Презентация опыта учителя начальных классов МБОУ СОШ 2 Калачёвой Ларисы Евгеньевны ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК СРЕДСТВО ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Личностные универсальные учебные действия ВЫПОЛНИЛА СЛУШАТЕЛЬНИЦА КУРСОВ 2011 ГОДА В ГОРОДЕ ВОЛЖСКОМ КАЛАЧЕВА ЛАРИСА ЕВГЕНЬЕВНА.
Advertisements

Аспекты работы классного руководителя Занятие 3: Диагностические методы изучения личности учащегося Руководитель: заместитель директора по воспитательной.
ГБОУ СПО «Черепановское педагогическое училище» Косарева Анна Александровна Диагностика личностных качеств детей младшего школьного возраста 2010 год.
Способы работы с детьми по результатам мониторинговых исследований для повышения качества образования Кузнецова М.И.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Метод пиктограммы
Трудный диалог с учёбой или как помочь своему ребёнку учиться.
Личностно ориентированное обучение Цель: -Создание условий для обеспечения учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей.
Готов ли Ваш ребенок к поступлению в школу?. Что же это значит и как определить, готов ли ваш малыш учиться?. Для чего вообще знать это? Может, стоит.
Программа индивидуального развития ребенка «Формирование и сохранение мотивационной сферы ребенка» Работу выполнила слушатель курсов повышения квалификации.
Тема: «Развиваем познавательную активность и способности учащихся начальных классов» Ляшко Н.Н. Учитель начальных классов ГУ «Средняя школа 6» г. Лисаковск.
контроль наблюдениепроверка выявление измерение Учет: накопление информации Оценка: процесс анализа, сравнения, выявления смысла, информации, словесный.
Развитие памяти у младших школьников Работу выполнила: Учитель начальных классов МАОУ «СОШ10»г. Перми Чикилева Ирина Алексеевна.
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
1 2 Ориентация в окружающем мире Развитие психических функций Сформированность мотивации к обучению.
1 Организация педагогической диагностики в первом классе Автор презентации: Полещук Н.Н., учитель начальных классов МБОУ СОШ 33 г. Томска.
Выступает: Степанова Людмила Владимировна, учитель начальных классов школы 9.
Физиологическая готовность Личностная готовность Эмоционально-волевая готовность Интеллектуальная готовность Психологическая готовность:
«Формирование метапредметных результатов на уроках обучения грамоте по системе Л.В.Занкова». Муниципальное образовательное казённое учреждение «Тюкалинский.
Директор школы Дурникина М. В. Современный урок с позиции формирования универсальных учебных действий МОУ СОШ с. Сухая Елань.
Транксрипт:

Презентация опыта учителя начальных классов МБОУ СОШ 2 Калачёвой Ларисы Евгеньевны ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК СРЕДСТВО ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Увидеть мир в песчинке и рай в диком цветке, держать бесконечность в ладонях и вместить вечность в один час. Уильям Блейк Сегодня заявлен запрос не просто на человека, а на ЛИЧНОСТЬ, которая должна обладать целым набором качеств: - самостоятельность в принятии решении и выборе; - умение отвечать за свои решения; - способность нести ответственность за себя, своих близких; - готовность к действиям в нестандартных ситуациях; - обладание приемами учения и готовность к постоянной переподготовке; - обладание набором компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний. Понятно, что задача вырастить за годы школьной учебы личность с такими качествами крайне сложна, но не будем забывать, что другого пути, если мы хотим жить в развитом правовом обществе, у нас нет.

Знание закономерностей высшей нервной деятельности детей дает учителю возможность увидеть, объяснить, как в процессе активного взаимодействия учеников с реальной действительностью, и прежде всего в процессе их практической учебной деятельности, возникают ощущения, осуществляется восприятие, формируются образы, складываются представления, вырабатываются суждения, умозаключения, понятия, образуются умения и навыки, идет становление личности. Знание особенностей и познавательных возможностей школьников дает учителю твердое основание для осуществления квалифицированного индивидуального подхода, помогает ему лучше включать учеников во фронтальную работу класса, разумно руководить учебной работой. Учитель, накапливая факты об особенностях учебного процесса детей своего класса, отбирает наиболее эффективные методические способы и средства, начинает видеть тонкости психической и познавательной деятельности своих учеников.

Применительно к учебной деятельности можно выделить ТРИ ВИДА ЛИЧНОСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЛИ ЧНОСТНОЕ, профессиональное, жизненное САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИ ЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Ф У Н К Ц И ИФ У Н К Ц И И ИНФОРМАЦИОННАЯ ( выявление относительного уровня развития ребёнка, уровня состояния педагогического взаимодействия ) ПРОГНОЗИРУЮЩАЯ ( выявление потенциальных возможностей развития учащихся, прогноз организации взаимодействия с учеником ) ОЦЕНОЧНАЯ ( результативность педагогического взаимодействия, определение эффективности использования различных воспитательных и обучающих средств ) РАЗВИВАЮЩАЯ ( использование диагностических методов для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития, создание условий для самореализации и саморазвития личности на основе диагностики ).

З А Д А Ч И 1. Определить уровни развития ребёнка 2. Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону 3. Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон) 4. Проанализировать полученные факты 5. Установить причины изменений 6. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики

Информативные методы диагностики: Беседа с учеником (собеседование, интервьюирование) Наблюдение Анкетирование Тестирование Социометрия Графический и рисуночный тест

ВИДЫ ЭТАПОВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ( метод беседы, наблюдений, опросник ) КОГНЕТИВНЫЙ ( метод наблюдений, экспериментальной диагностики, графические и рисуночные тесты ) ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ( анкетирование, экспериментальные методики ) ПРОЕКТНЫЙ ( проективные тесты )

М Е Т О Д И К А «Мотивы учебной деятельности» Цель: выявить преобладающие мотивы учения отдельного ученика или класса в целом. Материал: анкета, которую, по усмотрению исследователя можно дополнить. Ход исследования: учащимся дается инструкция: «Внимательно прочитайте анкету и подчеркните те пункты, которые соответствуют вашим стремлениям и желаниям». А Н К Е Т А 1. Учусь потому, что на уроке интересно. 2. Учусь потому, что заставляют родители. 3. Учусь потому, что хочу больше знать. 4. Учусь, чтобы потом хорошо работать. 5. Учусь, чтобы доставить радость родителям. Обработка результатов: результаты анкетирования занести в соответствующую таблицу. Сделать выводы о преобладающих мотивах учения отдельного школьника. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ МЕТОДИКИ

МЕТОД И К А «Переключение внимания» 1 серия 2 серия серии 3 серия Время Фамилия, имя ученика вредддд кол-во мя ошиб. вредддд кол-во мя ошиб. вредддд кол-во мя ошиб. вредддд кол-во мя ошиб. переключения внимания Цель: изучить особенности переключения внимания при помощи черно- красной таблицы. Материалы: черно-красная таблица.Черный ряд цифр от 1 до 18 и красный - от 1 до 18 распределены в случайной комбинации, исключающей возможности случайного запоминания. Ход эксперимента: сначала (1 серия) испытуемому предлагается показать на таблице черные числа от 1 до 18 в возрастающем порядке. Далее (2 серия) испытуемый должен показать красные числа в убывающем порядке (от 18 до 1). В 3 серии испытуемому предлагают показать попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные – в убывающем. Во всех сериях фиксируются вреддддмя выполнения и количество ошибок. Обработка результатов: заполняется протокол Время переключения определяется разницей между вреддддменным показателем, затраченным в 3 серии, и суммой показателей вреддддмени 1 и 2 серии.

М Е Т О Д И К А «Объем внимания». Цель: определить объем внимания у школьника. Материал: плакат, где записаны 10 неодинаковых букв ( например, А, В, Ж, Р, Г, Т, П, К, Ю, Б). Ход эксперимента: учащимся демонстрируется плакат в течение 1- 2 секунд и предлагается запомнить буквы в любом порядке. После окончания демонстрации – буквы записать. Обработка результатов: подсчитывается, какое количество букв запомнил ученик. Это и будет объем его внимания.

М Е Т О Д И К А «Творческое воображение». Цель: исследовать умение учащегося творчески использовать предложенные элементы. Материал: лист бумаги с изображением различных линий, а также их сочетаний. Ход эксперимента: ученику предлагают взять за исходное каждый элемент, добавить к нему другие штрихи и получить законченные изображения, назвать их. 1 задание: изобразить как можно больше предметов, используя в качестве составной фигуры круг, треугольник, квадрат. 2 задание: завершить незаконченные рисунки (предлагаются различные элементы). Обработка результатов: оценивается оригинальность изображения, насколько удачно использованы учеником предложенные элементы.

М Е Т О Д И К А «Самооценка личности». Цель: изучить особенности самооценки личности школьника. Материал: слова, характеризующие отдельные качества личности: аккуратность, вежливость, вдумчивость, вспыльчивость, трудолюбие, веселость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, робость, злопамятность, правдивость, нежность, капризность, леность, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, откровенность, скромность, доброта, жадность, смелость,... Ход эксперимента: испытуемый внимательно просматривает все слова и составляет из них 2 ряда (в каждом ряду по 10 слов). В первый ряд выписывает слова, характеризующие качества его субъективного идеала («положительное множество»), а во второй – слова, обозначающие качества, которыми он обладать не должен («отрицательное множество»). Затем ученик должен отметить в обоих рядах те черты, которые, по его мнению, присущи ему самому. Обработка результатов: подсчитать количество положительных и отрицательных черт, которые отметил испытуемый для своей характеристики, и соответственно разделить на общее количество слов в «положительном» и «отрицательном» множествах. Коэффициент по «положительному» множеству, близкий к единице, указывает на переоценку учеником себя, на некритическое отношение к себе, и по «отрицательному» - на недооценку ребенком своей личности. Коэффициенты, близкие к 0,5, говорят о нормальной, средней оценке.

РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИКИ. УПРАЖЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ В школе большая часть информации поступает ребенку в основном по двум каналам: зрительному и слуховому. * Если у ребенка лучше развита зрительная память, значит, ему будет легче запомнить материал, который представлен в виде картинок, схем, наглядных пособий. * Если у ребенка лучше развита слуховая память, то, заучивая учебный материал, ему необходимо его проговаривать, читать вслух, слушать. Учить уроки такому ребенку легче вслух. Однако, если у школьника хорошо развита зрительная память, ему все равно необходимо развивать слуховую память и наоборот. Люди часто жалуются на плохую память, но почти никогда на плохое мышление. Часто ли вам приходилось слышать: «Знаете, я вообще-то плохо соображаю»? А вот жалобы вроде: «У меня плохая память» - мы слышим везде и всюду. Между тем, память очень тесно связана с мышлением. Поэтому, развитие мышления – это самый короткий путь для развития памяти.

УПРАЖНЕНИЕ : «СЛОВЕСНЫЕ ЦЕПОЧКИ» Цель: формирование навыка запоминания длинных цепочек слов. Описание: в эту игру желательно играть большой компанией, человек 5-7. Задается тема, и все участники по очереди называют любое слово, связанное с этой темой, предварительно повторив по порядку все сказанные ранее слова. УПРАЖНЕНИЕ : «ШУМЕЛО, КРЯХТЕЛО, ЗВЕНЕЛО» Цель: развивать слуховую память ребенка, научить его обращать внимание на звуки и запоминать их последовательность. Описание: ребенок слушает звуки, доносящиеся из-за ширмы, старается их запомнить, а потом называет по порядку все, что услышал. Например: колокольчик, хлопок в ладоши, шуршание бумаги, стук молоточка, льющаяся вода и пр. Лучше начинать с 3 – 4-х разных звуков.

УПРАЖНЕНИЕ : «МУХА» Цель: тренировка зрительной памяти, умения манипулировать мысленными образами. Описание: участники игры, делая ходы по очереди, передвигают муху по девяти клеточному полю. Проигравшим считается тот, кто выпускает муху за пределы поля. В начале игры муха находится в центральной клетке. За один ход муха может передвигаться только на одну клеточку вверх, вниз, вправо или влево. Вначале можно играть, держа перед собой нарисованное на бумаге поле. Затем стоит попытаться перейти к игре без поля, оно только в воображении участников игры. Сложность заключается в том, чтобы не только самому сделать правильный ход, но и постоянно отслеживать ходы участников.

УПРАЖНЕНИЕ : «УШКИ НА МАКУШКЕ» Цель. Развитие логических способностей. Описание. Ребенку зачитывают условие задачи. Он должен сопоставить все имеющиеся данные и сделать вывод. Если малышу трудно проделать эти операции в уме, учите его рисовать задачу. Например, в первом задании речь идет о сумках. Нарисуйте три квадратика и закрасьте их соответственно красным, синим и зеленым карандашом. Опираясь на зрительный образ, ребенку будет значительно легче решить задачу. Послушай! Послушай внимательно задачи и ответь на вопрос. ВОПРОС 1. Красная сумка тяжелее синей, а синяя тяжелее зеленой. Какая сумка самая легкая? ВОПРОС 2. Две девочки рисовали ромашки, а одна колокольчики. Маша рисовала ромашки. Ира рисовала колокольчики. Что рисовала Катя? ВОПРОС 3. Три мальчика играли лошадкой, машинкой и солдатиком. Саша играл солдатиком. Миша не играл ни машинкой, ни солдатиком. Какой игрушкой играл Коля?

п/п ФАМИЛИЯ, ИМЯ ученика Звонок КнигаУчитель ПортфельКласс Физкуль- тура Школа УрокДомашнее задание Тетрадь 1. Алекян Анна ********** 2. Арзамсцева Дарья********** 3. Блажко Вадим********** 4. Боякова Полина********** 5. Вайсман Антон********** 6. Васильцов Артём********** *7. Воронкова Кристина********** 8. Гарюнов Даниил********** 9. Григорова Ксения********** 10. Ерофеев Дмитрий********** 11. Ильинская София********** 12.Ильичёва Юлия********** 13. Казакова Анастасия********** 14. Киктев Пётр********** 15. Князева Арина********** 16. Крумина Дарья********** 17. Митрофанова Дарья********** 18. Митрофанова Татьяна********** 19. Орлова Диана********** 20. Пласовский Владимир********** 21. Переходнова Дарья********** 22. Соин Александр********** 23. Ступак Софья********** 24. Савочкин Максим********** 25. Тарахнов Александр********** 26.Шихалёва Дарья********** 27. Шишкин Максим********** МЕТОДИКА «МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (по цвету)

п/п Фамилия, имя ученика Слуховой тип Зрительный тип Моторно- слуховой Комбиниро- ванный 1. Арзамасцева Дарья 0,50,60,40,5 2. Блажко Вадим 0,60,70,60,4 3. Боякова Полина 0,6 0,5 4. Вайсман Антон 0,50,80,60,4 5. Васильцов Артём 0,7 0,50,6 6. Воронкова Кристина 0,40,20,30,4 7. Гарюнов Даниил 0,50,70,60,5 8. Григорова Ксения 0,6 0,40,5 9. Ерофеев Дмитрий 0,60,70,50,6 10. Ильинская София 0,5 0,30,5 11.Ильичёва Юлия 0,60,70,4 12. Казакова Анастасия 0,60,90,6 13. Киктев Пётр 0,30,40,30,4 14. Князева Арина 0,40,5 0,6 15. Крумина Дарья 0,7 0,50,7 16. Митрофанова Дарья 0,20,40,3 17. Митрофанова Татьяна 0,3 0,40,5 18. Орлова Диана 0,50,70,40,5 19. Пласовский Владимир 0,40,70,30,4 20. Переходнова Дарья 0,60,90,60,7 21. Соин Александр 0,40,30,10,7 22. Ступак Софья 0,50,70,60,5 23. Савочкин Максим 0,50,70,30,6 24. Тарахнов Александр 0,40,60,10,7 25.Шихалёва Дарья 0,50,60,50,6 26. Шишкин Максим 0,40,30,4 27. Алекян Анна 0,20,3 0,4 МЕТОДИКА « ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ПАМЯТИ» ЦЕЛЬ: определить тип памяти, наиболее выраженный у школьника

п/п Фамилия, имя ученика 10 букв 10 цифр 1. Алекян Анна Арзамсцева Дарья Блажко Вадим Боякова Полина Вайсман Антон Васильцов Артём Воронкова Кристина Гарюнов Даниил Григорова Ксения Ерофеев Дмитрий Ильинская София Ильичёва Юлия Казакова Анастасия Киктев Пётр Князева Арина Крумина Дарья Митрофанова Дарья Митрофанова Татьяна Орлова Диана Пласовский Владимир Переходнова Дарья Соин Александр Ступак Софья Савочкин Максим Тарахнов Александр Шихалёва Дарья Шишкин Максим 34 МЕТОДИКА «ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ» ЦЕЛЬ: определить объем внимания у школьника. МАТЕРИАЛ: плакат, где записаны 10 неодинаковых букв и 10 неодинаковых цифр

п/п Фамилия, имя ученика Учусь, т.к на уроке интересно Учусь, т.к заставляют родители Учусь, т.к хочу больше знать Учусь, т.к потом хорошо работать Учусь, т.к доставить радость родителям 1. Алекян Анна Арзамсцева Д Блажко Вадим Боякова Полина++ 5. Вайсман Антон Васильцов Артём++ 7. Воронкова К Гарюнов Даниил Григорова Ксения Ерофеев Дмитрий Ильинская София++ 12.Ильичёва Юлия Казакова А Киктев Пётр Князева Арина Крумина Дарья Митрофанова Д Митрофанова Т Орлова Диана Пласовский В Переходнова Д Соин Александр Ступак Софья Савочкин Максим Тарахнов А Шихалёва Дарья Шишкин Максим++ МЕТОДИКА «МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ЦЕЛЬ: выявить преобладающие мотивы учения отдельного ученика или класса в целом. МАТЕРИАЛ: анкета

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В 3 КЛАССЕ

Таблица внутрисемейных отношений СТЕПЕНЬ АВТОРИТЕТНОСТИ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ (сравнительный анализ) родители степень авторитета МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКАДРУГ 2 класс (24 чел.) 3 класс (26 чел.) 2 класс (24 чел.) 3 класс (26 чел.) 2 класс (24 чел.) 3 класс (26 чел.) 2 класс (24 чел.) 3 класс (26 чел.) 2 класс (24 чел.) 3 класс (24 чел.) 14 баллов баллов баллов баллов баллов меньше 10 баллов баллов

ТАБЛИЦА АНАЛИЗА и САМОАНАЛИЗА проверочных работ по русскому языку обучающейся 3 а класса СТУПАК СОФЬИ Орфограммы Дата Безударная гласная Словарные слова 3. Парный согласный Правописание разделительного «Ь» 5.«Ь» как показатель мягкости 6. Сочетания жи-ши, ча-ща и т.д. 7. Сочетания ЧК - ЧН 8. Предлог со словом 1 9. Имя собственное 10Границы предложений 11Правила переноса 12Исправления Пропуск или замена букв 14Прочие 15 Самооценка-** ОЦЕНКА 34455

Виды методик г г г. 1. Мотивация учебной деятельности Учусь потому, что хочу больше знать, на уроке интересно, доставить радость родителям Учусь потому, что хочу больше знать, на уроке интересно, доставить радость родителям 2. Объем внимания 7,57,7 3. Определение типа памяти - слуховая К = 0,5К = 0,7 4. Определение типа памяти - зрительная К =0,7К =0,8 5. Определение типа памяти - моторно-слуховая К = 0,6К = 0,8 6. Определение типа памяти - комбинированная К = 0,5К = 0,8 7. Логическая память С = 0,7 8. Механическая память С = 0,6С = 0,7 9. Воображение К =5, 4К =9, Тип восприятия зрительный КАРТА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ученика (цы) 4 а класса КАЗАКОВОЙ АНАСТАСИИ

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ Создание классного тематического журнала «Звонок» Результаты самостоятельных работ в графическом отображении.

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ Создание собственных журналов на различные темы. Выставка работ в библиотеке.

1 триместр 2 триместр 3 триместр Тревожность 951 Неуверенность 1196 Позитивность Посредством цветового симультонирования учащиеся показывают своё настроение, своё эмоциональное состояние в разные периоды урока, в разные дни недели. Красный, оранжевый, жёлтый цвет – позитивный настрой Зелёный, голубой – неуверенность Фиолетовый, синий, чёрный - тревожность. Данные заносятся в таблицу, систематизируются, обобщаются и по результатам в конце каждого триместра составляется сводная таблица по семестрам и в конце года по результатам года.

УЧИМСЯ С УДОВОЛЬСТВИЕМ И КАЧЕСТВЕННО

ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Появилась ценностно-смысловая ориентация учащихся (установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность) РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Ребята учатся организовывать с вою учебную деятельность ( планировать действия, прогнозировать свои знания, контролировать и корректировать полученные умения и навыки) ПОЗИТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Ребята стремятся к поиску и выделению необходимой информации, выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Осознанно и произвольно строят свои речевые высказывания в устной и письменной форме

Шведская писательница Эллен Кей в нашумевшей в свое вреддддмя книге «Век ребенка» весьма точно образно заметила: «Мы предчувствуем принцев там, где видим детей, но где же, право, тогда короли? (2, с. 15) Одна из причин, почему из «принцев» не выходят «короли», по ее мнению, кроется в том, что школа выступает «фабрикой» по обучению детей и рассматривает учеников как простые единицы класса. В этой обстановке постепенно заглушаются, а то и совершенно исчезают такие важные качества ребенка, как инициативность, самодеятельность, воображение, т.е. то, что мы относим к индивидуальности человека.

Недаром В.А. Сухомлинский писал, что «нет ребенка абстрактного, ребенка вообще. Есть в каждом мыслящем существе живая, неповторимая личность. И надо стараться узнать, что ей посильно, а что нет, что от нее можно требовать и что нельзя пока требовать». Иными словами, учебная деятельность немыслима без индивидуально- дифференцированного подхода к осуществлению ее задач, без учета тех самых неповторимых особенностей каждого ребенка, которые, в конечном счете, определяют его личность.