Профильная и предпрофильная подготовка Снегур Валентина Алексеевна Бугуруслан.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Advertisements

Семинар для педагогов Китовской МСОШ. 1-2 классы «Профессии наших родителей» Знакомство с профессиями родителей -Классные часы – встречи -Рассказ о профессии.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 9 г. Обнинска Стратегические направления развития школы.
Экспериментальная работа по теме: «Разработка и апробация региональной модели научно- методического, организационно- педагогического сопровождения муниципальных.
Дорожная карта введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2014 г.
2011 – 2012 г.. Проект «Расширение пространства самореализации обучающихся в области информационно- коммуникационной культуры» Цель: формирование интеллектуально.
Профориентационная деятельность в школе. получение данных об интересах, способностях и возможностях обучающихся; обеспечение широкой вариативности профильного.
Модель методической службы ГУО «Средняя школа 2 г.Сенно»
Разработка дорожной карты по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 18 декабря 2013 г. МОУ ДОВ.
Районный семинар руководителей ОУ МОУ – СОШ 4 г. Петровска Саратовской области 14 апреля 2009 г.
Цель: разработка и реализация программы организации проектной деятельности участников образовательного процесса в системе образования школы с целью создания.
Профориентационная работа в школе тема «Формирование трудовой компетентности сельского школьника на основе профилизации обучения» Муниципальное казенное.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
«Базовая школа» Курагинская СОШ год. Цель: Создание системы специализированной подготовки учащихся в старших классах общеобразовательной школы,
Программа сетевого взаимодействия по предпрофессиональному обучению. Программа сетевого взаимодействия по предпрофессиональному обучению. К(С)К ОУ «Алатырская.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ «МИР, КОТОРЫЙ НАС ОКРУЖАЕТ» БДОУ Г. ОМСКА «ДЕТСКИЙ САД 238»
« Шаг в будущее » Программа по профориентации учащихся.
«Управление процессом введения ФГОС ДО в дошкольном учреждении в рамках реализации управленческого проекта»
УПРАВЛЕНИЕ СОЗДАНИЕМ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Куратор профильного обучения МОУ СОШ 9 г.Новотроицка Филиппова Е.В.
Миссия МАОУ СОШ 5 – создание образовательного пространства, оптимального для формирования социально успешной личности обучающегося. Девиз школы: «Солнце.
Транксрипт:

Профильная и предпрофильная подготовка Снегур Валентина Алексеевна Бугуруслан

Проблемный вопрос Растущее неравенство в доступе к образовательным услугами и недостаточная готовность учащихся использовать свои знания в реальных жизненных ситуациях создают проблемный вопрос. Как организовать специализированную подготовку старшеклассников для выбора профессии и дальнейшего образования в ВУЗе?

Цели проекта : -создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе; - разработка программы профориентационной работы, предпрофильной подготовки, профильного обучения подрастающего поколения в условиях современной массовой школы.

Задачи: -изучить литературу по вопросам управления образовательным про­ цессом, создания организационных структур и моделей управления нововведениями; -выявить специфику управления школой, работающей в режиме пере­хода на предпрофильное и профильное обучение; -разработать, апробировать и ввести систему управления введением профильного обучения в общеобразовательной школе; -разработать стратегическое, тактическое и оперативное планирова­ние введения предпрофильное и профильное обучение; -разработать организационную структуру управления при предпрофильном и профильном введении; -разработать систему мотивации педагогических кадров; -разработать систему внутришкольный контроль, необходимую при введении предпрофильного и профильного обучения; - подготовить практические рекомендации по планированию, организа­ции, мотивации и контролю при введении предпрофильного и профильного обучения.

Актуальность Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и ВУЗом, породила многочисленные подготовительные отделения ВУЗов, репетиторство, платные курсы и др. Предпрофильная и профильная подготовка даст возможность выбора профессии, успешной сдачи экзамена в форме ЕГЭ, обучения в ВУЗе и дальнейшей профессиональной карьере.

Нормативное основание для разработки программы Закон РФ "Об образовании". Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Концепция профильного обучения. Базисный учебный план РФ. Региональная программа перехода на профильное обучение на старшей ступени.

Профориентационная работа в образовательном учреждении 1-2-е классы Профессии наших родителей -Знакомство с профессиями родителей -Формирование положительного отношения к тру­довой деятельности Мероприятия: - Классные часы-встречи - -Рассказ о профессии - -Экскурсии - - Профориентационные игры « Мир профессий» - - Беседы о труде - Внеклассные мероприятия

3-4-е классы Мир профессий - Знакомство с профессиями, расширение представлений о мире профессий Мероприятия: -Составление каталога профессий « Профессии в нашем городе» -Классные часы-встречи с представителями разных профессий. - Экскурсии на предприятия, в учреждения города -Профориентационные игры по миру профессий

5-е классы Кем я хочу быть? - Формирование основ профессиональной направленности -Осознание учащимися своих интересов Мероприятия: -Анкетирование учащихся - Психологическое тестирование -Игры -Классные часы

6-е классы Кем я должен быть, чтобы стать профессионалом в выбранной области? Осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессий Мероприятия: -Психологические тренинги, тестирование -Классные часы -Профориентационные игры –Кружок « Меткий стрелок» - Объединение «Юный пожарный»

7-е классы Самоопределение в области «человек - труд - профессия» -Формирование профессионального самопо­знания Определение личностного смысла выбора профессии -Классные часы -Сотрудничество со специалистами Центра занятости населения -Консультации - Психологические тренинги, консультации, тестирования – Кружок « Хозяюшка» -Объединение «Юные инспектора движения»

Предпрофильная подготовка 8-9-е классы Профориентационная работа на преподаваемых учебных курсах Экскурсии Эвристические сочинения Предпроектная, проектная работа Системные классные часы Анкетирование (отслеживание результатов) Тестирование (отслеживание результатов) Собеседование (отслеживание результатов) Семинары с элементами дискуссии Посещение учебных заведений в рамках дней открытых дверей Самостоятельная работа с источниками информации

Элективные курсы Профессиональная карьера Медицинская география. Математическая статистика Деловая речь Окружающая среда и здоровье человека

Профильное обучение Срок выполнения проекта: 2004/05 учебный год - подготовительный этап; учебный год - основной этап; 2008/9 учебный год - завершающий этап

Подготовительный этап эксперимента школьного уровня 2004 – 2005 уч. г. Задачи: - анализ ситуации; - обеспечение мотивационной и теоретической готовности участников образовательного процесса к профильному обучению - создание модели образовательного пространства

Видыуправленческойдеятельности на 1 этапе Анализ ситуации в регионе, городе, микрорайоне Анализ инфраструктуры, социального окружения Анализ традиции школы, образовательной системы города Анализ ситуации в школе Выявление, анализ образовательных запросов Анализ процессов, происходящих в обществе Анализ социального заказа участников образовательного процесса Разработка и оценка вариантов развития Определение оптимального варианта развития Выявление интересов и склонностей учащихся Поиск форм и методов организации учебного процесса с целью повышения уровня мотивации учащихся для получения качественного образования Разработка методического обеспечения нормативной базы для введения в школе системы профориентационной работы, предпрофильной подготовки,профильного обучения учащихся Организационное обеспечение эксперимента

Виды управленческой деятельности на 2 этапе Разработка механизмов реализации программы развития. Задача – создание условий для развития участников образовательного процесса, самореализации школьников в различных видах деятельности

Видыуправленческойдеятельности на 3 этапе Экспертиза реализации программы эксперимента (оценка степени реализации и задач эксперимента). Определение перспективных направлений дальнейшей деятельности

Конкретное мероприятие на 1 этапе Изучение концепции модернизации российского образования: - учебно-методические, психолого-педагогические семинары; - педагогические советы Просветительская деятельность; - общешкольные собрания учащихся, родителей, педагогов; - стендовая информация; - лектории; - педагогические советы Создание рабочей группы по определению концептуальных позиций развития Обучение педагогов формам и методам организации образовательной деятельности в системе профилизации, к преподаванию элективных курсов: - проблемные семинары; - учебно-методические, психолого-педагогические семинары, педагогические советы

Конкретное мероприятие на 1 этапе Организация психолого-педагогической диагностики и самодиагностики интересов, профессиональных предпочтений учащихся Определение модели организации методической службы Моделирование образовательной системы на основе концепции профильного обучения Подбор кадров и организация обучения кадров: - система учебно-методических, психолого-педагогических семинаров, деловых игр, педагогических советов, ; консультации - организация работы в малых учебных группах; Разработка проекта учебного плана Решение вопросов материально-технического, научно- методического обеспечения образовательного процесса Создание сети дополнительных образовательных услуг

Конкретное мероприятие на 1 этапе Корректировка системы общешкольных мероприятий Разработка программы эксперимента по профориентационной работе, предпрофильной подготовке, профильному обучению учащихся Разработка нормативных документов Разработка образовательных программ профильных курсов Решение вопросов научно- методического обеспечения образовательного процесса Разработка системы вознаграждения участников эксперимента Разработка школьного расписания в рамках эксперимента Презентация проекта эксперимента, проектов профориентационной работы, предпрофильной подготовки, профильного обучения, программ элективных курсов

Конкретное мероприятие на основном этапе уч.г. Разработка учебных планов, «Модели выпускника» Разработка и рецензирование программ элективных пропедевтических,ориентационных, предметных, межпредметных курсов Создание организационно-педагогических условий для реализации программы эксперимента - самореализация школьников в различных видах деятельности в системе основного и дополнительного образования: - учебная, исследовательская, творческая, проектная, трудовая поисковая деятельность. Оформление нормативно-правовой базы эксперимента: - портфолио,учебная практика Открытие профильных классов: социально-гуманитарного, физико-математического; Апробация методик экспертизы образовательной среды

Оценка результатов эксперимента (оценочный этап) уч.год Экспертиза образовательной среды Оценка качества профориентационной работы, предпрофильной подготовки, профильного обучения учащихся Оформление наработок нормативно-правовой базы, форм и методов обучения, организации образовательной деятельности Выстраивание структуры образовательного учреждения: определение профилей, системы профориентационной работы, предпрофильной подготовки, профильного обучения, модели сетевого взаимодействия

Ожидаемые результаты Разработка модели профориентационной работы, предпрофильной подготовки, профильного обучения в условиях современной массо­ вой школы. Апробирование модели профилизации на 3-й ступени обучения. Повышение качества образования. Формирование устойчивого интереса к обучению. Обеспечение углубленного изучения отдельных общеобразователь­ ных предметов. Повышение уровня правовой, экономической и общетеоретической образованности. Формирование правосознания, правовой и экономической культуры учащихся. Раннее выявление, формирование и развитие профессиональных способностей в сочетании со специальной подготовкой профессио­ нальной деятельности. Апробация и совершенствование новых форм профессиональной ориентации. Расширение возможности социализации учащихся, подготовки к профессиональному самоопределению

Продукт Коррекция учебного плана. Программы элективных курсов, профильного обучения. Модель выпускников. Результаты работы.

Критерии Компетентность педагогов, работающих в профильных и предпрофильных классах. Сформированность познавательного интереса, профессиональной направленности на основе углубленного, повышенного уровня изучения профильных предметов. Повышенный уровень знаний по профильным дисциплинам в соответствии с программой, государственными стандартами обучения. Развитие интеллектуальной сферы, самостоятельной деятельности на творческом уровне. Уровень самооценки личности, открытость в общении, комфортности учащихся, психического самочувствия. Стабилизация показателей физического здоровья

Факторы риска Отношение к профильному обучению как к системе, созданной только для успешно обучающихся школьников. Понимание целей профильного обучения как целей профориентации Стремление учителей подогнать элективные курсы под старые наработки по углублению предметов, следовательно нежелание разрабатывать новые программы Стремление сохранить лучших учащихся в своей школе Сохранение здоровья учащихся: зрения, осанки, угроза виртуальной зависимости;

Предупреждение рисков Эффективность информирования целей и задач профильного обучения Индивидуальная работа с учителями. Работа творческих групп по обучению методам анализа, проектирования, исследования, сравнения Развитие внешних связей Применение здоровьесберегающих технологий

Ресурсное обеспечение программы Нормативно-правовое -формирование и утверждение пакета документов, обеспечивающих создание модели школы; -при необходимости внесение изменений в Устав школы; -разработка и утверждение документов регламентирующих формы стимулирования и поощрения деятельности учителей. Учебно-методическое -консультации специалистов Департамента образования Информационное -информирование коллектива учителей, родителей и учащихся о ходе реализации Программы.

Ресурсное обеспечение программы Программно-методическое - формирование банка методических материалов, позволяющих обеспечить качественное предметное обучение в профильных и общеобразовательных классах; -разработка рекомендаций по созданию программ профильных и элективных курсов. Мотивационное - усиление мотивационной работы среди учащихся, родителей по необходимости внедрения преобразований в школе.

Ресурсное обеспечение программы Кадровое -подбор и расстановка кадров в соответствии с потребностями и необходимостью; -курсовая переподготовка учителей, в том числе по освоению компьютерной грамотности; -создание комфортных здоровьесберегающих условий для повышения профессионального мастерства. Организационное -составление учебного плана и расписания занятий; -подготовка условий для работы по реализации профильного обучения; -координирование действий семьи и школы в организации различных форм работы по пропаганде здорового образа жизни

Ресурсное обеспечение программы Материально-техническое -организация пополнения фонда библиотеки учебниками, методической и художественной литературой; -приобретение нового компьютерного оборудования и переоснащение имеющихся компьютеров; -приобретение оргтехники и аудиотехники; -обеспечение классных кабинетов новой мебелью. Финансовое -составление сметы по внебюджетным доходам из расчета: на функционирование школы– 80%, на развитие – 20%.