Компетентностный подход. Кто заказчики компетентностного подхода? Субъекты мировой тенденции интеграции образования и экономики: работодатели; обучающиеся;

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование УУД Педагогические технологии. НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ НОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Advertisements

Формирование УУД Педагогические технологии К.п.н., доц., Мошнина Р.Ш
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
К РИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ.
Учитель, образ его мыслей – вот что самое главное во всяком обучении и воспитании. А. Дистервег.
Некомпетентностное обучениеКомпетентностное обучение Наука рассматривается как свод фактов, понятий, законов и теорий Наука рассматривается как общечеловеческий.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент
Психологические особенности подросткового возраста.
«Планируемые результаты освоения ООП НОО» Копотева Г.Л.
5 ключевых позиций методического сопровождения Реализация требований ФГОС:
Педагогический совет Особенности работы учителя в условиях внедрения ФГОС Подготовила заместитель директора по УВР Шабанова Г.Н. директора по УВР Шабанова.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ Достаточно проводить хотя бы каждый десятый или каждый двадцатый урок в логике компетентностного подхода, чтобы учебная.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
Системно- деятельностный и компетентностный подходы в образовании.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
МОБУ «Янинская СОШ» Педагогический совет Тема: Из опыта работы педагогов по проектной деятельности 15 апреля года.
ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ СТАНДАРТА Руководитель МО учителей начальных классов Никитина Т. Н.
Транксрипт:

Компетентностный подход

Кто заказчики компетентностного подхода? Субъекты мировой тенденции интеграции образования и экономики: работодатели; обучающиеся; преподавательский корпус

Выпускники образовательных учреждений, принимаемые работодателями на работу, должны быть к ней (работе) готовы… Выпускники, как правило, готовы к овладению профессиональными функциями, не не к их реализации… На это выделялось достаточно много времени – от одного до трех лет. Молодому специалисту «прощалось многое»..

Наиболее сложный заказчик – сам обучающийся… Не каждый сможет сходу ответить на вопрос «Зачем учиться?» Модно… Престижно… Возможность быстрее определиться на рынке труда… Диплом… Портфолио – собрание свидетельств и достижений

Требования из доклада рабочей группы по реформированию образования «Об образовательной политике России на современном этапе» «… развивающемуся обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбы страны, за ее социально-экономическое процветание».

Компетентностный подход в нашей стране связывают с Болонским процессом

Исторический экскурс «Болонский процесс и компетентностный подход» 1999 г. –подписана Болонская конвенция по высшему образованию в итальянском городе Болонья. Согласно этому документу, в Европе за 10 лет должна быть построена единая структура высшего образования, заключена декларация «Зона Европейского высшего образования»

Причины необходимости создания общеевропейской интеграции Наметившееся отставание (не только в сфере высшего образования) Европы от США, Японии, Южной Кореи, ряда стран Ближнего Востока. Снижение темпов внедрения новых технологий в различных сферах деятельности.

Исторический экскурс «Болонский процесс и компетентностный подход» 1996 г. – Советом Европы вводится понятие «ключевые компетенции» как желаемый результат образования Четыре столпа образования: (Доклад Жака Делора, президента Международной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования в XXI веке) научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить

Например, «научиться делать, чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле - компетентность, которая дает возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе» Ж. Делор Образование: сокрытое сокровище

Исторический экскурс «Болонский процесс и компетентностный подход» 2003 г.– в Берлине состоялось совещание министров образования стран Европы, на котором к Болонской конвенции присоединилась Россия

Болонское соглашение направлено на создание к 2010 году в Европе единого образовательного пространства, предполагающего разработку и принятие общеевропейских квалификационных стандартов, в основе которых положен компетентностный подход

«Федеральная целевая программа развития образования на г.г г.» « Стратегия модернизации содержания общего образования» Предписывают внедрение компетентностного подхода, а в частности его отечественную модель

«Федеральная целевая программа развития образования на г.» годы» обновление содержания и технологий образования; внедрение новых государственных стандартов общего образования на основе компетентностного подхода

Отечественная школа обеспечивает выпускника хорошим набором знаний и предметных умений ХОРОШО УСПЕВАЮЩИЙ УЧЕНИК (УЧЕНИЦА) ОКОНЧИВ ШКОЛУ, ОКАЗЫВАЕТСЯ В ЖИЗНИ НЕУСПЕШНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ ЗОЛОТОЙ ИЛИ СЕРЕБРЯНЫЙ МЕДАЛИСТ, ОТЛИЧНО ЗНАЮЩИЙ ПРЕДМЕТЫ В РАМКАХ ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММ, НЕ ВЫДЕРЖИВАЕТ ЭКЗАМЕН В ИЗБРАННЫЙ ВУЗ МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – ВЫПУСКНИК ИНСТИТУТА – СЛИШКОМ ДОЛГО АДАПТИРУЕТСЯ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ, ХОТЯ ОБЪЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ ИМ В ИНСТИТУТЕ, ВПОЛНЕ ДОСТАТОЧЕН В КРИТИЧЕСКИЙ МОМЕНТ ВЫЯСНЯЕТСЯ, ЧТО ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ НЕ ПОДХОДЯТ К ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, КОТОРУЮ НУЖНО СРОЧНО РАЗРЕШИТЬ ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ В ШКОЛЕ ОКАЗЫВАЮТСЯ ВООБЩЕ НЕ ВОСТРЕБОВАННЫМИ В ЖИЗНИ ОДНАКО:

ВЫПУСКНИК НЕКОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА - НЕКОМПЕТЕНТНЫЙ ЧЕЛОВЕК Ученику хватает знаний и умений, но не хватает опыта их применения в различных ситуациях… Ученик не готов к тому, чему его не учили – действовать в ситуациях неопределенности, постоянно повторяющихся в жизни…

Что дает компетентностный подход учителю и ученику? согласовывать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся; подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам; подготовить учащихся к сознательному и ответственному обучению в вузе, колледже (высокая степень свободы студента «опьяняет» его и приводит к «завалу» первой сессии…

Что дает компетентностный подход учителю и ученику? облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении; разгрузить учащихся не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования;

Что дает компетентностный подход учителю и ученику? обеспечить единство учебного и воспитательного процессов различными средствами урочной и внеурочной деятельности

НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ НОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НОВЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Традиционное содержание образования Новое содержание образования Объекты и явления окружающего мира и представления о том, какие они есть на самом деле Действия, операции В учебных программах перечисляются факты, понятия, закономерности, теории, которые подлежат запоминанию, пониманию, закреплению В учебных программах деятельностное содержание отражается в акценте на способах деятельности, на опыте деятельности, который должен быть накоплен и осмыслен учащимися, на учебных достижениях, которые учащиеся должны продемонстрировать

Что должен уметь педагог? видеть и понимать действительные и жизненные интересы своих учеников; проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам; связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, характерными для их возраста;

Что должен уметь педагог? планировать урок с использованием всего разнообразия и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно- исследовательских методов; ставить цели и оценивать степень их достижения вместе с учащимися; часть своих функций передать учащимся.

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЕКТНЫЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОМЛЕКСНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОМЛЕКСНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В ЧЕМ ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ? РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ, ИНТЕГРИРОВАННОЙ В МИРОВУЮ И НАЦИОНАЛЬНУЮ КУЛЬТУРУ, ОБЛАДАЮЩЕЙ КЛЮЧЕВЫМИ КОМПЕТЕНТНОСТЯМИ, СПОСОБНОЙ К ОТВЕТСТВЕННОМУ ПОВЕДЕНИЮ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Что значит самореализация? Самореализация – это состояние совпадения двух условий: признание обществом значимости деятельности, выполняемой личностью; получение личностью удовлетворения от результатов своей деятельности.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОРИЕНТАЦИЯ НА САМООБРАЗОВАНИЕ УСПЕШНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ГИБКОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА РАЗНОУРОВНЕВОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПРИНЦИПЫ

Подход Основной результат обучения Примеры типичных форм контроля результатов обучения Пример контролирующего задания Знаниевый Владение знаниями Экзамены по билетам. Тест Дать развернутый ответ на вопрос: «Жесткость Воды и пути ее устранения»

Подход Основной результат обучения Примеры типичных форм контроля результатов обучения Пример контролирующего задания ЗУНовский Владение умениями Изложение Сочинение Типовая расчетная задача Продемонстри- ровать опыт, иллюстрирующий взаимодействие жесткой воды с моющими средствами

Подход Основной результат обучения Примеры типичных форм контроля результатов обучения Пример контролирующего задания Компетент- ностный Готовность использовать знания и умения в незнакомой жизненной ситуации Ранее не встреч- чавшаяся задача. Выполне- ние и защита проекта Демонстрация на практике нескольких альтернативных способов стирки белья в условиях местности

ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА УЧЕНИК УЧИТЕЛЬ ПОЛУЧАЕТ ГОТОВУЮ ИНФОРМАЦИЮ ТРАНСЛИРУЕТ ИНФОРМАЦИЮ СТАВИТ УЧЕБНУЮ ЦЕЛЬ, ПЛАНИРУЕТ СПОСОБЫ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕТ КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЮ СПОСОБА; ПОИСК, ВЫБОР, АНАЛИЗ, СИСТЕМАТИЗАЦИЮ ИНФОРМАЦИИ И Т.Д. СКРЫТО РУКОВОДИТ И ОРГАНИЗУЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА НА ОСНОВЕ СОЗДАННОЙ МОДЕЛИ УРОКА НОВОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РАЗВИТИЕ «КОМПЕТЕНТНОСТИ К ОБНОВЛЕНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ» НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ В ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Компетенция это соответствие унифицированному набору требований или полномочий, задаваемому извне параметрами соответствующей социальной роли Под компетенцией понимают наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика

33 Выпускник начальной школы Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Владеющий основами умения учиться Любящий родной край и свою страну Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Компетентность свойство личности, определяющееся ее внутренними особенностями протекания психологических процессов, неповторимым опытом взаимодействия с окружающей действительностью и уникальной палитрой оттенков восприятия и переживания фактов этого взаимодействия.

Компетентность владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности Компетентность уже состоявшееся личностное качество (характеристика) человека.

ВИДЫ КОМПЕТЕНЦИЙ: КЛЮЧЕВЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

ВИДЫ КОМПЕТЕНЦИЙ: КЛЮЧЕВЫЕ – универсальные, применимые в различных жизненных ситуациях, относятся к общему образованию в целом, готовность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем. СПЕЦИАЛЬНЫЕ – предметные, формируются в рамках конкретных учебных предметов. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ – не столь универсальны, как ключевые. Их проявление ограничивается той или иной профессиональной деятельностью.

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Образовательная компетенция как результат начального общего образования - это соответствие требованиям к освоению элементарных представлений о структуре и содержании учебной деятельности, предметных и универсальных учебных действий, устойчивого позитивного опыта самостоятельной познавательной деятельности и системы мотивов и ценностей образования в начальной школе. Образовательная компетенция

мотивы (познавательные и учебные мотивы) целеполагание (учебная цель, учебная задача) планирование учебные действия контроль коррекция оценка Сформированность компонентов учебной деятельности является одной из составляющих успешности обучения! Структура учебной деятельности

- это соответствие требованиям к освоению представлений о способах коммуникации, предметных и универсальных коммуникативных действий, устойчивого позитивного опыта их применения и системы мотивов, отношений и ценностей коммуникативной деятельности младших школьников Коммуникативная компетенция

- это соответствие требованиям к освоению представлений о свойствах и видах информации, универсальных действий по поиску, отбору, фиксации, интерпретации и оценки информации, устойчивого позитивного опыта их применения и системы мотивов, отношений и ценностей информационной деятельности младших школьников. Информационная компетенция

- это соответствие требованиям к освоению представлений на уровне НОО о разнообразии социальных ролей, универсальных действий на основе социальных норм и правил, устойчивого позитивного опыта общественно-значимой деятельности в соответствии с системой общечеловеческих ценностей Социальная компетенция

- это соответствие требованиям к освоению представлений о существовании альтернативных точек зрения на факты и явления окружающей действительности, действий анализа, сравнения и критической оценки различных мнений, устойчивого позитивного опыта аргументации собственной позиции, к осознанию ценности многообразия взглядов и подходов в решении жизненных проблем Толерантность

СТРУКТУРА КОМПЕТЕНЦИИ ЗНАНИЯ ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ К ЗНАНИЯМ ГОТОВНОСТЬ К ПРИМЕНЕНИЮ ЗНАНИЙ ПОЗИТИВНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ

СВЯЗЬ КОМПЕТЕНЦИЙ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ЗНАНИЯ ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПОЗИТИВНЫЙ ОПЫТ ПРЕДМЕТНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ