Мастер-класс «Проектирование современного урока» Останина Наталья Владимировна, учитель физики МБОУ «СОШ 91»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Системно-деятельностный подход основа стандартов второго поколения Системно-деятельностный подход основа стандартов второго поколения.
Advertisements

МКОУ Ключиковская СОШ Системно-деятельностный подход основа стандартов второго поколения С.Ключики,2012 г Системно-деятельностный подход основа стандартов.
Урок-это основная форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемого материала - Признаки традиционного урока: - Формирование ЗУН - Обеспечение.
Каждый учитель, планируя урок, задумывается… а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть.
Системно-деятельностный подход при освоении основных профессиональных образовательных программ «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Принципы построения урока в системно- деятельностном подходе» Выполнила учитель технологии МКОУ ООШ с.Перетино Крамаренко О.Л.
Учимся обучать по-новому Умение самостоятельно решать новые задачи Умение работать с информацией Умение учиться в течение всей жизни Развитие коммуникативных.
Организация урока (учебного занятия) в системно-деятельностном подходе.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
МОУ СОШ 9 Системно-деятельностный подход основа стандартов второго поколения Семинар в рамках методического марафона Системно-деятельностный подход основа.
Урок как основная форма организации учебной деятельности.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Законодательная база ФГОС НОО в области математики содержит в себе три вида требований: к результатам освоения ООП требования к структуре ООП требования.
Реализация системно - деятельностного подхода в образовательном процессе Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. Д. Б. Шоу.
Педагогические требования технологичности урока ОНЗ Москва, 2008 г. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Чертушкина Елена Викторовна, учитель физики первой квалификационной категории.
Системно-деятельностный подход. Система дидактических принципов 1)Принцип деятельности 2)Принцип непрерывности 3)Принцип целостности 4)Принцип минимакса.
Типология уроков деятельностной направленности Презентацию подготовила Хардина Г.А., МБОУ ДПО «ЦНМО»
Школьный урок по новым стандартам. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов Подход к построению стандартов второго поколения.
Типы уроков по ФГОС (по Нескребтову А.Л.) Выполнила: учитель немецкого языка I квалификационной категории Петрова Юлия Константиновна МОУ СОШ 15, г.Балашов.
Транксрипт:

Мастер-класс «Проектирование современного урока» Останина Наталья Владимировна, учитель физики МБОУ «СОШ 91»

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений. Л.Н. Толстой Великая цель образования это не знания, а действия. Гербер Спенсер Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность. Б.Шоу

В докладе международной комиссии по образованию для 21 века «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Ж. Делор) Учиться знать: обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы. Учиться делать: практическое применении изученного. Учиться жить вместе: умение отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество. Учиться жить: умения, необходимые для развития своего потенциала.

Цель: создать условия для приобретения опыта проектирования урока в соответствии с системно-деятельностным подходом. Ожидаемый результат: определить этапы современного урока; определить для каждого этапа методы, формы, приемы организации деятельности учащихся.

Ученые – основоположники теории системно-деятельностного подхода Л.С. ВыготскийА.Н. ЛеонтьевД.Б. Эльконин П.Я. ГальперинВ.В. Давыдов

Учащиеся Учитель «Открытие» новых знаний. Осуществление самостоятельной исследовательской деятельности. Планирование собственной деятельности. Овладение универсальными способами деятельности. Работа в команде. Рефлексия собственной деятельности и своего образовательного результата. Планирование собственной образовательной траектории. Организация познавательной деятельности. Создание ситуации актуального активизирующего затруднения. Формирование у учащихся потребности и способности в осуществлении творческого преобразования материала. Создание среды для обеспечения условий рождения у учеников собственных образовательных продуктов. Сопровождение образовательного процесса.

Мотивация деятельности Проблема- тизация Личностное решение проблемы Демонстра- ция образовательных продуктов Сравнение образовательных продуктов с аналогами Рефлексия результата и деятельности

Маркеры современного урока Области оценки урока Показатели системно- деятельностного подхода Маркеры (признаки) Процесс целеполагания Организация совместного процесса целеполагания Постановка проблемного вопроса. Наличие проблемной ситуации. Поисковый диалог. Использование личного жизненного опыта учащихся. Организация процесса оценивания Критерии оценивания известны; самооценка; формирующее оценивание Самооценка. Взаимооценка. Словесная оценка учителя. Знание критериев оценивания. Источники знания Самостоятельное наблюдение, учебные пособия, Интернет, Видеофильм. Научный текст (энциклопедия, статья, словарь). Самостоятельные наблюдения. Учебник и учебные пособия. Слово учителя.

Маркеры современного урока Области оценки урока Показатели системно- деятельностного подхода Маркеры (признаки) Позиция учителя Организатор деятельности Тьютор; организатор деятельности. Позиция учеников Осмысляет свой интерес, ищет пути решения, сам действует, оценивает в соответствии с критериями, высказывает свое мнение, предлагает свои варианты Ученики высказывают свои мнения; предлагают свои варианты. Презентация своего продукта. Оценивает свою деятельность в соответствии с критериями. Отношения «учитель-ученик» Субъект-субъектные Сотрудничество

Маркеры современного урока Области оценки урока Показатели системно- деятельностного подхода Маркеры (признаки) Организация взаимодействия «учитель – ученик», «ученик- ученик»; дифференциация уровня освоения Работа в парах и группах. Индивидуальная работа. Разноуровневые задания. Способы организации деятельности учащихся Структура урока динамична; набор разнообразных действий и операций, активизирующих познавательную деятельность. Дана ориентировочная основа действий и критерии эффективности выполнения. Исследование; выполнение проекта; подготовка и защита презентаций, докладов. Используемые методы мотивирования Учитель принимает, поддерживает выражаемую учениками собственную позицию, побуждает поиск личностного смысла при выполнении действия Похвала учителя. Учитель принимает и поддерживает позицию ученика. Рейтинговое оценивание

Компоненты образовательного процесса 1.Мотивационно-целевой компонент определяет личностный смысл предстоящей деятельности. 2. Содержательный компонент, в основе которого лежат универсальные средства, методы и нормы деятельности. 3. Операциональный компонент предполагает становление и развитие субъектности ученика. 4.Рефлексивно-оценочный компонент придает значимость процессу осознания субъектом образования своей деятельности.

Типы уроков в зависимости от их цели Уроки «открытия» нового знания Уроки рефлексии Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности) Уроки развивающего контроля

Cтруктура уроков введения нового знания 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2. Актуализация и пробное учебное действие. 3. Выявление места и причины затруднения. 4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. 5. Реализация построенного проекта.

Cтруктура уроков введения нового знания 6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8. Включение в систему знаний и повторение. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Этапы урока 1. Мотивационно-целевой 2. Ориентировочный 3. Поисково-исследовательский 4. Практический 5. Рефлексивно-оценочный

Этап урока Методы, приемы, формы работы Мотивационно -целевой столкновение различных «точек зрения»; прием «верные - неверные утверждения»; подводящий и побуждающий диалог; постановка проблемного вопроса; занимательные задания; «яркое пятно»; задание в зоне ближайшего развития; проведение практической (лабораторной) работы до теоретической части; задания с ошибками; творческие домашние задания.

Этап урока Методы, приемы, формы работы Процессуаль- ный выполнение экспериментальных заданий, лабораторных работ, практических работ; индивидуальное решение задач, выполнение упражнений; решение задач, выполнение упражнений в группах; выполнение проектов; тренинг, практикум; заполнение таблицы «найди недостающий параметр», «разбери кучу»; тест; письменная самостоятельная работа; деловые и ролевые игры; составление и решение кроссвордов, сканвордов, чайнвордов; семинар; конференция;

Этап урока Методы, приемы, формы работы Процессуаль- ный заполнение обобщающей, сравнительной таблиц; создание кластера; создание классификационной схемы; составление конспекта или тезисов; лекция; чтение с пометками; метод мониторов (взаимообучение в группах); защита сообщений, докладов, мультимедийных презентаций; просмотр учебных фильмов; экскурсия, интерактивная экскурсия; демонстрационный эксперимент Рефлексивно- оценочный прием «верные - неверные утверждения»; тестирование; творческое письмо (синквейн, хайку); отзыв, эссе; самоконтроль; взаимоконтроль.

Проектирование урока Этап урока Используемые методы, приемы, формы работы Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемый образовательный результат (формируемые УУД)

Сделайте сегодня то, что другие не хотят. И завтра вы сделаете то, что другие не могут.