Образ Москвы в произведениях 18-19 веках. Пушкин признаётся в любви к Москве чистосердечно и как бы неофициально: "Ах, братцы! как я был доволен, Когда.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образ Москвы в русской литературе XIX века. А.С. Грибоедов «Горе от ума» А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Advertisements

Я ГОРЖУСЬ ТОБОЙ, СТОЛИЦА !. ТЕМЫ 1. Москва литературная. 2. История Москвы. 3. Улицы и площади. 4. Храмы и соборы. 5. Памятники.
Художественная культура. АРХИТЕКТУРА Карл Иванович Росси Ведущий петербургский архитектор, « мысливший ансамблями ».
Эпоха Ивана Грозного в произведении М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
« Минувшее проходит предо мною…» Беседа по содержанию «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника Кирибеевича и удалого купца Калашникова» с.
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Тема урока : «Взгляд в прошлое из настоящего» (по произведению М.Ю. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Цель.
Работа выполнена Кривошеевой Галиной Алексеевной, учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 3 г.Моздока.
Назовите век, в котором происходят события поэмы.
Алешина З.Н.. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». (1837)
М.Ю.Лермонтов Песня про купца Калашникова
Вы были в Москве? Хотите погулять по Москве современной? По Москве 19 века, когда жили Пушкин и Лермонтов? Сегодня мы отправимся в такое путешествие, знакомясь.
Однородные члены предложения Урок-путешествие для учеников 5 класса Презентацию подготовила Щибря Галина Петровна, учитель русского языка и литературы.
Александр Сергеевич Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Обобщающий урок.
Признаки текста Текст и его строение.. Текст Т е р м и н т е к с т п р и ш е л в р у с с к и й я з ы к в X V I I I в. и з н е м е ц к о г о, н о в о с.
А.С. Грибоедова «Горе от ума» Бавижева Хабиба Ибрагимовна Учитель русского языка и литературы 2015 год.
«Тема бала в произведениях русской литературы XIX – начала XX века» Исследовательская работа по литературе на тему:
«Эпоха XVI века в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие, То за трапезой сидит в золотом венце, То за трапезой сидит в золотом венце, Сидит грозный.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Транксрипт:

Образ Москвы в произведениях веках

Пушкин признаётся в любви к Москве чистосердечно и как бы неофициально: "Ах, братцы! как я был доволен, Когда церквей и колоколен, Садов, чертогов полукруг Открылся предо мною вдруг! Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! Москва... как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось!"

Москва - святыня России, её сердце. Не зря захватчики Москва - святыня России, её сердце. Не зря захватчики всех времён и народов, будь то татарские, французские всех времён и народов, будь то татарские, французские или немецкие, чтобы остановить жизнь России, стремились остановить или немецкие, чтобы остановить жизнь России, стремились остановить её сердце, то есть захватить Москву. её сердце, то есть захватить Москву. "Сердце" и "судьба" - это слова, которые мы произносим, когда "Сердце" и "судьба" - это слова, которые мы произносим, когда хотим сказать о чём-то важном для нас. Для автора романа "Евгений хотим сказать о чём-то важном для нас. Для автора романа "Евгений Онегин", для Александра Сергеевича Пушкина именно в сердце России, Онегин", для Александра Сергеевича Пушкина именно в сердце России, в Москве случилось два судьбоносных момента его жизни: распоряжение в Москве случилось два судьбоносных момента его жизни: распоряжение царя об окончании пушкинской ссылки, которое произошло во время царя об окончании пушкинской ссылки, которое произошло во время коронации царя Николая Первого в Москве, куда поэт был срочно коронации царя Николая Первого в Москве, куда поэт был срочно доставлен в тысяча восемьсот двадцать шестом году, и второе доставлен в тысяча восемьсот двадцать шестом году, и второе событие - женитьба Александра Сергеевича Пушкина, начало его событие - женитьба Александра Сергеевича Пушкина, начало его новой жизни. новой жизни.

Тверская улица описана Пушкиным с необычайным талантом и точностью, а также настолько живо, как никем из его современников она описана не была. Московский пейзаж описан в "Евгении Онегине" значительно подробнее, чем петербургский, на фоне однообразной красивости которого подчёркивается пестрота московских видов. Это достигается целью контрастных соседств: "дворцы" - "лачужки", "монастыри" - "магазины мод", "будки" - "огороды", "львы на воротах" - "стаи галок на крестах".

Толстой об образе Москвы В конце 50 х и начале 60 х годов писатель бывал в Москве нечасто, а если и останавливался то ненадолго. Но и кратковременные поездки в Москву давали ему обширный материал для наблюдений и творчества. « В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением, героем которой должен быть декабрист, возвращающийся с семейством в Россию…» - отмечал Л. Толстой. Именно в Москве у него возник замысел рассказать о возвращении декабриста Лабазова из ссылки в центр России. Но уже в 60 у годы Толстой отойдет от этого замысла к роману « Война и мир ». С какой гордостью и теплотой представляет автор читателю и мирную Москву, и Москву в трагические дни наполеоновского нашествия. Вот только некоторые моменты из жизни Москвы в романе « Война и мир »: « У Ростовых были именинницы Натальи мать и меньшая дочь. С утра, не переставая, подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской

Тема Москвы развивается Лермонтовым в романе "Княгиня Лиговская" и ряде юношеских стихотворений. Поэтические картины Москвы времен Ивана Грозного воспроизведены в поэме "Песня...про купца Калашникова". Тема Москвы раскрывается в стихотворении Лермонтова "Бородино". В поэме "Сашка" поэт писал: "Москва, Москва!.. люблю тебя как сын, "Москва, Москва!.. люблю тебя как сын, Как русский сильно, пламенно и нежно! ". Как русский сильно, пламенно и нежно! ". Обратимся к « Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова ». Действие этого лирико-эпического произведения происходит в Москве. Каким читатель представляет себе город? Поищем ответ в первых строках «Песни…»: Москва в этом фрагменте текста- престольный град, царское место, центр Руси, а сам царь сидит на троне как на небесах и « словно ястреб» смотрит на то, что творится у него под ногами. Власть его безгранична, он волен и казнить, и миловать по своему усмотрению. В этой части произведения Москва представляется нам в царском обличии. Обратимся к « Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова ». Действие этого лирико-эпического произведения происходит в Москве. Каким читатель представляет себе город? Поищем ответ в первых строках «Песни…»: Москва в этом фрагменте текста- престольный град, царское место, центр Руси, а сам царь сидит на троне как на небесах и « словно ястреб» смотрит на то, что творится у него под ногами. Власть его безгранична, он волен и казнить, и миловать по своему усмотрению. В этой части произведения Москва представляется нам в царском обличии. Вторая часть произведения начинается с описания Москвы купеческой, и по отдельным приметам мы можем представить её облик. Вот лавка купца Калашникова: все на своём месте, все на учёте. Всё в его жизни по закону: «…высокий дом…детки любезные...». К нему все прислушиваются, он – глава семьи. В беде он советуется со своими братьями и получает от них поддержку в решении отстоять свою честь и достоинство в кулачном бою. Вторая часть произведения начинается с описания Москвы купеческой, и по отдельным приметам мы можем представить её облик. Вот лавка купца Калашникова: все на своём месте, все на учёте. Всё в его жизни по закону: «…высокий дом…детки любезные...». К нему все прислушиваются, он – глава семьи. В беде он советуется со своими братьями и получает от них поддержку в решении отстоять свою честь и достоинство в кулачном бою. Третья часть песни, повествующая о поединке купца Калашникова с Кирибеевичем, начинается с проникнутого лиризмом описания стольного града. Вертикаль и горизонталь художественного пространства обозначены такими предметными деталями как купола церквей, стена кремлевская белокаменная, тесовые кровельки, тучки, заря, небо, и повторением предлога над, выражающего оппозицию низ – верх. Взгляд на Москву дается сверху: она охвачена вся разом, видна вся: только с высоты птичьего полета ( или художественного воображения автора ) можно увидеть одновременно всю Москву : И золотые купола церквей, и кровельки, и дальние леса, и синие горы, и снега… Третья часть песни, повествующая о поединке купца Калашникова с Кирибеевичем, начинается с проникнутого лиризмом описания стольного града. Вертикаль и горизонталь художественного пространства обозначены такими предметными деталями как купола церквей, стена кремлевская белокаменная, тесовые кровельки, тучки, заря, небо, и повторением предлога над, выражающего оппозицию низ – верх. Взгляд на Москву дается сверху: она охвачена вся разом, видна вся: только с высоты птичьего полета ( или художественного воображения автора ) можно увидеть одновременно всю Москву : И золотые купола церквей, и кровельки, и дальние леса, и синие горы, и снега…

Почвенная изначальность естественно растущей Москвы традиционно противопоставляется в мире ценностей русской культуры городу, воздвигнутому наперекор стихиям и здравому смыслу, сплошь искусственному, рационально организованному Петербургу. На фоне других, европейских столиц (не исключая Москвы), вырастающих постепенно и стихийно, Петербург воспринимался как город «умышленный», «вымышленный», «вытащенный» (Д. С. Мережковский) из земли. (болот?) Почвенная изначальность естественно растущей Москвы традиционно противопоставляется в мире ценностей русской культуры городу, воздвигнутому наперекор стихиям и здравому смыслу, сплошь искусственному, рационально организованному Петербургу. На фоне других, европейских столиц (не исключая Москвы), вырастающих постепенно и стихийно, Петербург воспринимался как город «умышленный», «вымышленный», «вытащенный» (Д. С. Мережковский) из земли. (болот?)

Образ Москвы в произведениях писателей русской литературы девятнадцатого века занимает весьма значительное место. С одной стороны, ее изображали как хранительницу старины глубокой, с ее патриархальностью и приверженностью русским традициям. С другой стороны, она вдруг делалась добровольной провинцией Франции, рабски подражая ее нравам и обычаям. Но наиболее часто прослеживается антитеза Москвы и Петербурга как противопоставление старой барской Москвы с ее патриархальностью и новой, блестящей, светски европейской столицы государства Российского. В комедии Грибоедова Горе от ума перед нами предстала не только старая Москва, но и весь уклад жизни русского дворянства х годов XIX столетия. Так как основным конфликтом пьесы является столкновение двух эпох русской жизни: века нынешнего и века минувшего, - то уже сам приезд Чацкого, главного героя комедии, представителя передовой части русского дворянства, предполагает его противопоставление московскому дворянству или, как принято называть, фамусовскому обществу. Под образом Москвы в комедии следует понимать описание быта и нравов московского дворянского общества. Конечно, купцы, лачужки, мужики, бульвары, башни, казаки мелькают перед въезжающим в Москву Чацким, как перед Лариной Татьяной в Евгении Онегине, но они его не занимают, так как драматург в своей комедии не ставит перед собой цель дать широкую панораму жизни всего города. Образ Москвы в произведениях писателей русской литературы девятнадцатого века занимает весьма значительное место. С одной стороны, ее изображали как хранительницу старины глубокой, с ее патриархальностью и приверженностью русским традициям. С другой стороны, она вдруг делалась добровольной провинцией Франции, рабски подражая ее нравам и обычаям. Но наиболее часто прослеживается антитеза Москвы и Петербурга как противопоставление старой барской Москвы с ее патриархальностью и новой, блестящей, светски европейской столицы государства Российского. В комедии Грибоедова Горе от ума перед нами предстала не только старая Москва, но и весь уклад жизни русского дворянства х годов XIX столетия. Так как основным конфликтом пьесы является столкновение двух эпох русской жизни: века нынешнего и века минувшего, - то уже сам приезд Чацкого, главного героя комедии, представителя передовой части русского дворянства, предполагает его противопоставление московскому дворянству или, как принято называть, фамусовскому обществу. Под образом Москвы в комедии следует понимать описание быта и нравов московского дворянского общества. Конечно, купцы, лачужки, мужики, бульвары, башни, казаки мелькают перед въезжающим в Москву Чацким, как перед Лариной Татьяной в Евгении Онегине, но они его не занимают, так как драматург в своей комедии не ставит перед собой цель дать широкую панораму жизни всего города.

над проектом работали над проектом работали Ученики 10 « а » класса Ученики 10 « а » класса Стешенко Алексей и Егоров Антон Стешенко Алексей и Егоров Антон THE END THE END