Презентация урока 10 класс Духовный смысл сказки. Малобикшихская средняя общеобразовательная школа, Канашский район, Чувашская Республика. Иванова З.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КУРОЧКА РЯБА Сказка. ЖИЛИ БЫЛИ ДЕД ДА БАБА И БЫЛА У НИХ КУРОЧКА РЯБА.
Advertisements

Герои сказок – покорители космоса Работу выполнил: Фарухшин Адель,10лет,ученик 3 класса МБОУ «Старо-Шигалеевская средняя общеобразовательная школа» Пестречиснкого.
Бадаева Галина Васильевна, учитель МХК МБОУ «Цаганаманская гимназия»
КУРОЧКА РЯБА. ЖИЛИ БЫЛИ ДЕД ДА БАБА И БЫЛА У НИХ КУРОЧКА РЯБА.
Вспомни сказку «Курочка Ряба» и реши кроссворд «Курочка Ряба» Русская народная сказка.
«Влияние представлений человека о добре и зле на образ кота в русском фольклоре» Научно-исследовательская работ а ученицы 7 «Б» класса Киселевой Татьяны.
Сказка «Курочка Ряба». Группа «Почемучки». Театральная постановка.
Отражение языческого мировоззрения в фольклоре Выполнила Шабай Злата ученица 7 класса МБОУ Лицея г.Бирска.
ГИПОТЕЗА: существуют факты, легенды, исторические события, объясняющие традицию крашения яиц на Пасху ЦЕЛЬ: изучение истории пасхального яйца.
МОУ «СОШ с. Новополеводино Подготовка к написанию части С1 Единого государственного экзамена по русскому языку в 11 классе Жирнова Н.В.,учитель русского.
КУРОЧКА РЯБА Жили-были дедушка и бабушка И была у них курочка Ряба.
ЯЗЫЧЕСТВО – («языцы» - народы) верование, знание, философия народа и его традиции. СОЛНЦЕПОКЛОННИКИ.
ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ КУЛЬТУРЫ. Для справки…. Библейская легенда о строительстве Вавилонской башни рассказывает нам о «золотом веке» человечества, когда.
1 Домашнее задание Ваша задача дома – 1. Уметь объяснить выделенное жирным шрифтом в § 9 2. Прочитать § 10 и ответить на вопросы перед ним :50.
«Мифы и символы древних славян» Пойми великое предназначение Пойми великое предназначение Славянством затаённого огня: Славянством затаённого огня: В нем.
Русская народная сказка. Давным-давно в одной деревушке жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Жили они - не тужили, горя не знали, но вот однажды.
это наше духовное богатство, наша экологическая среда, требующая сохранения и защиты, восстановления естественных связей человека с историческим и духовным.
Курочка Ряба Художник Сергий Елена Жили-были дед да баба. И была у них курочка Ряба.
Сравнительный анализ русских и английских народных сказок Выполнил ученик VI класса Б МОБУ «СОШ 16» г. Минусинска Иванишкин Дмитрий. Руководитель: Колмакова.
МИРОВОЕ ДРЕВО КАК ОТРАЖЕНИЕ ЕДИНСТВА МИРА Мировое древо (arbor mundi, «космическое» древо), характерный для мифопоэтического сознания образ, воплощающий.
Транксрипт:

Презентация урока 10 класс Духовный смысл сказки. Малобикшихская средняя общеобразовательная школа, Канашский район, Чувашская Республика. Иванова З.А г.

Эпиграфы Настоящее есть результат прошедшего и указание на будущее. Настоящее есть результат прошедшего и указание на будущее.В.Г.Белинский.. Для русской культуры характерен постоянный и подчас драматический диалог общего и частного сознания, социума и человека, исторической традиции и современного мироощущения.В.Г.Маранцман.

Фольклор… Фольклор? Фольклор! Цели урока – исследования: Цели урока – исследования: 1. изучить сказку «Курочка Ряба»: русский вариант для взрослых, русский вариант для детей, концовки украинского и белорусского вариантов; 2. понять философский подтекст этого малого жанра, опираясь на историческое прошлое различных народов, на мифомышление; 3. постичь духовную суть сказки о курочке Рябе; 4. доказать, что золотое яйцо – основа мироздания, космоса, творения, чудо, волшебство, подарок судьбы.

Задачи урока: 1. работая в группах, формировать контекст: факты, мнения, позиции, самоопределение учащихся, уметь задумываться над своей судьбой (урок – мастерская); 2. понять, что народная сказка «Курочка Ряба» - диагноз нашей жизни, гимн человечности; 3. воспитывать мифологический взгляд на природу и человека: сравнить русское и западное искусство, поговорить о единой общей арийской мифологии, о корнях русского фольклора, о язычестве и христианстве в искусстве (об этом в конце урока проводится пресс –конференция).

Словарная работа миф миф синкретизм синкретизм мифомышление мифомышление обряд обряд фольклорный жанр фольклорный жанр метафора метафорическое мышление корни мифомышления сакраментальный ведическая культура оберег мифологические персонажи хаос космос мифология обрядность язычество

Стихия народной жизни необъятна и ни с чем не соизмерима. Постичь ее до конца никому не удавалось и, будем надеяться, никогда не удастся. Василий Белов.

Народная педагогика – продукт исторического и социального опыта народа.

Пасха. Мифическое яйцо. Пасхальное яйцо дарит урожай, спасает от пожара, излечивает болезни… Яйца с писанками – на счастье, добро, благополучие. Красный цвет – цвет крови Христа. Яйцо курочки Рябы, напитанное мифическими соками, продолжает катиться по нашей матушке – земле.

Жанровое древо Жанровое древо – память жанра, становление художественной культуры.

Русский вариант сказки для взрослых.

Варианты детских сказок: русский, белорусский, украинский.

Кластер «Фольклор».

Кластер «Фольклор» (продолжение).

Русское искусство.

Урок в 10 классе начался. На уроке присутствуют учителя русского языка и литературы Канашского района Чувашской Республики.

Кластер «Духовный смысл сказки». В сказке «Курочка Ряба» дед- символ мудрости. Но «Старик бил – не разбил, старуха била – не разбила». Нет у них ключа к благу. Мышка разбила яйцо, но осколки-то не золотые. Идея сказки – благо хорошо, когда оно целое. Курочка обещала снести простое яйцо. Мысль- живите своей жизнью. Будьте естественными. Это гимн человеку, какой он есть, схема жизненного пути человека.

О земном устроении. Яйцо мировое. Мышь. О земном устроении. Яйцо мировое. Мышь. У нас не лев – царь зверей, а мышка. В мифологическом сознании народов существует связь между мышью и музой, с мышами связано множество верований и примет. Мыши – дети матери- земли. Мыши связаны и с подземным царством. Они вещие и зловещие. А это древнейшие пласты нашей культуры, язык предков. А теперь пора сравнить варианты сказок.

Возвращение к традициям мифологической школы.

Предки учат нас беречь яйцо – то, что мы имеем от прежней культуры, жить просто, скромно в богатой России. В «Курочке Рябе» мало изобразительно – выразительных средств, а много действий, так как народной сказке чужды детализация действий и психологическая тонкость. Главное в ней – действие. Эта сказка легко запоминается, может быть, потому, что она заложена в нас генетически? Как знание о мире, как философия, как мировоззрение?

Практическая работа – пресс- конференция «Русская и западная культура». Вопросы гостя, приехавшего из Франции: -Почему ваши сказки чистые, непосредственные? -Почему в ваших сказках немало домовых, леших? -Когда пересеклись христианство и язычество? -Почему у вас такая мифологическая сила? -Ваш народ может жить получше? -А почему выбрано именно яйцо? -Почему у ваших героев сказок всегда в душе драма? И т. д.

Гость из Франции интересуется русским фольклором.