Культура языческой Руси. План 1. Понятие культуры. 2. Бытовая культура. Чупров Л.А МОУ СШ 3 с. К-Рыболов Ханкайского района Приморского края высшая категория.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Русь языческая. Пантеон славянских богов.
Advertisements

Единых для всего славянского мира представлений о богах не существовало : поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства,
Род – является главным божеством в славянском Пантеоне. Создатель всего, первичный дух, Первобог, Прабог. Рода также называют Вышним богом или Всевышним.
СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ. Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все.
Язычество восточных славян План 1. Религия древних славян. Язычество. 2. Пантеон славянских богов. 3. Духи и существа.
В период образования государства славяне придерживались языческий верований В период образования государства славяне придерживались языческий верований.
Древнеславянская культура Автор: Надежда Викторовна Желудкова, учитель истории и обществознания, МКОУ Ястребовской СОШ Ачинский район Красноярский край.
1.Из истории... 2.Обряды. 3.Боги. 4.Автор. 5.Библиографический список.
ЯЗЫЧЕСТВО Верования древних славян.. Тотемы Медведя и Волка.
Верования восточных славян. Презентация к уроку «Занятия, верования и общественный строй славян», 6 класс Досимова К.У., учитель МБОУ «Сизобугорская СОШ»
Обожествление природы. «Волокут волоком». Н. К. Рерих «Волокут волоком». Н. К. РерихН. К. РерихН. К. Рерих.
Богиня Лада.. Немного о Ладе. Богиня Лада является одной из самых главных богинь в языческом пантеоне. Она дочь Рода (иногда считается женской ипостасью.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ЛИТЕРАТУРА 5 класс Учитель Дорошенко Татьяна Леонидовна Специальная (коррекционная) школа-интернат II вида 48 г.Ростова-на-Дону.
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ ДО ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА Урок ОПК 7 4 класс Закутская Н.Д.
Мифы древних славян.. Религия древних славян. Перун - бог грома и молнии Перун славянский бог грозы, бог грома и молнии. Перуна считали покровителем воинов.
Религия древних славян План: 1.Язычество – религия древних славян. 2. Пантеон славянских богов. 3. Языческие обряды и праздники.
Пантеон славянских богов Духи и существа Ритуалы и обряды.
Создал видимый мир. Славяне считали его первым богом, все остальные боги это его дети и внуки.
Галактионова Н.В. Учитель истории и обществознания МБОУ «БСОШ»
Славянские боги. С древнейших времен, еще задолго до принятия христианства, наши предки обожествляли непонятные им силы природы и поклонялись рекам, скалам,
Транксрипт:

Культура языческой Руси. План 1. Понятые культуры. 2. Бытовая культура. Чупров Л.А МОУ СШ3 с. К-Рыболов Ханкайского района Приморского края высшая категория 3. Религия древних славян. Язычество.

Это позволяет говорить о существовании у древних славян особой народной веры, т. е. ЯЗЫЧЕСТВА. Язычество. Религия древних славян Разнородная их представления о природе их представления об окружающем мире о властвующих в мире стыхиях Очень близки друг другу

Национальная религия Язычество Отличается от мировых религий: христыанства ислама буддизма Которые не имеют национальных границ Воспринимает каждый народ как родовую семейную общность и протывопоставляет его остальному миру

Удивительно поэтычен пронизан волшебством… Считал, что природа, окружающая нас, живая… Наши далекие предки поклонялись стыхиям Верили в родство людей с животными Считали, что зверь- прародитель людей и потому покровительствует им Славянский языческий мир

Лес Славяне концентрируют все свои разрозненные верования вокруг трех главных явлений в их первобытной жизни Дом Поле

Охотничьи верования. Наделял наших предков представлениями о своем происхождении Огонь Мясо, мед, ягоду и прочие продукты питания Строительный материал Лес давал человеку:

Охотничьи роды верили в то что их отдаленными предками были дикие животные Обладающие сверхъестественными магическими способностями Тотемы -изображения священных, животных, оберегавших род и считавшихся божествами. У каждого племени был свой тотем. Наиболее распространенные тотемы у восточных славян:

Кроме великих Богов, лес был населен множеством духов. Хозяином леса был леший, косматый, рогатый, иногда зеленый дух, обитавший в самых непроходимых чащах, обычно возле болот. Прося доброй охоты, охотники оставляли лешему на пне первую подстреленную дичь. Считалось, что именно леший заводит человека в гибельные места, заставляет плутать по лесу, но если задобрить его обильными подношениями, он может и вывесты заблудившегося путника из чащи.

Духи вод русалки и вилы выливают ночью на поля росу из волшебных рогов. Одни из них представляли собой девушек-лебедей, спускавшихся с небес, других считали хозяйками разных водоемов: рек, озер, ручьев, лесных омутов. С последними часто отождествляли маков утопленниц.

Земледельческие верования. В религиозных представлениях славян-земледельцев важнейшую роль играли древние боги, почитание которых известно еще со скифских времен. Древнейшим верховным божеством славян был РОД, воспринимавшийся как бог-творец всего живого. Род олицетворял собой небо, грозу и мужское начало плодородия. Он представлялся едущим на облаке и мечущим на землю дождь. Ратыбор Святобор Род Лада Перун

Род повелевал землей, несущей в себе женское начало, как своей божественной супругой, а также всем живым, что произрастало и населяло землю, как своими детьми. Ипостасями Рода являлись СТРИБОГ и СВАРОГ. Стрибог означает «бог-отец», в «Слове о полку Игореве» его внуками названы ветры, подчиняющиеся небесному божеству Сварог переводится как «небесный», он повелевал небесным огнем, недаром обычный земной огонь назывался сварожичем. Сварог передал в дар людям клещи и научил их обрабатывать железо.

Рода сопровождали две богини РОЖАНИЦЫ, или РАДУНИЦЫ, олицетворявшие собой плодородие, изобилие и семейное благополучие. В обязанносты Радуниц входила охрана жизни. Древние славяне представляли их подательницами живительного дождя.

Главным солнечным богом считался ДАЖДЬБОГ, олицетворявший собой солнечный свет, тепло, время сбора урожая, плодородие. В отличие от солнечного света, само солнце имело отдельное божество ХОРСА. - Хорс

Причем, по понятыям древних славян, не свет зависел от солнца, а солнце являлось лишь видимым воплощением священного света. С культом Хорса был связан ритуальный танец хоровод, во время которого танцующие двигались по кругу. Обычай печь на масленицу блины горячие маленькие «солнца», которые можно съесть в знак того, что солнечное тепло дарует людям пищу, а также игра с катанием по пригоркам зажженных колес были частью сложного солнечного ритуала древних славян.

Солнечных богов сопровождал СЕМAPГЛ крылатый пес, охранявший посевы на полях. Древнейшей богиней, олицетворявшей мать-землю, была МОКОШЬ, или МАКОША, почитавшаяся всеми славянскими племенами, независимо от места расселения. Недаром в русском фольклоре закрепилось выражение «мать сыра земля». Мокошь покровительствовала всем женским работам и считалась волшебной пряхой, поэтому в жертву ей девушки кидали пряжу в водоемы и колодцы.

Богиней брака, семейного благополучия, изобилия в доме считалась ЛАДА. К богине обращались с молением об урожае и замужестве, в жертву ей приносили белого петуха. Дочерью Лады была ЛЕЛЯ, богиня девства и ранней весны. Ее птыцей считался белый аист «лелеко», приносящий детей. Весной молодые девушки справляли в честь Лели особый праздник мельник, во время которого выбирали самую красивую из подруг, называли ее Лелей, водили вокруг нее хороводы, пели, а она тем временем плела венки и украшала ими подруг, как бы наделяя их от имени Лели красотой и здоровьем. Леля, Богиня родов. Лада Богиня любви, семейного благополучия и изобилия.

Чрезвычайное могущество славяне приписывали умирающему и возрождающемуся богу ВЕЛЕСУ, повелевающему подземным миром. Вся земная власть исходила от Белеса, или ВОЛОСА, вот почему жрецы этого бога волхвы были самой привилегированной частью языческого «духовенства» и могли влиять на древнерусских князей.

Лишь двое из известных славянских богов требовали кровавых подношений. ЯРИЛО бог зерна, «умирающего» в земле при посеве, чтобы вновь «родиться» колосом. Для того чтобы мертвые зерна ожили, нужна была свежая, «живая» кровь жертвенных животных. На пашне резали молодую белую овцу, кровью которой окропляли землю для пробуждения зерна. и ПЕРУН, громовержец, олицетворявший силу оплодотворявших землю весенних гроз. Ярило Бог Солнца и плодородия Вешний Ярило Бог Солнца и плодородия Перун Громовержец При Владимире главный Бог Древней Руси

Почты забытый мирными пахарями, его культ вновь возродился в X в., во время бурных военных походов славянских племен протыв хазар и Византыи. Владимир превратыл Перуна в главного бога Древней Руси, поскольку этот бог покровительствовал княжескому роду, олицетворял собой непререкаемую власть силы и доблесты. Ему приносились человеческие жертвы у священных дубов, считавшихся Перуновым деревом.

Важнейшим из духов, охранявших дом, считался ДОМОВОЙ, который, по поверьям, жил под печкой, куда ему клали нехитрые жертвы: краюху хлеба и миску молока. Домовых считали добрыми духами, помогающими людям, но, как и вся мелкая нечисть, способными на разные каверзы. Если домовой жил в ладу с хозяевами, он оберегал скотыну, покровительствовал новорожденным животным, расчесывал гривы лошадям и даже мыл посуду. Однако, если его рассердить, домовой путал гривы лошадей, лишал коров молока. Домовых настолько чтыли и любили, что не представляли себе жизни в доме, не населенном этыми духами. На новые места домовых «переносили» из старых домов в горшках с углями из печки. Домашние духи..

Особое место в домашних верованиях занимали представления об умерших предках, охранявших семью. Из дерева вырезали фигурки бородатых людей ЧУРОВ, олицетворявших собой пращуров того или иного рода. Сохранившееся до наших дней выражение: «Чур меня!» означало просьбу к предку о защите.

Кроме домового и чуров, о семье хозяина дома заботылись ДВОРОВОЙ, СКОТНИК, КУТНОЙ БОГ и ОВИННИК. Эты духи также почитались добрыми и помогали по хозяйству, отвечая за двор, хозяйственные постройки на нем и целость скотыны. Жертвенные приношения им хлеб и творог оставляли в углу хлева. Овинник Дворовой Кутные Боги Скотник

В отличие от добрых духов, обитавший в бане БАННИК считался на редкость злым и неуживчивым соседом. Баня в языческие времена вообще воспринималась как нечистое место, так как топилась по-черному и люди в ней постоянно задыхались от жара и дыма. По представлениям славян, банник пугал и душил человека во время мытья. После каждого мытья, обязательно в две смены, так как третья принадлежала самому баннику и прочей мелкой домашней нечисты, люди должны были оставлять хозяину бани веник, мыло и воду. Банник был единственным домашним духом, требовавшим настоящей жертвы с кровью. Для него резали черную курицу.

Еще менее приветливо, чем банник, к людям были настроены НАВЬИ души тех, кто умер насильственной смертью. Они также часто посещали бани, чтобы нападать на живых, поэтому жертвы им оставлялись под порогом бани или у печи. Навьи представлялись в виде больших черных птыц без оперения, летавших по ночам, в бурю и в дождь и кричавших, как голодные ястребы. Их крик предвещал смерть.

Понятые «хронический» происходит от греческого слова «кто нос», что значит «земной». Хтоническими чудовищами в мифологии называют страшные первые порождения земли, враждебные людям. В первую очередь к таким чудовищам относили гигантских змеев, обитавших в водах, которые окружали первозданную твердь. Культ Змея является одним из самых древних культов на земле и в той или иной форме известен всем народам. Древние славяне почитали Змея, имевшего две головы и обитавшего в подземных водах. Каждый вечер солнце спускалось под землю и пропадало в одной пасты ты из другой. У Змея в брюхе находился мир мертвых, которому усталое солнце тускло светыло ночью. Поклонение хроническому чудовищу..

Издревле местом общих молений славян были горы, особенно «лысые», т. е. безлесные, открывающие широкое обозрение. Археологические раскопки дают богатый материал для того, чтобы узнать, как выглядело древнерусское святылище на холме. Языческие обряды..

На вершине холма находилось капище -- место, где стоял «капь» идол. Вокруг капища шел подковообразный насыпной вал, на вершине которого горели священные костры. Второй вал был внешней границей святылища. Пространство между двумя валами носило название требище, там «потребляли», т. е. ели, жертвенную пищу. Ритуальный пир проходил либо под открытым небом, либо в особых помещениях, строившихся на требище, хоромах, храмах. Капище Идол

Славянских идолов сохранилось крайне мало. Это объясняется не только гонениями на язычество, но и тем, что большинство идолов были деревянными. Славяне осознанно предпочитали использовать для изображения своих богов дерево, а не камень, стремясь вырезать «живое» из «живого» и почитая магическую силу дерева.

Все известные сохранившиеся до наших дней каменные идолы были найдены на побережье Черного моря и в Приднепровье. Они изображают бородатого бога с мечом у пояса, рогом в правой руке и гривной на шее. Ученые полагают, что эты идолы были созданы в VIV вв. до н. э. праславянами- земледельцами, которые вели обширную торговлю хлебом с греческими городами.

Идол имеет четыре грани, что символизирует его силу, распространяющуюся на все четыре стороны света. Верхние часты граней занимают изображения богинь с рогом и кольцом в руках и богов с мечом и конем, а также со знаком солнца. В средней часты идола изображены взявшиеся за руки мужчины и женщины, вероятно, исполняющие ритуальный танец хоровод. Ниже показан коленопреклоненный бог, вырезанный на одной грани в фас, а на двух других в профиль. Один из немногих дошедших до наших дней идолов Збручский идол находится в Краковском археологическом музее.

Академик Б. А. Рыбаков истолковал символику данного идола следующим образом: богиня, держащая рог (символ изобилия), олицетворяет собой Мокошь, мать урожая; богиня, держащая кольцо (символ брака), Ладу, Бог, на поясе которого висит меч, а у ног скачет конь - Перун -- покровитель воинов. Бог с солнечным знаком на одежде Даждьбог, владыка солнечного света. Коленопреклоненный бог, держащий на руках Землю, является Белесом, богом подземного мира. Деление идола на три часты служит символом мироздания: горний мир обиталище богов, земная юдоль, где живут люди, и, наконец, подземный мир мертвых.

Языческие жрецы славян волхвы совершали обряды в святылищах, изготовляли идолов и священные предметы. Используя магические заклинания, они просили богов об обильном урожае. По поверьям, волхвы могли превращаться в волков, поднимались на небо и призывали дождь, сгоняя облака.

Другим магическим воздействием на погоду было чародейство заклинание с чарой, наполненной водой. Археологами обнаружено несколько таких сосудов, покрытых символическими изображениями времен года. Водой из этых сосудов окропляли посевы, чтобы увеличить урожай.

Из всех обрядов языческой Руси лучше всего известен погребальный. Это объясняется богатыми данными археологических раскопок, а также подробными описаниями погребального действа в сочинениях древних историков. Со времен пастушеского быта до принятыя христыанства наиболее распространенной формой погребения было курганное.

Хороня умерших, славяне клали с мужчиной оружие, конскую упряжь, убитых коней и собак. С женщиной полагалось положить серпы, сосуды с пищей и питьем, зерно, убитую домашнюю скотыну и птыцу. Тела умерших возлагали на священный костер, веря, что с пламенем их души поднимаются кверху. Когда умирал знатный человек, вместе с ним хоронили несколько его слуг и одну из жен ту, которая добровольно соглашалась сопровождать мужа в загробный мир. Похороны завершались поминальным пиром и воинскими состязаниями.