Представление опыта работы по теме: Формирование социальной компетентности учащихся на уроках обществознания посредством деятельностного подхода в учении.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
Advertisements

Формирование ключевых компетенций на уроках истории.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1»
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
L/O/G/O Современный урок в начальной школе МСОШ 31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля г. Нижневартовск.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
« Добровольческое движение как средство развития социальной компетентности школьников» учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ 12 г. Ржева Шубелевой.
Формирование УУД Педагогические технологии. НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ НОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Педагогическое конструкторское бюро. Тема «Формирование, развитие и мониторинг ключевых компетенций учащихся».
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Компетентностный подход на уроках биологии. Учитель биологии Барон О.А.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

Представление опыта работы по теме: Формирование социальной компетентности учащихся на уроках обществознания посредством деятельностного подхода в учении И.Б. Быкова, учитель истории и обществознания МВСОУ «Каслинская В(С)ОШ 31» Каслинского муниципального района

Социальная компетентность соотнесение собственных целей с интересами социума взаимодействие, диалог, оценка действий новые поведенческие установки и ценностные ориентации

Значимость социальной компетентности адаптация в обществе готовность к социальному взаимодействию самореализация проявление гражданской позиции

Значимость формирования социальной компетентности для учащихся общеобразовательных школ при исправительных учреждениях период формирования социальной компетентности прошёл (3-7 лет) задача организовать образовательный процесс и усвоение информации таким образом, чтобы учащиеся увидели необходимость развития в социальном и духовном плане, ощутили желание измениться

Значимость формирования социальной компетентности для учащихся общеобразовательных школ при исправительных учреждениях наличие негативного социального опыта или отсутствие опыта задача ресоциализация личности

Значимость формирования социальной компетентности для учащихся общеобразовательных школ при исправительных учреждениях изменение личности, трудности социальной адаптации, не знание общества задача -поддержка позитивных намерений учащихся измениться самим и изменить свою жизнь -возвращение в социум людей, способных без постороннего контроля и опеки вести жизнь, достойную человека

Образование - фактор, способствующий подготовке возвращения осужденных в социум цель работы педагогического коллектива школы в учебном году: формировать образованного, социально сориентированного и готового к жизни на свободе учащегося

Роль школьного курса обществознание в формировании социальной компетентности учащихся интегрирует знания о человеке и социуме вводит в мир общественных отношений учит жить и созидать, адекватно реагировать на изменения способствует социализации

идея и новизна программы– отражение социальной компетентности в целях, организации процесса, прогнозировании результатов, механизмах их достижения, измерителях программа формирования социальной компетентности учащихся на уроках обществознания «Познание мира через познание себя» создать условия для формирования социальной компетентности учащихся посредством деятельностного подхода средство: изменение подходов к образовательному процессу и его результатам цель:

Методический инструментарий реализации программы формирования социальной компетентности учащихся Педагогические технологии Формы учебных занятий Методы обучения и учения - развивающее обучение - проблемное обучение - технология критического мышления - самостоятельная учебная деятельность -метод проектов - игровая технологий - информационно- коммуникационные технологии -урок-беседа -урок-диалог -урок - деловая игра -урок - ролевая игра -урок – экскурсия -урок – практикум -урок – лабораторная работа -урок – семинар -урок – конференция -репродуктивный - поисковый -проблемный - исследовательский

Этапы формирования социальной компетентности подготовительный этап этап освоения учебными действиями этап отработки учебного действия цель: -выявить личностное отношение учащихся к фактам, процессам, явлениям жизни общества -определить уровень имеющегося социального опыта, усвоения социальных норм средства: -наблюдение -анкетирование -тестирование -система вопросов (Почему? Ваша позиция? Отношение? Что делать?) цель: накопить знания о способах учебной деятельности средства: система вопросов, заданий, учебных ситуаций, моделирование ситуаций источники информации выступают в качестве: -объектов приложения компетенции (в качестве источника информации) -средств формирования компетенции критерии сформированности компетентности: -полнота -рациональная последовательность -осознанность выполняемых учебных действий: -поиск, отбор информации - характеристика - анализ - выявление причинно- следственных связей - аргументирование - решение конкретных ситуаций

Задания на формирование социальной компетентности личностно- значимые знания -повышения уровня восприятия, осознания, использования информации -освоение социального опыта практико- ориентированные

Уроки формирования социальной компетентности ученик: добывает и применяет новые знания, осваивает способы действий, приобретает опыт деятельности переход от самостоятельной учебной деятельности в учебной ситуации к практической деятельности в реальной жизни надпредметные, универсальные умения поиск информации усвоение знания отработка учебного действия освоение опыта

Формы урока – формирование социальной компетентности получение социально-значимой информации диалог общение толерантность решение проблемы аргументация точки зрения личностная позиция ценностные ориентации приобретение опыта беседа лекция дискуссия

Формы урока – формирование социальной компетентности работа с различными источниками информации анализ и синтез информации моделирование ситуации решение проблемы аргументация точки зрения «проживание» социальных ролей личностная позиция приобретение опыта практикум семинар деловая и ролевая игра

Виды учебной деятельности – формирование социальной компетентности игровая деятельность, моделирование ситуации проектная деятельность решение проблемной задачи, ситуации самостоятельная работа с источниками информации поиск усвоение анализ аргументация общение апробация адаптация мышление самостоятельность ответственность применение опыт

Метапредметность социальной компетентности организация образовательного процесса содержание универсальные учебные действия обществознание история география литература языки

Социальная компетентность – преемственность: учебный предмет – внеклассная деятельность Виды внеурочной деятельности Формирование социальной компетентности - беседа - классный час - воспитательное мероприятие -предметная олимпиада -предметная неделя -получение и применение информации - усвоение социального опыта - формулирование и аргументация собственной точки зрения - формирование личностного отношения, активной жизненной позиции - формирование толерантности, патриотизма

Оценка уровня сформированности социальной компетентности учащихся уровень достижения образовательных результатов определяет способность учащихся решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний при планировании результатов реализации компетентностной модели традиционные способы оценивания не работают новизна реализация программы формирования социальной компетентности вывод

Используемые методики диагностирования учащихся методика самоактуализации личности (Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская) методика «ассоциативный тест» (Т.П. Гурина) анкетный опрос «самооценка интеллектуального и нравственного потенциала личности» (П.И. Третьяков) задания, позволяющие выявить уровень социального в ученике: социальный опыт, личностное отношение, владение универсальными учебными действиями

Особенности и проблемы диагностирования проблема сменяемый состав классов проблема 2008 – 2009 учебный год – 9 класс 2011 – 2012 учебный год – 12 класс стабильный состав учащихся – 40 % решение мониторинг реализации программы проведён на контрольной группе учащихся 12 класса в составе 15 человек

Критерии оценки уровня сформированности компетентности способность понимать и объяснять социальные явления и процессы способность ориентироваться на общественные ценности, нормы, идеалы владение способами деятельности, навыками общения, сотрудничества, толерантности обладание знаниями и социальным опытом наличие активной жизненной позиции

Учащиеся умеют общаться в обществе

Учащиеся умеют использовать полученные знания, проявлять личностное отношение к общественным явлениям и процессам, у них развиты творческие способности, качества инициативной личности

Уровень сформированности социальных компетенций

результаты стабильны тенденция роста средний уровень компетентности

позитивные результаты работы обусловлены системой преподавания и разнообразием методического инструментария результативность указывает на актуальность темы, подтверждает необходимость продолжения работы и диссеминации опыта ресоциализация учащихся ре перспектива работы: ресоциализация учащихся

Для чего? социализация личности Посредством чего? компетентностный подход Почему? требование времени