Государство и церковь в императорской России (ХVIII - начало ХХ в.в.). Государство и церковь в императорской России (ХVIII - начало ХХ в.в.). Выполнили.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Церковная реформа. Положение традиционных конфессий.
Advertisements

История религий в России Урок 18 Рассказ о выборе веры на Руси Православное христианство в истории России (урок модуля «Основы мировых религиозных культур»
Взаимоотношения государства и Русской православной церкви в XVIII ст.: от институционального конфликта к сотрудничеству Взаимоотношения государства и Русской.
Царь Император Изменение центральных органов власти при Петре I Приказы Освященныйсобор Патриарх БоярскаяДума Коллегии Президент Синод 1711 Указы
Константин Петрович Победоносцев. Биография Родился в Москве в семье профессора словесности Императорского Московского университета Петра Васильевича.
Доклад на тему:Проблемы престолонаследия в России XVIII.
Тема: Государственные реформы Петра I. Вопросы: 1. Что обусловило необходимость преобразований центрального государственного аппарата в России? 2. Вспомните.
Митрополит Филарет. Митрополит Московский и Коломенский Действительный член Императорской Российской академии (1818) Почётный член ( )
Принятие христианства. Выполнила: Черемнова Юлия..
гг. правление Николая I. Проблемный вопрос: Какой характер носила внутренняя политика Николая I: либеральный или консервативный?
1. Флорентийская уния 2. Поместный Собор 1448 года 3. Монастыри в конце XV - начале XVI века 4. Ереси в конце XV - начале XVI века 5. Теория «Москва –
Церковь и государство в XVI веке Успенский собор Московского Кремля.
Что дало России правление Ивана IV Грозного ( гг.)? Автор: Голикова Екатерина, ученица 7А класса.
Урок истории 6 класс. В 1439 г. для того, чтобы обеспечить защиту Византии от нашествия турок на Вселенском соборе в итальянском городе Флоренция православная.
Выполнила: учитель истории и обществознания Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Липовка Духовницкого района.
Внутренняя политика Екатерины II. Тест.. 1. В каком году произошел переворот, в результате которого на российский престол была возведена Екатерина II.
РЕФОРМЫ ПЕТРА I. Реформа центрального управления. Правительствующий сенат (1711 год) Коллегии В 1699 году Боярская дума была заменена царём Ближней канцелярией,
Д/з § 10 (вопросы) Урок 11. План урока 1.Личность Николая I. 2.Укрепление самодержавной власти. 3.Аграрная реформа П.Киселева. 4.Государство и церковь.
Внутренняя и внешняя политика Петра I.. Предпосылками реформ Петра 1 являются два важных аспекта: Объективное отставание России от стран Европы и личность.
Владимир Святославич. Принятие христианства. 1. Повторение изученного материала. 2. Начало правления князя Владимира. 3. Причины принятия христианства.
Транксрипт:

Государство и церковь в императорской России (ХVIII - начало ХХ в.в.). Государство и церковь в императорской России (ХVIII - начало ХХ в.в.). Выполнили студентки МА-11 группы: Мохарева Н.,Осовская А.

Синодальный период Вплоть до времени Всероссийского Поместного Собора годов[17] основным внешним регулирующим документом для Церкви являлся Духовный Регламент 1721 года (сост. Феофан Прокопович) Поместного Собора годов[17] Духовный Регламент 1721 года Поместного Собора годов[17] Духовный Регламент 1721 года При Петре I духовенство окончательно превратилось в замкнутое сословие, доступ в которое лиц из прочих сословий в интересах государственной службы и тягла был практически закрыт. Возникшая при Петре система духовных школ (семинарий и духовных училищ) также носила сословный характер. сословиетягласеминарий духовных училищсословиетягласеминарий духовных училищ

Православная церковь при Петре I Реформы: Самостоятельно воспретил строить новые монастыри в Сибири. Самостоятельно воспретил строить новые монастыри в Сибири.монастыри СибиримонастыриСибири 24 января 1701 был восстановлен Монастырский приказ, в ведение которого отошли Патриарший двор, архиерейские дома и монастырские земли и хозяйства. 24 января 1701 был восстановлен Монастырский приказ, в ведение которого отошли Патриарший двор, архиерейские дома и монастырские земли и хозяйства.1701Монастырский приказ 1701Монастырский приказ Особой чистке подвергались монастыри. Монахам было приказано оставаться постоянно в тех монастырях, где их застанут особые переписчики, посланные Монастырским приказом. Из монастырей выселили всех неподстриженных. Женским монастырям позволили постригать в монахини только женщин после сорокалетнего возраста. В хозяйство монастырей было отдано под надзор и контроль Монастырского приказа. В богадельнях было приказано оставить только действительно больных и немощных монастырибогадельняхмонастырибогадельнях указом 30 декабря 1701 года определялось давать монашествующим денежное и хлебное жалование из доходов монастыря, а вотчинами и угодьями монахам впредь не владеть. 30 декабря 1701 вотчинами 30 декабря 1701 вотчинами

Православная церковь при Петре I Путешествия Петра по протестантским странам Европы ещё более усилили его взгляды на отношение государства и церкви. протестантским Европыпротестантским Европы В октябре 1700 Патриарх Адриан умер. Блюстителем и управителем Патриаршего Престола был назначен митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский. Местоблюстителю были поручены в заведывание только дела веры: «о раскол ѣ, о противностяхъ церкви, о ересяхъ», все же прочие дела, находившиеся в ведении Патриарха, были распределены по приказам, к которым относились митрополит Стефан Яворский Местоблюстителюприказам 1700 митрополит Стефан Яворский Местоблюстителюприказам

Для поднятия в среде православной паствы общего уровня нравственности были изданы указы: Для поднятия в среде православной паствы общего уровня нравственности были изданы указы: указы –в городах и уездах всякого чина мужского и женского пола люди у отцов своих духовных исповедовались ежегодно –за уклонение от исповеди взимался штраф. –архиереям указывалось, чтобы они в мирские дела не входили, разве «явная неправда будет», тогда позволялось писать царю –Всех просящих милостыню было приказано перехватать и для разбора и наказания отвести в Монастырский приказ, причём всякого чина людям запрещалось подавать милостыню бродячим нищим Монастырский приказ Монастырский приказ

Блюститель Патриаршего Престола был всецело во власти государя и не имел никакого авторитета. во всех важных случаях он должен был советоваться с другими епископами, которых ему предлагалось попеременно вызывать в Москву. во всех важных случаях он должен был советоваться с другими епископами, которых ему предлагалось попеременно вызывать в Москву. епископами Москву епископами Москву результаты всех совещаний местоблюститель патриаршего престола должен был представлять на утверждение государя. С 1711 года блюститель патриаршего престола не может без Сената поставить архиерея архиерея 1711 архиерея по указу об учреждении Сената все управления, как духовные, так и мирские, должны были повиноваться указам Сената как царским указам(Сенат определяет игуменов и игумений в монастыри, в Сенат направляют свои просьбы о позволении поселиться в монастырь инвалиды-солдаты) в в 1718 году местоблюститель патриаршего престола, временно пребывавший в Петербурге, получает указ его величества «жить ему в Петербурге постоянно и архиереям приезжать поочерёдно в Петербург»1718Петербурге

Создание Духовной Коллегии, или Святейшего Синода 25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода. Заблаговременно созванные члены Синода принесли 27 января присягу. Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии был малороссийский богослов, ректор Киево-Могилянской Академии Феофан Прокопович. Синод стал вскоре послушным орудием в руках государя. 25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода. Заблаговременно созванные члены Синода принесли 27 января присягу. Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии был малороссийский богослов, ректор Киево-Могилянской Академии Феофан Прокопович. Синод стал вскоре послушным орудием в руках государя.1721 манифест Духовной Коллегии 27 января малороссийский Феофан Прокопович 1721 манифест Духовной Коллегии 27 января малороссийский Феофан Прокопович

Состав Святейшего Синода определялся по регламенту. 12 «правительствующих особ»: –один президент ( с 1726 г. первоприсутствующий член. Президенту принадлежит, по регламенту, голос, равный с прочими членами коллегии. Президентом Синода был назначен митрополит Стефан. За весь 1721 год Стефан в Синоде был только 20 раз. Никакого влияния на дела он не имел) 1721 –два вице-президента, вице-президента –четыре советника советника –пять асессоров. (члены Синода и присутствующие в Синоде) асессоров –обер-прокурор ( с 11 мая 1722 года. Главной обязанностью было вести все сношения Синода с гражданской властью и голосовать против решений Синода, когда они не согласовывались с законами и указами Петра. Подлежал суду только государя. Сначала власть обер-прокурора была исключительно наблюдательная, но мало-помалу обер-прокурор становится вершителем судеб Синода и его руководителем на деле.) 11 мая мая 1722 –инквизиторы (с протоинквизитором во главе) протоинквизитором

Обязанности Синода искоренять суеверия; искоренять суеверия; устанавливать подлинность чудес новоявленных икон и мощей; устанавливать подлинность чудес новоявленных икон и мощей; наблюдать за порядком церковных служб и их правильностью; наблюдать за порядком церковных служб и их правильностью; оберегать веру от пагубного влияния лжеучений, для чего наделся правом суда над раскольниками и еретиками; оберегать веру от пагубного влияния лжеучений, для чего наделся правом суда над раскольниками и еретиками;раскольникамиеретикамираскольникамиеретиками иметь цензуру над всеми «историями святых» и всякого рода богословскими сочинениями, наблюдая, чтобы не прошло чего-либо противного православному вероучению; иметь цензуру над всеми «историями святых» и всякого рода богословскими сочинениями, наблюдая, чтобы не прошло чего-либо противного православному вероучению;

исследовать достоинство лиц, поставляемых в архиереи; исследовать достоинство лиц, поставляемых в архиереи;архиереи защищать церковный клир от обид со стороны «светских господ команду имеющих»; защищать церковный клир от обид со стороны «светских господ команду имеющих»; смотреть за правильным употреблением и распределением церковного достояния. смотреть за правильным употреблением и распределением церковного достояния. суду Синода подлежали все дела, которые прежде подлежали суду патриаршему. суду Синода подлежали все дела, которые прежде подлежали суду патриаршему.

Меры по ограничению белого духовенства 1) Выход из духовного звания был облегчён, и Пётр благосклонно смотрел на священников, покидавших духовный сан, но и самого Синода. 1) Выход из духовного звания был облегчён, и Пётр благосклонно смотрел на священников, покидавших духовный сан, но и самого Синода. 2) Запрещение строить новые церкви. Архиереи, принимая кафедру, должны были давать клятвенное обещание, что «ни сами не будутъ, ни другим не допустятъ строить церквей свыше потребы прихожанъ». 2) Запрещение строить новые церкви. Архиереи, принимая кафедру, должны были давать клятвенное обещание, что «ни сами не будутъ, ни другим не допустятъ строить церквей свыше потребы прихожанъ». 3) Синодским указом 1722 года были установлены штаты духовенства, по которым определялось на одного священника дворов, на , на 3 до 800 дворов. Этот штат предполагалось осуществить не сразу, а по мере того, как будут вымирать лишние церковнослужители; архиереям же было приказано не ставить новых 3) Синодским указом 1722 года были установлены штаты духовенства, по которым определялось на одного священника дворов, на , на 3 до 800 дворов. Этот штат предполагалось осуществить не сразу, а по мере того, как будут вымирать лишние церковнослужители; архиереям же было приказано не ставить новых 1722

Сократив количественно белое духовенство, запретив и затруднив доступ в него новых сил со стороны, Пётр как бы замкнул духовное сословие в нём самом. Тогда-то и приобрели в жизни духовенства особое значение кастовые черты, характеризуемые обязательным наследованием сыном места отца. По смерти отца, служившего священником, поступал на его место старший сын, бывший при отце дьяконом, а на его место определялся в дьяконы следующий брат, служивший дьячком. Сократив количественно белое духовенство, запретив и затруднив доступ в него новых сил со стороны, Пётр как бы замкнул духовное сословие в нём самом. Тогда-то и приобрели в жизни духовенства особое значение кастовые черты, характеризуемые обязательным наследованием сыном места отца. По смерти отца, служившего священником, поступал на его место старший сын, бывший при отце дьяконом, а на его место определялся в дьяконы следующий брат, служивший дьячком.

Священник не только должен был обязательно славословить и превозносить все реформы, но и помогать правительству в сыске и уловлении тех, кто поносил деятельность царя и враждебно к ней относился. Если на исповеди вскрывалось, что исповедующийся совершил государственное преступление, причастен к бунту и злоумышлениям на жизнь государя и его семьи, то священник должен был под страхом казни донести о таком исповеднике и его исповеди светскому начальству. не только должен был обязательно славословить и превозносить все реформы, но и помогать правительству в сыске и уловлении тех, кто поносил деятельность царя и враждебно к ней относился. Если на исповеди вскрывалось, что исповедующийся совершил государственное преступление, причастен к бунту и злоумышлениям на жизнь государя и его семьи, то священник должен был под страхом казни донести о таком исповеднике и его исповеди светскому начальству.

Положение чёрного духовенства Пётр явно не любил монахов. Монахи раздавали народу на площадях множество подметных писем, рассылавшихся из монастырей, «обличительные тетрадки» и «писаньица», именовавшие Петра антихристом. Монастырь, в глазах Петра, есть совершенно лишнее, ненужное учреждение, а раз оно ещё является очагом смут и бунтов, то он, по его мнению, и вредное учреждение, которое не лучше ли будет совсем уничтожить? Законодательство Петра относительно монастырей неуклонно направляется к трём целям: к уменьшению числа монастырей, к установлению тяжёлых условий для принятия в монашество и к тому, чтобы дать монастырям практическое назначение, извлечь из их существования какую-нибудь практическую пользу. Ради последнего Пётр клонился к тому, чтобы обратить монастыри в фабрики, училища, лазареты, инвалидные дома, то есть «полезные» государственные учреждения. Пётр явно не любил монахов. Монахи раздавали народу на площадях множество подметных писем, рассылавшихся из монастырей, «обличительные тетрадки» и «писаньица», именовавшие Петра антихристом. Монастырь, в глазах Петра, есть совершенно лишнее, ненужное учреждение, а раз оно ещё является очагом смут и бунтов, то он, по его мнению, и вредное учреждение, которое не лучше ли будет совсем уничтожить? Законодательство Петра относительно монастырей неуклонно направляется к трём целям: к уменьшению числа монастырей, к установлению тяжёлых условий для принятия в монашество и к тому, чтобы дать монастырям практическое назначение, извлечь из их существования какую-нибудь практическую пользу. Ради последнего Пётр клонился к тому, чтобы обратить монастыри в фабрики, училища, лазареты, инвалидные дома, то есть «полезные» государственные учреждения.

Правительство Петра I провело в начале 18 в. временную и частичную Секуляризацию. Все владения монастырей были разделены на «определённые вотчины» (с них доход шёл на содержание монастыря) и «за определённые», отдававшие доходы государству. С созданием Синода большинство вотчин было возвращено монастырям, однако часть своих доходов они должны были передавать в казну. Синода

По указу императора Петра I, в монастыри посылались инвалиды и сумасшедшие и, хотя в 1760 году императрица Елизавета разрешила снова постригать в монашество, но закрытие монастырей с передачей их имущества в казну в 1764 году при Екатерине II нанесло монашеству страшный удар. По указу императора Петра I, в монастыри посылались инвалиды и сумасшедшие и, хотя в 1760 году императрица Елизавета разрешила снова постригать в монашество, но закрытие монастырей с передачей их имущества в казну в 1764 году при Екатерине II нанесло монашеству страшный удар.

Просвещение XVIII века Были открыты духовные школы низшей ступени. Церковное просвещение сосредотачивалось главным образом в высших духовных учебных заведениях. Первым из них в течение всего ХVIII века была Киевская академия, которая служила очагом духовной культуры не только для юга, но и для севера России. Вторым центром была Московская славяно-греко-латинская академия. В Новгороде братья Лихуды, вернувшиеся после своего изгнания, продолжали свою просветительскую деятельность. Наконец, в 1727 году была основана епископом Епифанием (Тихорским) новая высшая школа по образцу Киевской академии – Харьковский Коллегиум. Были открыты духовные школы низшей ступени. Церковное просвещение сосредотачивалось главным образом в высших духовных учебных заведениях. Первым из них в течение всего ХVIII века была Киевская академия, которая служила очагом духовной культуры не только для юга, но и для севера России. Вторым центром была Московская славяно-греко-латинская академия. В Новгороде братья Лихуды, вернувшиеся после своего изгнания, продолжали свою просветительскую деятельность. Наконец, в 1727 году была основана епископом Епифанием (Тихорским) новая высшая школа по образцу Киевской академии – Харьковский Коллегиум.

В России распространились всевозможные секты и учения, которые захватили многих видных государственных людей. Параллельно с мистическим движением, в России развилась деятельность Библейского Общества, которая во многом была полезна и способствовала духовному просвещению, но одновременно оказалась центром противников Церкви, которые желали проводить вне ее дело распространения Священного Писания.

Реформа Екатерины II. Секуляризация земель В 1764 последовала секуляризация церковных владений (изъятие церковных земель в пользу государства), поставившая Православную церковь в полную зависимость от государственной власти и способствовавшая превращению Православной церкви в одно из звеньев царского государственного аппарата. В церкви были введены штаты – фиксированное количество вакансий с последующим введением их гарантированного содержания из бюджета государства. Церковные реформы 18 в., полностью подчинившие П. ц. самодержавию, придали русскому православию вероучительную, каноническую и организационную форму, в основном сохранявшуюся на протяжении последующего времени вплоть до падения царизма. В 1764 последовала секуляризация церковных владений (изъятие церковных земель в пользу государства), поставившая Православную церковь в полную зависимость от государственной власти и способствовавшая превращению Православной церкви в одно из звеньев царского государственного аппарата. В церкви были введены штаты – фиксированное количество вакансий с последующим введением их гарантированного содержания из бюджета государства. Церковные реформы 18 в., полностью подчинившие П. ц. самодержавию, придали русскому православию вероучительную, каноническую и организационную форму, в основном сохранявшуюся на протяжении последующего времени вплоть до падения царизма.секуляризация В 1763 и 1764 году рядом указов были упразднены Монастырские вотчины и введены штаты. В результате Российская Церковь перестала играть роль важнейшего субъекта социально- экономической жизни страны. Духовенство потеряло финансовую независимость и оказалось на содержании государственной казны, превратившись в особую категорию чиновничества. Четыре пятых монастырей в Великороссии было упразднено в результате секуляризации монастырских владений. В 1763 и 1764 году рядом указов были упразднены Монастырские вотчины и введены штаты. В результате Российская Церковь перестала играть роль важнейшего субъекта социально- экономической жизни страны. Духовенство потеряло финансовую независимость и оказалось на содержании государственной казны, превратившись в особую категорию чиновничества. Четыре пятых монастырей в Великороссии было упразднено в результате секуляризации монастырских владений году Монастырские вотчины монастырей секуляризации году Монастырские вотчины монастырей секуляризации

Монастыри, монашество и духовное просвещение в XVIII в. Последствия «Духовного Регламента» оказались очень губительными. Иерархия была принижена в отношении государственной власти, рядовое духовенство, особенно сельское, попало в исключительно тяжелое моральное и материальное положение. После усиления крепостного права сельский священник оказался вполне в зависимости от помещика, который часто приравнивал его к своим дворовым. Одичание и падение нравов в народе было очень сильным. Последствия «Духовного Регламента» оказались очень губительными. Иерархия была принижена в отношении государственной власти, рядовое духовенство, особенно сельское, попало в исключительно тяжелое моральное и материальное положение. После усиления крепостного права сельский священник оказался вполне в зависимости от помещика, который часто приравнивал его к своим дворовым. Одичание и падение нравов в народе было очень сильным. В XVIII веке произошло несколько народных бунтов и в них, кроме народа, принимало участие сельское, а иногда и городское духовенство, которое жаждало избавиться от гнета светских властей. Во время Пугачевского бунта в некоторых областях все духовные лица примкнули к восставшим и, когда Синод издал указ о запрещении в служении священников, участвовавших в бунтах, во многих местах не оказалось духовенства, чтобы совершать богослужения. В XVIII веке произошло несколько народных бунтов и в них, кроме народа, принимало участие сельское, а иногда и городское духовенство, которое жаждало избавиться от гнета светских властей. Во время Пугачевского бунта в некоторых областях все духовные лица примкнули к восставшим и, когда Синод издал указ о запрещении в служении священников, участвовавших в бунтах, во многих местах не оказалось духовенства, чтобы совершать богослужения.

Декоммерциализация жизни обителей была одним из факторов, способствовавших некоторому духовному возрождению, начавшемуся в отдельных монастырях с конца XVIII века, возрождению и распространению в XIX веке такого явления, как старчество. Декоммерциализация жизни обителей была одним из факторов, способствовавших некоторому духовному возрождению, начавшемуся в отдельных монастырях с конца XVIII века, возрождению и распространению в XIX веке такого явления, как старчество.XVIII векаXIX векестарчествоXVIII векаXIX векестарчество Все дальнейшие преобразования жизни Церкви связаны с деятельностью митрополита Филарета (Дроздова) ( ). Он являлся виднейшим церковным работником в течение больше чем полувека, и с ним связаны все стороны церковной жизни в течение трех царствований. Все дальнейшие преобразования жизни Церкви связаны с деятельностью митрополита Филарета (Дроздова) ( ). Он являлся виднейшим церковным работником в течение больше чем полувека, и с ним связаны все стороны церковной жизни в течение трех царствований. XIX век

Ограничения, введенные в дело канонизации святых, привели к тому, что за синодальный период, вплоть до царствования императора Николая II, было прославлено всего 4 святителя и ни одного преподобного. Другой тяжелой стороной церковной жизни в XIX веке было введение обязательности церковных обрядов для всех государственных служащих. Таинство Покаяния и Причащения стали такой же ежегодной государственной повинностью, как и другие служебные обязанности, а духовенство должно было наблюдать за их исполнением. Но самой тяжелой стороной церковной жизни было начавшееся с XVIII в. полное оскудение и обеднение сельского духовенства. В течение всего века наблюдался отход интеллигенции от Церкви. Подавляющее большинство русских культурных людей XIX века жило рядом с Церковью, но не в Церкви, а иногда было явно враждебным Церкви.

Теория официальной народности (при Николае I, XIX век) Теория официальной народности - идеология охранительного направления общественной мысли, разработанная министром просвещения графом Уваровым С.С. консервативная теория, провозглашавшая существование и необходимость укрепления "истинно русских охранительных начал", которые защищают "силу и величие" России от "испорченной" Западной Европы. Таких начал три: православие, самодержавие и народность (понимаемая как национальная самобытность). Теория официальной народности - идеология охранительного направления общественной мысли, разработанная министром просвещения графом Уваровым С.С. консервативная теория, провозглашавшая существование и необходимость укрепления "истинно русских охранительных начал", которые защищают "силу и величие" России от "испорченной" Западной Европы. Таких начал три: православие, самодержавие и народность (понимаемая как национальная самобытность). В теории говорилось: «Россия сохранила твердую веру в спасительные начала, без коих она не может благоденствовать, усиливаться, жить. Искренно и глубоко привязанный к церкви отцов своих, русский искони взирал на нее как на залог счастия общественного и семейственного. Без любви к вере предков, народ как и частный человек, должен погибнуть. Русский, преданный отечеству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего православия, сколь и на похищение одного перла из венца Мономахова». В теории говорилось: «Россия сохранила твердую веру в спасительные начала, без коих она не может благоденствовать, усиливаться, жить. Искренно и глубоко привязанный к церкви отцов своих, русский искони взирал на нее как на залог счастия общественного и семейственного. Без любви к вере предков, народ как и частный человек, должен погибнуть. Русский, преданный отечеству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего православия, сколь и на похищение одного перла из венца Мономахова».

К. Победоносцев В конце XIX в. наиболее значительной фигурой в церковной политике был обер-прокурор Святейшего Синода ( ) К. П. Победоносцев. Проводя охранительную политику и пользуясь значительным влиянием на Александра III, он содействовал дальнейшей социальной изоляции духовенства и падению престижа Церкви в обществе. В XIX веке происходила почти полная секуляризация сознания (т.е. освобождения сознания от религии и становление светского сознания) и фактический отход от Церкви образованных слоёв русского народа. В конце XIX в. наиболее значительной фигурой в церковной политике был обер-прокурор Святейшего Синода ( ) К. П. Победоносцев. Проводя охранительную политику и пользуясь значительным влиянием на Александра III, он содействовал дальнейшей социальной изоляции духовенства и падению престижа Церкви в обществе. В XIX веке происходила почти полная секуляризация сознания (т.е. освобождения сознания от религии и становление светского сознания) и фактический отход от Церкви образованных слоёв русского народа К. П. Победоносцев Александра IIIXIX векесекуляризация К. П. Победоносцев Александра IIIXIX векесекуляризация

В.Г. Перов. Чаепитие в Мытищах (1862)

И.Е. Репин. И.Е. Репин. Протодиакон (1877)

В.Г. Перов. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы (1860) В.Г. Перов. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы (1860)

В.Г. Перов. Монастырская трапеза (1876)

И.Е. Репин - Отказ от исповеди (1885)

В.Г. Перов Проповедь в селе (1861)

В.Г.Перов - Сельский крестный ход на Пасхе (1861)

Положение Русской Православной Церкви в начале XX века Началом царствования императора Николая II отношения между Церковью и государством значительно изменились. Император был человеком не только глубоко верующим, но и церковным, и заботился о нуждах духовенства. Началом царствования императора Николая II отношения между Церковью и государством значительно изменились. Император был человеком не только глубоко верующим, но и церковным, и заботился о нуждах духовенства.

Радикальные организации В конце данного периода возник ряд радикальных националистических и монархических, так называемых «черносотенных» организаций, опирающихся в своей идеологии на русское православие: «Русское собрание», «Союз Русского Народа», «Русская монархическая партия», «Союз Михаила Архангела» и другие. В монархическом движении участвовали представители чёрного и белого духовенства, занимая руководящие посты в некоторых организациях до 1913 года, когда Святейшим Синодом был издан указ, запрещавший духовенству заниматься партийной политической деятельностью. В конце данного периода возник ряд радикальных националистических и монархических, так называемых «черносотенных» организаций, опирающихся в своей идеологии на русское православие: «Русское собрание», «Союз Русского Народа», «Русская монархическая партия», «Союз Михаила Архангела» и другие. В монархическом движении участвовали представители чёрного и белого духовенства, занимая руководящие посты в некоторых организациях до 1913 года, когда Святейшим Синодом был издан указ, запрещавший духовенству заниматься партийной политической деятельностью. националистическихмонархическихчерносотенных Русское собрание Союз Русского Народа Русская монархическая партия Союз Михаила Архангела националистическихмонархическихчерносотенных Русское собрание Союз Русского Народа Русская монархическая партия Союз Михаила Архангела

Указ о веротерпимости 1905 г. В годах окончательно вызревает мысль о необходимости созыва поместного собора и реорганизации высшего церковного управления. По Высочайшему Указу правительство во главе с графом С. Ю. Витте в декабре 1904 года начало разработку законопроекта Об укреплении начал веротерпимости, изданного Высочайшим Манифестом 17 апреля 1905 года. В годах окончательно вызревает мысль о необходимости созыва поместного собора и реорганизации высшего церковного управления. По Высочайшему Указу правительство во главе с графом С. Ю. Витте в декабре 1904 года начало разработку законопроекта Об укреплении начал веротерпимости, изданного Высочайшим Манифестом 17 апреля 1905 года годахС. Ю. Витте 1904 года 1905 года годахС. Ю. Витте 1904 года 1905 года

Падение монархии Падение монархии в России 2 марта 1917 года церковная иерархия в своём большинстве встретила либо равнодушно, либо сочувственно. 6 марта Святейший Синод на своём заседании издал Определение 1207 Об обнародовании в православных храмах актов 2 и 3 марта 1917 г., гласившее, в частности: «Означенные акты принять к сведению и исполнению и объявить во всех православных храмах, в городских в первый по получении текста сих актов день, а в сельских в первый воскресный или праздничный день, после Божественной литургии, с совершением молебствия Господу Богу об утешении страстей, с возглашением многолетия Богохранимой Державе Российской и Благоверному Временному Правительству.» Падение монархии в России 2 марта 1917 года церковная иерархия в своём большинстве встретила либо равнодушно, либо сочувственно. 6 марта Святейший Синод на своём заседании издал Определение 1207 Об обнародовании в православных храмах актов 2 и 3 марта 1917 г., гласившее, в частности: «Означенные акты принять к сведению и исполнению и объявить во всех православных храмах, в городских в первый по получении текста сих актов день, а в сельских в первый воскресный или праздничный день, после Божественной литургии, с совершением молебствия Господу Богу об утешении страстей, с возглашением многолетия Богохранимой Державе Российской и Благоверному Временному Правительству.»Падение монархии Падение монархии

Созыв Поместного Собора 29 апреля 1917 года введение выборного начала в церковном управлении и возвещало о созыве Поместного Собора. Летом 1917 года проходили выборы епископов по епархиям явление беспрецедентное в синодальный период: на соответствующие кафедры были избраны Тихон (Беллавин) в Москве, Вениамин (Казанский) в Петрограде, Сергий (Страгородский) во Владимире. 29 апреля 1917 года введение выборного начала в церковном управлении и возвещало о созыве Поместного Собора. Летом 1917 года проходили выборы епископов по епархиям явление беспрецедентное в синодальный период: на соответствующие кафедры были избраны Тихон (Беллавин) в Москве, Вениамин (Казанский) в Петрограде, Сергий (Страгородский) во Владимире.1917 года 1917 года синодальный период Тихон (Беллавин)Вениамин (Казанский) Сергий (Страгородский)1917 года 1917 года синодальный период Тихон (Беллавин)Вениамин (Казанский) Сергий (Страгородский)

1917 год После падения самодержавия русская Православная церковь стала союзником буржуазного Временного правительства. Временное правительство санкционировало созыв в августе 1917 поместного собора русской Православной церкви первого после замены патриаршей формы церковного управления синодальной. В ноябре 1917 собор восстановил патриаршество, избрав главой русской Православной церкви реакционера Тихона (Белавина). После падения самодержавия русская Православная церковь стала союзником буржуазного Временного правительства. Временное правительство санкционировало созыв в августе 1917 поместного собора русской Православной церкви первого после замены патриаршей формы церковного управления синодальной. В ноябре 1917 собор восстановил патриаршество, избрав главой русской Православной церкви реакционера Тихона (Белавина).Тихона

Спасибо за внимание!