Из опыта работы «У меня это хорошо получается» Автор : учитель обществознания и английского языка МОУ « Кадомская СОШ » Андреев Николай Николаевич
Технология проблемного обучения При проблемном обучении преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учеником задачу (проблему), заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти способ её разрешения.
Приёмы проблемного обучения Апории Парадоксы Антиномии
Апория (от греч. aporia затруднение недоумение) Трудноразрешимая проблема, связанная с противоречием между данными опыта и их мысленным анализом.
Тема урока: «Познавательная и коммуникативная деятельность». Познаваем ли мир?
Апория «Мозг в колбе» Мозг в колбе в философии это разновидность мысленных экспериментов, иллюстрирующих зависимость человека в понимании действительности от его субъективных ощущений.
Чтение диалога. Решение проблемы. 1. Помощь учителя в работе с диалогом путем задавания наводящих вопросов 2. Конкретные предположения самих учеников, дискуссия 3. Решение проблемы: познаваем ли мир? Правы ли скептики?
ПРОВЕРКА. ПРОВЕРКА...» Колин непроизвольно схватился за уши, вилка выпала из его руки. «КОЛИН СПИГОТ, ты слышишь меня? Сожалею. Слишком громко. Так лучше? Колин, у нас есть для тебя важная новость». Колин вскочил на ноги, его ужин полетел на пол. В панике он оглядел комнату: «Кто здесь? Кто говорит?» «Меня нет в комнате, которую ты видишь, Колин. Я нахожусь в другом месте, далеко от тебя». «Где? Кто вы?» «У меня есть для тебя новость, Колин, новость, которая может тебя поразить. Пожалуйста, сядь». «Что происходит?» «Я скажу тебе. Я не житель Земли. Я прилетел с другой планеты. И я благодарю тебя за участие в нашем эксперименте». «Эксперимент? Не понимаю, какой эксперимент?» «Боюсь, мы слегка обманывали тебя, Колин. Вещи не таковы, какими тебе представляются». Голос, звучащий в голове Колина, продолжал объяснять, что с ним произошло или, вернее, что с ним сделали. «Сожалею, но мир, который ты видишь вокруг себя, не является реальным. Это виртуальный мир. Мы прилетели к вам шесть земных месяцев назад. Помнишь ту ночь, когда тебя мучили кошмары?» «Кажется, помню». «Мы вошли в твой дом, когда ты спал. Мы одурманили тебя и перенесли твое бесчувственное тело в свое летающее блюдце. Сейчас ты находишься не на Земле, а на другой планете на Плутоне». Колин постепенно стал приходить в себя. «На Плутоне? Но этого не может быть! Я же вижу, что я на Земле. Вот передо мной мой телевизор». «Ну конечно. Это выглядит как телевизор. Но как я уже сказал, вещи не таковы, какими они тебе кажутся. Когда твое тело доставили в нашу научную лабораторию на Плутоне, тебе сделали небольшую операцию. Мы удалили у тебя мозг». Из книги Стивена Лоу «Смешно – о серьёзном»
Отечественная поэзия как источник информации для актуализации знаний и создания учебно-проблемной ситуации.
«Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать. Константин Георгиевич Паустовский
Фары дальнего света (А. Вознесенский) 1. Покажите на примере стихотворения, что нравственность начинается с малых дел 2. Опираясь на стихотворение, приведите примеры «ненастоящей» нравственности 3. Как взаимосвязаны внешний добрый поступок и внутреннее желание совершать добрые дела Если жизнь облыжная вас не дарит дланями - Помогите ближнему, помогите дальнему! Помогите встречному, все равно, чем именно. Подвезите женщину – не скажите имени. Не ищите в Библии утешенья книжного, Отомстите гибели – помогите ближнему. В жизни чувства сближены, словно сучья яблони. Покачаешь ближние – отзовутся дальние. Пусть навстречу женщине, что вам боль доставила, Улыбнутся ближние, улыбнутся дальние. У души обиженной есть отрада тайная – Как чему-то ближнему, улыбнуться дальнему…
Спасибо за внимание!