Нормативное и методическое обеспечение введения обязательного комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» с 01.09.2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Родительское собрание О комплексном курсе «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)
Advertisements

«Введение комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» с г.» Родительское собрание.
Родительское собрание О комплексном курсе «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)
Основы религиозных культур и светской этики (орксэ)
Родительское собрание О комплексном курсе «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)
Введении учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики»
Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях города Братска в 2012 году.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации Министерство образования Московской области.
Министерство образования Московской области. Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений Московской области комплексного.
В ведени е обязательного комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Распоряжение Правительства РФ от «Об утверждении плана мероприятий по введению ОРКСЭ во всех субъектах РФ»; - Приказ Минобрнауки РФ от
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
«Введение комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» с г.» Родительское собрание 15 марта 2012 года.
Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса "Основы религи- озных культур и светской этики"
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и.
Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"
Ползюкова О.Н Выбор модуля комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ОРКСЭ Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации.
Транксрипт:

Нормативное и методическое обеспечение введения обязательного комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» с г. Скрипова Н. Е., зав. кафедрой начального образования ЧИППКРО, к.п.н.

Наименование обязательного учебного предмета Федеральный компонент ГОС г. Обязательный комплексный учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (введение в штатном режиме с г.) ФГОС НОО г. Предметная область/Обязательн ый учебный предмет «Основы духовно- нравственной культуры народов России» (введение в 4 и 5 кл. работающих в пилотном и штатном режиме по ФГОС НОО)

Два названия – один предмет Основы религиозных культур и светской этики Основы духовно-нравственной культуры народов России ФК ГОС (2004 г., изменения 2012 г.) ФГОС (2010 г.) 4 класс I – IV четверть (34 часа) 4 класс – III четверть (17 часов) 5 класс – I четверть (17 часов) 6 модулей Нет модулей

Нормативное обеспечение Распоряжение Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. 84-р «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики»

Нормативное обеспечение. Федеральный уровень План мероприятий по введению с учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» Приказ Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. N 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» Приказ Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. N 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»

Нормативное обеспечение. Региональный уровень Приказ Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13 февраля 2012 г «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года в общеобразовательных учреждениях Челябинской области комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики» Приказ Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24 февраля 2012 г «О внесении изменений в областной базисный ученый план начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012 – 2013 учебный год» Информационно-методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «Об изучении предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области, апробирующих ФГОС НООписьмо

Нормативное обеспечение С 1 сентября учебного года курс «Основы религиозных культур и светской этики» будет включен в обязательную часть образовательной программы 4-го класса начальной школы в объеме 34 часа (1 час в неделю) в течение всего учебного года. Предусмотрено увеличение количества учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования за счет регионального компонента, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования - 6-дневная рабочая неделя, 5-дневная рабочая неделя - за счёт образовательной области «Филология».

Учебно-методическое обеспечение преподавания комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» Образовательные учреждения, учителя могут использовать все учебники, которые есть в федеральном перечне учебников рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный перечне В году рекомендуется для использования только комплект учебников издательства «Просвещение», так как остальные учебники по модулям ещё не получили одобрения соответствующих религиозных конфессий и могут содержать недостоверную информацию по религиозным культурам.

Нормативная база «Закон об образовании» При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Статья 55.4.

УМК издательства «Русское слово»

Учебно-методический комплект издательства «Просвещение»

УМК издательства «Дрофа»

УМК издательства «Мнемозина»

УМК издательства «Вентана- Граф»

УМК издательства Баласс

Методическое обеспечение: ФГОС НОО ФГОС общего образования ставит одной из задач «духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий». Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой законодательно закрепленный социальный заказ для общего образования.

В учебном году четвёртые классы работают по федеральному компоненту ГОС 2004 года, соответственно, изменения вносятся именно в эти документы, а не в ФГОС начального общего образования

Изучение ОРКСЭ преследует следующие цели: развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Задачи учебного предмета ОКРСЭ знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Выбор 4-го класса для преподавания курса ОРКСЭ обусловлен несколькими причинами: социально-психологические особенности обучающихся данного возраста (бесконфликтность, мягкость, доброта, сопереживание) созвучны содержанию курса ОРКСЭ; к 4-му классу, как правило, установлены доверительные взаимоотношения между учителем начальной школы, обучающимися и их родителями, что способствует эффективности усвоения курса ОРКСЭ; в 4-м классе отсутствует дополнительная умственная и эмоциональная нагрузка, вызванная увеличением количества изучаемых предметов на второй ступени обучения, сменой педагогов и другими факторами.

О направлении методических материалов ОРКСЭ (Министерство образования и науки РФ) Методические материалы для учителей и организаторов введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах Российской Федерации

Каковы правовые основы преподавания сведений о религиозных культурах в государственной и муниципальной общеобразовательной школе? Чем отличается преподавание религиозной культуры от преподавания религии? 1. Преподавание основ религиозных культур в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации: Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях». 2. В соответствии с конституционными нормами о запрете установления государственной или обязательной идеологии или религии (ст.ст. 13, 14 Конституции Российской Федерации) изучение религиозных культур и светской этики проводится по свободному выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних. 3. В рамках преподавания комплексного курса не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается преподавание вероучения. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы (статья 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», далее - Закон). Такое обучение может вести религиозная организация. 4. В соответствии с п. 3 статьи 27 Закона деятельность по обучению детей религии могут осуществлять только религиозные организации, которые имеют документ, подтверждающий их существование как юридического лица на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет.

Почему изучение религиозных культур и светской этики должно быть включено в программу обучения общеобразовательной школы? Как соотносится преподавание религиозных культур с содержанием образования, его целями и задачами? Согласно приказу Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. 373 об утверждении и введении в действие ФГОС НОО - направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности, сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой народов России. Знакомство с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей.

Какие аспекты религиозных культур будут, а какие не будут изучаться в рамках комплексного курса? Содержание модулей по религиозным культурам ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой (история, традиции, нравственные ценности, выдающиеся представители и т.п.) и не включает специальных богословских вопросов. Преподавание светской этики основывается на общих для всех россиян гражданских нравственных ценностях и нормах. Содержание каждого модуля комплексного курса ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений.

Как формировать взаимопонимание и уважение к взглядам другого у учеников, изучающих разные модули? Образовательному учреждению рекомендуется не разделять учеников одного класса на группы на 1-м, 30-м и последующих уроках. Содержание 1-го и 30-го уроков - общее для всех модулей. На м уроках рекомендуется провести презентацию творческих работ учащихся перед одноклассниками и родителями. Это позволит каждому ученику узнать о тех духовных, этических традициях, которые изучали его одноклассники, будет способствовать формированию у него уважительного отношения к другим взглядам и ценностям, к людям другого мировоззрения. Последние уроки могут быть отведены для проведения школьно-семейного праздника «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия. По усмотрению образовательного учреждения школьно-семейный праздник может быть проведен в рамках внеурочной деятельности. Взаимопонимание между учениками укрепится, если учителя, преподающие разные модули курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики», будут работать как одна педагогическая команда. Образовательному учреждению, школьному округу, муниципальному образованию рекомендуется в период апробации курса сформировать методическое объединение из учителей, преподающих разные модули. В рамках этого методического объединения могут решаться задачи: 1) разработки технологий и содержания преподавания курса в целом и отдельных модулей с учетом региональных условий и возможностей образовательного учреждения; 2) выстраивания системы межпредметных связей как между отдельными модулями, так и между новым курсом и другими предметами; 3) организации педагогической работы с семьями учеников, изучающих новый курс; 4) организации проектной и внеучебной деятельности обучающихся.

1 и 4 блоки, посвящённые патриотическим ценностям, межкультурному и межконфессиональному диалогу будут проводиться для всего класса вместе. Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Урок 1. Россия - наша Родина Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России Урок 31. Подготовка творческих проектов Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России

Какой может быть система оценки знаний по вводимому курсу? Будут ли учитываться оценки по данному курсу при выведении общей успеваемости ученика? Министерство образования РФ не рекомендует школам оценивать этот курс, так как его цель - воспитание толерантности. При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться, исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна его для них, численность групп и другое). Предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются.

Что следует делать, если родители говорят, что им все равно, что будет изучать их ребенок? Может ли какой-то из этих модулей быть выбран по умолчанию? Можно ли менять модуль? Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать ребёнок. Организация процедуры выбора в обязательном порядке должна включать участие школьного совета. Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка. Наряду с организацией в школах коллективного ознакомления родителей школьников с образовательной программой, проведением родительских собраний, конференций, может потребоваться и индивидуальная работа, собеседование с отдельными семьями, родителями, особенно из числа тех, кто испытывает трудности в социальной адаптации. Порядок такой работы может быть определён школьным советом (органом самоуправления в школе) с участием родительского сообщества.

Сколько детей в классе или параллели должны выбрать тот или иной раздел курса, чтобы для них был выделен специальный учитель и организована учебная группа? В соответствии с компетенциями образовательного учреждения, закрепленными Законом Российской Федерации «Об образовании», решение о возможном количестве учебных групп и организации изучения курса в рамках образовательной программы принимает школьный совет с учётом имеющихся условий и ресурсов в каждой конкретной школе, а также возможностей сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями. Нецелесообразно решать этот вопрос формально, установив нижнюю границу наполняемости учебной группы без учета конкретных условий и возможностей. Вместе с тем,; в/ рамках изучения курса при возникновении соответствующей потребности можно предусмотреть организацию учебных групп школьников по тому или иному модулю курса из нескольких классов на базе одной школы и из нескольких классов ближайших по территориальному расположен школ.

В какой мере к процессу преподавания могут быть привлечены родители, представители религиозных организаций, диаспор? Вести курс могут исключительно педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку. В ходе подготовки учителей возможно проведение встреч с представителями религиозных организаций. Также целесообразно использовать педагогические возможности образовательных экскурсий в музеи, выставки, центры дополнительного образования детей, реализующие различные авторские образовательные программы в области культуры, этики, морали, духовно- нравственного воспитания. Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в общеобразовательном учреждении не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото/видео/аудио формате. В случае особой необходимости (например, содержащиеся уникальные экспонаты духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках комплексного курса может быть организовано при согласии родителей (законных представителей) каждого обучающегося и при соответствующем согласовании с представителями религиозных организаций, при обязательном условии неучастия обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии (пункт 5 статья 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Целесообразно приглашать родителей, участников местного сообщества на завершающие открытые мероприятия, уроки-инсценировки, уроки-праздники и т.п., а также наладить системное тесное сотрудничество с родителями школьников на протяжении всего изучения курса.

полностью завершен выбор модулей этого курса в 77 субъектах РФ. "Основы светской этики" выбрали 47% учащихся, "Основы православной культуры", - 28,7%, "Основы мировых религиозных культур" - 20,3%, "Основы исламской культуры" - 5,6%, "Основы буддистской культуры", - 1,2%, "Основы иудейской культуры" - 0,1%.

Планируемые результаты освоения модуля образовательной программы: учитель должен знать основные этапы развития истории мировых религий, иметь представление об основах религиозных культур и светской этики; учитель должен уметь организовать учебно-воспитательный процесс с учетом задач духовно-нравственного воспитания школьников.

Разъяснительная работа с (родительской, педагогической) общественностью Повышение квалификации педагогов Комплектование учебно-методического обеспечения Перспективы работы

Рабочие тетради для школьников по каждому учебному модулю; Примерные поурочные методические разработки для учителя; Примерные методические рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках всех модулей курса ОРКСЭ.; Примерные методические рекомендации по работе с родителями обучающихся и повышению их педагогической культуры, включающие содержание работы с родителями. Материалы на электронных носителях, включающие дополнительный учебно-воспитательный материал по каждому модулю: документальные фильмы, художественные фильмы для просмотра на уроках и в семье, развивающие компьютерные игры и т.д., дополняющие содержание учебников и рабочих тетрадей. Методическое обеспечение деятельности учителя и ученика должно включать

Перспективы развития курса ОРКиСЭ

Осталось главное – проложить путь к сердцам их детей. Как говорится, в добрый путь!