Формирование универсальных учебных действий обучающихся основной школы средствами проектной технологии Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Advertisements

Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Шелудякова Л.Н.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
ФОРМИРОВАНИЕ УУД В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учитель начальных классов Вилочкова Л. И. МОУ «СОШ 2 г. Ртищево Саратовской области»
Метод проектов Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы,
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.
Герасимова О. Ю. МОУ " СОШ 64" г. Магнитогорск Метод проекта Подготовила : учитель начальных классов МОУ « СОШ 64» Герасимова О. Ю. Выступление в рамках.
Подготовила: Гаврилова Т.В учитель технологии МАОУ Армизонская СОШ С. Армизонское, 2012.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Основные требования к проекту 1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической 2. Выполнение.
Проектная деятельность на уроках информатики Преподаватель информатики Н.В.Ли-Ю-Кун.
Горячкина Анна Викторовна, учитель начальных классов МКОУ «Марьяновская СОШ 1» 1.
Исследование Врожденные исследовательские качества Приобретенные исследовательские качества.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
ФОРМЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ: -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ -ТВОРЧЕСКАЯ -ИНФОРМАЦИОННАЯ -ИГРОВАЯ.
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений у обучающихся. Реализация проектной деятельности в школе через решение проектных.
Метод проектов в школе В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается.
Метод проектов на уроке обществознания Государственное областное образовательное учреждение Начального профессионального образования Профессиональное училище.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Транксрипт:

Формирование универсальных учебных действий обучающихся основной школы средствами проектной технологии Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне действовать самому, и я научусь. Китайская мудрость. Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает. Георг Зиммель.

Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Это эффективный метод формирования УУД, который предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности обучающихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ Создать условия, при которых обучающиеся: Самостоятельно и охотно приобретают необходимые знания из разных источников. Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных, практических заданий. Приобретают коммуникативные умения. Развивают исследовательские учения (сбор информации, наблюдение, анализ, построение гипотез, обобщение).

ЦИКЛОГРАММА РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ Педсовет, посвященный проектной работе. Выбор направления и тем. Уточнение руководителей проектов. Формирование состава проектных групп. Обсуждение принципов работы в творческих группах. Постановка задач, планирование работы в группах. Стендовая информация о проектной работе. Графики консультаций, сроки, темы, руководители. Информационный этап работы над проектами. Выбор формы продукта. Выполнение практической части проектов, оформление продукта и портфолио проекта. Презентация проектов. Оценка деятельности участников проектных групп. Педсовет по подведению итогов проектной работы. Общешкольная линейка с вынесением благодарности активным участникам проекта.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Практико-ориентированный проект. Продукт может быть использован в жизни класса, школы, села, района. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Исследовательский проект. Напоминает научное исследование. Выдвижение гипотезы с последующей его проверкой. Используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, социологический опрос и другие.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Информационный проект. Направлен на сбор информации о каком- то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения. Выходом такого проекта являются публикации с СМИ. Результатом может быть создание информационной среды класса, школы. Творческий проект. Предполагает Свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов проекта. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства. Ролевой проект. Ролевой проект является наиболее сложным. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.д.

Взаимодействие учителя и обучающихся в образовательном процессе Стадии Деятельность учителя Деятельность обучающихся 1. Разработка проектного задания 1.1. Выбор темы проекта Учитель отбирает возможные темы и предлагает обучающимся Обучающиеся обсуждают и принимают общее решение по теме Учитель предлагает обучающимся совместно отработать тему проекта Группа обучающихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных обучающимся Обучающиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения

Взаимодействие учителя и обучающихся в образовательном процессе Стадии Деятельность учителя Деятельность обучающихся 1.2. Выделение подтем в темах проекта Преподаватель предварительно вычленяет подтемы и предлагает обучающимся для выбора Каждый обучающийся выбирает себе подтему или предлагает новую Преподаватель принимает участие в обсуждении с обучающимися подтем проекта Обучающиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый обучающийся выбирает одну из них для себя (т.е. выбирают себе роль) 1.3. Формирование творческих групп Преподаватель проводит организационную работу по объединению обучающихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности Обучающиеся уже определили себе роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

Взаимодействие учителя и обучающихся в образовательном процессе Стадии Деятельность учителя Деятельность обучающихся 1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы. Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу Отдельные обучающиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом 1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности Преподаватель принимает участие в обсуждении Обучающиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д. 2. Разработка проекта Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность Обучающиеся осуществляют поисковую деятельность

Взаимодействие учителя и обучающихся в образовательном процессе Стадии Деятельность учителя Деятельность обучающихся 3. Оформление результатов Преподаватель консультирует, координирует работу обучающихся, стимулирует их деятельность Обучающиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами 4. Презентации Преподаватель организует экспертизу(например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.) Докладывают о результатах своей работы 5. Рефлексия Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки. Осуществляет рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия.

Развитие УУД в процессе проектной деятельности Этапы проекта Формируемые УУД Замысел Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач Личностные УУД: осознание обучающимися смысла обучения Регулятивные действия: целеполагание умение самостоятельно планировать пути достижения цели, соотносить свои действия с планируемыми результатами Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других, умение организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли.

Развитие УУД в процессе проектной деятельности Этапы проекта Формируемые УУД Организация деятельности. Осуществление проектной деятельности Личностные УУД: формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи. Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование, контроль, коррекция и оценка деятельности. Познавательных УУД: поиск и выделение необходимой информации, умение сравнивать данные, находить отличия, умение создавать, применять и преобразовывать знаки, символы и схемы для решения учебных и познавательных задач. Коммуникативные УУД: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей.

Развитие УУД в процессе проектной деятельности Этапы проекта Формируемые УУД Презентация результатов Личностные УУД: самоопределение, действия нравственно-этического характера. Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи.

Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий Регулятивные: определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом, понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации

Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий Познавательные: предполагать, какая информация нужна, отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет.

Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий Коммуникативные: организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.), предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий Личностные: формирование самоопределения школьников как граждан России.

Организация проектной деятельности в образовательном процессе Актуальность проекта Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и сегодня стремительно продолжает меняться, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий. Именно об этом идёт речь в Стандартах второго поколения ФГОС. Универсальные способы действий помогут современному школьнику развиваться и самосовершенствоваться в постоянно меняющемся обществе. А для этого должен быть изменён способ обучения. В этом смысле организация учебного процесса должна быть нацелена на формирование УУД, что означает способность ученика к саморазвитию, к самостоятельному усвоению новых знаний. Главная цель педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, личности, желающей и умеющей учиться.

Противоречие В современной теории и практике существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к уровню универсальных учебных действий (компетенций), с одной стороны, и недостаточной подготовкой учителя по формированию универсальных действий, с другой стороны.

Проблемы Ограниченность времени на освоение объемных школьных программ. Низкий уровень умений работать с учебником и другой научной литературой у обучающихся среднего и старшего звена. Снижение мотивации к изучению предмета.

Объект исследования: Процесс формирования универсальных учебных действий. Предмет исследования: Педагогические условия и модель формирования универсальных учебных действий обучающихся основной школы при организации проектной деятельности.

Гипотеза Можно предположить, что организация проектной деятельности обучающихся обеспечит: доступность и понимание учебного материала; повышение внутренней мотивации обучающихся; более высокое качество знаний обучающихся; в результате использования результатов исследований, обучающиеся начнут свободно ориентироваться в учебном материале, научатся выделять главное, будут лучше запоминать изучаемый материал.

Цели и задачи Цель: Формирование универсальных учебных действий обучающихся через организацию проектной деятельности. Задачи: научить самостоятельно искать и перерабатывать информацию и обмениваться ею; способствовать формированию устойчивого интереса к предмету; внести вклад в воспитание личности, способной к самообразованию и адаптированной в современном обществе.

Этапы реализации проекта Первый этап ( уч.г.) - проводился анализ теоретических основ личностно-ориентированного образования и проектной деятельности, а также практики их применения в основной школе. Второй этап ( уч.г.) – организация и проведение проектной деятельности; разработка критериев оценки деятельности обучающихся при реализации проектной технологии. Третий этап ( уч.г.)- применение проектной технологии в процессе формирования УУД, анализ и обобщение итогов работы, систематизация результатов. Формулировка выводов.

Прогнозируемый результат Повышение качества знаний, интереса к предмету, уровня мотивации обучающихся. В результате использования в обучении проектного метода обучающиеся начнут свободнее ориентироваться в учебном материале, научатся практически применять изучаемые знания, решать многообразные проблемы, действовать продуктивно и использовать знания для решения проблемных ситуаций, жизненных задач.

Паспорт проектной работы 1. Название проекта« Давайте жить дружно!» (Как решать конфликты с родителями, учителями) 2. Руководитель проекта 3. Консультант проекта 4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту Психология 5. Возраст учащихся, на который рассчитан проект лет (8 класс, 9 класс) 6. Состав проектной группы 7. Тип проектадолгосрочный, по характеру участия детей – внутришкольный 8. Цель проекта Формирование навыка общения с окружающими. Развитие умения бесконфликтных отношений. 9. Задачи проекта Знать теоретические основы темы. Уметь составлять анкеты, проводить их. Развивать умение анализировать полученные результаты. Воспитывать аккуратность, добросовестность при выполнении проекта. 10. Необходимое оборудование Бумага, ручки, компьютер.

11. Этапы работы над проектом Этапы Деятельность учителя Деятельность обучающихся Образовательный продукт 1 этап Запуск проекта Беседа о содержании проекта. Составление плана работы над проектом Оформление плана работы над проектом. 2 этап Теоретические основы проекта Знакомство обучающихся с теоретическими основами по теме «Психология общения», «Конфликт» Составление конспекта Реферат 3 этап Разработка анкет «Конфликт и общение» Тренинг по разработке и проведению анкет Составление конспекта, разработка анкет Анкеты для учителей, обучающихся, родителей 4 этап Диагностика учителей, обучающихся и родителей Контроль и помощь детям при проведении анкет ирования (консультирование) Проведение диагностики Анкетирование 5 этап Анализ анкет Помощь обучающимся при анализе анкет (консультирование) Проведение анализа полученных результатов Оформление сводной таблицы результатов, Составление вывода работы 6 этап Разработка правил поведения при конфликтных ситуациях Тренинг по разработке правил Составление правил Оформление правил 7 этап Защита проекта Разработка деловой игры Выступление обучающихся на классных часах, родительском собрании Материал к выступлению

12. Предполагаемый продукт проекта: Свод правил поведения при конфликтных ситуациях 13. Аннотация В ходе работы над проектом дети знакомятся с такими понятиями как «конфликт», «общение», учатся разрабатывать анкеты, проводить их, обобщать результаты. На основе данной работы обучающиеся напишут рефераты, составят свод правил поведения при конфликтных ситуациях для родителей, обучающихся, учителей.

Паспорт проектной работы 1Название проекта«Наш учебник русского языка» 2Руководитель проекта 3Консультант проекта 4Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту Русский язык 5Учебные дисциплины, близкие к теме проекта Литература 6Возраст обучающихся 12 лет 7Состав проектной группы 8Тип проекта Творческий, внутриклассный, долгосрочный. 9Цель проекта Систематизировать знания обучающихся по теме «Морфология». Собрать дидактический материал для кабинета русского языка. 10Задачи проекта 1. Воспитание интереса, осознанного отношения к русскому языку. 2. Развитие навыков и умений самостоятельной работы. 3. Развитие креативности обучающихся.

14Предлагаемые продукты проекта Сборник дидактического материала по теме «Морфология» 15Аннотация Научить детей осознанному пониманию частей речи русского языка, принципам их классификации – одно из направлений работы учителя. Работа над данным проектом позволит развить коммуникативную компетенцию детей, сформировать ценностное отношение к языку и навыки самостоятельной творческой работы. В ходе работы над проектом дети напишут грамматические сказки, составляют ребусы, кроссворды, нарисуют или словесно опишут портреты частей речи.

Паспорт проектной работы 1. Название проекта Формирование здорового образа жизни через регулярные занятия спортом. 2. Учебный предмет в рамках которого проводится работа по проекту Физическая культура 3. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта История, физическая культура, ОБЖ. 4. Возраст обучающихся, на которых рассчитан проект 13 – 17 лет 5. Тип проекта.Практико-ориентированный проект. 6. Цель проекта. Формирование нравственных качеств личности в процессе занятий физической культуры. 7. Задачи проекта.1. Овладение обучающимися теоретическими знаниями в области физической культуры. 2. Формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья обучающихся. 8. Вопросы проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения. Способы формирования самостоятельности в процессе занятий физической культурой. Способы формирования силы воли, выносливости в процессе занятий физической культурой. Способы формирования черт коллективизма в процессе занятий физической культурой. 9. Необходимое оборудование.Гимнастические снаряды.

13. Этапы работы над проектом. Этапы.Деятельность обучающихся Образовательный продукт. 1 этап. Запуск проекта.Беседа о содержании проекта, сообщение целей задач проекта. Создание плана работы над проектом. 2 этап. Изучение теоретического материала по теме проекта Значение спорта в жизни человека. Изучение индивидуального уровня физического развития. Создание индивидуального комплекса Утренней гимнастики (7-8 гимнастических упражнений). 3 этап. Поиск информации Выдающиеся спортсмены мира. Подготовить сообщения о спортсменах. 4 этап. Сбор информации.История олимпийских игр.Оформление стенда. 5 этап. Экспериментальный.Неделя без сигареты.Ведение дневника эксперимента. 6 этап. Практический.В ходе работы над проектом участие в школьных и районных спортивных соревнованиях. Учёт индивидуальных достижений в спорте участников проекта. 7 этап. Защита проекта.Показательные выступления по гимнастике. Создание папки работы над проектом.

Аннотация Работа над проектом предполагает теоретический и практический этапы. Тема проекта актуальна и имеет большое воспитательное значение для подростков. Систематические занятия спортом способствуют формированию нравственных качеств у обучающихся: настойчивости в достижении целей, силы воли, самостоятельности, коллективизма. Не менее значимы занятия физической культурой и для укрепления здоровья детей. Работа над проектом должна способствовать формированию у обучающихся здорового образа жизни.