Автор проекта Федорова Анастасия ученица 10 класса Руководитель проекта педагог психолог Иванова Н.В. Томск 2014
Повышение уровня мотивации учащихся МАОУ СОШ 65. Изучение научного и психологического аспекта формирования школьной мотивации Анализ уровня школьной мотивации. Повышение уровня мотивации учащихся МАОУ СОШ 65.
1. теоретический этап. 2. исследовательский этап. 3. практический этап. Март –апрель 2014 г. Компьютер, мультимедийное оборудование. Интернет ресурсы, библиотечные ресурсы. Информационная база педагога-психолога.
от английского «movere» - «двигать» Другими словами, мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной.
Важным этапом формирования у школьника желания учиться является психологический аспект, который приоткрывает завесу таинственности в вопросах выстраивания мотивационной линии у детей. Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость и психологический комфорт учащихся. Но для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки. Вместо того чтобы делать уроки, ученик смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадке или грызет карандаш. Родители теряют терпение, и – слово за слово – разгорается скандал. Ребенок не получает удовольствия от учебы, находясь под постоянным давлением родителей и учителей, и тогда теряет интерес и желание учиться. Следствием постоянного давления могут стать как психологические так и соматические заболевания.
1 классы низкая мотивация 7% 2 классы низкая мотивация 4% 3 классы низкая мотивация 5% 4 классы низкая мотивация 15% 5 класс низкая мотивация 5% 6 класс низкая мотивация 20% 7 класс низкая мотивация 24% 8 классы низкая мотивация 26% 9 класс низкая мотивация 10% Низкая мотивация 1 классов обусловлена не готовностью детей к обучению в школе низким уровнем эмоциональной зрелости, у детей преобладает игра и любые правила и требования вызывают у них тревожность и нежелания учиться.
2,3,5,9 классы- низкая мотивация наблюдается у детей по разным причинам так например детско-родительские отношения, страх получения низкой оценки, подростковые проявления характера, низкая самооценка. 4,6,7,8 классы- тут мы видим что уровень низкой мотивации значительно увеличивается, контроль со стороны родителей ослабевает а в некоторых случаях отсутствует и самостоятельного желания учиться нет, оно просто не сформировано изначально, любая критика воспринимается необъективно, в 6,7,8 классе это обусловлено еще и подростковым кризисом.
Изучив ситуацию в школе мы пришли к выводу что основными причинами низкой мотивации являются: Отсутствие самостоятельности в принятии решений и последствий собственных действий; Отсутствие реальной помощи при понимании сложных учебных процессов; Отсутствие единой системы поведения взрослых в требовании по отношению к себе и к ребенку.
Необходимо помнить что самостоятельность школьника заключается, прежде всего, в умении ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждения извне, когда учитель или родители стоят над душой и повторяют: «Делай это…», «Делай так…». Ребенок должен делать что-то по собственному осмысленному побуждению: «Мне нужно это сделать…», «Мне это интересно». Здесь важны такие качества ребенка, как интерес, инициатива, познавательная активность, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Именно в этом случае мотивация к обучению у школьника сможет быть сформирована. Учитывая эти данные мы разработали рекомендации для родителей и педагогов.
Мы считаем что если родители и педагоги будут следовать нашим рекомендациям то уровень мотивации школьников значительно повысится а следовательно учащиеся будут находиться в состоянии психологического комфорта что позволит избежать соматических заболеваний и тревожности.
Спасибо за внимание.