Реалистическая живопись Голландии. Принципы реалистической живописи были сформулированы величайшим голландским художником Рембрандтом. Обращаясь к своим.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реалистические тенденции в живописи Голландии. Тема 4 Автор: учитель истории Привалова В.С.
Advertisements

ЯН ВЕРМЕР ДЕЛФТСКИЙ. «Величайший маг и волшебник живописи»
План урока: 1. Реализм в живописи 2. Рембрандт ван Рейн – судьба художника, основные вехи его творческой биографии 3. Своеобразие художественной манеры,
Великие мастера голландской живописи Подготовили презентацию: Шихарева Татьяна и Бикетова Татьяна.
Творчество Рембрандта Выполнила ученица 11 «А» Бородина Алина.
Тема: Реалистическая живопись Голландии.. План: 1.Многообразие жанров голландской живописи. 2.Вермер Делфтский- «величайший маг и волшебник живописи».
Рембрандт Харменс ван Рейн ( ). Родился в Лейдене 15 июля 1606 года на отцовской мельнице, расположенной рядом с рекой Рейн, откуда и прозвище.
Подавляющее большинство дошедших до нас картин Вермера представляют собой жанровые зарисовки. Сюжеты их типичны : небольшая часть комнаты, женщины, погруженные.
Искусство Голландии XVII века. .В эту эпоху в Голландии происходит буржуазная революция. Она привела к изменению мировоззрения и общественной структуры.
1. Выдающийся художник барокко - «король живописи» эпохи Барокко? 2. Характеристика творческой манеры Рубенса: 3. Что прославляет Рубенс в своей картине.
Натюрморт Что такое натюрморт? Натюрморт - это изображение неодушевлённых предметов в живописи или графике.
Произведения голландских художников в советских галереях Роботу выполнила ученица 11 Б класса Борисова Юлия.
Приключения «Тихой жизни». Семнадцатое столетие явило миру две новые школы живописи – голландскую и фламандскую. Обе они были наследницами великих традиций.
Великие портретисты прошлого Живописный портрет это форма выражения глубокого интереса к личности человека. Живописный портрет это форма выражения глубокого.
Как научиться понимать живопись Курсовая работа Выполнила зав.библ.школы 118 Ермакова Ж.В.
Биография Творчество Галерея. Харменс ван Рейн Рембрандт голландский живописец, офортист и рисовальщик, величайший художник Голландии. Родился в Лейдене.
ВЫПОЛНИЛА: ОХАПКИНА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА, УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА МБОУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА 35» Г. ДЗЕРЖИНСК НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Изображение предметного.
Зал 2. Первые картины И.И.Левитана Несомненно, что живое наблюдение и изучение натуры лежит в основе самого раннего из известных нам пейзажей И.И.Левитана.
РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН « Всего важнее иметь душу, любящую истину, и брать правду там, где ее находишь.» И. Гете.
Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме: Презентация к уроку развития речи (сочинение по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь")
Транксрипт:

Реалистическая живопись Голландии

Принципы реалистической живописи были сформулированы величайшим голландским художником Рембрандтом. Обращаясь к своим ученикам, он говорил: «Учись прежде всего следовать богатой природе и отображать то, что найдешь в ней. Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди все служит для нашего упражнения. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Города, рынки, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят: иди, жаждущий знания, созерцай нас и воспроизводи нас».Принципы реалистической живописи были сформулированы величайшим голландским художником Рембрандтом. Обращаясь к своим ученикам, он говорил: «Учись прежде всего следовать богатой природе и отображать то, что найдешь в ней. Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди все служит для нашего упражнения. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Города, рынки, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят: иди, жаждущий знания, созерцай нас и воспроизводи нас». Тщательно следуя природе, голландские мастера сумели открыть красоту зримого мира в самых разнообразных его проявлениях. Их произведения до сих пор сохраняют живой трепет реальной жизни, передают красочное богатство окружающего мира. Тщательно следуя природе, голландские мастера сумели открыть красоту зримого мира в самых разнообразных его проявлениях. Их произведения до сих пор сохраняют живой трепет реальной жизни, передают красочное богатство окружающего мира.

Многообразие жанров голландской живописи В ХУII в. в Голландии популярными становятся жанры портрета и натюрморта, бытовая и пейзажная живопись, картины, посвященные мифологическим и библейским сюжетам. Каждый художник, как правило, специализировался в каком-нибудь одном жанре.В ХУII в. в Голландии популярными становятся жанры портрета и натюрморта, бытовая и пейзажная живопись, картины, посвященные мифологическим и библейским сюжетам. Каждый художник, как правило, специализировался в каком-нибудь одном жанре. Особенно популярна была портретная живопись индивидуальные и групповые изображения. Голландские бюргеры новые хозяева жизни хотели запечатлеть себя в представительном облике, свидетельствующем о материальном достатке и высоком положении в обществе. Спрос на такие портреты был огромен. Особенно популярна была портретная живопись индивидуальные и групповые изображения. Голландские бюргеры новые хозяева жизни хотели запечатлеть себя в представительном облике, свидетельствующем о материальном достатке и высоком положении в обществе. Спрос на такие портреты был огромен. Традиции группового портрета, сложившиеся на севере страны, восходили еще к ХУ в. Позднее стали заказывать большие полотна, на которых изображались торжественные собрания различных общин и объединений (стрелковых рот, попечителей больниц и богаделен, цеховых старшин и ученых обществ). Подобные портреты украшали стены ведомственных контор или залы заседаний. Традиции группового портрета, сложившиеся на севере страны, восходили еще к ХУ в. Позднее стали заказывать большие полотна, на которых изображались торжественные собрания различных общин и объединений (стрелковых рот, попечителей больниц и богаделен, цеховых старшин и ученых обществ). Подобные портреты украшали стены ведомственных контор или залы заседаний.

Одним из лучших портретистов этого времени стал Франс Халс (между 1581/ ). (между 1581/851666).Одним из лучших портретистов этого времени стал Франс Халс (между 1581/ ). (между 1581/851666). «Групповой портрет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» одно из лучших произведений художника. Раз в три-четыре года в Харлеме, родном городе Халса, было принято набирать для охраны города стрелковые роты из местных жителей. Офицеры стрелковой роты, занятые неторопливой беседой, чинно восседают вокруг большого стола. На них черные мундиры с яркими шарфами через плечо. Удивительно живописны сияющие белизной гофрированные воротники«Групповой портрет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» одно из лучших произведений художника. Раз в три-четыре года в Харлеме, родном городе Халса, было принято набирать для охраны города стрелковые роты из местных жителей. Офицеры стрелковой роты, занятые неторопливой беседой, чинно восседают вокруг большого стола. На них черные мундиры с яркими шарфами через плечо. Удивительно живописны сияющие белизной гофрированные воротники

Перед художником стояла непростая задача: объединить в одной композиции, в максимально сжатом пространстве, двенадцать фигур! При этом необходимо было сохранить непринужденность их поз, передать веселую атмосферу праздничного застолья. Многие из участников непосредственно обращены к зрителю взглядом или жестом, В центре, на самом почетном месте, восседает дородный командир роты с бокалом в руке.

Франс Халс. Групповой портрет регентш Гарлемского приюта для престарелых Франс Халс. Групповой портрет регентш Гарлемского приюта для престарелых

Замечательны и индивидуальные портреты Халса. В самом заурядном персонаже он умел видеть интересное и наиболее выразительное. Один из современников художника справедливо писал:Замечательны и индивидуальные портреты Халса. В самом заурядном персонаже он умел видеть интересное и наиболее выразительное. Один из современников художника справедливо писал: «Халс, обладая.. особой, необычной манерой письма, превосходит всех остальных, так как в его живописи заложена такая острота и жизненность, такая сила, что он во многих произведениях, кажется, самое природу вызывает на соревнование».«Халс, обладая.. особой, необычной манерой письма, превосходит всех остальных, так как в его живописи заложена такая острота и жизненность, такая сила, что он во многих произведениях, кажется, самое природу вызывает на соревнование». Франс Халс. «Портрет молодого человека с перчаткой» Эрмитаж.

Стремительные мазки его кисти словно спешат за ускользающим мгновением, торопятся запечатлеть наиболее характерные моменты: внезапный взгляд и погруженность в собственные мысли, мимолетную улыбку и безудержный смех, искреннее переживание и душевный порыв...Стремительные мазки его кисти словно спешат за ускользающим мгновением, торопятся запечатлеть наиболее характерные моменты: внезапный взгляд и погруженность в собственные мысли, мимолетную улыбку и безудержный смех, искреннее переживание и душевный порыв... Франс Халс. Цыганка. Около 1630 года. Дерево. Лувр, Париж.Франс Халс. Цыганка. Около 1630 года. Дерево. Лувр, Париж.

Твоею дивной волей живописца Твоею дивной волей живописца Подарен этим людям долгий век,Подарен этим людям долгий век, Румяны щеки, не ослабли мышцы,Румяны щеки, не ослабли мышцы, Не изменились очертанья век.Не изменились очертанья век. Стрелки пируют. Синдики решают,Стрелки пируют. Синдики решают, Каким налогом обложить товар.Каким налогом обложить товар. И уважение почти внушаетИ уважение почти внушает Невозмутимый тучный пивовар.Невозмутимый тучный пивовар. А эти бюргеры, купцы, старухи,А эти бюргеры, купцы, старухи, Что выставлены Халсом напоказ, Они ведь притворяются, что глухи, И видят все, глядя в упор на нас...Что выставлены Халсом напоказ, Они ведь притворяются, что глухи, И видят все, глядя в упор на нас... В. Эльснер. «Портреты Халса».В. Эльснер. «Портреты Халса». Франс Халс. Мужской портрет Франс Халс. Мужской портрет

Довольно успешно в живописи Голландии развивался и бытовой жанр. С одной стороны, художники поэтизировали естественное течение повседневной жизни, а с другой стремились к изображению гротескных, острых и живых ситуаций. Сцены из частной жизни средних и мелких бюргеров, городской бедноты и крестьянства, празднества и развлечения, музыкальные концерты, карточные игры веселого общества» становятся излюбленными сюжетами бытовой живописи.Довольно успешно в живописи Голландии развивался и бытовой жанр. С одной стороны, художники поэтизировали естественное течение повседневной жизни, а с другой стремились к изображению гротескных, острых и живых ситуаций. Сцены из частной жизни средних и мелких бюргеров, городской бедноты и крестьянства, празднества и развлечения, музыкальные концерты, карточные игры веселого общества» становятся излюбленными сюжетами бытовой живописи. Стен Ян. Гуляки.Стен Ян. Гуляки.

«Заслуга голландцев состояла в том, что они первыми создали новый, более камерный тип жанровой композиции, выбрав для этого небольшой, так называемый кабинетный, формат. Такой формат, рассчитанный на особый принцип рассматривания и вживания в картину, оказался наиболее благоприятным и эффективным для сцен реального быта...»«Заслуга голландцев состояла в том, что они первыми создали новый, более камерный тип жанровой композиции, выбрав для этого небольшой, так называемый кабинетный, формат. Такой формат, рассчитанный на особый принцип рассматривания и вживания в картину, оказался наиболее благоприятным и эффективным для сцен реального быта...» (Е. И. Ротенберг) (Е. И. Ротенберг) Стен Ян. Женщина, играющая на клавикордах Стен Ян. Женщина, играющая на клавикордах

Питер де Хох Питер де Хох сумел глубоко постичь сущность домашней жизни голландского бюргера, ее размеренньтй и неторопливый ритм, скромный уют семейного очага. Ему удалось сделать будничное – поэтическим, тривиальное – возвышенным. Самым незначительным деталям придать редкую одухотворенность. Прозаические детали быта передают реальную атмосферу жизни человека.Питер де Хох сумел глубоко постичь сущность домашней жизни голландского бюргера, ее размеренньтй и неторопливый ритм, скромный уют семейного очага. Ему удалось сделать будничное – поэтическим, тривиальное – возвышенным. Самым незначительным деталям придать редкую одухотворенность. Прозаические детали быта передают реальную атмосферу жизни человека. Питер де Хох. Больное дитя.

«Хозяйка и служанка» одна из лучших картин художника. Местом действия становится чистый уютный дворик, залитый ярким солнечным светом. Сюда не проникают шум и суета городской жизни. К хозяйке только что подошла ее служанка. Она показывает принесенную с базара рыбу в начищенном до зеркального блеска латунном ведре. Оставив на некоторое время рукоделие, хозяйка внимательно слушает и рассматривает покупку. Через несколько минут она отдаст необходимые распоряжения, и жизнь снова потечет в привычном русле.«Хозяйка и служанка» одна из лучших картин художника. Местом действия становится чистый уютный дворик, залитый ярким солнечным светом. Сюда не проникают шум и суета городской жизни. К хозяйке только что подошла ее служанка. Она показывает принесенную с базара рыбу в начищенном до зеркального блеска латунном ведре. Оставив на некоторое время рукоделие, хозяйка внимательно слушает и рассматривает покупку. Через несколько минут она отдаст необходимые распоряжения, и жизнь снова потечет в привычном русле. Питер де Хох. Хозяйка и служанка г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Герард Терборх Основоположником светского жанра в голландской живописи по праву считают Герарда Терборха. Его картины отличают яркая выразительность запечатленных ситуаций. Умение передовать взаимоотношений героев с помощью красноречивых намеков и едва уловимых жестов. Один из шедевров художника – картина «Бокал лимонада». Юный кавалер готовит лимонад для красивой молодой дамы, которая испытывает явное недомогание. За всем происходящим следит «почтенная маменька». Бросается в глаза некоторая двусмысленность в поведении молодой парочки. В их говорящих взглядах и красноречивых жестах мастерски передан несомненный опыт в любовных делах.Основоположником светского жанра в голландской живописи по праву считают Герарда Терборха. Его картины отличают яркая выразительность запечатленных ситуаций. Умение передовать взаимоотношений героев с помощью красноречивых намеков и едва уловимых жестов. Один из шедевров художника – картина «Бокал лимонада». Юный кавалер готовит лимонад для красивой молодой дамы, которая испытывает явное недомогание. За всем происходящим следит «почтенная маменька». Бросается в глаза некоторая двусмысленность в поведении молодой парочки. В их говорящих взглядах и красноречивых жестах мастерски передан несомненный опыт в любовных делах. Герард Терборх. Бокал лимонада г. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Герард Терборх. Концерт.Герард Терборх. Концерт.

В историю мировой живописи голландцы вошли какВ историю мировой живописи голландцы вошли как непревзойденные мастера натюрморта «мертвая природа»). Этому жанру в голландском языке больше соответствует слово «стиллевен» - «неподвижная жизнь», что гораздо точнее передает сущность этого жанра.непревзойденные мастера натюрморта «мертвая природа»). Этому жанру в голландском языке больше соответствует слово «стиллевен» - «неподвижная жизнь», что гораздо точнее передает сущность этого жанра. «Тихая жизнь вещей» всегда привлекала голландских живописцев. Но если раньше изображение предметов реального мира имело чисто символический смысл и сводилось к их простому перечислению, то теперь оно являет зрителю единый ансамбль, обладающий скрытым назидательным смыслом.«Тихая жизнь вещей» всегда привлекала голландских живописцев. Но если раньше изображение предметов реального мира имело чисто символический смысл и сводилось к их простому перечислению, то теперь оно являет зрителю единый ансамбль, обладающий скрытым назидательным смыслом. Калф Виллем. Натюрморт.

Питер Клас Питер Клас сосредоточился на изображении предметов, окружающих человека в реальной, повседневной жизни. Стеклянный бокал, солонка, металлическая тарелка с очищенным лимоном, селедка на блюде, гроздь винограда, перец, орехи и булочка на картине «Завтрак» умело и тонко воспроизведены художником. Все предметы чинно расставлены на столе. Но присмотритесь, их порядок кажется слегка нарушенным. Он выдает недавнее присутствие здесь человека: косо поставлена восточная тарелка с перцем, откатилась небольшая виноградинка, расколот орех, недопито вино...Питер Клас сосредоточился на изображении предметов, окружающих человека в реальной, повседневной жизни. Стеклянный бокал, солонка, металлическая тарелка с очищенным лимоном, селедка на блюде, гроздь винограда, перец, орехи и булочка на картине «Завтрак» умело и тонко воспроизведены художником. Все предметы чинно расставлены на столе. Но присмотритесь, их порядок кажется слегка нарушенным. Он выдает недавнее присутствие здесь человека: косо поставлена восточная тарелка с перцем, откатилась небольшая виноградинка, расколот орех, недопито вино... Питер Клас. Завтрак г. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва.

Виллем Хеда предпочитал писать «Прерванные зантраки», в которых все напоминает о недавнем присутствии человека (смятая скатерть, перепутанные предметы сервировки, еда, к которой едва прикоснулись). За кажущейся случайностью расположения предметов и вещей всегда скрывается тонкий расчет, тщательная продуманность. Главное внимание художник сосредоточивает на их контрастности, особом освещении и передаче воздушного фона.Виллем Хеда предпочитал писать «Прерванные зантраки», в которых все напоминает о недавнем присутствии человека (смятая скатерть, перепутанные предметы сервировки, еда, к которой едва прикоснулись). За кажущейся случайностью расположения предметов и вещей всегда скрывается тонкий расчет, тщательная продуманность. Главное внимание художник сосредоточивает на их контрастности, особом освещении и передаче воздушного фона. Виллем Хеда. Завтрак с омаром.

В картине «Ветчина и серебряная посуда» представлены предметы на столе небедного человека. Для изысканных вещей стол служит своеобразным пьедесталом, подчеркивающим богатство и роскошь сервировки. Невзначай опрокинутый кубок и догоревшая свеча напоминают о бренности земного бытия и быстро текущем времени. Пирамидальная композиция и вертикальный формат картины передают важность и значительность изображенного. Нежный серебристый тон, пронизывающий все пространство картины, рождает у зрителей чувство восхищения.В картине «Ветчина и серебряная посуда» представлены предметы на столе небедного человека. Для изысканных вещей стол служит своеобразным пьедесталом, подчеркивающим богатство и роскошь сервировки. Невзначай опрокинутый кубок и догоревшая свеча напоминают о бренности земного бытия и быстро текущем времени. Пирамидальная композиция и вертикальный формат картины передают важность и значительность изображенного. Нежный серебристый тон, пронизывающий все пространство картины, рождает у зрителей чувство восхищения. Виллем Хеда. Ветчина и серебрянная посуда г. ТМИИ им. А.С.Пушкина, Москва.

Популярнейшим жанром голландской живописи ХVII в. становится пейзаж. Своеобразие этого жанра и его тематика определялись особенностью природы этой северной страны. Художники отказывались от изображения идеальных вселенских пейзажей. Их интересовала обычная природа, увиденная в естественной жизненной ситуации. Пейзажи действительно становятся зеркалом Природы». Якоб Рейсдал. Пейзаж.

Лучшие художники-пейзажисты Ян ван Гойен ( ) и Якоб Рейсдал ( ). Мир природы у Яна ван Гойена - это мир повседневного бытия, это естественная жизнь лугов и полей, водных просторов, очаровательных сельских видов.Лучшие художники-пейзажисты Ян ван Гойен ( ) и Якоб Рейсдал ( ). Мир природы у Яна ван Гойена - это мир повседневного бытия, это естественная жизнь лугов и полей, водных просторов, очаровательных сельских видов. Ян ван Гойен. Вид Дордрехта

Ян ван Гойен. Пейзаж с двумя дубами. Особенно удавалось художнику изображение неярких пасмурных дней, влажного, туманного воздуха окутывающего очертания домов и деревьев. Все в них пронизано ощущением реального пространства, чувством потока будничной жизни.Особенно удавалось художнику изображение неярких пасмурных дней, влажного, туманного воздуха окутывающего очертания домов и деревьев. Все в них пронизано ощущением реального пространства, чувством потока будничной жизни.

Художник Якоб Рейсдал также сумел найти свою тему в пейзажной живописи. Его природа исполнена внутренней жизни, пронизана вечным движением, борьбой стихийных сил, контрастами света и тени. Он изображал мрачное небо с густыми облаками, полуразрушенные замки, церковные колокольни или одинокие мельницы. Его героями становятся быстрые ручьи и стоячая вода болот, поваленные бурей деревья, опадающая осенняя листва и молодая поросль.Художник Якоб Рейсдал также сумел найти свою тему в пейзажной живописи. Его природа исполнена внутренней жизни, пронизана вечным движением, борьбой стихийных сил, контрастами света и тени. Он изображал мрачное небо с густыми облаками, полуразрушенные замки, церковные колокольни или одинокие мельницы. Его героями становятся быстрые ручьи и стоячая вода болот, поваленные бурей деревья, опадающая осенняя листва и молодая поросль. Якоб Рейсдал. Болото гг. Государствённый Эрмитаж, Санкт- Петербург

Якоб Рейсдал. Пейзаж с деревом Каждый его пейзаж проникнут личными переживаниями и размышлениями об устройстве мироздания и о месте в нем человека Каждый его пейзаж проникнут личными переживаниями и размышлениями об устройстве мироздания и о месте в нем человека

Вермер Делфтский – «величайший маг и волшебник живописи» Такой возвышенной оценки Ян Вермер ( ) был удостоен еще при жизни. Позднее, в середине ХIХ в., его по праву стали причислять к основоположникам пленэрной (фр. рiеiп аiг открытый воздух) живописи, воспроизводящей малейшие изменения воздушной среды, обусловленные солнечным светом и состоянием атмосферы.Такой возвышенной оценки Ян Вермер ( ) был удостоен еще при жизни. Позднее, в середине ХIХ в., его по праву стали причислять к основоположникам пленэрной (фр. рiеiп аiг открытый воздух) живописи, воспроизводящей малейшие изменения воздушной среды, обусловленные солнечным светом и состоянием атмосферы. Ян Вермер. Вид Делфта

Ян Вермер. Улочка е гг. Государственный музей в Амстердаме. Действительно, свет в картинах Вермера (их сохранилось около 40) едва заметно скользит по стенам и фасадам домов, поверхностям предметов, он обтекает фигуры, переливаясь сотнями тончайших оттенков. Кисти художника подвластны румяная свежесть девичьего лица и бархатистость кожи, шероховатость старой кирпичной кладки

Интересно и композиционное решение картин Вермера. Он строит их максимально ясно и четко. Его интерьеры не перегружены множеством второстепенных деталей, в них нет ничего лишнего. От предметов, расположенных на первом плане, глаз зрителя неизменно скользит в глубь картины, где разворачивается основное сюжетное действие. Одна-две фигуры помещены в уютном замкнутом интерьере, куда не доносятся шум и суета городских улиц. Люди заняты своим привычным делом.Интересно и композиционное решение картин Вермера. Он строит их максимально ясно и четко. Его интерьеры не перегружены множеством второстепенных деталей, в них нет ничего лишнего. От предметов, расположенных на первом плане, глаз зрителя неизменно скользит в глубь картины, где разворачивается основное сюжетное действие. Одна-две фигуры помещены в уютном замкнутом интерьере, куда не доносятся шум и суета городских улиц. Люди заняты своим привычным делом. Ян Вермер. Дама, стоящая у клавесина Ян Вермер. Дама, стоящая у клавесина

Живописец сосредоточено работает над мольбертом.Живописец сосредоточено работает над мольбертом. Ян Вермер. Искусство живописи.Ян Вермер. Искусство живописи.

Служанки хлопочут по хозяйству.Служанки хлопочут по хозяйству. Ян Вермер. Служанка с кувшином молока Государственный музей в Амстердаме.Ян Вермер. Служанка с кувшином молока Государственный музей в Амстердаме.

Учтивые кавалеры беседуют с девушками.Учтивые кавалеры беседуют с девушками. Ян Вермер. Офицер и смеющаяся девушка Ян Вермер. Офицер и смеющаяся девушка

Молодые красивые девушки читают любовные послания Молодые красивые девушки читают любовные послания Ян Вермер. Девушка с письмом е годы. Дрезденская галерея.Ян Вермер. Девушка с письмом е годы. Дрезденская галерея.

Многие из его жанровых сцен суть обобщенные жанровые портреты. Их лиризм настолько убедителен, что они кажутся олицетворениями женственности как таковой, воплощениями души, как бы тоскующей на темном, ночном фоне в «Девушке с жемчужиной»Многие из его жанровых сцен суть обобщенные жанровые портреты. Их лиризм настолько убедителен, что они кажутся олицетворениями женственности как таковой, воплощениями души, как бы тоскующей на темном, ночном фоне в «Девушке с жемчужиной» Ян Вермер. Девушка с жемчужиной. Около Маурицхейс. Гаага.Ян Вермер. Девушка с жемчужиной. Около Маурицхейс. Гаага.

Удивительной задушевностью проникнута «Кружевница» Вермера. Молодая девушка сидит за слегка наклоненным к ней столиком, на котором разложены необходимые предметы рукоделия. Она поглощена своим любимым занятием. В левой руке девушка держит коклюшки с красными нитями, правой ловко натягивает их и с помощью булавок прикалывает кружево к подушечке согласно нанесенному рисунку. Солнечный свет как будто ласкает холст, ярко отражаясь на платье и воротничке девушки. На небольшом формате картины (24 х 21 см) художник сумел передать скромное обаяние героини.Удивительной задушевностью проникнута «Кружевница» Вермера. Молодая девушка сидит за слегка наклоненным к ней столиком, на котором разложены необходимые предметы рукоделия. Она поглощена своим любимым занятием. В левой руке девушка держит коклюшки с красными нитями, правой ловко натягивает их и с помощью булавок прикалывает кружево к подушечке согласно нанесенному рисунку. Солнечный свет как будто ласкает холст, ярко отражаясь на платье и воротничке девушки. На небольшом формате картины (24 х 21 см) художник сумел передать скромное обаяние героини. Ян Вермер. Кружевница. Около Лувр. Париж.

Темы сообщений: 1.«Зеркало природы» (пейзажная живопись голландских художников). 2.«Тихая жизнь вещей» (искусство натюрморта) 3. Портретное творчество Франса Халса. 4. Вермер Делфтский – величайший маг и волшебник живописи.

Творчество Рембрандта – вершина реализма «Правда – самое прекрасное и редкое качество» (Э.Делакруа) – стала сутью творчества величайшего голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна ( ). Он оставил потомкам огромное художественное наследие: около восьмисот картин и портретов. Трехсот офортов и двух тысяч рисунков. Каждое из его произведений – свидетельство высочайшего мастерства и художественной правды. Трагичен был жизненный и творческий путь этого замечательного художника: от блистательной карьеры, всеобщего признания, богатства, счастливой семейной жизни к полному забвению, одиночеству и нищете. «Правда – самое прекрасное и редкое качество» (Э.Делакруа) – стала сутью творчества величайшего голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна ( ). Он оставил потомкам огромное художественное наследие: около восьмисот картин и портретов. Трехсот офортов и двух тысяч рисунков. Каждое из его произведений – свидетельство высочайшего мастерства и художественной правды. Трагичен был жизненный и творческий путь этого замечательного художника: от блистательной карьеры, всеобщего признания, богатства, счастливой семейной жизни к полному забвению, одиночеству и нищете. Своеобразие художественной манеры Рембрандта во многом определило искусство светотени, в котором, пожалуй, ему не было равных. Рембрандт всегда выделял с помощью света главные смысловые акценты в картине. Свет пульсирует на лицах, руках, одеждах его героев, приводит в движение все действие, растворяется во мгле и вновь неожиданно ярко сияет и вспыхивает. Контрасты света и тени усиливают динамику происходящего, осязаемо подчеркивают цвет, форму, объемы и фактуру предметов. Своеобразие художественной манеры Рембрандта во многом определило искусство светотени, в котором, пожалуй, ему не было равных. Рембрандт всегда выделял с помощью света главные смысловые акценты в картине. Свет пульсирует на лицах, руках, одеждах его героев, приводит в движение все действие, растворяется во мгле и вновь неожиданно ярко сияет и вспыхивает. Контрасты света и тени усиливают динамику происходящего, осязаемо подчеркивают цвет, форму, объемы и фактуру предметов.

В историю мировой живописи Рембрандт вошел как блестящий мастер автопортрета. Из года в год, иногда изо дня в день он изображал себя то веселым или грустным, то рассерженным или равнодушным. В ста (!) созданных им автопортретах история его жизни, биография души, исповедь художника. В ранних произведениях он внимательно, глазами постороннего, рассматривает себя в зеркале, подмечая малейшие внешние перемены, останавливая мгновения собственной жизни. Поначалу он много экспериментирует, меняя выражения лица, позы, движения, используя различный формат, эффектные композиции, контрасты светотени. Мы видим то простодушного паренька с мельницы, то светского кавалера и озорного гуляку, властелина в восточном сказочном наряде. Рембрандт ван Рейн. Автопортрет в юности г. Галерея Уффици, Флоренция.

Рембрандт ван Рейн. Автопортрет в возрасте 34 лет.Рембрандт ван Рейн. Автопортрет в возрасте 34 лет.

Рембрандт ван Рейн. Автопортрет

В знаменитом «Автопортрете с Саскией на коленях» он весело поднимает бокал за здравие всех смотрящих на него зрителей. Он богат, счастлив и независим. Рембрандт ван Рейн. Автопортрет с Саскией на коленях гг. Картинная галерея, Дрезден. Рембрандт ван Рейн. Автопортрет с Саскией на коленях гг. Картинная галерея, Дрезден.

С годами утихает безудержное веселые молодости. Теперь мы все чаще видим его за работой: с палитрой или за гравировальным столиком. На нем нет дорогих украшений и богатых парчовых одежд, он одет в рабочий халат, на голове платок или повязка. Его мысли и чувства выстраданы и глубоко пережиты, проницательные глаза обращены к зрителям, они смотрят нам в душу.. - Теперь он не рассматривает, а изучает себя. Интроспекция (самонаблюдение) становится главной в его творчестве. На последнем автопортрете - беззубое старческое лицо. Обращаясь к нам, он словно говорит: «Посмотрите, вот что сделала со мной жизнь...» С годами утихает безудержное веселые молодости. Теперь мы все чаще видим его за работой: с палитрой или за гравировальным столиком. На нем нет дорогих украшений и богатых парчовых одежд, он одет в рабочий халат, на голове платок или повязка. Его мысли и чувства выстраданы и глубоко пережиты, проницательные глаза обращены к зрителям, они смотрят нам в душу.. - Теперь он не рассматривает, а изучает себя. Интроспекция (самонаблюдение) становится главной в его творчестве. На последнем автопортрете - беззубое старческое лицо. Обращаясь к нам, он словно говорит: «Посмотрите, вот что сделала со мной жизнь...» Рембрандт ван Рейн. Автопортрет

Рембрандт. Возвращение блудного сына. Около Эрмитаж.

Даная в мягком сиянии света прекрасна прежде всего искренностью своих чувств, Жест правой руки, который удивительно точно и проникновенно передает ее чувства: призыв, ожидание и волнение. Даная в мягком сиянии света прекрасна прежде всего искренностью своих чувств, Жест правой руки, который удивительно точно и проникновенно передает ее чувства: призыв, ожидание и волнение. Колорит картины, выдержанный в золотистых тонах, и игра светотеней усиливает это впечатление. В конце 1985 картина (особенно ее центральная часть) была повреждена психически больным человеком, который выплеснул на нее концентрированный раствор серной кислоты и пробил холст двумя ножевыми ударами (12 и 2,5 см на фигуре Данаи). Благодаря реставрации, проведенной лучшими мастерами Эрмитажа, удалось сохранить более 60 процентов живописи великого мастера. Рембрандт ван Рейн. Даная годы. Эрмитаж, Петербург.

Рембрандт ван Рейн. Портрет Саскии в образе Флоры.Рембрандт ван Рейн. Портрет Саскии в образе Флоры.

Рембрандт мастерски передает едва уловимые, тонкие и сложные психологические состояния человеческой души. Его герои незримо движутся, мыслят и чувствуют прямо у нас на глазах, но в то же время остаются наедине с собой. Их размышления о вечном, о смысле жизни и неотвратимости смерти.Рембрандт мастерски передает едва уловимые, тонкие и сложные психологические состояния человеческой души. Его герои незримо движутся, мыслят и чувствуют прямо у нас на глазах, но в то же время остаются наедине с собой. Их размышления о вечном, о смысле жизни и неотвратимости смерти. Рембрандт ван Рейн. Портрет старика. Рембрандт ван Рейн. Портрет старика.

В более поздние годы Рембрандт все чаще пишет старческие лица. В их печальных и необыкновенно выразительных взглядах он читает длинную, полную лишений и тревог уже прожитую жизнь.В более поздние годы Рембрандт все чаще пишет старческие лица. В их печальных и необыкновенно выразительных взглядах он читает длинную, полную лишений и тревог уже прожитую жизнь. Рембрандт ван Рейн. Портрет старика в красном.Рембрандт ван Рейн. Портрет старика в красном.

Мудрость опыта, спокойное отношение к приближающейся смерти особенно интересуют художника. Старость - это не крушение жизни, а ее достойное и логичное завершение. Мудрость опыта, спокойное отношение к приближающейся смерти особенно интересуют художника. Старость - это не крушение жизни, а ее достойное и логичное завершение. Рембрандт ван Рейн. Портрет старика в красном. (Фрагмент) Рембрандт ван Рейн. Портрет старика в красном. (Фрагмент)

В «Портрете старушки» запечатлена старая женщина наедине со своими чувствами и мыслями. Мы ничего не знаем о ней, нет в картине никаких внешних деталей, рассказывающих о ее прошлой жизни. Скупо изображен ее скромный наряд ничто не должно отвлекать зрителей от изображения ее лица под красным бархатным капюшоном. Именно лицо становится духовным средоточием картины. Боковой свет не смягчает глубоких морщин, напротив, подчеркивает дряблость старческих щек. Она погружена в молчаливое раздумье, внутрь себя, поза спокойна и свободна. Нет ничего, что бы могло нарушить ее задумчивость, мерное течение жизни, длящееся бесконечно долго...В «Портрете старушки» запечатлена старая женщина наедине со своими чувствами и мыслями. Мы ничего не знаем о ней, нет в картине никаких внешних деталей, рассказывающих о ее прошлой жизни. Скупо изображен ее скромный наряд ничто не должно отвлекать зрителей от изображения ее лица под красным бархатным капюшоном. Именно лицо становится духовным средоточием картины. Боковой свет не смягчает глубоких морщин, напротив, подчеркивает дряблость старческих щек. Она погружена в молчаливое раздумье, внутрь себя, поза спокойна и свободна. Нет ничего, что бы могло нарушить ее задумчивость, мерное течение жизни, длящееся бесконечно долго... Рембрандт ван Рейн. Портрет старушки г. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Москва.

«Портрет Яна Сикса считается одним из лучших творений художника. Друг Рембрандта, поэт, меценат и крупный промышленник. В лице Сикса – сострадание и искренняя печаль. Он словно на минуту возникает из сумрака комнаты. Черная широкополая шляпа и темный зеленоватый фон оттеняют выразительность умного лица. Свет пульсирует на его лице, руках, одежде, он трепещет в воздухе, приводя в движение все, что находится вокруг.«Портрет Яна Сикса считается одним из лучших творений художника. Друг Рембрандта, поэт, меценат и крупный промышленник. В лице Сикса – сострадание и искренняя печаль. Он словно на минуту возникает из сумрака комнаты. Черная широкополая шляпа и темный зеленоватый фон оттеняют выразительность умного лица. Свет пульсирует на его лице, руках, одежде, он трепещет в воздухе, приводя в движение все, что находится вокруг. «Верность тона, правдивость жеста, безупречная строгость формы здесь таковы, что лучшего желать не приходится… Какой художник был бы в состоянии создать подобный портрет? – восхищенно восклицал Э.Формантен. «Верность тона, правдивость жеста, безупречная строгость формы здесь таковы, что лучшего желать не приходится… Какой художник был бы в состоянии создать подобный портрет? – восхищенно восклицал Э.Формантен. Рембрандт ван Рейн. Портрет Яна Сикса г. Собрание Сикса, Амстердам.

Рембрандт. Ночной дозор Государственный музей, Амстердам. Вокруг Рембрандта складывается большой круг учеников «школа Рембрандта». Вершиной периода стал «Ночной дозор». Получив заказ на торжественный групповой портрет стрелковой гильдии, Рембрандт предложил блестящее, но нетрадиционное решение: сцена пронизана не батальным, а скорее театральным настроением, героический идеал и повседневная жизнь причудливо смешаны. Заказчики недооценили этот шедевр и подвергли его резкой критике.

Какое-то высшее спокойствие проникло в душу художника, когда он рисовал «Синдикат суконщиков» в картине все дышит порядком, мерой, спокойствием и мудростью. Преобладание черного и коричневого и большая яркость красного ковра не создает монотонности, а, наоборот, придает этому произведению неотразимое обаяние. Эта картина исполнена мастером, перед которым должны преклоняться и признать себя побежденными другие художники. Какое-то высшее спокойствие проникло в душу художника, когда он рисовал «Синдикат суконщиков» в картине все дышит порядком, мерой, спокойствием и мудростью. Преобладание черного и коричневого и большая яркость красного ковра не создает монотонности, а, наоборот, придает этому произведению неотразимое обаяние. Эта картина исполнена мастером, перед которым должны преклоняться и признать себя побежденными другие художники. Рембрандт. Синдикат суконщиков г. Амстердам. Рейксмузей.

Темы сообщений: 1.«Жизнь, Судьба и Творчество Рембрандта» 2.«Эволюция автопортретов в творчестве Рембрандта» 3.«Шедевры портретной живописи Рембрандта»