п.). Вторая «текстовики» (Боб Дилан, Нил Янг, Лу Рид, Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков), некогда рупоры протестующего поколения. Список АОР может только расти, сейчас к нему добавились пионеры «новой волны» Стинг, Элвис Костелло, Джо Джексон, Грэм Паркер, и даже гранж Foo Fighters.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 7 Направления рок-музыки (тезаурус) Afro rock / афро-рок Afro rock / афро-рок Одна из этнических разновидностей прогрессивного рока, популярная в основном в Европе в годах. Ведущие представители ансамбли Osibisa, Assegai (музыканты из Ганы, осевшие в Лондоне), манеру которых можно охарактеризовать как вариант брасс-рока с элементами фольклора стран тропической Африки. С начала 80-х годов африканская музыка вновь привлекает к себе пристальное внимание. Огромный успех имели пластинки и выступления Кинг Санни Аде и Фела Кути (Нигерия), Юссу Н'Доур (Сенегал), группы Bhundu Boys (Зимбабве) однако термин «афро-рок» уже не использовался.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 8 Направления рок-музыки (тезаурус) Alternative rock / альтернативный рок Alternative rock / альтернативный рок Термин, который иногда используется для обозначения относительно небольшой части рок-музыки, которая радикально противостоит шоу-бизнесу. Представители альтернативного рока записываются на независимых фирмах, стоят, как правило, на левых позициях и исполняют некоммерческую музыку («индии»). Весь альтернативный рок можно приблизительно разбить на два клана. Первый исполнители авангардно-экспериментальной рок- музыки. Здесь ведущая роль принадлежала организации «Rock in Opposition", созданной в середине 70-х годов музыкантами английского ансамбля Henry Cow и объединявшей десятки групп из Франции, Италии, Японии, Южной Африки, США и даже СССР («Зга»). В 80-е центр тяжести сместился от арт- рока к арт-панку и «новой волне»; лидерами «альтернативы» стали Pere Ubu, Sonic Youth, The Residents, группы «индустриального» направления (Throbbing Gristle, Legendary Pink Dots). Второй клан лево-анархистские панк-ансамбли, начиная с Crass и The Ex. Они, как правило, группируются вокруг своих кооперативных фирм грамзаписи и активно сотрудничают с местными радикальными организациями.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 9 Направления рок-музыки (тезаурус) Barcoo rock / барокко-рок Barcoo rock / барокко-рок В годах весьма популярны были рок- интерпретации произведений классической музыки. Поскольку поначалу излюбленным объектом обработок был И. С. Бах, это направление получило название «барокко-рок». Нашумевшими представителями его были английские группы Nice и Procol Harum, голландская Ekseption, американская Ars Nova. У групп барокко-рока были две характерные особенности: относительно высокий уровень музыкальной образованности участников и доминирующая роль электрооргана (а не гитары) в качестве солирующего инструмента. По мере того как обработки выходили из моды, термин «барокко- рок» отмирал и к началу семидесятых был полностью вытеснен более широким понятием «арт-рок».

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 10 Направления рок-музыки (тезаурус) Big beat / биг-бит Big beat / биг-бит Термин, получивший широкое распространение в странах Центральной и Восточной Европы и первоначально обозначавший то же, что называлось просто «бит-группы» в США, «музыка йе-йе» в Южной Европе и «мерси-саунд» (по названию реки в Ливерпуле) в Великобритании. То есть стиль английской рок-музыки, характерный для Beatles и других ливерпульских групп в годах: ритмическая основа рок-н-ролла плюс богатые вокальные аранжировки (имеющие нечто общее с детройтским соулом) и европейский эстрадный мелодизм (Hollies, Gerry & Pacemakers, Herman's Hermits). Среднего масштаба возрождение биг-бита имело место в рамках движения «новой волны» в гг. (Pleasers в Англии, The Knack в США и, естественно, «Секрет» в СССР). В дальнейшем big beat существенно повлиял на брит-поп и нынешний «гаражный» ривайвл.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 11 Направления рок-музыки (тезаурус) britpop / брит-поп britpop / брит-поп Брит-поп явился в кризисный для британского рока период: к началу 90-х «новая волна» окончательно улеглась, в Америке громыхал гранж, а в родном Альбионе молодежь сходила с ума на рейвах. Стиль оформился в годах с подачи лондонских групп Blur и Suede и был тут же отпразднован музыкальной прессой как «британский ответ гранжу». Логика в этом была, и не только маркетинговая: так же, как гранж, брит-поп не явил никаких музыкальных открытий, став фактически хорошо отретушированным ривайвлом. Исходным материалом для britpop стал британский же big beat 60-х годов; цитаты из Beatles, Rolling Stones, Kinks были очевидными. Разумеется, не обошлось и без влияния более поздних стилей «новой волны» и indie pop. Как и в случае с гранжем, брит- поп прогремел во многом благодаря истеричной рекламе, а также усилиями нескольких харизматичных бэнд-лидеров братьев Галлахеров из Oasis, Дэймона Албарна из Blur, Джарвиса Кокера из Pulp, Бретта Андерсона из Suede.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 12 Направления рок-музыки (тезаурус) country rock / кантри-рок country rock / кантри-рок Мелодические баллады американской кантри-музыки в симбиозе с приемами рок-аранжировки (электронные клавишные, гитарные импровизации) и с менее невинными текстами. Основоположником направления считается певец и гитарист Грэм Парсонс, ведущими представителями певицы Линда Ронстадт и Эмми-Лу Харрис, певец Крис Кристофферсон, ансамбли Росо, Flying Burrito Brothers. Расцвет кантри-рока начало 70-х годов. Это направление оказало большое влияние на так называемый АОР «рок для взрослых» в частности, группы Eagles, «Кросби, Стиллс, Нэш и Янг». В 80-е годы возник странный гибрид кантри и панк-рока (Meat Puppets, Джо Элай) и целое веселое калифорнийское течение cow-punk (Beat Farmers, Blasters).

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 13 Направления рок-музыки (тезаурус) electro pop (technopop, electro pop (technopop, synthipop) / электропоп (техно-поп, синти-поп) Направление, доминировавшее в музыке «новой волны» примерно с 1981 года. Электропоп скорее принцип подхода к аранжировке и манере музицирования, нежели стилистическая характеристика собственно музыкального материала. Группы электропоп могут тяготеть к соулу (Eurythmics, Soft Cell), блюзу (Yazoo, Bronski Beat), европейской поп-мелодике (Human League, Depeche Mode) но общим остается и четкий электронный ритм, и синтезаторное звучание. Время от времени используются и традиционные инструменты но не привычные гитара или электроорган, а что- нибудь экзотическое, для контраста скажем, кларнет или маримба. Бесспорный «учредитель» всего направления западногерманский ансамбль Kraftwerk, еще в середине 70-х годов удививший поп-мир изысканными мелодиями на фоне механического ритма и роботоподобным вокалом.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 14 Направления рок-музыки (тезаурус) electro punk / электро-панк electro punk / электро-панк Панк-рок с компьютерами практиковался еще в 80-е годы (Big Black), однако целое электро-панковое направление развернулось только в XXI веке. Интересно, что тон в нем задают девушки Chicks On Speed, Le Tigre, Peaches. Замечательные российские представители электро-панка московская группа «Барто».

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 15 Направления рок-музыки (тезаурус) electronic rock /электронный рок electronic rock /электронный рок Электронные и пленочные эффекты были впервые широко использованы в рок-музыке в 1966 году богатыми Beatles и Beach Boys в студии и психоделическими Pink Floyd и Фрэнком Заппой на сцене. Реальный электронный рок сформировался позднее, в начале 70-х годов, когда достаточно доступным и дешевым стал синтезатор. Развитие течения пошло по двум руслам. Во-первых, так называемый космик-рок (или спейс-рок) попытка создать некую пространственную «музыку сфер», зачастую лишенную ритма, картинную, наполненную эхо-эффектами и призванную создать ощущение, что слушатель висит в пустоте, среди летающих мимолетных мелодий и величественных аккордов (Tangerine Dream, Beaver & Krause, Клаус Шульце). Второе направление ближе к американской школе минимализма (Ф. Глас, С. Рейч, Л. Янг, Т. Райли) и конкретной музыке. Электроника здесь создает ритмические структуры и используется для создания диссонансной иногда комичной, иногда устрашающей приправы к человеческим голосам и звукам инструментов.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 16 Направления рок-музыки (тезаурус) emo /эмо emo /эмо Сильно нашумевший в последние годы стиль «эмо» (от слова «эмоциональный») не столько самостоятельное музыкальное направление, сколько молодежная мода, связанная с определенной манерой вести себя, причесываться и одеваться (последнее в основном позаимствовано у готов). В музыкальном плане emo это чуть смягченный вариант панк-рока разновидности hardcore (Fugazi, Weezer). Типичные представители группы Fall Out Boy, My Chemical Romance, Panic At The Disco, Tokio Hotel. Некоторые относят к эмо и респектабельные рок-группы, склонные к мелодраматизму и легкой истерии (Muse, Placebo). В России эмо стало первой со времен панков музыкальной субкультурой, удостоившейся официального осуждения.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 17 Направления рок-музыки (тезаурус) folk rock / фолк-рок folk rock / фолк-рок Синтез рока и музыкального фольклора. Естественно, что в каждой конкретной стране фолк-рок имеет свою национальную специфику. Термин возник в 1964 году, когда Боб Дилан (первым из американских фолк-сингеров) взял в руки электрогитару и стал петь в сопровождении рок-группы. Если в США фолк-рок представлял собой в музыкальном отношении не более чем сельские блюзы и городские баллады, положенные на «электричество», то в Европе формы были гораздо разнообразнее. Многие группы в Великобритании (Fairport Convention, Steeleye Span, Lindisfarne), Франции (Ange), Италии, Швеции и в других странах использовали в своей работе мотивы народных песен, духовной и светской музыки эпох Средневековья и Возрождения.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 18 Направления рок-музыки (тезаурус) garage rock / гаражный рок garage rock / гаражный рок Популярный в последнее время термин, обобщающий многочисленные направления веселого, грязного, примитивного рок- н-ролла. Истоки современного «гаража» это и американский surf, и европейский биг-бит, и ранний, 60-х годов, панк-рок, и рокабилли, и даже bubblegum. Общий «гаражный» знаменатель это: лаконичная форма (песни и инструментальные пьесы редко длятся более трех минут), гитарный (иногда с добавлением ретроорганол) саунд в духе 60-х годов, взвинченное настроение танцевально-целовальных молодежных вечеринок. Именно это последнее резко отличает «гараж» от во многом близкого ему панк-рока: вместо сердитости и протеста в «гараже» царит атмосфера куража и даже сентиментальности. Наиболее популярные представители жанра: Билли Чайлдиш, Холли Голайтли, группы The Vines, The Hives, Detroit Cobras, The 's. Мало отличимы от «гаражных» и многие группы нью-рока, в частности Kaiser Chiefs, Arctic Monkeys, Yeah Yeah Yeahs. Ярких экспонатов гаражного рока в России пока не появилось.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 19 Направления рок-музыки (тезаурус) glam rock (glitter rock /глэм-рок glam rock (glitter rock /глэм-рок (иногда глиттер-рок) «Гламурный» или «блестящий» рок. Течение возникло в 1971 году (и просуществовало примерно четыре года) как очевидная реакция на неопрятность «подпольного» рока. Глэм-рок, сохраняя полный плюрализм в музыке, подразумевал одно: максимально эффектный (по тем временам) внешний вид. Многие визуальные приметы, даже шаблоны «новой волны», были впервые и со скандалами использованы в «глэме». В том числе: яркий грим, бижутерия и крашеные волосы мужчин-исполнителей, имидж травести, никогда раньше не культивировавшаяся в роке (даже в 50-е годы) манера с шиком одеваться. Концертные выступления содержали элемент театрализации. Излюбленная тематика песен эротика и фантастика. Помимо сугубо коммерческих эпигонов (типа Гэри Глиттера) глэм-рок прославил ряд талантливых исполнителей, незаурядных личностей в поп- музыке Дэвида Боуи, Брайена Ферри и Roxy Music, Марка Болана. Хотя все они вскоре изменили стилю и сам глэм-рок пришел в упадок, дух китчевого «стиляжества» и всяческая костюмно-макияжная эксцентрика с тех самых пор не покидала рок-музыку.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 20 Направления рок-музыки (тезаурус) gothic rock / готик-рок gothic rock / готик-рок Наиболее мрачное ответвление пост-панка явилось свету в Англии в 1979 году (группы Bauhaus, Killing Joke, Sisters Of Mercy). Для готического рока характерны минорный лад, медленный темп, монументальное (преимущественно гитарное) звучание и очевидно невеселые тексты. Стиль оказал влияние на немецкую сцену, дав импульс направлению dark wave («темная волна») и музыку heavy metal (группы gothic metal Killing Joke, Nightwish, Evanescence). Отчетливые элементы «готики» наблюдаются у некоторых групп рок-мейнстрима (The Cure, HIM; у нас «Пикник», «Агата Кристи»). Подобно панк-року и хеви- металу, готический рок породил свою субкультуру, адепты которой так называемые готы отличаются своеобразной одеждой и гримом.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 21 Направления рок-музыки (тезаурус) grunge / гранж grunge / гранж Популярный стиль гранж сложился во второй половине 80-х на северо- западе США, в Сиэтле и окрестностях. Это была своего рода американская версия пост-панка; менее изысканная, чем европейская, и более близкая к heavy metal. Никаких музыкальных инноваций гранж не явил и вполне мог бы пройти абсолютно незамеченным, как очередной локальный субстиль, если бы не одно обстоятельство: талант и харизма Курта Кобейна, лидера трио Nirvana. Их песня «Smells Like Teen Spirit», вышедшая осенью 1991 года, буквально взорвала глобальный рок-рынок, став последним (по сей день!) реальным рок-гимном в одном ряду с «lmagine» и «Satisfaction». Рок- общественность и рекорд-бизнес немедленно обратили все свои взоры на «сиэтлскую сцену», и вслед за Nirvana миру были предъявлены Soundgarten, Mudhoney и Pearl Jam (чья «Black Hole Sun» стала гранж-хитом «номер два»). Одновременно, по законам маркетинга, была раскручена гранж-мода (мешковатая драная одежда) и отчаянно-неприкаянный стиль жизни. После самоубийства Курта Кобейна в 1994 году не стало ни его группы, ни гранж как музыкального движения.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 22 Направления рок-музыки (тезаурус) hard rock / хард-рок hard rock / хард-рок «Твердый рок», «Тяжелые орудия». В годах многие музыканты блюз-рока (Эрик Кпэптон, Джими Хендрикс, Элвин Ли) начали использовать электронные эффекты (бустер, фузз и др.), искажавшие звук гитары, делавшие его более массивным, «ревущим». Одновременно был придуман ход, когда фузз-гитара и бас-гитара играли опорную музыкальную фразу, рифф, в унисон («Sunshine Of Your Love» Cream, «Purple Haze» Хендрикса). Таким образом, звучание блюз-рока стало гораздо более интенсивным, тяжелым. Фактически это и был хард-рок, хотя сам термин стал широко употребляться только в 1969 году для характеристики прославившейся группы Led Zeppelin. Унаследовав от блюза ритмико-гармоническую структуру и страсть к долгим импровизациям, хард-рок принес с собой и нечто новое: элементы классической музыки (Deep Purple), психоделические и фольклорные мотивы (Led Zeppelin, Black Sabbath). В годах хард- рок был доминирующим стилем рок-музыки. Затем он постепенно отходил в тень: звучание и приемы хард-роковой игры стали стандартными в роке их легко обнаружить не только в хеви-метал, но и в панк-роке, поп-роке, даже хип-хопе. Осколки классических хардовых групп (Rainbow, Whitesnake, Dio) еще десяток лет поддерживали стиль на плаву, после чего он окончательно превратился в ветеранско-ностальгическую секцию heavy metal.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 23 Направления рок-музыки (тезаурус) heavy metal / хеви-метал heavy metal / хеви-метал «Тяжелый металлический рок» или «уродливый сынок хард-рока», как нелестно, но точно написал о нем один критик. Музыка ХМ это упрощенный, «спрямленный» хард-рок, без виртуозных импровизаций и каких бы то ни было «художественных» реминисценций. Тексты этих напористых песенок касаются трех тем: борьбы и силы, секса (опять же с упором на силу) и подаваемой на полном серьезе детской чертовщины (ведьмы, монстры, сатана, драконы и т. п.). Поклонники хеви-метал создали подробную классификацию различных оттенков метала; я лично могу выделить три основные разновидности: традиционная (Kiss, Iron Maiden, «АС/DC»; у нас «Ария», «Черный кофе»); поп-метал (Bon Jovi, Metallica, Def Leppard, Europa, «Парк Горького») с попытками мелодизма, клавишными инструментами и менее грубыми текстами; и радикальный метал, к которому можно отнести группы, именующие себя «спид-метал» и «трэш-метал» (Anthrax, Megadeth, Slayer). Это последнее направление представляет собой музыку неслыханной интенсивности; по темпу и «звуковому валу» оно приближается к hardcore, однако значительно чище по исполнению. Актуальными металлическими стилями считаются бодрый nu-metal (Korn, Limp Bizkit, Linkin Park); шутовской groove metal (White Zombie, Pantera); alternative metal (Faith No More, Primus, Ministry); позерский glam metal (The Darkness, Wolfmother).

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 24 Направления рок-музыки (тезаурус) indie pop / индии-поп indie pop / индии-поп В середине 80-х годов в Британии появилась плеяда групп (Orange Juice, The Smiths, Aztec Camera), которые, с одной стороны, несомненно, принадлежали к «независимой» индии-сцене, а с другой разительно отличались от доминирующих в тогдашней альтернативе стилей (пост-панк, электропоп, «готика»). Их музыка была намного легче и прозрачнее по саунду, мелодичнее и вообще больше напоминала биг-бит и уэст-коуст шестидесятых. Это направление и стали со временем называть индии-поп (в противоположность более «грузящему» року). Лидерами стиля принято считать Belle & Sebastian, Divine Comedy, Pulp, Stereolab (Британия), Magnetic Fields, New Pornographers, Modest Mouse (США). Очень популярен индии-поп и в континентальной Европе, особенно в Скандинавии (Cardigans, Kings Of Convenience), Франции (Nouvelle Vague) и Испании (La Buena Vida). Среди наших артистов к индии-попу смело можно причислить московские группы «Мегаполис», «Ногу свело!», «Несчастный случай», «Ундервуд». Фактически индии-поп служит своего рода мостиком между альтернативной сценой и поп-мейнстримом, поэтому нередки случаи перебежки из одного лагеря в другой: в самое последнее время это удалось канадке Feist, англичанке Лили Аллен, недавней лауреатке «Грэмми» юной Adele.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 25 Направления рок-музыки (тезаурус) industrial / индастриал industrial / индастриал Одна из наиболее экстремальных форм экспериментальной рок- музыки. Для стиля характерны максимально жесткое применение электроники, шумовые эффекты и записи «конкретных» звуков, использование нетрадиционных инструментов вроде листов металла и электрогенераторов. Пионеры направления авангардисты «новой волны»: англичане Throbbing Gristle и Test Department, американец Бойд Райе (NON), новозеландцы SPK, немцы Einsturzende Neubauten. На электронно-танцевальном фланге industrial обосновался стиль electronic body music, или ЕВМ (Cabaret Voltaire, Front 242, Die Krupps, Skinny Puppy); на шумовом noise music (американцы Sonic Youth и Гленн Бранка, японцы Boredoms и Ruins); на «психоделическом» постиндустриальные группы (Legendary Pink Dots, Current 93, Coil). В 90-е - нулевые годы ряд рок- групп с ощутимым индустриальным уклоном имели серьезный коммерческий успех (Nine Inch Nails, Ministry, Marilyn Manson). В России стиль представлен творчеством рижско-питерской группы «Зга» и москвичей «Собаки Табака».

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 26 Направления рок-музыки (тезаурус) jazz rock / джаз-рок jazz rock / джаз-рок Предтечами джаз-рока можно считать «белый» блюз (Джон Майалл, Cream), впервые внесший в рок-музыку элемент импровизации; так называемый брасс-рок (т. е. рок с медной секцией ансамбли Chicago; Blood, Sweat & Tears), тяготевший к джазовым приемам аранжировки, а также работы годов знаменитого трубача Майлза Дэйвиса и его ансамбля, где впервые «солидные» джазмены стали играть в рок-размере 8/8 и широко применять типичные для рока электронные тембры и эффекты. Бывший партнер Дэйвиса, гитарист Джон Маклафлин, в 1972 году создал Mahavishnu Orchestra образец классического джаз-рока. Ладовый колтрейновский джаз плюс рок-ритмика и рок-инструментарий. Непременной была также исключительная виртуозность исполнителей, недосягаемая даже для лучших рок-музыкантов. Джаз-рок сразу стал популярен и привлек в свои ряды многих исполнителей особенно джазменов, которые увидели в нем возможный выход из творческого и коммерческого тупика, в котором оказался их жанр.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 27 Направления рок-музыки (тезаурус) kraut rock & NDW / краут-рок и «новая немецкая волна» kraut rock & NDW / краут-рок и «новая немецкая волна» С конца 60-х годов в ФРГ существует весьма своеобразная рок- сцена, малоприметная в контексте шоу-бизнеса (в коммерческом отношении наиболее удачливая западногерманская группа металлические Scorpions), однако существенно повлиявшая на развитие авангардных форм рока. Творческую самобытность немецкого рока предопределили мощные культурные традиции, в частности школа новой академической музыки (Штокгаузен, Кагель). Краут-рок (группы Amon Duul II, Guru Guru, Neu) региональное ответвление прогрессивного рока, точнее, его электронно- психоделической разновидности. В области «космического» рока немцы, бесспорно, были мировыми лидерами; Клаус Шульце и Tangerine Dream имеют успех до сих пор правда, уже на ниве нью- эйдж.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 28 Направления рок-музыки (тезаурус) latin rock / латин-рок latin rock / латин-рок Синтез популярных танцевальных ритмов Центральной и Южной Америки и рока с элементами джазовой импровизации. Это направление прогрессивного рока популярно представлено одним-единственным, но ярким ансамблем Карлоса Сантаны. После феноменального успеха Сантаны в годах ряд групп (El Chicano, Malo) пытался ему подражать, но без большого успеха. Впрочем, и его оригинальная, но несколько однообразная стилистика скоро приелась. В е годы латинская тема была продолжена в творчестве кантри-панковых Los Lobos. На сегодняшней сцене отдаленными продолжателями латин-рока можно считать прог-роковых Mars Volta и относящегося к епархии world music Ману Чао.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 29 Направления рок-музыки (тезаурус) mod / мод mod / мод Молодежное движение в Великобритании ( ). «Мод» сокращение от слова «модерн» («современный»). «Моды» происходили, как правило, из семей среднего класса, были образованны и воспитанны. Стиль одежды: костюмы, шарфы и плащи-парки у юношей, платья с геометрическим узором у девушек. Стиль жизни интеллигентный гедонизм: работа, пикники, ночи в дискотеках. Музыка соул и свои мод-группы (The Who, Small Faces). Кланом оппонентов и их визави в знаменитых массовых драках были рокеры (мотоциклы, черная кожа, грубые манеры, рок-н-ролл). Стиль мод пережил бурное возрождение на ниве «новой волны» в годах.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 30 Направления рок-музыки (тезаурус) new wave / новая волна new wave / новая волна Направление, возникшее в поп-музыке в 1977 году и ставшее своего рода бунтом нового поколения рок-музыкантов против «буржуазного» поп-рока и усложненно-эскапистского прогрессивного рока 70-х годов. Изначальной и наиболее радикальной формой «новой волны» был панк-рок. В дальнейшем (так же, как это было десятилетием ранее с подпольным и прогрессивным роком) движение раздробилось на множество стилей. Это вновь направления, связанные с заимствованиями из иных музыкальных культур ска, панк-фанк (или неофанк), а также модные опыты с африканской музыкой. Это целый ряд возрожденных старых стилей (неорокабилли, неомод, неопсиходелик) и целый ряд авангардно- экспериментальных направлений (альянсы с фри-джазом, шумовой и компьютерной музыкой). Стержневые стили «новой волны» панк, пост-панк и электропоп основные носители, соответственно, нигилистического и гедонистического начал.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 31 Направления рок-музыки (тезаурус) pop rock / поп-рок pop rock / поп-рок Термин появился в 70-е годы, чтобы обозначить антитезу прогрессивному року. В отличие от этого последнего, тяготевшего ко всевозможным музыкальным экспериментам, крупной форме, импровизаторству и т. д., поп-рок предполагал обычный песенный формат, ритм, мелодию, «цивилизованное» звучание и относительно доходчивые тексты (при наличии всех прочих специфических элементов рок-музыки). Иначе говоря, рок усредненный, без экстремизма будь то агрессивность хеви- метал, усложненность арт-рока или заумные вирши «фолкников». Типичными представителями поп-рока могут считаться Пол Маккартни, Род Стюарт, Queen, Styx, Брайан Адаме, Dire Straits и многие другие популярнейшие исполнители. Характерная черта большинства музыкантов поп-рока коммерческая гибкость, умение оперативно трансформироваться и флиртовать с различными стилями по мере изменения музыкальной конъюнктуры. Типичный представитель поп-рока на нашей территории Владимир Кузьмин.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 32 Направления рок-музыки (тезаурус) Punk rock / Панк-рок Punk rock / Панк-рок Впервые выражение это (буквально «шпанистый рок») прозвучало в середине 60-х годов, когда США захлестнула волна любительских рок-групп (еще их называли «гаражные группы», поскольку гаражи обычно служили местом репетиций). Группы были сыры, корявы, но весьма энергичны и, в отдельных случаях (The 13th Floor Elevators, The Seeds, Blues Magoos), весьма оригинальны. Панк-рок 60-х годов, зафиксированный в основном на провинциальных индииз, не оставил большого следа ни в умах, ни в хит- парадах, ибо был накрыт приливной волной контркультуры. В подпольном роке носителями неотесанных панк-традиций принято считать МС 5, The Stooges, Velvet Underground. Второе пришествие панка случилось в середине 70-х. В Нью-Йорке Ramones, Television, Talking Heads сформировали новое молодежное подполье, противостоящее «обуржуазившемуся» року. Чуть позже аналогичная сцена возникла в Лондоне (Sex Pistols, The Damned, Clash). И именно в Британии, в атмосфере национального скандала, подогреваемого рекламой, панк-рок вышел из подвалов и стал всеобщим достоянием. Этот шок (1977) ознаменовал рождение «новой волны» и открыл дорогу новому поколению рок-музыкантов. По иронии судьбы пионеры течения, панк-рокеры, были тут же отодвинуты на задний план.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 33 Направления рок-музыки (тезаурус) progressive rock / прогрессивный рок progressive rock / прогрессивный рок Термин, интегрирующий направления, возникшие в рок-музыке в конце 60-х - первой половине 70-х годов и представлявшие в то время альтернативу как салонному изи лиснинг, так и коммерческим тинибоперам. Прогрессивный рок прямое порождение движения андеграунд, и в тех или иных проявлениях он несет в себе большинство догм музыкальной контркультуры, в первую очередь представление о роке как о «серьезном искусстве». Отсюда стремление к всевозможным некоммерческим экспериментам и философичности содержания. Сам термин «прогрессивный» возник постольку, поскольку альтернативные течения стали иметь массовый успех (со всеми вытекающими отсюда последствиями) и эпитет «андеграундный», то есть «подпольный», явно больше не годился. Музыкальная экспансия прогрессивного рока не знала пределов: на границах рока появилось более десятка «синтетических» направлений. Их можно разделить на этнические (афро-рок, латин-рок, рага-рок), стилистические (барокко-рок, симфо-рок, джаз-рок, блюз-рок), связанные с используемым инструментарием (брасс- рок, электронный рок) и способом воздействия на аудиторию (глэм-рок, хоррор-рок, психоделический рок). Наиболее убедительные произведения в области прогрессивного рока были созданы на рубеже х годов британскими группами King Crimson, Pink Floyd, Genesis, Jethro Tull, Gentle Giant, Yes; немцами Can, Faust и Tangerine Dream, французами Magma.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 34 Направления рок-музыки (тезаурус) psychedelic rock / психоделический рок psychedelic rock / психоделический рок Одно из основных направлений «подпольной» музыки. «Психоделический», «психоделик» термин, обозначающий всё касающееся употребления наркотиков и связанных с этим изменений в психике, восприятии, мироощущении (также иногда называется acid rock уже буквально «кислотный рок»). Для него характерны: бесконечно длинные, вводящие в транс инструментальные импровизации (Can, Grateful Dead), обилие световых и цветовых эффектов, как бы имитирующих галлюцинации (Pink Floyd), тексты, повествующие о «расширении сознания» и живописующие бредовые видения под кайфом (Jefferson Airplane и многие другие, не исключая отдельные песни Beatles, Джими Хендрикса, Боба Дилана). Психоделик был имманентным порождением движения хиппи («власть цветов») и в своей классической форме просуществовал очень недолго ( ), однако отголоски его влияния (и музыкальные, и текстуальные) проходили красной нитью, то явно, то пунктирно, через всю рок-музыку последующих десятилетий.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 35 Направления рок-музыки (тезаурус) raga rock / рага-рок raga rock / рага-рок Одно из недолговечных этнических направлений прогрессивного рока. Было инспирировано гитаристом Beatles Джорджем Харрисоном, «открывшим» ситар, и имело некоторый успех в годах. Групп, игравших только рага-рок, практически не существовало, но на множестве «подпольных» пластинок тех лет было по одной-две «индиийские» песни. Исключением явилась английская группа Quintessence, серьезно занимавшаяся индиийским фольклором и просуществовавшая около десяти лет. В 90-е годы индиийская музыка вновь стала востребована для «электрической» обработки но на этот раз уже в контексте клубной культуры (стиль бангра).

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 36 Направления рок-музыки (тезаурус) rock opera / рок-опера rock opera / рок-опера В годах, в русле общего «серьезного» тренда в поп- музыке, рядом групп были написаны сюжетные музыкальные произведения длительностью от сорока минут до полутора часов, которые вскоре и были окрещены рок-операми. Каждая рок-опера состояла из последовательности нормальных рок-песен с вкраплением инструментальных увертюр и интермедий. Записывались и ставились рок-оперы с опорой на собственные силы, поэтому женские партии исполняли мужчины, и традиционные арии «от первого лица» перемежались обычными «описательными» песнями в отсутствие хора и разработанной драматургии. Таковы рок-оперы «Томми» и «Квадрафония» группы The Who, «Печаль Сан-Франциско» Pretty Things, «Артур» The Kinks. Мода на рок-оперы оказалась скоротечной: единственным заметным произведением такого плана (но, кстати, не названного создателями рок-оперой), стала «Стена» группы Pink Floyd (1977).

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 37 Направления рок-музыки (тезаурус) rock'n'roll / рок-н-ролл rock'n'roll / рок-н-ролл Танец и музыкальный стиль, «официально» появившийся в 1955 году посредством глобального хита «Rock Around The Clock» Билла Хейли. Представлял собой, по сути дела, смягченный вариант ритм-энд-блюза. Многие ранние рок-н-роллы были буквально понотно списаны с ритм-энд- блюзовых хитов однако снабжены гладкими, рассчитанными на массовую белую аудиторию текстами. Аранжировка также была облегчена как правило, отсутствовала синкопирующая духовая секция, зато возникал аккордеон... Тем не менее рок-н-ролл стал первым выходом аутентичной негритянской танцевальной музыки, с ее темпом и ритмической экспрессией, к широкой международной аудитории в этом основная причина и его успеха, и обструкции, устроенной некоторыми консервативными институтами. Рок-н-ролл с равным успехом сочиняли и исполняли как белые музыканты (Элвис Пресли, Джерри Ли Льюис, Джин Винсент), так и негры (Чак Берри, Литтл Ричард, Бо Дидли). В своем классическом виде рок-н-ролл просуществовал недолго, примерно до 1959 года, после чего был окончательно усмирен и сглажен. Изначальный импульс рок-н-ролла, однако, разбудил тысячи артистов и миллионы слушателей, породив рок (в широком смысле) главную музыку второй половины XX века.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 38 Направления рок-музыки (тезаурус) rockabilly / рокабилли rockabilly / рокабилли Популярная, чисто «белая» разновидность рок-н-ролла, представляющая собой гибрид ритм-энд-блюза и музыки кантри (конкретно стиля хиллбилли). Помимо характерных мелодических оборотов рокабилли отличали стремительный темп и предельно облегченная инструментовка отсутствовали не только духовые и фортепиано, но зачастую и ударные. Центром рокабилли была мемфисская студия звукозаписи SUN продюсера Сэма Филипса. Здесь началась карьера Пресли и здесь записывались звезды рокабилли Карл Перкинс, Джонни Кэш, Чарли Рич. В конце 50-х годов, с упадком рок-н-ролла, большинство исполнителей рокабилли переквалифицировались на ортодоксальную кантри-музыку. В начале 80-х панк дал импульс новому электрическому рокабилли (Stray Cats, Алан Вега) и «страшилочному» субстилю psychobilly (The Cramps, The Meteors), популярному до сих пор.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 39 Направления рок-музыки (тезаурус) soft rock / софт-рок soft rock / софт-рок Буквально «мягкий рок». Был крайне популярен, прежде всего в США, в годах. Представлял собой хорошо аранжированный мелодичный фолк-рок. От сентиментальных баллад эстрадного плана софт-рок отличался скорее более серьезным поэтичным содержанием, нежели формой. Известнейшие представители направления группа Bread, дуэты Саймон и Гарфанкель и Carpenters, авторы-исполнители Джони Митчелл, Кэрол Кинг, Кэт Стивене и Джеймс Тэйлор. В середине 70-х годов содержательные аспекты софт-рока утратили актуальность, а функции негромкой, приятной, полуфоновой музыки взяли на себя new аде и «филадельфийская» разновидность диско. Софт-рок один из очень немногих стилей, так и не дождавшийся пока второго дыхания и новой волны моды. Большинство его исполнителей, даже знаменитых, забыто сегодня довольно основательно.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 40 Направления рок-музыки (тезаурус) surf / сёрф surf / сёрф Сёрф-музыка появилась в Калифорнии в середине 50-х годов, примерно в одно время с рок-н-роллом, но долго оставалась локальным феноменом музыкой любителей серфинга. Лишь в начале 60-х стиль сёрф стал достоянием мировой общественности благодаря двум блестящим американским группам Beach Boys и Ventures. Они же положили начало двум направлениям сёрфа вокальному и инструментальному соответственно. Вокальный сёрф вскоре растворился в уэст-коуст-роке, а инструментальный сохранил самостоятельность и прекрасно чувствует себя по сей день. После периода бурной популярности в «добитловскую» эру (Ventures, Дик Дейл, Линк Рэй) сёрф был накрепко забыт вплоть до середины 90-х.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 41 Направления рок-музыки (тезаурус) west coast rock / уэст-коуст-рок west coast rock / уэст-коуст-рок Рок Западного побережья. Калифорнийская разновидность рок-музыки стала выделяться на общем фоне уже в самом начале 60-х годов: большой модой того времени стал серфинг, и на Западном побережье США возникла целая музыкальная отрасль, воспевающая романтику и героизм скольжения по прибою. Лидерами сёрф-рока были Beach Boys. На первом этапе своей карьеры они просто брали известные рок-н-роллы и переиначивали их тексты на «серфинговый» лад (скажем, известная песня Чака Берри «Снова в США» превратилась в «Серфинг в США»). Помимо четко очерченной тематики и всегда радостного настроения, сёрф-рок отличали достаточно сложные вокальные аранжировки. Многоголосие, как основной прием пения, стал фирменным знаком всего уэст-коуст-рока, годами расцвета которого принято считать Beach Boys, The Byrds, Mamas And Papas и другие, менее известные, группы не только пели в унисон, но и устраивали сложные вокальные переплетения, характерные для хорового пения а капелла. Гармонический вокал и сильное мелодическое начало позволяют считать уэст-коуст своего рода американским ответом на британский мерси-саунд. В 1967 году Калифорния стала эпицентром «подпольного» рока, и беззаботный уэст-коуст был быстро предан забвению.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 42 Направления рок-музыки (тезаурус) white blues / «белый» блюз white blues / «белый» блюз Увлечение белой молодежи рок-н-роллом породило у части музыкантов интерес к стилям, ему предшествовавшим. Вначале к ритм-энд-блюзу (Rolling Stones, Animals, Them), немного позднее к блюзу. Парадоксально, что интерес этот намного сильнее ощущался в Европе, нежели в США, на родине стиля (там немногими адептами «белого» блюза были Blues Project Эла Купера и Paul Butterfield Blues Band). В Великобритании в годах происходит подлинный блюзовый бум, открывший немало прекрасных исполнителей (Джон Майалл, гитарист Питер Грин из Fleetwood Mac, органист Стив Уинвуд и, конечно, Эрик Клэптон). Излюбленной стилистикой был чикагский вариант городского блюза.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 43 Направления рок-музыки (тезаурус) полит-рок полит-рок Трудно найти рок-группу, которая призналась бы в политической целенаправленности своего творчества. Даже объективно политизированные поп-исполнители очень не любят, если их идентифицируют с некими партиями, лидерами и идеологиями. Главных причин тому две: во-первых, рок все-таки более эмоциональное, нежели «программное» искусство; во-вторых, неписаные законы поп-бытия предостерегают артистов, особенно известных, от какой бы то ни было открытой «партийности», поскольку от политических антипатий может пострадать имидж и популярность. Таким образом, термин «полит-рок» обозначает не одно из стилистических направлений рок-музыки (такого, строго говоря, нет), а, скорее, характеристику отдельных произведений. Скажем, альбом Джона Леннона «Когда-то в Нью-Йорке» и песня «Дайте миру шанс», несомненно, являются полит-роком, хотя назвать его самого представителем полит-рока было бы неверно.

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 44 Направления рок-музыки (тезаурус) русский рок русский рок «Русский рок» может трактоваться в узком и широком смысле. В первом случае речь идет о специфической русскоязычной стилистике, которая начала формироваться в начале 70-х годов усилиями, в первую очередь, московской группы «Машина времени». Влияние на музыку и настроение этого русского рока оказали, с одной стороны, британские биг-бит и хард-рок, а с другой стороны отечественная бардовская песня (Высоцкий, Галич, Окуджава). Для стиля характерны незамысловатая, но отчетливая мелодика, низкая энергетика и серьезная лирическая основа. Помимо отца- основателя Андрея Макаревича, типичными и лучшими представителями русского рока могут считаться группы «Аквариум», «Воскресение», ДДТ, «Калинов мост», «Чайф», «Сплин», «Ночные снайперы». Абсолютной вершиной русского рока (если это вообще можно квалифицировать как рок) стало творчество гениального поэта Александра Башлачева.