Структурно-функциональная модель «Допрофессиональная подготовка и профессиональная ориентация учащихся 7,8 классов»: опыт первого года реализации в образовательном.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Advertisements

Зам.директора по ВР: Мелёхина Л.В Роль классного руководителя в организации профориентационной работы с учащимися.
« Шаг в будущее » Программа по профориентации учащихся.
Профессиональная ориентация как условие социализации личности современного ученика Левина Оксана Евгеньевна, руководитель кабинета профориентации МОУ "Лицей.
Профориентация и ЕГЭ Как правильно выбирать профессию?
Психологическое сопровождение процесса самоопределения старшеклассников Выполнил: педагог-психолог ГБОУ Борского психологического центра Колесникова Н.Ю.
Организация профориентационной работы в школе в рамках реализации содержания образования РК БУП НСО основного и среднего (полного) общего образования Лузан.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Системный подход в организации профориентационной работы как условие успешной социализации ребёнка.
Профориентационная деятельность в школе. получение данных об интересах, способностях и возможностях обучающихся; обеспечение широкой вариативности профильного.
Разработка и апробация программы психолого- педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения. Разработка и апробация программы.
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся при проектировании профессионального маршрута обучающегося Доклад подготовлен учителем английского языка.
Центр профориентационной работы в МБОУ СОШ 76 город Краснодар.
Районное Методическое Объединение Участие социального педагога школы в профессиональной ориентации подростков 25 ноября 2010 года.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы в школе Координатор деятельности : зам.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся при проектировании профессионального маршрута обучающегося Доклад подготовлен учителем английского языка.
Начальник центра научно-методического обеспечения воспитательной работы УО «РИПО»
«ОРГАНИЗАЦИЯ профильного обучения » Общешкольное родительское собрание ноябрь учебного года классы.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении обучающихся. Муниципальное общеобразовательное учреждение Краснохолмская.
Транксрипт:

Структурно-функциональная модель «Допрофессиональная подготовка и профессиональная ориентация учащихся 7,8 классов»: опыт первого года реализации в образовательном учреждении

Профориентация - это ориентация школьников на те или иные профессии; оказание помощи молодым людям в выборе профессии. Профориентация - это система мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь обоснованно выбрать профессию; система мероприятий, направленных на оказание помощи учащимся в моменты профессионального самоопределения. Профориентация - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.

Составляющие (принципы) профориентационной работы: Связь профориентации с жизнью, трудом, практикой Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников – это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения. Систематичность и преемственность в профориентации обеспечивает профориентационная работа с 1 по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс Взаимосвязь школы, семьи, предприятий, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации Воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового, экономического нравственного, эстетического, правового и физического воспитания; Взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости. Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями. Соответствие содержания форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям района (города, региона) в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации

Модель личности выпускника ценностно-смысловая – готовностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения; социально-трудовая – готовностью к гражданско-общественной деятельности, социально-трудовой, сформированностью знаний в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. общекультурная – осведомленностью в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роли науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, эффективных способах организации свободного времени, его ориентацией на полезную, развивающую досуговую деятельность, на здоровый образ жизни; учебно-познавательная – готовностью к освоению на базовом уровне образовательных программ по предметам учебного плана образовательного учреждения, изучению на повышенном уровне сложности образовательных программ по предметам в соответствии с интересами и способностями, сформированностью мотивации к познанию, творчеству, продолжению обучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования; информационная – готовностью самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее, мотивацией к овладению основами компьютерной грамотности и программирования для успешной социализации в информационном обществе; личностного самосовершенствования – готовностью осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, сформированностью ценностного отношения к самообразованию; коммуникативная – готовностью к взаимодействию, сотрудничеству с людьми, сформированностью навыков работы в группе, способностью быстро адаптироваться к различного рода изменениям, ориентироваться в общественной обстановке.

Данные статистики Россия Данные на 2007 год Школа учебный год 50% выпускников вузов реально работают не по специальности; 60% выпускников средних специальных заведений и 70% выпускников профессионально-технических училищ ежегодно оказываются не востребованными предприятиями и организациями. Опрошено - 22 учащихся (9 классы): - знания по приобретению будущей профессии отсутствуют (или весьма приблизительны) у значительной части опрошенных – 13 учащихся; - некоторые девятиклассники не располагают знаниями о предполагаемых возможностях будущего трудоустройства – 10 учащихся; - когнитивный компонент (знания о профессии) сформирован на достаточном уровне только у 50% учащихся; - высок процент учащихся, не способных сделать самостоятельный выбор будущей профессии – 61 %;

Структурно-функциональная модель «Допрофессиональная подготовка и профессиональная ориентация учащихся» 1 ступень 1-4 классы Допрофессиональная подготовка Знакомство с профессиями родителей. Знакомство с миром профессий. Вовлечение учащихся во всевозможные виды деятельности. Классные руководители, школьный библиотекарь, родители 2 ступень 5-7 классы Допрофессиональная подготовка Изучение способностей учащихся. Изучение индивидуальных психологических особенностей учащихся. Изучение профессиональных намерений, интересов. Взаимодействие классных руководителей с учителями предметниками по выявлению способностей, склонностей, Знакомство с миром профессий, с востребованными профессиями. Учителя-предметники, педагог-психолог, классные руководители, школьный библиотекарь, родители 3 ступени 8-9 классы Предпрофильная подготовка Активизация интереса к выбору профессии, формирование правильного понимания сущности профессии и самоопределение, компьютерная диагностика профессиональной предрасположенности, уточнение сведений об учебных заведениях, об ошибках в выборе профессий, выбор обучения в старшей школе. Учителя-предметники, педагог-психолог, классные руководители, школьный библиотекарь, родители 4 ступень классы Профессиональная подготовка Углубленное изучение предметов. Очно-заочные, дистанционные подготовительные курсы. Участие в научных обществах, тематические экскурсии, анкетирование. Учителя-предметники, педагог-психолог, классные руководители, школьный библиотекарь, родители

Допрофильная подготовка. 1-4 классы Основная цель работы по профориентации младших школьников – создание условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии, создание условий для формирования у школьников способности к выбору. Классные руководители: Система классных часов 1 раз в месяц в рамках недели «Знакомство с профессиями» Методики: -Мини-беседы «Знакомьтесь! Профессия -…!»; - Рисуночные методики «Угадай профессию», «Дорисуй»; -Игры: «Угадай профессию по жестам» «Вспомни как можно больше слов, связанных с данной профессией» «Соотнеси предметы труда с профессией». Взаимодействие с родителями: В рамках недели «Знакомство с профессиями» проводятся встречи с родителями, в ходе которых учащиеся знакомятся с профессиями своих родителей. Проводятся конкурсы семейных творческих работ – рассказов, сочинений о профессиях родителей «Мир семейных ценностей», которые представляются на классных часах. Праздник-конкурс «Все работы хороши»: Конкурс «Лучший знаток профессий».

Допрофильная подготовка 5-7 классы. Основная цель работы на данной ступени - создание условий для определения профессиональных предпочтений учащихся Учителя предметники Уроки профориентации: «Есть такая профессия – Родину защищать!» «Язык программирования – ключ к будущей профессии» «Через физику – в науку» «Я – инженер» Русский язык «Кто работает на стройке» 5 класс - Тема «Профессиональные суффиксы » Библиотекарь: Информационная функция. Организация выставок и бесед с учащимися «Все работы хороши – выбирай на вкус!» Педагог-психолог: Профориентационные диагностики «Мои профессиональные интересы», «Что я знаю о профессиях» в ходе которых выявляются профессиональные предпочтения учащихся Классные руководители: Система классных часов «Уроки самоопределения» 5-е классы: «Для чего люди работают?», «Профессии моих родителей»; 6-е классы: «Интересы и склонности в выборе профессии», «Классификация профессий»; 7-е классы: «Признаки профессии. Профессия, специальность, должность», «Успех разный у всех. Формула успеха». Использование метода «Профессиональный портфолио» (сбор сведений о различных профессиях, наблюдения за работой специалистов, вырезки из газет и журналов) Праздник-игра «Город мастеров»: конкурс «Защита профессий»; 7 классы – презентация элективных курсов и анкетирование «Твой выбор»

8-9 классы. Предпрофильная подготовка. Основная цель – создание условий для адекватного соотнесения подростками своих личностных качеств с требованиями основных профессий, подготовка детей к выбору профиля обучения на старшей ступени Комплексная диагностика «Мои желания и возможности» год 52 % учащихся желания не совпали с их возможностями

Учителя-предметники. Наша задача – повышение роли учителя-предметника в профессиональном самоопределении учащихся. Мини-лекции о содержании профессии. Темы: «Профессии социальной сферы», «Профессия – предприниматель», «»Профессия – руководитель» История – юрист, культуролог, экскурсовод, социальный работник Математика – статист, бухгалтер, экономист, финансист Физика – инженер, метеоролог, учёный Химия – врач, фармацевт, металлург, лаборант Биология – селекционер, эколог, агроном Информатика – программист, пользователь ЭВМ Литература, русский язык – журналист, корреспондент, делопроизводитель, редактор

Система учебных занятий «Человек в профессии. Служение людям» Биология – Павлов, Вавилов Физика – Ландау, Попов Математика – Лобачевский, Ковалевская История – Ключевский, Карамзин Ключевский Василий Осипович «Независим был Ключевский во всём, и в своих взглядах на русскую историю, которые воспринимались по- разному. Но как бы ни относились к Ключевскому все признавали его выдающиеся заслуги в развитии исторической науки. После его смерти московские и петербургские учёные подготовили и издали посвящённый ему сборник «Характеристики и воспоминания», в котором Ключевский за свой многолетний труд был назван «создателем научной истории России». Карамзин Николай Михайлович «Для развития русской культуры значение деятельности Карамзина исключительно. В литературе он создал жанр психологической повести, в истории - труд, который принадлежал всей эпохе и до сих пор привлекает внимание учёных и читателей. Он отдавал себя делу своей жизни несмотря на горести и беды, гибель своих детей, насмешки и дифирамбы – не оскорбляясь одними и не прельщаясь другими. Он нёс свой труд и сложил его лишь с последним дыханием».

Перечень программ предпрофильной подготовки, реализуемых в образовательном учреждении Предметно-ориентированные курсы Предмет КлассПрограмма Русский язык 8-9«Учись писать грамотно» Русский язык 9«Развивайте дар речи» (сочинения разных жанров) Русский язык 8-9 «Хоть и заглядывал я в старь..» (словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры) Химия 8-9«Необычные свойства обычных веществ» Химия 8-9«Решение химических задач разными способами» Биология 8«Подросток и его здоровье» Биология 9«Генетика человека» Биология 9«Экология города» Информатика 8-9 «Компьютерная графика. Мир дизайна» Информатика 9«Программирование графических изображений на языке T/Pascal» Математика 9«Знакомые и незнакомые функции» Математика 9«Геометрия окружности» Математика 8 «Золотая пропорция вокруг нас» Математика 9 Алгебраические структуры и их приложения (Может ли быть полезно правило: «дважды два равно нулю»?) Обществознание 8-9«Предпрофильная правовая подготовка учащихся» История 8-8«Российская государственная символика: история и современность» Экономика 8-9«Основы экономики» География 8-9 «Охрана природы России» Межпредметные курсы Физика, биология, химия 9«Исследовательские задачи на стыке наук» Научно-исследовательская деятельность 8-9Основы исследовательской деятельности учащихся Биология, химия, экология 9«Экология: антропогенное воздействие на биосферу; окружающая среда и здоровье человека». Профориетационные курсы 8-9«Ценность и смысл профессиональной карьеры» 8-9Профессионально- ориентированный курс «Твой выбор».

Библиотекарь В течение года : - Организация книжных выставок «Человек в профессии» - Беседы «Служение делу», о людях и их профессиональной деятельности - Конференции по книгам «Не место красит человека, а человек место» Педлагог-психолог В течение года: - Программа «Психолого- педагогическое сопровождение предпрофильного обучения». - Февраль, май - Компьютерная диагностика «Автоматизированное рабочее место «Профориентация учащихся», которая содержит информацию о 2 тыс. различных профессий. Классные руководители: - Система классных часов под общим названием «Уроки самопознания» 8 классы: «Темперамент и профессия», «Коммуникативные способности. Профессии социальной сферы», «Способности и профессиональная пригодность», «Профессия и здоровье»; 9 классы: «Как избежать ошибок при выборе профессии», «Формула успеха», «Стратегия выбора профессии. Современный рынок труда: мифы и реальность». Дни открытых дверей: -Встречи с представителями различных профессий, учебных заведений. - Участие детей в ярмарках образовательных услуг. - Экскурсии на производство. - Экскурсии в профессиональные учебные заведения.

«Карточка профессии» «Менеджер туризма» Характеристика профессии Необходимые качества Основные элементы Составляющие каждого элемента Содержание труда Разрабатывает новые туристические маршруты - Умение планировать, предвидеть различные затруднения (-); - Склонность к расчётам, анализу (+,-) Орудия труда Телефонная и мобильная связь - Быстрая обучаемость (+,-); - Высокая скорость в использовании компьютерных технологий (+) Условия труда В офисе, возможны частые командировки - Склонность к частым переездам, путешествиям (-); - Склонность к постоянному повышению своего образования (+) Образование Высшее со знанием двух языков - Умение найти информацию о том, где и как можно получить эту профессию или повысить квалификацию (+,-)

Взаимодействие с родителями. - Родительские конференции «Роль родителей в профессиональном самоопределении учащихся»; - Командные соревнования родителей и учащихся «Профессиональный выбор» Презентации: - «Элективных курсов» - «Образовательной карты Мурманской области» - «Профилей обучения» - «10 профессий, которые тебе интересны» - Круглый стол для учащихся «Ты и будущая профессия»

10-11 классы Профильная подготовка Основная цель – подготовить выпускников к продолжению образования в соответствии с профилем. физико- математический математический информационно- технологический

Учителя-предметники: Организация элективных курсов и факультативных занятий - 10 класс Название элективного курса Количество часов Компьютерная графика 1 Методы решения физических задач повышенной сложности 1 Языки программирования (Turbo Pascal)1 Основы экономики и менеджмента 1 Исследование информационных моделей с использованием систем объективно-ориентированного программирования и электронных таблиц 1 Механические колебания и волны.1 Основы технического черчения 1 Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики 1 Основы государства и права 1 Русское правописание: орфография и пунктуация 1 Экологический практикум 1 Название факультативного занятия Количество часов Нестандартные методы решения уравнений и неравенств 0,5 Деловой английский 0,5 Теория и практика учебной исследовательской работы 0,5 Твоя профессиональная карьера 0,5 Нестандартные методы решения уравнений и неравенств 1 Методы решения физических задач 0,5 Теория и практика учебной исследовательской работы 0,5 Деловой английский 0,5 ч Профессионально- ориентированный курс «Твой выбор»0,5 ч Секрет хорошей речи 1 ч

Организация элективных курсов и факультативных занятий - 11 класс Название элективного курса Количество часов Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики 1 ч Основы правовых знаний 1 ч Технология подготовки компьютерных презентаций 1 ч Работа с текстом на уроках речевого практикума 1 ч Основы технического черчения 1 ч Основы менеджмента 1 ч Технология создания сайтов 1 ч Многоаспектный анализ текста 1 ч Практическая психология 1 ч Что такое реферат и как его написать 1 ч Основы государства и права 1 ч Технология создания сайтов 1 ч Многоаспектный анализ текста 1 ч Решение задач с параметрами 2 Основы технического черчения 1 Нестандартные методы решения уравнений и неравенств 0,5 Решение нестандартных задач по физике 1 Исследование информационных моделей с использованием систем объективно- ориентированного программирования и электронных таблиц 1 Название факультативного занятия Количество часов Решение текстовых задач 1 Деловой английский 0,5 Практикум: работа с текстом.0,50,5 Основы технического черчения 1 Нестандартные методы решения уравнений и неравенств 0,5

Диагностика «Мой профессиональный мотив» Опрошено 54 учащихся 11 классов 1. Почему ты выбрал именно эту профессию? - мне нравится эта профессия, смогу в ней полностью реализовать себя – 9 учащихся - «за компанию» - 11 учащихся - продолжение семейной традиции – 9 учащихся - внешняя привлекательность профессии – 15 учащихся - не знаю – 10 учащихся 2. Что повлияло на твой выбор профессии ? - самостоятельно принял решение – 8 учащихся - посоветовали родители – 22 учащихся - посоветовали друзья – 14 учащихся - влияние оказали занятия в школе – 10 учащихся

Преобладающие мотивы - Мотив социальной зависимости («за компанию»), когда старшеклассник собирается заниматься этой профессией под воздействием друга или других значимых людей; - Мотив преемственности, когда некоторые старшеклассники повторяют профессиональный выбор своих родителей, т.е. продолжают династию; - Мотив внешней привлекательности, когда учащиеся выбирают профессию на основе сугубо внешних элементов деятельности: красивая форменная одежда, эстетичная рабочая обстановка; - И только у небольшого количества учащихся преобладает мотив профессиональной самореализации, когда профессия выбрана самостоятельно, нравится и старшеклассник понимает, что только в ней сможет самореализовать себя.

Классный руководитель: Система классных часов – уроков самоопределения по теме «Профессиональное определение: мотивы и ценности» Темы: «Твоя карьера», «Формула успеха» Дни профориентации: Организация социального партнёрства: - Проведение в рамках профильного обучения Дней открытых дверей, в ходе которых организуются встречи с представителями различных профессий, учебных заведений. - Участие детей в ярмарках образовательных услуг. - Экс­курсии на производство. - Экскурсии в профессиональные учебные заведе­ния. - Встречи с выпускниками школы. - Привлечение детей к обучению на курсах дистанционного обучения. Педагог-психолог Работа по программе «Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения»: -индивидуальная работа по соотнесению способностей обучающихся с выбором профессии - индивидуальная работа по формированию мотивационно-ценностной готовности к выбору профессии Библиотекарь: В течение года – Организация книжных выставок «Человек в профессии» Беседы «Служение делу», о людях и их профессиональной деятельности Конференции по книгам «Не место красит человека, а человек место»

Взаимодействие с родителями: Система родительских собраний: - «Родителям о профессиональном самоопределении учащихся» -Конференция «Профессиональный выбор: чем я руководствуюсь» -Презентация личных достижений учащихся «Портфолио учащегося профильного класса» - Деловая игра «Профориентационные мастерские»

Центр профориентации Цели и задачи совета профориентации: Совет по профориентации высший орган управления профориентационной работой в школе. Основная задача школьного совета объединять, координировать и направлять усилия педагогического коллектива школы и представителей общественности на качественное улучшение профессиональной ориентации школьников, аккумулировать новые, передовые идеи и претворять их в жизнь. В обязанности совета входит: 1. Формирование у учащихся готовности к выбору и получению профессии. 2. Координация работы по профориентации в школе, планирование профориентационной работы на год. Состав совета профориентации: 1. Председатель совета директор школы. 2. Заместитель председателя совета заместитель директора по воспитательной работе. Членами совета являются: 1. Заместитель директор по учебно-воспитательной работе. 2. Руководитель методического объединения классных руководителей. 3. Учитель технологии. 4. Библиотекарь. 5. Представитель Совета образовательного учреждения. Содержание, формы и методы работы совета. Вся деятельность совета представляет собой целенаправленную систему мероприятий по управлению профориентацией школьников.

План мероприятий по внедрению структурно- функциональной модели «Допрофессиональная подготовка и профессиональная ориентация учащихся» Участники: -Заместитель директора по воспитательной работе – Боголюбова Н. Л.; - Творческая группа классных руководителей 7-8 классов: Черябушкина Л. И., Чернявская Т. Б., Молева М. В., Шаповал И. В. - Учителя-предметники: Николаева А. В., Молева М. В., Тарасова Т. И., Щербакова Т.З., Полукеева О.В., Батырева Т. В., Красовский В. Р., Спасова Т. Б., Попова Н. И., Дорофеев А. Е., Артемьева О. Б., Бурцева Л. И., Клементьевская Е. А., -Педагог-психолог -Библиотекарь – Свиридова А. С.

Направления и содержание мероприятий Сроки реализации, участники Ответственные 1. Информационно-организационная работа Совещание педагогического коллектива « Презентация модели « Допрофессиональная подготовка и профессиональная ориентация учащихся 8-9 классов » Февраль 2009 год Боголюбова Н. Л., классные руководители 8-9 классов, Свиридова А. С., психолог, учителя-предметники Административное совещание. Определение участников экспериментальной площадки « Внедрение структурно-функциональной модели « Допрофессиональная подготовка и профессиональная ориентация учащихся 8-9 классов » Февраль 2009 год Боголюбова Н. Л., Свиридова А. С., Психолог классные руководители 8-9 классов, учителя-предметники Разработка личных планов по участию в эксперименте по апробации структурно функциональной модели « Допрофессиональная подготовка и профессиональная ориентация учащихся 8-9 классов » Февраль-март 2009 год Свиридова А. С., Психолог классные руководители 8-9 классов, учителя-предметники Совещание рабочей группы экспериментальной площадки. Определение направлений работы педагогов, утверждение индивидуальных планов участников экспериментальной площадки « Внедрение структурно-функциональной модели « Допрофессиональная подготовка и профессиональная ориентация учащихся 8-9 классов » Март 2009 год Боголюбова Н. Л., Свиридова А. С., Лайко А. В., классные руководители 8-9 классов: учителя-предметники Оформление информационных стендов: - В мире профессий - Выбирай свой образовательный маршрут - Мурманская область: образовательная карта Март 2008 год Боголюбова Н. Л., Воякова Е. А., Чернявская Т. Б.

п/п Направления и содержание мероприятий Сроки реализации, участники Ответственные Учителя-предметники: Реализация программ элективных курсов, факультативов 7-8 классы в течение года Николаева А. В. Клементьевская Е. А., Молева М. В. Тарасова Т. И., Щербакова Т.З. Голубева Л. С., Полукеева О. В. Батырева Т. В., Красовский В. Р. Спасова Т. Б., Свиридова А. С. Разработка системы учебных занятий по допрофессиональной подготовке и профессиональной ориентации учащихся 8-9 классов 7-8 классы Март-май 2009 год Сентябрь-ноябрь 2009 год Николаева А. В., Молева М. В. Тарасова Т. И., Щербакова Т.З. Голубева Л. С., Полукеева О. В. Батырева Т. В., Красовский В. Р. Спасова Т. Б., Попова Н. И.. Дорофеев А. Е.. Накопление дидактического материала по теме эксперимента: мини-диктанты, тесты, обучающие материалы и др. 7-8 классы Март-май 2009 год Сентябрь-ноябрь 2009 год Учителя-предметники Разработка системы внеклассных мероприятий по предмету по теме « Творцы науки » 7-8 классы Март-май 2009 год Сентябрь-ноябрь 2009 Учителя-предметники Оформление информационных стендов в учебных кабинетах « Мой профессиональный выбор » Апрель-май, Сентябрь-октябрь 2009 год Учителя-предметники Апробация накопленных материалов в учебной деятельности: -Мини-лекции о содержании профессии « Знакомство с миром профессий » -Система учебных занятий « Человек впрофессии. Служение людям » 7-8 классы май 2009 год сентябрь 2009 год- январь 2010 год Учителя-предметники День учителя-предметника в рамках муниципального эксперимента по реализации структурно функциональной модели « Допрофессиональной подготовке и профессиональной ориентацииучащихся » (открытые уроки по теме эксперимента) Январь 2010 год Боголюбова Н. Л., Учителя-предметники Самоанализ результативности работы по внедрению структурно-функциональной модели « Допрофессиональная подготовка и профессиональная ориентация учащихся 8-9 классов » Февраль 2010 год Учителя-предметники

п/п Направления и содержание мероприятий Сроки реализации, участники Ответственные Классные руководители Организация экскурсий на производство, в профессиональные учебные заведения 8 классы апрель-май 2009 год Чернявская Т. Б., Черябушкина Л. И. Организация встреч с представителями различных профессий, учебных заведений 7-8 классы апрель-май 2009 год Чернявская Т. Б. Черябушкина Л. И., Молева М. В., Шаповал И. В. Накопление материалов по теме « Допрофессиональная подготовка и профессиональная ориентация учащихся » 7-8 классы март-май 2009 год Чернявская Т. Б. Черябушкина Л. И., Молева М. В., Шаповал И. В. Разработка системы классных часов по теме « Допрофессиональная подготовка и профессиональная ориентация учащихся » 7-8 классы март-май 2009 год Чернявская Т. Б. Черябушкина Л. И., Молева М. В., Шаповал И. В. Апробация накопленных материалов в учебной деятельности: Система классных часов « Уроки самопознания » : - « Темперамент и профессия » -« Коммуникативные способности. Профессии социальной сферы » -« Способности и профессиональная пригодность » - « Профессия и здоровье » - « Профессии моих родителей » - « Как избежать ошибок при выборе профессии » - « Формула успеха » -« Стратегия выбора профессии. Современный рынок труда: мифы и реальность » - « Профессии моих родителей » 7-8 классы Апрель-май 2009 год 9 классы Сентябрь-ноябрь 2009 год Чернявская Т. Б. Черябушкина Л. И., Молева М. В., Шаповал И. В. Создание « Карточек профессий » 8 классы Декабрь 2009 год Молева М. В., Шаповал И. В. Оформление классных уголков « В мире профессий » Апрель-май 2009 год Классные руководители День классного руководителя в рамках муниципального эксперимента по реализации структурно-функциональной модели « Допрофессиональной подготовке и профессиональной ориентации учащихся » (открытые классные часы по теме эксперимента) Январь 2010 год Боголюбова Н. Л., классные руководители Самоанализ результативности работы по внедрению структурно-функциональной модели « Допрофессиональная подготовка и профессиональная ориентация учащихся 8-9 классов » Февраль 2010 год Классные руководители

п/п Направления и содержание мероприятий Сроки реализации, участники Ответственные Педагог-психолог Реализация программы « Психолого- педагогическое сопровождение предпрофильного обучения » 9 классы в течение года Психолог Компьютерная диагностика « Автоматизированное рабочее место « Профориентация учащихся » 8 классы март 2009 год 9 классы март 2009 год Психолог Групповые консультации для учащихся по результатам компьютерной диагностики « Автоматизированное рабочее место « Профориентация учащихся » 8 классы апрель 2009 год 9 классы май 2009 год Психолог классные руководители Разработка методических рекомендаций учителям-предметникам, классным руководителям по результатам компьютерной диагностики « Автоматизированное рабочее место « Профориентация учащихся » апрель-май 2009 год Психолог Круглый стол для учащихся 9-х классов « Ты и будущая профессия » Ноябрь 2009 год Психолог классные руководители Самоанализ результативности работы по внедрению структурно-функциональной модели « Допрофессиональная подготовка и профессиональная ориентация учащихся 8-9 классов » Февраль 2010 год Психолог

п/п Направления и содержание мероприятий Сроки реализации, участники Ответственные Библиотекарь Реализация программы элективного курса « Деловая коммуникация » 8 классы в течение года ( уч. год) Свиридова А. С. Разработка системы библиотечных уроков « Служение делу » (о людях и их профессиональной деятельности) Февраль-март 2009 год Свиридова А. С. Библиотечные уроки « Служение делу » (о людях и их профессиональной деятельности) 7 классы апрель-май 2009 год Свиридова А. С. Организация книжных выставок « Человек в профессии » 7-8 классы в течение года Свиридова А. С. Конференция по книгам « Не место красит человека, а человек место » 8 классы апрель 2009 год Свиридова А. С. Самоанализ результативности работы по внедрению структурно функциональной модели « Допрофессиональная подготовка и профессиональная ориентация учащихся 8-9 классов » Февраль 2010 год Свиридова А. С.

п/п Направления и содержание мероприятий Сроки реализации, участники Ответственные Работа с родителями обучающихся 7-8 классов Система родительских собраний « Родителям о профессиональном самоопределении учащихся » 8-9 классы Апрель-декабрь 2010 год Боголюбова Н. Л. классные руководители Выявление запроса родителей Анкетирование « Оценка качества образования » Апрель 2009 год Февраль 2010 год Боголюбова Н. Л. классные руководители Анкетирование « Роль родителей в профессиональном самоопределении детей » Май 2009 год Январь 2010 год Боголюбова Н. Л. классные руководители Родительские конференции « Роль родителей в профессиональном самоопределении учащихся » Январь 2010 год Боголюбова Н. Л. классные руководители 9-х классов

п / п Направления и содержание мероприятий Сроки реализации, участники Ответственные Общешкольные мероприятия Пресс-конференция с Выпускниками школы « Дороги, которые мы выбираем » Февраль 2009 год Февраль 2010 год Боголюбова Н. Л. День открытых дверей в Городском центре занятости населения Апрель 2009 год Апрель 2010 год Боголюбова Н. Л., классные руководители Неделя профориентации Январь 2010 год Боголюбова Н. Л., Психолог, Свиридова А. С., учителя-предметники, классные руководители Деловая игра « Профориентационные мастерские » 9 классы Февраль 2010 год Боголюбова Н. Л., Чернявская Т. Б. Черябушкина Л. И.

п/п Направления и содержание мероприятий Сроки реализации, участники Ответственные Аналитическая работа Первичное анкетирование учащихся: - « Дороги, которые мы выбираем » - « 10 профессий, которые тебе интересны » Февраль 2009 год Боголюбова Н. Л., классные руководители Повторное анкетирование « Дороги, которые мы выбираем » Октябрь 2009 год Боголюбова Н. Л., классные руководители Итоговое анкетирование « Дороги, которые мы выбираем » Январь 2010 год Боголюбова Н. Л., классные руководители Расширенное административное совещание. Круглый стол « Продуктивный личный опыт по реализации структурно-функциональной модели « Допрофессиональная подготовка и профессиональная ориентация учащихся 8-9 классов в году » Январь 2010 год Боголюбова Н. Л., Свиридова А. С., Психолог классные руководители 8-9 классов, учителя-предметники Комплексная диагностика « Мотивационно-ценностная готовность к выбору профиля обучения » 9 классы февраль 2010 год Боголюбова Н. Л., Чернявская Т. Б. Черябушкина Л. И. Выпуск мини-буклетов « Профессиональное самоопределение: помощь учащимся » Февраль 2010 год Боголюбова Н. Л., психолог, Свиридова А. С. Педагогический совет « Итоги реализации комплексно-целевой модели « Допрофессиональная подготовка и профессиональная ориентация учащихся 8-9 классов в году » Февраль 2010 год Боголюбова Н. Л., Свиридова А. С., Психолог классные руководители 8-9 классов, учителя-предметники

Результаты анкетирования 1. Где ты предполагаешь учиться после окончания школы? В вузе - 21 (25 %) В техникуме – 15 (18 %) В ПТУ - 10 (12 %) Пока не решил – 26 (31 %)

2. Задумывался ли ты когда-нибудь о своей будущей профессии? Да – 80 (96 %) Нет С какой профессией тебе хотелось бы связать свою жизнь? Психолог, уфолог, ФСБ, музыкальный работник, массажист, ветеринар, инженер, дизайнер, юрист, предприниматель, пожарный, парикмахер, программист, военный, архитектор, врач, кримминалист, переводчик, автослесарь, помощник машиниста, тренер, банкир 4. Что ты знаешь об этой профессии? -Офицер – защищает Родину -Тренер – учит кого-нибудь физическим упражнениям -Банкир – считает деньги -Психолог – помогает решать проблемы -Следователь – расследует преступления обширного масштаба -Адвокат – защищает людей -Архитектор – проектирует и строит дома -Модельер – шьёт одежду

5. Почему тебя привлекает именно эта профессия? Много платят Большие перспективы Родители работают в данной профессии Интересно, мечтал с детства Люблю считать деньги Хочу защищать Родину Профессия связана с математикой, информатикой Мне как-то зашивали руку и мне это понравилось Мне нравится делать накладные, покупать оптом товар у дилеров, знаю как сделать из рубля два

6. Где и от кого ты получил информацию о профессии: От друзей – 2 (2 %) От родителей – 63 (76 %) От знакомых, других взрослых - 18 (22 %) Из средств массовой информации – 55 (66 %) Из сети интернет - 49 (59%) От учителей на уроках – 17 (20 %) От классного руководителя на классных часах - 48 (58%) В ходе дней открытых дверей Какие из названных источников ты считаешь наиболее надёжными: Дни открытых дверей – 28 (34 %) Интернет – 25 (30 %) Родители – 52 (63 %) Друзья – 4 (5 %) Учителя – 34 (41 %) СМИ – 40 (48 %) Знакомые - 0

8. Предпринимаешь ли ты что-нибудь для подготовки себя к будущей профессии? а) Не вижу в этом необходимости -3 (4 %) б) Хотелось бы что-нибудь сделать, но не знаю, с чего начать – 41 (49 %) в) Частично готовлюсь -49 (59 %) г) Да, готовлюсь к будущей профессии – 15 (18 %) 9. Если ты готовишься к будущей профессии, то укажи, каким образом ты это делаешь? -Читаю про профессии, специальную литературу, нахожу информацию в интернете -Серьёзно изучаю предметы, необходимые для получения профессии -Практикую: делаю маме массаж, делаю сестре причёски, занимаюсь спортом, улучшаю физическую подготовку, делаю эскизы домов, учу кодексы и права человека

10. Какими, по твоему мнению, основными качествами должен обладать специалист той профессии, которую ты хочешь выбрать? Сдержанность, выдержка, целеустремлённость, знания, творчество, смелость, упорство, старание, понимание, коммуникабельность, внимание 11. Если ты ещё не выбрал будущую профессию или сомневаешься в своём выборе, то почему: Не могу выбрать из нескольких вариантов – 10 (12 %) Плохо знаю свои возможности – 23 (28 %) Плохо знаю мир профессий – 18 (22 %) Боюсь, что не справлюсь

Выводы: - Дети задумываются о будущей профессии – 93 %; -Расширяются знания учащихся о мире профессий; -Дети имеют элементарные представления о профессиях, называют качества, которыми должен обладать человек той или иной профессии; -Учащиеся получают информацию о профессиях от родителей (76 %), из СМИ (66 %), из сети интернет (59 %). Увеличивается количество детей, которые среди источников получения информации о профессиях называют классные часы и классных руководителей (58 %); -77 % начали готовить себя к будущей профессии (читают о профессиях, серьёзно изучают необходимые предметы, пытаются практиковать)

Однако Представления о профессиях довольно поверхностны; Качества, которыми должен обладать человек той или иной профессии названы универсальные, не конкретные, те, которые подходят для любой профессии Среди мотивов, по которым учащиеся выбирают профессию доминирует: -материальная сторона; -мотив преемственности, когда учащиеся повторяют профессиональный выбор своих родителей, т.е. продолжают династию; -мотив профессиональной самореализации, когда профессия выбрана самостоятельно, нравится (мечтал с детства) и ребёнок понимает, что только в ней сможет самореализовать себя.

О профессиях дети узнают: -От родителей -Из СМИ -Из сети интернет -От классного руководителя -От знакомых, других взрослых -От учителей (20 %) -От друзей Т. О. учителя-предметники слабо используют возможности учебных предметов для профессиональной ориентации учащихся, их социализации, жизненного самоопределения

Многие учащиеся не могут выбрать профессию, потому что плохо знают мир профессий, свои возможности, а некоторые не уверены в себе 49 % опрошенных хотели бы начать подготовку к будущей профессии, но не знают с чего начать Самые надёжные источники для профессионального самоопределения: - родители – 63 % - СМИ – 48 % - школа – 41 %

Проблемы: Модель «Допрофессиональная подготовка и профессиональная ориентация учащихся» реализуется не в полном объёме; Значительная часть учащихся слабо ориентируются в мире профессий, их знания о мире профессий поверхностны; Слабо используется возможность учебных предметов в профессиональной ориентации учащихся, их социализации, жизненном самоопределении; Отсутствие психологического сопровождения профориентационной работы

Рекомендации: Учителям-предметникам, классным руководителям, школьному библиотекарю: -активизировать работу по профессиональной ориентации учащихся; -Спланировать работу по реализации модели «Допрофессиональная подготовка и профессиональная ориентация учащихся 8-9 классов» на период с сентября по февраль учебного года до 10 сентября 2009 года

«Карточка профессии» «Менеджер туризма» Характеристика профессии Необходимые качества Основные элементы Составляющие каждого элемента Содержание труда Разрабатывает новые туристические маршруты - Умение планировать, предвидеть различные затруднения (-); - Склонность к расчётам, анализу (+,-) Орудия труда Телефонная и мобильная связь - Быстрая обучаемость (+,-); - Высокая скорость в использовании компьютерных технологий (+) Условия труда В офисе, возможны частые командировки - Склонность к частым переездам, путешествиям (-); - Склонность к постоянному повышению своего образования (+) Образование Высшее со знанием двух языков - Умение найти информацию о том, где и как можно получить эту профессию или повысить квалификацию (+,-)