Русская православная церковь в период создания Московского государства (XIII – XVII вв.)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Церковь и государство в XVI веке Успенский собор Московского Кремля.
Advertisements

История России 6 класс. Изменения в положении русской православной церкви Полная самостоятельность от греческой церкви Полная самостоятельность от греческой.
Презентация на тему: Церковь и государство в 16 веке Подготовил ученик 7 «А» класса Радченков Евгений.
ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В КОНЦЕ XV НАЧАЛЕ XVI в.. Антонина Сергеевна Матвиенко Церковь Петра и Павла в Кожевниках.
Первые Русские православные Патриархи. Самым первым патриархом на Руси был Иов Иов (в миру Иоанн) – Патриарх Московский и всея Руси. По инициативе святителя.
Урок истории. Дмитриева Татьяна Георгиевна, учитель истории и обществознания МКОУ Куртамышского района «Костылёвская ООШ»
История религий в России Урок 18 Рассказ о выборе веры на Руси Православное христианство в истории России (урок модуля «Основы мировых религиозных культур»
Миряне последователи Христианства, члены Церкви, не являющиеся священниками не принадлежащие к клиру. Духовенство собирательный термин для обозначения.
1. Флорентийская уния 2. Поместный Собор 1448 года 3. Монастыри в конце XV - начале XVI века 4. Ереси в конце XV - начале XVI века 5. Теория «Москва –
История России 6 класс. присоединение Твери к Москве Присоединение Новгорода к Москве издание Судебника освобождение от ига Золотой Орды 1497 г
Урок истории 6 класс. В 1439 г. для того, чтобы обеспечить защиту Византии от нашествия турок на Вселенском соборе в итальянском городе Флоренция православная.
ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В КОНЦЕ XV НАЧАЛЕ XVI в. Cоставила учитель истории и обществознания Сычева Л.С.
Учитель истории: Егоркина Е.М Смута привела к противоречиям среди священнослужителей- патриарх Игнатий патриарх Игнатий поддержал.
Гаража НВ Отличие русской церковной обрядности от греческой Унификация службы и богослужебных книг - необходимое условие объединения церквей Украины и.
Роль церкви в период Смуты, патриарх Филарет Представитель древнего рода московских бояр Филарет в миру звался Фёдором Никитичем Романовым – он был племянником.
«Священство и царство». образование единого российского государства, претензии на роль «Третьего Рима» – центра православия образование единого российского.
Церковный раскол середины ХVII века. Вопрос 1 Филарет, ставший патриархом в 1619 году получил титул 1.Великого патриарха 2.Великого государя 3.Великого.
Раскол в русской православной церкви Домашнее задание: § 11 ; вопрос 6,7 (с. 75) письменно.
РАСКОЛ РУССКОЙ ЦЕРКВИ И ЕГО СУЩНОСТЬ К уроку «Житие протопопа Аввакума» в контексте времени» 1.
Раскол в Русской Православной Церкви Презентацию подготовила: учитель МОУ СОШ 18 Статьина В.В.
Транксрипт:

Русская православная церковь в период создания Московского государства (XIII – XVII вв.)

Основные черты политики Золотой Орды к Русской православной церкви В истории российской государственности трудно найти такие же другие столь сложные и многозначные сюжеты как взаимоотношения Золотой Орды, Русской православной церкви и Княжества Московского год – перенесение митрополичьей кафедры из Владимира в Москву

Монгольская же политика в отношении всех религий строилась на основе Ясы, которую не смел нарушать ни один чингизид вплоть до ликвидации Крымского ханства в 1783 г. Монголы не только не вмешивались в вопросы церковной иерархии и суда и не облагали духовенство налогами, но даже все люди, находившиеся на церковных землях, также подчинялись суду духовенства и не облагались никакими налогами и повинностями.

Основные изменения в РПЦ в XIII-XV вв На Руси дифференциация духовенства от других слоев населения начала проявляться уже в момент похода Бату-хана. в XIV веке в руках Церкви оказалась треть всех обрабатываемых земель Северо-Восточной Руси – в дальнейшем все русские правители будут только снижать этот процент... Именно монгольская эпоха дала Московской Руси большинство ее наиболее знаменитых монастырей. Символично, что Чудов монастырь (уничтоженный Советским режимом) был построен на территории двора ордынских послов в Москве, как жест доброй воли хана.

Деятельность митрополита Алексия Митрополит Алексий (ок февраля 1378) митрополит Киевский и всея России, святитель, государственный деятель, дипломат – назначен митрополитом В августе 1357 по приглашению ханши Тайдулы святитель Алексий ездил в Орду и исцелил ее от глазной болезни. Сохранился ярлык, данный в ноябре этого года Тайдулой святителю Алексию, традиционный по содержанию: согласно нему, Русская Церковь, молящаяся за ханов, освобождается от всех даней, поборов и насилий со стороны светских властей.

последовательно проводил политику, направленную на создание союза русских княжеств, могущего противостоять заметно ослабевшей во 2-й половине XIV Орде. возникновение практики скрепления митрополичьей печатью межгосударственных соглашений Алексий всемерно способствовал распространению и упрочению на Руси общежительного монашества. Митрополит Алексий

Киновия [1] (греч. κοινοβιος совместная жизнь, общежитие) христианская монашеская коммуна, монастырь общежитского устава, одна из двух (наряду с отшельничеством) форм организации монашества на начальном историческом этапе. Монахи киновии все необходимые еду, одежду, обувь и прочее получают от монастыря. Труд монахов киновии безвозмезден, результаты труда полностью принадлежат монастырю. Все монахи киновии (вплоть до настоятеля) не имеют права собственности и личного имущества, а, следовательно прав дарения, наследования и так далее. Настоятеля киновии могут называть киновиархом. Первый русский монастырь общежитий него устава создал Феодосий Печерский. Общежитийные монастыри (киновии)

Сергий Радонежский (канонизирован в 1447 г.) Учение Сергия Радонежского – это его жизнь, не оставил после себя ни единой письменной строчки, сторонился учительствования. Ввёл идею и практику «высокого жития» Основание монастыря (в последствие Троице- Сергиева Лавра в Сергиевом-Посаде) Благословил на Куликовскую битву Начало новому явлению на Руси – старчеству Старчество (от Старец) направление монашеской жизни, в основе которого лежат советы и поучения, преподаваемые опытным духовным наставником-«старцем» (в женском монастыре – «старицей»); подобные «учительные» беседы могут быть чисто иноческийми, как бы обращенными внутрь обители, либо иноческий-мирскими, открытыми вовне

Автокефали я – 1448 г. Автокефалия (греч. α τοκεφαλία от греч. α τός, «сам» + греч. κεφαλή, «голова») самоуправление, независимость. Автокефальной называется в православии административно полностью независимая поместная церковь, во главе которой стоит епископ в сане патриарха, или архиепископа, или митрополита. Исключительной прерогативой автокефальной церкви является право самостоятельно совершать мироварение. Право предоставления (обретения) автокефалии в православии не определено ясно и окончательно и является предметом пререкания между Константинопольской кафедрой и иными поместными церквами.

Наиболее крупные монастыри нашей страны, основанные в XIII-XVII вв) - Кирилло-Белозерский монастырь; - Чудов монастырь; - Андроников монастырь; - Алексеевский монастырь; - Симонов монастырь; - Саввино-Сторожевский монастырь; - Свято-Данилов монастырь; - Ферапонтов монастырь; - Троице-Сергиева Лавра.

1. Кирилло- Белозерский - мужской православный монастырь Русской Церкви; расположен на Севере России, на берегу Сиверского озера, в черте современного города Кириллов Вологодской области год

2. Чудов монастырь - монастырь в восточной части Кремля в Москве год

3. Андроников монастырь - мужской монастырь на левом берегу р. Яузы, близ одной из Поклонных гор. Основан в 1357 году

4. Алексеевский монастырь - Алексеевский монастырь, основанный в 1371 году московским митрополитом Алексием, расположен в юго-восточной части старого посада на небольшом холме, носящем древнее языческое название Огнева гора

5. Симонов монастырь - основанный в 1370 году вниз по течению Москва-реки от Москвы

6. Саввино- Сторожевский монастырь - Основан в конце XIV века и расположен на горе Сторожи в двух километрах от города Звенигорода

7. Свято-Данилов монастырь - Основан в конце XIII на правом берегу Москвы- реки

8. Ферапонтов монастырь – Кирилловский район Вологодской области XIII век

9. Троице-Сергиева Лавра - Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре. Основан в 1337 г

Монастыри Вологодской области, основанные в рассматриваемый период Троице-Гледенский монастырь Череповецкий Воскресенский Собор Нило-Сорская пустынь Ферапонтов монастырь Корнилиево-Комельский монастырь Кирилло-Белозерский монастырь Спасо-Прилуцкий монастырь

1. Троице- Гледенский монастырь - в 4 км от Великого Устюга, при слиянии рек Сухоны и Юга. Конец XII века

2. Череповецкий Воскресенский Собор - В XIV веке ученики преподобного Сергия Радонежского - Феодосий и Афанасий Железный Посох основали Череповецкий Воскресенский монастырь

3. Нило-Сорская пустынь - в 15 километрах от города Кириллова. Обитель основал в конце XV века преподобный Нил Сорский

4. Корнилиево-Комельский монастырь - в 50 километрах от Вологды и в 5 километрах от Грязовца на реке Нуроме. Основан в 1497 году преподобным Корнилием Комельским.

5. Кирилло-Белозерский монастырь – Кирилловскимй район Вологодской области, XIII век

6. Спасо-Прилуцкий монастырь - основан в 1371 году преподобным Димитрием; Спасо-Прилуцкий монастырь важный стратегический пункт, расположенный на дороге, ведущей из Вологды в Белозёрск, Великий Устюг, Пермь.

Доктрина Москва – Третий Рим 1 Рим – сам Рим 2 Рим – Константинополь 3 Рим – Москва «Второй Рим» пал, если теперь Москва – «Третий Рим», следовательно это играло немаловажную роль – согласно идеологии Россия при этом становилась оплотом и центром православия.

Ереси на Руси Ересь – толкование священных книг и вероучения, расходящегося с официальными догматами церкви Стригольничество (стригольники, стригольниковы учениќи) религиозное движение XIV века, возникшее в Новгороде и Пскове; одно из самых известных, наряду с жидовствующими, еретических движений в средневековой Руси. Стригольники отвергали церковную иерархию и монашество, отвергали таинства.

Ересь жидовствующих Ересь жидовствующих православно- церковное название для ряда еретических, с точки зрения официальной православной церкви, сект. Используется преимущественно применительно к отколовшейся религиозной группе, возникшей в Новгороде в последней четверти XV века; в литературе советского времени также обозначалась как «новгородско- московская ересь». Впервые была применена инквизиция – жидовствующих сожгли.

отрицали монашество и церковную иерархию, отвергали поклонение иконам, мощам и кресту. Строгие монотеисты, они не признавали божества Иисуса Христа, полагая его сыном человеческим, и пророком, подобным Моисею. По некоторым свидетельствам, не верили они и в загробную жизнь. Кроме того, жидовствующие не принимали исчисленную дату конца света, которого многие тогда ожидали в 7000 году «от сотворения мира» (1492 от «Рождества Христова»). В счислении лет «от сотворения мира» они опирались на еврейский календарь, а не на принятый на Руси счёт, воспринятый от византийских хронографов. Ересь жидовствующих

Ересь Матвея Башкина несогласие догматов христианского учения с тогдашней жизнью. Особенно его поражало несогласие слов Христа: "возлюбите искреннего своего, как самого себя" с существованием у нас крепостных. Был боярином, отказался от богатства против официальной церкви, иконопочитания, а также холопства. "человек, если не знатный, то богатый или достаточный"

Ересь Феодосия Косого Он учил: "к попам не приходите, и молебнов не творите, и молитвы их не требовали, и не кайтесь, и не прочищайтесь, и темияном не кадитися, и на погребении от епископов и от попов не поминатися... Подобает поклонятися духом Отцу, а не поклоны творите, ни на землю подати и поклонятися, ни проскуры, ни капуны, ни свечи приносит и". Считая виновниками человеческого предания епископов, Косой подверг их деятельность суровой критике, называя их "идольскими жрецами, ложными учителями".

Отрицательные суждения Косого простирались и на догматическое учение церкви он отвергал догматы святой Троицы и искупления. Положительная сторона проповеди Косого заключалась, по- видимому, в стремлении восстановить христианство в его первобытной чистоте, вернуть его ко временам апостолов. Ересь Феодосия Косого

«Ииосифляне» и «нестяжатели» 1. Ииосифляне (иосифляне) последователи Иосифа Волоцкого, представители церковно- политического течения в Русском государстве в конце XV середине XVI веков, отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви. Выражали интересы крупного монастырского землевладения. 2. Нестяжатели духовное и политическое течение реформаторской-гуманистического толка на Руси в XV веке. Получило свое название потому, что его представители выступали против «стяжания» церковью земель и другого имущества.

Представител и Вопрос о землях, крестьянах и богатстве церквей Стоглавый Собор Ииосифляне Иосиф Волоцкий, псковский монах Филофей Сохранитьдоминировали Нестяжатели Нил Сорский ОтказатьсяПрисутствовали, но их предложения не были приняты

Стоглавый собор 1551 года Стоглавый собор церковно-земский собор в Москве, в январе мае Решения, сведённые в сто глав в литературе имеют название Стоглава : Отверг секуляризационные планы правительства, но ограничил дальнейшее приращение церковных владений в городах и финансовые привилегии духовенства;. Отмена двойных (мужчина+женщина) монастырей, Ограничение пьянства священников, скомарошничество

Стоглавый собор: поповские старосты Были в епархиальном ведомстве и другие служебные лица, которым поручались меньшие округи и в них одни только приходские церкви и одно белое духовенство: то были старосты поповские, или священнические. Собирать венечную пошлину по всем городам и селам епархии от всех приходских священников должны были, по соборному уложению, поповские старосты и десятские священники вместе с земскими старостами и целовальниками каждый год одновременно с собиранием прочих пошлин на архиерея и передавали по книгам в архиерейскую казну казначею

Стоглавый Собор: обряды Собор унифицировал церковные обряды. Он официально узаконил под страхом анафемы двуперстное сложение при совершении крестного знамения и «сугубую аллилуйю». Между прочим, на эти решения позднее ссылались старообрядцы в оправдание своей приверженности старине.

ГРАМОТЫ несудимые освобождали от подсудимости, и выдавались преимущественно духовенству на право избавления от светского суда и особенно часто до полов. =>=> Cтоглавый собор официально отменил их

Деятельность митрополита Макария С именем митрополита Макария ( 1563; пам. 30 дек.) связана целая эпоха на Руси в середине XVI в. Это был духовный собиратель Русской земли, великий почитатель русских святых, молитвенник и подвижник, ревностный деятель на ниве Христовой, иконописец, собеседник святых современников, книжник, талантливый организатор, патриот, дипломат. Его труды нашли отражение в летописях, агиографических и гимнографических произведениях, памятниках древнерусской книжности, иконографии, сфрагистики и т. д. В своей деятельности святитель Макарий проявлял постоянную заботу о монастырях.

Четьи-минеи митрополита Макария Четьи-минеи или Минеи четии то же, что четьи (то есть предназначенные для чтения, а не для богослужения) книги житий святых православной церкви, причем повествования эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца, откуда и название их «минеи»

Митрополит Филипп Колычев Митрополит Филипп II (в миру Фёдор Степанович Колычёв; 11 февраля 1507, Москва 23 декабря 1569) митрополит Московский и всея Руси с 1566 по 1568 год, завоевавший известность обличением опричного террора царя Ивана Грозного.До избрания на московскую кафедру был игуменом Соловецкого монастыря, где проявил себя как способный руководитель. Из-за несогласия с политикой Ивана Грозного и открытого выступления против опричнины попал в опалу. Решением церковного собора лишён сана и отправлен в ссылку в тверской Отроч Успенский монастырь, где был убит Малютой Скуратовым. В 1652 году по инициативе патриарха Никона мощи Филиппа были перенесены в Москву. Он был прославлен для всероссийского почитания как святитель Филипп Московский

Учреждение патриаршества В 1589 году Русская церковь достигла полной самостоятельности, будучи организована в виде особого патриархата Летом 1588 года прибыл в Москву сам константинопольский патриарх Иеремия, и русское правительство поспешило воспользоваться его приездом для более решительной постановки вопроса ο русском патриаршестве. Быть патриархом в Москве сначала предложили было самому Иеремии. Но при этом взяли в расчет и крайнее неудобство иметь патриархом грека, к которому относились недоверчиво, который к тому же не знал ни русского языка, ни русских обычаев; с другой стороны - ни царю, ни Годунову, который правил всеми делами, не хотелось отстранять от себя наличного первосвятителя Русской церкви, митрополита Иова, к которому они оба чувствовали полное доверие.

Учреждение патриаршества не произвело никаких существенных перемен в правах русского первосвятителя. Общий иерархический строй Русской церкви остался таким же, каким был при митрополитах. Вся разница сравнительно с прежним временем сводилась в этом отношении лишь к тому, что он сравнялся с другими православными патриархами по своей самостоятельности, и к преимуществам его иерархической чести.

Кто и в какое время был патриархом Свт. Иов (23 января июнь 1605) Игнатий (30 июня май 1606) Сщмч. Гермоген (3 июня мая 1611) междупатриаршество Филарет (Романов) (24 июня октября 1633) Иоасаф I (6 февраля ноября 1640) Иосиф (27 мая апреля 1652) Никон (25 июля декабря 1666) Иоасаф II (10 февраля февраля 1672) Питирим (7 июля апреля 1673) Иоаким (Савелов) (26 июля марта 1690) Адриан (24 августа октября 1700) Стефан (Яворский) (16 декабря ) администратор, блюститель, викарий и экзарх патриаршего престола

Роль патриарха Гермогена в Смутное время Гермоген - патриарх всероссийский с 1606 по 1612 г. В 1589 г. он был поставлен в сан казанского митрополита и проявил большое усердие в деле обращения в православие местных инородцев. По восшествии на московский престол Лжедмитрия I, Гермоген был вызван в Москву для участия в устроенном новым царем Сенате, но не мог ужиться с царем, чуждым религиозной нетерпимости и склонным к сближению с иноземцами. Открытый противник поляков, путем устной проповеди и рассылаемых грамот увещевая народ стоять за православную веру против желающих уничтожить ее иноземцев. Когда к Москве подошло ляпуновское ополчение, поляки и державшие их сторону русские бояре потребовали от патриарха, чтобы он приказал ополчению разойтись, угрожая ему в противном случае смертью. Гермоген отказался и был подвергнут тяжелому заключению в Чудовом монастыре. Когда в Москве получены были первые вести о сборах Минина и Пожарского, сидевшие в Москве бояре и поляки вновь потребовали от Гермогена, чтобы он убедил нижегородцев оставаться верными присяге Владиславу, но встретили с его стороны решительный отказ. Тогда его, по рассказу современников, уморили голодною смертью. Он умер 17 февраля 1612 г.

Патриарх Филарет (в миру Феодор Никитич Романов Вместе с другими Романовыми, подвергшимися опале при Борисе Годунове, который рассматривал их как своих соперников в притязаниях на московский престол, в 1600 был сослан. Он сам и его жена Ксения Ивановна Шестова были насильно пострижены в монахи под именами «Филарет» и «Марфа», что должно было лишить их прав на престол. Единственный выживший их ребёнок Михаил Фёдорович впоследствии был, после окончания Смутного времени, избран в 1613 году царём. Будучи родителем государя, до конца жизни официально был его соправителем. Использовал титул «Великий государь» и совершенно необычное сочетание монашеского имени «Филарет» с отчеством «Никитич»; фактически руководил московской политикой.

Церковная реформа патриарха Никона 1653 Цель – унифицировать обряды Русской Православной церкви. Не были затронуты догматы религии, были изменены незначительные детали в обрядах, Приобщение к богослужению других стран, попытка распространения влияния Исправление богослужебных книг по греческим образцам

ДО ПОСЛЕ Двоеперстие Земной поклон Двугубая «аллилуйя» Многоголосие Заявление Никона на соборе 1654 года, что церковные книги московской печати содержат в себе неправые, нововводные чины и обряды, несогласные с истинно православными древними чинами и обрядами Троеперстие Поясной поклон Тригубая аллилуйя Одноголосие В виду этого Никон говорит на соборе не о таких книжных исправлениях, под которыми бы разумелись внесенные в них невежеством ошибки, описки и подобные неважные и легко исправимые погрешности, но требует исправление книг поскольку они содержат, по его мнению, нововводные чины и обряды, требует, так сказать, исправления самой церкви, а не книг только.

Церковный раскол Причины: - противоречия в церковной среде; - психологическое неприятие частью верующих религиозных новшеств. Это привело к церковному расколу на старообрядцев и принявших реформу Никона.

Старообрядцы Духовный лидер – протопоп Аввакум Петров. 11 лет в сибирской ссылке, осуждён Церковным Собором, посажен в земляную яму и заживо сожжён. Многие десятки лет старообрядцев преследовали, бегства на окраины страны, самосожжения.

Соловецкое восстание ( ) С 1663 по 1668 год в монастыре на имя царя было составлено и послано девять челобитных, множество «сказок» (Сказка – объявление, весть, оглашение (стар) ) других посланий, на конкретных примерах доказывавших справедливость старой веры. Переговоры с восставшими ничего не дали и поэтому для усмирения к ним отправили войско Восстание было жестоко подавлено =>Упорство в вере и мученичество, с каким «соловецкие сидельцы» приняли смерть, создали вокруг них ореол славы. Многочисленные списки «Истории об отцах и страдальцах соловецких», написанной со слов очевидцев писателем-старообрядцем Семеном Денисовым, расходились по всей России и пользовались большой популярностью среди народа.

Боярыня Морозова Сподвижница протопопа Аввакума, происходившая от старинного русского рода, ведущего свою родословную со времён Александра Невского. Известно, что она скончалась 26 сентября 1667 года