Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 1 DANCE / Танцевальная музыка Возникновение и основные направления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
стили музыки
Advertisements

(англ. Pop-music от Popular music). Поп- музыка В широком значении, это любая массовая музыка (включая рок, электронику, джаз, блюз) В узком значении.
ДЖАЗ – ИСКУССТВО XX ВЕКА Что такое джаз? Что такое джаз? Луи Армстронг, один из самых популярных музыкантов прошлого столетия, говорил: «Если вы, слушая.
МОУ «Москаленский лицей» Творческий проект по теме «МОЛОДЁЖНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА» Авторы работы: Воробьёв Н., Тебенко О., Коротина О., Баранов Е. (учащиеся.
МОУ «Лицей школа «Сигма» Творческий проект по теме «МОЛОДЁЖНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА» Автор работы: Поцелуева Виктория 9а Руководитель: Ильиных М.В.
Выполнил ученик 4 а класса Авлиходжаев Шохруххон.
Современные жанры музыки. Джаз Джаз - род увеселительной музыки преимущественно танцевального характера. В основе джаза лежит импровизация.
Jazz funk, Воздушный Шарик и Hip-Hop Крашовац К. 7а.
Основные направления RAP а. BAND 2 Вопрос : Основные направления RAPa Цель : Выяснить какие существуют направления RAP а Полезные ресурсы : -Vk.com -rap.ru.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОБЛАСТЕЙ МУЗЫКИ тема полугодия. Городская бытовая музыка XIII-XIVв. (Европа) Возникновение областей музыки Этническая музыка (фольклор)
Рок-музыка (англ. Rock music) обобщающее название многих направлений музыки. Слово «rock» качать в данном случае указывает на характерные для этих направлений.
Знакомство с блюзом Составила: Медведева Е.В., учитель информатики, музыки. 1 квалификационная категория. МБОУ «Инкинская СОШ»
Для тинейджера 50-х рок-н-ролл был переворотом буквально во всем: в манере одеваться, говорить, ходить, танцевать, во взглядах на мир, на власти, на родителей.
Руководитель: Косенкова Татьяна Юрьевна. Клубные танцы Клубные танцы - это совокупность различных танцевальных стилей, объединенных одним направлением.
TRANCE/ТРАНС Что представляет из себя trance? Транс (англ. trance) это стиль электронной танцевальной музыки, который развился в 1990-е годы. Отличительными.
Поп-му́зыка (Pop-music от Popular music) направление современной музыки, вид современной массовой культуры. В широком значении, это любая массовая музыка.
МОУ «Москаленский лицей» Творческий проект по теме «МОЛОДЁЖНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА» Авторы работы: Воробьёв Н., Тебенко О., Коротина О., Баранов Е. (учащиеся.
ДУША РОК-Н-РОЛЛА Исполнители: Киселева Клавдия Крылатых Мария Руководитель: Преподаватель I категории Мальцева Наталья Леонидовна.
Транксрипт:

Музыкальные стили и направления, В.В. Кортунов (с) 1 DANCE / Танцевальная музыка Возникновение и основные направления

DANCE ambient / эмбиент ambient / эмбиент У музыки ambient два, и очень контрастных, истока. Один «благородный»: академическая авангардная музыка, от классика Эрика Сати до минималиста Мортона Фельдмана, и электронный рок в его наиболее космической разновидности. Второй «утилитарный»: американский muzak х годов. Однако если задачей muzak было привести человека в сиюминутное хорошее настроение, то ambient (как следует и из самого названия стиля) призван сообщить человеку некое состояние, поместив его в ненавязчивую, но плотную звуковую атмосферу. Характерно, что одним из синонимов muzak был elevator music («музыка для лифтов»), а первый альбом манифест музыки ambient, записанный в 1978 году великим музыкантом и продюсером Брайаном Ино, назывался «Music For Airports» («Музыка для аэропортов»). Как вы понимаете, в лифте люди проводят от силы 1-2 минуты, а в аэропорту могут маяться часами... У музыки ambient два, и очень контрастных, истока. Один «благородный»: академическая авангардная музыка, от классика Эрика Сати до минималиста Мортона Фельдмана, и электронный рок в его наиболее космической разновидности. Второй «утилитарный»: американский muzak х годов. Однако если задачей muzak было привести человека в сиюминутное хорошее настроение, то ambient (как следует и из самого названия стиля) призван сообщить человеку некое состояние, поместив его в ненавязчивую, но плотную звуковую атмосферу. Характерно, что одним из синонимов muzak был elevator music («музыка для лифтов»), а первый альбом манифест музыки ambient, записанный в 1978 году великим музыкантом и продюсером Брайаном Ино, назывался «Music For Airports» («Музыка для аэропортов»). Как вы понимаете, в лифте люди проводят от силы 1-2 минуты, а в аэропорту могут маяться часами...

DANCE bastard pop / mashup /sampladelica / plunderphonic / glitch / бастард поп bastard pop / mashup /sampladelica / plunderphonic / glitch / бастард поп Будущее поп-музыки? Почему бы и нет... Цифровые технологии, и в первую очередь процесс сэмплинга, позволяют эффективно и без особого труда монтировать новую музыку, используя всю старую, от готических грегорианских хоралов до последних текущих хитов, как исходный материал. Лучшие голоса и лучшие оркестры, гениальные мелодии и самые сногсшибательные ритмы, записанные великими продюсерами, все это полуфабрикаты, детали необъятмного конструктора, глобальмного звукового LEGO, из которых любой человек, обладающий элементарными навыками и (желательно) вкусом, может насоздавать неограниченное количество собственных (без кавычек) опусов.

DANCE disco / диско disco / диско Популярный во второй половине 70-х годов стиль танцевальной музыки. Вкратце может быть охарактеризован как «спрямленный» вариант музыки соул с резко акцентированным ритмом и насыщенным электронным звучанием. Ключевой фигурой в диско стал продюсер-аранжировщик (Джорджо Мородер, Франк Фариан, Черроне), исполнители не блистали индивидуальностью. В 80-е годы на смену диско пришли менее прямолинейные фанк и «ново волновый» электропоп. Не менее танцевальные, чем диско, эти направления предоставляют артистам большую свободу самовыражения (как в музыке, так и в тексте) и, в отличие от диско, способны порождать звезд (единственным «человеческим лицом» диско-продукции была певица Донна Саммер). В нулевые годы XXI века музыка диско пережила небольшой ривайвл (Scissor Sisters, Nostalgia 77, Софи Эллис Бекстор), но осталась в тени R&B.

DANCE DNB / drum and bass / драм-энд-басс DNB / drum and bass / драм-энд-басс Стиль современной электронной музыки, появился в начале 90-х годов в Лондоне. Первоначальное название стиля, иногда употребляемое и сейчас,jungle («джунгли»). Главные характеристики DNB очень высокий (до 180 ударов в минуту) темп и невероятно «закрученные», головой- (и много-) ломаные партии ударных и баса, которые исполняются исключительно компьютерами, так как живому музыканту с ними не справиться. Хотя придумали DNB английские рейв-диджеи, реально танцевать под эту музыку очень сложно поэтому, наверное, она не стала столь же востребованной на танцполе, как хаус, техно или транс. С другой стороны, звучание DNB настолько причудливо и характерно, что эта музыка привлекла внимание авантюрных музыкантов из совершенно иных областей: электронщика-авангардиста Squarepusher; «индустриальных» рокеров Nine Inch Nails и даже Дэвида Боуи, записавшего в DNB-саунде свой альбом 1997 года «Earthling». В России интересные DNB-записи сделал SolarX.

DANCE downtempo / даунтемпо downtempo / даунтемпо Популярный и доходчивый термин downtempo (буквально «в замедленном темпе») стилистически правильно было бы заменить на ambient house. Медленная, но с непрерывным ритмом музыка, в которой электронный саунд нередко соседствует с «живыми» джазовыми соло и задумчивым вокалом. Известные представители: австрийцы Sofa Surfers и Kruder & Dorfmeister; англичане Fila Brazilia; французы Dzihan & Kamien; итальянцы Dining Rooms.

DANCE dub / дуб dub / дуб Можно сказать, что dub это первый в истории «ремиксовый» музыкальный жанр. Еще в 60-е годы диск-жокеи с острова Ямайка, Ли «Скретч» Перри и Кинг Табби, взялись переделывать на свой лад существующие реггей-записи, обильно разбавляя их эхо-эффектом и усиливая звучание бас-гитары. Даже в тогдашних кустарных условиях результат получался удивительный. В 80-е годы эксперименты продолжили, вооружившись цифровыми технологиями, англичане Эдриан Шервуд и Mad Professor. Пуще прежнего расцвел сюрреалистический дуб в следующем десятилетии, наложившись на новые стили EDM, что привело к появлению понятия «дуб-тройника». Как аранжировочно-ремиксовый прием, дуб стал активно использоваться и в применении к этнической музыке, в чем особенно преуспели американцы Билл Ласвелл и Thievery Corporation. Если классический «цифровой» дуб ближе своими неспешными пульсациями к downtempo или даже ambient, то его новейшая, более жесткая разновидность, получившая название dubstep (Burial, Kode9), уже обосновалась на радикальных танцполах.

DANCE electronic dance music (EDM) / электронная танцевальная музыка electronic dance music (EDM) / электронная танцевальная музыка Глобальные танцевальные «эпидемии» охватывали поп-музыку периодически. Танго в 20-е годы, свинг в 30-е, рок-н-ролл в 50-е, твист в 60-е, диско в 70-е. Однако лишь в конце 80-х танц музыка стала явлением более масштабмного порядка, превратившись фактически в отдельную крупную отрасль поп-индустрии со своими рекорд-лейблами, сетью «живых» выступлений и фестивалей и даже всемирными ярмарками / конференциями (в Амстердаме и Майами). Так же как в случае с рок-музыкой в е, о танц музыке стали говорить как о «движении», «культуре» и «образе жизни». Импульсом к рождению этого явления стали несколько факторов: превращение диск-жокея из пассивной, второстепенной фигуры в творческую и организующую единицу; появление новых специфических форм молодежмного развлечения рейвов, танцклубов, танц фестивалей; и, разумеется, возникновение целого веера новых танцевально- ориентированных музыкальных стилей.

DANCE funk / фанк funk / фанк Стиль первоначально появился в джазе в начале 60-х годов (Хорэйс Силвер, Арт Блейки). В соул-музыке направление фанк представлял Джеймс Браун самый страстный, до истеричности, из негритянских певцов. Вообще «фанк» можно понимать как «взвинченный». Основной признак фанк-музыки акцентированный ритм на 8/8, подчеркнутый характерной синкопированной партией жестко звучащей бас-гитары. Ритм-гитара, часто снабженная эффектом wah-wah, играет остинатную фигуру, а духовые и позже синтезаторы рифы. Фанк в одно время считался не более чем манерой игры и аранжировки в соул. В 70-е годы он был известен в основном негритянским слушателям (Джордж Клинтон, Earth Wind & Fire). Только в начале 80-х годов, когда окончательно приелась механистичная диско- музыка, фанк, как не менее танцевальная, но гораздо более живая и дающая творческий простор форма, стал по-настоящему популярен, в том числе и в Европе.

DANCE hip hop / хип-хоп hip hop / хип-хоп Термин появился в начале 80-х годов, заменив сразу несколько других (электро бит, электробуги, электро-фанк). В основе хип-хопа вокальный рэп, оснащенный всеми достижениями электронной технологии. «Отец» направления нью-йоркский диск-жокей Африка Бамбаата, отказавшийся от традиционмного фанк- аккомпанемента в пользу ритм-компьютеров. Поскольку эти последние доступны по цене, просты в управлении, а исполнить партию ударных могут неизмеримо техничнее любого «живого» барабанщика, пример оказался заразительным. Артисты хип-хопа очень активно практикуют технику сэмплинга, а также ввели в повседневный обиход так называемый turntablism использование вертушки с виниловыми дисками в качестве музыкальмного инструмента.

DANCE house music / хаус house music / хаус Современный стиль танцевальной музыки, возникший в Чикаго в середине 80-х годов. Так же как в техно, ритмическая основа хаус-музыки целиком компьютерная, однако саунд несравненно мягче и гибче, ближе к соул, диско и электро попу. Кроме того, на компьютерную основу сплошь и рядом накладываются и ударные, и духовые, и гитары (часто в виде сэмплов), а также текстовые послания. Хаус и его ммногочисленные производные (задумчивый, в среднем темпе deep house; минималистичный гипнотический acid house; эмоциональный и мелодичный progressive house и другие) стали главной танцевальной музыкой последних десятилетий, получив распространение практически во всех странах. Хаус-сцена Британии и Франции не уступает американской. Любопытно, что почти все «звезды» хаус-музыки не вокалисты, как обычно в поп-контексте, адиджеи. Среди наиболее известных «живых» артистов, практикующих разные направления хаус, можно назвать Fatboy Slim, Basement Jaxx, Chemical Brothers, Daft Punk, Faithless, Groove Armada, Swayzak. Хаус-музыка дала непосредственный импульс некоторым другим заметным музыкальным стилям, в частности trance и трип-хопу.

DANCE IDM / интеллектуальная танц музыка IDM / интеллектуальная танц музыка Хаус, техно, DNB возникли как чисто танцевальные диджейские жанры, однако с начала 90-х годов появилось множество музыкантов, пустившихся во всевозможные эксперименты на их основе. Танцстили «замешивались» в одном котле с ambient, индастриал, джазом и даже академическим авангардом. Результаты этих экспериментов очень разнообразны, не всегда реально танцевальны и обозначаются «зонтичным» термином IDM или еще более расплывчатым electronica. Виднейшими представителями этого агломерата могут считаться английские проекты Aphex Twin, Boards Of Canada, Four Tet; немцы Mouse On Mars и Atom Heart; американцы Kid 606, Kevin Blechdom и Daedelus; финны Pan Sonic; мексиканец Murcof. В России IDM представляют «Елочные игрушки», SolarX, Amen Orchestra, Fizzarum.

DANCE lounge music / лаунж lounge music / лаунж В е годы термин «lounge musio (буквально «музыка для ленивого отдыха») использовался для характеристики наиболее расслабленной части easy listening. (Другое популярное выражение «bachelor pad music» «музыка для холостяцкой берлоги».) В начале 90-х о термине вновь вспомнили в связи с неожиданным ривайвлом этого беззаботмного стиля. Ретрогруппы Pink Martini, Touch & Go, De-Phazz воскресили с некоторыми технологическими новшествами это направление легкой музыки. Параллельно с этим вошли в моду и архивные записи как оркестровой музыки, так и причудливо звучащей «экзотики» (см. Easy listening). Своеобразным субжанром lounge стали полупародийные кавер-версии рок-хитов в расслабленном лаунж-звучании (Ричард Клиз). Lounge стал частью новой клубной культуры, особенно популярной в чип- аутах. Самая любопытная разновидность этого направления так называемые ретрофутуристические группы (их еще называют loungecore), делающие акцент на использовании старых электронных инструментов и наивной космической тематики (Combustible Edison, Tipsy, Aavikko, «Нож для фрау Мюллер»).

DANCE nu jazz / нью-джаз nu jazz / нью-джаз Широко понимаемый «гибридный» стиль, соединяющий приемы джазовой инструментовки и импровизации с современной электронно-танцевальной культурой. Обязательное условие принадлежности к нью-джазу (в отличие от недалеких от него по саунду и настроению downtempo и трип-хопа) наличие «живых» солирующих инструментов. Помимо актуальных стилей огромное влияние на нью-джаз оказали поздние работы великого трубача Майлза Дэйвиса. Популярные представители: француз Эрик Трюффаз, бельгиец Марк Мулен, норвежец Бугге Вессельтофт, немцы Jazzanova, английский Cinematic Orchestra.

DANCE R&B / ар-энд-би R&B / ар-энд-би Стиль современной вокальной поп-музыки, уходящий корнями в соул и хип-хоп. В принципе R&B аббревиатура Rhythm & Blues, однако это явно неадекватное название, поскольку к историческому стилю ритм-энд-блюз нынешний ар-энд-би не имеет почти никакого отношения. Корректнее было бы пользоваться профессиональным радийным обозначением данмного формата urban contemporary («современный городской»). В каком-то смысле R&B можно считать «женским ответом» на хип-хоп: точно так же, как в хип-хопе очень мало исполнительниц-женщин (Мисси Эллиот, Лорин Хилл), в R&B почти нет (исключение Р. Келли, Boyz II Men, Эшер) заметных мужчин.

DANCE rap / рэп rap / рэп Буквально «болтовня», «треп». Манера речи, выработанная негритянскими диск-жокеями на радио и дискотеках. В отличие от скороговорок, которыми заполняют паузы между номерами, рэп это своеобразная ритмизированная декламация, сопровождающая уже звучащий музыкальный фрагмент. Родиной рэпа считается неблагополучный нью-йоркский район Бронкс. Кертис Блоу, один из ведущих мастеров рэпа, объясняет его происхождение так: «Диск-жокеи должны поддерживать танцевальный ритм и в то же время сохранять индивидуальность своего шоу. Однако музыка настолько безлика, что публика не может отличить один номер от другого. Поэтому чтобы сделать вещи поразнообразнее, мы и стали подговаривать" в ритм. К тому же средняя Америка уже переварила соул-музыку, а рэпа она еще не понимала. Это тоже работало на нас». Манера оказалась настолько популярной, что в конце 70-х годов некоторые американские диск-жокеи начали в сопровождении фанк-ансамблей записывать свой рэп под «оригинальную» музыку. Рэп стал музыкальным направлением, притом одним из ведущих в 80-е годы.

DANCE rhythm & blues / ритм-энд-блюз rhythm & blues / ритм-энд-блюз Стиль афро-американской музыки, ставший популярным во второй половине 40-х годов. Метроритмическая основа и интонации городского блюза плюс быстрый «танцевальный» темп и острая синкопированная аранжировка. Ритм-энд-блюз исполняли как солисты, так и вокальные группы. Аккомпанирующий состав представлял собой, как правило, ритм- секцию (с гитарой и фортепиано) и небольшую группу медных духовых. Вообще, граница между блюзом и ритм-энд-блюзом достаточно формальна, и многих исполнителей (Мадди Уотерс, Джон Ли Хукер, Фэтс Домино, Джонни Отис) можно с равными основаниями отнести и к тому, и к другому стилю.

DANCE ska / ска ska / ска Популярный на Ямайке и в некоторой степени в Великобритании в первой половине 60-х годов стиль танцевальной музыки, представляющий собой гибрид рок-н-ролла, диксиленда, калипсо и местмного городского фольклора. Само название стиля местная транскрипция слова «скэт» традиционной джазовой манеры ритмического пения, перенятой Принцем Бастером, группой Skatalites и другими ямайскими исполнителями. В годах ска пережил новый взлет: английские «межрасовые» ансамбли Madness, Specials, Selector сделали его популярным как никогда. Возрожденный ска, сочетающий музыкально-визуальную эксцентрику, бодрый ритм и остросатирическое содержание, стал одним из ярчайших явлений «новой волны». Виднейшим представителем ска в СССР был ленинградский ансамбль «Странные игры». Наиболее жесткий вариант ска, так называемый ска-панк, представляла популярнейшая группировка «Ленинград» Сергея Шнурова.

DANCE soul music / соул soul music / соул В конце 50-х годов, когда значительная часть «черной музыки» США (блюз, ритм-энд-блюз) была заимствована исполнителями рок-н-ролла, сделавшись, таким образом, «межрасовым» явлением, негритянское население стало идентифицировать себя в музыке соул. В соул преобладают влияние мелодической традиции спиричуэле и характерные для этого направления ммногоголосие и сдержанно-экстатичная манера исполнения (в противовес более «развязному» и ироничному блюзу). Ощущалось и влияние ритм-энд-блюза в первую очередь в аранжировке и ритмике. Первыми «гигантами» соул были певцы Рэй Чарльз и Джеймс Браун.

DANCE techno / техно techno / техно Стиль электронной танцевальной музыки, возникший в Детройте в конце 80-х годов. Как и предполагает его название, техно самое жесткое и «механистичное» из всех направлений современной dance music, практически стопроцентно созданное на компьютерах (драм-машина, басс-лайн, секвенсор) и, как правило, лишенное вокала и текстовых придатков. Решающее влияние на техно оказала немецкая электронная музыка (в первую очередь Kraftwerk) и жесткий негритянский фанк отсюда одно из ранних определений музыки техно «афрофутуризм». Ведущие представители детройтского техно Хуан Аткинс (он считается изобретателем стиля), Карл Крейг, Джефф Миллс. Наряду с музыкой хаус техно доминировало на массивных рейв- вечеринках х годов.

DANCE trance / транс trance / транс Стиль современной танцевальной электронной музыки, появился в Европе (Британия / Германия) в начале 90-х годов. Источники и составные части: progressive house, techno, ambient, kraut rock. Музыку транс отличают средне- быстрый темп, монотонный, без сбивок (т. н. breaks), ритм и плотное гармоническое звучание. Из всех разновидностей нынешней клубной и рейв-музыки транс наиболее далек от афроамериканского «фанкового» элемента и ритмической заостренности. Минималистичные, медленно прогрессирующие мелодии, напротив, присутствуют в trance обязательно.

DANCE trip hop / трип-хоп trip hop / трип-хоп Одно из самых ярких среди новых направлений поп-музыки, трип-хоп появился в английском Бристоле в середине 90-х годов. Сам по себе термин не слишком удачный, поскольку в основе трип-хопа лежит не столько хип-хоп, сколько замедленный deep house, dub и европейская меланхоличная мелодика. Очень характерен и саунд трип-хопа, изобилующий странными эффектами вроде шипения затертой пластинки, сэмплами струнных оркестров и доносящихся издалека голосов. Плюс обязательно минорная тональность. Пионерами трип-хопа был знаменитый бристольский триумвират: группы Massive Attack, Portishead (с великолепной солисткой Бет Гиббоне) и певец Tricky. Эффектные приемы трип-хоповой аранжировки очень быстро подхватили музыканты как смежных стилей (downtempo, lounge, nu jazz), так и «продвинутого» поп-мейнстрима (Нина Черри, Morcheeba, Джули Круз). Трип- хоп в его мрачноватом, первозданном виде сейчас мало кто исполняет (даже изобретатели отошли от него), однако стиль оказал большое влияние на современную поп-и киномузыку.

DANCE electroclash / электроклэш electroclash / электроклэш Термин появился на рубеже девяностых - нулевых годов для обозначения артистов и диджеев, органичным образом соединивших «ново волновый» электропоп и близкие к техно направления EDM. Наиболее популярен стиль в Германии (Fischerspooner, DJ Hell), Франции (Justice, Felix Da Housecat) и Швейцарии (Miss Kittin).