ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ПРАВОСУДИЕ и ЮВЕНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ в РОССИИ Н.Л.Хананашвили Фонд «НАН»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ПРАВОСУДИЕ и ЮВЕНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ в РОССИИ.
Advertisements

Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы.
О работе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации по реализации программ поддержки детей в регионах Российской Федерации Любимова.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
Семинар классных руководителей «Психотерапия по профилактике правонарушений» г.
Технологии разрешения и предотвращения споров в образовательной среде Чиркун О.В. старший преподаватель кафедры общей педагогики и психологии ГОАУ ЯО ИРО.
«Профилактика безнадзорности и правонарушений среди обучающихся общеобразовательных учреждений Таштагольского района» Главный специалист МКУ «Управление.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА 1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2.Федеральный государственный.
ТЕМА: « Служба школьной медиации » Выполнила: социальный педагог МБОУ СОЩ 3 р.п. Солнечный, Хабаровского края Чумаченко Марина Анатольевна.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Программа развития воспитания в системе образования России в годах Цель программы- обеспечение необходимых научно-методических, организационных,
Педагогический совет в МОУ «Лучановская СОШ» Профилактическая работа в образовательном учреждении по предупреждению бродяжничества и правонарушений среди.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. 996-р Воспитание детей – стратегический.
Кировская область. Стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы в Кировской области 4 декабря 2012 года.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
Структура ФГОС ДО I Общие положения II Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования III Требования к условиям реализации.
«Институт наставничества» О положительном опыте работы по внедрению «института наставничества» с закреплением за каждым молодым человеком, оказавшимся.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ЮВЕНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ и ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ Н.Л.Хананашвили Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов.
Развитие ювенальной юстиции в Чувашской Республике и предложения по ее совершенствованию.
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
Транксрипт:

ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ПРАВОСУДИЕ и ЮВЕНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ в РОССИИ Н.Л.Хананашвили Фонд «НАН»

В нашем мире нет людей, которые (в особенности в детстве или юности) не совершали бы поступки, характеризуемые нашим обществом как ПРЕСТУПЛЕНИЕ УТВЕРЖДЕНИЕ 1

Почему мы это не признаём? Плохо с памятью Плохо с памятью Плохо с совестью Плохо с совестью либо если это так на самом деле, то это означает, что у нас – Большие-большие проблемы…

СИМПТОМЫ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ употребление психоактивных веществ (алкоголь, наркотики) прекращение посещения учебного заведения (конфликты в школе) уход из семьи преступление в отношении ребёнка совершение самим ребёнком правонарушения, преступления

ПРИЧИНЫ ПРОБЛЕМ РЕБЁНКА Проблемы социоадаптации личности Нарушение прав ребенка Свойства (дефекты) политики

Дефекты государственной политики запаздывающая реакция слабая чувствительность воздействие на симптомы

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ Низкая цена жизни Социализация на насилии Дефицит толерантности (культивация агрессии, ксенофобии, нетерпимости и пр.) Закрытость общества (дефицит культуры общения, передачи знаний и разрыв культурных связей и традиций между поколениями) Неразвитость социологии, социометрии, социостатистики

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ Ослабление Дефектность Потеря Социализирующих функций + СЛАБАЯ ИННОВАЦИОННАЯ КРЕАТИВНОСТЬ

ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА Закрытость института семьи Опаздывание к проблемам Репрессивная реакция Искус простых решений Воздействие на следствие (паллиатив)

Условия, необходимые для благополучия в семье Равноправие (полноправие, толерантность, уважение, взаимная ответственность) Разумное отсутствие тайн Безопасность (соразмерная защита, разрешение конфликтов) Материальное благополучие Жилищные условия (N+1 комнат)

Основные позиции, необходимые школе как современному учреждению (обучение, воспитание, управление) Горизонтальное субъект-субъектное партнёрское развивающее сотворчество (умение трудиться и учиться, любознательность, сомнение, этический выбор) Высокорефлексивная система раннего конструктивного разрешения внутри- и околошкольных конфликтов Демократизация и повышение прозрачности управления Выстраивание партнёрства с окружающим пространством (местным сообществом)

ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ Интеллектуально-духовное (ценностные: базис и ориентиры, цель- средства)+«школа» (5 задач) Физическое (здоровье, культура, спорт) Сексуальное (этика, семья) Социальное (семья, связь поколений, коммуникация, самореализация)

Самый простой способ «разрешения» конфликта – найти его виновника и примерно наказать

Одной из существенных причин проблем ребёнка при соприкосновении с системой правосудия является упрощённо карательный подход

СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА Агрессия, обращенная на источник конфликта (вовне) Агрессия, обращённая внутрь (крайняя форма – суицид) Уход в «третье пространство» Взаимоприемлемое решение

АГРЕССИЯ – следствие и признак бессилия разума Одно из наблюдений с третьей ступеньки вниз

Конфликт как угроза АГРЕССИЯ (вовне, внутрь) Взаимоприемлемое разрешение Возможные реакции Конфликт как ресурс Укрепление социальных связей, рост СК. Положительная консолидация общества Возникновение субкультур Атомизация, разрушение (со)общества

Любой конфликт можно рассматривать как потенциальную угрозу, а можно и как позитивный ресурс. Всё дело в нашей способности к созидательному конструированию УТВЕРЖДЕНИЕ 2

Основной принцип традиционного («карательного») правосудия Каждому преступлению – по наказанию (в основе возникновения – принцип буквального талиона) Долгосрочный принцип восстановительного правосудия принцип восстановления социальной ткани общества Вред, нанесённый любым поступком (или событием) желательно загладить (принцип восстановления социальной ткани общества)

Основные принципы восстановительного подхода к правосудию Признание и принятие на себя правонарушителем ответственности за совершённый поступок Повышенное внимание к потребностям жертвы Включение ближайшего окружения в обсуждение ситуации и поиск решения Восстановление «социальной ткани» сообщества

ПРИЧИНЫ нынешнего состояния проблемы защиты прав детства в России Межведомственная разобщенность в деятельности государственных органов и организаций. Карательный подход российского правосудия в отношении несовершеннолетних. Отсутствие государственной политики в области организации досуга несовершеннолетних (отсутствие досуговой инфраструктуры) Отсутствие разработанной и признанной государством концепции политики в отношении несовершеннолетних, защиты их прав

ПРИЧИНЫ нынешнего состояния проблемы защиты прав детства в России Отсутствие концепции деятельности государства для реабилитации несовершеннолетних в опасности, жертв правонарушений и преступлений и несовершеннолетних правонарушителей и преступников Отсутствие соответствующей системной инфраструктуры: ювенальные судьи, адвокаты, прокуроры, социальные работники Отсутствие внятной созидательной и социально ориентированной и ориентирующей культурно- информационной, образовательной и просветительской политики Государственная монополия на осуществление социальной политики в отношении семьи и детства

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОСУДИЯ в ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ в РОССИИ Приоритет карательной функции Неразветвленность судебных решений (как правило, альтернатива тюрьме – условное осуждение) Инерционность судебного процесса (сложность его остановки, изменения процессуальных и методологических подходов)

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОСУДИЯ в ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ в РОССИИ Незначительность участия общества (огосударствление частных конфликтов) Неразвитость профессиональной социальной инфраструктуры (отсутствие социальных работников для ресоциализации, других социальных институтов для альтернативных судебным решений) Несформированность политики органов власти для исправления ситуации

НЕОБХОДИМЫЕ ФУНКЦИИ (СУДЕБНОГО) РЕШЕНИЯ Разрешение дела: восстановление справедливости + мера ответственности + социально-психологическая ресоциализация Профилактика преступности Профилактика рецидива Обучение и самообучение

СИТУАЦИОННЫЕ ПРОСТРАНСТВА (СУДЕБНОГО) РЕШЕНИЯ в ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО Ребенок – обладатель прав. Субъект взаимодействия – среда (социальные структуры и институты, родные, ближайшее окружение). Ребенок в ситуации опасности (жертва). Ребенок – прав о нарушитель ( совершил преступление )

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ И НОРМЫ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА в РОССИИ Конституция Российской Федерации Конвенция о правах ребёнка Семейный кодекс РФ, кодексы ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка» ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 122

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭФФЕКТИВНОГО РЕШЕНИЯ ЗАКОННОСТЬ ЗАКОННОСТЬ ПЕРСОНАЛЬНАЯ АДРЕСНОСТЬ ПЕРСОНАЛЬНАЯ АДРЕСНОСТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННОСТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННОСТЬ

ВЕДОМСТВО Законность (инструкции, собственное выживание, совмещение функций) Персональная адресность (категориальная адресность или по заявительному принципу) Квалифицированность (межведомственные противоречия, узковедомственное решение)

СУД Законность Персональная адресность Квалифицированность Специализация (ювенальный суд) Информированность Профилактическая функция (ранняя рефлексия, судебная перспектива) Нерепрессивность (диверсификация видов ответственности) Социальное насыщение пространства работы с ребёнком (ювенальные технологии)

основные свойства социальной технологии Измеряемый (ощутимый) позитивный социальный эффект Встраиваемость в действующую систему Длящийся характер воздействия Тиражируемость полученного результата

ЦЕЛИ ЮВЕНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Возможно более глубокий уровень профилактики Направленность на выработку у целевой группы способности к самообеспечению Реализация интерактивного субъект- субъектного взаимодействия

Площадки для применения ювенальных технологий Ребёнок на улице Ребёнок на улице Ребёнок дома Ребёнок дома Ребёнок в школе (ОАШ) Ребёнок в школе (ОАШ) Ребёнок в приюте-убежище Ребёнок в приюте-убежище Ребёнок в суде Ребёнок в суде Ребёнок в реабилитационных программах Ребёнок в реабилитационных программах Ребёнок в местах лишения свободы Ребёнок в местах лишения свободы Аналитико-координационный менеджмент Аналитико-координационный менеджмент

Презентацию подготовил Н.Хананашвили тел. (495) ,