Православная церковь в Советский период и современной России. Выполнили : Потёмин Е.С. And Смирнов А.Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок по курсу « религиоведение» в 9 классе Тема:»Атеизм, политика преследования религии в советский период» Тема:»Атеизм, политика преследования религии.
Advertisements

Автор: Павлиди Анастасия Олеговна учащаяся 10 класса ГБОУ СОШ п. Алексеевский м. р. Красноармейский Научный руководитель Моисеева Татьяна Васильевна учитель.
Re:I.V.D 13 лет назад (1993) принята Конституция Российской Федерации в ходе всенародного голосования (с 1994 по 2004 год этот день являлся государственным.
История Храма Христа спасителя. История создания Храм Христа Спасителя в Москве был построен в честь победы над наполеоновской армией в Отечественной.
В гг. по прошению причта и старосты церковного Воскресенской кладбищенской церкви в Подольске Императорская археологическая комиссия разрешила.
ПЛАН: Формирование новой власти Первые постановления новой власти. Декрет «о земле» и «о мире» Конституция 1918 года Преобразования в социальной сфере.
Политическая система в 30-е гг... государственная власть сосредоточилась в руках коммунистической партии, только члены ВКП(б) занимали все ответственные.
История религий в России Урок 18 Рассказ о выборе веры на Руси Православное христианство в истории России (урок модуля «Основы мировых религиозных культур»
Церковь и власть в годы Великой Отечественной войны Работу выполнила ученица 11 «А» класса ГБОУ центр образования 1417 г. Москва Воскобойникова К. Руководитель:
Приватизация частной собственности Урезать власть центра Перейти к свободе хозяйственной деятельности, т. е. рынку Г. Явлинский С. Шаталин.
Миряне последователи Христианства, члены Церкви, не являющиеся священниками не принадлежащие к клиру. Духовенство собирательный термин для обозначения.
Закутская Наталья Дмитриевна Учитель начальных классов МОУ «Красногороденская оош»
1) Принцип разделения властей может быть присущ только демократическому государству, ни в рабовладельческом, ни в феодальном государстве он невозможен,
Церковь в Советской России. Церковь в е гг. Декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» (1918г.) Обострение отношений церкви.
Россия вступает в XX век 4 класс, «Школа России».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II - пятнадцатый Предстоятель Русской Православной Церкви с введения Патриаршества на Руси (1589 г.)
Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной Войны (1937)-(1941)
Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума.
Церковь и государство в XVI веке Успенский собор Московского Кремля.
Мир и разоружение Родин Владислав, ученик 10 класса МАОУ «СОШ 31» Великого Новгорода.
Транксрипт:

Православная церковь в Советский период и современной России. Выполнили : Потёмин Е.С. And Смирнов А.Н.

Восстановление патриаршества (1917 г.) В начале 1900-х, невзирая на сопротивления Константина Победоносцева, началась подготовка к созыву Всероссийского Поместного Собора, который собрался 15 августа 1917 в Успенском соборе Кремля. Крупнейшим его решением было восстановление патриаршего возглавления Российской Церковью 28 октября 1917, которое сохраняется и ныне. Период с 1917 г. до наших дней получил название Второго патриаршего периода. В начале 1900-х, невзирая на сопротивления Константина Победоносцева, началась подготовка к созыву Всероссийского Поместного Собора, который собрался 15 августа 1917 в Успенском соборе Кремля. Крупнейшим его решением было восстановление патриаршего возглавления Российской Церковью 28 октября 1917, которое сохраняется и ныне. Период с 1917 г. до наших дней получил название Второго патриаршего периода.

Деяние не было механической реставрацией патриаршества в том виде, как оно существовало до синодального периода: наряду с институтом патриаршества Собор учреждал 2 постоянно действующих коллегиальных органа (Священный Синод и Высший Церковный Совет). Деяние не было механической реставрацией патриаршества в том виде, как оно существовало до синодального периода: наряду с институтом патриаршества Собор учреждал 2 постоянно действующих коллегиальных органа (Священный Синод и Высший Церковный Совет). К ведению Священного Синода были отнесены дела иерархически- пастырского, вероучительного, канонического и литургического характера. В состав Синода входили, помимо его Председателя Патриарха, ещё 12 членов: митрополит Киевский по должности, 6 архиереев по избранию Собором на три года и 5 епископов, призываемых по очереди сроком на один год. К ведению Священного Синода были отнесены дела иерархически- пастырского, вероучительного, канонического и литургического характера. В состав Синода входили, помимо его Председателя Патриарха, ещё 12 членов: митрополит Киевский по должности, 6 архиереев по избранию Собором на три года и 5 епископов, призываемых по очереди сроком на один год. В ведение Высшего Церковного Совета дела церковно- общественного порядка: административные, хозяйственные, школьно- просветительные. Особо важные общецерковные вопросы, связанные с защитой прав Церкви, подготовкой к предстоящему Собору, открытием новых епархий, подлежали решению совместного присутствия Синода и Высшего Церковного Совета. Из 15 членов Высшего Церковного Совета, возглавляемого, как и Синод, Патриархом, 3 архиерея делегировались Синодом, а один монах, 5 клириков из белого духовенства и 6 мирян избирались Собором. В ведение Высшего Церковного Совета дела церковно- общественного порядка: административные, хозяйственные, школьно- просветительные. Особо важные общецерковные вопросы, связанные с защитой прав Церкви, подготовкой к предстоящему Собору, открытием новых епархий, подлежали решению совместного присутствия Синода и Высшего Церковного Совета. Из 15 членов Высшего Церковного Совета, возглавляемого, как и Синод, Патриархом, 3 архиерея делегировались Синодом, а один монах, 5 клириков из белого духовенства и 6 мирян избирались Собором. Священный Синод и Высший Церковный Совет

Большевики и Церковь Еще в период первой русской революции, в декабре 1905 года, Ленин опубли­ковал статью «Социализм и религия», в которой писал: «Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных дачной работой на других, нуждою и одиночеством. Религия есть опиум народа. Религия род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь». В той же статье Ленин требовал полного отделения Церкви от государства и школы от Церкви, превращения религии в частное дело. В ходе октябрьской революции учение вождя мирового пролетариата было воплощено в жизнь. В первый же день после захвата власти, 26 октября 1917 года, большевики издали «Декрет о земли», объявлявший о национализации всех церковных и монастырских земель «со всем их живым и мертвым инвентарем» декабря 1917 г. последовали декреты, лишавшие юридической силы церковный брак.

Декрет о свободе совести 20 января (по ст. ст.) 1918 г. СНК РСФСР утвердил Декрет Об отделении церкви от государства и школы от церкви, которым: 20 января (по ст. ст.) 1918 г. СНК РСФСР утвердил Декрет Об отделении церкви от государства и школы от церкви, которым: Церковь была отделена от государства Церковь была отделена от государства Церковь была отделена от государственной школы, запрещалось религиозное воспитание и преподавание религии в школах Церковь была отделена от государственной школы, запрещалось религиозное воспитание и преподавание религии в школах Церковь лишена прав юридического лица и собственности Церковь лишена прав юридического лица и собственности Религия стала исключительно частным делом граждан. Религия стала исключительно частным делом граждан.

РПЦ в Гражданскую войну ( гг.) Для большевиков православная церковь, как и всякая иная религиозная организация, априори была идеологическим противником. Многие священнослужители были либо монархически ориентированы, либо не могли сочувствовать новому антирелигиозному режиму. Первые же послания Патриарха Тихона были восприняты как призывы к саботажу. Для большевиков православная церковь, как и всякая иная религиозная организация, априори была идеологическим противником. Многие священнослужители были либо монархически ориентированы, либо не могли сочувствовать новому антирелигиозному режиму. Первые же послания Патриарха Тихона были восприняты как призывы к саботажу. Сразу же после победы октябрьской революции начались жестокие гонения на Церковь, аресты и убийства священнослужителей. Первой жертвой революционного террора стал петербургский протоиерей Иоанн Кочуров, убитый 31 октября 1917 года. 19 января патриарх Тихон написал послание, в котором анафематствовал (т.е. отрезал от Церкви) всех, проливающих невинную кровь, т.е. большевиков. 25 января 1918 года в Киеве был убит митрополит Киевский Владимир (Богоявленский). Сразу же после победы октябрьской революции начались жестокие гонения на Церковь, аресты и убийства священнослужителей. Первой жертвой революционного террора стал петербургский протоиерей Иоанн Кочуров, убитый 31 октября 1917 года. 19 января патриарх Тихон написал послание, в котором анафематствовал (т.е. отрезал от Церкви) всех, проливающих невинную кровь, т.е. большевиков. 25 января 1918 года в Киеве был убит митрополит Киевский Владимир (Богоявленский).

Вскоре расстрелы и аресты духовенства приобрели массовый характер. В 1918 году были умерщвлены несколько архипастырей, несколько сотен священнослужителей, многие миряне. Казни священнослужителей совершались с изощренной жестокостью. Многих священнослужителей перед смертью пытали, многие были казнены вместе с семьями или на глазах у жены и детей. Церкви и монастыри подвергались разгрому и разграблению, иконы поруганию и сожжению. Разнузданная кампания против религии была развернута в прессе. 26 октября 1918 года, в годовщину пребывания большевиков у власти, патриарх Тихон в послании Совету народных комиссаров говорил о бедствиях, постигших страну, народ и Церковь. Вскоре после этого письма патриарх Тихон был посажен под домашний арест, а гонения продолжились с новой силой. РПЦ в Гражданскую войну ( гг.)

Патриарх Тихон ТИХОН (Белавин Василий Иванович) ( ), патриарх Московский и всея Руси (с 1917). Избран Поместным собором Русской православной церкви. В годы Гражданской войны призывал к прекращению кровопролития. Выступил против декретов об отделении церкви от государства и об изъятии церковных ценностей. В 1922 по обвинению в антисоветской деятельности арестован. В 1923 призвал духовенство и верующих к лояльному отношению к советской власти; выпущен из тюрьмы и находился под домашним арестом. Канонизирован Русской православной церковью.

Кампания по вскрытию мощей ( гг.) 14 февраля 1919 года Наркомат юстиции издал постановление об организованном вскрытии мощей. Для этой цели были назначены специальные комиссии, которые в присутствии священнослужителей и мирян публично оскверняли мощи святых. Целью кампании была дискредитация Церкви и разоблачение «фокусничества и шарлатанства». Всего до июля 1920 года было произведено около 6 о вскрытий мощей. 11 апреля 1919 года были вскрыты мощи Сергия Радонежского. 29 июля 1920 года Совнарком (СНК) издал постановление о ликвидации мощей, а 23 августа Наркомат юстиции постановил передавать мощи в музеи. Не все мощи были ликвидированы: многие были впоследствии перевезены в Ленинградский музей атеизма и религии, расположившийся в помещениях Казанского собора.

Кампания по изъятию церковных ценностей 1922 г. Экономическая разруха, явившаяся следствием революции и гражданской войны, а также засуха лета 1921 года привела к тому, что в Поволжье и некоторых других регионах России начался голод. В этих условиях патриарх Тихон благословил жертвовать в пользу голодающих любые церковные украшения, не имеющие богослужебного употребления. Однако в прессе была развернута новая кампания против Церкви, которую обвинили в сокрытии ценностей. Экономическая разруха, явившаяся следствием революции и гражданской войны, а также засуха лета 1921 года привела к тому, что в Поволжье и некоторых других регионах России начался голод. В этих условиях патриарх Тихон благословил жертвовать в пользу голодающих любые церковные украшения, не имеющие богослужебного употребления. Однако в прессе была развернута новая кампания против Церкви, которую обвинили в сокрытии ценностей. 23 февраля 1922 г. ВЦИК принял Декрет о принудительном изъятии церковных ценностей. Этот декрет стал инструментом, с помощью которого власти сделали попытку разрушить Церковь. 23 февраля 1922 г. ВЦИК принял Декрет о принудительном изъятии церковных ценностей. Этот декрет стал инструментом, с помощью которого власти сделали попытку разрушить Церковь. В результате были изъяты церковные предметы на сумму р. 67 к. в золотых рублях. Из этих средств было решено истратить 1 млн. золотых рублей на покупку продовольствия для голодающих, вокруг чего была развернута агитационная кампания. Основные средства были использованы на саму кампанию по изъятию, или, точнее говоря, на кампанию по расколу Русской Православной Церкви В результате были изъяты церковные предметы на сумму р. 67 к. в золотых рублях. Из этих средств было решено истратить 1 млн. золотых рублей на покупку продовольствия для голодающих, вокруг чего была развернута агитационная кампания. Основные средства были использованы на саму кампанию по изъятию, или, точнее говоря, на кампанию по расколу Русской Православной Церкви

Гонения на РПЦ в 1920-е гг. 30 марта 1922 г. на заседании Политбюро был принят план разгрома Церкви, включающий арест Синода и патриарха, развертывание новой антирелигиозной кампании в прессе, изъятие церковных ценностей по всей стране. Патриарха Тихона начали вызывать в ГПУ (Государственное политическое управление – преемник ВЧК) и подвергать допросам. По всей стране начались судебные процессы против священнослужителей и мирян, обвинявшихся в сопротивлении изъятию церковных ценностей.

Помимо гонений на Церковь, власти стремились ослабить Церковь также посредством стимулирования противоречий и раскольничьих групп. Помимо гонений на Церковь, власти стремились ослабить Церковь также посредством стимулирования противоречий и раскольничьих групп. К 1922 году оформился «обновленческий раскол»; который поначалу возглавил епископ Антонин (Грановский), петроградские священники Александр Введенский и Владимир Красницкий, несколько московских священников. Обновленцами их называли в народе потому, что они ратовали за всестороннее обновление церковной жизни К 1922 году оформился «обновленческий раскол»; который поначалу возглавил епископ Антонин (Грановский), петроградские священники Александр Введенский и Владимир Красницкий, несколько московских священников. Обновленцами их называли в народе потому, что они ратовали за всестороннее обновление церковной жизни Обновленчество получило поддержку органов ГПУ и было официально признано органами государственной власти как Православная Российская Церковь. На своём соборе в апреле 1923 обновленцы приняли резолюцию в поддержку советского социалистического строя, осудили «контрреволюционное» духовенство, а Патриарха Тихона объявили низложенным. Обновленчество получило поддержку органов ГПУ и было официально признано органами государственной власти как Православная Российская Церковь. На своём соборе в апреле 1923 обновленцы приняли резолюцию в поддержку советского социалистического строя, осудили «контрреволюционное» духовенство, а Патриарха Тихона объявили низложенным. Патриаршие покои под давлением НКВД заняло обновленческое ВЦУ (Высшее церковное управление) во главе с Антонином (Грановским). 29 мая в Москве состоялось учредительное собрание «Живой церкви» (обновленческой) Патриаршие покои под давлением НКВД заняло обновленческое ВЦУ (Высшее церковное управление) во главе с Антонином (Грановским). 29 мая в Москве состоялось учредительное собрание «Живой церкви» (обновленческой) К июлю 1922 года из 73 правящих архиереев Русской Церкви большинство уже подчинилось ВЦУ. Только 36 правящих архиереев остались верны патриарху. «Обновленческий раскол» (1922 г.)

Обновленцы ОБНОВЛЕНЦЫ, движение в Русской православной церкви, оформившееся после Октябрьской революции. Выступали за «обновление церкви», модернизацию религиозного культа. Обновленцами осуществили следующие изменения в богослужении: перевод всего богослужения на гражданский русский (со старославянского) язык упрощение и сокращение богослужения выборы приходских батюшек возможность епископам жениться разрешение священникам вступать второй раз в брак перевод Церкви на новый (григорианский) календарь ведение в церковную иерархию женщин (диаконисс) отрицание монашества допуск белого духовенства к органам церковного управления. Обновленцы боролись против руководства официальной Русской православной церкви, заявляли о поддержке советской власти и лояльном отношении к ней. В самоликвидировались, влившись в состав Русской православной церкви.

Союз воинствующих безбожников В 1925 г. по инициативе большевистской власти был создан «Союз воинствующих безбожников» под председательством Емельяна Ярославского Первичные организации СВБ существовали на заводах, фабриках, в колхозах и учебных заведениях. К началу 1941 в рядах СВБ состояло около 3,5 млн. чел. Число первичных ячеек достигло 96 тыс. Емельян Ярославский Руководствуясь ленинскими принципами антирелигиозной пропаганды и решениями партии по этим вопросам, СВБ ставил задачу идейной борьбы с религией во всех её проявлениях. Он проводил пропаганду атеистических знаний, индивидуальную работу с верующими, готовил кадры пропагандистов и агитаторов-атеистов, выпускал научную и научно-популярную литературу и ряд периодических изданий, устраивал музеи и выставки, проводил работу под девизом "Борьба с религией борьба за социализм". С изменением государственной политики в отношении религии, в 1947 г. функции СВБ перешли к Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний (общество «Знание»).

Митрополит Пётр Согласно завещательному распоряжению Патриарха Тихона, после его кончины 7 апреля 1925 года, у кормила церковного управления стал Патриарший Местоблюститель митрополит Крутицкий Петр (Полянский). Согласно завещательному распоряжению Патриарха Тихона, после его кончины 7 апреля 1925 года, у кормила церковного управления стал Патриарший Местоблюститель митрополит Крутицкий Петр (Полянский). Действующая власть запретила созыв церковного собора и выбор нового патриарха (до 1943 г.) Действующая власть запретила созыв церковного собора и выбор нового патриарха (до 1943 г.) 9 декабря 1925 г. Пётр был арестован. По распоряжению Местоблюстителя исполнение его обязанностей перешло к митрополиту Нижегородскому Сергию (Страгородскому) в ранге Заместителя местоблюстителя. 9 декабря 1925 г. Пётр был арестован. По распоряжению Местоблюстителя исполнение его обязанностей перешло к митрополиту Нижегородскому Сергию (Страгородскому) в ранге Заместителя местоблюстителя. На многократные предложения сложить с себя полномочия местоблюстителя он отвечал отказом, и к срокам наказания, которые он отбывал, добавлялись новые строки.А в 1937 г. митрополит Пётр был расстрелян. В 1997 году Архиерейским собором РПЦ причислен к лику святых как новомученик. На многократные предложения сложить с себя полномочия местоблюстителя он отвечал отказом, и к срокам наказания, которые он отбывал, добавлялись новые строки. А в 1937 г. митрополит Пётр был расстрелян. В 1997 году Архиерейским собором РПЦ причислен к лику святых как новомученик.

Митрополит Сергий С 10 декабря 1925 фактическим главой церковного управления с титулом Заместителя Патриаршего Местоблюстителя был митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский), который предпринимал попытки нормализовать положение Церкви в новом государстве. 8 сентября 1943 г. в резиденции бывшего германского посла в Чистом переулке, состоялся Собор епископов, избравший Сергия Патриархом Московским и всея Руси. С 10 декабря 1925 фактическим главой церковного управления с титулом Заместителя Патриаршего Местоблюстителя был митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский), который предпринимал попытки нормализовать положение Церкви в новом государстве. 8 сентября 1943 г. в резиденции бывшего германского посла в Чистом переулке, состоялся Собор епископов, избравший Сергия Патриархом Московским и всея Руси.

Декларация Сергия 1927 г. 29 июля 1927 под давлением властей Сергий выступил с декларацией, которая выдвигала тезис, что можно быть православным христианином и одновременно «сознавать Советский Союз своей гражданской родиной, радости и успехи которой наши радости и успехи, неудачи наши неудачи». 29 июля 1927 под давлением властей Сергий выступил с декларацией, которая выдвигала тезис, что можно быть православным христианином и одновременно «сознавать Советский Союз своей гражданской родиной, радости и успехи которой наши радости и успехи, неудачи наши неудачи». Реакция на заявление Сергия в церковных кругах была противоречивой. Часть, не будучи солидарны с рядом положений Декларации, оценили её характер как вынужденный, сохранили доверие к Сергию как руководителю Патриаршей Церкви. Остальные полностью приняли Декларацию. Реакция на заявление Сергия в церковных кругах была противоречивой. Часть, не будучи солидарны с рядом положений Декларации, оценили её характер как вынужденный, сохранили доверие к Сергию как руководителю Патриаршей Церкви. Остальные полностью приняли Декларацию. Зарубежный (Карловацкий) Синод отверг и осудил её. Часть священнослужителей внутри страны, расценив поступок митрополита как предательство интересов Церкви, ушла в подполье, присвоив себе название Истинно православная церковь. Зарубежный (Карловацкий) Синод отверг и осудил её. Часть священнослужителей внутри страны, расценив поступок митрополита как предательство интересов Церкви, ушла в подполье, присвоив себе название Истинно православная церковь.

Русская Православная Церковь за рубежом (РПЦЗ) В 1919 г. большая часть иерархии и духовенства, находившаяся на территории, контролируемой «белыми», в связи с их поражением эмигрировала и создала за рубежом собственную церковную структуру «Русскую православную церковь заграницей» (зарубежом). В 1919 г. большая часть иерархии и духовенства, находившаяся на территории, контролируемой «белыми», в связи с их поражением эмигрировала и создала за рубежом собственную церковную структуру «Русскую православную церковь заграницей» (зарубежом). В 1920 году в Константинополе группа архиереев, эвакуированных вместе с военным и гражданским населением из России, созвала заграничный собор и образовала Высшее Церковное Управление Заграницей. Главой новоучрежденного управления был избран митрополит Антоний (Храповицкий). В 1920 году в Константинополе группа архиереев, эвакуированных вместе с военным и гражданским населением из России, созвала заграничный собор и образовала Высшее Церковное Управление Заграницей. Главой новоучрежденного управления был избран митрополит Антоний (Храповицкий). В1921 году управление переехало в Сремские Карловцы (Югославия), где был созван 1-й Всезарубежный Собор (Карловацкий Собор). В1921 году управление переехало в Сремские Карловцы (Югославия), где был созван 1-й Всезарубежный Собор (Карловацкий Собор). В 1927 г. заграничный Синод выразил свое несогласие с Декларацией митрополита Сергия и постановил: «Заграничная часть Русской Православной Церкви должна прекратить административные сношения с Московской Церковной властью ввиду невозможности нормальных сношений с нею и ввиду порабощения ее безбожной советской властью». В 1927 г. заграничный Синод выразил свое несогласие с Декларацией митрополита Сергия и постановил: «Заграничная часть Русской Православной Церкви должна прекратить административные сношения с Московской Церковной властью ввиду невозможности нормальных сношений с нею и ввиду порабощения ее безбожной советской властью».

В мае 1928 года указом митрополита Сергия и Временного Синода Заграничный Синод и Собор были объявлены упраздненными и все их действия отмененными. В 1934 году Заграничный Синод во главе с митрополитом Антонием (Храповицким) было вторично осужден с запрещением в священнослужении всех его членов впредь до суда или раскаяния. В мае 1928 года указом митрополита Сергия и Временного Синода Заграничный Синод и Собор были объявлены упраздненными и все их действия отмененными. В 1934 году Заграничный Синод во главе с митрополитом Антонием (Храповицким) было вторично осужден с запрещением в священнослужении всех его членов впредь до суда или раскаяния. Однако Зарубежная Церковь, вопреки прещениям со стороны митрополита Сергия и его Синода, продолжала существовать и развиваться. Фактически состоялся раскол РПЦ и РПЦЗ, которые взаимно не признавали друг друга вплоть до патриаршества Алексия II. Однако Зарубежная Церковь, вопреки прещениям со стороны митрополита Сергия и его Синода, продолжала существовать и развиваться. Фактически состоялся раскол РПЦ и РПЦЗ, которые взаимно не признавали друг друга вплоть до патриаршества Алексия II. 17 мая 2007 года был подписан Акт о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ, в соответствии с которым Русская Православная Церковь Заграницей становилась «неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви» 17 мая 2007 года был подписан Акт о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ, в соответствии с которым Русская Православная Церковь Заграницей становилась «неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви» Русская Православная Церковь за рубежом (РПЦЗ)

Катакомбная церковь Катакомбная церковь, Истинно-Православная Церковь, Истинно-Православные Христиане собирательное именование тех представителей российского православного духовенства и православных общин, которые, начиная с 1920-х годов отвергли подчинение юрисдикции Московского патриархата. Среди основателей Катакомбной Церкви традиционно выделяют митрополита Иосифа (Петровых), архиепископов Феодора (Поздеевского) и Андрея (Ухтомского). Вокруг них сформировались, соответственно, движения «иосифлян», «даниловцев» и «андреевцев», состоявшие из части архиереев, духовенства и мирян, не признавших Декларацию митрополита Сергия 1927 года о лояльности церкви по отношению к советской власти. Вплоть до конца 50-х годов в СССР число подпольных православных общин, по всей видимости, измерялось тысячами. Организационно они не были связаны (организации существовали лишь на бумаге, в делах НКВД).

Катакомбная церковь Жестокие преследования «истинно-православных» продолжались с разной интенсивностью все годы Советской власти прежде всего в годы коллективизации, сталинизма. Последняя волна репрессий против истинно-православных началась в 1959 году - и особенно усилилась после хрущевского указа 1961 года о борьбе с тунеядством. По нему были сосланы и посажены тысячи «истинно-православных», отказывавшихся официально устраиваться на работу (и, как правило, работавших по договорам). К перестройке разрозненное движение почти полностью лишилось духовенства. После 1996 года, когда умер Гурий (Павлов) не осталось в живых ни одного «катакомбного» архиерея, чьё преемство восходило бы к епископату указанных общин и не подлежало бы сомнению. Общая численность «катакомбных» общин сейчас (на 2009 год), видимо, насчитывает несколько сотен (вряд ли больше 1000) человек.

Однако надежды митрополита и его сторонников в отношении властей не оправдались. Синод, возглавлявшийся Сергием, юридического признания не получил, аресты духовенства и административное закрытие храмов возобновились с новой силой с 1929 г. Однако надежды митрополита и его сторонников в отношении властей не оправдались. Синод, возглавлявшийся Сергием, юридического признания не получил, аресты духовенства и административное закрытие храмов возобновились с новой силой с 1929 г. Так, в 1937 было закрыто более 8 тысяч храмов, ликвидировано 70 епархий и викариатств. В течение НКВД провёл несколько операций по арестам и расстрелам духовенства. Так, в 1937 было закрыто более 8 тысяч храмов, ликвидировано 70 епархий и викариатств. В течение НКВД провёл несколько операций по арестам и расстрелам духовенства. В 1938 году «Союз воинствующих безбожников» спланировал пятилетку борьбы с религией: согласно плану, церкви всех конфессий должны быть закрыты и «к 1 мая 1937 года имя Бога должно быть забыто на всей территории СССР». В 193 о-е годы арестам и расстрелам стали подвергать всех священнослужителей без разбора, включая обновленцев. К середине 1930-х годов обновленческий «синод» самоликвидировался. В 1938 году «Союз воинствующих безбожников» спланировал пятилетку борьбы с религией: согласно плану, церкви всех конфессий должны быть закрыты и «к 1 мая 1937 года имя Бога должно быть забыто на всей территории СССР». В 193 о-е годы арестам и расстрелам стали подвергать всех священнослужителей без разбора, включая обновленцев. К середине 1930-х годов обновленческий «синод» самоликвидировался. Новые репрессии в 1930-х гг.

В результате беспрецедентных по своим масштабам гонений 1930-х годов Церковь в СССР была почти полностью разгромлена. К 1939 году на всей территории страны оставалось лишь около 100 действующих храмов, ни одного монастыря, ни одного церковного учебного заведения и лишь четыре правящих архиерея митрополит Московский Сергий, митрополит Ленинградский Алексий (Ощанский), архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич), управлявший Новгородской и Псковской епархиями, и архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенские). Ещё несколько архиереев служили настоятелями храмов. На Украине оставалось лишь 3 процента от дореволюционного числа храмов. В результате беспрецедентных по своим масштабам гонений 1930-х годов Церковь в СССР была почти полностью разгромлена. К 1939 году на всей территории страны оставалось лишь около 100 действующих храмов, ни одного монастыря, ни одного церковного учебного заведения и лишь четыре правящих архиерея митрополит Московский Сергий, митрополит Ленинградский Алексий (Ощанский), архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич), управлявший Новгородской и Псковской епархиями, и архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенские). Ещё несколько архиереев служили настоятелями храмов. На Украине оставалось лишь 3 процента от дореволюционного числа храмов. К 1939 церковная структура по всей стране была практически уничтожена; епархии как административные единицы фактически исчезли, значительная часть духовенства истреблена физически или находилась в лагерях. Тем не менее, властям к тому же 1939 стало ясно, что попытки решить поставленную задачу полного искоренения религии в СССР провалились. К 1939 церковная структура по всей стране была практически уничтожена; епархии как административные единицы фактически исчезли, значительная часть духовенства истреблена физически или находилась в лагерях. Тем не менее, властям к тому же 1939 стало ясно, что попытки решить поставленную задачу полного искоренения религии в СССР провалились. Новые репрессии в 1930-х гг.

РПЦ в годы Великой Отечественной войны Когда 22 июня 1941 года гитлеровские войска напали на Советский Союз, митрополит Сергий выступил с призывом к верующим страны бороться против фашистских захватчиков: «Фашиствующие разбойники напали на нашу родину.Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона...Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа.Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг». Когда 22 июня 1941 года гитлеровские войска напали на Советский Союз, митрополит Сергий выступил с призывом к верующим страны бороться против фашистских захватчиков: «Фашиствующие разбойники напали на нашу родину.Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона...Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа.Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг». Патриотическая позиция Церкви не осталась незамеченной, и уже в 1942 году гонения на Церковь значительно ослабли. По ходатайству митрополита Сергия некоторые архиереи были возвращены из ссылок и назначены на кафедры. Состоялись хиротонии (рукоположение в сан) новых архиереев. Патриотическая позиция Церкви не осталась незамеченной, и уже в 1942 году гонения на Церковь значительно ослабли. По ходатайству митрополита Сергия некоторые архиереи были возвращены из ссылок и назначены на кафедры. Состоялись хиротонии (рукоположение в сан) новых архиереев.

Однако переломным моментом в судьбе Церкви стала встреча И.В. Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), состоявшаяся 4 сентября 1943 г. Однако переломным моментом в судьбе Церкви стала встреча И.В. Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), состоявшаяся 4 сентября 1943 г. В ходе встречи был поставлен целый ряд вопросов: о необходимости созыва Архиерейского Собора для избрания патриарха и Синода, об открытии духовных учебных заведений, об издании церковного журнала, об освобождении архиереев, находившихся в заключении и ссылке (последний вопрос поставил митрополит Алексей). На все вопросы Сталин дал положительный ответ, Московской Патриархии был предоставлен особняк в Чистом переулке, где она располагается и поныне. В ходе встречи был поставлен целый ряд вопросов: о необходимости созыва Архиерейского Собора для избрания патриарха и Синода, об открытии духовных учебных заведений, об издании церковного журнала, об освобождении архиереев, находившихся в заключении и ссылке (последний вопрос поставил митрополит Алексей). На все вопросы Сталин дал положительный ответ, Московской Патриархии был предоставлен особняк в Чистом переулке, где она располагается и поныне. Спустя четыре дня после этой встречи, 8 сентября 1943 г., в Москве состоялся Архиерейский Собор, в котором приняли участие 19 архиереев. Собор избрал Митрополита Сергия патриархом и образовал при нём Священный Синод из трех постоянных и трех временных членов. Интронизация новоизбранного патриарха состоялась в Богоявленском соборе 12 сентября 1943 г. Спустя четыре дня после этой встречи, 8 сентября 1943 г., в Москве состоялся Архиерейский Собор, в котором приняли участие 19 архиереев. Собор избрал Митрополита Сергия патриархом и образовал при нём Священный Синод из трех постоянных и трех временных членов. Интронизация новоизбранного патриарха состоялась в Богоявленском соборе 12 сентября 1943 г. РПЦ в годы Великой Отечественной войны

8 октября был образован Совет по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР под председательством Г. Г. Карпова. Этому органу советское правительство поручило осуществлять контакт с Церковью и контроль над ней. 8 октября был образован Совет по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР под председательством Г. Г. Карпова. Этому органу советское правительство поручило осуществлять контакт с Церковью и контроль над ней. Период с сентября 1943 года вплоть до начала хрущевских гонений в конце 1950-х годов был для Русской Православной Церкви временем частичного восстановления того, что было разрушено и уничтожено в годы сталинского террора. Период с сентября 1943 года вплоть до начала хрущевских гонений в конце 1950-х годов был для Русской Православной Церкви временем частичного восстановления того, что было разрушено и уничтожено в годы сталинского террора. Государство сохраняло свой атеистический характер, и Церковь оставалась в значительной степени вне общественной жизни. Однако открытые гонения были временно прекращены. Многие православные приходы возобновили свою деятельность на оккупированных немцами территориях, но после того, как Красная Армия изгоняла оттуда немцев, эти приходы уже не закрывались. Государство сохраняло свой атеистический характер, и Церковь оставалась в значительной степени вне общественной жизни. Однако открытые гонения были временно прекращены. Многие православные приходы возобновили свою деятельность на оккупированных немцами территориях, но после того, как Красная Армия изгоняла оттуда немцев, эти приходы уже не закрывались. 12 сентября 1943 возобновилось издание Журнала Московской Патриархии. 12 сентября 1943 возобновилось издание Журнала Московской Патриархии. РПЦ в годы Великой Отечественной войны

Алексий I 4 мая 1944 года умер Святейший Патриарх Сергий, местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Алексий (Симанский). В 1945 г. АЛЕКСИЙ I (Симанский Сергей Владимирович) ( ) был избран патриархом Московским и всея Руси. Возглавил миротворческое движение Русской православной церкви

После окончания войны… В послевоенные годы продолжался численный рост Русской Православной Церкви: на 1 января 1949 года епископат насчитывал 73 архиерея, число действующих храмов достигло , монасты­рей 75, действовали 2 Духовные академии и 8 семинарий. В послевоенные годы продолжался численный рост Русской Православной Церкви: на 1 января 1949 года епископат насчитывал 73 архиерея, число действующих храмов достигло , монасты­рей 75, действовали 2 Духовные академии и 8 семинарий. После смерти Сталина 5 марта 1953 года на свободу были выпуще­ны многие узники совести, в том числе священнослужители. После смерти Сталина 5 марта 1953 года на свободу были выпуще­ны многие узники совести, в том числе священнослужители. В из лагерей и ссылок возвратились некоторые епископы и священники. Число зарегистрированных православных обществ (приходов) на 1 января 1957 составляло В из лагерей и ссылок возвратились некоторые епископы и священники. Число зарегистрированных православных обществ (приходов) на 1 января 1957 составляло Однако, несмотря на «потепление» в отношениях Церкви и государства, Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения её деятельности вне стен храмов встречали отпор, вплоть до административных санкций. Однако, несмотря на «потепление» в отношениях Церкви и государства, Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения её деятельности вне стен храмов встречали отпор, вплоть до административных санкций.

Усиление гонений при Н.С. Хрущёве С конца 1950-х годов наметилась новая волна давления на церковь. Обоснованием теперь уже были не политические обвинения, а борьба против «религиозных пережитков» в сознании людей. С конца 1950-х годов наметилась новая волна давления на церковь. Обоснованием теперь уже были не политические обвинения, а борьба против «религиозных пережитков» в сознании людей. 16 октября 1958 года Совет Министров СССР принял новые постановления, направленные против Церкви: "О монастырях в СССР" и "О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а так же доходов монастырей". В них предусматривалось сокращение земельных наделов и количества монастырей. 28 ноября ЦК КПСС принял постановление "О мерах по прекращению паломничества к так называемым "святым местам". Чтобы прекратить паломничества верующих к 700 учтенным властями святым местам, ими принимались самые разные меры – засыпались источники, и разрушались часовни над ними, они огораживались оградами, около которых ставилась милицейская охрана, чтобы не допускать верующих. В тех случаях, когда паломничество не удавалось прекратить, арестовывались его организаторы.

Хрущевское гонение характеризовалось не столько открыты­ми репрессиями против духовенства, сколько мощным идеологическим давлением со стороны властей, стремившихся разрушить Церковь изнутри и дискредитировать в глазах народа Хрущевское гонение характеризовалось не столько открыты­ми репрессиями против духовенства, сколько мощным идеологическим давлением со стороны властей, стремившихся разрушить Церковь изнутри и дискредитировать в глазах народа С этой целью КГБ начало предлагать священникам отречение от Бога и вступление на стезю пропаганды «научного атеизма».Ряд священнослужителей публично сняли с себя сан и занялись финансируемой государством атеистической пропагандой. Наиболее известным среди них стал профессор Ленинградской духовной Академии Александр Осипов, который в 1959 г. публично отрёкся от Церкви и Бога и занялся атеистической пропагандой С этой целью КГБ начало предлагать священникам отречение от Бога и вступление на стезю пропаганды «научного атеизма». Ряд священнослужителей публично сняли с себя сан и занялись финансируемой государством атеистической пропагандой. Наиболее известным среди них стал профессор Ленинградской духовной Академии Александр Осипов, который в 1959 г. публично отрёкся от Церкви и Бога и занялся атеистической пропагандой Усиление гонений при Н.С. Хрущёве

Храмы закрывались сотнями, многие сразу же уничтожались. Было закрыто более 40 монастырей, ликвидировано 5 семинарий из 8, прекращено издание некоторых церковных журналов. Храмы закрывались сотнями, многие сразу же уничтожались. Было закрыто более 40 монастырей, ликвидировано 5 семинарий из 8, прекращено издание некоторых церковных журналов г. Совет Министров СССР принял постановление «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах».В результате в 1961 году было снято с регистрации 1390 православных приходов, а в 1962 году – г. Совет Министров СССР принял постановление «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах».В результате в 1961 году было снято с регистрации 1390 православных приходов, а в 1962 году – С января 1960 года число церквей сократилось более чем на 30%, а монастырей почти в 2,5 раза С января 1960 года число церквей сократилось более чем на 30%, а монастырей почти в 2,5 раза Отдельные, наиболее активные, религиозные деятели подвергались уголовному преследованию Отдельные, наиболее активные, религиозные деятели подвергались уголовному преследованию Усиление гонений при Н.С. Хрущёве

Видя, какой оборот принимает новая волна преследований, Патриарх Алексий I сделал попытку встретиться с первым секретарем ЦК КПСС Н. С. Хрущевым, чтобы обсудить возникшие проблемы во взаимоотношениях Церкви и государства, но эта попытка окончилась неудачей. Видя, какой оборот принимает новая волна преследований, Патриарх Алексий I сделал попытку встретиться с первым секретарем ЦК КПСС Н. С. Хрущевым, чтобы обсудить возникшие проблемы во взаимоотношениях Церкви и государства, но эта попытка окончилась неудачей. В 1959 году власти сняли с регистрации 364 православные общины, в 1960 – В 1959 году власти сняли с регистрации 364 православные общины, в 1960 – Был запрещён звон колоколов. Был запрещён звон колоколов г. появилось два постановления ЦК КПСС, призванные к введению жестких мер для пресечения распространения религиозных идей среди детей и молодежи г. появилось два постановления ЦК КПСС, призванные к введению жестких мер для пресечения распространения религиозных идей среди детей и молодежи. Населению категорически запрещалось контактировать с Церковью под угрозой потери работы и места учёбы. Населению категорически запрещалось контактировать с Церковью под угрозой потери работы и места учёбы. Усиление гонений при Н.С. Хрущёве

РПЦ в период «застоя» ( е гг.) После отставки Хрущеве и приходе к власти в 1967 году Л.И. Брежнева положение Церкви мало изменилось. Численный состав Русской Православной Церкви в течение 20 последующих лет менялся лишь незначительно: в 1988 году Церковь имела 6893 прихода, 22 монастыря, 2 Духовных академии и 3 семинарии (это на 630 приходов меньше и на 6 монастырей больше, чем в 1966 году). После отставки Хрущеве и приходе к власти в 1967 году Л.И. Брежнева положение Церкви мало изменилось. Численный состав Русской Православной Церкви в течение 20 последующих лет менялся лишь незначительно: в 1988 году Церковь имела 6893 прихода, 22 монастыря, 2 Духовных академии и 3 семинарии (это на 630 приходов меньше и на 6 монастырей больше, чем в 1966 году). Давление на Церковь было несколько ослаблено, однако вплоть до конца 1980-х годов Церковь оставалась социальным изгоем: невозможно было открыто исповедовать христианство и при этом занимать хоть сколько-нибудь значимое положение в обществе. Количество храмов, священнослужителей, студентов духовных школ и насельников монастырей жестко регламентировалось, а миссионерская, просветительская и благотворительная деятельность была запрещена. Давление на Церковь было несколько ослаблено, однако вплоть до конца 1980-х годов Церковь оставалась социальным изгоем: невозможно было открыто исповедовать христианство и при этом занимать хоть сколько-нибудь значимое положение в обществе. Количество храмов, священнослужителей, студентов духовных школ и насельников монастырей жестко регламентировалось, а миссионерская, просветительская и благотворительная деятельность была запрещена. Вся деятельность Церкви по-прежнему находилась под строжайшим контролем светский власти, которая осуществляла его через уполномоченных Совета по делам религий, а также через разветвленный аппарат КГБ. Некоторые священнослужители, особенно высшего ранга, привлекались к сотрудничеству с КГБ. Вся деятельность Церкви по-прежнему находилась под строжайшим контролем светский власти, которая осуществляла его через уполномоченных Совета по делам религий, а также через разветвленный аппарат КГБ. Некоторые священнослужители, особенно высшего ранга, привлекались к сотрудничеству с КГБ.

Пимен В 1970 г. скончался Патриарх Алексий I и на в 1971 г.Поместном соборе новым патриархом был избран митрополит Пимен (Извеков Сергей Михайлович) ( ) Патриарх Пимен проводил лояльную и конформистскую политику в сфере общественной жизни страны. В 1971 г. при Пимене на Поместном соборе 1971 г. РПЦ официально признала старообрядцев и сняла с них все проклятия. В 1971 г. при Пимене на Поместном соборе 1971 г. РПЦ официально признала старообрядцев и сняла с них все проклятия.

Перестройка. Прекращение гонений Период время отказа руководством СССР от политики государственного атеизма, когда начали массово открываться новые приходы, возобновляться монашеская жизнь некоторых закрытых прежде монастырей. 29 апреля 1988 состоялась встреча Патриарха и постоянных членов Синода с Михаилом Горбачёвым «в связи с 1000-летием введения христианства на Руси», которая послужила сигналом для партийных и советских органов, дозволяющим освещение празднования Юбилея как общенационального мероприятия. В беседе М. С. Горбачёв отметил, что в условиях перестройки стало возможным более активное участие религиозных деятелей в жизни общества. И поэтому не случайно, что в 1989 году Патриарх Пимен был избран народным депутатом СССР. В 1988 г. РПЦ с грандиозным размахом отпраздновала летие Крещения Руси в 1988 г.. Основные юбилейные торжества проходили 5-12 июля 1988 г. в Загорске и Москве. Празднование Юбилея крещения Руси придало мощный импульс возрождению и росту духовного влияния РПЦ. В 1988 г. РПЦ с грандиозным размахом отпраздновала летие Крещения Руси в 1988 г.. Основные юбилейные торжества проходили 5-12 июля 1988 г. в Загорске и Москве. Празднование Юбилея крещения Руси придало мощный импульс возрождению и росту духовного влияния РПЦ.

Алексий II В 1990 г. скончался патриарх Пимен 7 июня 1990 г. на поместном соборе в Москве патриархом Московским и всея Руси был избран Алексий II (в миру Ридигер Алексей Михайлович) ( )

Распад СССР Распад СССР вызвал центробежные тенденции и в церкви. На территории бывших союзных республик начали создаваться (нередко при поддержке властей) независимые от Русской Православной Церкви церковные структуры. Распад СССР вызвал центробежные тенденции и в церкви. На территории бывших союзных республик начали создаваться (нередко при поддержке властей) независимые от Русской Православной Церкви церковные структуры. В конфликтных условиях произошло фактическое отделение от Русской Православной Церкви некоторого числа приходов на Украине и образование на их основе Украинской Православной Церкви (Киевский Патриархат). В конфликтных условиях произошло фактическое отделение от Русской Православной Церкви некоторого числа приходов на Украине и образование на их основе Украинской Православной Церкви (Киевский Патриархат). В Молдавии часть приходов перешла в юрисдикцию Румынской Патриархии. В Молдавии часть приходов перешла в юрисдикцию Румынской Патриархии. В Эстонии часть приходов также вышла из-под юрисдикции Московского Патриархата, приняв покровительство Константинопольского патриарха. В Эстонии часть приходов также вышла из-под юрисдикции Московского Патриархата, приняв покровительство Константинопольского патриарха.

Узаконенность церкви Полный статус юридического лица был обретён Русской Православной Церковью 30 мая 1991, когда Министерством юстиции РСФСР был зарегистрирован Гражданский устав Русской Православной Церкви, одобренный Священным Синодом 31 января того же года, что стало возможным с изменением законодательства о свободе совести и религиозных организациях в СССР Полный статус юридического лица был обретён Русской Православной Церковью 30 мая 1991, когда Министерством юстиции РСФСР был зарегистрирован Гражданский устав Русской Православной Церкви, одобренный Священным Синодом 31 января того же года, что стало возможным с изменением законодательства о свободе совести и религиозных организациях в СССР До того, правовой статус РПЦ регулировался Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР о религиозных объединениях от 8 апреля 1929 года, изданным на основании Декрета СНК РСФСР от 20 января 1918 Об отделении церкви от государства и школы от церкви. До того, правовой статус РПЦ регулировался Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР о религиозных объединениях от 8 апреля 1929 года, изданным на основании Декрета СНК РСФСР от 20 января 1918 Об отделении церкви от государства и школы от церкви.

РПЦ при Алексии II: Патриаршество Алексия II характеризовалось значительным количественным ростом приходов, монастырей, духовных учебных заведений, епархий и лиц духовенства во всех странах «канонической территории» РПЦ Патриаршество Алексия II характеризовалось значительным количественным ростом приходов, монастырей, духовных учебных заведений, епархий и лиц духовенства во всех странах «канонической территории» РПЦ Происходит возрастание роли РПЦ и её руководства в публичной политике России и некоторых иных стран СНГ Происходит возрастание роли РПЦ и её руководства в публичной политике России и некоторых иных стран СНГ Имели место неоднократные обострения традиционной напряжённости в отношениях с Константинопольским Патриархатом (с 1995 года), связанной с притязаниями Московского Патриархата на неформальное лидерство во вселенском (мировом) православии Имели место неоднократные обострения традиционной напряжённости в отношениях с Константинопольским Патриархатом (с 1995 года), связанной с притязаниями Московского Патриархата на неформальное лидерство во вселенском (мировом) православии В 2000 г. РПЦ канонизировала Николая II и его семью. В 2000 г. РПЦ канонизировала Николая II и его семью.

17 мая 2007 года был подписан Акт о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ, в соответствии с которым Русская Православная Церковь Заграницей становилась «неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви» 17 мая 2007 года был подписан Акт о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ, в соответствии с которым Русская Православная Церковь Заграницей становилась «неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви». 2 октября 2007 года, выступая в Парламентской ассамблее Совета Европы, Алексий II выразил негативное отношение к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации, а также высказал мысль о том, что цивилизации угрожает расхождение между христианской моралью и правами человека, отстаивание которых используется для оправдания морального упадка. 2 октября 2007 года, выступая в Парламентской ассамблее Совета Европы, Алексий II выразил негативное отношение к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации, а также высказал мысль о том, что цивилизации угрожает расхождение между христианской моралью и правами человека, отстаивание которых используется для оправдания морального упадка. РПЦ при Алексии II:

Патриарх Кирилл (2009-….) 5 декабря 2008 г. скончался Патриарх Алексий II 27 января 2009 года Поместным Собором РПЦ Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Кирилл.