Профессиональное образование в условиях инновационного развития экономики В.М.Жураковский, Национальный фонд подготовки кадров По итогам Всероссийской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.
Advertisements

«Инновационные подходы к подготовке кадров для высокотехнологичного производства в рамках приоритетного национального проекта «Образование» Концепция проекта.
Облецова В.Н. Филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина » в г. Смоленске г. Смоленск, Россия.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
Обновление системы повышения квалификации в Тамбовской области в условиях реализации РКПМО Тамбов, 2008.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Выполнение регионального заказа на учебный год.
Краевая экспериментальная площадка. Разработка и апробация модели сетевого взаимодействия ГОУ СПО «Читинский политехнический колледж» с образовательными.
Департамент образования Тверской области О модернизации системы профессионального образования Тверской области в годах Куликов Д.А., заместитель.
Основные направления развития профессионального образования Российской Федерации (модернизация системы профобразования)
Развитие сети федеральных инновационных площадок (ФИП). Общественное обсуждение направлений деятельности сети ФИП: от дошкольного до профессионального.
Проект Государственная программа «образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в годы»
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в годы»
Республиканская программа действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республике на годы и.
Министерство образования и науки Красноярского края Подготовка конкурентоспособных рабочих и специалистов среднего звена в контексте реализации инвестиционных.
Калачева Наталья Александровна Директор КГБОУ СПО Технический колледж.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С РЕГИОНАМИ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ Конференция «Формирование сети федеральных.
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
Транксрипт:

Профессиональное образование в условиях инновационного развития экономики В.М.Жураковский, Национальный фонд подготовки кадров По итогам Всероссийской конференции представителей учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования – участников реализации инновационных образовательных программ в рамках приоритетного национального проекта «Образование» на тему: «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ» (11 декабря 2008 года, Москва, АНХ при Правительстве РФ0

2 Региональное распределение участников ПНПО – вузы вузов – участников проекта Преимущественно вузы технического профиля, а также классические университеты, гуманитарные и отраслевые вузы. Сроки реализации 2006 – 2007 г.г. (17 вузов); 2007 – 2008 г.г. (40 вузов) Объем государственной поддержки - 30 млрд. руб., объем софинансирования - 8 млрд.руб.

3 Участниками ПНПО в 2007 и 2008 гг. являются 243 учреждения НПО/СПО из 58-ми субъектов РФ Из них: 140 техникумов и колледжей (СПО) и 103 училища и лицея (НПО). 179 ОУ находятся в региональном ведении, включая органы управления образованием и региональные ведомства 64 ОУ - в федеральном. Этим участникам было выделено всего 6,2 млрд. руб. Софинансирование - 6,9 млрд. руб.

4 Вариативная часть ГОСНовые профессии и специальности Модульные, многопрофильные, интегрированные программы, краткосрочные курсы, новые образовательные ресурсы, учебно-методические комплексы, технологический бакалавриат Распространение инновационных методик и технологий обучения Перечни компетенций, Профессиональные стандарты Софинансирование программ Региональные Советы и Комиссии Создание некоммерческих партнерств Целевые региональные и корпоративные программы Договорная деятельность на подготовку/ переподготовку кадров под заказ предприятия Договорные отношения между предприятиями субъектов РФ и учебнымизаведениями по поводу аренды площадей и оборудования; лизинг; концессии Региональный (корпоративный) заказ на подготовку кадров Государственно-частное управление автономными ОУ Образовательные кластеры РЕСУРСНЫЕ ЦЕНТРЫ центры сертификации квалификаций Маркетинговые службы Учебные полигоны и производственные участки на предприятиях Информационно- методические центры, центры менеджмента качества Центры дистанционного обучения Центры развития карьеры Инновационные центры - инкубаторы Региональная инфраструктура, обеспечивающая взаимодействие рынков труда и образовательных услуг Институциональные изменения. Изменения структуры региональной сети Координационные/Попечи-тельские /Управляющие советы учреждений Советы по управлению проектами с участием стратегических партнеров Управленческие технологии, ориентированные на результат Новые организационные механизмы в управлении создание системы обучения, отвечающей потребностям рынка труда Инновационная инфраструктура Повышение квалификации педагогических и управленческих кадров Внедрение механизмов государственно-частного партнерства Комплекс ключевых изменений в рамках ПНПО по построению инновационной модели профессионального образования (НПО/СПО) 4

5 Программы ДПОУМК и УММ нового поколения Приоритетное развитие программ уровневого образования: магистерских и бакалаврских Распространение новых методи и технологий обучения Перечни компетенций, стандарты нового поколения Софинансирование программ Базовые кафедры предприятий Совместные аналитические центры Дипломы студентов, заказанные предприятиями Договорная деятельность на подготовку/ переподготовку кадров под заказ предприятия Участие в работе Советов попечителей, наблюдательных советов Коммерциализация НИР и НИОКР Создание ВТК вне рамок организационных структур Образовательные кластеры Наблюдательные советыОтделы развития, отделыпроектной деятельности Маркетинговые службы Студенческие инкубаторы, бизнес-инкубаторы Современная база для научных исследований: лаборатории,УНИК, НОЦ, УНПО, технопарки, ЦКП Совместные с РАН лаборатории и центры Центры развития карьеры Центры компетенций Современная инфраструктура, обеспечивающая взаимодействие рынков труда и вузов Институциональные изменения. Рост влияния на развитие регионов, отраслей Управления, отделы и службы менеджмента качества Структуры по управлению проектами с участием стратегических партнеров Советы попечителей, наблюдательные советы Новые организационные механизмы в управлении создание системы обучения, отвечающей потребностям рынка труда Инновационная инфраструктура Повышение квалификации педагогических и управленческих кадров Внедрение механизмов государственно-частного партнерства Комплекс ключевых изменений в рамках ПНПО по построению инновационной модели профессионального образования (ВПО) 5

6 Создание системы обучения, отвечающей потребностям рынка труда, педагогические инновации 6

7 Укрепление связей с работодателями, внедрение механизмов государственно- частного партнерства

8 Инновационная инфраструктура Увеличение базовых показателей, в разы

9 Кадровый потенциал

10 Эффекты, полученные региональной системой профессионального образования в результате реализации ПНПО на примере НПО/СПО 1 Работодатели стали активнее участвовать в развитии региональной системы профессионального образования, помогать обновлению содержания учебно-методического материала и учебно-материальной базы образовательных учреждений 2 Опыт разработки новых образовательных продуктов используется учебно-методической службой региона, системой повышения квалификации 3 Опыт использования ОУ – участником ПНПО инновационных технологий и методик обучения заинтересовал и стал внедряться в других ОУ региона 4 Реализация ИОП способствовала развитию сетевого взаимодействия образовательных учреждений, увеличила потенциал региональной системы профессионального образования 5 Местные администрации стали оказывать большую поддержку образовательным учреждениям 6 Участие в ПНПО отдельных ОУ способствовало созданию в регионе системы внешней оценки качества образования с участием работодателей, налажено сетевое взаимодействие ОУ НПО/СПО Уд. вес ответов представителей органов управления образованием

11 Эффекты, полученные работодателями при реализации ПНПО на примере НПО/СПО 1Возросла мотивация работодателей к участию в проведении внешней оценки качества профессионального образования 2Установлены тесные контакты с образовательными учреждениями облегчило работодателям поиск работников нужной квалификации, сократило их затраты на подбор кадров 3Работодатели получили новый инструмент влияние на содержание профессионального образования 4Ускорился процесс профессиональной адаптации молодых рабочих кадров, поступивших на предприятие после окончания 5Государственный заказ на подготовку рабочих кадров по профилям подготовки с использованием новых учебных программ увеличился в соответствии с потребностями региональной экономики 6Создание новых организационных форм учреждений НПО/СПО помогло работодателям оптимизировать расходы на подготовку и переподготовку кадров 7Разработанные в рамках ПНПО новые учебные программы и т.п. используются работодателями в системе внутрифирменной переподготовки персонала 8Улучшились показатели занятости по муниципальным образованиям, снизилась численность нетрудоустроенных выпускников профессионального образования

12 Эффекты, полученные в системе ВПО Создана основа распределенной системы подготовки кадров по нанотехнологиям и наноматериалам на базе ведущих российских вузов, в направлении кадрового, научно- методического и материально-технического обеспечения. Сформированы уникальные возможности для проведения высокопроизводительных вычислений любой сложности с использованием установленных суперкомпьютеров (Москва, Томск, Нижний Новгород и др.) и развития межвузовского взаимодействия Создана и апробирована научно-методическая база подготовки инновационных менеджеров (МФТИ, МИЭТ, МГТУ, ТУСУР, ТГУ, СГАУ, ННГУ и др.) Проведена коренная модернизация материально- технической базы обучения и исследований с формированием возможностей широкого доступа к уникальному учебно-исследовательскому оборудованию (ЦКП, ЦК, ЦП и др.) В ведущих вузах страны появились портфели заказов на проведение исследований и совместные разработки на 2-3 года.

13 Внутренние эффекты для вузов-участников ПНПО Произошла заметная (выше, чем первоначально ожидалось) активизация профессорско- преподавательского состава в части учебно-методических и исследовательских разработок, публикационной активности. Широкий круг руководителей и исполнителей по основным направлениям программ приобрел опыт проектной деятельности в жестких финансово-организационных условиях. Налицо существенное возрастание конкурентоспособности университетов в области научных исследований. Осуществлена реформа управления учебно-методическим блоком университетов, а также рядом других подразделений и служб, произошли кадровые перестановки, усилилось взаимодействие между вузовскими подразделениями, возник синергетический эффект от деятельности различных подразделений в смежных научно-образовательных областях.

14 Возможные направления развития результатов ПНПО и поддержки инновационных образовательных учреждений Опора на сильных: продолжение государственной поддержки программ развития инновационного потенциала лучших вузов или их подразделений (национальные исследовательские университеты). Поддержка межвузовского взаимодействия и партнёрств с наукой и реальным бизнесом (совместная образовательная и научная деятельность, выход на российский и глобальный рынки). Развитие полученных результатов в увязке с программами отраслевого и регионального развития, реализацией подготовленной Правительством Концепции развития страны до 2020 года, а для этого: экспертная работа: вычленение из опыта ПНПО лучшего, наиболее важного, наиболее перспективного с точки зрения современной модели профессионального образования системные государственные меры по развитию и распространению важнейших, наиболее перспективных результатов в постпроектный период специальные усилия самих вузов по удержанию результатов своих программ и темпов своего роста

15 «Современная модель образования 2009 – 2012г.г.» - основные направления Инновационность базового образования: ФГОС на компетентностной основе; уровневое образование, «прикладной бакалавриат», модульный подход; новая сеть, федеральные и национальные исследовательские университеты; поддержка регионов, внедряющих современную модель образования – «деньги в обмен на обязательства»; формирование вузовского сегмента национальной инновационной системы. Непрерывное образование: квалификационные рамки и сертификация квалификаций совместно с работодателями; налоговое стимулирование и финансовые сертификаты; поддержка организаций, предлагающих качественные программы непрерывного образования. Оценка качества: общественно-профессиональная аккредитация; участие потребителей в контроле и оценке; оплата труда в ориентации на качество. Инструменты социального развития: нормативно-подушевое финансирование; новые организационно-правовые формы; целевой капитал; адресные стипендии и кредитование; социализация лиц с ограниченными возможностями.