Искусство маньеризма. Архитектура маньеризма поражала публику внешними эффектами и оригинальной манерой. Вот почему ее главными отличительными качествами.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Искусство маньеризма 1. Архитектура маньеризма 2. Маньеризм в изобразительном искусстве.
Advertisements

Искусство маньеризма. Маньеризм (итал. manierismo, от maniera – прием, манера), течение в европейском искусстве 16 в., зародившееся в лоне искусства итальянского.
Архитектура маньеризма. Маньеризм в изобразительном искусстве. Литература.
Маньеризм (итал. manierismo, от maniera прием, манера) течение в европейском искусстве шестнадцатого столетия, зародившееся в лоне искусства итальянского.
Трагический гуманизм, кризис идеалов итальянского Возрождения открыл путь новым стилям в художественном творчестве, и прежде всего маньеризму и барокко.
Рафаэль Санти «Он творил всегда то, что другие только мечтали создать». Гете Ученицы 10 «Б» класса: Трушкова Ксения Лобанова Софья Федосеева.
Эль Греко Подготовил: Загребельный Е.. Эль Греко Эль Гре́ко (исп. El Greco буквально «Грек», настоящее имя Доме́никос Теотоко́пулос, греч. Δομήνικος Θεοτοκόπουλος;
Маньеризм. Стилевое многообразие искусства Художественный стиль - устойчивое единство образной системы и выразительных средств, характеризующее художественное.
Тициано Вечеллио 1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, , Венеция.
Собор Парижской Богоматери Собор Парижской Богоматери - величественно возвышается над Парижем на берегу Сены неподалеку от Лувра. По определению великого.
Одни из крупнейших и значимых музеев европейского изобразительного искусства.
Микеланджело Буонарроти. Микеланджело родился 6 марта 1475 года в тосканском городке Капрезе. великий итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт,
Проект ученицы по истории 10-а класса Андреевой Юлии. 2011г.
Тициано Вечеллио 1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, , Венеция.
Стилевое многообразие искусства 17 – 18 веков. XVII – XVIII века – одна из самых ярких страниц в истории мировой художественной культуры. Это время, когда.
Тициано Вечеллио 1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, , Венеция.
Искал информацию : Жандаров Сергей ! Делал призентацию : Козлов Роман !
"Как прекрасен этот мир"
Джорджо Вазари( 30 июля 1511, Ареццо 27 июня 1574, Флоренция) - итальянский живописец, архитектор и писатель. Первым учителем Вазари, когда ему ещё не.
Тенденции развития европейской культуры. Эпоха Возрождения. XVI-XVIII века. 10 класс Выполнена учителем высшей квалификационной категории МКОУ СОШ 1 пгт.
Транксрипт:

Искусство маньеризма

Архитектура маньеризма поражала публику внешними эффектами и оригинальной манерой. Вот почему ее главными отличительными качествами являлись необычная интерпретация классической ордерной системы, отказ от абсолютного совершенства архитектурных пропорций, перенасыщение декором, нарушающим внешнее единство стены, контраст гладких и рустованных (имитирующих кладку грубо обработанными камнями) поверхностей, использование витых колонн, пристрастие к чередованию планов, игра световых контрастов, неоправданное сопоставление больших и малых масштабов. Говоря о характерных особенностях архитектуры маньеризма, российский искусствовед М.В.Алпатов подчеркивал: Архитектура маньеризма поражала публику внешними эффектами и оригинальной манерой. Вот почему ее главными отличительными качествами являлись необычная интерпретация классической ордерной системы, отказ от абсолютного совершенства архитектурных пропорций, перенасыщение декором, нарушающим внешнее единство стены, контраст гладких и рустованных (имитирующих кладку грубо обработанными камнями) поверхностей, использование витых колонн, пристрастие к чередованию планов, игра световых контрастов, неоправданное сопоставление больших и малых масштабов. Говоря о характерных особенностях архитектуры маньеризма, российский искусствовед М.В.Алпатов подчеркивал: «Здания кажутся не столько построенными из камня, сколько нарисованными, вычерченными при помощи линейки и циркуля». «Здания кажутся не столько построенными из камня, сколько нарисованными, вычерченными при помощи линейки и циркуля». Давно отмечено, что между архитектурой маньеризма и барокко не существует резких граней, а потому маньеризм в архитектуре часто рассматривают как раннее барокко. Давно отмечено, что между архитектурой маньеризма и барокко не существует резких граней, а потому маньеризм в архитектуре часто рассматривают как раннее барокко. Архитектура маньеризма поражала публику внешними эффектами и оригинальной манерой. Вот почему ее главными отличительными качествами являлись необычная интерпретация классической ордерной системы, отказ от абсолютного совершенства архитектурных пропорций, перенасыщение декором, нарушающим внешнее единство стены, контраст гладких и рустованных (имитирующих кладку грубо обработанными камнями) поверхностей, использование витых колонн, пристрастие к чередованию планов, игра световых контрастов, неоправданное сопоставление больших и малых масштабов. Говоря о характерных особенностях архитектуры маньеризма, российский искусствовед М.В.Алпатов подчеркивал: Архитектура маньеризма поражала публику внешними эффектами и оригинальной манерой. Вот почему ее главными отличительными качествами являлись необычная интерпретация классической ордерной системы, отказ от абсолютного совершенства архитектурных пропорций, перенасыщение декором, нарушающим внешнее единство стены, контраст гладких и рустованных (имитирующих кладку грубо обработанными камнями) поверхностей, использование витых колонн, пристрастие к чередованию планов, игра световых контрастов, неоправданное сопоставление больших и малых масштабов. Говоря о характерных особенностях архитектуры маньеризма, российский искусствовед М.В.Алпатов подчеркивал: «Здания кажутся не столько построенными из камня, сколько нарисованными, вычерченными при помощи линейки и циркуля». «Здания кажутся не столько построенными из камня, сколько нарисованными, вычерченными при помощи линейки и циркуля». Давно отмечено, что между архитектурой маньеризма и барокко не существует резких граней, а потому маньеризм в архитектуре часто рассматривают как раннее барокко. Давно отмечено, что между архитектурой маньеризма и барокко не существует резких граней, а потому маньеризм в архитектуре часто рассматривают как раннее барокко. Архитектура маньеризма

ВИНЬОЛА (наст. фам. Бароцци) Джакомо да ( ), итальянский архитектор. Дворцы (Фарнезе в Капрароле, ), виллы (папы Юлия III в Риме, ), церкви (Иль Джезу в Риме, ) сочетают принципы архитектуры Возрождения с элементами барокко и классицизма. Теоретик архитектуры («Правило пяти ордеров архитектуры», 1562).

Джакомо да Виньола. Джакомо делла Порта. Церковь Иль Джезу. Джакомо да Виньола. Джакомо делла Порта. Церковь Иль Джезу г. Рим. Когда в 1575 г. В Риме появилась церковь Иль Джезу (Иисуса), выполненная по проекту Джакомо да Виньолы ( ), она была воспринята как настоящий переворот в архитектурном мышлении. Особенно поразил современников фасад церкви, отличающийся смелостью необычных решений и пышностью декора. В членениях фасада легко угадывались элементы классической архитектуры, которые явно вступали в противоречие не только с античной, но и с ренессансной традициями. Когда в 1575 г. В Риме появилась церковь Иль Джезу (Иисуса), выполненная по проекту Джакомо да Виньолы ( ), она была воспринята как настоящий переворот в архитектурном мышлении. Особенно поразил современников фасад церкви, отличающийся смелостью необычных решений и пышностью декора. В членениях фасада легко угадывались элементы классической архитектуры, которые явно вступали в противоречие не только с античной, но и с ренессансной традициями. Джакомо да Виньола. Джакомо делла Порта. Церковь Иль Джезу. Джакомо да Виньола. Джакомо делла Порта. Церковь Иль Джезу г. Рим. Когда в 1575 г. В Риме появилась церковь Иль Джезу (Иисуса), выполненная по проекту Джакомо да Виньолы ( ), она была воспринята как настоящий переворот в архитектурном мышлении. Особенно поразил современников фасад церкви, отличающийся смелостью необычных решений и пышностью декора. В членениях фасада легко угадывались элементы классической архитектуры, которые явно вступали в противоречие не только с античной, но и с ренессансной традициями. Когда в 1575 г. В Риме появилась церковь Иль Джезу (Иисуса), выполненная по проекту Джакомо да Виньолы ( ), она была воспринята как настоящий переворот в архитектурном мышлении. Особенно поразил современников фасад церкви, отличающийся смелостью необычных решений и пышностью декора. В членениях фасада легко угадывались элементы классической архитектуры, которые явно вступали в противоречие не только с античной, но и с ренессансной традициями.

Джакомо да Виньола. Джакомо делла Порта. Церковь Иль Джезу. Джакомо да Виньола. Джакомо делла Порта. Церковь Иль Джезу г. Рим. Сдвоенные колонны и пилястры придавали зданию парадность и напыщенность. Казалось, что архитектор Джакомо делла Порта (ок ), который проектировал фасад церкви, стремился во что бы то ни стало избежать монотонных повторов, создать ощущение нарастающих к центру архитектурных форм. Верхний ярус фасада плавно переходил в нижний, не разрушая его целостного восприятия. Сдвоенные колонны и пилястры придавали зданию парадность и напыщенность. Казалось, что архитектор Джакомо делла Порта (ок ), который проектировал фасад церкви, стремился во что бы то ни стало избежать монотонных повторов, создать ощущение нарастающих к центру архитектурных форм. Верхний ярус фасада плавно переходил в нижний, не разрушая его целостного восприятия. Джакомо да Виньола. Джакомо делла Порта. Церковь Иль Джезу. Джакомо да Виньола. Джакомо делла Порта. Церковь Иль Джезу г. Рим. Сдвоенные колонны и пилястры придавали зданию парадность и напыщенность. Казалось, что архитектор Джакомо делла Порта (ок ), который проектировал фасад церкви, стремился во что бы то ни стало избежать монотонных повторов, создать ощущение нарастающих к центру архитектурных форм. Верхний ярус фасада плавно переходил в нижний, не разрушая его целостного восприятия. Сдвоенные колонны и пилястры придавали зданию парадность и напыщенность. Казалось, что архитектор Джакомо делла Порта (ок ), который проектировал фасад церкви, стремился во что бы то ни стало избежать монотонных повторов, создать ощущение нарастающих к центру архитектурных форм. Верхний ярус фасада плавно переходил в нижний, не разрушая его целостного восприятия.

Формирование маньеризма в архитектуре связано с творчеством флорентийских мастеров во главе с Джорджо Вазари ( ) – замечательным скульптором, художником и архитектором, прославившимся известным сочинением «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550). Формирование маньеризма в архитектуре связано с творчеством флорентийских мастеров во главе с Джорджо Вазари ( ) – замечательным скульптором, художником и архитектором, прославившимся известным сочинением «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550). Джорджо Вазари ( ). Автопортрет. Джорджо Вазари ( ). Автопортрет. Формирование маньеризма в архитектуре связано с творчеством флорентийских мастеров во главе с Джорджо Вазари ( ) – замечательным скульптором, художником и архитектором, прославившимся известным сочинением «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550). Формирование маньеризма в архитектуре связано с творчеством флорентийских мастеров во главе с Джорджо Вазари ( ) – замечательным скульптором, художником и архитектором, прославившимся известным сочинением «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550). Джорджо Вазари ( ). Автопортрет. Джорджо Вазари ( ). Автопортрет.

Джорджо Вазари. Уффици г. Флоренция. Во Флоренции он построил здание административных учреждений – Уффици, в котором сейчас находится всемирно известная картинная галерея. Во Флоренции он построил здание административных учреждений – Уффици, в котором сейчас находится всемирно известная картинная галерея. Джорджо Вазари. Уффици г. Флоренция. Во Флоренции он построил здание административных учреждений – Уффици, в котором сейчас находится всемирно известная картинная галерея. Во Флоренции он построил здание административных учреждений – Уффици, в котором сейчас находится всемирно известная картинная галерея.

Два корпуса здания, обрамляющие улицу, создают своеобразный тоннель, оформленный трехпролетной аркой в сторону реки Арно. И хотя Вазари не суждено было завершить задуманный проект, ему все же удалось сказать свое слово в архитектуре маньеризма. Два корпуса здания, обрамляющие улицу, создают своеобразный тоннель, оформленный трехпролетной аркой в сторону реки Арно. И хотя Вазари не суждено было завершить задуманный проект, ему все же удалось сказать свое слово в архитектуре маньеризма. Джорджо Вазари. Уффици г. Флоренция. Джорджо Вазари. Уффици г. Флоренция. Два корпуса здания, обрамляющие улицу, создают своеобразный тоннель, оформленный трехпролетной аркой в сторону реки Арно. И хотя Вазари не суждено было завершить задуманный проект, ему все же удалось сказать свое слово в архитектуре маньеризма. Два корпуса здания, обрамляющие улицу, создают своеобразный тоннель, оформленный трехпролетной аркой в сторону реки Арно. И хотя Вазари не суждено было завершить задуманный проект, ему все же удалось сказать свое слово в архитектуре маньеризма. Джорджо Вазари. Уффици г. Флоренция. Джорджо Вазари. Уффици г. Флоренция.

Маньеризм в изобразительном искусстве Один из самых необычных художников маньеризма – флорентийский скульптор, ювелир, талантливый писатель и теоретик искусства Бенвенуто Челлини ( ). Свое назначение в искусстве он видел в виртуозном владении техникой и в создании изысканных образов. В 1540 г. по приглашению французского короля Франциска I он уезжает во Францию, где становится придворным ювелиром. Бенвенуто Челлини

Подлинный шедевр его творчества – золотая солонка с аллегорическим изображением фигур Земли и Моря. Предназначенная в качестве подарка Франциску I.По замыслу художника, солонка должна была составлять своеобразный ансамбль вместе с другими предметами для сервировки королевского стола. Когда художник показал королю восковую модель солонки, тот пришел в неописуемый восторг. Подлинный шедевр его творчества – золотая солонка с аллегорическим изображением фигур Земли и Моря. Предназначенная в качестве подарка Франциску I.. По замыслу художника, солонка должна была составлять своеобразный ансамбль вместе с другими предметами для сервировки королевского стола. Когда художник показал королю восковую модель солонки, тот пришел в неописуемый восторг. Бенвенуто Челлини. Золотая солонка. Около 1540 г.

В гг. Челлини исполнил по заказу флорентийского герцога Козимо I Медичи самую крупную свою работу – бронзовую статую Персея. В этом произведении он обратился к излюбленному образу ренессансной скульптуры – образ героя, торжествующего победу над врагом. Создать статую для знаменитой площади Синьории во Флоренции было большой честью для художника, ведь там уже стояли скульптуры Донателло и Микеланджело. Герой греческого мифа, победивший Медузу Горгону, должен был символизировать победу Козимо I Медичи и его приход к власти во Флоренции. Архитектурное, скульптурное и ювелирное мастерство художника было выражено в этом произведении в полном объеме. Благородные современники посвящали сонеты знаменитому художнику и каждый день прикрепляли их к ограде, мимо которой шел в свою мастерскую Челлини. В гг. Челлини исполнил по заказу флорентийского герцога Козимо I Медичи самую крупную свою работу – бронзовую статую Персея. В этом произведении он обратился к излюбленному образу ренессансной скульптуры – образ героя, торжествующего победу над врагом. Создать статую для знаменитой площади Синьории во Флоренции было большой честью для художника, ведь там уже стояли скульптуры Донателло и Микеланджело. Герой греческого мифа, победивший Медузу Горгону, должен был символизировать победу Козимо I Медичи и его приход к власти во Флоренции. Архитектурное, скульптурное и ювелирное мастерство художника было выражено в этом произведении в полном объеме. Благородные современники посвящали сонеты знаменитому художнику и каждый день прикрепляли их к ограде, мимо которой шел в свою мастерскую Челлини. Бенвенуто Челлини.. Персей гг.

Большой интерес представляет творчество фламандского скульптора Жана де Булоня ( ), которого итальянцы называли Джамболонья. В 1564 г. Он создал изящную фигуру парящего в воздухе Меркурия. Большой интерес представляет творчество фламандского скульптора Жана де Булоня ( ), которого итальянцы называли Джамболонья. В 1564 г. Он создал изящную фигуру парящего в воздухе Меркурия. Жан де Булонь. Меркурий г. Большой интерес представляет творчество фламандского скульптора Жана де Булоня ( ), которого итальянцы называли Джамболонья. В 1564 г. Он создал изящную фигуру парящего в воздухе Меркурия. Большой интерес представляет творчество фламандского скульптора Жана де Булоня ( ), которого итальянцы называли Джамболонья. В 1564 г. Он создал изящную фигуру парящего в воздухе Меркурия. Жан де Булонь. Меркурий г.

Преодолевая тяжесть материала, скульптору действительно удалось создать впечатление легко взмывающей вверх фигуры божественного посланника, едва касающегося земли, а точнее, воздушной струи, выдуваемой маской южного ветра. Фигуре Меркурия художник придал предельную утонченность и одухотворенность. Жан де Булонь. Меркурий г. Преодолевая тяжесть материала, скульптору действительно удалось создать впечатление легко взмывающей вверх фигуры божественного посланника, едва касающегося земли, а точнее, воздушной струи, выдуваемой маской южного ветра. Фигуре Меркурия художник придал предельную утонченность и одухотворенность. Жан де Булонь. Меркурий г.

Характерными особенностями маньеризма в живописи являлись орнаментальность и декоративность, изысканность и утонченность, максимальная оригинальность образов. Картины живописцев все больше напоминали декоративные панно, служащие украшением стен. Художники-маньеристы любили ошеломляющие парадоксы, усложненные метафоры. Расшифровать такую картину просто невозможно, так как воображение и фантазия художников не знали границ. Характерными особенностями маньеризма в живописи являлись орнаментальность и декоративность, изысканность и утонченность, максимальная оригинальность образов. Картины живописцев все больше напоминали декоративные панно, служащие украшением стен. Художники-маньеристы любили ошеломляющие парадоксы, усложненные метафоры. Расшифровать такую картину просто невозможно, так как воображение и фантазия художников не знали границ. ПАРМИДЖАНИНО (наст. имя, Джироламо Маццола) (11 января 1503, Парма 24 сентября 1540, Казальмаджоре, Ломбардия), итальянский художник, один из крупнейших живописцев маньеризма.

Такова знаменитая картина итальянского художника Пармиджанино ( ) «Мадонна с длиной шеей». Глядя на нее, понимаешь, как далеко ушел художник от естественной простоты мадонн Рафаэля. В своем стремлении к изяществу он специально вытянул пропорции фигуры, придав Марии капризный и жеманный вид. Маленькая головка с «лебединой шеей», изящная рука с тонкими длинными пальцами, длинноногий ангел слева, непомерно высокая колонна причудливых пропорций на заднем плане… Нет здесь гармонии, совершенства пропорций, присущих картинам Высокого Возрождения. Для решения композиции картины художник помещает в левом углу теснящихся ангелов. Фигура младенца, которого она держит на руках, также сильно вытянута по диагонали. Такова знаменитая картина итальянского художника Пармиджанино ( ) «Мадонна с длиной шеей». Глядя на нее, понимаешь, как далеко ушел художник от естественной простоты мадонн Рафаэля. В своем стремлении к изяществу он специально вытянул пропорции фигуры, придав Марии капризный и жеманный вид. Маленькая головка с «лебединой шеей», изящная рука с тонкими длинными пальцами, длинноногий ангел слева, непомерно высокая колонна причудливых пропорций на заднем плане… Нет здесь гармонии, совершенства пропорций, присущих картинам Высокого Возрождения. Для решения композиции картины художник помещает в левом углу теснящихся ангелов. Фигура младенца, которого она держит на руках, также сильно вытянута по диагонали. Пармиджанино. Мадонна с длиной шеей гг. Галерея Питти, Флоренция

1524 Пармиджанино прибыл в Рим, где был представлен новоизбранному папе Клименту VII. Дабы продемонстрировать свое мастерство преподнес папе несколько картин, в том числе знаменитый «Автопортрет в выпуклом зеркале» (1524), где блестяще разрешил достаточно сложную перспективную задачу, в итоге придав своему изображению (с огромной рукой на переднем плане, более крупной, чем голова) почти «сюрреалистический» облик Пармиджанино прибыл в Рим, где был представлен новоизбранному папе Клименту VII. Дабы продемонстрировать свое мастерство преподнес папе несколько картин, в том числе знаменитый «Автопортрет в выпуклом зеркале» (1524), где блестяще разрешил достаточно сложную перспективную задачу, в итоге придав своему изображению (с огромной рукой на переднем плане, более крупной, чем голова) почти «сюрреалистический» облик. Франческо Пармиджанино. Автопортрет в выпуклом зеркале.1524 г.

Пирамиджанино. Амур с крыльями.

Вычурность приемов, застылость торжественных поз, холодность, бесстрастие лиц, нарочитое богатство придворных одежд характерны для парадных портретов итальянского художника Анджело Бронзино ( ). Вычурность приемов, застылость торжественных поз, холодность, бесстрастие лиц, нарочитое богатство придворных одежд характерны для парадных портретов итальянского художника Анджело Бронзино ( ). Анджело Бронзино. Портрет Изабеллы Медичи.

От парадного портрета Лукреции Пачиатичи также веет холодом и презрительным равнодушием. Красный цвет платья подчеркивает торжественный характер портрета. Глядя на этот портрет мы никогда не разглядим за холодной маской живого человека. А перед нами женщина чрезвычайно интересной и драматической судьбы. Эта благородная красавица, супруга известного литератора была вместе с мужем обвинена в ереси, заключена в тюрьму. И только заступничество Козимо Медичи спасло супругов от расправы От парадного портрета Лукреции Пачиатичи также веет холодом и презрительным равнодушием. Красный цвет платья подчеркивает торжественный характер портрета. Глядя на этот портрет мы никогда не разглядим за холодной маской живого человека. А перед нами женщина чрезвычайно интересной и драматической судьбы. Эта благородная красавица, супруга известного литератора была вместе с мужем обвинена в ереси, заключена в тюрьму. И только заступничество Козимо Медичи спасло супругов от расправы Анджело Бронзино. Портрет Лукреции Пачиатичи Галерея Уффици, Флоренция.

Знатных заказчиков парадных портретов явно не беспокоило то, какое впечатление они произведут на зрителя. Они красивы, богаты и изысканы. Знатных заказчиков парадных портретов явно не беспокоило то, какое впечатление они произведут на зрителя. Они красивы, богаты и изысканы. Анджело Бронзино. Элеонора Толедская с сыном. Около 1545 года. Галерея Уффици во Флоренции. Анджело Бронзино. Элеонора Толедская с сыном. Около 1545 года. Галерея Уффици во Флоренции. Знатных заказчиков парадных портретов явно не беспокоило то, какое впечатление они произведут на зрителя. Они красивы, богаты и изысканы. Знатных заказчиков парадных портретов явно не беспокоило то, какое впечатление они произведут на зрителя. Они красивы, богаты и изысканы. Анджело Бронзино. Элеонора Толедская с сыном. Около 1545 года. Галерея Уффици во Флоренции. Анджело Бронзино. Элеонора Толедская с сыном. Около 1545 года. Галерея Уффици во Флоренции.

Анджело Бронзино. Портрет молодого человека. Анджело Бронзино. Портрет молодого человека.

Анджело Бронзино. Портрет молодого скульптора. Анджело Бронзино. Портрет молодого скульптора.

Взгляните на «Портрет юноши среди розовых кустов» известного английского мастера Николаса Хиллиарда ( ). Сколько в нем вычурности и жеманства, так не свойственных представлениям о мужской силе и красоте. Изящный юноша с прижатой к сердцу рукой (явный намек на разбитое любовью сердце) томно припал к дереву среди густых зарослей роз. Не случайна и надпись, сделанная художником: «Восхваляемая верность – источник моих страданий». Многочисленные шипы роз, вонзающиеся в тело героя, лишний раз напоминают о коварстве неразделенной любви. Взгляните на «Портрет юноши среди розовых кустов» известного английского мастера Николаса Хиллиарда ( ). Сколько в нем вычурности и жеманства, так не свойственных представлениям о мужской силе и красоте. Изящный юноша с прижатой к сердцу рукой (явный намек на разбитое любовью сердце) томно припал к дереву среди густых зарослей роз. Не случайна и надпись, сделанная художником: «Восхваляемая верность – источник моих страданий». Многочисленные шипы роз, вонзающиеся в тело героя, лишний раз напоминают о коварстве неразделенной любви. Николас Хиллиард. Портрет юноши среди розовых кустов. Около 1588 г. Музей Виктории и Альберта. Лондон. Николас Хиллиард. Портрет юноши среди розовых кустов. Около 1588 г. Музей Виктории и Альберта. Лондон. Взгляните на «Портрет юноши среди розовых кустов» известного английского мастера Николаса Хиллиарда ( ). Сколько в нем вычурности и жеманства, так не свойственных представлениям о мужской силе и красоте. Изящный юноша с прижатой к сердцу рукой (явный намек на разбитое любовью сердце) томно припал к дереву среди густых зарослей роз. Не случайна и надпись, сделанная художником: «Восхваляемая верность – источник моих страданий». Многочисленные шипы роз, вонзающиеся в тело героя, лишний раз напоминают о коварстве неразделенной любви. Взгляните на «Портрет юноши среди розовых кустов» известного английского мастера Николаса Хиллиарда ( ). Сколько в нем вычурности и жеманства, так не свойственных представлениям о мужской силе и красоте. Изящный юноша с прижатой к сердцу рукой (явный намек на разбитое любовью сердце) томно припал к дереву среди густых зарослей роз. Не случайна и надпись, сделанная художником: «Восхваляемая верность – источник моих страданий». Многочисленные шипы роз, вонзающиеся в тело героя, лишний раз напоминают о коварстве неразделенной любви. Николас Хиллиард. Портрет юноши среди розовых кустов. Около 1588 г. Музей Виктории и Альберта. Лондон. Николас Хиллиард. Портрет юноши среди розовых кустов. Около 1588 г. Музей Виктории и Альберта. Лондон.

Николас Хиллиард. Портрет Джоржа Клиффорда. Николас Хиллиард. Портрет Джоржа Клиффорда.

ПОНТОРМО (Pontormo) (наст. фам. Карруччи, Carrucci) Якопо ( ), итальянский живописец. Представитель флорентинской школы, один из основоположников маньеризма («Положение во гроб», ). Якопо ди Понтормо. Портрет дамы в красном платье годы. Дерево. Штеделевский институт. Франкфурт-на- Майне.

Якопо Понтормо. Портрет молодого человека.

Вершиной маньеризма можно назвать творчество итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо ( ). Рожденные им фантастические и изощренные творения – яркий пример крайнего выражения маньеризма. Он работал при дворе короля Богемии Рудольфа II, собравшего в Праге уникальную коллекцию произведений искусства маньеризма. Художник прославился своими экстравагантными картинами с изображениями человеческих лиц в виде композиций из овощей и фруктов, часто с портретным сходством. Забытый средневековый художник был провозглашен в 20 в. предтечей сюрреализма, а одна из его картин («Библиотекарь») названа «триумфом абстрактного искусства в 16-м столетии». Вершиной маньеризма можно назвать творчество итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо ( ). Рожденные им фантастические и изощренные творения – яркий пример крайнего выражения маньеризма. Он работал при дворе короля Богемии Рудольфа II, собравшего в Праге уникальную коллекцию произведений искусства маньеризма. Художник прославился своими экстравагантными картинами с изображениями человеческих лиц в виде композиций из овощей и фруктов, часто с портретным сходством. Забытый средневековый художник был провозглашен в 20 в. предтечей сюрреализма, а одна из его картин («Библиотекарь») названа «триумфом абстрактного искусства в 16-м столетии». Джузеппе Арчимбольдо гг. Джузеппе Арчимбольдо гг. Вершиной маньеризма можно назвать творчество итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо ( ). Рожденные им фантастические и изощренные творения – яркий пример крайнего выражения маньеризма. Он работал при дворе короля Богемии Рудольфа II, собравшего в Праге уникальную коллекцию произведений искусства маньеризма. Художник прославился своими экстравагантными картинами с изображениями человеческих лиц в виде композиций из овощей и фруктов, часто с портретным сходством. Забытый средневековый художник был провозглашен в 20 в. предтечей сюрреализма, а одна из его картин («Библиотекарь») названа «триумфом абстрактного искусства в 16-м столетии». Вершиной маньеризма можно назвать творчество итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо ( ). Рожденные им фантастические и изощренные творения – яркий пример крайнего выражения маньеризма. Он работал при дворе короля Богемии Рудольфа II, собравшего в Праге уникальную коллекцию произведений искусства маньеризма. Художник прославился своими экстравагантными картинами с изображениями человеческих лиц в виде композиций из овощей и фруктов, часто с портретным сходством. Забытый средневековый художник был провозглашен в 20 в. предтечей сюрреализма, а одна из его картин («Библиотекарь») названа «триумфом абстрактного искусства в 16-м столетии». Джузеппе Арчимбольдо гг. Джузеппе Арчимбольдо гг.

Учение о живом космосе Арчимбольдо воплотил в знаменитом портрете Рудольфа II в виде Вертумна – этрусского божества садов и обработки земли. Именно в нем художник обнаружил удивительное сходство с королем. Тяжелый массивный подбородок короля зарос кустистой бородой в виде колючек. Одутловатые круглые щеки напоминают наливные красные яблоки и персики. Черные круглые блестящие глаза изображают вишня и ежевика. Выпуклый лоб напоминает тыкву, оттопыренные уши – початки кукурузы, стручки гороха примостились над губами, а каштан – на подбородке. Совершенно изумительно выглядит прическа в виде переплетенных кистей винограда, гранатов и колосков пшеницы. Одежду короля составляет пестрый ковер изысканных цветов. Художник с любовью написал каждый цветок, колосок и самую маленькую ягодку. Учение о живом космосе Арчимбольдо воплотил в знаменитом портрете Рудольфа II в виде Вертумна – этрусского божества садов и обработки земли. Именно в нем художник обнаружил удивительное сходство с королем. Тяжелый массивный подбородок короля зарос кустистой бородой в виде колючек. Одутловатые круглые щеки напоминают наливные красные яблоки и персики. Черные круглые блестящие глаза изображают вишня и ежевика. Выпуклый лоб напоминает тыкву, оттопыренные уши – початки кукурузы, стручки гороха примостились над губами, а каштан – на подбородке. Совершенно изумительно выглядит прическа в виде переплетенных кистей винограда, гранатов и колосков пшеницы. Одежду короля составляет пестрый ковер изысканных цветов. Художник с любовью написал каждый цветок, колосок и самую маленькую ягодку. Джузеппе Арчимбольдо. Портрет Рудольфа II. Около 1591 г. Замок Скоклостер, Швеция

Джузеппе Арчимбольдо. Весна. Около Собрание Неже. Париж. Джузеппе Арчимбольдо. Весна. Около Собрание Неже. Париж.

Джузеппе Арчимбольдо. Лето. Около Лувр. Париж Джузеппе Арчимбольдо. Лето. Около Лувр. Париж

Джузеппе Арчимбольдо. Осень. Джузеппе Арчимбольдо. Осень.

Джузеппе Арчимбольдо. Зима Джузеппе Арчимбольдо. Зима

Джузеппе Арчимбольдо. Флора. Джузеппе Арчимбольдо. Флора.

Эль Греко… Художник судьба которого так же таинственна и полна чудес, как и его неповторимая живопись. Тщательно изучая творчество мастеров, но при этом не подражая никому, в искусстве он нашел свой путь. Эль Греко… Художник судьба которого так же таинственна и полна чудес, как и его неповторимая живопись. Тщательно изучая творчество мастеров, но при этом не подражая никому, в искусстве он нашел свой путь. Он родился в 1541 г. на острове Крит, принадлежащем Венецианской республике. С ранних лет интересовался живописью. Постигал художественные методы в мастерской Тициана в Венеции, а затем самостоятельно работал в Риме. В возрасте 35 лет он приехал в Испанию, где работал придворным художником в Мадриде. Необычайность его творческой манеры не пришлась по вкусу испанскому королю Филиппу II, и художник вынужден был переехать в Толедо, бывшую столицу Испании. Там он оставался до конца своих дней. Он родился в 1541 г. на острове Крит, принадлежащем Венецианской республике. С ранних лет интересовался живописью. Постигал художественные методы в мастерской Тициана в Венеции, а затем самостоятельно работал в Риме. В возрасте 35 лет он приехал в Испанию, где работал придворным художником в Мадриде. Необычайность его творческой манеры не пришлась по вкусу испанскому королю Филиппу II, и художник вынужден был переехать в Толедо, бывшую столицу Испании. Там он оставался до конца своих дней. Эль Греко… Художник судьба которого так же таинственна и полна чудес, как и его неповторимая живопись. Тщательно изучая творчество мастеров, но при этом не подражая никому, в искусстве он нашел свой путь. Эль Греко… Художник судьба которого так же таинственна и полна чудес, как и его неповторимая живопись. Тщательно изучая творчество мастеров, но при этом не подражая никому, в искусстве он нашел свой путь. Он родился в 1541 г. на острове Крит, принадлежащем Венецианской республике. С ранних лет интересовался живописью. Постигал художественные методы в мастерской Тициана в Венеции, а затем самостоятельно работал в Риме. В возрасте 35 лет он приехал в Испанию, где работал придворным художником в Мадриде. Необычайность его творческой манеры не пришлась по вкусу испанскому королю Филиппу II, и художник вынужден был переехать в Толедо, бывшую столицу Испании. Там он оставался до конца своих дней. Он родился в 1541 г. на острове Крит, принадлежащем Венецианской республике. С ранних лет интересовался живописью. Постигал художественные методы в мастерской Тициана в Венеции, а затем самостоятельно работал в Риме. В возрасте 35 лет он приехал в Испанию, где работал придворным художником в Мадриде. Необычайность его творческой манеры не пришлась по вкусу испанскому королю Филиппу II, и художник вынужден был переехать в Толедо, бывшую столицу Испании. Там он оставался до конца своих дней. «Особенный мастер» Эль Греко

Самое характерное, что отличало творческий почерк художника, - это причудливая вытянутость фигур в длину, беспокойный, нервный ритм извилистых линий, изысканное сочетание красок, необычность фосфоресцирующего освещения, не имеющего реального источника, а главное – необъяснимая одухотворенность загадочность образов. Большую часть своих творений Эль Греко посвятил сюжетам Священного Писания, и все они могут быть отнесены к шедеврам мирового искусства. Картина «Сошествие Святого Духа» принадлежит к лучшим творениям художника. На ней показано событие, резко изменившее дальнейшую жизнь учеников Христа. Духовный восторг и озарение апостолов художник передает с помощью контрастов света и тени. Апостолы расположены вокруг фигуры Девы Марии, находящейся в центре кругообразной композиции. Этот прием помог художнику создать ощущение устойчивости и равновесия. Эта особенность подчеркнута и расположением лучей, нисходящих от голубя вниз и замыкающих сжатое до предела пространство. Самое характерное, что отличало творческий почерк художника, - это причудливая вытянутость фигур в длину, беспокойный, нервный ритм извилистых линий, изысканное сочетание красок, необычность фосфоресцирующего освещения, не имеющего реального источника, а главное – необъяснимая одухотворенность загадочность образов. Большую часть своих творений Эль Греко посвятил сюжетам Священного Писания, и все они могут быть отнесены к шедеврам мирового искусства. Картина «Сошествие Святого Духа» принадлежит к лучшим творениям художника. На ней показано событие, резко изменившее дальнейшую жизнь учеников Христа. Духовный восторг и озарение апостолов художник передает с помощью контрастов света и тени. Апостолы расположены вокруг фигуры Девы Марии, находящейся в центре кругообразной композиции. Этот прием помог художнику создать ощущение устойчивости и равновесия. Эта особенность подчеркнута и расположением лучей, нисходящих от голубя вниз и замыкающих сжатое до предела пространство.

В его художественной манере удивительно совмещаются множество стилей и направлений. Убедиться в этом можно на примере известной картины «Погребение графа Оргаса». В основе картины лежит средневековая легенда о чудесном погребении благочестивого графа, не совершившего никаких особенных подвигов. По преданию, на его похоронах свершилось чудо: святые Стефан и Августин спустились с небес и предали его тело земле. Картина четко делится на две композиционные части: верхнюю (небесную), передающую стремительность движения, и нижнюю (земную), исполненную торжественного покоя. В разверзшихся небесах. В потоках мерцающего света мы видим Христа. Деву Марию и Иоанна Крестителя: они пропускают на небеса душу умершего графа. В его художественной манере удивительно совмещаются множество стилей и направлений. Убедиться в этом можно на примере известной картины «Погребение графа Оргаса». В основе картины лежит средневековая легенда о чудесном погребении благочестивого графа, не совершившего никаких особенных подвигов. По преданию, на его похоронах свершилось чудо: святые Стефан и Августин спустились с небес и предали его тело земле. Картина четко делится на две композиционные части: верхнюю (небесную), передающую стремительность движения, и нижнюю (земную), исполненную торжественного покоя. В разверзшихся небесах. В потоках мерцающего света мы видим Христа. Деву Марию и Иоанна Крестителя: они пропускают на небеса душу умершего графа. Эль Греко. Погребение графа Оргаса г. Церковь Сан-Томе. Толедо.

В историю мировой живописи Эль Греко вошел и как блестящий мастер реалистического портрета, поражающего глубиной психологической характеристики. Парадный портрет главного инквизитора Нуньо де Гевара позволяет по достоинству оценивать дарование художника. Портрет внешне прост, но полон огромного внутреннего напряжения и силы. Есть в нем что-то зловещее, способное вызвать ужас и страх. Мерцание пламенеющей пурпурной мантии инквизитора, холодный, бесстрастный блеск его горящих глаз, жесткие и властные очертания рта, рука, нервно вцепившаяся в подлокотник кресла… Ни мраморный пол, ни роскошные стены, обитые тисненной кожей, ни парадное кресло-трон из красного бархата не могут скрыть главного. Перед нами человек, по воле которого предано огню инквизиции множество невинных жертв. В историю мировой живописи Эль Греко вошел и как блестящий мастер реалистического портрета, поражающего глубиной психологической характеристики. Парадный портрет главного инквизитора Нуньо де Гевара позволяет по достоинству оценивать дарование художника. Портрет внешне прост, но полон огромного внутреннего напряжения и силы. Есть в нем что-то зловещее, способное вызвать ужас и страх. Мерцание пламенеющей пурпурной мантии инквизитора, холодный, бесстрастный блеск его горящих глаз, жесткие и властные очертания рта, рука, нервно вцепившаяся в подлокотник кресла… Ни мраморный пол, ни роскошные стены, обитые тисненной кожей, ни парадное кресло-трон из красного бархата не могут скрыть главного. Перед нами человек, по воле которого предано огню инквизиции множество невинных жертв. Эль Греко. Портрет Нуньо де Гевара г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Эль Греко. Портрет Нуньо де Гевара г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. В историю мировой живописи Эль Греко вошел и как блестящий мастер реалистического портрета, поражающего глубиной психологической характеристики. Парадный портрет главного инквизитора Нуньо де Гевара позволяет по достоинству оценивать дарование художника. Портрет внешне прост, но полон огромного внутреннего напряжения и силы. Есть в нем что-то зловещее, способное вызвать ужас и страх. Мерцание пламенеющей пурпурной мантии инквизитора, холодный, бесстрастный блеск его горящих глаз, жесткие и властные очертания рта, рука, нервно вцепившаяся в подлокотник кресла… Ни мраморный пол, ни роскошные стены, обитые тисненной кожей, ни парадное кресло-трон из красного бархата не могут скрыть главного. Перед нами человек, по воле которого предано огню инквизиции множество невинных жертв. В историю мировой живописи Эль Греко вошел и как блестящий мастер реалистического портрета, поражающего глубиной психологической характеристики. Парадный портрет главного инквизитора Нуньо де Гевара позволяет по достоинству оценивать дарование художника. Портрет внешне прост, но полон огромного внутреннего напряжения и силы. Есть в нем что-то зловещее, способное вызвать ужас и страх. Мерцание пламенеющей пурпурной мантии инквизитора, холодный, бесстрастный блеск его горящих глаз, жесткие и властные очертания рта, рука, нервно вцепившаяся в подлокотник кресла… Ни мраморный пол, ни роскошные стены, обитые тисненной кожей, ни парадное кресло-трон из красного бархата не могут скрыть главного. Перед нами человек, по воле которого предано огню инквизиции множество невинных жертв. Эль Греко. Портрет Нуньо де Гевара г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Эль Греко. Портрет Нуньо де Гевара г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

«Вид Толедо» - один из прославленных шедевров Эль Греко, демонстрирующий новые грани его художественной манеры. «Какая колдовская сила подняла художника на склоне лет, кто дал ему крылья, чтобы подняться над любимым городом и так по-орлиному остро его увидеть? В тот далекий XVI век только разве ведьмам и чародеям были доступны эти птичьи полеты над нашей землей…» «Вид Толедо» - один из прославленных шедевров Эль Греко, демонстрирующий новые грани его художественной манеры. «Какая колдовская сила подняла художника на склоне лет, кто дал ему крылья, чтобы подняться над любимым городом и так по-орлиному остро его увидеть? В тот далекий XVI век только разве ведьмам и чародеям были доступны эти птичьи полеты над нашей землей…» (И.В. Долгополов) (И.В. Долгополов) Грозовое небо над городом – воплощение бурного и стремительного движения стихии. Темно-синее, почти черное на горизонте, оно наполняется светом гигантских облаков, подсвеченных изнутри серебристо-белыми вспышками. Зубцы крепостных башен, тянущихся вдоль холмов, освещены всполохами зеленоватых зарниц. Яркая зелень лугов контрастирует с темными старыми деревьями, раскачиваемыми холодным ветром. Грозовое небо над городом – воплощение бурного и стремительного движения стихии. Темно-синее, почти черное на горизонте, оно наполняется светом гигантских облаков, подсвеченных изнутри серебристо-белыми вспышками. Зубцы крепостных башен, тянущихся вдоль холмов, освещены всполохами зеленоватых зарниц. Яркая зелень лугов контрастирует с темными старыми деревьями, раскачиваемыми холодным ветром. «Вид Толедо» - один из прославленных шедевров Эль Греко, демонстрирующий новые грани его художественной манеры. «Какая колдовская сила подняла художника на склоне лет, кто дал ему крылья, чтобы подняться над любимым городом и так по-орлиному остро его увидеть? В тот далекий XVI век только разве ведьмам и чародеям были доступны эти птичьи полеты над нашей землей…» «Вид Толедо» - один из прославленных шедевров Эль Греко, демонстрирующий новые грани его художественной манеры. «Какая колдовская сила подняла художника на склоне лет, кто дал ему крылья, чтобы подняться над любимым городом и так по-орлиному остро его увидеть? В тот далекий XVI век только разве ведьмам и чародеям были доступны эти птичьи полеты над нашей землей…» (И.В. Долгополов) (И.В. Долгополов) Грозовое небо над городом – воплощение бурного и стремительного движения стихии. Темно-синее, почти черное на горизонте, оно наполняется светом гигантских облаков, подсвеченных изнутри серебристо-белыми вспышками. Зубцы крепостных башен, тянущихся вдоль холмов, освещены всполохами зеленоватых зарниц. Яркая зелень лугов контрастирует с темными старыми деревьями, раскачиваемыми холодным ветром. Грозовое небо над городом – воплощение бурного и стремительного движения стихии. Темно-синее, почти черное на горизонте, оно наполняется светом гигантских облаков, подсвеченных изнутри серебристо-белыми вспышками. Зубцы крепостных башен, тянущихся вдоль холмов, освещены всполохами зеленоватых зарниц. Яркая зелень лугов контрастирует с темными старыми деревьями, раскачиваемыми холодным ветром. Эль Греко. Вид Толедо гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Эль Греко. Апостолы Петр и Павел год. Эрмитаж. Петербург. Эль Греко. Апостолы Петр и Павел год. Эрмитаж. Петербург.

Эль Греко. «Христос изгоняет торговцев из храма». Национальная галерея в Лондоне. Эль Греко. «Христос изгоняет торговцев из храма». Национальная галерея в Лондоне.

Эль Греко. Кающаяся Магдалина. Эль Греко. Кающаяся Магдалина.

Эль Греко. «Лаокоон» Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Эль Греко. «Лаокоон» Музей Метрополитен, Нью-Йорк. В творчестве позднего Эль Греко изобразительные приемы принимают все более ирреальный характер. «Лаокоон» единственная картина мастера на мифологический сюжет, создает зыбкий образ, словно возникший из тяжкого сновидения. В творчестве позднего Эль Греко изобразительные приемы принимают все более ирреальный характер. «Лаокоон» единственная картина мастера на мифологический сюжет, создает зыбкий образ, словно возникший из тяжкого сновидения. Эль Греко. «Лаокоон» Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Эль Греко. «Лаокоон» Музей Метрополитен, Нью-Йорк. В творчестве позднего Эль Греко изобразительные приемы принимают все более ирреальный характер. «Лаокоон» единственная картина мастера на мифологический сюжет, создает зыбкий образ, словно возникший из тяжкого сновидения. В творчестве позднего Эль Греко изобразительные приемы принимают все более ирреальный характер. «Лаокоон» единственная картина мастера на мифологический сюжет, создает зыбкий образ, словно возникший из тяжкого сновидения.

Эль Греко. «Портрет кавалера с рукой на груди» Мадрид, Прадо. Эль Греко. «Портрет кавалера с рукой на груди» Мадрид, Прадо. Одна из ранних работ кисти Эль Греко, лучший образ испанского дворянина того времени. Одна из ранних работ кисти Эль Греко, лучший образ испанского дворянина того времени. Эль Греко. «Портрет кавалера с рукой на груди» Мадрид, Прадо. Эль Греко. «Портрет кавалера с рукой на груди» Мадрид, Прадо. Одна из ранних работ кисти Эль Греко, лучший образ испанского дворянина того времени. Одна из ранних работ кисти Эль Греко, лучший образ испанского дворянина того времени.

Эль Греко. «Портрет монаха Ортенсио Парависино, поэта и гуманиста, друга художника» Бостон, Музей изящных искусств. Эль Греко. «Портрет монаха Ортенсио Парависино, поэта и гуманиста, друга художника» Бостон, Музей изящных искусств.

Эль Греко. Святой Иероним. Эль Греко. Святой Иероним.

Эль Греко. Святой Франциск и Иоанн Евангелист. Эль Греко. Святой Франциск и Иоанн Евангелист.

Эль Греко. «Троица» Прадо, Мадрид. Эль Греко. «Троица» Прадо, Мадрид.

Вопросы и задания 1. Каковы основные черты архитектуры маньеризма? Аргументируйте свой ответ известными примерами. 2. Какое выражение нашел маньеризм в скульптурных произведениях Бенвенуто Челлини и Жана де Булона? Каковы ваши личные впечатления от этих произведений? 3. Каковы характерные черты маньеризма в искусстве живописи? Какое воплощение они нашли в творчестве Пармиджанино, Халлиарда, Бронзино и Арчимбольдо? Попробуйте выявить общие черты в их творчестве. Какие различия между ними вы могли бы отметить? 4. Что отличает творческую манеру «особенного мастера» Эль Греко? Можно ли причислить его творчество исключительно к искусству маньеризма? Какие из произведений художника вам особенно понравились? Почему?